Явление синестезии. Синестезия в психологии человека: как воспринимать мир не так как все? Является ли синестезия творчеством

Времена, когда уникальность или неординарность человека вызывали порицания у общества давно в прошлом. Левшей больше не учат писать правой рукой, как 50 лет назад, а любые особенности людей вызывают интерес у ученых. То, что раньше считали отклонением и пытались уничтожить, стали активно изучать, извлекая из этого пользу.

Что такое синестезия?

Некоторые люди владеют возможностью ассоциировать, к примеру, музыкальные мелодии с реальными образами, производить в голове настройку цвета на звуки. Такой феномен встречается у композиторов, а людей таких называют синестетами. Синестезия – это уникальнейший синдром, который заключается в том, что некоторые органы чувств одновременно начали работать, реагируя на определенный раздражитель.

Синестезия в психологии

Синестеты - это не обязательно талантливые люди, но в своем большинстве это уникумы, которые одарены . В медицине синестезия определяет людей, которые обладают возможностью четко связывать любые предметы или образное восприятие сразу несколькими органами чувств. Синестезия - это в психологии неразгаданные вопросы и загадки, подтверждённые опытами и тестами.

Синестезия - признаки

Многие люди живут с синестезией и даже не подозревают об этом. Им невдомёк, что остальные не видят буквы оранжевыми или синими, при слове футбол во рту не появляется привкус яблока, и им не понять, как можно не слышать музыку цветами. У них синестезия проявляется в проецирующих или ассоциативных способностях.

  • Проецирующие способности проявляются в смешанных ощущениях. Это когда нота «ля» может быть фиолетового цвета, а желтый цвет меть вкус банана.
  • Ассоциативные способности относятся к бессознательным, это когда простым вещам приписываются дополнительные качества. Не лето – это жара, а лето – это танго, а цифра 192 – розовая.

Виды синестезии

Синестезия варьируется среди любых чувств, чаще среди двух. Логическая комбинация может быть любой:

  1. Графемно-цветовая синестезия - такие люди видят ассоциации связанные с буквами или цифрами в цветовых или фактурных образах.
  2. Хроместезия (фонопсия) . Этот вид синестезии преобразовывает звуки в цвета. Фотизмы, наоборот, цвета наделяют особыми звуками.
  3. Кинестетико-слуховая – это возможность слышать звук там, где его нет. Например, при вспышке.
  4. Синестезия локализации последовательностей выражается в способности видеть числа в пространстве в виде точек.
  5. Акустико-тактильная – это когда человек чувствует в разных частях тела определенные звуки. Является самым распространенным видом.
  6. При порядковой лингвистической персонификации числительные, календарные даты или просто месяца, дни недели, буквы алфавита вызывают ассоциации с личностями.
  7. Эмпатия прикосновений – это синестезия зеркального прикосновения. При этой очень редкой форме синестезии синестет чувствует то же, что и человек, за которым он наблюдает.
  8. Лексико-гастическая или вкусовая синестезия – это вкусовые образы. К примеру, у слова «теннис» может быть клубничный вкус.
  9. Ольфакторно-звуковая позволяет уловить шелест запахов.
  10. Есть и другие мало изученные формы синестезии: аурическая, эмоционально-цветовая, ольфакторно-цветовая, эмоционально-цветовая , но они мало изучены наукой.

Как развить синестезию?

Самый простой способ для развития синестезии - попытаться вызывать несвойственные образы и ассоциации к определенному предмету. Если волнует вопрос, можно ли развить синестезию, то ответ положительный. Для этого случая разработан целый ряд упражнений.

  1. Стоит попробовать думать по-другому, представить знаменитых людей в другой профессии. Допустим Лермонтова сочиняющего музыку, или Баха в роли художника.
  2. Совершать дыхательную гимнастку и делать упражнения для глаз.
  3. Тренироваться на запахах, вдыхая сильные ароматы.
  4. Трогать с завязанными глазами различные предметы.
  5. Читать меню и описание блюд, это обострит вкусовое восприятие.
  6. Стараться видеть глубже, даже тишина наполнена многообразием различных звуков.

Книги про синестезию

Ученые в разные времена выдвигали множество теорий, которые бы объяснили феномен синестезии. Одни списывают это на болезнь или особенности психики, другие предполагают, что в головном мозге смешиваются нервные импульсы. Синестезия и в наши дни остается неразгаданной загадкой, ее особенности описаны в различной литературе.

