Я выходил ночью на палубу и мне казалось что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена ивана калиты и что если сойти с парохода то уже, русский язык. w Профессиональное самоопределение

403. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я выходил ночью на палубу (1) и мне

казалось (2) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (3) и что(" если сойти с парохода, то тут же затеряешься. 1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,2 4) 2,4 404. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На ранней заре (1) когда ещё кричат петухи (2) и по-чёрному дымятся избы (3) распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад (4) и утерпишь - побежишь умываться на пруд. 1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1, 3,4 405. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя был! выстроены врассыпную (3) и не заключены в правильные улицы (4) но показывали довольство обитателей. 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,4 406. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? Поздней ночью (1) когда на деревне погаснут огни (2) и в небе уже высоко блещет семизвездие Стожар (3) ещё раз пробежишь в сад (4) и доберёшься до шалаша. 1) 1,2,3 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4 407. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? Мы молчали, но для нас обоих было ясно (1) что эта весна, эти соловьи, этот аромат были созданы только для нас обоих (2) и что (3) на будь их (4) не произошло бы того, что произошло. 1) 1,2,4 2) 1,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4 408. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чтобы идти вперёд (1) чаще оглядывайтесь назад (2) ибо иначе вы забудете (3) откуда вы пришли (4) и куда вам надо идти. 1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3 409. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте, которых в предложении должны стоять запятые? Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим (1) и прекрасным делом (2) или с простым, но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весе-(0 она ни прошла (4) и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. 1) 1,2,3 2) 3 3) 3,4 4)2,3,4 110. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чем дальше уезжал Оленин от центра России (1) тем дальше каза¬лись от него все его воспоминания(2) и (3) чем ближе подъезжал к Кавказу (4) тем отраднее становилось у него на душе. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,4 4) 1,3,4 411. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Дорога становилась всё хуже (1) и мы решительно не знали (2) где мы (3) и куда ехать. 1) 1,2,3 2) 1 3) 1,2 4) 2,3 412. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя¬тых в предложении? Только к рассвету (1) когда озеро покрылось редкими хлопьями чаек (2) и показались рыбачьи паруса (3) он уснул (4) и ему снились Альпы. 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,4 413. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Из страшной глубины пропасти карабкались ввысь буковые и сосно¬вые леса (1) и (2) если вековые деревья не срывались поминутно с отвесных круч (3) то (4) должно быть (5) потому (6) что густой и мудрый плющ, вцепившись одной рукой в скалы, другой держал их за ветки и стволы. 1) 1,2,3,6 2) 1,3,4, 5,6 3) 3,6 4) 1,2,3,4,5,6 414. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сумерки в Средней России - лучший час суток (1) когда ложатся в нежнейшем воздухе едва заметные тени от ветвей (2) и вот-вот над краем леса неожиданно (3) как всегда (4) возникнет серп месяца. 1)1,2 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4 415. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Глядя на сыплющийся снег (1) он говорил (2) что сейчас на юге весна (3) что можно мысленно охватить взглядом огромные пространства (4) что литература призвана делать это во времени и пространств и (6) что нет в мире ничего более покоряющего, чем литература. 1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3)2,3,4,5 4) 1,2,3,4 416. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на м которых в предложении должны стоять запятые? Когда затихает дом (1) и внизу ни на чём не играют (2) я слышу как сквозь вьюгу прорывается и тоскливая (4) и злобная гармоника и к гармонике присоединяются и сердитые (6) и печальные голоса. 1)2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,5 4) 2,3,4,5,6

1.В каком перечне на месте всех пропуск1.В каком перечне на месте всех пропусков пишется -ющ?

1)бре..ий,ре..ий,пада...ий,кол..ий
2)дремл..ий,стел..ий,ве..ий,гляд..ий
3)гре..ий,но..ий,пиш..ий,дыш..ий

2).Где хотя бы в одном случае из всего перечня есть ошибка в согласовании слов?
1)красивая тюль,эффективный шампунь,жёлтое такси
2)больной мозоль,серый кенгуру,тёмная вуаль
3)крепкий кофе,белоснежный лебедь,вкусное какао
3)
В Каком ряду во всех словах на месте пропуска ъ пишется?
1)съеш..те,противник сдаст..ся,в..южный
2)п..яняющий,кон..юнктура,возмущаеш..ся
3)отмет..те карандашом,в..ётся,согласит..ся

