Что такое ливонский орден в истории. Ливонский орден: структура, управление и повседневная жизнь

Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).

Светлота — это характеристика цвета, которая определяет близость хроматического и ахроматического цветов к белому. Это единственная из характеристик цветов, которая присуща и хроматическим, и ахроматическим цветам.

Каждый хроматический цвет максимальной насыщенности имеет свою светлоту и не может быть полученным в такой же насыщенности в более светлом или более темном варианте. Применительно к колористике волос насыщенный фиолетовый может быть получен на уровне глубины тона 4, синий — 5, красный — 7, оранжевый — 9 и т. д.

Яркость — характеристика цвета, которую часто путают со светлотой, но это объективное понятие, которое зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателю от объекта испускающего, пропускающего или отражающего его. Объективность данной характеристики обеспечивается тем, что яркость измеряются специальными приборами, а не на глаз.

Наиболее яркий ахроматический цвет — это белый, а наиболее темный — черный. При снижении яркости любой цвет становится черным.

Чем ближе цвета в композиции по яркости, тем более спокойной композиция получается. Чем более контрастные цвета, тем более яркой и экспрессивной будет композиция.

Цветовой тон — основная характеристика хроматических цветов, которая определяет сходство цвета с одним из цветов спектра.

Часто дополнительно разделяют цвета на холодные и теплые. В упрощенной художественной трактовке холодными цветами считаются: синий, фиолетовый, зеленый, а теплыми: красный, оранжевый, желтый. Такая трактовка соответствует психологическому и вегетативному восприятию цвета. Однако, обычно цвета характеризуют только исходя из сравнения цветов между собой. Поэтому все цвета можно более тонко разложить на теплые и холодные оттенки, что позволяет подбирать холодные красные цвета или теплые зеленые. Это явление широко применяется в теории цветотипов при подборе цветов волос, одежды и макияжа.

Для удобной систематизации различных характеристик цвета и подбора гармоничных сочетаний цветов были разработаны системы цветовых кругов, а так же цветовых объемных тел (шаров, цилиндров и т. п.). На практике обычно применяются цветовые круги в различных вариациях градации, так как объемные тела сложны в использовании, хотя и содержат в себе более подробные характеристики цветов.

Такая характеристика цвета как теплота во многом определяет воздействия цвета на человека. Собственно, даже для непосвященного человека будет несложным отличить теплый цвет от холодного. Это как раз тот случай, когда оценка зависит от простой эмоциональной оценки. Теплые цвета кажутся близкими, добрыми, внушающими доверие, в то время как холодные как бы находятся на расстоянии, независимы. Если мы обратим свой взгляд на цветовой круг, то увидим, что к теплым можно отнести оранжевые, красные и желтые оттенки. К холодным же мы причислим оттенки зеленого и синего. Следует, правда, обратить внимание на то, что существует область цветового круга, оттенки которого могут быть восприняты и как теплые и как холодные.

Как видно на следующем примере цвет слева является холодным, цвет справа скорее теплый, а оттенок посередине может показаться одновременно и теплым и холодным.

ЯРКОСТЬ, ОТТЕНОК, НАСЫЩЕННОСТЬ

На этих трех параметрах основана весьма удобная в обращении цветовая модель HSB (hue, saturation, brightness), которая входит в большинство графических пакетов. Эта модель не обеспечивает такой степени точности, как RGB, зато делает процесс подбора цвета более наглядным.

Яркость

Яркость цвета - важный элемент любого дизайна, влияющий на восприятие в целом, удобочитаемость текста, эмоциональное восприятие. Во многом именно яркость определяет пространственное восприятие изображения.

В качестве примера рассмотрим изображение справа. Так, контраст цветов по яркости определяет положение объектов в пространстве, отделяет артишок на изображении от фона, а также разграничивает листья растения. В это же время градации яркости показывают контуры форм объектов изображения.

В то же самое время достаточно сложно сходу и главное точно определить степень яркости того или иного оттенка, сравнить два цвета по яркости. Например, можете ли вы с уверенностью сказать, какой цвет в данных парах более яркий?

На самом же деле обе цветовые пары имеют одинаковые показатели яркости.