  1. «Дар», автор Владимир Набоков . Синестезия описана, как романтический идеал.
  2. «Целый мир», автор Джулия Гласс , описывает синестезию, в которой есть черта патологии.
  3. «Звук Синего цвета» автора Холли Пейн расскажет о романтической патологии, которая превышает ежедневный потенциал.
  4. «Живопись Рубина во вторник», автор Джейн Ярдли . В этой книге синестезия описана с точки зрения баланса.
  5. В книге «Пространство формы манго», автор Венди Масс расскажет о синестезии, как виде .
  6. «Ультрафолетовый», автор Р.Дж. Андерсон и «Каждый Не Одинокое Число» автор Эвелин Кригер – это молодая научная фантастика.

Синестезия у известных людей

  1. Освещали явление синестезии Верлен, Бодлер, Рембо, из русских авторов это были Цветаева, Пастернак, Бальмонт. Наблюдался феномен синестезии у Римского-Корсакова, Скрябина, у певицы из Норвегии Иды Марии.
  2. Дмитрий Набоков унаследовал синестезию от матери или отца. Сам Владимир Набоков не раз освещал этот феномен в своих произведениях.
  3. Дэниел Таммет знает 11 языков и способен в уме вычислить сложные математические задачи.
  4. Журналист Соломон Шерешевский - обладатель феноменальнейшей памяти.

Анестезия (бесчувствие) – это антоним слову синестезия, при которой, человек получает несколько ощущений при раздражении только одного анализатора. Как известно, чувствительность человека определяется пятью анализаторами, каждый из которых ответственен за определенные ощущения:

  • Зрительные;
  • Слуховые;
  • Обонятельные;
  • Вкусовые;
  • Осязательные.

Шестой анализатор рассеян по организму в точках прикрепления мышечных сухожилий к скелету и называется проприорецептивным. Однако к синестезии «шестое чувство» не относится. Проприорцептивные ощущения регулируются вестибулярным аппаратом, тогда как все остальные анализаторы подвержены влиянию лимбической системы. Она располагается в гиппокампе – так называемом «обонятельном мозге». Это самая первая извилина в коре головных полушарий, которые объединены мозолистым телом. Это своеобразный мостик между левой и правой половинами головного мозга. Проявления синестезии свидетельствуют о нарушении синхронности между полушариями головного мозга. Поэтому человек синестетик, чаще всего, одинаково владеет правой и левой рукой. Его можно назвать скрытым левшой, но правильнее, все же, универсалом.

Виды синестезии

Когда при стимуляции одного из анализаторов, у человека возникают четкие ассоциации с другим – такое явление и называется синестезией, то есть, свидетельствует о связи двух совершенно разных ощущений.

По характеру дополнительных ощущений синестезия делится на следующие виды:

  • Зрительная (фотизмы);
  • Слуховая (фонизмы);
  • Вкусовая;
  • Обонятельная;
  • Осязательная.

Самой распространенной формой синестезии является цветовая гамма при мысленном представлении какого-либо предмета. Например, цифра «один» для синестетика представляется окрашенной черным цветом, а цифра «два» – фиолетовым.

Для слуховой синестезии характерны ассоциации звуков с определенными цветами. Человек слушает классическую музыку и представляет её в цветовой гамме.

Вкусовая синестезия характеризуется восприятием какого-либо объекта или даже субъекта во взаимосвязи с определенным вкусом. Человек связывает солнце с сахаром, хотя сам объяснить логической цепочки между этими объектами не может. И, самое главное, спустя много лет, ощущения при синестезии остаются прежними. Поэтому обращение: «Сладенький ты мой!» – по отношению к младенцу для синестетика не является единичным впечатлением. Любой ребенок для такого человека всегда будет связан с ощущением сладости на языке.

Явление синестезии

Главные характеристики истинной синестезии, в отличие от ложной – это непроизвольное возникновение и полная неконтролируемость сознанием. Если человеку представляется цифра «один» черной, а цифра «два» – фиолетовой. То число двенадцать будет окрашено черной и фиолетовой полосой. Двести двенадцать, соответственно, будут иметь две фиолетовых полосы, а между ними – черную. И никакие иные ассоциации не появятся, независимо от воли синестетика. Образ может изменяться только по интенсивности окраски, которая зависит от эмоционального настроя человека.

Всегда явление синестезии постоянно, за счет образования устойчивой пары: «стимул – синестетический образ». Если шум дождя представляется оранжевым, он никогда не станет восприниматься желтым или красным.

