Что означает месяц декабрь. Почему месяцы так называются

«БУДУЩИЕ ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВА – 2012»

Секция ЯЗЫКОЗНАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ МЕСЯЦЕВ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ

Гусева Светлана, Сидоров Александр, МОУ «Николаевская ООШ», 6 класс

Научный руководитель: Артемьева Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Николаевская ООШ»

Введение

Все мы пользуемся календарем, который дает нам возможность записывать события в их хронологической последовательности. Отрезки времени, из которых и состоит календарь, надо было как-то называть. И каждый народ подошел к этому по-своему.

Названия месяцев повторяются из года в год, но не все знают, почему январь назван январем, а август назван августом. Откуда же пошли названия современных месяцев? Как звучат древнеславянские названия месяцев, которые использовались нашими предками? Эти вопросы и определили выбор темы нашей исследовательской работы, и мы постараемся ответить на них.

Думаем, что тема нашей исследовательской работы является актуальной, так как все мы каждый день в своей речи используем названия месяцев, дней недели. Считаем, что не мешало бы каждому из нас узнать, откуда пошли эти названия.

Цель работы: Выяснить, как назывались месяцы в славянских языках, откуда пошли современные названия месяцев.

Из истории происхождения слов «календарь», «месяц»

Сейчас все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян. Само слово Календарь произошло от лат. calendarium - долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца. Календы также служили для отсчёта дней внутри месяца. Первые числа каждого месяца римляне называли календами.

Само слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века. До этого его называли «месяцесловом».

Слов «месяц» произошло от лат. mensis "месяц", "луна". В русском языке слово «Месяц» трактуется как «дитя Макоши» (богини плодородия).

Славянский календарь

Мы сейчас живем по Григорианскому календарю. Но когда-то вся Русь жила своим летоисчислением, своим календарем.

Древнеславянский календарь основан на 16-ричной системе счисления и делит продолжительные промежутки времени на Круги Жизни.

Течение «реки Времени» для наших предков - это вращение 16 часов в сутках, 9 дней в неделе, 9 месяцев в Лете (году).

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Действовавший в России календарь от «сотворения мира» (Коляды Даръ) заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней.

Сейчас григорианский календарь стал международным.

Сегодня в русском календаре, как и во многих календарях мира, год делится на четыре времени года. Далее каждое время года делится на три месяца. Всего в результате такого деления получается 12 месяцев.

Современные и славянские названия месяцев

Современные названия месяцев берут своё начало от древних римлян. Первоначально римский год начинался весной и состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами. Позже некоторые месяцы были переименованы.

Январь: латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. Славянское название "Просинец" - означает возрождение Солнца. Малороссийское название января «сочень»: после серого декабря, краски природы становятся сочными, яркими. На чувашском языке – карлач.

Февраль: латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа (Фебрус - бог подземного царства мертвых, в который проводился праздник очищения Фебруа, когда живые приносили жервоприношения мертвым, взывая об их покровительстве.). Славянское названия: "Сечень" - время подсеки деревьев для очистки земли под пашню, "Бокогрей" - скотина на солнце выходит погреться, «Ветродуй» - ветры в феврале холодом секут. Но еще лютует - «Лютень». Называли февраль еще «межень» (межа между зимой и весной). На чувашском языке нарас (нурас) – «новый день», то есть первый день нового года.

Март: латинское: Martius. Назван в честь бога Марса - римский бог войны и покровитель римской мощи. Славянское название "Сухый" - земля сохнет от сходящего снега. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. «Зимобор» – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, «Протальник» – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. На чувашском языке – пуш, то есть «пустой», свободный от земледельческой работы месяц.

Апрель: латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire - открывать. Древнерусские имена месяца апреля были «Брезень», «Снегогон» – ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще – «Цветень», ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна. На чувашском языке – ака, так как в это время начинались посевные работы.

Май: латинское: Maius. От имени древнеримской богини весны Майи.

Славянское название "Травень", "травный" – буйство трав и зелени. Природа расцветает. На чувашском языке – су – приближение лета.

Июнь: латинское: Junius. От имени древнеримской богини Юноны, супруги бога Юпитера, богиня брака и рождения. В старину коренными русскими названиями месяца июня был «Изок». Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца – «Червень», от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. На чувашском языке – сертме.

Июль: латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus - пятый, потому что это был 5-й месяц старого римского календаря, так как год начинался с Марта. У нас в старину он назывался, как и июнь,- «Червень» - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червленый, красный). Месяц этот называется также «Липцем» - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз. На чувашском языке – ута – время сенокоса.

Август: латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н. э. Ранее назывался секстилий от слова sextus - шестой. На севере Руси он назывался «Зарев» - от сияния зарницы; на юге «Серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Также этот месяц славнее называли «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне. На чувашском языке – сурла (серп).

Сентябрь: латинское: September. От слова septem - семь, потому что это был 7-й месяц старого римского календаря. В старину изначальным русским названием месяца был «Рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «Хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмуриться, идут дожди, осень идет в природе. На чувашском языке – аван (овин – строение для сушки хлеба) – в это время сушили зерно.

Октябрь: латинское: October. От слова octo - восемь. Славянское название "Листопад" - ну тут все очевидно. Носил он также название «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе – «грязник», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебник» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту. На чувашском языке – юпа (связано с обрядом, проводимым в этом месяце).

Ноябрь: латинское: November – девятый месяц. Славянское название "Грудень" - от груд замерзшей земли со снегом. Вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. На чувашском языке – чук (связано с обрядом, проводимым в этом месяце).

Декабрь: латинское: December. От слова decem – десять. Славянское название "Студень" - холодный месяц. На чувашском языке – раштав, образовалось от термина «рождество».

Рассмотрев все названия, сложно не заметить, что древнеримский месяц мог получить свое имя в честь какого-либо выдающегося исторического деятеля, праздника, что справляли в нем, особенностей своего «характера», по имени божеств.

В отличие от латинских названий месяцев, посвященных богам, исконно славянские связаны с хозяйственной деятельностью, погодными изменениями, языческими праздниками или другими вполне понятными явлениями.

Сегодня мы, русские, к сожалению, уже не используем славянские названия месяцев, пользуемся латинскими названиями, которые пришли к нам от древних римлян. Между тем, многие славянские языки, например, украинский, белорусский, сохранили свои исконные названия месяцев.

На наш взгляд, славянские названия месяцев нам куда ближе и логичней, нежели латинские заимствования.

Литература

Идельсон Н. И. История календаря. Наука, 1976.

Изд. "советская энциклопедия" Советский энциклопедический словарь, 1982

Этимологический словарь, 2004 г.

С. И.Селешникова «История календаря и его предстоящая реформа»

Идельсон Н. И. «История календаря». Наука, 1976.

Буткевич А. В., Зеликсон М. С. «Вечные календари». Наука, 1984

И. А. Климишин «Календарь и хронология» Изд. "Наука", 1985

Б. А. Рыбаков. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи

http://nfor. org/ Славяне

dazzle. ru Русь Великая: Символика Руси Великой, История Руси, Славянская энциклопедия

http://ru.wikipedia.org/

Возможно это вас заинтересует:

  1. Палладий (лат. Palladium; назван в честь открытия малой планеты Паллады), Pd, химический элемент VIII группы периодической системы Менделеева; атомный номер 46, атомная масса 106,4; тяжёлый...
  2. Нобелий (лат. Nobelium), No, элемент 102, искусственно полученный радиоактивный химический элемент семействаактиноидов, атомный номер 102. Первой заявила о получении атомов элемента 102 в 1957 международная...

