В сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект обезьян. История уошо или насколько умными могут быть шимпанзе


Группа ученых из университетов США и Великобритании заявила, что в сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект последних, необъективно проводят эксперименты и предвзято интерпретируют результаты. Авторы перечисляют распространенные ошибки и дают конкретные рекомендации для своих коллег в статье, опубликованной в журнале Animal Cognition.

Сравнительная психология занимается эволюцией психики, и для этого в исследованиях часто сравнивают организмы разных видов. Но результаты исследований в этой сфере стоит интерпретировать с осторожностью, поскольку при проведении экспериментов порой сложно сохранять объективность и обеспечить честные и равные условия участникам. Даже в пределах одного вида существуют сложности: чтобы сравнить интеллект разных групп людей, необходимо учесть все, что на этот интеллект влияет. Когда-то считалось, что это врожденная характеристика, что она передается по наследству, и сравнивать казалось просто. Но еще в 1981 году стало известно , что помимо генов, важную роль играет среда, в которой растет и развивается индивид, его образование, жизненный опыт, здоровье.

Но если сложно сравнивать между собой людей, то как быть с межвидовыми различиями? В идеале, сравнивать интеллект детей и обезьян можно только если обезьяны подвержены такому же воздействию среды. В тестах на социальный интеллект (на понимание языка и жестов) отсутствие опыта взаимодействия с человеческими привычками может оказаться особенно важным и значительно повлиять на успех прохождения испытаний. Исследования с обезьянами, которые росли вместе с людьми, уже проводили, в одном из них ученый Уинтроп Келлог «удочерил» молодую шимпанзе по имени Гуа, которая жила и росла вместе с его маленьким сыном. Однако в настоящее время подобное исследование вряд ли получится повторить и опубликовать из-за этических ограничений.

Это лишь одна из ошибок, которую нашли авторы. Они изучили несколько сравнительных экспериментальных исследований последних десятилетий, которые касались социального интеллекта детей и обезьян и, в частности, их умения интерпретировать и правильно использовать жест, на что-то указывающий (указательный палец, направленный в сторону объекта). Во всех исследованиях человек превзошел обезьян по результатам теста, и объяснялось это его эволюционной уникальностью. Работы проверялись на соответствие критериям, которые авторы назвали необходимыми для обеспечения объективности эксперимента: это равенство среды, подготовки, протоколов выборки, процедуры тестирования и возраста испытуемых при тестировании.

Авторы обнаружили несоответствие почти всем критериям. Среда, в которой обитали испытуемые, была неодинаковой, несоответствие было довольно грубым, безо всяких попыток со стороны экспериментаторов эти условия уравнять. В экспериментах обезьяны сидели в клетках, а дети, разумеется, нет, однако наличие физических барьеров могло негативно повлиять на результат (как это было у собак). Также подопытные животные часто росли в стерильных условиях лабораторий, тогда как дети росли в хороших, способствующих когнитивному развитию условиях. Этот факт повлиял и на выборку, так как интеллектуальный уровень людей был выше из-за условий среды. Также выборка искажалась дополнительными критериями отбора среди людей: в некоторых исследованиях для участия в тесте ребенок должен был уже делать что-то подобное раньше. Для обезьян же такого критерия не выдвигали. Что касается подготовки, в исследованиях, связанных с языком и жестами, дети имели намного больший опыт с предметом, чем обезьяны. Различались и процедуры тестирования: в одном из исследований детям, которые не справились с задачей показать пальцем на объект, дали «второй шанс» и позволили ответить, опустив на него ладонь, но все равно сделали вывод о превосходстве человека.



Кроме того, авторы обратили внимание на то, как экспериментаторы интерпретировали результаты: результатом теста всегда был конкретный видимый и измеряемый ответ, но, по их мнению, он свидетельствовал о присущих людям глубинных психических способностях. Например, в одном из исследований дети и обезьяны из семейства гоминид искали спрятанный в одном из контейнеров объект, а экспериментаторы давали подсказки, среди которых было указание на нужный контейнер пальцем. Дети понимали этот жест лучше обезьян, чаще делали правильный выбор, и исследователи предположили, что это связано с тем, что дети понимают коммуникативные намерения людей, а животные нет. То есть, интерпретация в этих исследованиях не учитывала разницы в условиях проведении эксперимента и зачастую принижала интеллект обезьян.

Неадекватные условия сравнительных исследований приводят к противоречивым результатам. Результаты всех исследований, которые разбирали авторы, были позднее опровергнуты. В исследовании со спрятанным предметом результаты свидетельствовали о том, что обезьяны не понимают указывающий жест, однако некоторым особям все же удалось это сделать. В другой работе ученые опровергли эти результаты лишь частично, когда установили, что на успешность выполнения такой же задачи влияет дистанция гоминид по отношению к контейнеру.

Так обладают ли обезьяны социальным интеллектом? В то время как в сравнительных тестах обезьяны не всегда дотягивают уровня годовалого младенца, согласно другим результатам, они соответствуют возрасту двух-трех летнего ребенка, и способны понимать ложные представления других индивидов. Многие исследования свидетельствуют о том, что обезьян можно научить говорить, например, на языке жестов, но их речь остается бедной и не передается дальше. Чемпионом по освоению человеческого языка среди обезьян считается карликовый шимпанзе Канзи , который мог понимать на слух около трех тысяч слов. Шимпанзе Уинтропа Келлога достигла определенных успехов, но остановилась в социальном развитии довольно рано, так как оказалась равнодушна к общению со своими новыми родителями.

Резюмируя работу над ошибками, авторы дают несколько рекомендаций по проведению сравнительных исследований. Они упоминают технику перекрестного воспитания, как в эксперименте с шимпанзе Гуа, но, хоть она и решает многие проблемы, связанные с неравными условиями, из соображений этики она не идеальна. Поэтому ее можно заменить адекватным обучением для прохождения теста: например, если ребенок в возрасте девяти месяцев может ориентироваться по жестам взрослых (если жест указывает на объект поблизости), то и обезьяну следует учить не менее девяти месяцев. Кроме того, следует быть строже с объяснением поведенческих результатов и полагаться только на те переменные, которые можно наблюдать и измерять. А выборку нужно делать более равной и сбалансированной, больше внимания уделяя влиянию среды.

Мы подумали, что каждый должен знать трогательную и выдающуюся историю о хрупкой женщине, которая всю свою жизнь отдала изучению шимпанзе, открыв нам удивительный их мир. Она написала множество прекрасных книг для детей, стала послом ООН, всю свою жизнь защищала животных, получила за свои заслуги множество крупных мировых наград и титулов. Её жизнь достойна уважения и восхищения.

Джейн Гудолл родилась 3 апреля 1934 в Лондоне в семье писательницы и бизнесмена. С самых ранних лет у Джейн наблюдались неподдельная любознательность и интерес к животным. Первым опытом наблюдения за животными стало многочасовое исследование Джейн процесса откладывания курицей яиц в курятнике. Тогда она изрядно напугала потерявших ее родителей.

В самом юном возрасте отец подарил ей игрушку - маленькую игрушку с именем Юбилей, которая стала её любимым другом, повлияв в дальнейшем на ее путь. На Рождество 1942 юная Джейн получает в подарок популярную в то время книгу про доктора Дулиттл - врача и путешественника, большого друга животных и детей. Она решила, что однажды тоже отправится в Африку, чтобы наблюдать за животными и писать о них.

В 1957 ее мечта осуществляется: приглашенная своей подругой в Кению, она впервые отправляется в Африку. В скором времени там происходит судьбоносная встреча с антропологом и палеонтологом Луисом Лики, изменившая всю ее жизнь.

Луис Лики искал человека для изучения шимпанзе в естественной среде, но не просто изучения приматов, а их социальной жизни, их эволюции.

У Джейн тогда помимо сильного желания изучить и понять животных не было ни диплома, ни опыта в этой области, но это, скорее, сыграло решающую роль, так как, по словам Лики, это будет «свежий взгляд без предубеждений», без заложенного университетской программой паттерна поведения. После того, как Национальное Географическое Сообщество выделило грант на исследования, Джейн отправилась навстречу приключениям, о которых так мечтала в детстве.

Грандиозные открытия Джейн Гудолл, перевернувшие наши представления о шимпанзе

В 1960 в сопровождении своей матери Джейн Гудолл отправляется в леса Гомбе в Танзании, чтобы начать исследования поведения диких шимпанзе. Следуя оригинальному новаторскому методу, она внедряется в группу обезьян, чтобы изучить их в качестве соседа вместо того, чтобы наблюдать за ними на расстоянии. Джейн в отличии от многих ученых того времени стала давать имена шимпанзе, вместо номеров, несмотря на порицание такого эмоционально рискованного подхода. Джейн первая изучала маленьких приматов в качестве личностей, с привычками, эмоциями, привязанностями. До этого все ограничивалось изучением их инстинктов с удаленного расстояния.

Таким образом, она делает несколько главных открытий. Сначала она констатирует, что шимпанзе также плотоядные, а не исключительно травоядные животные, как считалось ранее. Но самое главное, она наблюдает однажды, как старый шимпанзе, носивший данное ею имя Дэвид Серая Борода, использует веточки, чтобы извлечь насекомых из термитника. Мало того, что он прибегнул к помощи орудия, он его еще и сам изготовил, ободрав листья. Джейн открывает, таким образом, что шимпанзе могут изготавливать и использовать инструмент, что ранее считалось исключительной прерогативой человека! Мир ученых перевернуло ее открытие, ведь им пришлось переосмыслить человека в системе животного мира, либо причислить класс шимпанзе к человеку.

Благодаря близости к приматам, она подробно изучает их семейные отношения, их образ жизни и убеждается, что каждый имеет свою индивидуальность и эмоции. Ее наблюдения доказывают, что шимпанзе имеет много общих черт с человеком, даже в том, что шимпанзе могут вступать в жестокую войну друг с другом. Как и люди, шимпанзе наделены не только склонностью к жестокости, но и иногда даже большой добротой, самопожертвованием. Например, когда малыш приматов лишился родителей в их племени, один самец взял их под свою опеку, выполняя все необходимые процедуры заботы, которые оказывают своим детям мамы-шимпанзе. Не только кормил, играл, спал рядышком, но даже прятал малыша от дождя, закрывая своим телом.

Еще интересным наблюдением стал тот факт, что вожаками в стае шимпанзе становятся не только самые сильные и агрессивные, как у многих других животных, но и самые умные и сообразительные. Так один из шустрых, но слабых шимпанзе по имени Майк смог сместить вожака, заняв его место на целых 6 месяцев, просто схватив пустые канистры, грохотом которых напугал всех остальных. Даже лишившись «грозного» орудия, сообразительный шимпанзе сохранил за собой почетную должность.

Джейн - единственная, кто, прожив с шимпанзе почти два года, даже был принят в их клан в качестве равного. Одна из «знатных» самок избрала Джейн подружкой в свою свиту. Одним из сильнейших потрясений для удивительной женщины-ученого стало ее изгнание из клана шимпанзе после того, как их вожаком стал агрессивный «расист» шимпанзе, запретившей «белой» участвовать в их жизни.

От специалиста до активистки

В 1961 году она поступила в Кембридж в качестве кандидата наук, не обладая даже образованием бакалавра, что стало возможным, благодаря ее удивительным открытиям. Окончив Кембриджский университет, Джейн защищает в 1966 докторскую степень по этологии (дисциплина зоологии, изучающая поведение животных).

В шестьдесят пятом году Гудолл учреждает исследовательский центр в Танзании для желающих изучать приматов, он функционирует и по сей день, объединяя многих ученых и исследователей. Своим примером эта женщина привлекала взор всей мировой общественности к вопросу шимпанзе, в том числе множество аристократов из Европы, которые тоже посчитали своим долгом защитить животных и природу Африки.

В 1971 она публикует свою первую книгу «Шимпанзе и я», которая переведена на 48 языков!

В 1977 она создает Институт Джейн Гудолл в США. Изначально предназначенный для финансирования программ по исследованию шимпанзе, этот институт сегодня ведет также обширную учебную программу.

В 1986 ее карьера приобретает важный поворот. Она решает перейти от научного исследования к более глобальному подходу и становится активисткой-защитницей природы и экологии. Она покидает Танзанию, где провела 26 лет, и начинает путешествовать 300 дней в году, чтобы довести до сознания общества, какая опасность угрожает нашей планете.

Личная жизнь в обмен на революционные открытия

Всю свою жизнь Джейн отдала шимпанзе и защите животных, пожертвовав личной жизнью. У нее было два мужа - с первым отношения в конечном итоге не сложились, а вторая ее сильная любовь скоропостижно покинул ее в 1980 году, умерев от страшного диагноза - рак, когда ей было 46 лет. Первым мужем ученой стал кинооператор, присланный к ней в Танзанию Луисом Лики и Национальным географическим Сообществом для съемок фильма о шимпанзе - барон Гугл ван Лавика. Это была родная душа, такой же добрый, любознательный человек, всем сердцем любящий животных. Там же, в Гомбе у них родился сынишка Хьюго, росший среди необузданной африканской природы, шимпанзе и других животных. Гуго снимал фильм о жизни и быте шимпанзе в течении двух десятков лет, запечатлев их яркие личности - мамашу Фло с малышами, и многих других. В его фильме «Люди леса», удостоившимся многочисленных наград, запечатлено несколько поколений обезьян.

Она - автор многочисленных трудов о шимпанзе и природе, как и книг для детей. А еще Джейн придумала, как хотя бы немного скрасить жизнь несчастным шимпанзе, живущим в неволе в крупных зоопарках по всему миру - им поставили телевизоры, показывают фильмы, которые они с удовольствием смотрят (кстати, их смотрят не только шимпанзе).

Сейчас ей уже больше 80 лет, но она не сдается, занимаясь любимым делом. По-прежнему, черпая силу идти вперед среди своих маленьких «человечков» - шимпанзе.

Побольше бы таких самоотверженных людей! Быть может, не исчезали бы так стремительно с лица планеты удивительные представители флоры и фауны.

Дискуссии и споры вокруг человекообразных обезьян, похоже, подошли к концу, и разрешение грозит оказаться самым неожиданным. До сих пор большинство было уверено в том, что только человек обладает замечательным свойством подражать, имитировать, дразниться, и благодаря всему этому – учиться. Однако, судя по всему, мы, люди, глубоко заблуждались. Обезьяны тоже не прочь покривляться: даже здесь человека разумного, homo sapiens, кто-то опередил.

Сенсационное открытие сделали во время своих наблюдений шотландские приматологии совместно с учеными из Университета Эмори: их подопытные обезьяны обнаружили невиданный доселе интеллект!

Надо сказать, что ученые, работающие в области приматологии и антропологии, стали все чаще получать результаты, явно указывающие на то, что уровень "разумности" у человекообразных обезьян несравнимо выше, чем принято считать. Еще в шестидесятых известный исследователь шимпанзе Джейн Гудал открыла, что обезьяны, наши волосатые праотцы и праматери, на самом деле не превратились в бабушек и дедушек-одуванчиков, только и умеющих, что точить лясы да радовать эгоистичных обладателей разума, глазеющих на них сквозь прутья решетки – о, нет! – эволюции не знакомо понятие "пенсия", и обезьяны, безмерно униженные цирками, зоопарками и самим сэром Чарльзом Дарвином, ведут себя удивительно – как установила Гудал, они используют инструменты для добычи пищи, дерутся, ведут настоящие войны и устраивают перемирия.

Разумеется, открытие Гудал вызвало целую волну подобных исследований в области приматологии. Так, швейцарский исследователь Кристоф Беш обнаружил, что человекообразные обезьяны шимпанзе имеют свою собственную культуру, и притом не одну! Он наблюдал группу животных в Тай-Национальпарк на побережье Эльфенбайн. Его подопечные взламывали орехи особым способом, при помощи камня, и, что самое интересное, передавали этот способ следующим поколениям. Поразительный факт - восточноафриканские приматы с этим подходом к добыче пищи были вовсе не знакомы.

Беш недоумевал - неужели эти ребята в самом деле набираются полезных знаний и умений через подражание?

Ученый не раз становился свидетелем сцены, когда маленькая обезьянка заинтересованно смотрела на мамашу, разламывающую скорлупу ореха – что это мама делает? Как это у нее получается? И по прошествии некоторого времени Беш заставал давешнюю малышку за тем же занятием, она ловко управлялась с орехом таким же способом!

Однако, долгое время ученые не могли сойтись на каком-то одном объяснении этого явления. Но вот наконец сотрудникам шотландского Университета Св. Эндрю, кажется, удалось приблизиться к решению. В их статье, опубликованной журналом Nature, подробно описано поведение шимпанзе, которые сознательно подражают друг другу для того, чтобы достичь желанной цели. Пищи. Для эксперимента ученые подготовили обезьянам непростое задание – при помощи палки выудить приманку из резервуара, к тому же еще и заткнутого пробкой. Подопытных животных ученые разделили на две группы, а затем из каждой выбрали по одной обезьянке и научили их разными способами вытаскивать пробку и доставать пищу. "Первопроходцев" звали Эрика и Джорджия. После короткого курса их отправили обратно к другим обезьянам, и спустя два месяца все питомцы шотландских ученых успешно питались, используя методики, которым они научились, подражая Эрике и Джорджии. Третья же группа – о ней пока не было сказано ни слова – вообще ничему не училась, и по прошествии упомянутого срока ни один из ее представителей даже шагу не сделал в направлении приманки. Они не осилили задание без "наставника", считают специалисты.

Не только взрослые имеют скрытое желание быть похожими на других, считают антропологи, даже детям знакомо стремление поскорее научиться у товарищей делать то, что им так нравится. Как выясняется, здесь люди не одиноки. Приматы шотландских исследователей – яркий тому пример.

Экология

Некоторые человекообразные обезьяны, оказывается, могут быть намного умнее своих сородичей. По крайней мере, ученые знают одну такую самку шимпанзе, которую характеризуют как "исключительную", если сравнивать ее с другими представителями этого вида.

Эта удивительная самка шимпанзе по имени Наташа, которой более 20 лет. Она уникальна тем, что показывает невероятные результаты в различных тестах и экспериментах. Исследования, результаты которых были опубликованы в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B , показывают, что среди обезьян также встречаются гении, хотя мыслить так же разумно, как человек, они, конечно, не могут.

Некоторые способности все же выделяют обезьяну среди остальных. Сотрудники заповедника для шимпанзе острова Нгамба в Уганде знали об этих необычных особенностях Наташи еще до того, как ею заинтересовались исследователи и провели тесты. Наташа оказалась одной из самых умных из известных ученым обезьян на планете.

Например, Наташа постоянно сбегала из своего прошлого вольера, обнесенного электрическим забором. Она кидала на него ветки до тех пор, пока прекращали идти искры, таким образом, понимая, что электричество выключено. Также она научилась дразнить людей, "убеждая" их бросить ей что-то съестное.


Ученые из Института эволюционной антропологии решили заняться изучением этой обезьяны, а также в их исследованиях приняли участие многие другие приматы. Исследователи хотели понять, чем гении отличаются от обычных обезьян. Для своих экспериментов ученые подготовили 8 различных тестов.

Например, в первом эксперименте шимпанзе должны были отыскать спрятанные предметы, таким образом ученые желали проверить их способности ориентироваться в пространстве. Во втором эксперименте обезьяны должны были использовать "орудия труда" для того, чтобы получить пищу в качестве вознаграждения. В остальных экспериментах ученые проверяли способность обезьян понимать такие вещи, как цвет, размер и форма.

Ученые заметили, что некоторые обезьяны лучше или хуже справлялись с заданиями, тогда как Наташа блестяще прошла практически все тесты. Ученые не стали называть эти способности обезьяны "проявлением разумной мысли". Мыслительные способности примата - это набор навыков, связанных с запоминанием, использованием орудий труда, пониманием качества предметов.


Как говорится, "необходимость - мать изобретательности" , поэтому что касается обезьян, то тут, скорее всего, работает тот же принцип, который может объяснить способности приматов. Например, некоторые обезьяны умеют изготавливать специальные орудия труда, для того, чтобы доставать термитов из термитников или разбивать орехи.

Однако почему далеко не все обезьяны способны развивать в себе такие сложные навыки? Ученые полагают, что все зависит от экологических ограничений и потребностей.

Особенные способности демонстрируют не только обезьяны, но и другие животные. Например, собаки Рико и Цезарь знают значения около тысячи слов! Интересно, что большинство собак-гениев принадлежат к породе бордер-колли. Их хозяева утверждают, что не занимались дрессировкой своих питомцев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!