Введение государственного герба. История гербов и геральдики

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.

"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962
Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.

29.06.11 18:14

Оценка пользователей: / 33
ПлохоОтлично

XV век

Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) - важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник - единый свод законов страны.
Именно в это время - время успешного строительства российской государственности - гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси "самодержавием". Произошло это так: Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад (рис 1). Император Максимилиан II не дал однако Софье своего Императорского орла, орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский а только цесарский венец (рис.2).

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб - Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы (рис 3), одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест (рис 4).

Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533)возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха (рис 5). После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение (рис 6).

Середина XVI века


Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение (рис 7), как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением (рис 8).

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла (рис 9), главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.

Конец XVI - начало XVII века


В правление царя Федора Ивановича “Блаженного” (1584-1587) между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного (рис 10).
В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел (рис 11) отражает это общественное мнение.

Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла (рис 12). Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел (рис 13). Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов (рис 14) и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы (рис 15). Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

XVII век


Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии - Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе "Тишайшим" - Государственный герб несколько меняется (рис 16). В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам - монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича - царе Алексее Михайловиче - появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел (рис. 17), который должен был символизировать собой новый титул русского царя: "Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец".

К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу.
В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.
В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.
В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение":

Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крыльями добре покрывает.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.
В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя".

Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя - слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла (рис.18). Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты - Стрелецкого бунта появляется новый Орел (рис.19). Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.

В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725).

Начало XVIII века


В 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы (рис.20). Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт - Петербург и Орел преобретает новые атрибуты (рис.21). На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.
Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.
С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.
Также важно сказать еще об одном Орле (рис. 21а) которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет - одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет".

Середина XVIII века


В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел (рис.22) снова изменяет свои формы, ироническая кличка "Болотная царица" ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел (рис.23). Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле".
После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) - внука Петра I, Орел практически не изменился (рис.24).

Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла (рис.25) за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла (рис.26). Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла.

На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II "Великая" (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы (рис.27). В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма - Орел (рис.27а)появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.

1799 - 1801 годы


Орел (рис.28) Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником - наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны (рис.28а). На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест.
Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

1-я половина XIX века



В результате масонского заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I "Благословенный"(1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел (рис. 29), уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла (рис.30). Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.

В 1825 году в Таганроге умирает (по официальной версии) Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла (рис.31), который с течением времени несколько изменился (рис. 31а), но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.

Середина XIX века


В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом - щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота (рис.32). Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.

Большой Государственный герб, 1882 г.


24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.

Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.


23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.
Последний по времени акт - "Основные положения государственного устройства Российской империи" 1906 года - подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.


"derzava.com"

Дата принятия: 30.11.1993, 25.12.2000

В червлёном поле золотой двуглавый орел, увенчанный двумя золотыми императорскими коронами и над ними такой же императорской короной с инфулами, держащий в правой лапе золотой скипетр, в левой – золотую державу, имеющий на груди щит, в червлёном поле которого обращенный едущий серебряный всадник в лазоревом плаще, поражающий серебряным копьем обращенного, опрокинутого и попранного конем чёрного дракона.

Официальное описание в конституционном законе:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла со всеми атрибутами).

С 2000 года седло под всадником обычно изображается красного цвета, хотя это не оговорено в описании (но именно такое изображение приводится в Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"). До этого седло обычно изображалось белым цветом.

Утвержден Указом Президента РФ (#2050) "О Государственном гербе Российской Федерации" от 30 ноября 1993 года; Федеральным конституционным законом (#2-ФКЗ) «О Государственном гербе Российской Федерации», принятом 8 декабря 2000 года постановлением (#899-III) ГД Государственной Думы Федерального Собрания РФ, одобренным 20 декабря 2000 года Советом Федерации и подписанным Президентом РФ 25 декабря 2000 года.

