Басманный район. В словаре Даля действительно есть выдуман-ные им слова, но очень мало

Словарь Даля – значение слова Басман.

м. стар. (от веса, татарск. батман? шведск. безмен?) дворцовый или казенный хлеб; басманнник, житель московской ной слободы, дворцовый пекарь, хлебник.

Словарь Даля

Слова близкие по значению

Басмановы (а.д., Ф.а., П.ф., И.ф.)

Басмановы. 1) Алексей Данилович, сын Даниила Андреевича Плещеева, прозванного Басманом и погибшего в литовском плену, впервые упоминается в истории, в 1543 году. Он был тогда на стороне Шуйских и вместе с другими боярами, их приверженцами, участвовал в преследовании Фед. Сем. Воронцова, пользовавшегося расположением Иоанна IV . В 1552 году отличился при осаде Казани, обнаружив свою храбрость во время одного приступа на крепость вместе с знаменитым кн. Воротынским и в этом же году был пожалован чином окольничего. Через три года ему представился случай вновь показать свою замечательную храбрость и способности вождя: с 7000 солдат он в 1555 году полторы суток выдерживал натиск 60-тысячного крымского войска, вождем которого был сам хан Девлет-Гирей. В следующем году он получает боярское звание и назначается вторым наместником в Новгороде. С открытием в 1558 году Ливонской войны Алексей Данилович покидает Новгород и принимает деятельное участие в этой войне. Взятием Нарвы и участием в осаде Полоцка окончательно утверждается слава его, как храброго военачальника. Но этим военные подвиги Алексея Даниловича не кончаются. После 1563 года, когда был взят Полоцк, военные действия на время как бы прекращаются, и некоторые отряды русских войск получили возможность вернуться на родину. В числе удалившихся был и Алексей Данилович Б. Проживая в своем богатом поместье на берегу Оки, он в 1564 году узнает о нашествии Девлет-Гирея. Тотчас вооружил он своих людей и вместе с сыном Федором Алексеевичем засел в Рязани, на которую наступал Девлет-Гирей. Но несмотря на ветхость стен, крымцам не удалось взять города: все их отчаянные приступы были безуспешны вследствие храброй и искусной защиты Алексея Даниловича Б. Здесь оканчиваются похвальные подвиги Б., и непобедимый полководец для удовлетворения своего честолюбия выступает на поприще царедворца. Искусством веселить, хвастливым усердием и предупредительностью воле монарха он вкрадывается в душу Иоанна, приобретает над ним сильное влияние и от его имени безнаказанно совершает ряд злодейств, между которыми не первое место занимает даже позорное изгнание из храма митрополита Филиппа (1568). Самый план опричнины, по некоторым известиям, принадлежал Алексею Даниловичу Б. ""с товарищами"". Но вскоре после этого и любимцу государеву пришлось стать жертвой подозрительности и жестокости Иоанна. В 1570 году некто Петр Волынец донес государю о том, что новгородцы сносятся с польским королем и желают восстановить свои прежние привилегии и что у тех уже написана грамота об этом и положена в Софийском соборе за образом Богоматери. Произошел известный разгром Новгорода и началось расследование дела. При расследовании погибло много именитых граждан, в том числе и любимцы Иоанна: Алексей Б. и его сын Федор, обвинявшиеся в сношениях с Новгородцами и намерении посадить на трон Владимира Андреевича Старицкого. По словам Курбского и некоторых иностранцев, Иоанн наслаждался картиной отцеубийства, заставив Федора Алексеевича убить своего отца. 2) Федор Алексеевич, сын Алексея Даниловича, известен в истории как любимец Иоанна IV, без которого он ""не мог ни веселиться на пирах, ни свирепствовать в злодействах"". За участие в защите Рязани он был награжден золотой медалью, а через два года возведен в звание крайчего. В 1570 году вместе с отцом был сужден и казнен, вероятно около 1571 года (в этом же году он значится в боярских списках выбывшим). 3) Петр Федорович, сын последнего, остался по смерти отца малолетним. Мать его вышла в другой раз замуж за боярина князя Василия Юрьевича Голицына, умершего в 1585 году. В доме последнего Петр Федорович получил хорошее воспитание, оказавшее благотворное влияние на развитие его богатых природных способностей. Освобожденный вместе с братом, царем Федором Иоанновичем, от родовой опалы, он был пожалован в стольники, и с этих пор начинается возвышение и слава Петра Федоровича, унаследовавшего, по словам Карамзина, ""дух царствований отца и деда, с совестью уклонною, не строгою, готовою на добро и зло для первенства между людьми"". Борис Годунов, видевший в нем одни только достоинства, в 1599 году отправил его в звании воеводы для постройки крепости на реке Валуйки, где теперь уездный город того же имени, в 1601 году пожаловал окольничим и в 1604 году послал вместе с князем Трубецким с войском против первого Самозванца, главным образом, для защиты Чернигова. Но так как еще на пути они услышали о взятии этого города Самозванцем, то решили запереться в Новгороде-Северском, к которому вскоре подступили и войска Лжедмитрия. Тогда-то в минуту опасности Б. явился во всем блеске своих достоинств и взял верх над Трубецким. Он принял начальство в городе и своим мужеством, верностью и благоразумием с успехом боролся против измены и страха горожан; отразил приступ Лжедмитрия, отверг все его льстивые предложения и выиграл время для появления ополчения под стенами города Борисова. С прибытием подкрепления, он удачной вылазкой (21 декабря 1604 г.) окончательно заставил Самозванца снять осаду. За такой необыкновенный подвиг П. Ф. Б. был награжден царем Борисом и редкой наградой. Вызванный в Москву, он был встречен знатнейшими боярами и для торжественного въезда его Борис выслал собственные сани. Из рук царских он получил золотое блюдо с червонцами, множество серебряных сосудов, богатое поместье, сан думного боярина и деньгами 2 тысячи рублей (около 100 тысяч нынешних рублей). Такие милости, оказанные Борисом, заставили всех бояр, стоявших у кормила правления, смотреть на Б., как на лучшего и надежнейшего защитника отечества, и они не поколебались вручить ему, по смерти Бориса, главное начальство над войсками. Но достигнув такого величия, Б. в своих честолюбивых стремлениях пошел еще дальше. Он захотел стать первым в ряду бояр и единственным царским советником. Отправляемый преемником Бориса Годунова, его сыном Федором, и напутствуемый словами: ""служи нам, как служил и отцу моему"", Б. клянется в верности и 17 апреля приводит к присяге Федору Борисовичу вверенное ему войско, а 7 мая переходит в лагерь Лжедмитрия, а за ним и его войско. Своим переходом он открывал Самозванцу давно желанный путь в Москву и уже одним этим приобретал право на значительную награду. И действительно, во все время царствования Лжедмитрия Б. играл выдающуюся роль, был его единственным верным клевретом и защитником до последней минуты. К счастью, Лжедмитрий и Б. торжествовали недолго. Наступило достопамятное утро 17 мая 1606 года, загремел набат в Москве, народ ворвался в Кремль. Б., ночевавший во дворце Самозванца, разбуженный поднявшимся шумом, решился защищать Лжедмитрия до последней возможности. С мечом в руках он остановился в дверях, заграждая вход во внутренние покои, где находился Самозванец, рассек голову одному ворвавшемуся безоружному дворянину, и сам тут же упал под ударами ножа дворянина Татищева. Обнаженные останки его вместе с трупом Лжедмитрия были выставлены на лобном месте, и только через несколько дней сводный брат его Голицын получил позволение похоронить тело у церкви Николы Мокрого. 4) Иван Федорович, младший сын крайчего Федора Алексеевича, был воспитан в той же семье Голицыных, где и его брат Петр Федорович, и одновременно с ним получил освобождение от родовой опалы. Первоначально служил дворянином при царском дворе. В 1603 году Борис Годунов произвел его в окольничие и в следующем году вверил ему отдельный отряд против разбойничьего атамана Хлопка. Последний со своими шайками явился под Москву и вступил с Иваном Федоровичем в бой, окончившийся смертью Б., истреблением большей части разбойников и пленом Хлопка. Таким образом Иван Федорович, единственный из всех Басмановых, умер с именем, незапятнанным изменой или злодеяниями, в упорной и жестокой битве против врагов отечества. Тело его, по приказанию царя, было с честью погребено в Троице-Сергиевой лавре. Род Б. прекратился со смертью вдовствующей и бездетной единственной дочери Ивана Федоровича, в 1642 году. Ср. Карамзин ""История Государства Российского"" (т. VIII и IX); Бантыш-Каменский ""Словарь достопамятных людей русской земли""; Соловьев ""История России"" (т. VI и VIII).