Ложная синестезия

Псевдосинестезия никогда не передается по наследству, в отличие от синестезии истинной. Мало того, она вызывается определенными факторами.

Ложное явление синестезии имеет вполне конкретные причины:

  • Прием галлюциногенов. Под воздействием гашиша или ЛСД человек испытывает искажения в восприятии. Наркоман также «слышит цвета» или «узнает звуки по запаху». Но при очередном приеме дозы, все его ощущения могут кардинально измениться. То, что он воспринимал синим, становится почему-то зелёным и так далее;
  • Поражение гипокампа. Опухоль или травма головного мозга приводит к возникновению обонятельных галлюцинаций, которые не имеют конкретной связи между собой. Любые звуки «пахнут» одинаково, различаясь только по интенсивности. Патологию назвать синестезией нельзя;
  • Укоренившиеся ассоциации по типу условного рефлекса. Когда человек слышит сигнал к обеду, ощущает запахи кухни. Или звук будильника напоминает о мятной зубной пасте – ассоциации, запомнившиеся с раннего детства.

Для истинной синестезии не нужно дополнительных стимуляторов, тренировок до закрепления условного рефлекса и воспоминаний детства.

Синестезия в психологии

Феномен синестезии в психологии определяет людей, обладающих способностями к четкой привязке объектов при помощи двух и более чувств, личностями одаренными. Не обязательно, это должны быть выдающиеся таланты или гении, но, безусловно, люди с феноменальной памятью.

Гипотеза о связи памяти и синестезии проверялась следующим опытом. Исследуемой женщине предъявляли матрицы, состоящие из 50 цифр. Испытуемая без запинки по памяти переписывала на листе бумаги все цифры, которые ей показывали в течение нескольких секунд. Мало того, спустя 48 часов она повторила тест с тем же результатом, не глядя повторно на предъявленные цифры в матрице. Опыт объясняет, почему синестезия помогает запоминать незнакомые и ничем не связанные между собой предметы. На каждую цифру у женщины имелась собственная цветовая гамма, которая запоминалась как картина. Подобные произведения искусства пишут художники абстракционисты. Возможно, синестезия в психологии когда-нибудь разъяснит людям, как следует воспринимать такие картины.

Синестезия и психиатрия

Явление синестезии известно психиатрам с конца XIX века. Были изучены многие люди, в том числе, известные писатели, композиторы, художники. За исключением повышенной эмоциональности никаких психических отклонений найдено не было. Заболеваемость среди лиц, обладающих способностями к синестезии, оказалась на одном уровне в общей популяции.

Синестезия – это феномен нейрологического характера, при котором восприятие явлений и символов дополняется определенными качествами, например, звуком, цветом, запахом и другими. Люди, у которых это проявляется, называются синестетами. Другими словами феномен можно объяснить так: восприятие происходящего, при котором затрагивается один из органов чувств, параллельно со своими ощущениями вызывает и другие, которые присуще совершенно иному органу чувств. Таким образом мозг дополняет наше реальное восприятие.

Необходимо отметить, что синестезию не относят к расстройствам психического характера. Это своеобразная адаптация в окружающем мире. Но надо сказать, что термин «синестезия» – это не совсем точное определение данного феномена: более точным является «идеастезия».

Есть различные виды синестезии, а наиболее распространенная из них ‒ графемно-цветовая синестезия. Это означает, что человек воспринимает буквы и цифры по-другому: у него они окрашены в определенные цвета. Пространственная синестезия – это когда числа, годы и месяцы расположены в пространстве в определенном месте.

На сегодняшний день только некоторые виды феномена были описаны учеными.

Некоторые ученые считают, что синестезия помогает людям творческих профессий. Такой феномен исследуют также психологи и неврологи, потому что это очень интересно. Кроме того, данные помогут понять сам процесс познания, а также восприятия всех людей, а не только синестетов.

Этиология

На сегодняшний день практически ничего не известно о причинах появления синестезии. В настоящее время ученые только начали проводить исследования развития этого феномена у детей.

Были получены данные, что это не феномен перекрестных чувств, поскольку он обладает свойствами идеастезии. Поэтому ученые выдвинули такое предположение, что подобное состояние развивается в детстве, когда происходит первый контакт с абстрактными понятиями. Такое предположение называется гипотезой семантического вакуума, поэтому графемно-цветовая и числовая формы являются самыми распространенными. Именно эти абстрактные понятия являются первыми в жизни ребенка.