4)В каком предложении оба слова пишутся слитно?
1)(Во)время моей работы в театре я встречался с (по)истене выдадающимися людьми.
2)(В)последствии,вспоминания слова,взгляды,восклицания,которые казались (мало)значительными,я расшифровывал их и понимал настоящий смысл.
3)Аист выходил,клялся механически и,как мне казалось, тот(час) же забывал об окружающем и (на)виду публики беседовал с тем или другим оркестрантом

5)В каком предложений нужно одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
1)Основой для хатки бобра служат старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
2)Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже высказал нетерпение.
3)Особые восковые краски применяли как Южной Америке так и в Древнем Египте

(1) Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. (2) Были темно. (3) - Как же вы поживаете? спросила

Екатерина Ивановна.

(4) - Ничего, живем понемножку, - ответил Старцев.

(5) И я ничего не мог больше придумать. (6) Помолчали.

(7) Я волнуюсь, - сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, - но вы не обращайте внимания. (8) Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и не могу привыкнуть. (9) Сколько воспоминаний! (10) Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.

(11) Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней ее прежнее детское выражение. (12) И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда то любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза благодарили его за эту любовь. (13) И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдркг стало грустно и жаль прошлого. (14) В душе затеплился огонек. (15) - А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? - сказал он. (16) - Тогда шёл дождь, было темно...

(17) Огонёк все разгарался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...

(18) - Эх! - сказал он со вздохом. (19) - вы вот спрашиваете, как я поживаю. (20) Как мы поживаем тут? (21) Да никак. (22) Старимся, полнеем, опускаемся. (23) День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... (24) Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. (25) Что хорошего?

(26) - Но у вас работа, благородная цель в жизни. (27) Вы так любили говорить о своей больнице. (28) Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. (29) Теперьвсе барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. (30) И конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. (31) Я только о вас и думала. (32) Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. (33) Какое счастье! - повторила екатерина Ивановна с увлечением. (34) - Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...

(35) Старцев вспомнил про денежные купюры, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.

(36) Он встал, что бы идти к дому. (37) - Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, - продолжала она. (39) - Мы будем видеться, говорить, не правда ли? (40) Обещайте мне. (41) Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть ни говорить о музыке.

(42) Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращённые на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: "А хорошо, что я тогда не женился".

(43) Он стал прощаться

(По А. П. Чехову*)

А28 Помогите,пожалуйста,найти проблему и аргументы! Затрудняюсь! После уроков нас, детдомовцев, приводили на завод и ставили за станки. Мы д

елали шины для раненых. Каждый день по четыре часа. Однажды мастер сказал весело: - Вот вам первая получка! Талон на рабочий завтрак. Только один. Кто хочет первый? Нас было семь человек, мы стали ссориться. Мастер утешил: - Талоны будут каждый день. Все по очереди сходите. Только учтите, рабочий день начинается рано, и порции по этому талону выдаются до шести утра, Жребий идти первому пал на меня. Черным утром, которое ничем не отличалось от ночи, нянечка разбудила меня: - Эй, вставай! Рабочую порцию проспишь! Зажав в кулаке талон, я шел по дороге. Меня пробирал холод. Из калиток, из проулков и вообще откуда-то из серой мглы появлялись люди. Они заполняли дорогу впереди и позади меня. Я еще никогда не видел на этой дороге так много людей. И мне хотелось все узнать, рабочие ли они и куда они идут. И еще похвалиться: а у меня настоящий рабочий талон! В большой столовой толкался народ. Люди подходили, отдавали талоны, и им сыпали горячую картошку с мясом. И я подошел. Какая-то женщина торопливо сказала:- Мальчик, здесь по рабочим карточкам! Не мешайся! Я протянул талон. Женщина поглядела на меня с уважением: - Ты гляди... Рабочий уже! И она насыпала мне полную тарелку горячей картошки с мясом. Я даже задохнулся от волнения. Целая рабочая порция! Потом я шел домой. И мне казалось, что я стал теперь шире в плечах и выше немного... А навстречу шли и шли по дороге люди. Они тоже были большие и сильные. И я теперь понимал хорошо: это идут те, у кого в карманах есть талоны на рабочие порции.

21. 1. Правильная или неправильная расстановка знаков препинания. Отметьте предложения с пунктуационными

ошибками.

21. 1. Звенит, колдовски бормочет родниковая струя стекая в реку.