Существует удобный способ для определения яркости цвета. Как мы уже знаем, именно степень присутствия белого или черного и определяет яркость. По этому для определения степени яркости вполне логично сопоставить следующую градацию синего цвета с его черно-белым аналогом.

Теперь предположим, что нам надо сравнить по яркости два следующих цвета.

Определяем степень яркости голубого, сравнивая его с оттенками нейтрального серого. Лучше всего смотреть с некоторого расстояния - когда границы между синим и оттенком серого сливаются можно сказать, что яркости одинаковы. В данном случае синий соответствует серому справа. Сравнив, этот оттенок серого с красным цветом мы видим, что синий и красный одинаковы по яркости. Все не так уж и сложно.

Можно сказать, мы вывели правило: фон должен контрастировать по яркости с объектами переднего плана. Отталкиваясь от этого правила можно обеспечить удобочитаемость текста. Следует избегать сочетаний, где фон приближается по яркости к тексту.

Когда же текст и фон контрастируют по яркости, помимо удобочитаемости это придает опредленную эмоциональную окраску тексту. В некоторых странах законодательства даже требуют, чтобы дорожные и прочие знаки были контрастными.

Хроматичные и ахроматичные цвета

Cерый цвет слева хроматичен, насыщен, в этом оттенке серого можно угадать присутствие другого цвета. Это даже не серый - это "зеленовато-серый". Оттенко серого справа нейтрален, ахроматичен. Здесь нельзя уловить присутствие какого-нибудь другого цвета. Надо сказать, ахроматичный серый цвет не встречается в природе, поэтому выглядит неестественно.

Оттенок

Компоненты цветового круга зависят друг от друга, сочетания цветов имеют закономерности, которые необходимо знать для создания гармоничной композиции. Например, цвета расположенные на противоположных сторонах цветового круга называются комплементарными. Комлементарные цвета дополняют друг друга, а их смесь приведет кобразованию серого, либо нейтральных цветовых оттенков.

Однако не только сочетания оттенков имеют значение. Посмотрим на следующую фотографию манекенщицы.

На изображении присутствуют оттенки желтого и синего - комплементарных, контрастирующих цветов. Этот контраст помогает привлечь внимание к голубому пальто, в то время как лицо девушки несколько сливается с фоном (Это и понятно: продают пальто, а не девушку...). Здесь мы столкнулись с необходимостью в некоторых случаях подбирать контрастирующие оттенки. Это станет очевидным, если мы проанализируем области яркости изображения. Для этого переводим изображение в полутоновой формат и видим обратную картину - теперь наше внимание привлекает лицо, в то время как пальто сливается с подложкой. Дело в том, что цвета фона и пальто имеют одинаковые показатели яркости, только контраст цветов в данном случае может выделить объект, привлечь к нему внимание.



Практический подход

Занятие 10. ПАРАМЕТРЫ: ЦВЕТОВОЙ ТОН, НАСЫЩЕННОСТЬ,

Порядок выполнения работы

Этот опыт касается любой системы Цветовой тон, Насыщенность, Яркость (TSL)

Сравните систему RGB с системой TSL.

Круг представляет собой насыщенность.

Направление луча представляет собой цветовой тон.

Параметр Яркость находится в третьем измерении.

Перемещайте цветовой прямоугольник для противопоставления с полученными цветами.

А . Где находится цвет, полученный в системе TSL?

B . Где проходит ось яркости?

C . Какова форма колориметрического диапазона?

D . Возможно ли получение такого диапазона с помощью линейной трансформации?

E . В появившемся меню выберите за основу синие цвета. Что вы думаете о полученном круге?

Результаты и выводы

А . Полученный цвет находится на пересечении луча цветового тона и круга насыщен­ности.

B . Ось яркости проходит через центр круга.

C . Полученная фигура – конус. Это одно из возможных изображений системы TSL, существуют и другие.

D . Эту фигуру невозможно было бы получить линейным методом, потому что его не­достаточно для преобразования куба в конус.

Е . Выбрав за основу синие цвета, вы получите цвета в порядке их появления на вектроскопе видеокамеры, но будьте внимательны: это не колориметрическое видеопространство, полученное линейным методом (матрицей).

