Роман «Выбор. Бондарев выбор Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Бондарев Ю. В

ГЛАВА ПЕРВАЯ

После ухода гостей было пусто и тихо, еще горели в передней бра по бокам зеркала, еще не были погашены люстры в комнатах, мягко светил нежнейшей полутенью сиреневый купол торшера над тахтой, везде пахло сигаретным дымом, чужими духами; и было немного грустно оттого, что всюду сдвинутые с мест кресла, переполненные окурками пепельницы, обгорелые спички на ковре, неприбранные бокалы с торчащими из недопитых коктейлей соломинками и горы тарелок на кухне - все это напоминало хаос незаконченного и обидного разгрома в квартире.

Васильев, обессиленный бесконечными разговорами об искусстве, лестью и приятными улыбками, проводив до лифта последних гостей жены, с облегчением подвязал ее кухонный передник и принялся сверх меры старательно убирать посуду в столовой. Однако Мария умоляющими глазами остановила его («не надо сейчас…») и села на диван, обнимая себя за плечи, задумчиво отвернулась к окну, за которым густо синела февральская ночь.

Слава богу, наконец-то, - сказала она. - Меня ноги уже не держат.

Ты знаешь, сколько времени? - спросил он встревоженно. - Второй час… Ничего себе! Хорошо, что ты не открыла причину торжества. Конца и краю тостам до утра не было бы. Как это, Маша, - с днем ангела? Или с днем именин?

Я очень устала, - проговорила она, закуривая, и улыбнулась ему вскользь. - Благодарю, милый… и не будем об этом. Это все несущественные детали и все не стоит того… Спокойной ночи! Я немного посижу одна. Иди спать, пожалуйста…

Он почувствовал неискренность ее слов, и это фамильярно-классическое «не стоит того», и это салонно-светское «благодарю, милый» как будто неприятно загородили ее, отдаляя в чуждую ей манерность, заметную в дни размолвок, прежде нечастых, которые сразу создавали головокружительную зыбкость качнувшегося моста.

Да, Володя, иди, пожалуйста, иди же, - повторила Мария с усталой настойчивостью и, прислонив дымящуюся сигарету к краю пепельницы, налила себе красного вина. - Если ты хочешь мне что-то сказать серьезное о моих гостях, то сейчас говорить не надо - я не хочу…

Я мало с кем знаком из твоих гостей, Маша.

И может быть, поэтому ты был очень мил. Всех женщин очаровал.

Она отпила глоток; он увидел, как сдвинулось ее горло и осталась влажная красноватая полоска на ее губах, родственный и нежный вкус которых он так хорошо знал.

Маша, о чем ты говоришь? Женщин? Очаровал? Этого я не уразумел.

Я прошу тебя - давай помолчим…

Нет, он не помнил, чтобы раньше после ухода гостей она сидела вот так одна на диване, заложив ногу за ногу, рассеянно пила, в задумчивости затягивалась сигаретой, покачивая узким носком туфли, - еще четыре месяца назад он посчитал бы это за некую превеселую игру, предложенную ему (ради озорного развлечения) из какого-нибудь пошленького иностранного фильма, банального фарса, переведенного ею для закупочной комиссии на просмотре в главке, и готов был, как иногда бывало раньше, услышать ее смеющийся протяжный голос: «Ита-ак, мосье, мы проводили гостей. Ушли знаменитости! Какое облегчение! Что же мы будем делать? Ты уедешь в мастерскую? Или останешься со своей женой?» Он сейчас не ждал подобной фразы, а несколько озадаченно глядел на то, как Мария медлительно пригубливала бокал между затяжками сигаретой, но ему почему-то не хватало решимости удивиться этому ее желанию, похожему на каприз или вызов, поэтому он сказал с шутливой неуклюжестью:

Ты не очень разгулялась, Маша? Ничего не случилось?

Господи! - она опустила глаза, точно преодолевая боль, и он увидел ее ресницы, тяжелые от слез. - Неужели ты не понимаешь простых вещей - мне хочется побыть одной. Пойми меня, пожалуйста, я одна хочу отдохнуть от всего на свете…

Прости, Маша, - сказал он виновато и вышел из комнаты.

Коридор и переднюю еще праздно озаряли бронзовые свечеобразные бра, легкомысленные и бессонные в тишине ночной квартиры, и возле телефонного столика серебристой пустотой отсвечивало пространство зеркала. Васильев мельком взглянул на свое нахмуренное, бледное от утомления лицо («Лучше всего - уехать мне сейчас в мастерскую…»), потом выключил свет, эту запоздалую электрическую иллюминацию близ зеркала, мгновенно ставшего таинственно-темным, и долго в передней надевал теплейший полутулуп, любимый им, в котором зимой ездил на натуру, долго возился с «молниями» меховых ботинок, раздумывая о позднем времени, когда ехать в мастерскую бессмысленно, но Мария молчала, не останавливала его, не выходила в переднюю, чтобы проводить до двери, подставить щеку для поцелуя, что было заведено между ними.