Обоснование символики:
В основе герба РФ - исторический герб Российской империи. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Российский государственный герб – это, наряду с флагом и гимном, один из главных официальных символов нашей страны. Его основным элементом является двуглавый орел, расправляющий крылья. Официально государственный герб был утвержден указом первого президента РФ 30 ноября 1993 года. Однако двуглавый орел – это символ гораздо более древний, история которого теряется в мрачной глубине минувших столетий.

Изображение этой геральдической птицы впервые появилось на Руси в конце XV века, во времена царствования Иоанна III. С тех пор, преображаясь и видоизменяясь, двуглавый орел неизменно присутствует в государственных символах сначала Московского княжества, затем Российской империи, ну и, наконец, современной России. Прервалась эта традиция только в прошлом веке – семь десятилетий огромная страна жила под сенью серпа и молота… Крылья двуглавого орла помогли Российской империи взлететь мощно и стремительно, правда, и падение ее было совсем уж трагическим.

Однако, несмотря на такую долгую историю, в происхождении и значении этого символа остается немало таинственных и непонятных моментов, о которых историки спорят до сих пор.

Что означает Герб России? Какие метаморфозы он претерпел за минувшие столетия? Почему и откуда вообще прилетела к нам эта странная двухголовая птица, и что она символизирует? Существовали ли альтернативные варианты российского герба в древности?

История Герба России действительно очень богата и интересна, но прежде чем перейти к ней и попытаться ответить на вышеперечисленные вопросы, следует дать краткое описание этого главного российского символа.

Герб России: описание и основные элементы

Государственный герб России представляет собой щит красного (червлёного) цвета, на котором находится изображение золотого двуглавого орла, расправляющего крылья. Каждую из голов птицы венчает малая корона, сверху над которыми расположена большая корона. Все они соединяются лентой. Это знак суверенитета Российской Федерации.

В одной лапе орел держит скипетр, а в другой – державу, что символизирует единство страны и государственную власть. В центральной части герба, на груди орла, находится красный щит с серебряным (белым) всадником, который пронзает копьем дракона. Это древнейший геральдический символ российских земель – так называемый ездец, – который стал изображаться на печатях и монетах еще с XIII века. Он символизирует победу светлого начала над злом, воина-защитника Отчизны, который с древнейших времен особо почитался в России.

К вышесказанному еще можно добавить, что автором современного российского государственного герба является петербургский художник Евгений Ухналев.

Откуда в Россию прилетел двуглавый орел

Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.

Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.

Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.

Двуглавый орел – символ очень древний. Впервые он появляется у шумеров. В Междуречье орел считался атрибутом верховной власти. Особо почиталась эта птица в Хеттском царстве – могущественной империи бронзового века, которая на равных соперничала с государством фараонов. Именно от хеттов двуглавого орла заимствовали персы, мидийцы, армяне, а затем монголы, турки и византийцы. Двуглавый орел всегда был связан с солнцем и солярными верованиями. На некоторых рисунках древнегреческий Гелиос правит колесницей, запряженной двумя двуглавыми орлами…

Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:

  • болгарская;
  • западноевропейская;
  • монгольская.

В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».

Примечательно, что в самом начале XV столетия двуглавый орел стал государственным гербом Священной Римской империи. Возможно, что Иван III, приняв этот символ, хотел сравняться в могуществе с сильнейшим европейским государством своего времени.

Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.

Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.

Кстати, мы не знаем, какого цвета был российский орел «ранних версий». Так, например, на царском оружии XVII века он белый.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.

Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.

Кстати, до орла на московских монетах и печатях изображались и другие звери. Весьма распространенным символом был единорог, а также лев, разрывающий змею.

Всадник на гербе: почему появился и что означает

Вторым центральным элементом российского национального герба является всадник на коне, поражающий змия. Этот символ появился в отечественной геральдике задолго до двуглавого орла. Сегодня он прочно ассоциируется со святым и великомучеником Георгием Победоносцем, но изначально он имел другое значение. А с Георгием его чаще всего путали иностранцы, приезжающие в Московию.

Впервые изображение конного воина – «ездеца» – появляется на русских монетах в конце XII – начале XIII столетий. Кстати, и копьем этот кавалерист был вооружен не всегда. До нас дошли варианты с мечом и луком.

На монетах князя Ивана II Красного впервые появляется воин, поражающий мечом змея. Правда, он был пешим. После этого мотив уничтожения различных пресмыкающихся становится одним из самых популярных на Руси. В период феодальной раздробленности его использовали разные князья, а после становления Московского государства он превращается в один из главных его символов. Значение «ездеца» довольно просто и лежит на поверхности – это победа добра над злом.

Долгое время всадник символизировал не небесного воина, а исключительно князя и его верховную власть. Ни о каком святом Георгии речи не было. Так, например, на монетах князя Василия Васильевича (это XV век) рядом с ездецом была надпись, которая уточняла, что это действительно князь.

Окончательное изменение этой парадигмы произошло много позже, уже в период царствования Петра Первого. Хотя, ассоциировать всадника с Георгием Победоносцем начали уже во времена Ивана Грозного.

Российский державный орел: полет сквозь столетия

Как уже было сказано выше, двуглавый орел стал официальным российским символом при Иване III. Первым свидетельством его использования, которое дошло до наших дней, стала царская печать, скрепившая меновую грамоту в 1497 году. Примерно в это же время орел появился на стенах Грановитой палаты Кремля.

Двуглавый орел того времени сильно отличался от своих позднейших «модификаций». Лапы его были раскрыты, или, переводя с языка геральдики, в них ничего не было – скипетр и держава появились позже.

Считается, что размещение всадника на груди орла связано с существованием двух царских печатей – Большой и Малой. У последней на одной стороне был помещен двуглавый орел, а на другой – ездец. Большая же царская печать имела только одну сторону, и чтобы разместить на ней оба государственных их просто решили совместить. Впервые такая композиция встречается на печатях Ивана Грозного. В это же время над головой орла появляется корона с крестом.

Во время царствования Федора Ивановича, сына Ивана IV, между головами орла появляется так называемый голгофский крест – символ мученической смерти Иисуса Христа.

Дизайном российского государственного герба занимался даже Лжедмитрий I. Он развернул всадника в другую сторону, что больше соответствовало геральдическим традициям, принятым в Европе. Однако после его свержения от этих нововведений отказались. Кстати, и все последующие самозванцы с удовольствием пользовались двуглавым орлом, не пытаясь заменить его чем-либо другим.

После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых в герб были внесены изменения. Орел стал более агрессивным, атакующим – он расправил крылья и приоткрыл клювы. При первом государе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, российский орел впервые получил скипетр и державу, хотя их изображение еще не стало обязательным.

В период правления Алексея Михайловича орел впервые получает три короны, которые символизируют три новых недавно завоеванных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава становятся обязательными. В 1667 году появляется первое официальное описание государственного герба («Указ о гербе»).

В царствование Петра I орел становится черным, а его лапы, глаза, язык и клюв – золотыми. Также меняется форма корон, они получают характерный «имперский» вид. Дракон стал черным, а Георгий Победоносец – серебряным. Подобная цветовая гамма останется неизменной вплоть до революции 1917 года.

Российский император Павел I был по совместительству еще и Верховным магистром Мальтийского ордена. Этот факт он попытался увековечить в государственном гербе. На груди орла под щитом со всадником был размещен мальтийский крест и корона. Однако после смерти императора все эти нововведения были отменены его преемником Александром I.

Любящий порядок Николай I занялся стандартизацией государственной символики. При нем было официально утверждено два государственных герба: стандартный и упрощенный. Ранее в изображениях главного державного символа нередко допускались непозволительные вольности. Птица могла держать в лапах не только скипетр и державу, но и различные венки, факелы, молнии. По-разному изображались и ее крылья.