Теория

Параметры цветовой тон, насыщенность, яркость присутствуют в работах многих специалистов по колориметрии, среди которых следует отметить, прежде всего, А. Манселла и В. Оствальда, которые независимо друг от друга разработали цветовые атласы на основе хроматического круга. Эти пространства называются по-английски hue, saturation, value , или HSB, Hue, Saturation, Brightness , где одним из критериев является яркость, или светлота цвета. Может возникнуть некоторая путаница с по­нятием яркости в фотометрии, поэтому более обоснованным будет использование термина светлоты, который обозначает субъективное восприятие яркости, и даже понятия субъективной яркости (brightness ). В любом случае термин яркость прочно вошел в язык, и существуют четкие различия фотометрического понятия яркости и видеозаписи, где этот термин описывает электрический сигнал. Поэтому термин luma (яркость) предпочтительнее. Также речь может идти о воспринимаемой силе света для прямых источников и об освещенности для освещенных объектов, причем оба термина являются синонимами яркости1. В психофизиологии хромией называют чувственное восприятие цветового тона и насыщенности. Параметры TSL ориенти­рованы на систему яркость-цветность, или luma-chroma для видеоизображений.

Для многих описание цвета с точки зрения параметров цветовой тон, насыщенность, яркость кажется более логичным. Так же как пространство МКО L*, а*, Ь*, эти пространства часто называют «перцептивными». Напомним, что цвет является результатом восприятия, следовательно, все колориметрические пространства - это воспринимаемые пространства. Эти пространства следовало бы даже называть психологическими. В большей части из них используются полярные координаты, хотя представление такого пространства в декартовых координатах также возможно. Отметим, что этот метод сначала не был принят МКО для разработки хроматичес­кого пространства в 1931 году.

Пусть тригонометрический круг имеет радиус величиной в единицу. Пусть точка Р обозначает цвет. В таком пространстве цветовой тон выражен уг­лом Т, образованным изначальным лу­чом и лучом, проходящим через точку р. Насыщенность будет выражена зна­чением S отрезка ОР. Ось, проходящая через центр круга в третьем измерении, обозначает яркость. Для перехода от пространства RGB к TSL используется нелинейное преобразование.

Можно построить различные виды пространств TSL, от самой простой формы конуса до формы двойного конуса или двойной шестиугольной пирамиды. Во многих программах используется именно этот вид изобра­жения цвета.

Изображение в форме конуса обладает одним недостатком: проис­ходит некоторое смешение понятий яркости и насыщенности, потому что единственный способ получения бе­лого - это уменьшение насыщенности цвета.

5.6 Пространство МКО L*, а*, b*

Пространство МКО L*, а*, b* было создано как колориметрическое пространство, соответствующее кодированию сигналов визуального восприятия и однородное с точки зрения дифференциального восприятия цветов. Это пространство также может содержать параметры Цветовой тон, Насыщенность, Яркость. Пространство МКО LAB часто называют «перцептивным» в противопоставлении с другими пространствами. Это не что иное, как сокращение: так как цвет является резуль­татом восприятия, то все колориметрические пространства можно рассматривать как перцептивные. На самом деле это определение следует сформулировать таким образом: психологическое колориметрическое пространство, относительно однородное с точки зрения дифференциального восприятия цветов. В создании этого пространства был использован принцип пространства Hunter Lab 1958 года.

Структура этого пространства основана на работах по организации системы визуального восприятия на трех оппозициях:

· черный - белый (ахроматическая ось);

· красный - зеленый;

· желтый - синий;

Центром этого пространства является ахроматическая ось. Оно вычисляется для каждого стандартного источника света.

На оси + а* – а* красный находится в оппозиции с зеленым.

На оси + b* – b* желтый находится в оппозиции с синим.

Ось L* обозначает светлоту (luma ) во избежа­ние смешения этого термина с понятием яркости в фотометрии.

В таком пространстве эллипсы равного вос­приятия должны иметь равную площадь.

Радиус круга с площадью, равной площади эллипсов, четко определяет единицу для каждого из трех измерений.