Я пошел, Маша, - сказал он, стараясь говорить буднично и внушая себе, что ничего серьезного не произошло. - Я пройдусь по воздуху и подышу. Спокойной ночи!

До свиданья, Володя, я утром позвоню, - отозвалась Мария из гостиной предупредительным, почти ласковым тоном, и он вышел на лестничную площадку, закрыл своим ключом дверь.

Ожидая лифт под желтой лампочкой на восьмом этаже спящего многоквартирного дома, он услышал сдавленный смех вперемежку с шепотом и покосился в сторону окна, где подле батареи (как бывало почасту) стояла парочка, заметил что-то знакомое в девичьей фигуре, и тут же явственно его окликнул удивленно-звучный голос дочери:

Па-а, куда ты? И зачем ты?

Ему было не очень приятно видеть в этот час рядом с дочерью рослого, не первой молодости актера Светозарова, жгучего красавца, анекдотиста, выпивоху, любителя розыгрышей, дважды женатого и дважды разведенного, с манерами опереточного дамского угодника, и Васильев почувствовал колкий, оскорбительный холодок от наивной неопытности и чрезмерной неразборчивости дочери.

Тебе, вероятно, пора, Вика, - сказал Васильев и оглядел Светозарова с искренним любопытством. - И вам, молодой человек неотразимой наружности, пора бы уже отпустить советскую студентку, которой вставать на лекцию в семь.

Виктория, вы должны подчиниться старшим, - заговорил глубоким баритоном Светозаров, изображая благоразумную покорность. - Владимир Алексеевич, великодушно извините меня за непредвиденную полночность… Готов и в монастырь замаливать грехи, если бы адрес был хоть одного действующего. Негде покаяться.

Пожалуйте вместо обители со мной в лифт. Я объясню, как поступить.

Па-а, перестань! - возразила Виктория со смехом. - Начинаются советы и поучения! Анатолий рассказывает смешные истории, а я хохочу! Ты слышал о репетициях во МХАТе? О Массальском и Ершове? Нет? Как во время пьесы они подпрыгивали на сцене по сигналу «брэк»?

Ещё юношей главный герой Илья решил стать сильным бойцом. Он делает для этого всё, но тут начинается война, он попадает на фронт. Приходится терпеть отступление, глупость командира… Их батарею окружают немцы, Илья стреляет в командира, который их погубил, а пленные попадают в немецкий лагерь, где доносят друг на друга. Илью объявляют без вести пропавшим, а он попадает за границу, женится, избегает русских. Случайно встретив одноклассника, Илья решается навестить мать в России, а та прогоняет предателя.

Роман о сложности выбора. Конечно, важно воспитывать из себя бойца, заниматься спортом, развивать дух, но нужно думать и о сердце, чтобы оно помогло сделать верный выбор.

Действительно, Илья Рамзин осознано занимается борьбой, развивает дух. С началом войны он попадает в артиллерийское училище, оттуда – скорей на фронт. Первые годы оказались особенно тяжелыми и унизительными для армии, для каждого солдата.

Особенно сильна сцена встречи с седой матерью, которая столько плакала без него. За тридцать лет – ни строчки, а теперь он привёз ей «заграничные деньги» как оскорбление. Понимая, что сделал неверный выбор, герой решает покончить с собой.

За этот роман Юрию Васильевичу перед Перестройкой присуждена государственная премия.

Картинка или рисунок Выбор

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Последний дюйм (Отец и сын) Олдридж

    Бен был хорошим летчиком и, налетав за свою жизнь много тысяч миль, он все еще испытывал удовольствие от полетов. Долгое время он проработал в Канаде, затем в Саудовской Аравии в нефтеэкспортной компании, которая вела разведку нефти по побережью Египта.