Рябчиков Даниил

В данной работе собран материал о происхождении меяцев в русском языке, этимологии, о русских праздниках, отмечаемых в определенный месяц, и связанные с этим традициях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Происхождение названий месяцев в русском языке

Введение

Слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века.
До этого его называли «месяцесловом». Но как не назови, цели календаря остаются неизменными - фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь дает нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для предвидения будущего (чего ждать через три месяца - какой погоды, праздника, когда сажать картошку и собирать урожай), позволяет помнить о важных датах, и для многих других целей. Отрезки времени, из которых и состоит это необходимое изобретение, надо было как-то называть. И каждый народ подошел к этому по-своему, по-народному. В одной только Греции в разных ее областях были разные названия месяцев. Например, первый месяц в Афинах назывался Гекатомбеон, в Милете - Панемос, в Дельфах - Аппелай и т. д. В Риме были в ходу следующие именования: Януариус, Фебруариус, Мартиус, Априлис, Майус, Юниус, Квинтилис, Секстилис, Септембер, Октобер, Новембер, Децембер. Знакомо, не правда ли? Многие из них перекочевали в европейские языки. И сейчас мы называем первый месяц январь, англичане January, немцы Januar, французы janvier, итальянцы gennaio.
Но раньше, чем к нам пришли эти названия, на Руси использовались другие старинные названия месяцев. Названия месяцев на Руси отражали и его «характер»: если в июле в разгаре была страдная пора, то он и назывался соответствующе, и никому бы не пришло обозвать его "хмуренем". Меня заинтересовал вопрос происхождения названий месяцев в русском языке.

Цель моей работы - изучить происхождение названий месяцев в древнем и современном русском языке, а именно, что служило основанием этимологии.

Задачи:

  1. изучить этимологию слова "месяц"
  2. исследовать этимологию названий месяцев в русском языке
  3. определить связь названий месяцев с народными трудовыми традициями и отражением их в народных приметах, праздниках. Гипотеза : названия месяцев в русском языке связаны с именами божеств у древних славян, а также в честь какого-либо выдающегося исторического деятеля, праздника и особенностей природных явлений, происходящих в его период.
  1. Этимология слова «месяц»

Существует много источников образования слов в русском языке. Это и исконно-русские слова, и иноязычные, и церковно-славянские. Этимология - это наука, изучающая происхождение слов, их жизнь и изменения в языке.

Так как четкая система этимологии отсутствует, то это указывает на различные подходы к происхождению названий месяцев. Между тем, этот же факт указывает на то, что этимология эта настолько глубока, что уже практически полностью забыта. Но наибольшее значение имеет другой факт - широчайшее распространение одних и тех же названий месяцев среди огромного числа народов и на разных территориях.

В совокупности сказанное позволяет сделать вывод о том, что названия месяцев родились в той исторической глубине, когда европеоидный народ был ещё единым и обладал одним и тем же языком и кругом понятий. Это время существования палеорусского языка.

Русская семья языков является одной из трёх языков - древнейших в мире (две других - негроидная и монголоидная). Её корни уходят в дошельские и шелльские археологические культуры русанторопов Русской равнины (2 - 1 млн. л.н.) и неразрывно связаны с самой территорией Русской равнины.

Именно здесь, в условиях палеообщерусского языкового единства, 50 тысяч лет назад сформировался человек современного типа - неоантроп. Через ряд последовательно сменивших друг друга археологических культур неоантроп достиг стадии русского человека и сформировал на Русской равнине русский народ. Начиная с 5-го тыс. до н.э., своими расселениями в области Греции, Шумера, Египта, Китая и т.д. русский человек сформировал общеиндоевропейскую семью языков. Поэтому названия наиболее древних понятий в разных языках восходят к русскому языку палеолитической древности.

Первые календарные надписи археологически засвидетельствованы на стоянке Сунгирь (30 тыс. до н.э., г. Владимир), принадлежащей к костёнковско-стрелецкой общности археологических культур, сформированных палеорусским человеком. С этого времени берёт своё начало формирование календаря как единой системы членения времени и опознавания его отдельных моментов. По природе своей это деление является фрактальным.

Таким образом, поскольку формирование календарного знания состоялось на Руси и здесь это знание продолжало развиваться, то и языком производства календарных терминов и их понятийного наполнения следует признать русский язык стадий от палеорусского до проторусского.

В русском календаре год делится на четыре ВРЕМЕНИ - четыре времени года: весна - подвес оси, осень - опора оси, лето - летание солнца, зима - солнце в яме. На втором календарном уровне каждое ВРЕМЯ года делится на три МЕСЯЦА. Всего в результате такого деления получается 12 месяцев.

«Месяц» буквально «дитя Макоши» - древнерусское слово, восходящее ко времени палеорусского языка - 50-е тыс. до н.э. (в составе т.н. «ностратической» семьи языков).

Слово «месяц» образовано от корня меся- и суфф. -ц.

Русск. меся - это древнерусское имя жены бога - Макоши (букв. корова), отражающее её зооморфную мустьерскую сущность. В начале становления культа Макоши она воспринималась, как жена Бога Велеса: он - Великий бык Велес; она - корова-мать Макошь (меся, в разных вариациях машка, мишка, macka и т.п.). От имени Макоши происходит слово КОСМОС, которым описывается время вообще. С помощью суффикса -ц в русском языке от основ имён существительных женского рода образуются уменьшительные существительные.

Таким образом, часть времени - часть Макоши - это есть дитя Макоши. В древнерусской мифологии 12 детей Макоши - 12 Месяцев, где мес- + суфф. ц обозначает собственно «дитя Макоши» (ср. теля - телец, пта(ха) - птенец). Число месяцев, детей Макоши, равное 12-ти, получается из геометрического деления времени Макоши.

Таким образом, месяц, буквально означает в русском происхождении «дитя Макоши».

2. Этимология названий месяцев

Январь - исконное русское имя месяца. Буквально означает «рождающий» (солнце-Ра). Название это образовано от древнейшего русского корня «жена» (jena-), обозначающего роженицу, и суффикса -арь(ср. пах-арь, мыт+арь, глух+арь и др.).

Позже русское название месяца «январь» перешло в периферийные русские языки: например, в латинский язык - januarius .

Макошь - женское начало русской славянской монотеистической религии. Она - жена Бога. Сам Бог - Велес. Поэтому на Руси январь ещё называли Велесовым месяцем.

Есть и другие прозвища этому месяцу, например, студинец, стужень (студёный) и др. Одно из наиболее интересных - просинец. Приставка про- означает частичное проявление чего-либо, а корень -син- указывает на присутствие сини, как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня, солнечного света. Малороссийское название января «сочень» указывает на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, январь стал пятым; наконец, с 1700 г., со времени перемены, произведенной в нашем летосчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Следует остановиться на рассмотрении этимологии слова январь, производимой от Януса. Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римском ритуале. Между тем, Древний Рим - это всего лишь 8 - 6 века до н.э., то есть далеко не древнее время. И уже в этот период римляне не знали существа «своих» древних богов - о сущности религиозного представления, которое воплощалось в Янусе, уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет собою хаос (Janus=Hianus), или воздух, или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца [Брокгауз и Ефрон, 1907]. Таким образом, римляне не знали существа «своего» бога. Причиной этому служило то, что это был не римский бог, а русское название календарного месяца - ЯНВАРЬ.

Февраль (хевраль)- исконное русское имя месяца. Буквально означает «жила», «жизнь».

Название «февраль» этимологически родственно русскому женскому имени Февронья, Хавронья, др.-русск. Ховърония, образованному от русского слова ХОВАТЬ южн., зап., псковск., калужск. «прятать, хранить» [Даль В.]. Также укр. ховати, болгар. ховаць, др.-русск. ховатися «беречься, держаться», чеш. сhоvаti «таить, хранить, выхаживать», словац. сhоvаt" «выхаживать, выращивать», польск. сhоwаc «скрывать, хранить, кормить». Последнее и заканчивает этимологическую цепочку: ховраль - февраль.