2. Врач не волшебник.

3. Орел, острокрылая гордая птица, садится на черный валун.

4. Француз стоял, как вкопанный.

5. Дело не в трусости, а в том, что я знаю что говорю.

22.

23.

4. Что я вчера видел! ...

24.

25.

26.

27. 1. Дверь в палату распахнулась, словно под порывом ветра, и кто-то ворвался внутрь

22. 1. Небо ли такое белое или солью выцвела вода?

2. Йогурт – замечательный завтрак для всей семьи.

3. Спустя два года, в 1612 году, он покинул страну.

4. Одним словом дом, где жил Петя, во всех отношениях был превосходный.

5. Он воспринял звонок о старом долге, как жалкую уловку с моей стороны.

23. 1. За теми деревьями леса, леса, леса.

2. К тишине ожидания примешивался, не столько слышимый, сколько угадываемый шум движения поезда.

3. Спустя мгновение раздался гром.

4. Что я вчера видел! ...

5. Это была улыбка необыкновенно добрая, широкая и мягкая как у разбуженного ребенка.

24. 1. Там где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.

2. С утра до поздней ночи Федор работал не покладая рук.

3. Уже более недели приезжий господин жил в городе, разъезжая по вечеринкам и обедам и таким образом проводя как говорится очень приятно время.

4. Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на внешнюю слабость характера, не ищут поверенного для своего горя.

5. Мне вспомнилось чье-то изречение: «Храбрым человек становится тогда, когда трусом оставаться значительно опаснее».

25. 1. Гроза рычала все ближе, и земля поглощала ее картавые, глухие, полные недовольства звуки, а я все глядел на красноватые бледные в ярости солнца огни костра.

2. Вслушиваюсь в шорохи, в крики, встречающие весну, – сердце радуется.

3. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска.

4. Мы проходили такими чудными лужайками, где голубели цветы и медовый одуванчик потряхивал золотой головкой.

5. Там, внизу море увлажняет воздух и делает его мягким, отзывчивым и нежным.

26. 1. Как хорошо ты, о море ночное!

2. Вокруг по-прежнему было тихо, спокойно.

3. Повсюду статные силуэты тополей; высокие, стройные они словно свернутые знамена.

4. «Я сторонник конкретных дел, а не разговоров» - сказал губернатор.

5. Жестикулируя, он опрокинул рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но, кроме меня, казалось, никто не заметил этого.

27. 1. Дверь в палату распахнулась, словно под порывом ветра, и кто-то ворвался внутрь.

2. У Юрия Андреевича захватило дыхание, и громко забилось сердце, когда, сойдя с пролетки, он подошел к парадному и позвонил в него.

3. Поезд стоит как заколдованный: никто не выходит, никто не садится, да и вокзал кажется каким-то сказочным замком, вдруг выросшим из мрака.

4. Врач объяснил, что если пожилой человек, больной гипертонией, становится раздражительным, не стоит пытаться переделать его.

5. «Кому это нужно?» – «Я не знаю кому».


Посольство Украины в Республике Индонезия и в Султанате Бруней Даруссалам (по совместительству): Адрес: WTC Building, 8th floor Jl.Jenderal Sudirman kav. 29-31,Jakarta 12084 Телефон: (8-10-6221) 521-17-00, (8-10-6221)

Когда в России начали праздновать день Европы
День Европы празднуют 5 мая. В 1950 г. министр иностранных дел Франции, Робер Шуман, выступил с заявлением, в котором выдвинул идею Европейской интеграции, поэтому именно 5 мая отмечается как день рождения идеи Евросоюза. Начало ему положил договор о европейском объединении угля и стали 1951 года - именно тогда возникла первая «шестерка», которая

Каковы основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова
Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова: тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества); тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности); тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом); тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой душ

Что такое оскомина
Переносное значение выражения «набить оскомину», о котором идёт речь, происходит от его прямого: оскомина - это неприятное чувство нытья зубов от чего-то кислого, съеденного в большом количестве. Глагол «набивать» в данном случае значит «натирать, причиняя болезненное раздражение».