  • Краткое содержание Натали Бунина

    С первых страниц произведения перед нами предстает юноша по имени Виталий Мещерский, который прибыл в отчий дом на каникулы. Во время своего отдыха он поставил себе цель найти себе девушку,однако отношения протекали

  • Краткое содержание Гоголь Портрет

    Чартков – человек, который живет весьма бедно, и каждый его следующий день – это мысль о том, где взять деньги и как прожить этот день, как можно экономнее. Чартков ничем особенным не выделяется, но у него есть способность к рисованию картин

  • Краткое содержание сказка Лисичка-сестричка и волк

    В далеком краю жили дед да бабка. Одним прекрасным днем дед на повозке поехал на рыбалку, наловил рыбы и по дроге домой по среди пути, лиса лежит

  • Краткое содержание Мопассан Пышка

    В Руане живет девушка с прозвищем Пышка. Она имеет кругленькие формы. Несмотря на полноту Пышка очень привлекательна и вокруг нее постоянно крутятся кавалеры. Пышка известна своим легким поведением

Роман Ю.В.Бондарева "Выбор" - один из самых популярных романов писателя - продолжает сквозную тему его творчества - тему войны. Военная тема Бондарева _ это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война - это и героическая страница истории, которую нельзя перечеркнуть.Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Военные страницы написаны Бондаревым с особой правдивостью, заставляют задуматься не только о прошлом, но и о будущем. Перед нами одна из трагедий войны. Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора главными героями романа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

« Урок - исповедь по роману Ю.В.Бондарева «Выбор»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

Урок – исповедь по роману Юрия Бондарева «Выбор»

Цели:

  1. Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Рамзина, Васильева и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.
  2. Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни. Кто виноват в этой трагедии?
  1. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: портрет Ю.В.Бондарева, тексты худ. произведения.

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения – 90 минут

Подготовка к уроку.

Вопросы для беседы вывешиваются в классе за 2 недели до урока, чтобы заинтриговать уч-ся, заставить их обратиться к тексту:

1.Какими в молодости были Илья Николаевич Рамзин и Владимир Алексеевич Васильев? Кто из них вам больше в этом возрасте нравится?

2.Как случилось, что Рамзин совершил предательство?

3.Кто виноват в этом: майор Воротюк, старшина Лазарев или сам Рамзин?

4. Вспомните обстоятельства боя, жестокий приказ Воротюка, низость Лазарева?

5. Как мог поступить Рамзин? Какой выбор стоял перед ним?

6. Легко ли в 19 лет сделать выбор между жизнью и смертью? (перед нами одна из трагедий войны)

7. Как жил Рамзин в течение 30 лет, которые он провел за границей?

8. В чем причина его полнейшей внутренней опустошенности?

9. Какова, на ваш взгляд, кульминационная сцена романа?

10. Как вы понимаете слова Рамзина «Никакого следа не оставил я после себя на земле»?

11. Что нужно для того, чтобы оставить на земле след? Найдите стихотворение Л.Мартынова «След»

12.Почему несчастлив Васильев, который сделал во время войны правильный выбор и сейчас, казалось бы, имеет все: почет, любимую работу, семью?

13 Почему усложняются его отношения с близкими, и в жизни героя наступает разлад?

14. Как пытается разобраться в себе, в окружающих людях, найти высшую правду Васильев?

15. В чем вина Васильева перед отцом?

16. Можем ли мы быть уверены в том, что Васильев найдет выход из тупика?

Дочь Васильева – Вика

1.Какой выбор готова сделать Вика?

2. Оправдывает ли её трагедия, которую она пережила?

3. Откуда эта готовность покинуть Родину? Во всем подражать Западу?

4. Что случилось с Викой 2 года назад?

5. Как вы представляете дальнейшую судьбу Вики?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ задания к уроку

Класс делится на 5 микрогрупп, каждая группа получает задание, готовится инсценировка кульминационной сцены романа «Встреча Ильи с матерью»

Ход урока

Эпиграф урока: Вся жизнь – бесконечный выбор…

Ю.В.Бондарев

Вступительное слово учителя

Ю.В.Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана, просвечена войной». Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признается писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни… Все – лица, голоса, бои, конфликты, победы, высотки, танковые атаки – аккумулировались в памяти, а память на войне восприимчива необыкновенно, и это определило во многом мой жизненный опыт».

Почти все написанное Бондаревым – о войне. Вместе со своими героями писатель прошел по дорогам войны, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стоял на прямой наводке, делился последним табаком на закрутку после танковой атаки.

Военная тема Бондарева – это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война – это и героическая страница истории, которую нельзя вычеркнуть. Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Военные страницы написаны Бондаревым с суровой правдивостью, заставляют задуматься не только о прошлом, но и о будущем.

Роману «Выбор» не подходят привычные определения типов романа (политический, психологический, этический, бытовой, философский и т.д.) Его называют романом – раздумьем, романом – размышлением. Я бы добавила – роман – откровение, роман – исповедь. Основная проблема романа – проблема ВЫБОРА.

