Большая энциклопедия нефти и газа. Производственные отношения и экономическая система

Всякая экономическая система не может существовать вне производства. Оно пронизывает все нити хозяйственного процесса и является естественным условием человеческой жизни, образуя его материальную основу. Именно производству человечество обязано своим развитием .

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.

Процесс производства включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность человека. Также оно включает в себя и духовное производство, производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения", т.е определенного типа социальной связи людей. Такой подход позволяет рассмотреть его как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности.

Производство имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, это отношение людей к природе, в котором люди видоизменяют вещество природы для удовлетворения своих потребностей. Господство человека над природой характеризуется уровнем развития производительных сил и прежде всего средств производства. В этом отражается материальное содержание производства, его техническая сторона.

С другой стороны, оно включает в себя отношение людей к друг другу в процессе производства, или взаимоотношения людей в процессе производства. Это есть не что иное, как производственные отношения людей, центральное место среди которых занимают отношения собственности. Это есть общественная сторона, общественный характер производства. Именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом. Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество.

В рамках анализа взаимодействия составных частей структуры общественного производства необходимо отметить следующее. Безусловно, основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы общественной связи и жизнедеятельности. К тому же, по мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Таким образом, производство сознания включается непосредственно в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни. Кроме того, объективной основой образования и развития структуры общественного производства является разделение труда. Общественное производство представляет собой совокупность различных отраслей и производств, возникших в результате общего и частного разделения труда. При общественном разделении труда совершается процесс обособления различных видов конкретного труда в самостоятельные сферы деятельности, при котором производители специализируются на изготовлении продукции в определенных отраслях и видах производства и связаны между собой обменом результатами трудовой деятельности.

Категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, отмечая единство и взаимодействие материальных и духовных процессов жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего существования, а критерием общественного характера производства выступает развитие человека, как общественного существа.

Понятие общественного производства, как совокупности идей о практическом характере общественной жизни, предметно-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей, приобретает значение основополагающего принципа, который рассматривает весь исторический процесс как единое целое, где все моменты и факторы взаимосвязаны друг с другом .

Разработка направления предпринимательской деятельности для конкретного образовательного учреждения
Переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности актуализировал проблему подготовки предприимчивых, инициативных, ответственных и компетентных специалистов. Существующая экономическая ситуация обусловливает необходимость повышения уровня экономического образован...

Методологические и практические вопросы наличия и эффективности использования основных средств на предприятии
Одним из важнейших факторов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности компаний служит обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Роль основных средств в процессе труда определяется тем, что в свое...

Производство - понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой - процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. В отличие от животных, удовлетворяющих свои потребности с помощью того, что дано природой, человек производит всё, что необходимо ему для жизни, - пищу, одежду, жилище и т. д. Производство, таким образом, есть вечное естественное условие человеческой жизни - основа всей человеческой истории.

Три элемента необходимы для производства любой вещи:

  1. предмет природы, из которого её можно изготовить;
  2. средства труда , с помощью которых это изготовление осуществляется;
  3. целенаправленная деятельность человека, его труд .

Производство всегда носит общественный характер и потому, что люди не могут производить в одиночку, и потому, что, производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и свои общественные отношения, и самих себя как социальных субъектов со своими способностями и потребностями.

К. Маркс рассматривал общественное производство как единство материального и духовного производства, в котором материальное производство является определяющей стороной, основой развития общества. Материальное производство есть прежде всего отношение людей к природе. Но люди не производят материальные блага в одиночку. Они создают их сообща, вступая при этом в определённые производственные отношения . Поэтому производство материальных благ всегда является общественным производством. Производство имеет две стороны: производительные силы , выражающие отношения общества к силам и предметам природы, овладевая которыми люди добывают материальные блага, и производственные отношения , которые характеризуют отношения людей друг с другом в процессе производства. Производство, рассматриваемое как единство производительных сил и производственных отношений, составляет способ производства материальных благ, который определяет характер данного общества.

Производство в узком смысле органически связано с распределением , обменом , потреблением произведённого. Производство и потребление - два различных и вместе с тем взаимосвязанных полюса общественной жизни, составляющие диалектическое единство, поэтому можно сказать, что распределение, обмен и потребление являются моментами общественного производства в целом, взаимопроникающими и переходящими друг в друга. Действительно, производство является одновременно и потреблением (как рабочей силы, так и средств производства), а потребление - производством (производством человека).