Какие правила банкетного этикета
Банкет (франц. banquet) - это торжественный званый обед или ужин, устраиваемый в честь кого-либо, чего-либо, рассчитан на небольшое количество гостей. Если планировать, продолжительное мероприятие с выступлениями организаторов и приглашенных гостей, насыщенной программой, то гости должны иметь возможность присесть. В формате банкета принято проводить

Есть ли официальный сайт города Череповца
cherinfo.ru — информационно-новостной сайт, делающий ставку на оперативную информацию, достоверность, интерактивность. Немного истории Официальный сайт города Череповца cherinfo.ru создан в 2003 году. В ноябре 2009 г. была запущена новая версия. Проект по созданию нового сайта, стартовавший в начале года, включ

Какие религиозные (православные и католические) праздники отмечают 3 января
Праздники, которые омечают 3 января (по Григорианскому календарю) Национальные праздники Беларусь: День банковских и финансовых работников; Эстония: День памяти борцов освободительной борьбы. Религиозные (православные и католические) праздники Православные День памяти мученицы Иулиании девы и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострад

Какой телефон Хованского кладбища Москвы
Хованское кладбище Адрес: Московская обл., Киевское шоссе, 21-й км (ближайшая ст. метро: Теплый Стан, Юго-Западная) Тел.: 339-61-22, 339-81-77 - На странице info.dtis.ru/kdd.php (надо выбрать Хованское кладбище в открывающемся списке категории кладбища) можно узнать адрес, телефон, краткую информаци

Какова классификация морских берегов
Берег, полоса взаимодействия между сушей и водоёмом (морем, озером, водохранилищем) или между сушей и водотоком (рекой, временным русловым потоком). Главными факторами формирования Б. водоёмов служат волны и прибойный поток, в наиболее яркой форме проявляющиеся в береговой зоне моря. Классификация морских берегов Морские берега отличаются большим разнообразием. В связи с тем, что на перв

Кто написал роман "Человек напротив"
Вячеслав Михайлович Рыбаков — учёный-востоковед, историк, доктор исторических наук, переводчик с современного китайского и древнекитайского языков, известный писатель. Литературная деятельность Рыбакова отмечена следующими наградами и премиями: Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987) Премия «Интерпресскон»

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции. (2)Дошедшие до наших дней свидетельства их маршрутов и впечатлений часто неточны и непоследовательны. (З)Однако значение их открытий неизвестных ранее земель и народов, _____, велико и бесценно.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Свидетельства маршрутов и впечатлений путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны.

2. Несмотря на то, что свидетельства путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны, значение их открытий велико и бесценно.

3. В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции.

4. Значение открытий путешественников древности и Средневековья неизвестных ранее земель и народов велико и бесценно.

5. Значение открытий путешественников древности и Средневековья, несмотря на их неточность и непоследовательность, велико и бесценно.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. возможно

2. к счастью

3. как правило

4. безусловно

5. впрочем

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВИДЕ ТЕЛЬСТВО, -а, ср.

1. Показание свидетеля. С. очевидцев.

2. То, что подтверждает, удостоверяет какое-н. событие. Исторические свидетельства.

3. Документ, удостоверяющий что-н. Брачное с. С. о рождении.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлить

прИнятый

мЕстностей

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

2. Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

3. Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

4. Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

5. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

для КУХОНЬ

пара ЧУЛОК

СЕМЬЮСТАМИ рублями

быстро ВЫЗДОРОВИТ

СЛАЩЕ мёда

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой.
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других.
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг...рается

предв....щать

укр...титель

к...ндитер

опр...вдать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с...ёмка, в...южный

пр...тензия, пр...ставка

от...гнать, пр...дедушка

раз...грать, от...скать

ра...колоть, ра...бить

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

смущ...нный

холщ...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш...мый

выдерж...шь

провер...вший

расстав...шь

навева...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я н(1)как н(2) могу понять, как можно н(3) восторгаться, н(4) любить, а то и просто н(5) знать истории родной страны.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ВСЮДУ лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне (НА)ВСТРЕЧУ пронеслись звуки колокола.

2. Егор очнулся (ОТ)ТОГО, что КТО(ТО) пытался вывернуть ему руку.

3. ЧТО(БЫ) жить хорошо, (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, надо хорошо работать.

4. Он хотел было выехать со мною к тебе (НА)ВСТРЕЧУ, да ПОЧЕМУ(ТО) раздумал.