Итак, перед нами одна из трагедий войны. Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора главными героями романа.

Анализируются подготовленными учениками отдельные сцены и эпизоды романа.

ИСПОВЕДЬ 1. Встреча Ильи и Владимира .

Глава 5 стр. 16 – 20 со слов «Здравствуй, Илья.. до слов..но был ли потом у меня лучший друг, чем он? – говорит Васильев. (стр.21)

Вопросы:

1.Как жил Илья за границей?

2. Как он оказался в плену?

3.Кто убил старшину Лазарева?

4.Что мы узнаем о майоре Воротюке?

5. Почему Илья хочет непременно приехать в Россию?

ИСПОВЕДЬ 2. Война. Последний бой. Плен.

1.Зачитывается эпизод из главы 10 стр. 56. Лазарев и Рамзин..

(Учащиеся отмечают нетерпимость Ильи к чьей-либо физической силе. Грубость Ильи стр. 64.)

2.Окружение. Майор Воротюк. Анализируется отрывок из главы 12 стр.68.

(Учащиеся отмечают чудовищную клевету Лазарева стр..71

Вопросы:

1.Почему батарею Рамзина окружили и отрезали немецкие автоматчики, расстреляли в упор лошадей?

(Воротюк оставил участок оголенным, без прикрытия, и тем не менее он обвинит Рамзина в трусости.)

2.За что мстит Рамзину старшина Лазарев?

ИСПОВЕДЬ 3. Плен. Жизнь за границей.

Зачитывается эпизод из главы 13 (конец) стр.72-76. Обращаем внимание на слова Воротюка: «Иди и подумай, какая пуля слаще! Наша или немецкая! Иди! Ма-арш отсюда!»

Рамзин говорит Васильеву: «Нет, живые мы ему не нужны… Наша смерть ему оправдание. Мы погибли вместе с орудиями»

Вопросы:

1.Почему Илья решил убить Лазарева?

2.Какой выбор делает Илья? (Попав в плен, ослепленный ненавистью к Воротюку и страхом перед трибуналом (Отец его был невинно осужден в 1937 году и погиб), он сделал ошибочный выбор и дорого расплатился за свою роковую ошибку – жизнью без надежды, без счастья, без радости. Его судьба поучительна и трагична)

3.Легко ли в 19 лет сделать выбор между жизнью и смертью?

4. Как мог поступить Илья, какой выбор стоял перед ним? (В сложившейся драматической обстановке Илья мог умереть, быть убитым или застрелиться, предстать перед судом или изменить. Рамзин остался в плену и выжил, но мы не знаем да так и не узнаем, сам он сдался или бы пленен. Единственное, в чем он признался Васильеву, так это в том, что он выпустил, как и обещал две пули в уголовника и наушника Лазарева, а для себя пулю « пожалел».

5.Как живет Илья в течение 30 лет за границей? (Жил в ФРГ, имел предприятие по производству иголок для швейных машин, овдовел)

6.Каким его увидел Васильев в Венеции?

(Седой, изысканный иностранец в безупречно сшитом костюме. Его считали пропавшим без вести. Его упорно разыскивала мать после войны. Он вдовец. Был женат на немке. Взрослый сын Рудольф работает в Мюнхене. После смерти жены Илья живет под Римом: здесь меньше русских.

Спустя 30 лет после войны Илья готов платить по счетам: « За то, что не вернулся, а теперь возвращаться поздно. За то, что не подох в плену, не захлебнулся в дерьме, как сотни других русских за границей… Но у Власова не служил. Хотя вербовали в Заксенхаузене. В иностранном легионе не воевал. В военных преступниках и карателях не числюсь…»

Сейчас его преследует одна цель – побывать на родине. Это другой Илья…

ИСПОВЕДЬ 4. Встреча с матерью . (Можно приготовить инсценировку или чтение по ролям) Это кульминационная сцена романа.

Сценой свидания с матерью автор выносит окончательный приговор Рамзину. Единственный человек, перед которым Илья был виноват без меры – это его мать Раиса Михайловна. Все 30 лет ждала она своего Ильюшу, но он не смог, не захотел или не нашел возможности известить о себе. Он любил её. Горька была разлука с сыном, но еще горше оказалась их встреча. За долгие годы неизвестности выболело материнское сердце. До встречи с матерью он еще на что-то надеялся, но повидавшись с ней, он понял, что пора платить по счетам. Свидание с матерью, седой, семидесятилетней старушкой, холодный прием ею сына – последняя и самая крупная капля в чаше расплаты Рамзина за содеянное. Он красив, элегантен, подтянут, но духовно мертв. Ему уже никто не может помочь – ни деньги, ни женщина, ни дружба с Васильевым. И он делает последний выбор – самоубийство.