Переход от пространства МКО ХУZ к про­странству L*, а*, b* возможен, но преобразования в этом случае будут нелинейными.

Пусть - трихроматические координаты эталонного белого, взятого в качестве идеального рассеивателя.

Рис. 5.23. Три оси пространства МКО LAB

Если > 0,008856, то:

,

при (значение) = значение , если значение > 0,008856,

иначе (значение) = 7,787значение + .

Отметим, что условия, выдвинутые Паули:

предполагают, что эталонные цветовые компоненты достаточно удалены от белой точки. С другой стороны, значение яркости V соответствует ее значению на кри­вой чувствительности глаза к яркости, определение которой было дано выше (см. §3.8).

Если условия Паули учитываются, то уравнения можно записать в упрощенном виде:

С помощью обратной операции можно перейти от системы МКО LAB к системе МКО XYZ .

Если , то

Система LAB позволяет использование цилиндрических координат пространс­тва TSL с координатами L*, С*, Н*. Н* – это цветовой тон (hue ), С* – уровень насыщенности (chroma ), а значение светлоты (luma ) остается постоянным.

Н* = при a ≠ 0

Для всех случаев полное отклонение цвета

а отклонение цветового тона:

Чтобы глаз смог заметить разницу между цветами, необходимо отклонение хотя бы в единицу, = 1, однако на практике часто допускаются и колоримет­рические отклонения = 5.

Рис. 5.24. Цветовой круг в пространстве МКО L*a*b*

Система МКО L*a*b* имеет ряд недостатков:

1. Она не содержит диаграмму цветностей, то есть невозможно вычислить дополнительный цвет или чистоту цвета с помощью простых чертежей или измерений отрезков, так как линии доминантной длины волны становятся в этом пространстве кривыми.

2. При изменении яркости цвета его изображение уже не меняется по прямой. По этой причине это пространство используется в областях, где изменения яркости не являются столь важными, например, в полиграфии.

3. Преобразование насыщенных синих цветов из пространства RGB в L*a*b* немного склоняется к пурпурным, что требует коррекции с помощью программ обработки изображений, таких как Photoshop™.

4. Изохроматические зоны, или эллипсы, не обладают совершенно равной пло­щадью. В частности, изохроматические зоны имеют площадь в два раза больше в области зеленого, чем в области оранжевого. Для всех цветов, расположенных по краям круга, площади этих зон в несколько раз больше, чем площади эллип­сов в центре круга, так как дифференциальное восприятие глаза гораздо шире в области малонасыщенных цветов. Это принцип живописи акварелью, когда изображение накладывается прозрачными цветами на белый фон, и создается бесконечное множество оттенков одним мазком кисти. Что касается съемки на мультиматричную видеокамеру, то колориметрические настройки на сером фоне производить сложнее, чем на цветном фоне. Вы можете повторить первый опыт этого издания, изменив насыщенность цветных карточек (Меню > Настройки изображения > Специальные > Изменить насыщенность). Пространство МКО L*a*b* пока мало используется в видеосъемке, но широко распространено в текстильной промышленности и в полиграфии. Использование этого пространства дополняется возможностями вычислений, возникшими с прогрессом в области информатики. Многие вычисления производятся сначала в системе МКО XYZ , а затем переводятся в систему МКО LAB. Так как уравнения кодирования видеоинформации основаны на пространстве XYZ, то использование этого пространства, а также производных Yxy и Yu’v’ часто остается более простым.

Рис.5.25. Оценка изохроматических зон в пространстве МКО L*а*b*

5.7 Пространство МКО L*, u*, v*

В 1976 году МКО создала пространство L*, u*, v*, отличное от пространств МКО LAB, L, u, v и L, u", v" . Однако оно напрямую связано с пространствами МКО XYZ и L, u", v .

Допустим, что уравнения идентичны уравнениям в системе L, u", v"

Мы получаем:

Это трихроматические координаты белой точки.

Это пространство зависит от данного стандартного источника света (от белой точки). Плюсом этого пространства является возможность сохранения линейных функций (основанных на прямых линиях) на диаграмме цветностей. Тогда как система МКО LAB предназначена для цветов, нанесенных на основу и на различ­ные красители, пространство МКО LUV было разработано главным образом для цветовых систем, в которых изменения яркости являются важным параметром: например, для видеоэкранов.