5. (ПО)ТОМУ, как человек ведёт спор, можно определить его характер, а ТАК (ЖЕ) его намерения.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой

16

Мелодия замерла на головокружительной высоте (1) будто в последний раз озирая небесную округу (2) сорвалась и помчалась (3) ускоряя и ускоряя темп (4) вздрогнула освобождённо и затихла (5) в изнеможении повиснув где-то на задворках небес.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иными словами (1) романтизм (2) по выражению В. Г. Белинского (3) - это «исключительный характер в исключительных обстоятельствах». Впрочем (4) для многих это и так (5) очевидно.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне казалось (1) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (2) и что (3) если сойти с парохода (4) то тут же пропадёшь.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С этого возраста у цыплёнка начинают выпадать его первоначальные маховые перья, заменяясь новыми, которые несколько отличаются от прежних по своей формулировке: новые, настоящие маховые перья имеют закруглённые концы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

(9)- Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

(12)- Юшка! - кричали дети. (13)- Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. (16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. (ЗЗ) - У нас такого сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался.

  • КАЗА́ТЬСЯ , кажу́сь , ка́жешься ; прич. наст. ка́жущийся ; несов.

    1. (сов. показаться). Иметь какой-л. вид, производить какое-л. впечатление. На вид она казалась лет двадцати двух или двадцати трех. Тургенев, Яков Пасынков. [Дочь] была вся в черном. Талия ее, очень тонкая, казалась еще тоньше. Л. Толстой, Смерть Ивана Ильича. Безлюдным казался каменистый берег. Катаев, Флаг. | в безл. употр. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. Чехов, Бабье царство. || чем. Вызывать, внушать мысли о чем-л. Смерть начинает казаться избавлением, но я еще цепляюсь за жизнь. Нагибин, Переулки моего детства.

    2. (сов. показаться) безл., кому. Представляться воображению, мысли. - Мне иногда кажется, что я люблю Алексея Абрамовича, Глафиру Львовну, Мишу, сестру, - но я себя обманываю. Герцен, Кто виноват? [Сизокрылову] казалось, что он улавливает отдаленный гул, подобный далекому рокоту прибоя. Казакевич, Весна на Одере. | в знач. вводн. сл. каза́лось . Казалось, его энергии хватит для того, чтобы разбудить тундру и расплавить вечную мерзлоту Заполярья. А. Н. Толстой, Нельзя убить будущее. || обычно безл. Чудиться, мерещиться. Силки, да коршуны, да громы только мне Казаться будут и во сне. И. Крылов, Два Голубя. Ей казалось теперь, что и на юбке, и на чулках, и на ботинках черные пятна крови. Горбатов, Непокоренные.

    3. в знач. вводн. сл. ка́жется . Как будто, по-видимому. Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была. Пушкин, Евгений Онегин. Народ лежал вповалку и, кажется, не спал, так как все как будто шевелилось. Гл. Успенский, Очерки переходного времени.

    4. Прост. Появляться перед кем-л., показываться кому-л. [Кочетов:] А что ж твоя красавица Наталья Не кажется гостям? А. Островский, Комик XVII столетия.

    Не казаться на глаза (прост. ) - не появляться где-л., у кого-л.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Кадр из фильма Sex Doll

2 марта на экраны выходит триллер Sex Doll . Сильви Веред сняла картину о темной стороне Лондона и жизни элитных девушек по вызову. Главная героиня, француженка Виржини, самоотверженно зарабатывает большие деньги. Девушка завоевала уважение в своей среде и стремительно двигалась к успеху, пока не повстречала юного британца Руперта. Бедняга решил спасти Виржини от падения.

Расскажите, как появился фильм Sex Doll ?

После фильма «Исповедь сына века», к которому я впервые написала адаптированный сценарий, мне захотелось вернуться к сценарию оригинальному. Вернуться к близкой мне истории о женщине. Я приступила к работе над Sex Doll практически сразу после «Стеллы». В конце концов, я отложила сценарий «Стеллы» в сторону, чтобы глубже понять Мюссе. Мне нужно было отвлечься.

Какова нынешняя связь между «Стеллой», «Исповедью сына века» и Sex Doll?

Персонажи этих фильмов – потерянные дети, которые, в принципе, не должны иметь права на любовь. Однако, несмотря на затаенные обиды, они решают пуститься на ее поиски. Попытка найти свое место в обществе и приручить любовь – меня интересуют именно эти темы.

Почему?

Любовь, обращенная к себе и своей работе, сейчас представляет собой, скорее, разрушительную силу. Мы запрограммированы на то, чтобы существовать в некоем обличье, казаться, а не быть. Любовь же - единственная ценность, ускользающая от общества потребления. Любовь нельзя купить. Иногда мне кажется, нам хотят внушить, что торговля телом – это один из, в общем-то, «нормальных» способов добиться успеха, то есть заработать деньги на жизнь. Конечно, не мне судить и говорить, хорошо это или плохо. Я могу лишь сказать, что за нигилизмом и одержимостью деньгами всегда скрываются угнетенность и страдания.

Значит, именно эти размышления привели к созданию Sex Doll , фильма, в котором рассказывается история об элитной проститутке из Лондона в исполнении Афсии Эрзи?

«Стелла» – автобиографичный фильм, Sex Doll – тоже очень личная история, но вовсе не потому, что я сама была девушкой по вызову! Дело в том, что моя бабушка со стороны отца в прошлом была проституткой, ей же стала двоюродная сестра, с которой мы вместе росли. В моей семье страх такого будущего всегда витал в воздухе. Мне всегда казалось, что я каким-то образом знала, что значит быть шлюхой, не испытывая при этом каких-либо иллюзий и не окружая эту профессию романтическим флером. Для моей семьи это занятие не было ни романтичным, ни гламурным, проституция воспринималась, как то, что может спасти от нищеты, когда выбирать уже не из чего. Такой путь могут избрать девушки из неблагополучного общества, а юноши, например, становятся преступниками. Если бы в моей жизни не появилась литература, если бы я не училась в одном из парижских лицеев, возможно, меня бы постигла такая же судьба.

Никто не ожидал, что на эту роль будет выбрана Афсия Эрзи. Когда именно вы представили ее в образе девушки по вызову?

Я сразу же о ней подумала. Я встретила ее на вечеринке, мы перекинулись буквально несколькими словами, но что-то в ней меня зацепило. Афсия – идеальная актриса на эту роль, потому что у нее очень богатая палитра сценических навыков. Она постоянно меняется – может быть то нежной, то жесткой, выглядеть, как взрослая женщина, а через секунду напоминать 12-летнюю девчонку, что пришлось очень кстати для фильма, который скорее предполагает чувственный, а не социологический анализ. Красота Афсии неосознанна, а еще она, как стойкий оловянный солдатик, – умеет работать, и это мне в ней нравится. Она родилась на севере Марселя, и ее роль в фильме Алена Гироди «Король побега» в этих кварталах считают скорее неприемлемой, но у нее хватило духу сняться в этом фильме, пусть она и не кичится этим. Она решительно отказывается от навязанных ей рамок поведения, эта смелость чувствуется в ней.

Собирали ли вы специальную информацию для фильма?

Во время работы над сценарием мы с Афсией встретились с двумя девушками по вызову, и их хладнокровный, расчетливый взгляд на мир подтвердил мое интуитивное знание. Такие девушки всегда откладывают жизнь на потом, когда удастся накопить денег, купить квартиру…Их настоящее скомкано, похоже на пустоту, которую нужно чем-то заполнить, уходя от реальности с помощью разговоров, иногда наркотиков. И каждая из них следует одним и тем же правилам – никакой дружбы, любви, настоящих отношений вне этого общества, никаких проявлений чувств. Их тело отделено от души, поэтому они сами себе не принадлежат. Они отрицают свои страдания. Отрицают свое существование, чтобы продолжать жить. Именно это переживает Виржиния.

Кто Виржиния конкретно для Вас?

Виржиния в глубине души – ребенок, который оказался в жестоком мире. У нее есть все: молодость, красота, деньги и власть над мужчинами, то есть все то, что сегодня имеет ценность. Но она очень одинока. Ею движут телесные побуждения, а уж потом разум. Так происходит потому, что она отделила свое тело от души.

Учитывая сюжет, у вас мог получиться достаточно откровенный фильм. Тем не менее, сцены секса Виржиния и ее клиентов в Sex Doll угадываются лишь в зарисовках в духе импрессионизма. В такие моменты в кадр попадают крупные планы лиц мужчин и разукрашенного румянами лица Виржини я , которая смотрит в никуда. Почему вы выбрали такую технику?