И поэтому более обоснованным представляется иное объяснение занятия здешних слобожан.

Басмой на Руси называли тонкие листы металла (серебряные, медные, золотые) с вытесненным, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для различных украшений. В частности, они применялись для украшения икон. Поэтому становится понятным, что в слободе жили чеканщики по металлу.

Басманная слобода была одной из крупных дворцовых слобод Москвы, по числу дворов уступавшая лишь Садовой, Барашской и Огородной — в 1638 г. здесь считалось 64 двора, а к 1679 г. их значилось уже 113. Ее центром являлась Сретенская церковь с приделом великомученика Никиты, известная с 1625 г. В 1722 г. церковь значится уже каменной, а через восемь лет — обветшавшим каменным строением. Но только спустя четверть века, в 1751 г., было построено существующее красивое барочное сооружение (Старая Басманная ул., 16). Считают, что оно включило в себя остатки прежней каменной церкви. Однако вряд ли старый слободской храм был таким большим. Прекрасные формы «елизаветинского» барокко видны в ломаных крыше и главке, обрамлениях окон, ломаных сандриках и крепованных карнизах. Авторство постройки обычно приписывают известному архитектору Д.В. Ухтомскому. По мнению И.Э. Грабаря, «едва ли можно допустить, что дело здесь обошлось без его участия, если не в постройке, то хотя бы в консультации».

К концу XVII в. Басманная слобода расширилась на север. Появилась новая улица, на которой не позднее 1695 г. встала «новопостроенная» деревянная церковь Петра и Павла, небесных покровителей царя. Ее приход состоял из 44 дворов — тяглецов Басманной слободы и «загородных», живших за чертой города. Однако эта территория, находившаяся по соседству с Басманниками, называется иначе — Новой солдатской, или Капитанской, слободой; реже — Новой Басманной. Здесь указом царя были поселены военные, а с 1714 г. в обеих Басманных слободах дозволено строить дворы купцам. Уже к 1702 г. население района увеличилось более чем вдвое — в приходе стало 114 дворов.

По словам иностранных путешественников, здесь, по соседству с Немецкой слободой, жили те иноземцы, кто перешел на русскую службу и принял православие.

Лучниковая слобода

Несколько слобод района располагалось в пределах Белого города. , расположившийся между нынешними и , напоминает о Лучниковой слободе. По одной из версий, здесь торговали луком, по другой — жили ремесленники, изготовлявшие метательное оружие — луки. Центром слободы являлась Георгиевская церковь, «что в Старых Лучниках», упоминаемая как деревянная с 1625 г. и перестроенная в камне в 1693 г.

Блинниковая слобода

Еще об одной слободе — Блинниках напоминает церковь Николая Чудотворца, «что в Блинниках» (иногда она упоминается «что в Кленниках»), располагавшаяся в начале . Предшественником этого храма являлась деревянная церковь Симеона Дивногорца, построенная в 1468 г. Иваном III. В XVII в. его сменил деревянный храм Николая Чудотворца, перестроенный в камне к 1657 г. Слободу населяли блинники — мастера, изготовлявшие блины.

В древней Руси блины пеклись, как правило, в двух случаях — во время масленицы и поминок, являясь непременным их атрибутом. Обычай справлять масленицу — неделю предшествующую великому посту, был перенесен на Русь через Византию из древнего Рима, где встрече мартовских календ предшествовали дни поминовения усопших. На Руси в старину первый масленичный блин всегда отдавался нищим на помин душ покойных.

Гавриловская слобода

Огородная слобода

Другие слободы расположились между современными Бульварным и Садовым кольцами. Между нынешними и располагалась дворцовая Огородная слобода, обитатели которой поставляли различные овощи. Из них наибольший спрос имели капуста и огурцы. Из других овощей наиболее распространенными культурами являлись морковь, лук, чеснок, редька, свекла. Из фруктов наиболее популярными были яблоки. Несмотря на суровость московского климата, для нужд двора здешние огородники умудрялись выращивать в «содилах» (парниках) даже арбузы и дыни.