Рождение термина «февраль» следует отнести ко времени одомашнивания скотины на Руси - ок. 13 - 11-го тыс. до н.э., среднерусская и рессетинская археологические культуры. Свинья воспринималась как хранительница народа в том смысле, что она позволяла ему выжить в трудное зимнее время. Февронья, Хавронья - русск. свинья (русск. пословицы: «Отдали Хавронью за Ховрина сына»; «Хоть баба Хавронья сбила с подворья - да воля ж Господня, а не быть без подворья!»; «Всякая Хавронья сама себя хвалит»).

Семантика февраля связана с мёртвой и живой водой, отражена в русской сказке «Хаврошечка» и в целом состоит в следующем: умирание - суд - воскрешение. Первая фаза заканчивается в ночь с 31 января на 1 февраля, когда происходят последние поминки по СТАРОМУ богу Ра - то есть по Солнцу, уходящему к звёздам (star - звезда). 40 дней отсчитывают от корочуна (ночь с 21 на 22 декабря), когда умирает старое Солнце-Ра. В эту же ночь рождается новое Солнце-Ра - воскресает.

Вторая фаза троичности связана с СУДОМ Макоши, который она начинает вершить сразу после последних поминок Ра - то есть с 1-го февраля (праздник ГРОМНИЦА , кащеевы морозы) - и заканчивает через десять дней - то есть 10 февраля. Семантический смысл суда состоит в том, что встречаются ЗИМА и ЛЕТО - праздник СРЕТЕНЬЕ (1 февраля): «зима с летом встретилась», «солнце на лето, зима на мороз» (русск. посл.). Февраль во второй своей фазе является ХРЕБТОМ зимы. Февраль - это хребет, линия, нить, граница, после которой начинается новая жизнь (ср. лат. фибра «нить»; немец. gebirge «горный кряж»).

Третья фаза начинается 11 февраля - ДЕНЬ ВЕЛЕСА, день возрождения Велеса. К нему на Руси приурочивали время зимнего отёла, то есть рождение «из костей старой коровы» новых коров. Февраль этой стадии связан с приходом весны (здесь и семантика потопа - половодья). Февраль - начало новой жизни.

Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому был посвящен. Коренными славяно-русским названием этого месяца было «снежень», вероятно - от снежного времени. В Малороссии с XV в., по подражанию полякам, месяц февраль стал называться «лютым»; поселяне же северных и средних губерний русских поныне зовут его «бокогреем», так как тогда скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки.
Одно из прозвищ февраля - сечень, образовано мифологически от русск. сеча - битва, сражение зимы и лета, а в бытовом плане - время подсеки деревьев для очистки земли под пашню. Называли его ещё «межень» (межа между зимой и весной). Из-за частых вьюг и метелей февраль величают также «ветродуем».
Зимобор, протальник, сухый, березозол (март) - с этого месяца начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне. Имя март дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса. К нам оно занесено из Византии.

Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое «пролетье».
Апрель - Брезень, цветень, снегогон (апрель) - априлий - латинское слово, от глагола aperire, открывать, оно указывает на открытие весны. Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще - цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.
Травник (май) - латинское имя дано в честь богини Маи; также, как и многие другие, оно перешло к нам из Византии. Древнерусским именем месяца мая было травный, или травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время - буйство трав. Этот месяц считался третьим пролетним месяцем.
Разноцвет, червень, изок (июнь) - слово «иуний» дано этому месяцу в честь богини Юноны. В старину коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы).
Страдник, червень, липец (июль) - «иулий», имя, данное в честь Юлия Цезаря, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостию (червленый, красный). Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз.
Жнивень, зарев, серпень (август) - как и предыдущий, этот месяц получил свое название по имени римского императора - Августа. Коренные древнерусские имена месяца были другие. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев».
Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь) - «сентемврий», девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название (от septem). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе.
Листопад (октябрь) - «октоврием» называется десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил свое название (octo - восемь); у наших предков он известен под именем «листопада», от осеннего падения листьев, или «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе - «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.
Грудень (ноябрь) - «ноемврием» (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил свое название (nover - девять). В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.
Студень (декабрь) - «декемврием» (лат. december) называется у нас 12-й месяц, в году; у римлян он был десятым, отчего и получил свое название (decem - десять). У наших предков он назывался «студень», или студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору.


3. Народные приметы месяцев

Январь - первый зимний месяц - назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» - островки синего неба. Но славился январь и метелями, морозами. Именно поэтому русские именовали его «сеченем», чехи и словаки - «леднем», сербы - «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь святого Василия Великого, день которого приходился на 1 января - перелом зимы. В русских пословицах январь славится как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день прибавляется уже на два часа (после дня зимнего солнцестояния, 24 декабря, начинается поворот к лету).

Когда-то на Руси год начинался с марта, поэтому январь был одиннадцатым по счету месяцем; позже Новый год отмечался в сентябре, в Семен-день, - и январь стал пятым месяцем года; а после введения Петром I нового летосчисления в 1700 году сделался первым из двенадцати месяцев.

Вот какие народные приметы относил русский народ к этому месяцу:

Ворона кричит на полдень, в сторону юга - к теплу, на север - к холоду.

Снегири поют при смене погоды - перед снегопадом.

Воробьи сидят на деревьях втихомолку - пойдет снег без ветра.

Собака растягивается на полу и спит, раскинув лапы, - к теплой погоде.

В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

В январе растет день - растет и холод.

В январе снегу надует - хлеба прибудет.

Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.

С января солнце на лето поворачивает.

Январь на порог, прибыло дня на воробьиный скок.

Январь подкладывает дров в печку.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.

Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.

"Новому году - начало, зиме - середка", издавна говорят в народе об этом месяце. И условно изображают его двуликим: старым лицом он обращен в прошлое, молодым - в будущее.

Февраль когда-то в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год. Когда год начинался в сентябре, он стал шестым по счету. С 1700 года февраль - второй месяц года по новому летосчислению. У русских он назывался «снеженем», у украинцев и поляков - «лютым», у хорватов - «свеченом», у чехов и словаков - «унором». Февраль, по поговорке, «рассекает зиму пополам», кроме того, «февраль три часа дня прибавит», «В феврале (на Сретенье) зима с весной встретится». В високосный год, когда в феврале 29 дней, он считается самым тяжелым месяцем в году (даже тяжелее мая).

О феврале сложили следующие приметы:

Сильные морозы в феврале бывают только ночью.

Зимой много инея - летом много росы.

Утренняя зорька быстро гаснет - на холод.

Солнце всходит красное - на метель.

Яркие звезды - к морозу, тусклые - к оттепели.

Название третьего месяца года - март - пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц назывался «сухым» и «березозолом», а первый день марта - «новичком», потому что вплоть до начала XV в. март был первым месяцем года. Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником. В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по-весеннему, и в это время первых оттепелей русский народ празднует беспутную-«соромную» неделю, предшествующую Великому посту. Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия - веселой красавицы Лады, которая отправлялась на поиски усыпленного зимой-Мораной своего возлюбленного Леля - бога месяца мая. Лада шла, окруженная многочисленными веселыми, добрыми и проказливыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения, а злую зиму-Морану сопровождали духи тьмы, холода и бед. Считалось, что:

Гром ранней весной - перед холодом.

Когда весной поверхность снега шершавая - к урожаю, гладкая - к неурожаю.

Если у сосулек нет в середине пустоты, то налив хлебов полный и умолот богатый.

Вздел Ярило зиму на вилы.

Утром года значится март в народном календаре. Зиму ломает, новому сезону дорожку дарит.

Второй весенний месяц называется апрелем не случайно: по народному поверью, в апреле земля преет. «Март пивом, а апрель водою славится», - говорят в народе. В апреле снег тает уже неостановимо, как неостановим приход настоящей весны, с теплом, свежей зеленью. «Начало апреля в снегу, конец - в зелени», - говорят об этом месяце. Раньше на Руси этот месяц назывался «пролетником», так как предвещал скорый приход лета; у поляков он носил название «кветень»; чехи и словаки именовали апрель «дубень». В Древней Руси он был вторым месяцем; позже, до 1700 года, он считался восьмым, а после реформы Петра I стал четвертым по счету.

По отношению к апрелю сложились следующие приметы:

Весною дождь парит, а осенью мочит.

Весна днем красна.

Весна - зажги снега, заиграй овражки.

Где лишняя навозу колышка, там лишняя хлеба коврижка.

Глубже посеешь весной - будешь с хлебом зимой.

Приметы по дням месяца:

Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель. От снега до листа - таков апрель-водолей. Апрельские лучи будят землю. Вода на пользу, пригодится в майскую пору, когда с дождями заминка выходит.

Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи. В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков.

Про май на Руси говорили:

Ненадежно майское тепло.

Дождь в мае - жди урожая.

Нехорош сухой май.

Коли май в начале теплый, жди холодов со второй половины.

Май - торжество пробуждения природы.

Июнь когда-то был четвертым месяцем года. В России первый летний месяц именуется «розанцветом», поляки называют его - «червец», чехи и словаки - «червень», хорваты - «иван-чак» и «клисень». Это - месяц молодой, зеленой травы и первых урожаев: в конце мая - начале июня появляются первые овощи и зелень нового сезона, а хозяйки готовят суп из молодой крапивы. И с этим месяцем в народе связано множество примет:

Одним днем лето не опознаешь.

Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка - теплые дни.

Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.

В июне день - с год.

В июне заря с зарею сходятся.

В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут.

В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.

Июнь грозами богат.

Июнь месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.

Июнь - самый светлый месяц года.

Проводит июнь на работу, отобьет от плясок охоту.

Пришел июнь - на рыбалку плюнь.

Пришел июнь-разноцвет - отбоя от работы нет.

Июнь растит урожай на весь год, но сам по себе это месяц голодный - еще мало что поспело. Называют так месяц этот за цветы, краски и яркие зори. В народе зовут хлеборостом. Июнь - скопидом, урожай копит на целый год.

Июль всегда был месяцем тяжелых работ в поле и на огороде, поэтому с его приходом заканчивались и веселые гулянья, и хороводы, и праздники, которых много было в июне. Это - месяц первых урожаев ягод, грибов и других лесных даров.

Июль - грозник, молнии мечет, дубы колечит.

В июле солнце ликует. Всем лето пригоже, да макушка больно тяжела.

Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по лугам побежал.

Если летом много осота, то зима будет холодной.

Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.

Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню.

Утром туман стелется по воде - будет хорошая погода.

В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно.

В июле на поле густо, а в амбаре пусто.

Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.

Июль косит и жнет, долго спать не дает.

Июль - перелом лета, месяц красного цвета.

Июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

Плясала бы баба, да макушка лета настала.

Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.

Шелудивое порося и в июле зябнет.

Июль - макушка лета. Благодатная пора спелого хлеба, овощей, ягод и раннего картофеля. Сенокос, начало косовицы хлебов.

Август - последний летний месяц, и с первых дней его начинает ощущаться приближение осени. В Древней Руси его называли «зорником», чехи и словаки - «серпенем», сербы - «прашником» и «женчем». В этом месяце запасали еду на всю зиму, поэтому урожайный август, по пословице, кормил всю зиму. Были и другие приметы в августе:

Цветы вьюна плотно закрылись - перед дождем, вода в цветок не попадет.

Перед непогодой певчие птицы перестают петь.

В августе заготавливают березовые веники.

Предосенний сбор лекарственных трав - целебные травы в лучшей своей поре, во всей целебной силе.

Яблони клонятся долу, отяжелев от плодов.

Выпадают инеи - знак к ранней, студеной зиме.

Август - густарь, густоед, щедрый разносол (хлебосол): всего вдоволь.

Август два часа уволок - от дня убавил, ночи прибавил.

Август - жнивень, месяц жатвы.

Август и у рыб сытная пора.

Август - лета закат, последний летний месяц.

Августовская ночь длинна, вода - холодна.

Август придет - свои порядки заведет.

Август припасает утренники (заморозки).

Первый осенний месяц сентябрь назывался на Руси «листопадом», у словаков - «груденем», на Украине - «вересенем». Имел он и другое название - «ревун» («рюян» у хорватов), потому что именно в сентябре начинались осенние холодные ветры. Но в середине - конце сентября ждали наступления тихого и солнечного «бабьего лета», когда солнце греет еще по-летнему, но утренние холода уже дают о себе знать. В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая.

Начали собирать шиповник - осень пришла.

О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.

Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.

Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды - будет дождь.

Пиявка спокойно лежит на дне - к хорошей, ясной погоде.

При северном ветре рыба клюет плохо, другое дело - ветер южный или юго-западный.

Перистые облака - предвестники близких перелетов птичьих стай.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Задождит сентябрь - на радость мужику.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь - вечер года.

Зовется месяц еще желтнем, жовтнем - по цвету растений в это время года.

Листопад прошел быстро - скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях - зима будет короткая, с небольшими морозами. Так говорили о другом месяце осени - октябре.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

Осень говорит: "Озолочу", а зима: "Как я захочу!".

Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.

Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

Первый снег упал на мокрую землю - останется, на сухую - скоро сойдет. От первого снега до санного пути - шесть недель.

Дневной снег не лежит - первый надежный снег выпадает к ночи.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь то плачет, то смеется.

Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь еще холодней. Предзимье. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. В ноябре опадали последние листья, и на большей части территории России устанавливалась настоящая зима. С середины ноября - до дня святых Козьмы и Дамиана - мороз сковывал реки и озера льдом. Если в конце октября выпадал снег, в ноябре он уже не таял, лежал плотным слоем.

У зимы изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Зима к свету строга - в рясы рядит стога, платом кроет луга.

Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.

Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре (январе) не замерзнет.

Ноябрь соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. А еще называют листогноем - от чахнущих листьев.

Декабрь - месяц первых белых троп.

В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь.

В шубе летом, а зимой раздетый (дуб).

Грачи-зимовщики - к теплой зиме.

Зеленые чихи на ольховых ветках поют "тилли-тип" - к морозцам.

Мы в дом ель, а она с собой - метель.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.

В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, рвет и метет.

В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается.

Год декабрем кончается, зима начинается.

Декабрь - месяц больших волчьих стай.

Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет. Стужайло дает запевку всей зиме. Год замыкает, зиму начинает.

4. Русские календарные праздники и обряды

Среди календарных обрядов особенно любимыми были зимние и летние Святки, связанные с зимним и летним солнцеворотом. В зимние студеные вечера мысли крестьян были обращены к будущим полевым работам, полны, тревоги за урожай. Пожелания богатого урожая звучали в многочисленных зимних обрядовых песнях - колядках, щедривках, посеваньях, меланках, овсеневых песнях. В ночь на Новый год по домам ходили ряженые с песнями и шутками (надевали вывернутую наизнанку шубу, навешивали бороду). Они поздравляли хозяев и желали благополучия. Целям аграрной магии во многих селах служил также обряд "посеванья" в первый день Нового года. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть зерна в красный угол.

Под Рождество девушки, парни и дети собирались вместе и шли колядовать. Песни-колядки получили свое название от имени языческих божеств Коляды, Овсеня, символизирующих начало солнечного года. В домах специально готовили угощенье для колядующих. Это были пироги, пряники, конфеты, но иногда колядующим давали деньги, преимущественно пятачки. Колядовать начинали вечером под Рождество, в Сочельник. Рано утром на Рождество на восходе солнца выходили и пели песню, прославляющую рождение Христа и Богородицу.