ИСПОВЕДЬ 5. Последний выбор Ильи Рамзина – Рамзэна.

Анализируется сцена самоубийства глава 19 стр.114.

Предсмертное письмо Ильи зачитать гл.19 стр. 115 Заканчивая предсмертное письмо Васильеву, он заметит: «Думаю, что мама, железная женщина, спокойно отнесется к моему уходу…» Но он ошибся. Его смерть болью отозвалась в сердцах тех, кто его знал..

Вопросы:

  1. О чем просит Илья в предсмертном письме? (чтобы его похоронили на родине. В последние мгновения перед смертью его мучает сомнение, выполнит ли его бывший друг его единственную просьбу, единственную награду за беспутную и бесполезную жизнь – похоронить на каком - нибудь московском кладбище, в родной земле, которую он, может быть, и не предавал, но недостаточно любил и ценил при жизни. Но земля приняла его грешное тело, и это было все, что она могла сделать для своего заблудшего сына.)
  2. Кто виноват в этой трагедии?

(Сам человек. Человек, который по всем статьям мог бы быть человеком с большой буквы, уходит из жизни, даже не наследив. И пустота эта страшит его. Ему кажется, что «не черная, не белая дыра во вселенной, а пустота…» Накануне самоубийства он говорит своим гостям: « Страшно умирать. Можно оставить след, можно и наследить, хуже всего – пустое место. Страшно это пу - стое место!» Выбор между жизнью и смертью Рамзин сделал потому, что прошел через раскаяние, через наказание совестью. Война была Отечественная и защищать требовалось не воротюков, а Отечество. Рамзин в те трагические минуты фронтовой обстановки не сумел встать над собою, над своей личной обидой. Он позволил одержать верх желанию мести, озлоблению, которые завели его слишком далеко.

3. Отношение автора к герою. (Илья Рамзин - не преступник, он отщепенец, блудный сын, слишком поздно вернувшийся к родному очагу. Илья – самый строгий судья самому себе. «Правда, как и память, дается человеку в наказание. Вспоминая плохое, страдаем. Вспоминая хорошее, чувствуем горечь неотвратимого», - говорит Илья. Его взгляды выстраданы всем его горьким жизненным опытом. Приехав в Москву через много лет Рамзин замечает: «…Рая нет. Унылый мировой стандарт. Почему в Москве так рабски подражают Западу? Кто-то у вас, как безумный, влюблен в чужой стиль… в бездушный… гибельный пошлый стиль – и становится тошно. И смешно. И с ума сойти можно. Нет ни рая, ни родного угла …» Его взгляды можно разделять и не разделять, но их нельзя не уважать, ибо они выстраданы.)

ИСПОВЕДЬ Васильева.

Анализируется глава 20 стр. 121.

Васильев исповедуется перед собой. Читает исповедальные дневники Толстого последних лет жизни.

Вопросы:

  1. Почему несчастлив Васильев, который сделал во время войны правильный выбор и сейчас, казалось бы, имеет все: почет, любимую работу, семью?

(вина его в том, что занятый только своим творчеством, он как бы отгородился от людей и не подтвердил своего выбора. Велика его вина перед отцом, дочерью.)

  1. Есть ли у нас вера в то, что Васильев найдет выход из тупика? (Да, мы верим в это, потому что в Васильеве есть та совестливость, человечность, которая поможет ему преодолеть одиночество, тоску.
  2. В чем вина Васильева перед отцом? (гл.17, стр.98-99. Отец Васильева преклонялся перед своим сыном, перед его талантом. Несколько раз просил разрешения приехать в гости к сыну посмотреть на внучку, но сын даже не ответил на письма. А после смерти отца по завещанию получил свои деньги, которые он переводил, и несколько рубашек в в целлофановых пакетах. Васильев – художник, сознающий, что пресытился, наелся до тошноты заграницами, встречами с людьми искусства.

Мучительные раздумья Васильева о разных путях человека, о смысле жизни и смерти останавливаются в конце концов на одном – на любви: на любви к Родине, родителям, жене. На любви деятельной, верной, великой и вечной.

  1. Какой эпизод из прошлого характеризует Васильева как верного и надежного друга? (когда Васильев идет на собственный позор ради Ильи, говорит, что с женщиной перед тем боем был он, а не Илья Глава 11, стр.63. Илья бы на такое никогда не решился.)
  2. Найдут ли дорогу к своему счастью Васильев и Мария? (С Васильевым и Марией мы расстаемся, когда их духовные искания ещё не окончены, но они нащупали под ногами твердую почву)

На уроке особое внимание следует уделить дочери Васильева Вике .