Я не хотела потворствовать сексуальности. Sex Doll – это, скорее, сказка, изящное произведение без излишних претензий. Это прежде всего история о любви. Нужно всегда продолжать верить в любовь, даже если вы поставили на ней крест! Когда Виржиния встречает Руперта (Эш Стаймест), в мире проституции происходит встреча двух детей. Между ними пробегает искра. Боль, с которой Виржиния со временем смирилась, дает о себе знать…Она находит любовь, родственную душу. Вот доказательство, тому, что у нее есть душа.

Как появился персонаж Руперта, своего рода ангела-хранителя, который посвятил свою жизнь спасению молодых проституток?

Мне запал в душу документальный фильм о молодых людях, которым поручили поиск пропавших девушек из стран Востока. Их деятельность финансировали семейные и гуманитарные ассоциации.

В 1997 г. в Вашем первом полнометражном фильме «Брат» вы раскрыли талант Эммы де Кон. Сейчас в Sex Doll вы снова открыли миру молодого актера, на этот раз мужчину-модель, англичанина Эша Стайместа. Как вы нашли его?

Я искала определенный типаж. Актера, который воплотил бы в себе прошлую жизнь, как бы будучи ее продолжением, при этом не нуждаясь в объяснениях и психоанализе. Я провела кастинг в Лондоне, потому что надеялась на типичные качества англичан. Это ни к чему не привело. В конце концов, в интернете я нашла информацию об Эше Стайместе, но он был в Лос-Анджелесе. Мы обменялись несколькими фразами через Skype – мне свойствена быстрота мысли, а у него импульсивный темперамент. Он прочитал сценарий и сказал, что смог бы выразить эти эмоции. Уже через неделю Эш вылетел в Лондон!

Как развивалась его карьера?

Его карьера началась, когда ему было 16 лет. В одном из кварталов на окраине Лондона его нашел Эди Слиман и сделал лицом своей мужской линии. Татуированный с ног до головы Эш попал с улиц под свет софитов благодаря своей нестандартной красоте.

Думали ли вы о мадам Клод, когда создавали образ Рафаэль, которую играет несколько раз снявшаяся в ваших фильмах Кароль Рошер?

Когда вместе с Кароль мы искали информацию об англичанке мадам Клод и о других сутенершах, которые добились этого, забравшись на вершину иерархии элитных девушек по вызову, мы поняли, что их жизненный путь одинаков, вплоть до клишированности. Еще мне очень понравился британский сериал «Тайный дневник девушки по вызову», в котором рассказывается о вселенной девушек легкого поведения и о том, как сложно им поддерживать семейные и любовные отношения. Я хотела описать не некую преступную социальную организацию, а отношения между Рафаэль и Виржини, «матерью» и «дочерью». Эти отношения порочны, но отчасти они позволяют дать волю простейшим кратковременным эмоциям.

Полю Ами вы дали роль Кука, подручного Рафаэль.

Мне понравилось, как он играл в «Сюзанне» Кателя Киллевере. Поль хорошо вписывается в дуэт Афсии и Кароль. Не совсем понятно, кто он – большой брат, злодей или добряк. Существует мнение, что в сомнительном обществе клановые и семейные отношения строятся на жесткости, противозаконности. Почему мы приняли решение снимать фильм в Лондоне? Виржини пытается построить новую жизнь вдалеке от севера Франции, где она выросла в большой семье. Во времена Бальзака за новой жизнью ехали в Париж, сегодня - уезжают в Лондон. Я думаю, что столица Великобритании одновременно символизирует классовые отношения, рок и землю обетованную. В Лондоне очень влиятельная французская диаспора. В этом городе больше всего миллиардеров. Для девушек по вызову – это баснословный Эльдорадо.

Как проходили съемки в Лондоне?

Мы оказались в совершенно другой реальности. Работали по-англо-саксонски: везде царила строгая иерархия, порой все подчинялось формальностям. Мне разрешили включить в руководящий состав съемочной группы только двух французов: главного оператора Николя Горена и художницу-гримера, с которыми я привыкла работать. Все остальные члены съемочной группы были британцами. Когда проводишь съемки в Великобритании, понимаешь, что мы, французы, типичные представители романских народов.

Почему, например?

Время приема пищи! Для нас это священный момент единения. В Англии же, наоборот, это не так важно. Пить алкоголь за обедом нельзя, а ужин в четыре часа дня… Но это не главное. Британские актеры невероятно трудолюбивы. Все технические работники – профессионалы своего дела, они ничего не пускают на самотек. Еще в Англии у режиссера совсем другой статус, его функции не так сакрализированы, как у нас.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!