Старый Новый год также широко отмечался, причем в разных селах по-разному. В ночь с 13 по 14 января (по новому стилю) молодежь ходила «щедровать». Это название пришло от обозначения вечера 13 января - «щедрый вечер». Святки продолжались две недели со святочными вечерами и гаданиями. Девушки гадали в ночь перед Новым годом, перед Рождеством и Крещением. Гадания были разными. Девушки ходили к соседям спрашивать имя хозяина, чтобы узнать имя будущего мужа; кидали за ворота башмачок, чтобы определить сторону, куда выдадут замуж.

Заканчивались Святки 19 января праздником Крещения Господня. Он справлялся в соответствии с церковными канонами обряда водосвятия, но в каждом селе существовали его особенности. Ранним утром, еще до рассвета, все жители села подходили к церкви, откуда крестным ходом с батюшкой во главе, с хоругвями и специальными церковными песнопениями направлялись к тому месту на реке, где был крест. Там батюшка с молитвами святил воду. После него к воде подходили жители и набирали ее себе.

В тех селах, где не было рек, крестный ход шел к колодцу. Возле колодца пускали голубей, в облике которых, по библейскому преданию, Святой Дух явился Иоанну Крестителю и указал ему на Иисуса как Сына Божия.

Святки с их весельем и шутками, гаданием и ряжением заканчиваются, и наступает "мясоед" - несколько недель, отделяющих Крещенье от Масленицы. В это время игрались свадьбы.

С большим нетерпением повсюду ожидали Масленицу, которая отмечалась за семь недель до Пасхи (конец февраля - начало марта).

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым были закреплены определенные действия: понедельник - "встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", "разгул", "перелом", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечера", "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", "проводы", воскресенье - "прощеный день". На Масленицу ходили друг к другу в гости , устраивали пляски, игры, катанья на санях. На Масленицу величали молодоженов. Они шли к тестю или теще, несли с собой орехи, булочки, которыми одаривали детей, встречавшихся на пути. В пятницу зятья приходили к теще "на блины". Также устраивались кулачные бои. Со среды начинались так называемые "кулачки". В субботу был решающий бой. Бои продолжались до воскресенья, до 12 часов. В полдень начинали звонить колокола, и все люди расходились по домам. Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем. В этот день люди просят друг у друга прощенья. Последний день недели отводился проводам Масленицы. В селе ставили соломенное чучело. "На крестовину" надевали рубаху и брюки, набивали их соломой, вместо лица прилаживали горшок. Чучело стояло всю неделю, а в воскресенье сжигалось. Костер, на котором сжигалась Масленица, не был погребальным. Это были своего рода приветственные огни честь прихода весны.

Сразу за Масленицей начинается Великий пост - семь недель строгости, святости, воздержания. Во время поста не пели песен, не устраивали гуляний, посиделок. Ели только постную пищу, говели, то есть постились . "Заговляемся на хрен, на редьку да на белую капусту". В середине Великого поста в ночь со среды на четверг "пост ломается пополам". Среда считалась праздничной - отмечалось "средокрестие". Для этого дня специально пекли печенье в виде креста.

Шестая неделя Великого поста (предпасхальная) называется вербной. В Вербное воскресенье освящаются веточки вербы. Освященную вербу ставят в передний угол, в божницу или за нее. Верба и особенно ее сережки повсюду считались целебными, наделенными особой силой. Оно символизировало здоровье, силу, поэтому прикосновение вербы к человеку или животному имело магический смысл. Освященной вербой ударяли всех домочадцев, особенно детей.

В последние дни перед Пасхой готовятся к великому христианскому празднику Воскресения Господня. Празднуют Пасху три дня. В четверг перед Пасхой начинают печь куличи. Украшают кулич шишками, бубликами, разноцветным пшеном. Когда пекут кулич, то не разрешается ходить по избе, хлопать дверьми, чтобы не осело тесто. Самые красивые куличи несут в церковь святить.

На первый или второй день Пасхи все идут и поминают умерших родственников яйцами, куличом. Яйца, предварительно покатав, оставляют на могиле, крошат, чтобы их склевали птицы. Но основное поминовение усопших устраивается на следующей за Пасхой Фоминой неделе (у русских - во вторник, у украинцев - в понедельник). Этот день называется Радуницей.

Приходит май месяц и с ним праздник Георгия Победоносца (Юрьев день) - 6 мая (по новому стилю). Особенностью этого календарного праздника является сочетание скотоводческой и земледельческой обрядности. В народном сознании святой Георгий был покровителем зверей и хранителем домашнего скота. На него переносились многие представления и обряды, относившиеся к прежним "скотьим богам". К Георгию обращались с просьбой защитить коров, овец, лошадей. Крестьяне совершали обход засеянного озимого поля, а затем устраивали обрядовую трапезу. Остатки еды зарывали в землю, что было несомненным пережитком древних жертвоприношений земле , чтобы увеличить ее плодородие.

На Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) исполнялись разнообразные обряды. Одни из них были связаны с карпогонической магией (магией, направленной на усиление плодородия). Это выпекание обрядового печенья в виде лестницы - для того чтобы Иисусу Христу было легче вознестись на небо. "Лесенки" несли в поле, подбрасывая со словами: "Чтоб рожь моя росла так же высоко", а затем бросали на землю или съедали.

На переходе от весны к лету отмечается Троица - поэтичный и радостный праздник. Седьмая неделя после Пасхи носит название "семиковой", "русальной", "зеленой", "гряной". Все дни недели считались праздничными, но особенно выделялись Семик - седьмой четверг после Пасхи, родительская суббота и Троица-Пятидесятница (50-й день Пасхи), воскресенье. Троица представляла собой целый комплекс обрядов. По их обилию этот праздник сравним только с зимними Святками. Не случайно Троицу называли зелеными Святками. Главный смысл троицких обрядов - в почитании земли, культе растительности, в желании передать человеку силу и мощь природы.

Троица - это девический праздник. Девушки шли в лес или на луг, плели венки, завивали березку. Завивали березку по-разному. Скручивали ветки вроде венка; заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами, пригибали ветки к земле, приплетали к траве. Потом приходили развивать венки - смотрели, сохранились они или развились.

Девушки плели венки из цветов, бросали их в реку и гадали по ним. Первый понедельник после Троицы отмечается как Духов день. В народе он воспринимался как продолжение и завершение троицких обрядов. Главным событием были "проводы русалки". Поэтому всю троицкую неделю, включая и понедельник, называли «русальной». В эту неделю, по поверьям, русалки выходили из воды и бегали по полям и лесам, качались на деревьях, набрасывались на встречных и могли защекотать до смерти. На Духов день приходился еще один очень древний обряд - это праздник Морены, а точнее, обряд "изгнания Морены из леса". Морена - это женский мифологический персонаж, дух леса, своего рода лесная русалка, хозяйка леса. Сила ее может быть спрятана в стволе дерева, травах, даже в теле птицы.

На праздник Морены, как и Купалы, разжигают костры, но через них не прыгают. В этих кострах стараются сжечь как можно больше ветвей. Морена не купается в воде, не обливается, но она боится сильного огня, поэтому во время ночного празднования и поддерживают очень яркие костры. В обряде принимает участие только молодежь. Обряд изгнания Морены заключает в себе и аграрную магию. Дело в том, что проводится он в период начала сенокоса. Морену просят, чтобы она не помешала сенокосу на лесных лугах и не послала дождь.

На 7 июля (24 июня по старому стилю, день летнего солнцеворота) приходится православный праздник Рождества Иоанна Крестителя. На этот день выпадает важнейший календарный праздник славян - Ивана Купалы. С праздником Ивана Купалы связывают массу легенд, поверий, он отличается богатством обрядовых действий. Эта веха служила в народном календаре точкой отсчета множества примет, необходимых крестьянину в быту и работе. В этот день шли собирать травы, коренья для лечебных и знахарских целей. Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), клали на ночь под подушку, чтобы приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" Утром проверяли: если трав оставалось двенадцать - это сулило замужество.

