Важно ли сейчас высшее образование. Нужно ли высшее образование в наше время: личностное развитие, современные условия приема на работу, советы в построении карьеры

Я бы хотел прокомментировать ситуацию как преподаватель (с той стороны баррикад, так сказать). Я достаточно много общаюсь со своими студентами и многие рассказывают почему они поступили и зачем. Часто заставляют родители, бабушки и дедушки. Часто человек не знает, чем заняться после школы, почему бы не сходить в ВУЗ? Часто девушки считают, что образование - это такой своеобразный вид приданного, с образованной женой мол и поговорить интереснее. Многие идут, потому "сейчас без вышки никуда". И лишь небольшая часть приходит получать образование с адекватными ожиданиями и с пониманием процесса.

На мой взгляд, чтобы ответить на вопрос стоит или не стоит, надо рассмотреть несколько тенденций и фактов.

1. В целом, всем людям высшее образование не нужно. Есть огромное количество работ и специальностей, где человеку нужно среднее специальное образование или просто среднее (оконченная школа). Например, для работы официантом, ресепсионистом, секретарем, курьером, баристой достаточно закончить школу и пройти обучение на месте работы. Если Вас такого рода устраивает (платят за нее, кстати, зачастую и повыше, чем за труд специалистов с высшим образованием), то высшее образование будет просто потерей 4-6 лет времени (за которое Вы заработаете денег на работе и может быть получите пару повышений). Многие студенты хотят получать практические навыки работы и алгоритмы (делай раз, делай два, вот тебе результат), хотят конкретное ремесло, на доходы от которого можно жить. Это хороший запрос, но это запрос по сути на среднее специальное образование. И это не обязательно про электриков, сантехников и автослесарей. Есть еще парикмахеры, маникюрщики, системные администраторы, ювелиры и многие-многие другие. Это хорошие, нужные и оплачиваемые профессии. В них можно сделать карьеру и видеть результат своего труда. Опять же, если Вам такое нравится, то высшее образование снова будет потерей времени и упущенной выгодой.

2. К сожалению, отношение людей к высшему и среднему специальному образованию не одинаковое. Высшее образование у нас еще воспринимается с уважением и почетом. А про среднее специальное говорят часто с пренебрежением (например, "фу, птушник какой-то", "это для тупых", "чего хоть в плохонький вуз не мог поступить"?). Я считаю, что это совершенно неправильно. Корнями это явление уходит в советское время, когда специалисты с высшим образованием работали в более комфортных условиях, получали зарплату намного выше и двигались по карьерной лестнице. Высшее образование имели порядка 20% людей, и получить диплом было мощной заявкой на социальный успех. Память о тех временах жива и поныне в сознании наших родителей, бабушек и дедушек. Ситуация, однако, с середины 80-х годов совершенно изменилась (30 лет прошло, а стереотипы остались). Спрос на специалистов с высшим образованием не так велик, как предложение (тысячи выпускников ВУЗов не востребованы). И, наоборот, профессии визажиста, администратора или оператора call-центра востребованы намного больше, платят на них больше и высшее образование там по сути не нужно. А зачем тратить 4-6 лет?

3. Высшее образование сейчас выполняет те функции, которое раньше выполняло среднее. Раньше в школе не стеснялись оставлять на второй год детей, которые недостаточно хорошо освоили школьную программу. Оценка "единица" была в ходу и двойку надо было заслужить. Предъявлялись не более высокие требования, просто требования выдерживались более последовательно и четко. К окончанию школы человек имел не только базовый набор знаний, но и ряд социальных навыков, достаточный для старта взрослой жизни. Сейчас выпускник школы редко бывает к чему-то готов. Аттестат дают всем, второгодников тянут до 11 класса (даже если они программу 7-го толком не знают). Но в итоге надо куда-то этих людей отправить, чтобы они еще "созрели", набрались навыков коммуникации, поняли как, чего и куда. И вот их отправляют еще годика на 4 в ВУЗ, поучиться уму разуму. Это не про полноценное высшее образование, это про социализацию и вхождение в культуру. + Конечно, сейчас объективно больше информации и сложнее социальное устройство, люди взрослеют позже, чем раньше (общемировая тенденция).