Она почти сверстница старшеклассников и более понятна им, чем другие герои романа. О Вике ребята говорят долго, пытаются представить е дальнейшую судьбу.

1.Какая история произошла с Викой? (гл.16 стр.89)

2.Расскажите о взаимоотношениях отца и дочери. (гл.6)

3.Почему Вика собирается ехать за границу вместе с Ильей? (Гл 16, стр. 92-93. Подарки Ильи Гл.18, стр.108-109)

Итог урока.

Многие проблемы романа остались нерешенными. Важно заставить ребят задуматься над собственной судьбой, над собственным ВЫБОРОМ. И чем больше будет мнений, тем многограннее будет идея бондаревских образов. Это произведение заставляет учащихся задуматься о многом при выходе из школы. Заканчивается урок чтением стихотворения Л.Мартынова «След» (М.Агатов «Об авторах ваших книг» Издательство «Молодая гвардия», 1972год, стр.250).

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звуку клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед.

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Литература

  1. Бондарев Юрий «Выбор», Роман-газета №8, 1981год, стр.1-125. Рецензия Сергея Абрамова «Нет чужой боли…» стр. 125-128.
  2. Бузник В.В.- Перечитывая заново. О ранней прозе Юрия Бондарева. Статья в журнале «Литература в школе» №3 1995г., Стр.26-34.
  3. Горбунов Е.Н. Ю.Бондарев. Очерк жизни и творчества. – М., 1981.-с.351.
  4. Козлов И. – Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета). Статья в журнале «Литература в школе» 1976г. № 4, стр. 7 – 17.
  5. Коробов В.М. Юрий Бондарев. Страницы жизни, страницы творчества. – М., 1984. –С.368.
  6. Кузмичев И. Боль памяти: Великая Отечественная война в советской литературе. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985.-С.121-147.
  7. Таланчук Е.М. Журнал «Русский язык и литература в Средних учебных заведениях УССР» №1 1988г, стр.50-51.

Дополнительный материал к уроку.

Биография

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 в городе Орске Оренбургской области в семье Бондарева Василия Васильевича (1896-1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900-1978). В 1931 они переехали в Москву.

Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942), младший лейтенант.

Окончил Чкаловское артиллерийское училище и Литературный институт им. А. М. Горького (1951).

Дебютировал в печати в 1949. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; телесериал «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975).

В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».

Герой Соц. Труда. Награждён орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета», медалями «За отвагу» (дважды) и др. В 1994 отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Б. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».


20 января 2016

Очень часто в своем творчестве обращается к военной теме Ю. Бондарев. «Выбор» (краткое содержание произведения и будет являться основной темой нашей статьи) - роман, не ставший исключением. Кроме того, в этом произведении поднимаются серьезные нравственно-философские вопросы, связанные с ролью выбора в жизни человека.

О произведении

В 1980 году опубликовал свою книгу Юрий Васильевич Бондарев («Выбор»). Читать краткое содержание можно по-разному, однако не стоит забывать о том, что в романе заключен глубокий философский смысл. Он связан не только с самой проблемой выбора, но и с описанием тех изменений, которые происходят с душой человека, побывавшего в сражении. В связи с этим возникает очень серьезный вопрос о том, уродует ли война людские сердца или просто показывает истинную сущность. Предлагая решить эту головоломку самостоятельно, не дает четкого ответа в своем произведении Бондарев.

«Выбор»: краткое содержание

Илья Рамзин - главный персонаж романа. Он целеустремлен, занимается спортом и борьбой, большое внимание уделяет своему духовному росту. Главное для него - сила и свобода. В его понимании идеальный человек — это сильный и смелый боец, который может сам распоряжаться своей свободой. Самое страшное для Ильи - оказаться униженным. Презрение и пренебрежение окружающих - нет ничего страшнее для него.

Время идти в бой

Именно этого уверенного в своих силах персонажа избирает для своей истории Юрий Бондарев. Выбор (краткое содержание это ниже подтвердит) для Ильи Рамзина станет самым суровым испытанием в его жизни. Автор видел своей целью показать читателю человека, поставленного перед суровой действительность. Теперь на кону будут не смутные идеалы и представления о мире, а собственная жизнь.

Время этой суровой действительности, как несложно догадаться, - начало Великой Отечественной войны. Наш герой, еще совсем молодой человек, неожиданно для себя самого попадает в артиллерийское училище. А оттуда прямиком на фронт. Особенно тяжело было в первые месяцы - начало войны было неудачным, шли отступления по всем фронтам.