Воз-ник в 1237 году в ре-зуль-та-те при-сое-ди-не-ния к Тев-тон-ско-му ор-де-ну ос-тат-ков Ме-че-нос-цев ор-де-на, раз-гром-лен-но-го в бит-ве при Сау-ле (ны-не Шяу-ляй) 22.9.1236 года. Соз-да-ние Ливонского ордена обес-пе-чи-ло нем-цам ус-пех в борь-бе за во-енно-ко-ло-ни-зационное ос-вое-ние Ли-во-нии, ко-то-рую они ве-ли с Да-нией, Шве-ци-ей, Лит-вой, Нов-го-ро-дом и Пско-вом.

Ли-вон-ское «ор-ден-ское го-су-дар-ст-во» (Or-densstaat), окон-ча-тель-но офор-мив-шее-ся к началу XIV века, ох-ва-ты-ва-ло около 2/3 тер-ри-то-рии Ли-во-нии и пред-став-ля-ло со-бой уни-каль-ную фор-му средневековой го-су-дар-ст-вен-но-сти, со-че-тав-шей эле-мен-ты сень-о-ри-аль-но-го (фео-даль-но-го) и ин-сти-ту-цио-наль-но-го (го-су-дар-ст-вен-но-го) прав-ле-ния. В ос-но-ву административно-хо-зяйственной сис-те-мы Ор-де-на был по-ло-жен прин-цип кон-вен-та, или брат-ст-ва, ры-ца-рей-мо-на-хов , про-жи-вав-ших в од-ном из ор-ден-ских зам-ков (Kon-ventenhaus). Ка-ж-дый за-мок об-ра-зо-вы-вал центр под-кон-троль-но-го дан-но-му брат-ству ок-ру-га (Gebiet), во гла-ве ко-то-ро-го сто-ял «ок-руж-ной на-чаль-ник» (ге-би-ти-гер) - ком-тур (ко-ман-дор) или фогт. К XV веку в пре-де-лах Ли-во-нии су-ще-ст-во-ва-ло 9 ком-турств и 11 фогтств. Ок-ру-га Вен-ден (Це-сис) и Ту-кум (Ту-кумс), а так-же ор-ден-ские вла-де-ния в Ри-ге на-хо-ди-лись в пря-мом под-чи-не-нии гла-вы Ор-дена, а ок-ру-га Аше-ра-ден (Айзкра-ук-ле), Дю-на-мюн-де (Дау-гав-гри-ва), Зе-ге-вольд (Си-гул-да) и Ми-та-ва (Ел-га-ва) пе-ре-да-ва-лись его за-мес-ти-те-лю - ланд-мар-ша-лу. Ка-ж-дый ок-руг пред-став-лял со-бой замк-ну-тое административно-хо-зяйственное об-ра-зо-ва-ние, в ве-де-нии ге-би-ти-ге-ра на-хо-ди-лись ру-ко-во-дство вой-ска-ми, су-до-про-из-вод-ст-во и ор-га-ни-за-ция до-ме-ни-аль-но-го хо-зяй-ст-ва.