Память о слободе сохранилась в названии . Она была одной из самых больших в Москве. В 1638 г. в ней значились 174 двора, а к 1679 г. их число возросло до 373. Главной здесь являлась упоминаемая в источниках с 1625 г. церковь святого Харитона Исповедника, по которой получили названия и Харитоньевские переулки. Кроме этого, в слободе существовала и другая церковь — Трех Святителей, «что в Старых Огородниках», документально известная с 1635 г. и перестроенная в камне к 1680 г.

Барашевская слобода

Несколько больших дворцовых слобод находились южнее . Барашевская слобода дала название . О занятиях населявших ее барашей в литературе долгое время шли споры, пока не стало ясно, что барашами назывались княжеские, а затем царские слуги, возившие за государем в походах шатры и раскидывавшие их в поле для царского отдыха. Об этом становится известно по упоминанию в одной из грамот 1615 г., посланных в Пермь, где предписывалось отыскать и возвратить в Москву тяглецов этой слободы, покинувших первопрестольную в тяжелую пору Смутного времени начала XVII в. В ней читаем: «Бил челом нам Барашские слободы староста Иванко Корцов и во всех барашей место, а сказал: от московского де разорения служат они нашу шатерную службу в наших походах и тягло тянут достальными людьми». В 1632 г. в слободе было 69 Дворов, а в 1679 г. значилось уже 183 двора. Документы отмечают в Барашевской слободе две приходские церкви: Воскресенскую и Введенскую. Первая из них упоминается с 1620 г., а вторая вошла в историю Москвы тем, что при ней в 1660-х годах действовала одна из первых известных нам московских школ, которую на свои средства устроил местный священник И. Фокин. По некоторым сведениям, до поселения барашей здесь существовала небольшая Ильинская слободка.

Казенная слобода

Как самостоятельное селение Елохово просуществовало весьма недолго — после прокладки Камер-Коллежского вала оно включается в черту первопрестольной и становится одной из окраин города.

Покровское-Рубцово

Самым восточным селением на территории этого района являлось село Покровское-Рубцово Уже более двух столетий Покровское входит в черту Москвы, сохраняя все признаки старого района — каменные церкви, мещанские дома и купеческие фабрики. Село располагалось по обе стороны дороги, начинавшейся от церкви Богоявления в Елохове и кончавшейся Покровским мостом через Яузу. Основная магистраль села — сильно изменена современной многоэтажной застройкой. В прошлом она была частью Покровской дороги, шедшей к селу от Кремля через современные улицы , и .

Хотя в сохранившихся документах село впервые упоминается лишь в XVI в., можно предположить, что оно существовало, как минимум, двумя столетиями ранее. У видного боярина времени Дмитрия Донского Ивана Родионовича Квашни имелся внук Василий Ильич, носивший прозвище Рубец. Младший сын последнего, Александр, писался уже Рубцовым и служил новгородскому архиепископу Макарию. Вероятно, от представителей этого рода село и получило свое второе название.

Первые достоверные сведения о селе относятся к 1573 г. В это время Рубцово, находившееся в Васильцове стану, значилось вотчиной стольника Протасия Васильевича Юрьева. Его отец, боярин Василий Михайлович Юрьев, по мнению историков, был одним из инициаторов опричнины. Приходясь двоюродным братом первой жене Ивана IV Анастасии, он занял видное положение при дворе. В опричнине служил и Протасий. Но его карьера закончилась печально: в октябре 1575 г. он был казнен, обвиненный в измене. Несмотря на это, Рубцово осталось в роду Юрьевых. Согласно явочному списку 1584 г., оно принадлежало двоюродному дяде казненного Никите Романовичу Юрьеву, владельцу соседнего Измайлова. Никита Романович приходился дедом царю Михаилу Романову, и позднее село перешло в собственность царской семьи.

После Смутного времени Рубцово быстро возвышается и растет. В 1615 г. в присутствии государя Михаила Федоровича в селе освятили деревянный храм во имя Николая Чудотворца. А в 1619 г., по обету государя в память избавления Москвы от войск польского королевича Владислава, заложили каменный Покровский храм. Строительство, продолжавшееся несколько лет, было завершено к 1626 г., году свадьбы царя с Евдокией Стрешневой. В октябре на церемонию освящения сюда приехал государь. Новый храм имел средние размеры. Фасад делился лопатками на три равные части. Два ряда карнизов словно отсекают верхние части от основного объема. Ряды кокошников, уменьшавшихся с высотой, создавали движение вверх. Они были чисто декоративными элементами, ибо внутри храм был бесстолпным. Небольшая главка со щелевидными окнами венчала сооружение. Приделы Сергия Радонежского (южный, 1627 г.) и царевича Димитрия (северный, 1677 г.) уравновешивают композицию, расширяют ее с севера на юг. Схожесть объемов и украшений роднит Покровскую церковь с памятниками конца XVI в., эпохи годуновского стиля. В XVII в. при ней имелось небольшое кладбище.

В отличие от Никольской церкви, ставшей приходской, Покровский храм вошел в царскую усадьбу. В XVII в. он получил статус собора, а его причт содержался на государевой руге. В 1657 г. здесь вел службу патриарх Никон, «собиниый друг» царя Алексея Михайловича. По храму село стало именоваться Покровским-Рубцовым, а затем просто Покровским. Царская усадьба обустраивалась при царе Михаиле Федоровиче. Хоромы включали множество комнат. Неподалеку от них располагались конюшни, кухни и другие подсобные сооружения. Деревянный дворец был обращен в сторону дороги и речки Гнилушки. В 1632 г. речка была запружена и образовался Рыбинский пруд. Последний находился на месте нынешней : остатки его были ликвидированы в 1920-е годы. Здесь разводили рыбу, для чего на противоположном берегу поселили небольшую Рыбную слободу. Все это соседствовало с мельницей и деревянным мостом через Яузу. В 1635 г. на берегу пруда разбили плодовый сад, огороженный перилами и обсаженный лесными породами деревьев. Шесть лет спустя его обновил «дохтур» Виндиминус Сибилист, который насадил здесь «заморские» деревья, кустарники, лечебные травы и цветы. В 1640 г. в саду построили каменную беседку. На всем протяжении XVII в. садовое искусство в Покровском не угасало. По описи 1701 г. здесь значилось три сада с яблонями, смородиной и малиной.