Определяющим в этом взаимодействии между производством и потреблением является производство, которое не только создаёт предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей . Производство связано с потреблением через распределение произведённого продукта, которое зависит от характера существующих производственных отношений. «Без производства нет потребления, однако и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно» .

«…Нелепо выделять «распределение» и «потребление», как какие-то самостоятельные отделы науки, соответствующие каким-то самостоятельным процессам и явлениям хозяйственной жизни. Политическая экономия занимается вовсе не «производством», а общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства. Раз эти общественные отношения выяснены и проанализированы до конца, — тем самым определено и место в производстве каждого класса, а, следовательно, и получаемая ими доля национального потребления». .

В классово антагонистических формациях владельцы средств производства - рабовладельцы, помещики, капиталисты - присваивают себе прибавочный продукт, а порой и часть необходимого продукта, трудящиеся же массы (рабы, крестьяне, пролетарии), поскольку они полностью или частично лишены средств производства, вынуждены довольствоваться минимальной долей ими же произведённого богатства. Социалистическая революция устраняет эту несправедливость. С утверждением коллективной собственности и ликвидацией эксплуататорских классов процесс производства подчиняется удовлетворению растущих потребностей всех членов общества. Распределение при социализме осуществляется в соответствии с количеством и качеством труда, внесённого в общий фонд членами общества, а при коммунизме - по потребностям.

«Производство реально существует _всегда_ как исторически определённый…» — неужели в переходные периоды люди не производят? ;)

«Производство органически связано с распределением, обменом, потреблением произведённого» — это относится к производству в узком смысле слова. Стоит добавить (или заметить где-то выше), что распределение, обмен и потребление суть моменты общественного пр-ва в целом.

«Производство связано с потреблением через распределение произведённого продукта, которое зависит от характера существующих производственных отношений» — надо бы добавить цитату из Ленина, что как только дано рапределение СП, то ТЕМ САМЫМ СРАЗУ ЖЕ задано и распределение продукта и т.д.

«Производство реально существует _всегда_ как исторически определённый…» — неужели в переходные периоды люди не производят? ;) - А разве переходный период не представляет собой соединение двух способов производства?

Стоит добавить (или заметить где-то выше), что распределение, обмен и потребление суть моменты общественного пр-ва в целом. - Сделано.

надо бы добавить цитату из Ленина - ссылку можно?

А разве переходный период не представляет собой соединение двух способов производства? — здравствуй, «теория конвергенции»! :) Нет, конечно. Он представляет собой смешение хозяйственных укладов , из которого, при удаче, начинает складываться новый СП. И это еще раз напоминает нам, что понятие СП очень важно (многие историки, например, отделывались от него, говоря только о «формациях», как о якобы «объемлющей» и якобы «вполне понятной» категории).

Ноосфера

В процессе функционирования общества осуществляется переход к новому качественному образованию в биосфере - к ноосфере (греч. - ум, разум).

Термин "ноосфера" был введён французским учёным, философом-идеалистом Эдуардом Леруа (1870-1954 гг.), занимавшимся математикой, палеонтологией и антропологией. Представления о ноосфере развивал французский мыслитель, геолог-палеонтолог, антрополог и теолог П. Тейяр де Шарден (1881-1955 гг.). Ноосфера у Т. Шардена идеальна: это некая "оболочка" мысли, облекающая земной шар, поэтому выход её в космос он считал невозможным.

Дефиниция "ноосферы" была использована российским естествоиспытателем, академиком, первым президентом Академии наук Украины (в составе СССР) В.И. Вернадским (1863-1945 гг.). Его идеи сыграли предметную роль в становлении естественнонаучной картины мира. Им было разработано учение о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и человеческая деятельность на основе его, становятся определяющим фактором развития общества и совершенствование природы.

В. Вернадский понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием. Он отмечал, что логика естествознания в своих основах теснейшим образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, то есть глубоко и неразрывно связана с биосферой. Ноосфера у него - это не просто царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы. В своей эволюции биосфера претерпевает существенные преобразования и в XX в. превращается в новое качественное состояние - ноосферу. Она создаётся благодаря росту научного знания и целеполагающей человеческой деятельности, включающей научные достижения. В структурном плане в ноосфере представлены:

  • - люди;
  • - орудия труда (техника);
  • - природа.

Главный элемент ноосферы - разумный человек, взаимодействующий с природной средой и осознающий результаты этого взаимодействия. Экологический фактор в развитии общества здесь проявляется через деятельность человека по природосохранению, природовосстановлению, природ усовершенствованию и предотвращению негативного влияния на человека природных аномалий. Ноосфера распространяется и на космос, так как в нём человек тоже начал активно осуществлять свою деятельность, которая постепенно становится институциональной, системообразующей для его общественной жизни. Общество, по Вернадскому, находится внутри ноосферы и разумно взаимодействует с природой, следовательно, предметно обозначаются проблемы, связанные с другими системными факторами развития общества, в частности, с материальным производством.

Материальное производство

Материальное производство является важнейшим компонентом экономической сферы общественной жизни. Развитие общества невозможно без материального производства, то есть без производства материальных благ (предметов, вещей), которые необходимы ему для гармоничного и целостного функционирования десяти сфер общественной жизни и удовлетворения постоянно возрастающих потребностей.

В этом смысле следует различать понятия "материальное производство" и "общественное производство".

Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа, включённого в систему общественных отношений. Общественное производство, или, что одно и тоже, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую все сферы жизни общества: экономическую и экологическую, управленческую и педагогическую, научную и художественную, медицинскую и физкультурную, оборонную и общественной безопасности, то есть в производство общественной жизни включаются все функционально взаимосвязанные системообразующие институты общественной жизни.

Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нём воспроизводятся материальные условия бытия людей, как непременный модус человеческой истории, человеческой жизни и деятельности, они прямо и опосредованно включены во все сферы жизни общества, т.е. её системообразующие институты.

Жизнь и деятельность людей непростая совокупность условий или факторов общественного бытия. Материальные в ней выполняют роль естественной и искусственной (практически созданной людьми) основы, используя которую они осуществляют функции в различных областях (видах) профессиональной деятельности. Однако процесс общественных отношений весьма сложен, он предметно духовен, поэтому в реальной жизни, в тот или иной её исторический момент, могут быть гораздо значимее и другие факторы, влияющие на общественное развитие, нежели материальные (например, политические или международные). Но целостное, всестороннее функционирование общества непременно идёт с опорой на материальные условия бытия, которые оптимизируются соответствующей эпохой: индустриальной, постиндустриальной, информационной, космической...

Процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер. В процессе этого производства люди вступают в определённые связи и отношения как с природой, так и между собой. Эти два уровня образуют две относительно самостоятельные стороны единого способа материального производства, представленные: во-первых, производительными силами (содержанием материального производства); во-вторых, производственными отношениями (формой, структурой материального производства).

Материальное производство или производство материальных благ, взятое как процесс взаимодействия между социальным и естественным, а также непосредственно внутри общества, предполагает наличие четырёх элементов:

  • - человека, как субъекта труда;
  • - средств труда, которыми осуществляется труд;
  • - предмета труда, то есть природного или искусственного объекта, на который воздействует человек посредством средств труда;
  • - производственных отношений, которые возникают в процессе материального производства.

Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя её законы, люди создают искусственно то, чего в ней не было. В этом процессе создаются материальные блага - продукты труда, необходимые человеку для удовлетворения своих потребностей. Это и есть процесс материального производства.

Материальное производство - процесс человеческой деятельности, посредством которой осуществляется преобразование первичных и вторичных природных материалов, а также искусственно созданных (например, наноматериалы), в материальные продукты, направленные на удовлетворение возрастающих человеческих потребностей.

Те силы, с помощью которых общество осуществляет процесс производства и получения материальных благ (продуктов труда), образуют производительные силы. В зависимости от оснований производительные силы могут быть: объективными и субъективными, материальными и духовными, индивидуальными (персональными, групповыми) и общественными (институциональными).

Следует отметить и тот факт, что в современном производстве границы между предметами труда и средствами труда часто носят достаточно условный характер, но тем не менее они существуют. Выступает та или иная вещь в качестве предмета труда или средства труда зависят от её конкретной функции в процессе труда. То есть от того, воздействует ли она на другой предмет или, наоборот, подвергается этому воздействию, с целью превращения её в продукт потребления. Средства труда и предметы труда, взятые вместе, образуют средства производства (вещественные и энергетические элементы).

Человек, осуществляющий профессиональные функции, является в процессе материального производства главным его звеном - деятелем, обладающим интеллектуальными и физическими способностями, применяемыми целенаправленно (прямо или косвенно) для получения необходимых материальных результатов (продуктов, благ). В процессе производства люди выполняют самые различные по сложности операции: управленческие и исполнительские, интеллектуальные и физические, энергетические и транспортные и т.п.

Производительные силы, прежде всего, люди, хотя и находятся под мощным воздействием вещественных и энергетических элементов материального производства, играют решающую роль в его развитии. Именно они являются новаторами - творцами техники, вносят прогрессивные изменения в технологию производства (способы непосредственного соединения человека со средствами производства и их функционирование), определяют материально-техническую и технико-технологическую базу для использования применительно к различным областям профессиональной деятельности, коррелируют направления её совершенствования. Поэтому вполне логично говорить о таком системном факторе развития общества, как материальный, а точнее материально-технический.

Целесообразно отметить и такое важное условие развития современного материального производства как корпоративное движение. Сегодня нет одиночек-ремесленников, способных обеспечить все материальные потребности общества. Эту функцию выполняют корпорации как в секторах экономики, так и в конкретных сферах общественной жизни. Корпорация - это добровольная организация физических или юридических лиц, связанных нормативными обязательствами в целях совместной деятельности. Естественно встаёт ряд вопросов целевого, структурного, организационного, управленческого характера. Если мы говорим о материальном производстве как детерминантном факторе развития общества, то корпорация выступает важнейшим организационно-управленческим элементом этого процесса. Корпоративные потребности имеют общественный характер, поэтому и организация их деятельности и управление этой деятельностью отвечает потребностям общества. Здесь происходит закономерное пересечение потребностей и способностей индивидуального, группового и государственного уровней и без упорядочивания этого процесса добиться реальных новационных и инновационных результатов этой деятельности достаточно проблематично. Кроме того, корпоративное управление предполагает корпоративное партнёрство и корпоративную конкуренцию. Поэтому при принятии корпоративных управленческих решений должны осуществляться:

  • - всесторонняя оценка существующего положения вещей (оценка обстановки);
  • - проведение исследования потребностей рынка (рекогносцировка рынка сбыта и сферы услуг);
  • - предусмотрены материальные, финансовые, модернизационные и иные меры осуществления деятельности;
  • - объективно взвешены партнерские взаимоотношения, риски и факторы конкуренции;
  • - рассчитана методика корреляции собственной деятельности;
  • - определена система контроля и отчётности;
  • - определены промежуточные рубежи оценки деятельности;
  • - намечены базовые и промежуточные результаты деятельности.

Корпоративные структуры являются достаточно значимыми для осуществления различных видов профессиональной деятельности. Они выступают как элементы в отношениях целого и его частей при системном развитии общественных, в том числе материально-производственных процессов. К системе корпораций можно отнести деятельность акционерных обществ различного типа и различной функциональной направленности: вертикально-интегрированные структуры, межотраслевые научно-технические комплексы, промышленно-производственные зоны, технопарки и т.п. Совет директоров таких корпораций осуществляет стратегическое руководство, а в целях оперативного управления производит найм высшей администрации - менеджмента, способного к эффективному управлению организацией, и контролирует его деятельность.

Отметим суть некоторых законов общественного развития, генерируемых материальным производством.

Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил . Суть его в следующем - производительные силы общества в их единстве с производственными отношениями образуют экономический способ производства. Это марксистская установка, которая принималась как данность на определённом этапе бытия. При этом производительные силы выступали как содержание производства, а производственные отношения как его экономическая форма, в которой люди осуществляли свою деятельность. Взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями было подчинено общей закономерности взаимодействия содержания и формы, согласно которой содержание играет определяющую роль по отношению к форме. В общественной жизни это находило выражение в выведенной закономерности соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Природа производственных отношений при этом определялась зависимо от характера производительных сил, то есть чисто материально, не учитывая совершенно "воли и желания людей", то есть их потребностей и способностей. Материальное, производственное изначально "давалось" людям и только затем становилась система отношений. А суть в том, что нельзя подвергать искусственному разрыву духовную и материальную сущность вещей и процессов, порождённых человеком, социумом, обществом. Некоторым образом это представлялось через закон активного обратного воздействия производственных отношений, понимание которого пришло несколько позже.

Закон активного обратного воздействия производственных отношений. Его суть: как и всякая форма, производственные отношения не просто пассивно воспринимают те импульсы к изменению, которые исходят от производительных сил, а оказывают активное обратное воздействие на их развитие. В наиболее общем виде механизм этого воздействия представляется следующим: производительные силы создаются и развиваются, сохраняются либо нивелируются в результате практической деятельности людей, движимых общественными потребностями и целеполагающе организованных для ведения общественного производства. Этот процесс протекает в соответствии с существующими производственными отношениями. Активное обратное воздействие производственных отношений на развитие производительных сил представлялось двояким. Когда производственные отношения соответствовали характеру и уровню производительных сил, они выступали в качестве двигателя их развития и ускорителя общественного прогресса в целом. Когда же производственные отношения переставали соответствовать производительным силам, они превращались в тормоз, существенно замедляя развитие их и общества в целом.

Поэтому история общества, его развитие представлялись как движение посредством перехода от одной общественно-экономической формации к другой в связи с изменением способа производства. Сегодня мы понимаем, что в общественной жизни не всё так просто, как это представлялось в марксистской теории. Производительные силы и производственные отношения действительно существуют, это объективный факт. Но взаимодействие между ними не столь однозначно и, тем более, не революционно в той мере, которая могла бы привести к изменению общественно-экономического устройства. Общественное развитие в современном планетарном пространстве и времени с их глобальной связью имеет эволюционный характер, который имеет некую тенденцию к сближению стран, народов, государств, а, значит их экономик. Поэтому и производительные силы, и производственные отношения современного общества подвержены объективным изменениям, связанным со всей системой отношений, присущих обществу в целом. История знает ряд имперских примеров, искрививших, затормозивших ход общественного процесса, поэтому можно реально предположить, что при наличии международных механизмов регулирования планетарного развития, внутриобщественные процессы, включая экономику с её производством, потреблением, распределением и обменом товаров и услуг, будут протекать в стабильном режиме, позволяющем использовать материальный фактор в целях прогресса.

Мы знаем, что существует много разных наук. Одни изучают природу — физика, биология, зоология, бота­ника и т.д. А другие — человеческое общество, это история, литература, и др.

Каждая из этих наук изучает ту или иную сторону жизни общества. Таких сторон множество. Но ведущую роль в жизни общества играют отношения, которые возникают ме­жду людьми в процессе производства материальных благ .

Почему? Потому, что человек может жить и за­ниматься каким-либо делом, только если у него есть пища, одежда, жилище и другие материальные блага, которые ему нужны, чтобы выжить в этом мире. Эти блага не падают сами собой с неба — они производятся самими людьми . Дело в том, что если все животные все необходимое им для жизни просто находят в природе, то человек «просто найденным» удовлетвориться никак не может — он так не выживет. Чтобы выжить в природном мире, человек должен производить сам для себя те предметы, которые ему требуются для жизни — выращивать зерно, разводить скот, делать гончарную посуду, ткать ткани и пр.

Но люди производят материальные блага не в одиночку, а сообща . Даже самая примитивная форма производства первобытных людей - охота была воз­можна только при условии объединения усилий многих членов первобытного общества. Вот почему производство всегда имеет общественный ха­рактер .

Для того чтобы производство материальных благ стало возможным, необходимо затратить труд чело­века. Труд - это целесообразная деятельность чело­века по производству нужных ему вещей.

Иногда гово­рят о «труде» пчел, муравьев, бобров. Но это неверно. Труд характерен только для человека. У животных не может быть никакой целесообразной деятельности, т.е. деятельности с заранее заданной целью. Са­мое большее, на что они способны,- это инстинктивно приспособиться к существующим природным условиям.

Чтобы что-то производить, надо иметь то, из чего производишь, и то, с помощью чего производишь. То есть предметы и орудия труда.