Во гла-ве Ливонского ордена сто-ял ма-гистр, ко-то-рый оп-ре-де-лял основные на-прав-ле-ния его внутрен-ней и внеш-ней по-ли-ти-ки, яв-лял-ся вер-хов-ным глав-но-ко-ман-дую-щим и га-ран-том со-блю-де-ния за-ко-нов, про-из-во-дил на-зна-че-ния на государственные долж-но-сти, рас-по-ря-жал-ся фи-нан-са-ми Ор-де-на и др. Из-на-чаль-но ли-вон-ские ма-ги-ст-ры на-зна-ча-лись вер-хов-ны-ми ма-ги-ст-ра-ми Тев-тон-ско-го ор-де-на, но с 1413 года ста-ли из-би-рать-ся ка-пи-ту-лом, т. е. со-б-ра-ни-ем пред-ста-ви-те-лей ор-ден-ских кон-вен-тов Ли-во-нии. Ре-зи-ден-ция ма-ги-ст-ра на-хо-ди-лась в Ри-ге или Вен-де-не. Ка-пи-тул обыч-но со-зы-вал-ся ма-ги-ст-ром два-ж-ды в год; в хо-де его ра-бо-ты за-слу-ши-ва-лись от-чё-ты ге-би-ти-ге-ров, при-ни-ма-лись по-ста-нов-ле-ния по управ-ле-нию «ор-ден-ским го-су-дар-ст-вом» и его внеш-ней по-ли-ти-ке, про-из-во-ди-лись лен-ные по-жа-ло-ва-ния, рас-сле-до-ва-лись тяж-бы и долж-но-ст-ные на-ру-ше-ния. В ка-че-ст-ве со-ве-щательного ор-га-на при ма-ги-ст-ре дей-ст-во-вал со-вет, ку-да вхо-ди-ли наи-бо-лее влия-тель-ные ге-би-ти-ге-ры - ланд-мар-шал, ком-ту-ры Фел-ли-на (Виль-ян-ди), Голь-дин-ге-на (Кул-дига), Ма-ри-ен-бур-га (Алукс-не), Ре-ве-ля (Тал-лин) и фогт Йер-ве-на (Яр-ве-ре).

Ор-ден-ская ад-ми-ни-ст-ра-ция пре-ду-смат-ри-ва-ла су-ще-ст-во-ва-ние боль-шо-го чис-ла долж-но-стей сред-не-го и низ-ше-го зве-на, ко-то-рые рас-пре-де-ля-лись сре-ди брать-ев-ры-ца-рей, со-став-ляв-ших пра-вя-щую эли-ту Ливонского ордена, их вы-со-кое по-ло-же-ние под-чёр-ки-ва-лось об-ра-ще-ни-ем «гос-по-дин». Чле-на-ми Ливонского ордена бы-ли так-же бра-тья-свя-щен-ни-ки, за-ни-мав-шие-ся ор-га-ни-за-ци-ей бо-го-слу-же-ния и кан-це-ляр-ской ра-бо-той, и бра-тья-сер-жан-ты, или «се-рые пла-щи», ко-то-рые не-сли служ-бу в ка-че-ст-ве слуг или гар-ни-зон-ных сол-дат. При-ви-ле-гии других чле-нов Ливонского ордена на них не рас-про-стра-ня-лись.

Пер-во-на-чаль-но Ливонский орден на-хо-дил-ся в вас-саль-ной за-ви-си-мо-сти от ар-хи-епи-ско-па Риж-ско-го, со-хра-нив-шей-ся от Ор-де-на ме-че-нос-цев, но по-сле по-бе-ды в дли-тель-ной борь-бе за ге-ге-мо-нию в Ли-во-нии (1330) Ор-ден стал феодальным сень-о-ром го-ро-да Ри-га. В 1346 году под уп-рав-ле-ние Ливонского ордена пе-ре-шла Северная Эстлян-дия, куп-лен-ная Тев-тон-ским ор-де-ном у датского ко-ро-ля Валь-де-ма-ра IV Ат-те-р-да-га. К концу XIV века, до-бив-шись ус-пе-хов в борь-бе с ар-хи-епис-ко-пом Риж-ским и епи-ско-па-ми Дерпт-ским, Кур-лянд-ским и Эзель-ским, Ор-ден дос-тиг сво-его рас-цве-та. Од-на-ко про-цесс эта-ти-за-ции ор-ден-ских струк-тур, спо-соб-ст-во-вав-ший пре-вра-ще-нию брать-ев-ры-ца-рей в не-кую раз-но-вид-ность бю-ро-кра-тии, пре-до-пре-де-лил транс-фор-ма-цию Ливонского ордена: его со-ци-аль-ное и ре-гио-наль-ное за-мы-ка-ние, по-вы-ше-ние зна-чи-мо-сти се-мей-ных свя-зей при рас-пре-де-ле-нии долж-но-стей, об-мир-ще-ние жиз-ни ры-ца-рей, ос-лаб-ле-ние их во-енной под-го-тов-ки, обо-соб-ле-ние от других по-ли-ти-че-ски ак-тив-ных сил Ли-во-нии (со-сло-вий го-ро-жан и «вас-са-лов»). В XV веке Ливонский орден всту-пил в по-ло-су кри-зи-сов. В ре-зуль-та-те по-бе-ды внут-ри Ор-де-на пар-тии «вест-фаль-цев» (при-вер-жен-цев са-мо-сто-ятельной по-ли-ти-ки) над «рейн-ца-ми» (сто-рон-ни-ка-ми тес-ных свя-зей с Прус-си-ей) бы-ли ос-лаб-ле-ны свя-зи Ливонского ордена с прусской вет-вью Тев-тон-ско-го ор-де-на. Член-ст-во в Ор-де-не бы-ло за-кре-п-ле-но за вы-ход-ца-ми из Ниж-ней Гер-ма-нии. Ак-ти-ви-за-ция оп-по-зи-ции Ор-де-ну в Ли-во-нии при-ве-ла в 1-й четверти XV века к воз-ник-но-ве-нию ли-вон-ско-го ланд-та-га, в 1452 году Ор-ден был вы-ну-ж-ден со-гла-сить-ся с двой-ным сю-зе-ре-ни-те-том (вме-сте с ар-хи-епи-ско-пом) над Ри-гой. По-ло-же-ние Ливонского ордена су-ще-ст-вен-но по-дор-ва-ла се-рия не-удач-ных войн с Ве-ли-ким кня-же-ст-вом Ли-тов-ским (ВКЛ, 1431-1435 годы), Нов-го-ро-дом (1443-1448 годы) и Русским государством (1480-1481 годы), а так-же гражданская вой-на 1479-1491 годов.