В ночь на Ивана Купалу гадали и по венкам. В сторону какого села венок поплывет, оттуда и ждать жениха.

На заре самого праздника Ивана Купалы принято купаться, причем целебной считается не только вода, но и роса. На Ивана Купалу бегали по улицам с ведрами и обливали всех встречных. Традиционно на Купалу разжигали костры, водили вокруг них хороводы, прыгали через них, отдавая дань очистительной магии.

Костры устраивали за селом, на высоком месте. Иногда обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков в знак того, что день с этого времени начинает убывать.

Cуществует поверье, что именно в купальскую ночь, один раз в году цветет папоротник. Кто увидит это цветение, сорвет цветок и съест его, тот будет "знатоком", будет все знать и будет счастливым всю жизнь.

По поверьям, в Купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно опасной вся нечистая сила - ведьмы, оборотни, русалки, водяные.

Лето продолжается, поспевает урожай. С 21 июля, Дня Летней Казанской Божьей матери начинается подготовка к жатве. Первый сжатый сноп хранят особо, его называют именинником, с него начинают молотьбу, его соломой кормят скотину, его зерна целебны для людей.

2 августа отмечается день Ильи-пророка. "Илья грозы, держит и наводит". По поверьям, на Илью обычно бывают "воробьиные ночи", когда в течение всей ночи слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе, особенно птицы, тяжело на сердце и человеку. По другим поверьям, "воробьиные ночи" - это очень короткие ночи - короче воробьиного хвоста. Так как на Илью бывали грозы, то в этот день не работали в поле, боясь, что грозный святой спалит урожай.

В августе идет уборка урожая, закрома наполняются зерном и плодами. Наступает время Спасов . Первый спас - медовый, второй - яблочный, третий - ореховый, полотняный, хлебный.

На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки. По завершении работ жнеи катались по ниве.

21 сентября отмечали Рождество Богородицы . В народе называли этот день осенины, оспожинки. Он же является и важной календарной датой - днем осеннего равноденствия. В течение нескольких веков (начиная с XIV века) Новый год отмечался в сентябре.

Осень не так богата на календарные праздники, как зима и весна. Особо выделяются Покров, Параскева Пятница, Дмитриева суббота. День Николы зимнего, Спиридон.

Покров (14 октября по новому стилю) приходился на первое зазимье. По тому, какая погода на Покров, определяли, какая будет зима. "На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима". В этот день кормят скотину последним снопом и после этого держат ее дома. Покров - время начала посиделок. "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб".

Параскева Пятница(27 октября) - праздник святой покровительницы женщин, бабьей заступницы. Параскева покровительствует женской зимней работе - прядению и ткачеству.

В Дмитров день (8 ноября), на Дмитровскую субботу повсюду справлялись поминки по умершим, вся неделя называлась родительской, дедовой. «Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами». Дмитровскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы и служили там панихиды, устраивали богатые угощения.

На 27 ноября - день Николы зимнего, холодного. На Николу - первые серьезные морозы. В отличие от прочих это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи.

С Николы начинались и посиделки. Молодежь снимала на это время дом у одинокой женщины или вдовы. По вечерам парни и девушки собирались там, готовили святочные маски и костюмы для ряженых, веселились, пели, разыгрывали "поцелуйные игры". На Николин день начиналось сватовство.

25 декабря - Спиридон Солнцеворот - зимнее солнцестояние. После Спиридона день начинает прибавляться. "От Спиридона солнце на лето, зима на мороз". Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца. Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали у проруби.

Подходил Новый год. Годовой круг народных календарных праздников замыкался.

5. Выводы


Рассмотрев все названия, сложно не заметить, что месяц мог получить свое имя из-за своего «характера», то есть природных особенностей, а также по названию праздника, что справляли в нем. Названия месяцев произошли также по имени божеств у древних славян. Отмечены факты, когда названия месяцев связывали с именем какого-либо выдающегося исторического героя. Происхождение названий месяцев в русском языке связывают с происхождением народных праздников, ритуалов, традиций. Особенности этимологии названий можно проследить в народных поговорках, пословицах, загадках и приметах. Таким образом, моя гипотеза исследования подтвердилась.


Как появился современный календарь, сейчас известно достаточно хорошо. Хотя, некоторым может показаться, что если летоисчисление в нём ведётся от Рождества Христова, то и появился он именно в это время. Однако на второй взгляд, эта версия кажется довольно абсурдной. Даже если признать, что Христос существовал и родился в нулевом или первом году нашей эры, кажется весьма сомнительным, что люди начали отсчёт летоисчисления ровно в момент его рождения, о котором, если верить христианским мифам, знали в то время только волхвы. Если покопаться в истории, можно обнаружить, что введение календаря, очень близкого к тому, которым мы сейчас пользуемся, и современного летоисчисления разнятся больше чем на 500 лет!

Календарь был введён ещё в 45-м году до н.э. Юлием Цезарем, который реформировал старый римский календарь, основанный на астрономической культуре эллинского Египта. Конечно, тогда этот год не считался 45 до нашей эры. Годы в то время вообще не нумеровались, а обозначались по именам правивших тогда консулов. Только в 16-м году до нашей эры наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. э.). Зато всё остальное в этом календаре, названом в честь его основателя, Юлия Цезаря, юлианским, было почти так же, как в современном: год делился на 12 месяцев, в каждых трёх из четырёх годов было 365 дней, а в каждом четвёртом (високосном) - 366. Даже названия месяцев и количества дней в них были такими же, как сейчас. Единственным небольшим отличием от современного календаря было отсутствие одной маленькой поправки на один день примерно раз в сто лет, которая позволяет сделать среднюю продолжительность года почти точно соответствующей астрономическому году.

Что же означают названия месяцев нашего года? Ясно, что они тесно связаны с римской историей и культурой.

Январь (лат. Jānuārius mēnsis «Янусов месяц») получил своё название в честь двуликого римского бога Януса. Название символически означает «дверь в год».

Февраль (лат. Februārius mēnsis «очистительный месяц» от лат. Februa «праздник очищения») берёт своё название от этрусского бога подземного царства Фебрууса, и связанного с ним обрядами очищения (februa, februare, februum), которые приходились на праздник Луперкалий (15 февраля), выпадая по староримскому лунному календарю на полнолуние.

Март (лат. Mārtius mēnsis - Марсов месяц) назван в честь древнеримского бога войны Марса.

Апрель . Насчёт происхождения названия этого месяца есть несколько версий:

  1. от латинского глагола aperire - «открывать», потому что в этом месяце в Италии открывалась (начиналась) весна, зацветали деревья и цветы.
  2. от латинского слова apricus - «согреваемый солнцем».
  3. от Aphrilis, что есть отсылка к греческой богине Афродите (также Aphros). Именно эта греческая богиня соответствовала римской Венере, которой был посвящён апрель.
Май (лат. mensis Majus - «месяц богини Майи») был назван в честь греческой богини Майи, которая отождествлялась с римской богиней плодородия Bona Dea (Добрая Богиня), чей праздник приходился на это время.

Июнь (лат. Junius - «месяц Юноны») Наиболее распространённой версией происхождения названия этого месяца является версия его происхождения от имени римской богини Юноны, супруги Юпитера.

Июль (лат. Julius - «месяц Юлия») Был назван в честь Юлия Цезаря, родившегося в этот месяц и основателя календаря.

Август (лат. augustus - «месяц Августа») был назван в честь Октавиана Августа. Этот месяц получил своё название несколько позднее, во времена правления императора, в честь которого назван, как наиболее счастливый для него месяц.

Все остальные месяцы от сентября до декабря получили свои названия от латинских числительных, которые обозначали номер соответствующего месяца в староримском календаре. Любопытно, что нумерация месяцев в юлианском календаре была смещена на два месяца назад по сравнению с древнеримским, поэтому сейчас девятый по счёту месяц - сентябрь мы называет латинским словом «седьмой», десятый - восьмым и т.д.

Что касается современного летоисчисления, то оно было предложено римским аббатом Дионисием Малым только в 525 году на основе вычисленного им года рождения Христа и с тех пор стало распространятся по всему миру. В Россию оно пришло совсем недавно, только в 1700 году, при Петре I.

Знаете ли вы, откуда происходит слово «январь»? Дело в том, что самый первый месяц года был назван так в честь древнеримского бога Януса.

Его еще именовали двуликим, потому что он имел две головы: одна была повернута в прошлое, а другая в будущее. Янус являлся стражем городских ворот. В те времена, когда римляне решили перенять календарь у греков, их год насчитывал 304 дня или всего десять месяцев. Год начинался в марте. До нас дошли древние легенды о царе Нуме Помпилии, который правил в Древнем Риме в 700 году до нашей эры. Так вот этот правитель постановил прибавить к году еще два месяца: одиннадцатым по счету стал январь, а двенадцатым - февраль. Но даже такие сильные изменения помогли мало: новый календарь тоже оказался неточным. К началу правления Юлия Цезаря календарные даты времен года были очень далеки от реальных изменений в погоде и природе. Опоздание исчислялось аж тремя месяцами. Жизнь просто выворачивалась наизнанку. И вот в 46 году нашей эры Юлий Цезарь предпринял реформу календаря. В результате январь стал первым месяцем, а февраль - вторым. Новый календарь стали именовать юлианским и пользовались им на протяжении пятнадцати веков. Но во Франции Новый год начинался с праздника Пасхи. Только в XVI веке установили постоянный день начала Нового года. В наше время Новый год празднуют почти во всех странах мира. Сколько живописных, поистине сказочных обычаев связано с этим праздником! Вся семья собирается за праздничным столом, наряжаются елки или другие деревья, украшаются улицы. Люди дарят друг другу подарки и посылают забавные поздравления. В некоторых столицах народ собирается на проспектах и площадях. Во Франции таким местом стали парижские Елисейские поля, а в Англии - Трафальгарская площадь Лондона. Толпы народа ждут, когда часы пробьют полночь, и веселыми криками приветствуют приход Нового года. В Шотландии с незапамятных времен сохранился обычай «первого шага». Сразу после полуночи парни и девушки отправляются к друзьям и подругам, к знакомым. А для того, чтобы наступивший год стал счастливым и удачным, считается, что первый гость, переступивший порог дома, должен быть черноволосым. В одной руке он должен держать кусок угля, а в другой - кусок пирога. Тогда весь год у хозяев не переводятся пироги, а огонь в очаге согревает всех!

Откуда пошло название «февраль»?

Введение месяца февраля в календарный обиход некоторые историки относят к 534-509 годам до Рождества Христова. В то время в Риме царствовал Тарквиний Гордый. При помощи вооруженной толпы захватив насилием трон, этот гордый и беспощадный владыка коснулся всех сторон римской жизни. В результате он был лишен трона и навсегда изгнан из Рима. Вот этот-то Тарквиний Гордый и ввел февраль в римский календарь. Ранее у римлян год состоял только из десяти месяцев: января и февраля не было, и год имел не 365 дней, как теперь, а всего только 304 дня. Но вот римляне впервые додумываются приурочить календарь не к произвольным человеческим фактам, а к солнечно-лунному циклу. При таком приурочивании понадобилось, во-первых, увеличить год до 3656 дней, или на два новых месяца: январь и февраль, во-вторых, новые месяцы были впоследствии перенесены с конца на начало года.

Откуда пришло слово «апрель»?

Слово «апрель», или априллий - не русское, оно пришло к нашим предкам из Византии. Коренные славянские названия этого месяца были другие. Наши предки называли его березол, малороссы и поляки - кветень, чехи и словаки - дубеыь, сербы - ячман, венгры - чтерник (четвертый). В старину на Руси апрель считался вторым месяцем, а когда год стали считать с сентября, то он был восьмым. С 1700 года он становится по счету уже четвертым.

Откуда пошло название «май»?

Слово «май», или «маий», - не русское. Оно пришло к нашим предкам из Византии. Коренные славянские названия этого месяца были другие. Наши предки называли его травень, травный, чехи и словаки - кветень или цветень, сербы - рожелони, майский. В старину на Руси май считался третьим пролетним месяцем, а когда наши предки год считали с сентября, то он был тогда девятым. С 1700 года по счету он становится уже пятым.

Откуда пошло название «июнь»?

Свое название июнь получил от имени богини Юноны, особенно чтимой древним языческим Римом. Из женских божеств Юнона является самой главной, равной Юпитеру. Юнона считалась покровительницей плодородия, но плодородия уже зреющей природы. Она покровительствует влюбленным, ведет невесту в дом жениха» благословляет брак, вообще является добрым гением семьи и домашнего очага. Названия июня по-славянски чрезвычайно разнообразны: хорваты зовут июнь розенцвет, чехи - червень, поляки - червец, в древней Руси июнь звали изок, что значило сверчок, кузнечик, в церковных книгах, дошедших к нам из Византии, июнь называли «Иуний».

Откуда пошло название «июль»?

Месяц июль, как и последующий, август, были названы так в честь двух римских императоров - Юлия Цезаря и Августа. Юлий Цезарь, помимо всего прочего, прославился также реформой календаря, который впоследствии переняла Византийская империя, а от нее соответственно Русь, вместе с христианством. Русская православная церковь и ныне живет по юлианскому календарю (так называется старый стиль).

Откуда пошло название «сентябрь»?

Название свое этот месяц получил от латинского слова «Септем», что значит «семь», так как сентябрь был седьмым месяцем старого латинского календаря, начинавшегося с марта. В древней Руси сентябрь был тоже седьмым месяцем и назывался «септембрий». Немцы предлагали назвать сентябрь - «осенним месяцем». С V-го века по XVII-ый у нас сентябрь был первым месяцем, и только с 1700 года стал, наконец, девятым месяцем русского календарного года.

Откуда пошло слово «октябрь»?

Свое название октябрь получил от латинского слова octo, что значит - восемь, так как в римском году октябрь был восьмым месяцем. Немцы называют октябрь месяцем вина, русские - пива: «Ох ты, батюшка октябрь, только и добра в тебе, что пивом взял!» - говаривал встарь богатый хлебом, брагами и пивом россиянин. С октябрем римская мифология связывала Марса, одного из главных богов Древнего Рима. Раньше Марса относили только к весне, а именно к месяцу марту, получившему свое название в его честь. Впоследствии земля и природа отходят из ведения Марса к другим божествам. Ему же остается только война.

Откуда пошло название «декабрь»?

В изложении «исторических сведений» о месяцах мы каждый раз ссылаемся на римский календарь. Почему это происходит? Потому что нет другого города в Европе, который мог бы поспорить с Римом о праве первородства. Ни один город Европы не дал столько для человечества, как Рим. Можно сказать, что, не будь Рима, не было бы и всей теперешней европейской цивилизации. Основатель Рима Ромул, по преданию, был тем, кто установил месяц «декабрь», и в нем повелел считать 30 дней. Впоследствии Нума Помпилий в декабре считал 29 дней, и только Юлий Цезарь окончательно установил для декабря 31 день.
Декабрь название свое получил от латинского слова «децем», что означает «десять». В календаре древних римлян он был последним, десятым месяцем года. После того как в римском календаре стало двенадцать месяцев, название его не изменилось.

Гусева Светлана, Сидоров Александр

Все мы пользуемся календарем, который дает нам возможность записывать события в их хронологической последовательности. Отрезки времени, из которых и состоит календарь, надо было как-то называть. И каждый народ подошел к этому по-своему.

Названия месяцев повторяются из года в год, но не все знают, почему январь назван январем, а август назван августом. Откуда же пошли названия современных месяцев? Как звучат древнеславянские названия месяцев, которые использовались нашими предками? Эти вопросы и определили выбор темы нашей исследовательской работы, и мы постараемся ответить на них.

Думаем, что тема нашей исследовательской работы является актуальной , так как все мы каждый день в своей речи используем названия месяцев, дней недели. Считаем, что не мешало бы каждому из нас узнать, откуда пошли эти названия.

Цель работы : Выяснить, как назывались месяцы в славянских языках, откуда пошли современные названия месяцев.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«БУДУЩИЕ ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВА – 2012»

Секция ЯЗЫКОЗНАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ МЕСЯЦЕВ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ

Гусева Светлана, Сидоров Александр, МОУ «Николаевская ООШ», 6 класс

Научный руководитель: Артемьева Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Николаевская ООШ»

Введение

Все мы пользуемся календарем, который дает нам возможность записывать события в их хронологической последовательности. Отрезки времени, из которых и состоит календарь, надо было как-то называть. И каждый народ подошел к этому по-своему.

Названия месяцев повторяются из года в год, но не все знают, почему январь назван январем, а август назван августом. Откуда же пошли названия современных месяцев? Как звучат древнеславянские названия месяцев, которые использовались нашими предками ? Эти вопросы и определили выбор темы нашей исследовательской работы, и мы постараемся ответить на них.

Думаем, что тема нашей исследовательской работы является актуальной , так как все мы каждый день в своей речи используем названия месяцев, дней недели. Считаем, что не мешало бы каждому из нас узнать, откуда пошли эти названия.

Цель работы : Выяснить, как назывались месяцы в славянских языках, откуда пошли современные названия месяцев.

Из истории происхождения слов «календарь», «месяц»

Сейчас все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян. Само слово Календарь произошло от лат. calendarium - долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца. Календы также служили для отсчёта дней внутри месяца. Первые числа каждого месяца римляне называли календами.

Само слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века. До этого его называли «месяцесловом».

Слов «месяц» произошло от лат. mensis "месяц", "луна". В русском языке слово «Месяц» трактуется как «дитя Макоши» (богини плодородия).

Славянский календарь

Мы сейчас живем по Григорианскому календарю. Но когда-то вся Русь жила своим летоисчислением, своим календарем.

Древнеславянский календарь основан на 16-ричной системе счисления и делит продолжительные промежутки времени на Круги Жизни.

Течение «реки Времени» для наших предков - это вращение 16 часов в сутках, 9 дней в неделе, 9 месяцев в Лете (году).

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Действовавший в России календарь от «сотворения мира» (Коляды Даръ) заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней.

Сейчас григорианский календарь стал международным.

Сегодня в русском календаре, как и во многих календарях мира, год делится на четыре времени года. Далее каждое время года делится на три месяца. Всего в результате такого деления получается 12 месяцев.

Современные и славянские названия месяцев

Современные названия месяцев берут своё начало от древних римлян. Первоначально римский год начинался весной и состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами. Позже некоторые месяцы были переименованы.

Январь: латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. Славянское название "Просинец" - означает возрождение Солнца. Малороссийское название января «сочень»: после серого декабря, краски природы становятся сочными, яркими. На чувашском языке – карлач.

Февраль: латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа (Фебрус - бог подземного царства мертвых, в который проводился праздник очищения Фебруа, когда живые приносили жервоприношения мертвым, взывая об их покровительстве.). Славянское названия: "Сечень" - время подсеки деревьев для очистки земли под пашню , "Бокогрей " - скотина на солнце выходит погреться, «Ветродуй» - ветры в феврале холодом секут. Но еще лютует - «Лютень». Называли февраль еще «межень» (межа между зимой и весной). На чувашском языке нарас (нурас) – «новый день», то есть первый день нового года.

Март: латинское: Martius. Назван в честь бога Марса - римский бог войны и покровитель римской мощи. Славянское название "Сухый" - земля сохнет от сходящего снега. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол , от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. «Зимобор» – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, «П ротальник» – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. На чувашском языке – пуш, то есть «пустой», свободный от земледельческой работы месяц.

Апрель: латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire - открывать. Древнерусские имена месяца апреля были «Брезень», «Снегогон» – ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще – «Цветень», ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна. На чувашском языке – ака, так как в это время начинались посевные работы.

Май: латинское: Maius. От имени древнеримской богини весны Майи.

Славянское название "Травень", "травный " – буйство трав и зелени. Природа расцветает. На чувашском языке – су – приближение лета.

Июнь: латинское: Junius. От имени древнеримской богини Юноны, супруги бога Юпитера, богиня брака и рождения. В старину коренными русскими названиями месяца июня был «Изок». Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца – «Червень», от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. На чувашском языке – сертме.

Июль: латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus - пятый, потому что это был 5-й месяц старого римского календаря, так как год начинался с Марта. У нас в старину он назывался, как и июнь,- «Червень» - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червленый, красный). Месяц этот называется также «Липцем» - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз. На чувашском языке – ута – время сенокоса.

Август: латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Ранее назывался секстилий от слова sextus - шестой. На севере Руси он назывался «Зарев» - от сияния зарницы; на юге «Серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Также этот месяц славнее называли «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне. На чувашском языке – сурла (серп).

Сентябрь: латинское: September. От слова septem - семь, потому что это был 7-й месяц старого римского календаря. В старину изначальным русским названием месяца был «Рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «Хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмуриться, идут дожди, осень идет в природе. На чувашском языке – аван (овин – строение для сушки хлеба) – в это время сушили зерно.

Октябрь: латинское: October. От слова octo - восемь. Славянское название " Листопад" - ну тут все очевидно. Носил он также название « паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе – «грязник», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебник» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту. На чувашском языке – юпа (связано с обрядом, проводимым в этом месяце).

Ноябрь: латинское: November – девятый месяц. Славянское название "Грудень" - от груд замерзшей земли со снегом. Вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. На чувашском языке – чук (связано с обрядом, проводимым в этом месяце).

Декабрь: латинское: December. От слова decem – десять. Славянское название "Студень" - холодный месяц. На чувашском языке – раштав, образовалось от термина «рождество».

Рассмотрев все названия, сложно не заметить, что древнеримский месяц мог получить свое имя в честь какого-либо выдающегося исторического деятеля, праздника, что справляли в нем, особенностей своего «характера», по имени божеств.

  • В отличие от латинских названий месяцев, посвященных богам, исконно славянские связаны с хозяйственной деятельностью, погодными изменениями, языческими праздниками или другими вполне понятными явлениями.
  • Сегодня мы, русские, к сожалению, уже не используем славянские названия месяцев, пользуемся латинскими названиями, которые пришли к нам от древних римлян. Между тем, многие славянские языки, например, украинский, белорусский, сохранили свои исконные названия месяцев.
  • На наш взгляд, славянские названия месяцев нам куда ближе и логичней, нежели латинские заимствования.

Литература

  1. Идельсон Н. И. История календаря. Наука, 1976.
  2. Изд. "советская энциклопедия" Советский энциклопедический словарь, 1982
  3. Этимологический словарь, 2004 г.
  4. С.И.Селешникова «История календаря и его предстоящая реформа»
  5. Идельсон Н.И. «История календаря». Наука, 1976.
  6. Буткевич А.В., Зеликсон М.С. «Вечные календари». Наука, 1984
  7. И.А. Климишин «Календарь и хронология» Изд. "Наука", 1985
  8. Б.А. Рыбаков. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи

http://nfor.org/ Славяне

dazzle.ru Русь Великая: Символика Руси Великой, История Руси, Славянская энциклопедия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!