Классификация

В медицине этот феномен делят на две формы:

  • Проекционная. Те, кто проецирует, видят различные цвета и всевозможные формы в период действия раздражителя. Такого человека называют проектором.
  • Ассоциативная. В этом случае люди чувствуют связь стимула с вызванным ощущением, а человека называют ассоциатором.

Феномен возникает при хроместезии (когда звук сочетается со светом) – проектор слышит игру на трубе и видит оранжевый треугольник, расположенный в пространстве, а ассоциатор представляет оранжевый цвет, который издает звук.

Некоторые люди с таким феноменом говорят, что даже не знали о том, что они не такие, как большинство. А другие утверждают, что они являются хранителями важной тайны. Автоматическое проявление синестезии, для синестетов является уже чем-то вполне обычным. Такие люди говорят, что их особые переживания нейтрального характера, но могут быть и приятными. Хотя некоторые утверждают, что это ведет к сенсорной перегрузке.

Несмотря на то что одни говорят, что этот феномен является нейрологическим отклонением или болезнью, сами синестеты не думают так: для них это, как помеха. Но есть и те, кто преподносят этот феномен как особый дар, который они боятся утратить. Большинство из них узнали о своей необычной возможности еще в детстве. Некоторые смогли применить ее на работе или в обыденной жизни. Есть примеры, когда такие люди могут запоминать большие числа, телефонные номера, выполнять сложные математические действия в уме.

Несмотря на общие сведения о феномене, индивидуальный опыт синестетов во многом отличается. Такое было отмечено еще на ранних этапах исследования феномена. К примеру, одни говорят, что согласные буквы ярче окрашены, чем гласные. А другие утверждают совершенно обратное. Все отчеты, заметки и интервью, которые делали сами синестеты, указывают на огромное количество типов этого феномена. Также существует много различных восприятий и путей применения этой возможности.

Если человек воспринимает музыку в цветовой гамме, это означает, что у него музыкально-цветовая синестезия. Слуховая синестезия определяется тем, что человек слышит звуки движущихся предметов.

Синестезия зеркального прикосновения ‒ это когда синестет ощущает те чувства, которые испытывает человек во время прикосновения к какому-либо предмету. Это и есть зеркальная синестезия. Также часто встречается синестезия и .

Ученые не раз думали над вопросом, как развить синестезию, но это оказалось невозможным. Такой феномен может проявляться как минимум двумя чувствами. Но был один синестет, у которого объединялись одновременно все пять чувств.

Диагностика

Несмотря на то что этот феном часто называют неврологической патологией, он не включен в Международную классификацию болезней. Как уже говорилось ранее, многие синестеты считают этот феномен нейтральным или приятным, что практически то же, что и абсолютный слух. Можно сказать, что это просто другое восприятие окружающего мира.

Проводятся многократные тесты, в ходе которых проверяется восприятие цветов на протяжении длительного времени. Синестеты могут повторить примерно 90% проекций, даже когда между тестами прошел не один год. Обычный человек запоминает не более 40% комбинаций. Он не сможет их повторить, даже если его предупредят о проведении теста.

Однако выявить наличие этого феномена очень тяжело, поскольку большинство из людей даже не знают о своих особых возможностях.

Но были выделены определенные диагностические критерии:

  • феномен является автоматическим и непроизвольным;
  • восприятие таких людей расширено;
  • восприятие синестета обобщенное и последовательное;
  • благодаря этому феномену у человека хорошо развита память;
  • такой феномен параллелен с аффектом.

После проведения некоторых исследований синестеты были разделены на «локализаторов» и «нелокализаторов». Одни из них ощущают свойства пространства, другие – нет.

Специфического лечения нет, так как, по сути, заболеванием такой феномен не является.

В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета. Это явление называется синестезией.

Что такое синестезия

Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции. Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди . Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала .

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

  • Цветной слух. Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
  • Слуховая синестезия. Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
  • Вкусовая синестезия. Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
  • Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
  • Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии . Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии.

Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии . Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Известные синестетики

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов. Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как развить синестезию

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Изображение может звучать, музыка - быть изображением. Чёрные буквы могут обладать цветом, а цифры - выстроиться в замысловатый узор. Каждый день недели и каждый месяц может быть окрашен в свой цвет, каждое прикосновение - вызывать определённую эмоцию.

Это не просто фантазии или поэтические метафоры, а примеры синестезии, одного из самых необычных неврологических феноменов. В буквальном переводе с греческого «синестезия» - слияние чувств. Обычно нам кажется, что зрение, вкус, обоняние, осязание и слух - совершенно разные и отдельные способы воспринимать реальность окружающего мира. Мы не путаем запах бекона с буквой «у» и не говорим о ягодах цвета субботы. Но есть люди, чувственный мир которых не вписывается в это представление. Более того, есть основания считать, что все мы является такими людьми, а синестезия лежит в самой основе человеческого языка и мышления.

Несколько дней назад шотландка Лиза де Брюн (Lisa DeBruine) опубликовала в Twitter анимационную картинку, которая быстро разошлась по интернету. Три высоковольтных вышки ЛЭП играют в скакалку: две раскачивают провода, а третья прыгает, сотрясая экран при каждом своём приземлении. Картинка не сопровождается аудиозаписью, но при просмотре анимации многие слышат глухой звук, который раздаётся от удара вышки о землю. Откуда берётся этот звук, если «на самом деле» мы его не слышим?

Дело в том, что восприятие, как говорил философ Гастон Башляр, это не столько картина, сколько история. Мы слышим и видим то, что привыкли видеть и слышать: мозг дополняет наше реальное восприятие (например, прыгающие вышки) уже известными знаниями (например, звуком падения). Это один из главных признаков синестезии: чувства не изолированы друг от друга, а сливаются в единство, порождаемое нашим мозгом.

У большинства из нас синестезия проявляется в скрытой и сдержанной форме. Но для некоторых людей мир благодаря этой особенности выглядит совершенно необычным образом.

Ягоды цвета субботы

Когда композитор Ференц Лист стал капельместером в Веймаре, он удивил музыкантов оркестра необычным подходом к аранжировке. «О, пожалуйста, господа, чуть больше синего! Этого требует эта тональность! Здесь насыщенный фиолетовый, не нужно уходить в розовый!» Сначала музыканты думали, что он шутит. Но Лист обладал не эксцентричным чувством юмора, а одной из разновидностей синестезии, при которой музыка не только звучит, но и видится в определённом цвете.

Писатель Жак Люссейран, которого вспоминает Оливер Сакс в своей книге «Музыкофилия» , потерял зрение в возрасте семи лет. После этого музыка приобрела для него новые характеристики. К этому времени он уже начал играть на виолончели, но звуки стали для него настолько насыщенными, что ему пришлось отказаться от мысли стать музыкантом.

Жак Люссейран

писатель, герой французского Сопротивления, синестет

На концертах оркестр превращался в живописца. Он заливал меня всеми цветами радуги. Если вступала скрипка соло, я начинал видеть золотистый огонь с таким ярким красным оттенком, какого я никогда не видел ни на одном реальном предмете. Когда наступал черёд гобоя, меня окутывал зелёный цвет. Он был такой холодный, что я начинал явственно чувствовать дыхание ночи.

Для Василия Кандинского, который пытался передать в своих картинах синестетическое слияние звука и цвета, «красная киноварь звучит как туба, оранжевый - как средней величины церковный колокол». Он писал: «Цвет - это клавиатура, глаза - это молоточки, а душа - пианино со множеством струн». Его «Импрессия III» , написанная после посещения концерта Шёнберга, жёлтыми широкими мазками изображает саму материю звука, которая затопляет зал.

Один из самых распространённых видов синестезии - графемно-цветовая, при которой отдельные буквы окрашиваются в различные цвета. Пожалуй, самый известный её обладатель - Владимир Набоков. Сам язык его творчества синестетичен, построен на созвучиях, необычных метафорах, обыгрывании звучания слов. В одном из интервью он отвечает на вопрос о том, в какие цвета окрашены его собственные инициалы:

Владимир Набоков

писатель, энтомолог, синестет

«V» - бледного, прозрачно-розового оттенка; кажется, на техническом языке это называется кварцевым розовым. А «N», в свою очередь, серовато-желтого цвета овсяных хлопьев.

Человек, который обладает этим видом синестезии, несомненно, знает, что перед ним находятся чёрные, а не желтовато-серые или розовые буквы. «Реальный» цвет существует как бы отдельно от «воображаемого», а не сливается с ним. Так, если человек видит перед собой синюю «М», которая в его сознании выглядит розовой, она не станет для него фиолетовой из-за эффекта наложения. Цвета не смешиваются, будто в акварели, а воспринимаются одновременно друг с другом.