В первой половине XVII в. население Покровского сильно возрастает. Цари заселяли стороны ближайшего участка Покровской дороги «новоприбывшими». На 1646 г. в селе и деревнях числилось 139 дворов, треть которых принадлежала ремесленникам и дворцовой обслуге. Среди них значились серебряники, бобровники, рыбные ловцы, мельник, портной, крашенинник, шапошник, мясник. В числе серебряников упоминался Митька Данилов Посошков — дед знаменитого Ивана Посошкова, русского экономиста и публициста эпохи Петра I. Заселение Покровского активно шло на протяжении всего XVII и начала XVIII в., что вызывало необходимость упорядочения и уплотнения застройки. Она была исключительно деревянной, отчего нередко случались сильные пожары.

«Тянувшие» к селу деревни — Черницыно, Сыркова, Обрамцово, Кобылино, Орефцова — располагались в стороне, на восток, в районе верховьев речки Сосенки. Там же во второй половине XVII в. известен приписанный к Покровскому приселок Гольяново. Другой приселок — Новое Введенское — находился близ современного Лефортова. Лишь одна деревня Халилово, или Хапилово, примыкала к селу с юга, располагаясь в пределах нынешних Почтовых улиц.

Государь приезжал в свою подмосковную в основном весной и летом, часто во время охотничьего сезона. Сохранились письма царя Алексея Михайловича, написанные им в «стане» Покровском. В одном из них, относящемся к апрелю 1646 г., «тишайший» сообщал другу стольнику А.И. Матюшкину, что «уток бесчисленно много по лужам», но, к огорчению, «ездить по полям топко, а изымать нечем — ястребы не поспели». Царские «потехи» перемежались с медвежьими боями и показом диковинных слонов. Но с 1665 г. дворцовые разряды почти не отмечают «выходов» государя в Покровское — Алексей Михайлович занимается обустройством Измайлова, часто посещает Семеновское и Преображенское. Покровское достается его сестре царевне Ирине. Она возводит на краю села деревянную церковь во имя Ирины великомученицы. В 1681 г., уже после смерти Ирины (1679), здесь соорудили каменную плотину с переезжим мостом на Рыбинском пруду. В конце XVII в. Покровским ведала Мастерская палата. Среди обслуживавших царское хозяйство людей названы два дворовых сторожа, гусятник с гусятницей, один садовник и две коровницы. Нельзя сказать, что имение было заброшено, но оно уже уступило первенство соседним.

Новый расцвет усадьбы связан с императрицей Елизаветой Петровной, которая, удаленная от двора Анной Иоанновной, в молодости жила здесь со своими родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Еще будучи принцессой, она в 1733 г. перестраивает дворец в дереве. Строение приобретает барочную композицию с двумя боковыми ризалитами, выдвинутыми в сторону пруда. Расположенный рядом сад украсился галереями — «дугами».

Став императрицей, Елизавета приглашает к работам в любимой подмосковной крупного русского зодчего М.Г. Земцова. Последний в 1742—1743 гг. возвел одноэтажный каменный дворец с двухсветным залом, повторив прежнюю композицию. Было приказано уравнять все бугры, находившиеся во дворе отстроенной резиденции. Напротив дворца, на левом берегу Рыбинского пруда, архитектор поставил роскошную деревянную церковь Воскресения (1742). Она украсилась английскими скульптурами, резным золоченым иконостасом и живописным панно, выполненными бригадой живописцев Логина Дорицкого. Церковь просуществовала до 1790 г., когда ее упразднили, а деревянный сруб отдали в измайловский приселок Никольское для обновления тамошнего храма. Мостом церковь соединялась с дворцом. План середины XVIII в. показывает храм в центре сада с перспективами-аллеями, отходящими от него. Покровский дворец и церковь стали последними значительными работами М.Г. Земцова.

Спустя десять лет, в 1752 г., императрица заказывает новую перестройку усадьбы знаменитому Ф.Б. Растрелли, автору Зимнего дворца в Петербурге. Зодчий составляет проект надстройки и фасада. По его замыслу, это должно было быть двухэтажное пышное сооружение с возвышенным центральным объемом, подъездом к нему и рустованными боковыми частями. Считается, что перестройка не была осуществлена. Однако Растрелли приписывают разбивку усадебного регулярного сада (1752), а сам зодчий относил дворец к числу своих построек.

Время Екатерины II стало периодом упадка Покровской усадьбы. Императрица посещала Покровское всего несколько раз. К приезду 1763 г. у дворца соорудили катальную гору (архитектор Василий Неелов), начатую годом раньше. Она включала верхние и нижние покои с дверьми и стекольчатыми окнами. 400-метровый скат состоял из сосновых брусьев. Поднимали сани и коляски канатами с помощью машины, управлявшейся лошадьми. Это было, пожалуй, единственное примечательное сооружение нового царствования в Покровском. В 1765 г. оно переходит от Вотчинной конторы в ведение Дворцовой канцелярии. В 1781 г. катальную гору ломают, а в 1782 г. разбирают деревянные флигели. Исчезают и другие сооружения. С конца XVIII в. усадебные земли стали сдаваться в аренду частным лицам. В 1870 г. здание дворца вместе с Покровской церковью и прилежащими строениями досталось Покровской общине сестер милосердия. Дворец был вновь обновлен, а его фасад утратил прежние черты.

С эпохи Петра I столичная жизнь постепенно перемещается в яузские слободы. Жители Покровского легко усвоили городской уклад. Указом 1714 г. их запрещалось «писать в крестьянство и крепость». Большинство занималось торговлей и ремеслами — прядением, ткачеством, изготовлением позументов, волочением золота и серебра. Зная о богатстве сельчан, царь в 1716 г. обложил их «десятой деньгой», очень обременительным налогом в 10% от прибыли, который отменили лишь в 1736 г. Тем не менее за десять лет, с 1725 по 1735 г. из 684 оброчных крестьян 134 человека, или пятая часть, записались в купечество. На рынке при Новонемецкой слободе, находившемся между современными Бакунинской и Бауманской улицами, у церкви св. Ирины, около половины торговых мест принадлежало жителям Покровского. В 1785 г. современник отмечал, что «в Покровском… во всяком доме есть стан какого-нибудь мастерства». В 1775 г. тут было зарегистрировано 818 станов у 232 владельцев.