То, на что направлена деятельность человека, называется предмет труда . Предметы труда могут быть даны самой природой или же созданы человеком. Но даже тогда, когда они создаются человеком, в основе их все равно изначально лежит природный продукт.

Предметы труда, которые даются самой природой в готовом виде, это, например дерево, угольные пласты в шахте, нефть, руда, газ, добываемые из недр зем­ли, и пр.

Предметы труда, которые созданы человеком — это такие предметы, которые подвергались предваритель­ной обработке, например, бензин, керосин и другие вещества, полученные из нефти на нефтеперегонном заводе. Такие предметы труда называются сырьем или сырым материалом .

Развитие науки и техники создало и продолжает создавать новые предметы труда, например, т.н. син­тетические материалы . Они имеют ряд преимуществ перед естественными (природными) предметами труда: они очень прочны и в то же время обладают рядом новых, нужных человеку, свойств, позволяющих изготавливать из них такую продукцию, которая лучше удовлетворяет те или иные потребности людей.

Человек, воздействуя на предметы труда, при помощи средств труда произво­дит из них то, что нужно обществу. К средствам труда относятся прежде всего орудия производства - машины, станки, оборудование и т. п., а также производственные здания, склады, каналы, до­роги, транспорт. Туда же включаются и трубопроводы, сосуды, баки и другие пред­меты, которые Маркс называл «сосудистой системой производства».

Главная роль в средствах труда принадлежит ору­диям производства , посредством которых люди актив­но воздействуют на предметы труда, переделывая их для удовлетворения своих потребностей. Эти орудия Маркс называл «костной и мускульной системой про­изводства». Они служат показателем технического прогресса, мерилом власти человека над природой.

По орудиям производства можно судить и о характере социально-экономических отношений того или иного периода истории человечества. «Экономические эпо­хи,- писал Маркс,- различаются не тем, что произ­водится, а тем, как производится, какими средствами труда».

Итак, в процессе труда человек использует сред­ства труда и предметы труда. Вместе взятые, они обра­зуют средства производства .

Никакое производство без средств производства невозможно. Но средства производства сами по себе не могут создавать материального блага. Только человек способен привести в движение станки, машины, комбайны и пр., и их помощью воздействовать на предмеры труда.

Средства производства и люди, обладающие зна­ниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящие в движение средства производства, на­зываются производительными силами общества . Чем выше уровень производительных сил, тем больше сте­пень господства человека над природой. Люди, создающие материальные блага, являются решающей производительной силой общества.

Поскольку производство всегда носит общественный характер — люди работают сообща, создавая какие-то материальные блага, то в про­цессе производства они необходимо вступают друг с другом в определенные отношения. Такие отношения, которые скла­дываются между людьми в процессе производства, называются производственными отношениями.

Возьмем, к примеру, производство автомобилей. Для того чтобы выпускать автомашины, нужно иметь или построить завод. Допустим, что этот завод принадле­жит капиталисту. Он, чтобы произвести автомобили, нанимает рабочих. Между вла­дельцем завода, а значит и всего заводского оборудования, и рабочими в процессе производства автомобилей устанавливаются опреде­ленные отношения - отношения капиталистической эксплуатации. Рабочие трудятся на капиталиста, ибо вся продукция, производимая на заводе, принадлежит собственнику предприятия и прибыль, получаемая от продажи автомобилей, также идет ему в карман.

Получается, что производственные отношения зависят от формы собственности на средства производства.

Устанавливаются производственные отношения вовсе не произ­вольно. Могут сказать — ведь рабочие нанимаются к капиталисту по своей собственной воле! Формально это так. Но в условиях буржуазного общества фаб­рики, заводы, железные дороги и пр. находятся в руках ча­стных собственников, а рабочие лишены всех этих средств про­изводства и, чтобы существовать, вынуждены идти работать на капиталистические предприятия. Получается, что никакой собственной воли (или, как сейчас говорят, «свободы выбора») у рабочих и нет! Они не могут не наниматься к капиталистам на работу, ибо таковы объективные условия их существования.

Производственные отношения отражаются на всей жизни общества. В частности они определяют от­ношения между людьми, возникающие в связи с рас­пределением произведенных продуктов. Характер распределения зависит от общественной формы производ­ства. Если производство капиталистическое, то распределение мате­риальных благ осуществляется в интересах господствующего в обществе класса буржуазии, а если социалистическое, как это было в СССР, то в интересах народа, ко­торому в Советском Союзе принадлежали все средства производства!

Получается, что для того чтобы узнать, каков характер производственных отношений в той или иной стране, следует прежде всего выяснить, в чьей собственности находятся там средства производства. От формы собствен­ности на средства производства зависит положение классов в обществе, обмен и распределение матери­альных благ, созданных в процессе производства.

Производственные отношения и производительные силы в совокупности образуют способ производства .

Поскольку любое самое совершенное ору­дие само по себе ничего не производит, и одновременно человек не может ничего произвести без средств и пред­метов труда, получается, что для того чтобы процесс производства материальных благ имел место, надо соединить рабочую силу со средствами производства. А это неизбежно ведет к возникновению отношений между людьми - производственных отношений. Выходит, что производительные силы и производ­ственные отношения не могут существовать отдельно друг от друга и только в единстве и взаимодействии их существует тот или иной способ производства матери­альных благ.

При этом роль их в развитии способа производства неоди­накова. Ведущее место здесь принадлежит производи­тельным силам. Они гибки и пластичны, способны очень быстро развиваться, а развитие и изменение их, и в первую очередь появление новых орудий труда, неизбежно отражается на производственных отношениях — они тоже меняются. В результате происходит переворот во всем способе производства, изменение всего общественного строя.

Но производственные отношения, развиваясь вслед за изменением производительных сил, далеко не пассив­ны. Будучи прогрессивными, они ускоряют развитие производительных сил. Если же они устаревают, то превращаются из форм развития производительных сил в их оковы.

Отношения между людьми, возникающие в процес­се производства, обмена и распределения материаль­ных благ (экономические обществен­ные отношения), составляют базис общества, его опору. На его основе возникают и развиваются политическая и юридическая надстройки , различные формы общест­венного сознания. В целом базис и надстройка харак­теризуют ту или иную общественно-экономическую формацию .

В истории человеческого общества изве­стны пять последовательно сменявших друг друга общественно-экономических формаций:

  • первобытнооб­щинная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталисти­ческая
  • и коммунистическая.

Коммунистическая формация в своем развитии проходит две фазы: низшую - социализм и высшую - собственно коммунизм.

Смена одних общественно-экономических форма­ций другими происходит не по чьему-то желанию, а в силу действия объективных экономических законов.

Введение

Марксизм - система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории. Данная работа актуальна даже сейчас. А скорее, особенно сейчас - спустя время, после того как с марксизма слетела “позолота” идеологии партии, и он может быть рассмотрен трезво, лишь как система взглядов и утверждений.

Цель данной работы: заключается в рассмотрении марксизма, как научной теории.

Объект: политические учения.

Предмет: политическое учение - марксизм.

В работе использованы методы: изучения, обобщения, анализа. А также работы-источники таких авторов как: Ленин В.И., Маркс К., Энгельс Ф.

Материальное производство: понятие и основные элементы

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая, в конечном счете, и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.

Что же являет собой собственно материальное производство?

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она ни протекала, направляется определенными потребностями материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом, выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования и развития.

Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения потребности, достижения цели.

Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп, партий, классов и т.д.), постольку их деятельность всегда основывается на иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива, ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком общественных систем является их способность целенаправленно формировать и мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и т.д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель состояния общественной системы, ее здоровья.

Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными, эстетическими и т.п.

Общественные потребности и интересы составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в целом.

В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами, мобилизация интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где нет заинтересованности, не может быть и настоящего дела.

Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так и функциональными, когда они выражают направленность субъекта либо на конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.

Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес развития производительных сил, увеличения производительности труда и совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет решающий критерий исторического прогресса человечества, а также совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения его духовно-творческих потенций.

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но, кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда.

Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства выделяются два вида труда - живой и овеществленный.

Не менее важным элементом структуры производительных сил является производственная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т.д.

Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование. Наука все больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство - технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетических, этических, философских ценностях его бытия.

Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы организации и управления производством не должны заслонять от нас главного - человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт всемирной истории человечества.

Производство не является самоцелью развития общества, а служит в конечном счете лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.

Итак, производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техники и достижения науки. Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда, измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!