И неудивительно, что Рамзин и его батарея оказываются в окружении противника. Илья начинает предпринимать хоть какие-то попытки спасти артиллерийские орудия, которые находились в распоряжении его товарищей. Но ему мешает в этом командующий батареей. Это недальновидный и глупый человек, действия которого приводят не только к потере всего оружия, но и к гибели почти всех солдат, находящихся под его командованием.

Фашисты, окружившие батарею, начинают наступление. Понимая, что сопротивляться бесполезно, Илья стреляет в своего командира. Рамзин собирался покончить и со своей жизнью, но не успевает - его берут в плен.

Но бой - это не самое страшное, показывает читателю Бондарев («Выбор»). Краткое содержание описывает куда более ужасную участь - не по своей вине оказаться в руках неприятеля. Реалии лагерной жизни военнопленных повергают Рамзина в ужас. Он даже не мог себе представить, что солдаты, еще вчера сражавшиеся плечом к плечу, будут доносить друг на друга, спокойно предавать и лгать. Для них уже нет понятий долга и чести, главное - выжить. Кроме этого, серьезным ударом для Ильи становится то, что фашисты восприняли как подвиг убийство им командира.

По прошествии лет

Проходит тридцать лет. Именно с этого момента возобновляет описание событий Бондарев. Выбор (краткое содержание это подтверждает), который совершил на войне Илья, становится известен читателю только сейчас. Герой так и не вернулся на родину.

Рамзин - теперь житель Венеции. Именно на улицах этого европейского городка он случайно встречает Васильева, своего бывшего одноклассника. Выясняется, что Илью все считают пропавшим на войне без вести. Ведь главный герой за все эти годы не написал никому ни строчки, а также избегал тех мест, где можно было бы встретить бывших соотечественников. Даже мать ничего не знала о его судьбе. Васильев рассказывает о том, как она долгие годы ждала Илью, пыталась разыскать и очень скорбела о потере единственного сына.

Рамзин рассказывает о своей жизни - он давно женился, но жена его уже умерла. Зато остался сын, который в данный момент проживает в Мюнхене.

Окончание

Завершает свое повествование Бондарев. «Выбор» (краткое содержание романа мы рассмотрели) оканчивается тем, что Илья решает отправиться в СССР, повидаться с матерью. Но старушка не рада сыну-предателю. Она прогоняет его прочь. Рамзин не может после этого прийти в себя. Его начинает мучить проснувшаяся ненароком совесть. В итоге герой решать покончить жизнь самоубийством.

Бондарев не дает оценок поступкам своего героя, предоставляя читателю сделать это самому.