4. Качество высшего образования оставляет желать лучшего (это касается и обычных, и топовых ВУЗов). Причин здесь много. Это и массовый исход преподавателей в 90-ые годы. И недостаточность финансирования, недостаточно высокие зарплаты. И излишняя бюрократизированность, бесконечные проверки. И как я писал выше, не всегда достаточный уровень подготовки абитуриентов (и часто речь не про знания, а про умение планировать свое время, вежливо общаться с преподавателями, самостоятельно выполнять задания без сверх-подробных инструкций, умение мотивировать самого себя и т.п.).

5. В конечном счете, высшее образование для многих - это способ получить некую волшебную корочку. Волшебство ее заключается в том, что от него отстанут родители и родственники. Волшебство в том, что работодатель не будет выпендриваться (а работодатель требует высшее образование и там где надо, и там где не надо).

Так стоит или не стоит?

Если Вы просто хотите спокойно зарабатывать деньги, Вам не так принципиально содержание самой рабочей деятельности, на Вас давят Ваши родственники, и Вы хотите "быть не хуже всех", то НЕ СТОИТ. Вы потеряете несколько лет жизни, не видя смысла в своих действиях. Недополучите профессионального опыта и денег, которые могли бы получить, если бы сразу отправились на работу.

Если Вам важно заниматься какой-то конкретной работой или сферой деятельности, требующей углубленной подготовки. Если Вы хотите заниматься преподаванием и/или научной деятельностью. Если Вы хотите получить глубокие познания не только про то, как выполнять конкретную работу, а понимать как устроено общество и мир. Если Вы настроены на саморазвитие в интеллектуальной сфере. Тогда СТОИТ.

В современной экономике конкуренция за рабочие места становиться все более жесткой. В настоящее время вполне нормально, увидеть сотни недавних выпускников колледжей, борющихся между собой за несколько рабочих мест.

Если вы задумывается о поступлении в институт, или уже учитесь в нем, а может быть недавно окончили его, то вам следует спросить себя, каков должен быть необходимый для получения работы уровень образования. Является ли степень младшего специалиста достаточной для получения работы? Следует ли завершить обучение после получения степени бакалавра? Если вы пытаетесь решить какое образование вам действительно необходимо, то ознакомьтесь с пятью причинами в пользу высшего образования:


  1. 1.

    Конкурс

    По статистике, все меньше обладателей высшего образования ищут работу по сравнению с выпускниками средней школы. Это означает, что чем выше уровень вашего образования, тем меньше у вас будет конкурентов на рынке труда. У вас будете больше шансов на получение работы мечты, при конкурировании с сотнями других кандидатов.

  2. 2.

    Зарплата

    Понятно, что люди с высшим образованием могут зарабатывать больше денег, чем без него. В среднем работники, которые до этого проучились два года в колледже, зарабатывают на 8000 долларов в год больше, чем выпускники школ. Работники со степенью бакалавра зарабатывают почти на 11 000 долларов США больше, чем те, у кого степень младшего специалиста, а те, у кого имеется степень магистра, зарабатывают примерно на $9,000 больше, чем бакалавры. Выпускник школы в среднем может заработать около $27 000 за год, при этом работник с докторской степенью сможет заработать около $80,000. Очевидно, что разница в доходах более чем компенсирует затраты на обучение в университете!

  3. 3.

    Наличие рабочих мест

    Даже в самый разгар рецессии, выпускники универов имели гораздо больше шансов найти работу, чем выпускники школ. Рынок труда широко открыт для людей, которые получили высшее образование. У вас будет больше предложений по работе после окончания колледжа, чем, если бы вы попали на рынок труда только с аттестатом об окончании средней школы. В самом деле, компании, которые совсем недавно были более чем рады принять на работу кандидатов прямо со школьной скамьи, теперь требуют, чтобы соискатели, по крайней мере, имели степень младшего специалиста.