Поэтому синестезия так отличается, к примеру, от дальтонизма. Дальтоник в силу генетической мутации обладает неполным набором рецепторов-колбочек. Поэтому он путает зелёный с красным или синий с жёлтым: цвета не доходят от нервных волокон к зрительной коре, поэтому мир для дальтоника теряет определённые тона. Синестезия - совсем другое дело.

У двух отдельных людей синестетические ассоциации очень редко совпадают. В семье Набоковых, где у каждого была графемно-цветовая синестезия, не было ни малейшего согласия в том, каким цветом обладает каждая отдельная буква алфавита.

Но по какой причине тогда возникает синестезия? Давно было замечено, что одной из причин является наследственность: одна и та же способность к «слиянию чувств» часто передаётся из поколения в поколение. Но если синестезия приобретает разные формы, то не менее важное значение должны иметь индивидуальные детские впечатления.

Магнитные буквы и младенец Руссо

Долгое время учёные не могли понять не только причины синестезии, но и то, существует ли она вообще. Способность видеть звуки или слышать цвета приписывалась сумасшествию или обострённому воображению. Одним из первых (в 1883 г.) на синестезию обратил внимание Фрэнсис Гальтон , который был не только двоюродным братом Чарльза Дарвина, но и выдающимся исследователем. В начале XX века психологи испытывали большой интерес к синестезии, но затем наступило долгое затишье. Это явление нельзя было описать существующими научными методами, поэтому о ней предпочли забыть, отнеся её в одну рубрику с гаданием и телекинезом.

Интерес к синестезии возродился только в 1990-е годы. Были придуманы специальные тесты , которые позволяют отличать синестетов от людей с обычным восприятием. С помощью аппаратов фМРТ учёные исследовали взаимосвязь между мозгом и синестезией. Если бы нам удалось уложить Ференца Листа в томограф и включить музыку, мы бы увидели, как активируется его зрительная кора, будто он и в самом деле видит перед собой цветные вихри и взрывы, а не просто их себе представляет.

В 2015 году один из главных исследователей синестезии Дэвид Иглмен организовал исследование , которое должно было установить, есть ли что-то общее за разными её проявлениями. Для этого он провёл тестирование среди 6 588 человек, которые прошли графемно-цветовой тест с положительным результатом. Их попросили раскрасить английский алфавит так, как они его видят, предложив на выбор 12 тонов, чтобы можно было суммировать сведения. В получившемся огромном массиве данных учёные стали искать закономерности.

Выяснилось, что значительное большинство людей видят отдельные буквы в определённом цвете: А - красная, D - зеленая, E - синяя. Вот единственное разумное объяснение, которое удалось найти исследователям: подавляющее большинство участников стали жертвами магнитиков от компании «Fisher Price» , предназначенных для обучения детей алфавиту. Эти наборы впервые появились в 1971 году и миллионными тиражами продавались в течение 19 лет. Годы и возраст участников совпали. Совпали и цвета букв: красные A , зелёная D , синяя E и так далее. Но это лишь забавное наблюдение, которое ничего не говорит о самих истоках синестезии. это предположение: оказывается, в младенчестве все люди являются синестетами.

Мозг ребёнка бурно развивается и образует избыточное количество связей. Со временем эти связи прерываются, ощущения растекаются в отдельные ручейки, между которыми перетянуты только слабые мостики. В трёхмесячном возрасте мы все - синестеты. Спустя пять месяцев большинство, судя по всему, теряет эти способности. Но у некоторых, благодаря небольшим генетическим аномалиям, они сохраняются, и приобретают свою форму в более позднем возрасте. Здесь и вступают в силу цветные буквы на холодильнике и другие детские ассоциации. Эти ассоциации индивидуальны, поэтому и синестезия у двух разных людей может проявляться по-разному. Но основа детского опыта сохраняется даже у тех, кто перестал быть синестетом.

В 2001 году нейрофизиолог Вилейанур Рамачандран впервые предположил , что в основе человеческого языка и устоявшихся метафор лежит синестезия: именно поэтому мы говорим об «остром сыре», «крепком кофе» или «кричащих цветах». Само появление языка подтверждает человеческую склонность к синестезии. Задумайтесь на минуту, и вы поймёте, что называть «кошкой» пушистое мяукающее существо или пытаться выразить свои чувства при помощи слов - не менее странно, чем считать ноту «ля» - синей, а субботу - малиновой.

Наши чувства не отделены друг от друга. Само разделение на чувства, мысли и ощущения - это научная абстракция. Синестезия - наше общее прошлое и настоящее, которое позволяет об этом напомнить.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!