Где найти краткое содержание Выбор Ю. В. Бондарев? Конкретно "Выбор".Нигде не могу найти... и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Поляков[гуру]
Каким был Илья Рамзин в начале войны? Что привело его к потере связи с Родиной? «Юный, сильный, решительный, подчиняющий своим горячим и опасным блеском черных насмешливых глаз», Илья в школьные годы занимался гимнастикой, самбо, обтиранием снегом, «чтобы не быть униженным силой других…». Вместе со своим другом Володей Васильевым хотел пойти на фронт добровольцем. Но из-за юного возраста его не взяли и послали на девять месяцев в артиллерийское училище. После училища он попадает на фронт.
Характер Ильи Рамзина проявляется в обращении с Лазаревым. Несмотря на то, что Лазарев - мерзавец, все же во взаимоотношениях с ним Рамзин слишком прямолинеен. Он утверждал, общаясь с Лазаревым, властную, не сомневающуюся силу командира батареи, чьи обязанности выполнял. Так же, как позднее с ним поступят капитан Пужавин и майор Воротюк. Когда батарею Рамзина окружили немцы, майор Воротюк оставил «участок оголенным, не прикрыв батарею ни взводом, ни отделением пехоты». Несмотря на это Воротюк обвинит Рамзина в трусости: «А я-то считал, что вы погибли как герой! Расстреляли все снаряды и погибли под гусеницами танков, но не ушли. Не драпанули! Ах, трусы, трусы!» Лазарев не гнушается лжи, заявляя, что их батарея не отступила бы, если бы комбат не приказал, и что комбат «с бабой ночку проамурил», потому и проворонил врага. Чудовищную клевету Лазарева понимают все. В состоянии ожесточенности, желания мстить Илья Рамзин всадит две пули в Лазарева, одну прибережет для себя, но попадет в плен.
Спустя 30 лет после войны Рамзин готов «платить по счетам»: «За то, что не вернулся, а теперь возвращаться поздно. За то, что не подох в плену, не захлебнулся в дерьме, как сотни других русских за границей… Но у Власова не служил. Хотя вербовали в Заксенхаузе. В иностранном легионе не воевал. В военных преступниках и карателях не числюсь…»
Каков же Илья теперь? Васильев увидел в Венеции «седого, несколько изысканного иностранца в безукоризненно сшитом костюме… ». . Его мучает одно испепеляющее желание - побывать на родине, увидеть мать. И он делает свой последний выбор - самоубийство.Мечта Рамзина сбывается - он приезжает на родину и встречается с матерью Ему уже никто не может помочь - ни деньги, ни ж Кто же виноват в этой трагедии? Сам человек. Выбор между жизнью и смертью Рамзин сделал потому, что прошел через раскаяние, через наказание совестью. Рамзин в трудной ситуации не сумел превозмочь себя, свою личную обиду. Он позволил одержать верх желанию мести, озлоблению, которые завели его слишком далеко. Интересно, что в момент столкновения Ильи с Воротюком Васильев сказал, что с женщиной ночью был не Рамзин, а он. В тот момент Василев сознавал «необходимость истины не зависимо ни от чего, от одной мысли, что может предать Илью, прошлое, Москву, школу, все между ними», поэтому согласился даже на собственный позор. Рамзину подобная мысль о предательстве самого дорогого не приходила в голову, а собственный позор он простить не мог. Проблема нравственного выбора - не единственная проблема романа. В романе даются раздумья Васильева о своей жизни, о добре и зле, истине, счастье. Очень точно выписана психология человека творческого, мыслящего, талантливого. Состояние Васильева - приступы одиночества в кругу друзей, вечная спешка, мечта о бегстве из столичной суеты куда-нибудь в провинциальный городок - знакомо многим. Васильев - художник, сознающий, что пресытился встречами с людьми искусства, обожающими «интеллектуальную» болтовню или завидующими его успеху. Этот герой тоже не идеален, подтверждение этого - взаимоотношения с отцом.
енщина, ни дружба с Васильевым.
Любопытен образ режиссера Щеглова. Много правды в его философско-обличительных эскаладах против жизненных несовершенств. И в то же время правильно отвечают ему Васильев и Лопатин, утверждая, что пессимизм - нехитрая штука. Если самому не заняться улучшением быта людей, то «мы захлебнемся в мире слов, в острословии, в ехидстве над жизнью и погибнем». Мучительные раздумья Васильева о разных пут

Ответ от Полина негодяева [активный]
Проблему выбора, который встает перед человеком всю жизнь, писатель освещает на страницах романа. История начинается со Второй Мировой Войны и заканчивается рассуждениями советских интеллигентов 1970-х годов.
Герой книги занимается спортом, борьбой, закаливанием, воспитывает в себе свободолюбивого человека, чтобы не стать униженным другими. Когда началась война, Илья Рамзин был молод. Попал в артиллерийское училище, оттуда на фронт. Самые первые бои советские войска проигрывали, отступали. Попав в окружение, Илья старался вывести орудия, хотя бы по частям. Но глупые и недальновидные приказы командира погубили всю батарею. Обвинения в трусости подтолкнули Рамзинак отчаянным поступкам. Окруженный фашистами, Илья стреляет в командира, но сам застрелиться не успевает. Потом был плен. В лагере для военнопленных ему предлагали вступить в ряды Власовцев или в иностранный легион, он отказался. Его мучает совесть за прошлые поступки. Рамзин оказался не готов к клевете и оговорам, которые окружают его на войне и в плену. Застрелить своего командира – это подвиг в глазах фашистов.
Прошло 30 лет с тех дней. Рамзин встречает своего одноклассника Васильева, художника, в Венеции. Все эти годы Илья считался пропавшим без вести. Мать его искала, Рамзин никому не писал, держался от русских подальше. Женился на немке, уже овдовел, сын жил в Мюнхене. Илье очень хочется увидеть мать.
Когда Рамзин приехал в СССР, мать встретила его холодно. Старушка считала его предателем. Илья не смог выдержать такой встречи. Вместо обретения душевного покоя Рамзин чувствует разочарование. Он больше ничего не хочет и решается на самоубийство.
В компании интеллигентов (Щеглова, Лопатина) Васильев рассуждает о выборе в нашей жизни, который предоставляется каждому, но не всякий делает верный шаг. Каждая ошибка остается болью в душе. Люди несовершенны, но поддаваться пессимизму тоже нельзя. Без реальных дел, без любви, плывя по течению, человек теряет смысл жизни. В любой ситуации нам дается право выбора. Даже на войне.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!