Крупные предприятия стали появляться здесь уже в эпоху Петра I. В 1719 г. организуется казенный прядильный двор по изготовлению тонкой пряжи. Первое время он считался дочерним предприятием мануфактуры в Екатерингофе. Сырья и рабочих на новом месте было с избытком. Надзиратель Волков доносил, что «прялей самовольно зело много идет записываться», так что «баб и девок набралось до 100 человек». Остальным пришлось отказать.

Покровское уже в XVII в. было большим. Разбогатевшие жители записывались в городское население, и постоянный отток приводил к тому, что цифровые показатели по селу росли незначительно. По статистике 1775 г. здесь проживало 98 «оброчных» и 128 пахотных крестьян (мужского пола), не считая, очевидно, городского населения. «Пахотные» платили годовой оброк в 13 рублей 10 копеек с души — в пять раз больше, чем ремесленники. О зажиточности здешних обитателей говорит каменное строительство приходских церквей — Николая Чудотворца (1766) и Ирины великомученицы (1792). По сведениям П.В. Сытина, в приходе Никольской церкви в 40—50-е годы XVIII в. состоял знаменитый в будущем полководец А.В. Суворов.

По указу от 22 марта 1782 г. жителям Покровского дозволялось записаться в мещанство и купечество. Вскоре, 11 мая того же года, московский генерал-губернатор граф З.Г. Чернышев доносил Екатерине II: «В подмосковном селе Покровском (записалось. — Авт.) из крестьян во вторую гильдию 14, в третью 158 — всего 172; в мещанство — 134 человека, остались в прежнем состоянии 14. Новые купцы объявили капитала 44125 рублей». Можно считать, что с этого времени село, с 1752 г. полицейски подчинявшееся Москве, окончательно вошло в черту города. Была выделена самостоятельная Покровская полицейская часть. Увеличивалось число фабрик. Среди деревянных владений стали появляться каменные дома. Из них до сего дня уцелели так называемые «Щербаковские палаты» 1770-х годов (Бакунинская ул., 24) с верхним жилым этажом и погребами внизу — образец типично городской застройки.

XIX в. превратил Покровское в заурядную московскую окраину с предприятиями, частными жилыми владениями, булыжной мостовой и керосиновыми фонарями. Бывшие поля пересекли улицы и переулки. В большей частью деревянных домах проживали мелкие чиновники, ремесленники и торговцы. У товарной станции Рязанской железной дороги (Гавриковы переулок и площадь, в 1919 г. переименованные в Спартаковские и ) находился богатый рынок со множеством лавок-лабазов, где торговали преимущественно хлебными припасами. Память о селе долгое время сохраняла главная улица, пока в 1918 г. ее не переименовали в .

* Евангелическая церковь (die evangelische Kirche, нем.) — принятое в Германии обозначение лютеранской кирхи. В начале 1686 г. в каменной церкви уже шли службы. В просторечье ее называли «старой обедней». Сохранились и сведения о ее размерах: она имела 18 саженей в длину и 9 в ширину. Деньги на строительство община собирала самостоятельно — помощь оказали лишь гамбургские купцы.

* Капуцины — члены католического монашеского ордена, учрежденного 1525 г. в Италии.


По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

Своим названием этот московский район обязан дворцовой Басманной слободе. Распространенная версия, что данное название произошло от слова «басман», у Даля это «дворцовый или казенный хлеб». От названия хлеба пошли пекари-басманники, а от них живущих в этой слободе и ее название. Однако трудно поверить, что в Москве было так много пекарей, делавших специальный хлеб, что они образовали особую слободу, да и не малую судя хотя бы по протяжению главной ее улицы – Старой Басманной или по количеству жителей в 1638 году здесь насчитывалось 64 двора, а в 1679 году – 113 дворов. К тому же дворцовые пекари жили совершенно в другом районе Москвы – на месте нынешнего Хлебного переулка. Поэтому более обоснованным представляется иное объяснение занятия здешних слобожан. Басмой на Руси называли тонкие листы металла с вытесненными, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для украшений. И в районе теперешней Старой Басманной, возможно жили ремесленники-басманники, которые и делали такие украшения т.е. «басмили». Басмой так же называлось послание с выдавленной на нем ханской печатью, и происхождение слова могло быть таким: сначала ханская «басма», потом вообще рельефные изображения, и возможно, что «басманом» назывался особый вид хлеба, на котором выдавливалось какое-либо клеймо.
Басманная слобода была одной из крупных дворцовых слобод Москвы, в 1638 году здесь считалось 64 двора, а к 1679 году их значилось уже 113. Ее центром являлась Сретенская церковь с пределом великомученика Никиты, известная с 1625 года. В 1722 году церковь значиться уже каменной, а через восемь лет – обветшавшей каменным строением. Но только спустя четверть века, в 1751 году было построено существующее ныне красивое барочное сооружение (Старая Басманная ул. 16). Считают, что оно включило в себя остатки прежней каменной церкви. Прекрасные формы «елизаветинского» барокко видны в ломанных крыше и главное, обрамлениях окон, ломаных сандриках и крепованных карнизах.
К концу XVII века Басманная слобода расширилась на север. Появилась новая улица, на которой не позднее 1695 года встала «новопостроенная» деревянная церковь Петра и Павла, небесных покровителей царя. Эта, территория находившаяся по соседству с Басманниками, называлась иначе – новой солдатской, или Капитанской, слободой, реже – Новой Басманной. Здесь указом царя были поселены военные, а с 1714 года в обеих Басманных слободах дозволено строить дворы купцам. Уже к 1702 году население района увеличилось более чем в двое – в приходе стало 114 дворов.
На территории района находилось несколько слобод, таких как: Лучникова слобода, Блинники, Колпачная, Хохловская, слобода Котельников, Огородная слобода, Барашевскя, Казенная слобода, слобода Кожевников и Сыромятников. В наше время название некоторых улиц напоминает о располагавших здесь слободах: Колпачный переулок, Хохловские переулки, переулок Огородная слобода, Барашевский переулок , Большой и Малый Казенные переулки, Верхняя, Нижняя, Новая Сыромятнические улицы, 1-й, 3-й, 4-й Сыромятнические переулки и Сыромятническая набережная и проезд.
Но пожалуй самой известной из московских слобод в этом районе была Немецкая слобода. Согласно царскому указу от 4 октября 1652 года, иноземцы, не принявшие православия, должны были покинуть престижные районы Москвы и образовать иноверческое поселение на месте, удаленном от центра города. Под Новонемецкую слободу правительство выделило пустующий участок правобережья Яузы, западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского. Место это уже в XVI веке было облюбовано обосновавшимися в Москве «немцами» - европейцами разных национальностей, попадавшими сюда пленниками, а также в качестве наемных специалистов. Народ их называл «немцами», как «немых», не понимавших русского языка, отсюда и произошло название слободы. Первая Немецкая слобода на этом месте исчезла в Смутное время, в 1610 году войска Лжедмитрия II разграбили и сожгли слободу, а ее обитатели разбежались, покинув свои дома, и еще долгое время на месте бывшей Немецкой слободы были только пустыри и поля с огородами. Пока в 1652 году не была заложена Новонемецкая слобода.
Русские прозвали московский иноземный пригород Кукуем, по имени протекавшего в этих местах ручья, приток реки Чечеры.
В середине XVII века этот участок на берегу Яузы действительно пустовал, и иностранцы, неохотно покидая насиженные места в городе, застраивали его деревянными домами. Деревянные дома иноземцев в центре города приказывали разбирать и переносить на новое место. Участки для построек отводились каждому по его личному состоянию, должности или промыслу.
Старейшей евангелической церковью в Новонемецкой слободе считалась кирха св. Михаила, существовавшая уже в 1576 года до разорения опричниками Старой Немецкой слободы. Кирха внешне мало чем отличалась от обычного дома.
В 1626 году московская лютеранская община разделилась на купеческую и офицерскую – «старая» церковь Михаила осталась за купцами. Их достаток, широкие возможности и обширные связи позволили уже а 1684-1685 годах выстроить каменную кирху. Кирха св. Михаила была первой каменной церковью на территории Новонемецкой слободы. Образовавшаяся офицерская община построила отдельную лютеранскую церковь, возобновленную в 1661 году на средства генерала Николая Баумана, одного из наиболее влиятельных людей слободы.
В конце 70-х годов XVII века иноземная слобода приобретает вид настоящего европейского городка с садами и даже набережной аллей. Это было так не похоже на внешний вид окрестных слобод. Цветники перед домами, небольшие фонтаны, многоцветная раскраска домов – многое вызывало непонимание и даже смех москвичей.
Конец XVII века стал расцветом слободы, многие обитатели которой нашли расположение у молодого царя Петра I. В 1694 году офицерская община вместо прежней деревянной начала возведение каменной кирхи. По преданию немцев
Петр I дал большую сумму на строительство, или по крайне мере присутствовал при ее закладке. В честь святого покровителя царя – апостола Петра – храм был и назван. Община этой церкви была более многочисленной, чем община св. Михаила. В нее входили послы из Пруссии, Дании и Швеции, обосновавшиеся в Москве.
Одновременно с возведением кирхи св. Петра велась постройка голландской реформаторской церкви. В 1629 году реформатам было разрешено выстроить за Белым городом, вблизи Поганого пруда, небольшую деревянную кирху. Позднее голландцы стали строить кирпичный храм и довели его до крыши. Однако официального разрешения получено не было, и, ссылаясь на это, в 1642 году русские власти приказали снести строение. Несмотря на это, в 1647 году реформатская церковь значится построенной.
В отличии от протестантов, католики в Москве, долгое время были стеснены в правах, католические службы проходили эпизодически, нередко лишь с приездом послов. В слободе католики часто молились вместе с протестантами - редкое примирение, осуществлявшееся лишь вдали от родины. Даже ревностный католик Патрик Гордон, полковник Бутырского полка и сподвижник молодого Петра I, венчался и крестил детей у реформатского пастора. Обосновавшись в Москве, Гордон приложил немало усилий для постройки костела. 5 мая 1687 года было освящена католическая палатка, в которой прошла служба.
Влиятельных католиков, служивших при особе царя, было много меньше, чем протестантов. Понимая это, полковник Патрик Гордон взял на себя основные заботы по строительству. Во время приготовления к Азовскому походу католические священники подали царю челобитную, в которой просили официального разрешения на строительство каменного костела. И лишь в 1698 году католики выстроили деревянную церковь. По записям австрийского посла, храм был очень тесным. Летом в 1706 году взамен деревянного храма был выстроен каменный, названный в честь св. апостолов Петра и Павла, небесных покровителей царя. Его возведение стало возможным лишь в то время, когда Петр I правил единовластно, а влияние русской православной церкви заметно ослабло. Костел стал четвертой и последней иноземной каменной церковью в Немецкой слободе.
Сентябрьский пожар 1812 года нанес страшный удар Немецкой слободе. Выгоревшим оказался практически весь район, включая католическую церковь и кирху св. Петра. После 1812 года на территории Немецкой слободы продолжала существовать лишь уцелевшая от пожара кирха св. Михаила и некоторое время – возобновленная холодная католическая церковь. Остальные общины стали покупать участки в других частях Москвы, более приближенных к центру города. Так, в 1817 году община кирхи св. Петра купила для возобновления храма земельный участок усадьбы Лопухиной недалеко от Покровки, в Космодамианском переулке. Вскоре и католики возобновили теплую церковь в Мясницкой части города.
Кирха св. Михаила простояла в Немецкой слободе вплоть до советского времени. Окрестную территорию запланировали под строительство аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1928 году кирху закрыли, а вскоре церковь снесли. Была уничтожена старейшая в Москве евангелическая церковь, пережившая и Смуту, и пожар 1812 года. Немецкая слобода оказалась как бы обезглавленной. Ее имя напоминает сегодня о давней истории и о разрушенных традициях уникального московского района.


Опубликованно:

золотое звено

«Дом Даля» был найден.

Что значит В.И.Даль в наши дни? В чём притягательная сила его личности и таланта? В.И.Даль дорог и необходим нам и как автор уникального словаря, какого нет ни у одного из славянских народов, и как человек, совершивший созданием этого словаря научный и патриотический подвиг.

В.И.Даль собирал слова, записывал живую, звучащую русскую речь повсюду. Он делал это везде и всегда: ехал ли в кибитке (слушая ямщика), плыл ли на корабле (записывая речь матросов), во время первой русско-турецкой войны В.И.Даль-врач находил время и в часы отдыха записывал разговоры солдат, мобилизованных на войну со всех губерний России. Позже, будучи чиновником высокого ранга в Оренбурге и в Нижнем Новгороде, постоянно разъезжая по этим губерниям, ежегодно посещая знаменитые нижегородские ярмарки, он прислушивался и записывал русскую народную речь, присказки, прибаутки, притчи, самобытные слова бойких торговцев, сам вступал в разговоры. В постоянной работе по сбору языкового и этнографического материала В.И.Даль, будучи одаренным и образованным человеком, встречал помощников-единомышленников, у которых находил, по его словам, «умное и дельное сочувствие к своему труду». Литературная известность В.И.Даля в 40-50-х годах XIX столетия, занимаемое им высокое положение и широкое знакомство с представителями различных общественных кругов в Петербурге позволили ему в 1846-1847 гг. опубликовать «Этнографический циркуляр» - обращение к подписчикам журналов «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин», «Записки русского Географического общества», в котором В.И.Даль просил подписчиков присылать разнообразный лексический материал в редакцию названных журналов или на его имя в канцелярию Министерства внутренних дел. И это обращение нашло отклик среди читателей: богатейший словарный материал постоянно поступал с мест в канцелярию. Этот материал бережно обрабатывался самим В.И.Далем и его помощниками-сослуживцами.

«...Каждое слово (В.И.Далем) заготавливалось вместе с объяснением к нему на листке бумаги (1/16 листа). Эти листки собирались в довольно толстые пачки, перевязывались нитками и складывались в картонные коробки (35 см), открытые сверху, которые склеивались самим Далем.-» (Из воспоминаний современников В.И.Даля).

Результатом этой титанической многолетней работы и стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В нём представлено более 200тысяч слов и более 30 тысяч русских пословиц и поговорок, которые В.И.Даль широко использовал в словаре в качестве примеров при объяснении и толковании слов.

Словарь назван «толковым» потому, что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных. В.И.Даль употребил термин «великорусского» вместо русского потому, что исключил из словаря, как тогда говорили, «малорусские» и «белорусские» наречия, церковный язык.

Термином «живой» В.И.Даль показывает, что в словарь включены бытующие в народе слова, указывает на желание охватить все то, что среди «нынешнего великорусского народа можно услышать или прочитать».

Содержание словаря далеко выходит за рамки лексикографического произведения. Это своеобразная энциклопедия русского народа, в основном крестьянства, преимущественно середины XIX столетия. В своем фундаментальном словаре В.И.Даль лексику литературного языка соединил с народной лексикой, включая областные слова. Многолетняя работа над созданием словаря помогла В.И.Далю выступить и как лингвистутеоретику: в работе «О наречиях русского языка» (1852 г.) он предложил классификацию русских диалектов, т.е. В.И.Даль стоял у истоков диалектологии как научной дисциплины.

Непреходящая ценность «Толкового словаря» В.И.Даля, необходимость его в наши дни заключается в том, что В.И.Даль показал употребление этих, областных, слов в жизни крестьянства и сообщил, таким образом, бесценные сведения о духовной и материальной жизни нашего народа.

Из словаря В.И.Даля мы узнаем, когда, как и где лучше сеять ту или иную сельскохозяйственную культуру, как убирать урожай, как строить дома и изготовлять предметы быта, сельско­хозяйственные орудия. Словарь рассказывает нам о крестьянских праздниках, традициях. Все это дает возможность представить, как формировался духовный облик русского народа, как складывалась его экономическая, социальная основа.

Трудно переоценить значение В.И.Даля и его словаря для современной русской лексикографии и всей филологической науки. Это своеобразное золотое звено в русской лексикографической цепи, взлет отечественного словарного дела.

Целенаправленное составление словарей русского языка в рамках Академии наук началось в конце XVIII века, примерно за сто лет до выхода в свет словаря В.И.Даля. Но особенное развитие русская лексикография получила в XX веке, его так и называют «веком лексикографии».

И действительно, в настоящее время у нас издаются десятки самых разнообразных словарей: многотомные словари современного русского литературного языка, орфоэпические, орфографические словари разных типов, словообразовательные, специальные словари русского языка для иностранцев и многие другие. И без преувеличения можно сказать, что каждый из авторов и редакторов этих словарей обращался к словарю В.И. Даля в повседневной работе над своим словарём. А это значит, что словарь Даля современен, он работает и в наши дни. Словарь Даля современен, как все гениальное, независимо от времени создания.

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Незадолго до его смерти, в конце 1871 года, дом на Пресне посетил меценат и владелец знаменитой галереи П.М.Третьяков и сообщил В.И.Далю о своем намерении заказать его портрет художнику В.Г.Перову.

В начале 1872 года портрет был закончен. Ныне он находится в Третьяковской галерее.

После смерти В.И.Даля в «Доме Даля» (как стало принято называть этот дом) жил его сын Лев Владимирович Даль (1834-1878 гг.), академик архитектуры, первооткрыватель памятников русского деревянного зодчества, автор многих исследований по истории искусств. Л.В.Даль реконструировал этот дом, он внес в его облик элементы деревянного зодчества, сохранив при этом характерные особенности классицизма, в результате чего дом стал оригинальным, неповторимым особняком Москвы 70-х годов прошлого столетия.

В 1902-1917 годах в этом доме жил академик, основатель русской школы органической химии А.М. Бутлеров, а в 1920-1924 годах -профессор, доктор филологических наук, крупный иссле­ дователь русского народного стихосложения М.П.Штокмар.

Последующая судьба «Дома Даля» складывалась не просто.

Деревянный особняк, чудом сохранившийся во время пожара Москвы 1812 года, пережил еще немало невзгод. Весной 1942 года рядом с домом упала фашистская фугаска, но не взорвалась. Когда же сапёры обезвредили бомбу, то оказалось, что она начинена вместо взрывчатки песком и чья-то добрая дружеская рука вложила туда чешско-русский словарь.

Ныне совсем не похожа на прежнюю окраину Москвы местность, окружавшая «Дом Даля». Из-за застройки этого уголка Москвы «Дом Даля» оказался во дворе административного здания, тем самым стал невидимым со стороны улицы Большая Грузинская.

К 60-м годам нынешнего столетия «Дом Даля» пришёл в такое ветхое состояние, что его считали давно утраченным. И лишь благодаря поисковой деятельности кропотливого исследователя старой Москвы Виктора Васильевича Сорокина (главного библиографа Научной библиотеки имени АМ.Горького Московского государственного университета, ныне почётного члена Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) «Дом Даля» был найден.

Но над зданием нависла угроза сноса. Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры приняло все необходимые меры, чтобы сохранить «Дом Даля» как уникальный памятник отечественной культуры. За его сохранение выступили известные деятели науки и культуры: архитектор-реставратор П.Д.Барановский, академики И.Г.Петровский, Д.С Лихачев, И.В.Петрянов-Соколов, писатели И.Л.Андронников, Л.М.Леонов, Н.С.Тихонов, К.А.Федин, художник А.А.Пластов и другие. «Дом Даля» был сохранен, в 1971-197 2 годах отреставрирован по проекту архитектора В.А.Виноградова (в облике особняка 70-гг. XIX в.) и поставлен на государственную охрану как памятник истории и архитектуры республиканского значения.

В одной из комнат «Дома Даля» силами и за счет средств Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры была создана и в 1986 году открыта Музейная комната Владимира Ивановича Даля.

В 1992 году на фасаде «Дома Даля» установлена охранно-мемориальная доска. Она как документ в долговечном материале наглядно свидетельствует о признании нашими современниками значительного вклада Владимира Ивановича Даля в сокровищницу русской истории и культуры

Научный консультант: Смолицкая Г.П. - лексикограф, доктор филологических наук.


Галина Дмитриевна ЗАСУХИНА-ПЕТРЯНОВА

СПАСЕНИЕ ДОМА В.И. ДАЛЯ

Дом В.И. Даля решили снести. Разные общественные организации тратили массу времени, чтобы дом уцелел. Все было напрасно. Ведомственные интересы Министерства геологии СССР были выше сохранения драгоценного памятника, уцелевшего после пожара Москвы в 1812 г. Передо мною копия письма, написанная рукой Игоря Васильевича XXIV съезду КПСС,- последняя из возможных инстанций. Кратко рассказывается история дома, в котором жили: основоположник русского языковедения В.И. Даль, друг А.С. Пушкина, который скончался у него на руках; академик архитектуры, первооткрыватель русского деревянного зодчества Л. В. Даль; писатель П.И. Мельников-Печерский (автор эпопей "В лесах" и "На горах"); всемирно известный ученый, создатель теории строения химических соединений академик А.М. Бутлеров.

Самый "важный" аргумент был припасен в самом конце письма. Точные расчеты показали, что снос дома и реставрация его будут стоить примерно одинаково, но в случае реставрации Москва получит 600 м2 полезной площади. Трудно оценить, какие доводы победили, но дом В.И.Даля был спасен.

Из книги: ПЕТРЯНОВ-СОКОЛОВ И. В. " О себе и своем деле, о нем и его делах " (М., 1999)

Басманный район занимает особое место в истории Москвы. Именно здесь пролегала знаменитая Царская дорога из Кремля. Здесь селилась вся знать, соперничая друг перед другом роскошными усадьбами, здесь зародилась европейская государственность, как результат тесной связи юного Петра с наставниками из Немецкой Слободы. История развития района также связана со становлением русской культуры, науки и искусства… Территорию района пересекают 15 автомагистралей. Основные места массового гуляния населения – Сад им. Баумана, Чистопрудный и Покровский бульвары.

Свое название район получил по имени дворцовой Басманной слободы, память о которой сохранилась в именах Старой и Новой Басманных улиц. Здесь жили басманники. Есть несколько версий рода их занятий. По одной из них, здесь жили пекари, готовившие особый дворцовый или казенный хлеб, который назывался басманом. Но по историческим книгам мы знаем, что пекари селились в другом месте - в районе нынешнего Хлебного переулка. По другой версии, басмой на Руси называли тонкие листы металла (серебряные, медные, золотые) с вытесненным, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для различных украшений. В частности, они применялись для украшения икон. Поэтому более вероятной кажется версия, что в слободе жили чеканщики по металлу.

Кроме Басманной слободы, в территорию нынешнего Басманного района входили: Лучниковая слобода, жители которой изготовляли стрелковое оружие; Блинниковая Слобода, где жили блинопеки; Гавриловская слобода, названная по располагавшейся здесь церкви Архангела Гавриила; село Кулишки. Свое название Кулишки получили от слова «кулига» - мокрое, топкое место. По преданию, именно здесь располагалось одно из сел боярина Стефана Ивановича Кучки, первоначального владельца Москвы в тот период, когда она являлась еще сельским поселением; село Подкопаево, село Глигищи- где жили глинники-печных дел мастера; Колпачная слобода, где шили колпаки – особые, княжеские головные уборы; Хохловка, где селились украинцы; Котельники, где изготовляли котлы; Огородная слобода, обитатели которой поставляли овощи к царскому столу, и даже ухитрялись выращивать арбузы и дыни; Барашевская слобода, где жили бараши - княжеские, а затем царские слуги, возившие за государем в походах шатры и раскидывавшие их в поле для царского отдыха; Казенная слобода, где жили хранители царского имущества (или казны); Сыромятники, где жили кожевники; село Елохово - согласно словарю В.И. Даля, «елоха» обозначало ольху, дерево, в изобилии произраставшее по берегам здешнего ручья Ольховца, правого притока речки Чечеры, впадавшей в Яузу; село Покровское-Рубцово, раньше бывшее ближним пригородом Москвы, и, конечно, Немецкая слобода (или Кукуй), где селились иностранцы после царского указа 4 октября 1652 года. Именно здесь появились первый университет, аптека, фарфоровый завод и многое другое. Здесь же, благодаря Гордону и Лефорту, Петр заразился идеей реформирования государства российского, а во времена петровских реформ - зародилось техническое обновление России, военная и морская реформа.

Род занятий жителей старинных московских слобод во многом определил названия современных улиц Басманного района. Так интересно складывается преемственность поколений, и никакие евроремонты не смогут стереть с лица Москвы память о ее первых обитателях.

История района тесно связана с деятельностью известных представителей русской культуры, наиболее яркие из них: Рокотов – в искусстве, – в литературе, Чаадаев – в философии, Жуковский – в авиационной науке. Дом дяди Пушкина по Старой Басманной связан с пребыванием передовых людей того времени – Державина, Вяземского, Карамзина и др. На этой же улице жил Муравьев-Апостол, отец трех декабристов Муравьевых. На территории района сохранены прекрасные памятники архитектуры и ценные здания исторической застройки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!