С конца XV века всё бо-лее важ-ное ме-сто во внеш-ней по-ли-ти-ке Ливонского ордена ста-ли за-ни-мать от-но-ше-ния с Русским государством. В 1501 году, за-клю-чив со-юз с ВКЛ, Ливонский орден на-чал вой-ну с Русским государством, за-вер-шив-шую-ся под-пи-са-ни-ем пе-ре-ми-рия на преж-них ус-ло-ви-ях (1503). Се-рия во-енных и административных ре-форм, про-ве-дён-ных ма-ги-ст-ром Воль-те-ром фон Плет-тен-бер-гом (1494-1535 годы), на вре-мя ук-репи-ла по-ло-же-ние Ор-де-на, но рас-про-стра-не-ние идей Ре-фор-ма-ции в Ли-во-нии в 1520-1530-е годы на-нес-ло ему не-по-пра-ви-мый удар. По-ра-же-ние, ко-то-рое Ор-ден по-тер-пел на на-чаль-ном эта-пе Ли-вон-ской вой-ны 1558-1583 годов, за-вер-ши-лось его се-ку-ля-ри-за-ци-ей: 28.11.1561 года по-след-ний ве-ли-кий ма-гистр Гот-хард Кет-лер пе-ре-шёл в лю-те-ран-ст-во и при-нял ти-тул гер-цо-га Кур-лянд-ско-го (смотри Кур-лянд-ское гер-цог-ст-во). Ливонский орден офи-ци-аль-но уп-разд-нён 5.3.1562 года.

ИСТОРИЯ ЛИВОНСКОГО ОРДЕНА.

П осле поражения в битве при Сауле (Шауляй) в 1236 году, орден Меченосцев оказался на грани краха. Чтобы сохранить завоевания крестоносцев в Ливонии, при содействии папы Григория IX, остатки ордена Меченосцев влились в Тевтонский орден в 1237 году. Отделение Тевтонского ордена на территории Ливонии стало называться Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена (лат. Fratres miliciae Christi de Livonia, нем. Brüder der Ritterschaft Christi von Livland) или Ливонский орден . Ливонский орден наследовал земли, находившиеся во владении ордена Меченосцев, так же Ливонский орден должен был сохранять свою зависимость от местных епископов.Ливонский орден принял устав Тевтонского ордена и его символику.

Рис.1 Знамя магистра Ливонского ордена. Из манускрипта Бандериа Прутенорум.

Структура ордена.