  4. 4.

    Сохранение рабочих мест

    При сегодняшней неопределенности на рынке труда, совсем не редкость, когда человек оказывается на пороге увольнения всего лишь после нескольких месяцев работы в компании. По статистике, выпускники университетов имеют больше шансов проработать в одной компании год или более, в то время как выпускники школ могут стать безработными уже в первый год своей работы. Скорее всего, это может быть связано с тем, что выпускники школ имеют больше шансов быть нанятым в компании, в которых применяется метод «последним пришел — первым ушел».

  5. 5.

    Рост

    Если вы работаете, имея лишь аттестат об окончании средней школы, то вряд ли сможете двигаться вверх по служебной лестнице. С другой стороны, если у вас есть высшее образование, либо вы его получаете параллельно с работой, то больше шансов продвинуться в своей области. Большинство компаний требуют, чтобы работники имели ученые степени для того, чтобы только рассмотреть вопрос о продвижении их по службе. Посмотрим правде в глаза: мало кого устроит, если на пенсию человек уйдет из компании с той же должности, на которую он был принят!

Стоимость высшего образования постоянно только увеличивается, несмотря на это расходы на образование оправдают себя в будущем. Ученая степень практически гарантирует вам широкий выбор рабочих мест, продвижение по службе и повышение зарплаты. С учетом всех этих преимуществ следует получать как можно более высокую степень образования?

Нужно ли высшее образование для обретения успеха и материальных благ? Сегодня этот вопрос уже можно отнести к риторическим. Работодатель требует наличие диплома о высшем образовании, уже с младшей школы учителя и родители твердят о важности учёбы в ВУЗе. При этом всем известно, что диплом вовсе не гарантирует трудоустройства на хорошую должность, а способов самореализации и профессионального роста в современном мире предостаточно и без него. К тому же у каждого есть немало успешных и прилично зарабатывающих знакомых без образования. Может, тогда и не стоит тратить бесценные годы молодости и значительные средства для получения заветного диплома?

Немного статистики

Анализ проведённого среди россиян опроса говорит о том, что высшее образование ценится сегодня довольно высоко. Так, целых 74% респондентов уверены в необходимости его наличия. В то же время 24% считают приоритетным раннее трудоустройство молодёжи.

Около 67% россиян готовы серьёзно потратиться на образование детей и внуков. Причём только 57% пожилых людей согласны экономить ради будущего отпрысков.

Молодёжь, напротив, настроена более решительно – в пользе образования твёрдо уверены целых 80%.
Интересно, что получение высшего образования в глазах большинства респондентов – это не только возможность материального благополучия, но и путь к самосовершенствованию. Это говорит о том, что наше население считает важным духовный рост и развитие человека.

Почему против

Среди тех самых 26% опрошенных людей, которые скептически относятся к высшему образованию, многие называют следующие аргументы.

  • Стоимость

Хорошо, если выпускник попал на бюджет и не платит за обучение, в противном случае семью ждут серьёзные затраты.

  • Время

Зачем нужно высшее образование, если можно сразу пойти работать. Любому молодому человеку хочется начать зарабатывать и обрести независимость от родителей как можно раньше, а не ждать 4-5 лет, кропя над учебниками.

  • Нерациональность образования

Высшее образование предполагает изучение множества ненужных и неинтересных предметов, которые никогда не пригодятся в будущем.

  • Количество ВУЗов

В наше время возросло количество так называемых коммерческих институтов. Низкие проходные баллы соответствуют качеству обучения. Квалификация педагогов в таких заведениях также оставляет желать лучшего.

  • Отсутствие практических навыков выпускников

В отличие от техникумов и колледжей, дающих рабочие специальности, ВУЗ даёт лишь теоретические знания в области профессии.

  • Отсутствие гарантий

Никто не может сказать с полной уверенностью, что получив долгожданный диплом, сможет устроиться на престижную работу по специальности.
На первый взгляд, со многими утверждениями трудно не согласиться, ведь университет действительно не даёт никакой рабочей специальности, не учит, как заработать деньги или построить собственный бизнес. Но почему же тогда столько студентов сидит на парах, сдаёт курсовые, зачёты, лабораторные и дипломные работы? Может и в самом деле гонка за высшим образованием отнимает лишние 4-5 лет молодости, после которых придётся идти на низшую должность и получать копейки, вместо того, чтобы пойти работать сразу и стать богатым и успешным.

Конечно – за

Естественно, среди незакончивших ВУЗы есть много состоявшихся во всех смыслах людей, поэтому нет смысла утверждать, что иметь высшее образование абсолютно необходимо. Однако существует множество серьёзных оснований все же поступить в ВУЗ.

  • Выработка интуиции

ВУЗ нужен не для того, чтобы студент хранил в голове формулы, константы и теоремы. Он должен научить мыслить, понимать и не бояться абсолютно новых задач и экстремальных ситуаций. Человек, имеющий высшее образование, получает определённые навыки и карту таких человеческих знаний, которые позволяют ему интуитивно принимать правильное решение. В этом и есть истинная ценность высшего образования, а не в наличии энциклопедической эрудированности.

  • Всегда в тонусе

Молодой выпускник обладает гибким и мощным мозгом, который способен быстро учиться. Это наглядно доказывает сессия! Но и людям старшего возраста образование очень полезно. Осваивая новую информацию, человек заставляет мозг работать и не даёт ему стареть. В самом деле, образованные и начитанные люди не теряют ясность ума и имеют отличную память.

  • Связи

Время обучения - прекрасная возможность обрасти полезными знакомствами, без которых не обойтись в наше время.

  • Изменение карьерного пути

В жизни всякое случается. Зачастую даже при наличии достойной работы без специализированного высшего образования не получится .

  • «Образованные» в приоритете

Любой руководитель, нанимая сотрудника, готовится к тому, что его придётся обучать и переучивать, вводить в реалии конкретного предприятия. И неважно будет ли это краснодипломник или просто толковый человек. Однако «корочка» все же станет большим плюсом в пользу соискателя.

  • «Гуляй, пока молодой»

Студенческие годы – это самые яркие впечатления и воспоминания. Они останутся на всю жизнь. Это то время, когда молодые люди не только учатся самостоятельности, но и влюбляются, гуляют, веселятся, создают крепкие дружественные связи. Упускать все это просто бессмысленно!

Многие, получая образование, не останавливаются на достигнутом и продолжают развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Такие люди часто становятся успешными. Здесь главное, чтобы образование стало средством, а не самоцелью. Если человек не хочет учиться, зачем его заставлять? Может, кому-то нравится работа сварщика, тогда ему дорога в ПТУ, где его обучат ремеслу и дадут достойную и высокооплачиваемую работу. А тому, кто грезит актёрством, лучше прислушаться к своему сердцу и смело постигать азы искусства. В противном случае из него вряд ли выйдет хороший специалист в другой области. Как часто можно встретить тех, кто отучился 5 лет в институте на неинтересную для себя специальность, а работать не хочет, да и не может!

Недоучкой стать тоже не лучший вариант. Такой человек не может вызывать доверия. Какой работодатель захочет иметь работника, который не привык доводить дело до конца.
Поэтому чаще всего самые успешные студенты, это те, которые:

  • выбирают себе профессию по зову сердца, а не родительскому настоянию;
  • получают образование нацелено, осознано, отчётливо представляя себя в профессиональной деятельности;
  • не отходят от намеченных целей и повышают образование даже будучи трудоустроенным.

Кому нужен ваш диплом о высшем образовании

Часто в наше время объявления о трудоустройстве содержат требование об обязательном наличии высшего образования.

Понятно, когда речь идёт о таких специалистах, как медики, учителя, инженеры, юристы и т. д. Но для чего работодателю иметь продавца-консультанта с образованием, или секретаря, или даже охранника?

Зачастую он хочет быть уверенным, что берёт на работу человека, который как минимум умеет общаться с людьми и держать себя в рамках приличия. А сама корочка ему вряд ли нужна.

Это легко проверить по телефону. Достаточно позвонить по объявлению и поинтересоваться, нужен ли диплом о высшем образовании. Скорее всего, вам скажут, что желательно, но не обязательно.
Здесь все объяснит психология. Заданным в правильном ключе вопросе, вы покажете себя грамотным и интеллигентным человеком, который искренне не понимает, каким образом может пригодиться высшее образование при исполнении рабочих обязанностей.

Но для чего же тогда такие требования предъявляются соискателям? Чаще всего, это необходимо для того, чтобы отпугнуть нежелательный контингент, желающий устроиться на вакантную должность.

Мнение работодателя

Чтобы было легче разобраться в мотивах работодателя, достаточно выслушать мнение одного из них.
Елене, являющейся начальником отдела одной из крупных фирм Москвы, не раз приходилось подбирать кадры: «Существуют такие профессиональные области, в которых без высшего образования нельзя обойтись ни в коем случае – медики, инженеры, педагоги… Торговля не требует наличия «вышки», но подбирая сотрудников к себе в отдел, я отдаю предпочтение дипломированным кандидатам. Почему? Мне, как работодателю, нужны в первую очередь грамотные, умеющие общаться и мыслить люди. Без образования я готова взять на работу лишь человека с «горящими глазами» и опытом».
Работодатели уверены, что человек, окончивший ВУЗ, способен трудиться, обладает широким кругозором и умеет анализировать информацию.

Какое иметь образование – каждый решает сам. И пусть, оно не является крайней необходимостью или залогом жизненного успеха, но с ним и карьерная дорога, и жизненный путь могут стать намного легче.

Так нужно ли высшее образование? Большинство тех, кто получил высшее образование, а потом пришел к выводу, что оно ему не нужно, начинают антипропаганду образования. И часто даже не понимают, что причиной неудовлетворительного опыта стали они сами. Как это возможно? Хочу рассказать в этой статье.

Скептиков высшего образования прошу лишь прочитать до конца и ответить на вопросы. И если после ответов на вопросы, вы все ещё будете считать, что высшее образование — это «зло», то я очень серьёзно готова углубиться в этот вопрос и рассмотреть ваши аргументы.

Итак, почему возникла тема. В последнее время я все чаще слышу и вижу, особенно на просторах интернета, множество антирекламы высшего образования. И поскольку я сама нахожусь в системе, знаю ее изнутри, мне кажется, я могу рассказать о ней, поругать и похвалить. И вообще имею право поднимать этот вопрос.

Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры

Например, я встречала такие высказывания:

  • Сначала работаешь на зачётку, потом нигде
  • Сказки мамы на ночь: закончишь школу, закончишь университет, найдёшь хорошую работу и все будет прекрасно

В сети полно информации и статей о том, как многие именитые, известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали высот. При этом в своё время они бросили университет или школу и высшего образования не получили. Мол, зачем оно нужно, зачем тратить годы на непонятное времяпрепровождение, если потом оно не нужно.

Мне тяжело и часто больно смотреть на эти высказывания. Ведь обращаются к молодёжи, на эти высказывания обращают внимание школьники, которым ещё предстоит делать выбор. И печально то, что такими мощными, запоминающимися, часто провокационными фразами и мыслями можно направить молодую не сформировавшаяся личность на ложный путь, сбить с толку. Почему?

1. Подумайте сами. В процентном соотношении, сколько историй таких успешных людей, которые, бросив ВУЗы, добились успеха? Сотые доли процента. А считал кто-то тех, кто закончил ВУЗ и стал успешным?

Об образовании этих людей никто не говорит. Это же не интересно, не провокационно! А сколько их? Часто приводят такие цифры (и кстати, неизвестно еще, откуда это взято), что около 30-40% успешных и богатых людей без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования.

Многие даже не задумываются, что успешные проекты образовались именно благодаря образованию.

Вот небольшой лишь список.

Ну что ж, хотите быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс — учитесь. Что-то не так интересно звучит, да? Не то что антипропаганда. (Я просто умолчу о врачах и ученых, они ВСЕ с образованием, и их… тысячи).

А каковы шансы, что именно этот школьник, который решил не учиться, достигнет подобного успеха? А каковы шансы, что с образованием достигнет? Неизвестно. Да-да. В том и другом случае нет никаких гарантий. Я не утверждаю, что образование сделает вас успешным. Гарантий никаких ни в том, ни в другом случае.

Образование поможет лишь тем, кому оно действительно нужно. Нужно ли высшее образование и как это определить? Поговорим ниже.

Нужно ли высшее образование? Популярные возражения

Получил диплом, а меня никто не берет на работу, приходится ходить искать места. Виновато высшее образование.

Почему-то мы считаем, что получив корочки, мы тут же устроимся, нас прямо с руками оторвут радостные работодатели. Но разве есть гарантия этого? Нет, мы давно уже живем не в Советском Союзе. Нет гарантии, что вас примут с удовольствием. А каковы шансы устроиться куда-то без образования? Еще меньше.

Я хочу сказать, что образование и устройство на работу — это два разных процесса. Да, одно отчасти зависит от другого, но важно понять, что получить образование — это еще не значит получить работу. Как в случае с образованием, так и без него, для того, чтобы найти хорошее место, нужно потрудиться, приложить усилия.

Вас это смущает? Избавьтесь в своих головах от мифа, что диплом равняется благополучному месту. С распадом СССР это перестало быть таковым. Вы можете относиться к этому как угодно. Это факт и это нужно понять. Выкиньте этот миф об устройстве на работу.

С дипломом или без нужно прилагать усилия. Котлеты отдельно, мухи отдельно. Устройство на работу — это отдельный проект. Ваш личный. Образование только даст право надеяться на некоторые должности и базу знаний для ряда специальностей. И все.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что в вашей голове сидит этот советский миф? Вопрос риторический.

Получил диплом, работу ищу, а не могу устроиться. Работы нет. В моей отрасли все переполнено. По специальности никто не берет. Виновато высшее образование.

Сразу вопрос: а вы, когда поступали, то изучали рынок? Анализировали, где вы можете работать, насколько профессия востребована? Нет? Почему?

Почему перед тем, как отдать документы, вы не поинтересовались, каковы шансы устроиться на работу по этой специальности, какова текучка в профессии, какие шансы на развитие? Не интересовались? Почему?

Я могу сказать, что в 16 лет, когда готовилась к поступлению на химико-технологический факультет узнала по интересуемой специальности все, что было доступно. Где можно работать, каковы шансы, есть ли вакансии. Меня порадовало, что на желаемую специальность был спец. набор от работодателей, которые готовы платить спец. стипендию и ждать выпускников. Здорово, правда. Я готовилась и мечтала работать в крупной классной, процветающей компании.

Но туда я так и не поступила. Нет, с экзаменами было бы все в порядке, я сознательно не подала туда документы. Там у меня могли быть проблемы с устройством, поскольку на такие типы предприятий с осторожностью берут женщин из-за угрозы здоровью. Я решила, что этот вариант мне не подходит. Я заранее поняла, что потом меня могут ждать трудности, да и здоровье мне дорого.

Готовилась к одному, поступила в другое, на химический факультет. Где был широкий потенциал работать в безопасных пищевых, косметических и экологических областях. Я уже тогда в 16 лет об этом всем думала. А вы?

Когда мы хотим открыть бизнес (по хорошему), мы тщательно анализируем нишу, спрос, выявляем потребности потенциальных покупателей. Ведь не сделав это, можно вылететь в трубу. Когда мы встречаем людей, то мы осознанно или нет оцениваем их, насколько это хороший человек, каковы у него ценности. Нам не очень хочется общаться с алкоголиками-тунеядцами-нытиками-попрошайками, мы отстраняемся и не впускаем таких людей в свою жизнь.

А почему бездумно получаем образование такое, которое никому не нужно и еще надеемся, что нас как высококлассных специалистов оторвут с руками? Идите учитесь на учителей, врачей — там спрос огромный. Не хочется? Хочется на юриста? Там халява и деньги? Так не удивляйтесь, что юристов полно и шансы на устройство минимальны.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что вы не подумали заранее о работе? Еще один риторический вопрос.

Знаю людей с образованием, они какие-то тупые и глупые. Образование их портит

На самом деле, какое бы внешнее культурное воздействие ни было, человек становится умным, эрудированным, грамотным САМ. Да, среда может внести свои коррективы, молодой человек может попасть в дурную компанию. Но те, кто желают развиваться, развиваются. А кто любит лишь попивать пивко, да играть в танки, не станут великими учеными и изобретателями, в каком бы элитном ВУЗе не учились.

Любой человек может запустить себя, а может постоянно развиваться, совершенствовать личные качества. Только это работа самого человека, за него не должен и не может это делать кто-то другой. Вы все еще думаете, что это должны быть университетские преподаватели?

Пока учился, понял, что хочу заниматься другим. Открыл свое дело, занялся дизайном/решил заняться психологией/вырезать мебель/ путешествовать и тп. Высшее образование виновато в том, что мешало заниматься любимым делом.

В коучинге есть один удивительный, прекрасный принцип «каждый человек делает ЛУЧШИЙ выбор в данный момент». Тогда в 16-17-18 лет, вы просто не могли знать, что через 2-3 года вы займетесь починкой байков и это будет настоящим удовольствием для вас, станет делом жизни.

Тогда у вас, не было того опыта, тех знаний, которые есть сейчас. Тогда вы сделали этот выбор, потому что не знали, что вам может понравиться в будущем. Тогда вы еще только-только начали понимать, чего хотите в жизни. Вышка была приемлемым вариантом на тот момент. Вы не стали слоняться по дворам, попивая пивко с «друзьями», а стали учиться хоть чему-то, возможно, нашли настоящих друзей среди однокурсников, встретили будущую жену/мужа, участвовали в студенческих мероприятиях.

У многих из нас в голове сидит миф о том, что однажды сделав выбор профессии, мы навсегда в ней останемся. Друзья, это МИФ, МИФ, МИФ. Можно (и нужно) менять род своей деятельности. Нет ничего ужасного, если через год-два-три после поступления, вы поняли, что это не ваше, если вы нашли дело, которое вам нравится больше. Так это же прекрасно!

Некоторые мои одногруппники/однокурсники закончили образование и поняли, что эта специальность была не для них. Еще в ходе основной учебы некоторые поступили на второе высшее, кто-то закончил курсы переподготовки. Выучились, устроились и счастливы себе в новой сфере. Это же хорошо, и это их жизненный путь.

Виновато ли образование, что вы сами не знали в свои 16-17-18 лет, чего хотите? Да опять этот риторический вопрос!

А может, вы поступили, потому что настояли родители, за компанию с другом, потому что модно? А потом говорите, что образование бесполезно. Я так очень аккуратно, не сочтите за дерзость, хочу поинтересоваться, а не ваша ли в том вина ответственность, что вы выбрали образование, поддавшись внешнему влиянию?

Так виновато ли образование, что поступили вы не по собственному желанию? (Да что за эти риторические вопросы, надоели уже!)

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Если вы ответили ДА на все вопросы, если вы сделали все, что зависит от вас, и при этом считаете, что высшее образование — не нужно, тогда мне очень интересна ваша позиция, я с удовольствием в комментариях рассмотрю с вами эту тему.

Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.

С мифами разобрались. Теперь мое мнение, нужно ли оно, это образование.

Я считаю, что образование нужно. НО. Не всем.

Кому НЕ нужно высшее образование? Тем, кто занимается своим любимым делом и при этом для вашего дела диплом НЕ нужен. Кто-то мастерит, кто-то пишет сказки, кто-то чинит байки, кто-то продает свои поделки, кто-то воспитывает детей, кто-то строит бизнес. Зачем вам образование в том, что не ваше? Не за чем. Оно лично вам не нужно и все. Точно так же как не нужен тулуп и валенки, если вы в тропиках живете и у вас 30-градусную жара круглый год. Сам тулуп и валенки — вещь хорошая, но вам лично они не нужны.

Если же для вашей любимой деятельности обязательно нужен диплом (например, если вы врач и вам это очень нравится), то да, образование нужно. Обязательно.

Мы так часто виним всех и вся (образование, государство, президента, страну, родителей, общество) в наших неудачах. Мы часто вспоминаем о таком пафосном слове как «ответственность», когда дело касается других. Но, увы, столь редко помним об этой ответственности, когда речь идет о собственном образовании. Ведь мы сами пошли на это образование, так почему виним кого-то или что-то в неудачности этой попытки?

Это мы делаем выбор, подчиняться внешнему давлению или идти своим путем. Это мы меняемся, взрослеем, получаем опыт. У нас практически всегда есть реальный выбор, и абсолютно всегда есть выбор своей реакции. Это называется проактивность, если вы читали С. Кови или Виктора Франкла.

Кому еще не нужно образование? Тем, кто выбрал профессию в быстроменяющейся сфере. Веб-программирование, большинство специальностей в маркетинге и веб-профессий (таргетологи, рекламщики, SEO и SMM специалисты), бизнесы всех уровней. В этих сферах все меняется быстрее, чем модифицируются учебные планы. Да, система образования со своими стандартами менее поворотливая. Она по определению, по сути своей не может угнаться за этими сверхскоростными областями.

И если вы задались вышеуказанными вопросами о будущем устройстве, вы сразу поймете, что образование по таким специальностям скоро устареет. Я призываю вас всегда думать вперед, это главное.

Образование как ресурс

Думаю, вы поняли, что само образование здесь нейтрально. В системе есть свои пробелы, прорехи, а есть и положительные стороны. Как и везде. Это точно такой же внешний ресурс, как и все остальное. Мы можем им пользоваться или нет. Мы можем его, то есть образование, выбирать, менять, не заканчивать или заканчивать, пользоваться им или не пользоваться.

Образование — это ресурс. Как время, деньги, материалы для строительства, дома, машины, умение водить эту машину, навык , компьютер и смартфон, кредиты в банках. Бывают откровенно ужасные ресурсы, прогнившие и обветшавшие. Бывают прекрасные. Мы сами себе выбираем, какими ресурсами пользоваться, а какими нет. Вы же не берете кредиты в каждом втором банке просто потому, что:

  • реклама понравилась
  • родители настояли
  • кредит — это модно
  • за компанию с другом
  • а что, у всех кредиты и у меня то же…

а потом сидите и плачете, оттого, что по уши в долгах и вините банки, за то, что они такие-сякие кредиты выдают. Так и с образованием. Если вы будете рассматривать его как ресурс, будете выбирать под ваши нужды, искать хороший ВУЗ с нужной программой, примерами успешных выпускников, отзывами (а не подаваться туда, где обучают кое-как и не тому, что нужно), то образование станет одним из самых удачных вкладов в свое будущее.

Заканчиваю сие длительное повествование, а то боюсь надоела уже.

Выводы

Давайте подведу итог, чтоб собрать мысли в кучку. Несколько основных выводов:

  1. Высшее образование — не зло и не добро. Это ресурс, который нужно использовать разумно.
  2. Есть люди, которым образование для жизни не нужно. И не надо его тогда получать.
  3. Есть люди, которым образование необходимо. Добро пожаловать в стены университета.
  4. И главное: учиться надо тому, что любишь, что нравится, от чего горят глаза. Это относится не только к высшему, а к любому образованию.

А вы что думаете по этому поводу?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!