В середине XIX века император Александр II провел большую геральдическую реформу, которая коснулась не только герба, но и имперского флага . Руководил ею барон Б. Кене. В 1856 году был утвержден новый малый герб, а через год реформа была завершена – появился средний и большой государственные гербы. После нее внешний вид орла несколько изменился, он стал больше походить на своего германского «собрата». Но, главное, теперь Георгий Победоносец стал смотреть в другую сторону, что больше соответствовало европейским геральдическим канонам. На крылья орла поместили восемь щитов с гербами земель и княжеств, входящих в состав империи.

Вихри революции и новейшее время

Февральская революция перевернула все устои Российского государства. Обществу нужны были новые символы, не связанные с ненавистным самодержавием. В сентябре 1917 года была создана специальная комиссия, в состав которой вошли самые именитые знатоки геральдики. Считая, что вопрос нового герба в первую очередь политический, они предложили временно, до созыва Учредительного собрания, пользоваться двуглавым орлом периода Ивана III, убрав любую царскую символику.

Рисунок, предложенные комиссией, был утвержден Временным правительством. Новый герб имел хождение практически на всей территории бывшей империи вплоть до принятия Конституции РСФСР в 1918 году. С этого момента и до 1991 года над 1/6 частью суши развевались совсем другие символы…

В 1993 году президентским указом двуглавый орел вновь стал главным государственным символом России. В 2000 году парламент принял соответствующий закон относительно герба, в котором его облик был уточнен.

Многие ли знают, почему на гербе двуглавый орел? Что он значит? Изображение двуглавого орла - старинный символ, обозначающий власть. Впервые эта фигура возникла во времена появления первых развитых государств - около пяти тысяч лет назад. Однако на протяжении всей своей истории этот знак поддавался различной трактовке. На сегодняшний день его изображают на многих символах власти (флагах и гербах) различных стран.

Значение символа

Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе - это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел - образ солнца, означающий благородство и власть.

В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел - символ, значение которого гордыня и надменность.

Крылья птицы - это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел - храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.

Появление символа в истории

Проследить значение символа двуглавого орла можно в течение тысячелетий в разных частях света. Одни из первых его следов были обнаружены на землях в долине Тигра и Евфрата, где располагалось одно из первых государств - Южная Месопотамия. Во время раскопок города Лагаш, в котором жили шумеры, было найдено изображение орла.

Также о значении и почитании этого символа свидетельствуют драгоценные талисманы, на которых изображена его фигура.

Хеттское царство

Одно из знаменитых и распространенных изображений символа датировано II тысячелетием до нашей эры. В Передней Азии (на сегодняшний день территория Турции) было найдено высеченное на скале изображение двуглавого орла. Археологи пришли к выводу, что этот знак относится к искусству древних хеттов. В их мифологии орел с двумя головами - это атрибут главного бога Тищуба, повелевавшего грозой.

В Хеттском царстве двуглавый орел смотрел в противоположные стороны, а в лапах у него добыча - зайцы. Археологии интерпретировали этот знак таким образом: орел - царь, который неустанно следит за всем, что его окружает, и побеждает врагов, а грызуны - прожорливые, трусливые вредители.

Древняя Греция

В мифологии древних греков существовал бог Солнца - Гелиос. Он мог передвигаться по небу в колеснице, в которую была впряжена четверка лошадей. Это было распространенное изображение, которое помещалось на стенах. Однако было и другое: вместо лошадей колесницу запрягли двумя двуглавыми орлами - черным и белым. Этот образ до сих пор точно не истолкован, однако, считается, что в нем скрыт тайный смысл. Здесь можно проследить интересную цепочку: орел - царь птиц, а Солнце - «царь» планет. Именно эта птица летает выше других и приближается к божественному светилу.

Двуглавый орел у персов, арабов и монголов

Позже двуглавый орел (значение символа нам уже известно) возникает в Персии. Его образ в первых веках нашей эры использовали шахи династии Сасанидов. На их смену пришли арабы, правители которых размещали представленное изображение на монетах. Эта эмблема также относилась к восточному орнаменту. Он пользовался особой популярностью при декорировании. Им украшали даже подставки для Корана. В Средние века его поместили на штандартах турок-сельджуков. В Золотой Орде орел означал победу. До сегодняшнего дня сохранились монеты с изображением этой двуглавой птицы, отчеканенные во времена правления ханов Узбека и Джаныбека.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на штата Карнатака.