Согласно уставу орден состоял из светских братьев (рыцарей ) и духовных братьев (священников) . И те и другие при вступлении в орден давали обет частоты и повиновения. Орденским братом-рыцарем могло быть лишь лицо незапятнанного поведения, немецкого происхождения и дворянского рода. Братья рыцари должны были носить одежду белого цвета с черными крестами на груди и на плече. Устав возлагал на рыцарей тяжелые обязанности и предписывал строгий образ жизни. Духовные-братья священники по своему статусу считались выше братьев рыцарей, но жили вместе сними, подчиняясь одинаковой с рыцарями дисциплине. Братья священники также принимали участие в капитулах. Кроме братьев в состав ордена входили "собратья ", которые не являлись рыцарями и могли быть женатыми. При вступлении в орден они должны были передать ордену половину своего имущества. Они носили одежду различных цветов с нашитым Т-образным крестом и должны были служить ордену в качестве советника или война.

Рис.2. Собрат Тевтонского ордена (худ. Морской А.Н. из сборника Рыцари креста. Прибалтика XIII в.)

Кроме собратьев в орден допускались "полубратья ". При вступлении они давали три обета (частоты, бедности и послушания). Они носили большей частью серое одеяние с Т-образным крестом. Полубратья должны были прислуживать рыцарям за столом и выполнять другие хозяйственные работы. Кроме собратьев и полубратьев в ордене состояли "братья служители " и "полусестры ", монахини, которым поручали уход за больными и за скотом. Полусестры не должны были жить в орденских замках.

Быт братьев-рыцарей.

Быт орденских братьев был весьма скромен. Суть рыцарского ордена- соединить рыцарство и

Монашество,чтобы рыцарь был в то же самое время и монахом, поэтому жить он должен был скомно и много времени отдавать молитве. Жили рыцари вместе в конвентном доме и не могли его покидать без разрешения. Спали рыцари в общей спальне. Каждому брату-рыцарю полагался тюфяк с шерстью и покрывало. На перине могли спать только больные братья.

Всякая частная собственность воспрещалась. Никто из братьев не должен был целовать женщину, даже свою мать или сестру. По пятницам каждый орденский брат должен был подвергать себя бичеванию. По воскресениям собиралось общее собрание (капитул) для обсуждения орденских дел.

В свободное от богослужений время братья-рыцари были обязанны постоянно заниматься упражнением с оружием для ознакомления с разнообразными боевыми приемами. Во время отдыха рыцарям ордена дозволялась охота только на крупного зверя, а также стрельба по птицам, чтобы упражняться в стрельбе.

Еда братьев-рыцарей была монашеской. Три дня в неделю братья должны были есть мясо, три дня-блюда из молока и яиц, в пятницу- постные блюда. В постные дни они должны были довольствоваться одной трапезой и одним вечерним питьем. Таких дней в году было не менее 120. Братьям было дозволено употреблять пиво. Зачастую при орденсом замке имелась и своя пивоварня.

Административное деление.

Конвентные дом, счиался основной частью большого орденского замка. Там находилась спальня братьев-рыцарей, общая столовая, зал капитула для заседаний братьев ордена и часовня. В конвентском доме по уставу должно было проживать не менее 12 братьев ордена. Рыцари входившие в один конвент подчинялись комтуру . В действительности в конвентском доме зачастую проживало меньшее количество братьев-рыцарей.

В обязанности комтура входило управлние землями комтурства (отельной административной территории на землях ордена). Также комтур был командующим вооруженными силами своей области. Центром комтурства был замок где жил сам комтур с братьями ордена.

Со временем орден продожал расширать свои территории в Ливонии и чтобы эффективней управлять новыми землями в комтурствх учередили должность фогтов .

Фогты также имели свои замки, но число проживавших там орденских братьев было не велико. Изначально фогты были в подчинении у комтуров, но со временем они уравнялись в правах. Фогт, также как и комтур управлял своей нкбольшой областью, где выполнял судебные и административные функции.

На территории Эстонии насчитывалось 6 комтурств: Вильяндиское, Таллиннское, Лихулаское, Пярнуское, Курси, и Пайде. Фогств в Эстонии было 9: Яарвское, Ракверское, Нарвское, