Чем прославился шолохов. Значение творчества Шолохова. Основные черты творчества

1. Вступление

2. Биография

3. Основные черты творчества.

4. «Тихий Дон»

5. Григории Мелехов

6. Аксинья

7. Большевики

8. «Судьба человека»

9. Значение творчества Шолохова

10.Библиография

Вступление

В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов - выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.

«...Замечательное явление нашей литературы - Михаил Шолохов, - говорил А. Толстой... - Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное».

«Произведение Шолохова является мастерским, - писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». - Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»

Биография

ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной

из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга-«Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, - мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», - вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая-в 1929 году, третья-в 1933 году, четвертая - в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».

Основные черты творчества.

В

ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества - важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Это отнюдь не значит, что Шолохов - писатель какой-то чисто местной, областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества - стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за Родину», «Судьба человека») - вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.

С этим связана третья черта шолоховского дарования - эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.

Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.

И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя-его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.

«Тихий Дон»

Э

ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя - «Донские рассказы». Главная тема рассказов-классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын Михаил-белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец-комендант белогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор-красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича-кулака и мироеда. В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и его старший сын зверски убивают комсомольца.

Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества-готовность к самопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.

Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим" лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой» ".

А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.

В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет-с 1912 по 1922 год.

Действие в романе развивается в двух планах - историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в нераздельном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном-его любовью к Аксинье, в плане социальном-столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности.. Органична и развязка романа. В плане личном-это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом-это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество Советской власти на Дону;

Обе переплетающиеся сюжетные линии-личная и историческая-оказываются полностью исчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и завершен.

В первой книге действие начинается предвоенным временем и заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны.

Вторая книга охватывает период с октября 1916 года и до весны 1918 года. Февральские дни 1917 года, корниловщина, Великий Октябрь, начало гражданской войны на Дону-вот что стоит в центре книги.

Хронологические рамки третьей книги: весна 1918 года - май 1919 года. Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейской контрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга, охватывающая период с весны 1919 года до 1922 года, повествует о полном разгроме белоказачьего движения и окончательной победе Советской власти на Дону, Империалистическая война, революция, гражданская война-таковы исторические события, нашедшие в «Тихом Доне» свое художественное отражение.

Действие в романе происходит на западном фронте, в Петербурге и Москве. Но главным местом действия является казачья станица. Исторические судьбы донского казачества со время войны и революции-таково основное содержание шолоховской эпопеи. Шолохов разработал огромной важности и значения социальный вопрос-о пути к революции и социализму широких народных масс.

Переход народных масс на сторону революции и социализма прослеживается на судьбах казачества. Это и определило особый характер изображения борьбы классов в «Тихом Доне».

Казачество отличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В течение долгих лет царизм рассматривал казаков как своих усердных и преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько в борьбе с революционным народом, с освободительным движением. Казаки были поставлены в особые, привилегированные условия. Они зачастую не знали тех бедствий и тягот, которые терпел русский трудящийся человек. Среди них разжигалась вражда к национальным меньшинствам, ко всем не казакам, иногородним. Это развило в казачестве чувство сословного превосходства, затрудняло проникновение революционных идей в его среду и в годы гражданской войны сделало часть казаков послушным орудием белогвардейской контрреволюции.

Разумеется, и на Дону было классовое расслоение. И там развертывалась борьба трудового казачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше обстоятельства придали гражданской войне на Дону особую кровавую ожесточенность. В «Тихом Доне» Шолохов и стремился со всей силой раскрыть необычайную остроту и небывалое ожесточение классовых боев в казачьей среде.

Гражданская война была войной не на жизнь, а на смерть между двумя основными лагерями-лагерем революционного народа, возглавляемого коммунистами, и лагерем контрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию, кулачество. Эти основные противостоящие друг другу силы нашли свое отражение в «Тихом Доне». Здесь мы видим, с одной стороны, помещика Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских генералов и офицеров - злобных врагов советского народа, людей, лишенных чести и совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят потопить в крови революционный народ и восстановить старые, царские порядки, с тем чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, безжалостно эксплуатируя рабочих и крестьян.

Против них ведет смертельную войну революционный народ и его самоотверженные защитники, выразители его интересов- революционеры Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.

Но в центре внимания писателя стоят не эти два основных, противостоящих друг другу классовых лагеря, а выразитель настроений колеблющихся, промежуточных социальных сил- Григорий Мелехов. Жизнь Мелехова, юношеские годы его, история его женитьбы на Наталье, любовь к Аксинье, его участие в империалистической войне, а затем в войне гражданской и,:

наконец, его духовное опустошение-вот что образует сюжетную канву романа. Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона» не только в том смысле, что ему больше всех уделено внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.

Григории Мелехов

Ибо в те дни будет такая скорбь,

какой не было от начала творения…

даже доныне и не будет… Предаст

же брат брата на смерть, и отец-

детей; и восстанут дети на
родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Ч

то же представляет собой Григорий Мелехов? Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов ярко живописует патриархальный уклад станицы. Перед читателем отчетливо выступают такие черты казачьего быта, как дух отваги и свободолюбия, высокие понятия о воинской чести и вместе с тем звериная жестокость, темнота, слепая ненависть к пришлым, иногородним. Уже в начальных главах романа, составляющих своеобразный пролог «Тихого Дона», рисуется дикая и отвратительная сцена расправы с бабушкой Григория, которую казаки заподозрили в колдовстве. Черты темноты и дикости выражены в сцене побоища у мельницы между казаками и приезжими украинскими крестьянами.

Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нем с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умен и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Это человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. И при всем этом Шолохов подчеркивает всю гибельность поведения Григория. Трагедия Мелехова состоит в том, что он не сумел слиться с революцией и неизбежной силой обстоятельств очутился в стане ее злейших врагов. Тупик, в котором он оказался, душевный крах-справедливое возмездие за разрыв с народом, с великой правдой революции.

По своему социальному положению Григорий Мелехов- крестьянин-середняк. Он одновременно и собственник, и труженик. Чувство собственника отдаляет его от революции, связывает его с буржуазным миром; чувство труженика, напротив, сближает его с революционным пролетариатом, вооружает его против эксплуататоров и тунеядцев. Эти противоречивые тенденции усиливаются и осложняются сословными предрассудками. Колебания между непримиримыми классовыми полюсами, между борющимися враждебными лагерями, поиски несбыточного «третьего пути» в революции - не с красными и не с белыми - вот что определяет поведение Мелехова.

В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека-Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь

смысл и все значение. Еще раньше, сознавая мучительный тра­гизм своего положения, он говорит: «От белых отбился, к крас­ным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби...» А теперь, похоронив Аксинью, он сознает, что все кончено. «Он попро­щался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго. Ладонями старательно примял на могильном холмике влаж­ную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено».

В образе Григория Мелехова заключено большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всем казачестве. Типич­ность Григория заключается в ином. Социально поучительна его трагическая участь, участь человека, не нашедшего своего пути в революции.

Рисуя драму Мелехова, писатель как бы утверждает: чело­век, оторванный от народа, от революционной правды и не на­шедший в себе сил выбраться на правильный путь, неизбежно потерпит нравственную катастрофу. Этот разрыв Григория с на­родом, строящим новую жизнь, Шолохов передал в сновидении Мелехова, которое носит явно аллегорический характер. «Григорий видел во сне широкую степь, развернутый, приготовив шийся к атаке полк. Уже откуда-то издалека неслось протяж­ное: «Эскадрооон...», когда он вспомнил, что у седла отпущены подпруги. С силой ступил на левое стремя-седло поползло под ним... Охваченный стыдом и ужасом, он прыгнул с коня. чтобы затянуть подпруги, и в это время услышал мгновенно возникший и уже стремительно удалявшийся грохот конских копыт. Полк пошел в атаку без него...»

В образе Мелехова Шолохов произнес приговор несостоятельности и порочности «третьего пути» в революции и вскрыл траги­ческую обреченность и гибель человека, порвавшего с народом

Аксинья

Ч

ерез весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замеча­тельным мастерством. Мировая ли­тература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир кре­стьянки, простои женщины из народа. Аксинья - натура слож­ная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами. Судьба Аксиньи тоже трагична. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испы­тывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок. Мелехова Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце кон­цов и привела Аксинью к гибели.

С огромным художественным мастерством Шолохов осветил внутренний мир своих героев. Многообразными средствами ис­кусства переданы их радости и горе, их любовь и их трагедия. В частности, пейзаж становится у писателя действенным сред­ством психологического анализа. Восьмая часть романа откры­вается великолепной по своей художественной выразительности сценой. После тяжелой и изнурительной болезни к Аксинье воз­вращаются силы и здоровье. Очень скоро разыграются в ее жизни трагические события, которые приведут ее к гибели. Но теперь она полна радости и беспричинного ощущения счастья. И вот как воспринимает она картину весны: «Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Бле­стящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затоплен­ные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за, ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - все каза­лось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем...

Бездумно наслаждаясь вернувшийся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через раз­рушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...»

Шолохов сумел здесь с высоким и совершенным искусством передать всю прелесть весны с ее ослепительным светом, красо­той и радостью в органическом единстве с настроением Аксиньи.

В той же, восьмой части есть другая сцена. Аксинья погиб­ла, и Григорий похоронил ее. Он с мучительной ясностью соз­нает, что для него все кончено. Его постигла полная катастро­фа. Чрезвычайно характерно, что похороны Аксиньи тоже проис­ходят при ярком свете летнего утра. Но если в первом отрывке самой картиной природы Шолохов передал ощущение радости, то теперь теми же средствами пейзажной живописи выражены мрачные, скорбные переживания Григория:

«В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, сколь­зили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий чер­ный диск солнца».

Большевики

П

омимо Григория и Аксиньи - центральных героев романа, в многообразной галерее персонажей «Тихого Дона» важное место занимают представители революционного народа-большевики.

Среди большевиков, изображенных в романе, мы видим рабочих: кузнеца Гаранжу, слесаря Штокмана, машиниста Котлярова, работницу Погудко. Им свойственна безграничная преданность делу народа, высокие нравственные качества. Большой силой чувства, чистотой и целомудрием отличается любовь Бунчука и Анны Погудко.

В своих героях Шолохов подчеркивает их неустанную и энергичную борьбу за политическое просвещение масс, за революционное воспитание народа. Показательны в этом смысле беседы Гаранжи с Григорием, пропагандистская работа большевика-подпольщика Штокмана. Коммунисты даны в романе как выразители самых светлых чаяний народа, руководители и наставники масс.

Наиболее удался Шолохову образ Михаила Кошевого. Почти ровесник Григория Мелехова, коренной казак по происхождению, он вырос вместе с Григорием на хуторе Татарском. Кошевой, однако, пошел, совсем другой дорогой. Шолохов прямо противопоставляет Кошевого Мелехову. Григорий говорит, что Кошевой принадлежит к тем людям, которым с самого начала все было ясно и у которых «свои прямые дороги, свои концы». И говорит он об этом с чувством явной зависти.

Кошевой обрисован многогранно. Шолохов подчеркивает в нем его любовь к жизни и страстность его натуры, кипучую энергию, непримиримую ненависть к врагам. «На врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!» - говорит он. Вполне закономерно, что в конце романа он становится председателем хуторского ревкома и выступает перед нами как представитель победившей Советской власти. Вместе с тем писатель оттеняет в Кошевом и черты излишней прямолинейности в решении сложных и трудных вопросов социального воспитания.

Если в Григории Мелехове выражена губительная власть собственнических и сословие реакционных предрассудков казачества, то в Кошевом, напротив, воплощены здоровые революционные, демократические начала; они в конце концов возобладали в среде казаков и обусловили их переход на сторону Советской власти, на сторону социализма.

Эти же начала выражены в вожде революционного казачества - Подтелкове. Федор Подтелков-один из выдающихся деятелей молодой Советской власти на Дону. Он был председателем Военно-революционного комитета, военным комиссаром и командующим Донской советской армией. Во второй книге

«Тихого Дона» Шолохов нарисовал образ Подтелкова - его деятельность на Дону и гибель от рук белых палачей.

«Тихий Дон» переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание и принадлежит к числу замечательных произведений социалистического реализма.

«Судьба человека»

К

ак уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги «Поднятой целины», написал рассказ «Судьба человека».

Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением писателя.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.

Напишу рассказ об этом, обязательно напишу»,

Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десять лет.

За это время материал жизни, видимо, откристаллизовался и приобрел более обобщенный характер, и, таким образом, перед нами не просто талантливая запись житейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации. На это указывает и программное заглавие: судьба человека. Для того чтобы история случайного встречного мо-гла претендовать на такое широкое обобщение, она должна была содержать в себе нечто очень типическое и значительное.

Некоторые мотивы «Судьбы человека» уже содержались в другом произведении Шолохова-в рассказе военных лет «Наука ненависти». И там и здесь речь идет о советских воинах, попавших в плен; совпадают сцены проводов на фронт, есть черты сходства в том, что видели в немецком тылу Герасимов и Соколов. Но сопоставление рассказов убеждает:

то, что в «Науке ненависти» было лишь намечено, в «Судьбе человека» обрело полновесную художественную выразительность.

«Судьба человека» опровергает домыслы наших недругов. утверждающих, будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего, что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная писателем,-одно из красноречивых опровержений таких взглядов. И вместе с тем действительно советский писатель суровые и мрачные стороны бытия трактует, не впадая в отчаяние, в безысходный пессимизм. Интересно отметить, что «Судьбу человека» Шолохов писал, в какой-то мере полемизируя с возникшей на Западе после первой мировой войны «литературой потерянного поколения». Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолохова стремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшим фронтовиком: «...однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказы зарубежных мастеров-Хемингуэя, Ремарка и других, - рисующих человека обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой-из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба человека»...»

В произведениях «потерянного поколения» была своя неоспоримая историческая правда. Большие художники почувствовали, что на человечество надвигается чудовище милитаризма,

что оно угрожает самому существованию мира, всем великим.ценностям, созданным трудом, усилиями, потом и кровью сотен поколений. Они почувствовали, что буржуазная цивилизация, которая породила милитаризм, построена на ложных и гибельных основаниях. В литературе «потерянного поколения» звучал очень сильный и искренний протест против милитаризма. Но этот протест в значительной степени ослаблялся тем, что война выступала как роковая и неодолимая сила, с которой ничего поделать нельзя: остается ее только проклинать.

Шолохов тоже берет в «Судьбе человека» как бы известные западным мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны,-плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит из страшного водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся. Он сохраняет в душе подлинную человечность и отзывчивость. В романах Ремарка, Хемингуэя единственным, в сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность еще сохранила теплоту человеческого сердца. У Соколова эта сердечная теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Рассказ именно поэтому, в отличие от «литературы потеряннего поколения», окрашен в оптимистические тона.

Пейзажные сцены рассказа-картины ранней весны - трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями,

В «Судьбе человека» - два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека-мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны.

Но тут же слышится и голос второго рассказчика - самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.

Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.

Значение творчества Шолохова

С

первых шагов в литературе Шолохов поставил самый главный вопрос времени-вопрос о всемирно-исторической борьбе между социа-

лизмом и старым, собственническим миром. В «Донских рассказах» писатель обратил внимание на непримиримость, кровавую ожесточенность этой схватки, разрывающей даже семейные, родственные связи. В «Тихом Доне» писатель передал грандиозный масштаб этой битвы, когда с оружием в руках социалистический мир должен был отстоять свое право на жизнь в жестоких боях с контрреволюцией. В этой борьбе победил советский строй, но борьба не была еще окончена. Фигура Григория Мелехова, оставленного в финале на распутье, в какой-то степени приобретает символическое значение. Мало было победить контрреволюцию на полях битвы. Надо было еще победить другого не менее могущественного врага-силу собственности, навыки, представления, инстинкты, воспитанные веками. Эту борьбу, не менее драматическую, и запечатлела «Поднятая целина».

Михаил Шолохов-подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном значении этого слова. Его внимание всегда привлекали исторические судьбы трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали, их радости и победы.

Герои его книг - простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой силой, яркостью и проникновенностью создает Шолохов целую галерею незабываемых образов простых людей.

Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность, правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью художественной формы. Шолохов- враг неоправданной усложненности в литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.

Книги Шолохова стали поистине художественной летописью советской эпохи, летописью, запечатлевшей великие и героические подвиги народа, преобразующие жизнь на началах свободы, счастья и справедливости.

Библиография

Русская СОВЕЦКАЯ литература, издание 17, А. Дементьев, Е. Наумов, Л. Плоткин, Издательство «Просвещение», Москва, 1968 г.

Русская литература и литераторы, Е. Кукшин, «Просвещение», Москва, 1947 г.

1905 - 1984 Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»). Академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Классик русской литературы

Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая (24 мая) 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской Области Войска Донского. Мать, украинская крестьянка, служила горничной. Была насильно выдана замуж за донского казака-атаманца* Кузнецова, но от него ушла к "иногороднему", богатому приказчику А. М. Шолохову. Их внебрачный сын вначале носил фамилию первого мужа матери, считался "казачьим сыном" со всеми положенными привилегиями и земельным паем. Однако после смерти Кузнецова (в 1912 г.) и усыновления родным отцом стал считаться "сыном мещанина", "иногородним" и все привилегии потерял.

Образование ограничилось четырьмя классами гимназии - дальше была война. "Поэты рождаются по-разному, - скажет он позже. - Я, например, родился из гражданской войны на Дону". С 15-ти лет начинает самостоятельную трудовую деятельность. Сменил множество профессий: учитель школы ликбеза, служащий станичного ревкома, счетовод, журналист... С 1921 года - "комиссар по хлебу", на продразверстке. За "превышение власти на хлебозаготовках" был приговорен трибуналом к расстрелу (заменили тюрьмой - условно)...

Осенью 1922 года М. Шолохов приезжает в Москву, пытается поступить на рабфак - не берут: не состоит в комсомоле. Живет случайными заработками. Посещает литературный кружок "Молодая гвардия", пробует писать, публикует фельетоны и очерки в столичных газетах и журналах. Эти опыты подтолкнули к созданию "Донских рассказов" (1926 г.), которые сразу обратили на себя внимание.

В 1925 году М. Шолохов возвращается на родину и приступает к главному труду своей жизни - роману "Тихий Дон". Две первых книги романа вышли в 1928 году. Публикация сопровождалась бурной полемикой: роман о гражданской войне, написанный совсем еще молодым писателем "анафемски талантливо" (по отзыву М. Горького), озадачивал и эпопейным размахом, и умелостью, и авторской позицией. Выход третьей книги романа был приостановлен из-за явно сочувственного изображения Верхнедонского казачьего восстания 1919 года. В возникшей паузе М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону - "Поднятая целина". К содержанию этой книги претензий не было. Она вышла в 1932 году. И в том же году возобновилась публикация "Тихого Дона" - после вмешательства Сталина в судьбу книги. В 1940 году вышли в свет последние части этой уникальной эпопеи XX века.

За "Тихий Дон" М. Шолохов был награжден орденом Ленина, в 1941 году присуждена Сталинская премия 1-й степени. Однако партийная активность первого лица советской литературы (особенно в послевоенные годы) заметно превосходила писательскую: ни в годы войны (военкор "Правды" и "Красной звезды"), ни после из-под его пера не вышло почти ничего, напоминающего автора "Тихого Дона" (кроме, разве что, рассказа "Судьба человека", 1957 г.).

В 1960 году М. Шолохову присуждена Ленинская премия - за вторую книгу "Поднятой целины", а в 1965-м - Нобелевская премия за "Тихий Дон".

Дважды Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, почетный доктор нескольких европейских университетов Михаил Александрович Шолохов умер и похоронен в станице Вешенской, на крутом берегу Дона.

Личная жизнь

Отец, Александр Михайлович Шолохов, был выходцем из Рязанской губернии, занимался земледелием на арендованной земле, затем был приказчиком и управляющим мельницей.Черникова Анастасия Даниловна, мать Шолохова, была дочерью крепостного крестьянина с Черниговщины. По возвращению в Букановскую станицу,в январе 1924 года женится на Громославской Г. П. (дочери бывшего атамана). В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Творческий путь

По Художественным и публицистическим произведениям Шолохова можно изучать историю нашего государства, настолько они правдивы, монументальны и многогранны. Он отображает жизнь такой, какой она была.

В середине двадцатых годов начинают печататься “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар” -произведения позже объединенные писателем в “Донские рассказы”. В них Шолохов покажет беспощадную правду гражданской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже членов одной семьи на два непримиримых лагеря. Смертельная схватка между борцами за новую жизнь и теми, кто отстаивал старые порядки, хотел повернуть страну на старые рельсы, - основная тема “Донских рассказов”. В этих произведениях Шолохова нет “счастливых”, “благополучных” концовок, так как не может быть счастья и покоя, душевного равновесия в такой кровавой круговерти.

Параллельно с работой над рассказами писатель приступает к созданию широкого полотна о жизни донского казачества накануне революций и до гражданской войны. Над романом-эпопеей “Тихий Дон” Михаил Александрович работал вплоть до 1940 года, обращался к нему и позже.

Центральное место в романе занимают события гражданской войны на Дону, и в частности история верхнедонского контрреволюционного восстания казаков. Эта страница гражданской войны до Шолохова была плохо изучена историками. Писатель проделал громадную работу, собрав большое количество подлинных документов, воссоздал действительную картину тех трагических событий.

С большой теплотой рисует Шолохов портреты стойких борцов за новую жизнь. Это - сын батрака Михаил Кошевой, машинист мельницы Иван Котляров, профессиональный революционер Штокман, верный солдат революции Бунчук и многие другие. В романе представлены и те, кто хотел удержать старые порядки. Это семейство хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии, иностранные интервенты.

В романе “Тихий Дон” Шолохов показал судьбы народа в годы революции и гражданской войны. В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась двойная природа психологии мелкого собственника.

Писатель гениально показал все перипетии жизни человека на изломе истории на примере жизни Григория Мелехова. Он говорит о жизни: “...ничего я не понимаю... Мне трудно в этом разобраться... Блукаю я, как метель в степи...”

В романе “Тихий Дон” Шолохов сочетает эпическое изображение великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей.

Параллельно с работой над заключительными главами романа “Тихий Дон” Шолохов работает над романом о коллективизации, названном впоследствии “Поднятая целина”. Как и “Тихий, новый роман - о жизни народа в страшный период ломки народной психологии. Только теперь это период преодоления вековых предрассудков, поворота простых тружеников к новым формам жизни. В “Поднятой целине” действие происходит в условиях упрочившегося советского строя, когда сознание основой массы казачества значительно выросло, понимание преимуществ новой жизни легче проникает в массы, а антисоветская агитация врагов народа находит все меньше сторонников. Наиболее ярко психология казачества рисуется в таких массовых сценах, как собрание по поводу организации колхоза, “бабий бунт”, приезд Давыдова в бригаду, отказавшуюся работать, открытое партийное собрание колхозников... Шолохов писал роман на богатом материале окружавшей его действительной жизни; писатель показал, что поворот в народном сознании произошел не сразу и не легко.

Началась Великая Отечественная война, и писатель-гуманист не остался в стороне от борьбы. В военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах” писатель раскрывает античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны. В 1943 году Шолохов начал работу над романом “Они сражались за Родину”. Произведение повествует о тяжелых днях отступления под натиском мощной военной машины Германии, о смертельной схватке под Сталинградом, переломившей весь ход войны.

В романе “Они сражались за Родину” глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь - подвиг.

После войны, в 1957 году, когда над миром возникла угроза новой мировой катастрофы, Шолохов опубликовал рассказ “Судьба человека”, чтобы напомнить о тех ужасах, которые больше не должны повториться. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны.

Андрей Соколов - советский человек, мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы.

Творчество Шолохова оценено по достоинству. Он лауреат всех возможных премий и наград отечественных, а в 1965 году удостоен Нобелевской премии за роман “Тихий Дон”. Его произведения достойно вошли в русскую классическую литературу.

В 1921 г. Шолохов был осужден на 1 год условно «за превышения служебных полномочий». Будучи членом продотряда, писатель самовольно снижал нормы сдачи продовольствия.

В 30-е годы Шолохов написал ряд писем И. В. Сталину, в которых описывал подлинное положение дел с коллективизацией на Дону.

В 1966 г. Шолохов выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о процессе Синявского и Даниэля (осужденных за «антисоветские» произведения, напечатанные за рубежом). В частности писатель сказал: «Попадись эти молодчики с чёрной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!»

Михаил Шолохов (1905-1984) - русский писатель-прозаик, журналист, сценарист. Получил Нобелевскую премию 1965 года за вклад в мировую литературу (роман-эпопея о русском казачестве «Тихий Дон»). В 1941 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1960 — Ленинской премии, в 1967 и 1980 годах — Героем социалистического труда.

Будущий выдающийся писатель появился на свет в 1905 году (хутор Кружилин, Вешенская станица) в зажиточной семье, отец - приказчик коммерческого магазина и управляющий паровой мельницей, мать — казачка родом, была прислугой в панском имении Ясеневка, её насильно выдали замуж за казачьего станичного атамана Кузнецова. После расставания с ним, Анастасия Черняк стала жить с Александром Шолоховым, их сын Михаил родился вне брака и звался Кузнецовым (по фамилии её бывшего мужа), пока они официально не развелись, и она не вышла замуж за Александра Шолохова в 1912 году.

После того как глава семейства получил новую работу в другой станице, семья переехала на новое местожительство. Маленький Миша обучался грамоте приглашенным на дом местным учителем, в 1914 году он стал обучаться в подготовительном классе Московский мужской гимназии. 1915-1918 год — обучение в гимназии г. Богучары (Воронежская губерния). В 1920 году после пришествия к власти большевиков, Шолоховы переехали в станицу Каргинскую, где его отец стал заведовать заготконторой, а сын вести делопроизводство в станичном ревкоме. Закончив ростовские налоговые курсы, Шолохов становится продовольственным инспектором в станице Букановской, там, в составе продотрядов, он участвовал в продразверстке, попадал в плен к Махно. В сентябре 1922 года Михаил Шолохов был взят под стражу, против него было возбуждено уголовное дело и даже вынесен приговор суда - расстрел, который так и не был приведен в исполнение. Благодаря вмешательству отца, который внес за него крупный денежный залог и выправил ему метрические документы, по которым он стал несовершеннолетним, его отпустили уже в марте 1923 года, присудив ему год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних и отправку в Болшево (Подмосковье).

Поехав в столицу, Шолохов пытается стать рабфаковцем, что ему не удается, так как у него отсутствует трудовой стаж и направление комсомольской организации. Будущий писатель подрабатывал разнорабочим, посещал различные литературные кружки и учебные занятия, преподавателями на которых были известные в то время личности как Александр Асеев, Осип Брик, Виктор Шкловский. В 1923 году в газете «Юношеская правда» был опубликован фельетон «Испытание», авторства Шолохова, позже еще несколько произведений «Три», «Ревизор».

В том же году после приезда к родителям, жившим в станице Букановской, Шолохов решился сделать предложение Лидии Громославской. Но убежденный будущим тестем (бывшим станичным атаманом) «сделать из него человека», берет в жены не Лидию, а её старшую сестру — Марию, с которой у них в будущем родилось четверо детей (двое сыновей и двое дочерей).

В конце 1924 года газета «Молодой ленинец» опубликовала рассказ Шолохова «Родинка», вошедший в цикл донских рассказов («Пастух», «Жеребенок», «Семейный человек» и т.д.), позже объединенных в сборники «Донские рассказы» (1926 г), «Лазоревая степь» (1926 г), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г). Эти произведения не принесли автору особой популярности, однако ознаменовали пришествие в советскую русскую литературу нового писателя, способного заметить и отразить в яркой литературной форме важные веяния жизни того времени.


В 1928 году, проживая со своей семьей в столице Вешенская, Шолохов начинает работу над своим самым грандиозным детищем — романом-эпопеей в четырех томах «Тихий Дон», в котором он отразил судьбу донского казачества во времена Первой мировой войны и дальнейшего гражданского кровопролития. Роман был опубликован в 1940 году, получил высокую оценку, как партийного руководства страны, так и самого товарища Сталина. Во времена Второй мировой войны роман переводился на многие западноевропейские языки и получил большую популярность не только в России, но и далеко за её пределами. В 1965 году Шолохов был выдвинут на Нобелевскую премию, и стал единственным советским писателем, получившим её с личного одобрения тогдашнего руководства Советского Союза. В период с 1932 года по 1959 год Шолоховым был написан еще один его знаменитый роман в двух томах о коллективизации «Поднятая целина», за которую он получил Ленинскую премию в 1960 году.

В военные годы Михаил Шолохов служил военным корреспондентом, в то сложное для страны время было написано немало рассказов и повестей, в которых описывалась судьба простых людей, попавших в жернова войны: рассказы «Судьба человека», «Наука ненависти», неоконченная повесть «Они сражались за Родину». В последствии эти произведения были экранизированы и стали настоящей классикой советского кино, которые производили на зрителей неизгладимое впечатление, поражая их своей трагичностью, человечностью и неизменным патриотизмом.


В послевоенное время Шолохов издает ряд публицистики «Слово о Родине», «Свет и Мрак», «Борьба продолжается» и т.д. В начале 60-х годов он постепенно отходит от литературной деятельности, возвращается из Москвы в станицу Вешенскую, ходит на охоту и рыбалку. Все полученные за свои литературные достижения премии он отдает на строительство школ в его родных местах. В последние годы жизни он тяжело болел и стоически переносил последствия двух инсультов, диабета, и, в конце концов, онкологического заболевания гортани — рака горла. Его земной путь окончился 21 февраля 1984 года, его останки были погребены в станице Вешенской, во дворе его дома.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!