Первые эмблемы в Европе

Распространение символа двуглавого орла на европейских землях началось в XI-XV веках во времена крестовых походов. В качестве герба изображение двуглавого орла выбирали себе первые рыцари, тамплиеры. Историки предполагают, что они позаимствовали этот рисунок во время их путешествий по Южной Азии, на территории Османской империи. После попыток рыцарей завоевать Гроб Господня в Святой земле, символ орла с двумя головами стал широко известен. В основном на византийских и балканских землях его использовали в качестве узора. Им украшали ткань, сосуды, стены. Некоторые территориальные князья брали его в качестве своих личных печатей. Версию, что орел мог быть символом императорской семьи в Византии, историки упорно отвергают.

Античная Римская Империя

В 330 году единовластный император Константин Великий, перенесший столицу Священной Римской Империи в Константинополь, сделав его тем самым «Вторым Римом», вводит на смену одноглавому орлу - двуглавого, который олицетворяет собой не только власть императора (светская власть), но и духовную силу (власть Церкви). Вторая голова уравновешивает политическую составляющую этого образа. Она обозначает христианскую нравственность. Она напоминает государственным деятелям действовать не только себе в угоду, но и поступать, думая и заботясь о своем народе.

Священная Римская Империя

В качестве государственного герба Священной (Германской) Римской Империи двухголовый орел принимается в 1434 году во время правления императора Сигизмунда. Птицу изображали черной на золотом щите. Над головами помещались нимбы. Однако этот символ, в отличие от похожего символа в античной Римской империи, не имел под собой христианские мотивы. Двуглавый орел на гербе священной Римской империи был скорее данью историческим традициям, восходящим к величественной Византии.

Появление двуглавого орла в России

Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Папа Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус - «Третий Рим», поскольку второй - Константинополь - пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи - династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Однако существует и другое мнение о появлении русского двуглавого орла. Многие эксперты склоняются к тому, что Иван III выбрал его в качестве государственного знака, преследуя цель приравнять себя с европейскими монархами. Утверждая равновеликость, русский князь ставил себя на одну линию с семьей Габсбургов, правивших в то время Священной Римской Империей.

Двуглавый орел при Петре I

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ.

С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах. Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором.

В 1721 году важным и последним изменением при Петре - становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

Орел после распада Российской империи

После того как в 1917 году Николай II отрекся от престола, государственный знак теряет свою силу и значение. Перед новыми лидерами и представителями власти возникла проблема - необходимо создать новый геральдический символ. Этим вопросом занималась группа специалистов по геральдике. Однако до созыва Учредительного собрания они не видели необходимым создавать кардинально новый символ. Они считали допустимым использовать того же двуглавого орла, однако, его следовало «лишить» прежних атрибутов и убрать изображение Георгия Победоносца. Таким образом, печать временного правительства была нарисована специалистом И. Я. Билибиным.

В борьбе за звание герба с двуглавым орлом «билось» изображение свастики, означавшей благополучие и вечность. Благодаря этим качествам, возможно, этот символ и понравился Временному правительству.

В 1918 году при принятии конституции РСФСР был выбран новый герб, а об орле забыли до 1993 года, когда он становится Теперь он изображается в золотом цвете, содержит в себе практически те же атрибуты, существовавшие во времена Российской империи - отсутствует на нем Андреевский орден. Допустимо использовать этот символ и без щита.

Штандарт президента России

Президент Б. Н. Ельцин в 1994 издал указ «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Флаг президента представлял собой трехцветное полотно (три одинаковые горизонтальные полоски белый, синий, красный) и в центре изображённый на нем золотой герб. Штандарт обрамляется золотой бахромой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!