Варианты экзаменационных работ по русскому языку глава. Материал по русскому языку "варианты экзаменационных работ огэ"

Вариант экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного.

(Д.С.Лихачёв)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1–А7.

(1)«Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше собственное. (2)Природа представила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет. (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании». (4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50 году от Р. Х.

(5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

(6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, изменять его как следует не сумели, а значит, и не берегли. (8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров - телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. (15) Недостаёт времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится всё меньше.

(По Д. Гранину)

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного

текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых

только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос:

«Почему люди должны ценить время?»

1) Древние философы завещали потомкам ценить время.

2) Время необходимо деловому человеку, чтобы двигать прогресс.

3) Ценить время нужно, чтобы не нарушать режим дня.

4) Время – это единственная вещь, которую нельзя вернуть.

Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1)Прогресс сводится к тому, чтобы сэкономить человеку время.

2) Времени не хватает у людей разных поколений.

3)Древние люди не умели ценить время.

4)Современному человеку недостаёт времени на любование природой.

В каком предложении текста наиболее полно выражена основная мысль?

1) 8 2) 11 3)14 4)15

Какое значение имеет словоцейтнот в предложении 14?

1) острый недостаток времени;

2) невыполнение задуманного;

3) ускорение;

4) дефицит.

Чему, по мнению Д Гранина, необходимо научиться современному человеку?

2) пользоваться ЭВМ;

3) беречь и ценить время;

4)чаще совершать прогулки на природе.

В каком предложении текста употреблены синонимы?

1) 5 2) 7 3) 9 4) 13.

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на

задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если

нужно, запятыми.

В1 Замените слово ЭВМ из предложения 13 синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 10-12выпишите слово с чередующейся безударной гласной

В3 Из предложений 7 выпишите слово, в котором правописание приставки

зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после

приставки буквой.

B4 В предложении 6 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В кратких формах причастий пишется одна буква н». Выпишите найденное причастие.

B5

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Эскалаторы,(1) компьютеры,(2) универмаги,(3) телетайпы,(4) электробритвы – все изобретается для того,(5) чтобы сберечь человеку время.

B6 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

сложносочинённого предложения.

Деловой человек наращивает скорости,(1) внедряет ЭВМ,(2) переделывает универмаги в универсамы,(3) печатает газеты фотоспособом,(4) а дефицит времени увеличивается.

B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

сложноподчинённого предложения.

Прогресс – он ведь к тому сводится,(1) по мнению делового человека,(2) чтобы сэкономить этому деловому человеку время.

B8 Замените словосочетание деловой человек (предложение

13), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием

со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

B9 Выпишите грамматическую основу предложения 7.

B10 Среди предложений 1–4 найдите предложение с обращением.

B11 Среди предложений 13-17 найдите предложение с обособленным

обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

B12 Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

B13 Среди предложений 10-12 найдите сложное бессоюзное предложение.

Напишите номер этого предложения.

B14 Среди предложений 13-17 найдите предложение с

Бессоюзной и союзной подчинительной связью . Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе

или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием

сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в

письменной речи.

С2.1 .

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д Гранина

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, ил-люстрирующие разные функции запятой.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ан-тона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Антон Кирилл

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл

финала текста: «Время куда-то исчезает, его становится всё меньше»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

АЗ

В1

компьютер

возрастают

ВЗ

человек дела

Они измерять не умели и не берегли

В10

В11

В12

В13

В 14

Часть 1 - подробное изложение

Часть 2 -

кружочком

Часть 3 -

уверены в своих силах!

Желаем успеха!

Бланк № 1

Вариант 1

Часть 1

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Бланк № 2

Часть 2

(4)Так вот - любование. (5)В этом весь секрет постижения красоты. (6)Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше - это одно. (7)Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое. (8)Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад . (9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками - всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

(10)Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берёз, - у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11)«Господи, - говорил я, - такое мне дано, но ведь с этим же что-то делать надо!»

(По В. Солоухину)

Задания 1-4

1. Какая общая мысль объединяет

1) Необходимо беречь природу, заботиться о ней.

досада в прочитанном тексте (предложение 10)?

1) несправедливое отношение к чему-либо или к кому-либо

2) угнетённое, подавленное психическое состояние, депрессия

3) раздражение, неудовольствие, огорчение, вызванное чем-либо

4) предположение, догадка о виновности кого-либо в чём-либо

4. Какая характеристика предложения 16 является верной?

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) простое

4) сложное бессоюзное

Бланк № 3

Часть 3

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


ученика(цы) 9 класса «___»

Экзаменационная работа 2

Вариант 2

Инструкция для учащихся

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 - подробное изложение прослушанного текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 80 минут.

Часть 2 - чтение предложенного текста и выполнение тестовых заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и тестовыми заданиями.

Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов. Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению тестовых заданий с выбором ответа. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный . Отвечайте после того, как вы поймете вопрос и проанализируете все варианты ответа.

Обведите цифру правильного ответа кружочком . Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 40 минут.

Часть 3 - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения

на основе прослушанного и прочитанного текстов. Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они предлагаются.

Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте

уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!

Бланк № 1

Вариант 2

Часть 1

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Бланк № 2

Часть 2

(1)Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2)А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», - японцы вежливо возразили и показали программу. (3)А в ней было написано: с 9 до 11.30 утра - любование.

(12)Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13)Любоваться. (14)Созерцать, исцеляя душу. (15)Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут - не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. (16)Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17)Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость.

(По В. Солоухину)

Задания 1-4

1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Чем дольше наслаждаешься окружающей природой, тем больше получаешь сил и энергии.

2) По-настоящему наслаждаться природой можно только в лесу.

3) Необходимо беречь природу, заботиться о ней.

4) Природа - источник радости, она окрыляет и исцеляет душу человека.

2. В каком предложении есть фразеологизм?

похожее в предложении 10?

2) причастие

3) прилагательное

4) деепричастие

4. Каковы смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения 12?

1) вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой

2) вторая часть предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой

3) вторая часть предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой

4) вторая часть предложения поясняет первую, то есть раскрывает её содержание

Бланк № 3

Часть 3

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экзаменационная работа по русскому языку


ученика(цы) 9 класса «___»

Экзаменационная работа 2

Вариант 3

Фамилия ____________________________________________________________

Имя ________________________________________________________________

Отчество ____________________________________________________________

Область ___________________________________________________________

Город (село) _______________________________________________________

Школа ____________________________________________________________

Инструкция для учащихся

Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 - подробное изложение прослушанного текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 80 минут.

Часть 2 - чтение предложенного текста и выполнение тестовых заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и тестовыми заданиями.

Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов. Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению тестовых заданий с выбором ответа. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный . Отвечайте после того, как вы поймете вопрос и проанализируете все варианты ответа.

Обведите цифру правильного ответа кружочком . Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 40 минут.

Часть 3 - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения

на основе прослушанного и прочитанного текстов. Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они предлагаются.

Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте

уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!

Бланк № 1

Вариант 2

Часть 1

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Бланк № 2

Часть 2

(1)Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2)А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», - японцы вежливо возразили и показали программу. (3)А в ней было написано: с 9 до 11.30 утра - любование.

(4)Так вот - любование. (5)В этом весь секрет постижения красоты. (6)Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше - это одно. (7)Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое. (8)Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад. (9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками - всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

(10)Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берёз, - у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11)«Господи, - говорил я, - такое мне дано, но ведь с этим же что-то делать надо!»

(12)Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13)Любоваться. (14)Созерцать, исцеляя душу. (15)Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут - не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. (16)Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17)Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость.

(По В. Солоухину)

Задания 1-4

1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) По-настоящему наслаждаться природой можно только в лесу.

2) Природа - источник радости, она окрыляет и исцеляет душу человека.

3) Чем дольше наслаждаешься окружающей природой, тем больше получаешь сил и энергии.

4) Необходимо беречь природу, заботиться о ней.

2. Какое значение имеет слово прибой в прочитанном тексте (предложение 6)?

1) гигантские волны, возникающие на поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений

2) место у берега, в которое бьёт волна

3) значительная по протяжённости и высоте земляная насыпь для защитных и хозяйственных целей

4) движущийся поток воды

3. Какой частью речи является слово исцеляя в предложении 14?

1) наречие

2) причастие

3) предлог

4) деепричастие

4. Какая характеристика предложения 1 является верной?

1) сложноподчинённое предложение с придаточным причины

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

4) простое предложение, осложнённое обособленным определением

Бланк № 3

Часть 3

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экзаменационная работа по русскому языку


ученика(цы) 9 класса «___»

Экзаменационная работа 2

Вариант 4

Фамилия ____________________________________________________________

Имя ________________________________________________________________

Отчество ____________________________________________________________

Область ___________________________________________________________

Город (село) _______________________________________________________

Школа ____________________________________________________________

Инструкция для учащихся

Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 - подробное изложение прослушанного текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 80 минут.

Часть 2 - чтение предложенного текста и выполнение тестовых заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и тестовыми заданиями.

Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов. Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению тестовых заданий с выбором ответа. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный . Отвечайте после того, как вы поймете вопрос и проанализируете все варианты ответа.

Обведите цифру правильного ответа кружочком . Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 40 минут.

Часть 3 - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения

на основе прослушанного и прочитанного текстов. Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они предлагаются.

Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте

уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!

Бланк № 1

Вариант 2

Часть 1

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Бланк № 2

Часть 2

(1)Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2)А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», - японцы вежливо возразили и показали программу. (3)А в ней было написано: с 9 до 11.30 утра - любование.

(4)Так вот - любование. (5)В этом весь секрет постижения красоты. (6)Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше - это одно. (7)Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое. (8)Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад. (9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками - всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

(10)Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берёз, - у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11)«Господи, - говорил я, - такое мне дано, но ведь с этим же что-то делать надо!»

(12)Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13)Любоваться. (14)Созерцать, исцеляя душу. (15)Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут - не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. (16)Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17)Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость.

(По В. Солоухину)

Задания 1-4

1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Природа - источник радости, она окрыляет и исцеляет душу

человека.

2) Необходимо беречь природу, заботиться о ней.

3) По-настоящему наслаждаться природой можно только в лесу.

4) Чем дольше наслаждаешься окружающей природой, тем больше получаешь сил и энергии.

2. Какое значение имеет слово возроптать в прочитанном тексте (предложение 2)?

2) громко, с чувством, с волнением произнести что-либо

3) произнести нерешительно что-либо

4) высказывать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо

3. Какой частью речи является слово видна в предложении 1?

1) наречие

2) причастие

3) прилагательное

4) деепричастие

4. Какая характеристика предложения 10 является верной?

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) простое

Бланк № 3

Часть 3

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данный материал представляет собой экзаменационную работу в двух вариантах с использованием материалов ФИПи. Также представлена аудиозапись изложения, текст изложения с микротемами и ответы по тестовой части работы.


«вариант 1»

Материалы к экзамену

Вариант 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего

текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

Часть 2

(1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке.
(19) Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20) Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21) Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22) Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она.
(23) И вполусерьёз добавила:

– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26) На зло отвечают, – возразила я.

– (27) Чем?

– (28) Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34) Но я к этому отвращения не питала.

(35) С появлением Ларисы многое изменилось. (36) Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37) Так смотрела на Ларису и я. (38) Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39) Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

В каких предложениях текста содержится ответ на вопрос: «Почему девочка болезненно относилась к своей хрупкости и малому росту»?

1) 1–4

2) 5–7

3) 12–13

4) 35–37

Ответ: ____________________

В каком предложении средством выразительности речи является сравнение?

1)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

2)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.

3)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.

4)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.


Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного .

Ответ: ________________

Из предложений 12–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: ______________

Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом . Напишите его.

Ответ: _________________

Замените словосочетание «фарфоровые собаки» (предложение 7), построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите

получившееся словосочетание .

Ответ: ______________

Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: __________________________

Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством .

Ответ: ____________________

вводном слове .

Игрушечное царство, (1) казалось, (2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной, (3) поражающей воображение, (4) чем я как человек.

Ответ: ____________________

Укажите количество грамматических основ в предложении 7 . Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________

сочинительной связью.

Венца на моей голове, (1) увы, (2) не было, (3) а венценосные замашки имелись, (4) и командовать я очень любила. Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, (5) никого не унижая, (6) а меня возвышая.

Ответ: ____________________

Среди предложений 2–6 последовательным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________

Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной

сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского

лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки)

выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или

отдельные предложения» .

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Ю. Максимова.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне

подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным

образом» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ?

Взяв

2 (два)

примера-аргумента один пример-

аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Просмотр содержимого документа
«вариант 2»

Материалы к экзамену

Вариант 2

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

(1) В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2) Это был медведь. (3) Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.

(6) И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7) Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8) Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.

(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.

(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

(19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.

(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25) Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом.
(26) У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою.
(27) Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь».

(По Остромиру)* * Остромир современный молодой блоггер .

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа

на вопрос: «Почему герой-рассказчик забрал с дачи свою детскую игрушку?»

1)Герой-рассказчик вспомнил, как любил эту игрушку в детстве, и ему захотелось

вернуть те радостные ощущения.

2)Герой-рассказчик любил самостоятельно чинить старые игрушки, и ему приятно было

видеть, как они обретают новую жизнь.

3)Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, возвращаясь к нему во сне,

предостерегает его от опасности и отводит беду.

4)Герой-рассказчик, одев медведя в кожаную косуху, решил сделать его талисманом

собственного клуба для байкеров.

Ответ: ____________________

В каком предложении средством выразительности речи является фразеологизм?

1)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на

чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.

2)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки

нашёл игрушку.

3)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.

4)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не

было.

Ответ: ___________________________


Из предложений 22–25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её

значением – «присоединение» .

Ответ: ________________

Из предложений 10–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: ______________

Замените разговорное слово «таскал » в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом . Напишите его.

Ответ: _________________

Замените словосочетание «диванная подушка» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание .

Ответ: ______________

Выпишите грамматическую основу предложения 13.

Ответ: __________________________

Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным распространённым

согласованным определением

Ответ: ____________________

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Я отвёз медведя домой и самолично его починил, (1) хотя навыка такого
у меня,
(2) конечно, (3) не было. Я постирал, (4) набил новую вату, (5) аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом. На место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, (6) как у пирата.

Ответ: ____________________

Укажите количество грамматических основ в предложении 26 . Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всё вверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

Ответ: ____________________

Среди предложений 7–12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________

Среди предложений 21–27 найдите бессоюзное сложное предложение.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога

Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей

личности, нашей души» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на

лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.С. Сухорукова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала

текста: «Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я

устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах.

Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором

роде стала нашим талисманом» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши

рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека» , взяв

в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-

аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный

текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Просмотр содержимого документа
«Ответы и нормы оценивания»

Таблица 1

№ абзаца

Микротема

У каж­до­го че­ло­ве­ка в дет­стве были лю­би­мые иг­руш­ки, с ко­то­ры­ми свя­за­но бе­реж­но хра­ни­мое в серд­це яркое, свет­лое и неж­ное вос­по­ми­на­ние.

В нашем вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном веке ре­аль­ная иг­руш­ка не столь при­вле­ка­тель­на, как элек­трон­ная или вир­ту­аль­ная. Но не­смот­ря на это, иг­руш­ка всё же остаётся не­за­ме­ни­мой для детей. Ведь, играя, ребёнок раз­ви­ва­ет­ся, учит­ся об­щать­ся и при­об­ре­та­ет жиз­нен­ный опыт.

Иг­руш­ка-это ключ к со­зна­нию ребёнка. И чтобы раз­вить в нём толь­ко по­ло­жи­тель­ные ка­че­ства и вы­рас­тить пол­но­цен­но­го че­ло­ве­ка, не­об­хо­ди­мо тща­тель­но и вни­ма­тель­но вы­би­рать иг­руш­ку, помня о том, что иг­руш­ка ока­зы­ва­ет очень силь­ное вли­я­ние на ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка. Нель­зя вос­пи­тать хо­ро­ше­го че­ло­ве­ка с по­мо­щью «пло­хих» иг­ру­шек, име­ю­щих не­га­тив­ную на­прав­лен­ность.

Часть 2

Проверка заданий 2–14

За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы

экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный

ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Таблица 2

Номер задания

Вариант 1

Вариант 2

бессловесные

приделал

порезана

вмешиваться

носил, брал

собаки из фарфора

подушка дивана

многое изменилось

всё повторилось

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по

пятибалльной шкале.

Отметка «2» не более

14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей

экзаменационной работы.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4

учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4) . Если по критериям ГК1–ГК4

учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Просмотр содержимого документа
«Текст для прослушивания»

Часть 1

Текст для прослушивания

У каж­до­го из нас когда-то были лю­би­мые иг­руш­ки. По­жа­луй, у каж­до­го че­ло­ве­ка есть свя­зан­ное с ними свет­лое и неж­ное вос­по­ми­на­ние, ко­то­рое он бе­реж­но хра­нит в своем серд­це. Лю­би­мая иг­руш­ка - это самое яркое вос­по­ми­на­ние из дет­ства каж­до­го че­ло­ве­ка.
В век ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий ре­аль­ные иг­руш­ки уже не при­вле­ка­ют к себе та­ко­го вни­ма­ния, как вир­ту­аль­ные. Но не­смот­ря на все по­яв­ля­ю­щи­е­ся но­вин­ки, такие как те­ле­фо­ны и ком­пью­тер­ная тех­ни­ка, иг­руш­ка все-таки оста­ет­ся не­по­вто­ри­мой и не­за­ме­ни­мой в своем роде, ведь ничто так не учит и не раз­ви­ва­ет ре­бен­ка, как иг­руш­ка, с ко­то­рой он может об­щать­ся, иг­рать и даже при­об­ре­тать жиз­нен­ный опыт.
Иг­руш­ка - это ключ к со­зна­нию ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка. Чтобы раз­вить и укре­пить в нем по­ло­жи­тель­ные ка­че­ства, сде­лать его пси­хи­че­ски здо­ро­вым, при­вить лю­бовь к окру­жа­ю­щим, сфор­ми­ро­вать пра­виль­ное по­ни­ма­ние добра и зла, не­об­хо­ди­мо тща­тель­но вы­би­рать иг­руш­ку, помня, что она при­не­сет в его мир не толь­ко свой образ, но и по­ве­де­ние, ат­ри­бу­ты, а также си­сте­му цен­но­стей и ми­ро­воз­зре­ние. Не­воз­мож­но вос­пи­тать пол­но­цен­но­го че­ло­ве­ка с по­мо­щью иг­ру­шек не­га­тив­ной на­прав­лен­но­сти.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебное пособие содержит 30 вариантов экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2011 г., утверждённой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. В пособие включены методические рекомендации для учителей и учащихся (в том числе дана методика подготовки к написанию сжатого изложения и рекомендации по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему), а также словарик лингвистических терминов. Тесты апробированы в девятых классах общеобразовательных учреждений.
Пособие предназначено учителям-словесникам и учащимся основных и средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Примеры.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Но рядом с ним была его мать - (1)
И смерть не могла его доломать.
Жертвенность материнского чувства естественна}(2) но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Вовремя,(1) при жизни их,(2) должны мы сказать матерям всё доброе,(3) что можем сказать, (4) и сделать для них всё доброе, (5) что можем сделать.

Замените словосочетание интересов сына в предложении 12, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От редактора 3
Глава I. Методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-м классе (в новой форме) 5
1.1. Методические рекомендации для учителей 5
1.2. Методические рекомендации для учащихся 31
Глава II. Словарь терминов 76
Глава III. Вариант экзаменационной работы 2011 г. с комментариями 90
Глава IV. Варианты экзаменационных работ по русскому языку 118

Текст для прослушивания к вариантам 1-3 119
Вариант 1 121
Вариант 2 127
Вариант 3 133
Текст для прослушивания к вариантам 4-6 139
Вариант 4 141
Вариант 5 147
Вариант 6 154
Текст для прослушивания к вариантам 7-9 160
Вариант 7 161
Вариант 8 167
Вариант 9 174
Текст для прослушивания к вариантам 10-12 180
Вариант 10 181
Вариант 11 188
Вариант 12 194
Текст для прослушивания к вариантам 13-15 201
Вариант 13 202
Вариант 14 208
Вариант 15 215
Текст для прослушивания к вариантам 16-18 221
Вариант 16 222
Вариант 17 229
Вариант 18 237
Текст для прослушивания к вариантам 19-21 244
Вариант 19 245
Вариант 20 252
Вариант 21 259
Текст для прослушивания к вариантам 22-24 264
Вариант 22 266
Вариант 23 272
Вариант 24 278
Текст для прослушивания к вариантам 25-27 284
Вариант 25 286
Вариант 26 292
Вариант 27 298
Текст для прослушивания к вариантам 28-30 304
Вариант 28 306
Вариант 29 312
Вариант 30 319
Приложение. Нормативные документы для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе 326
Ответы 344.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!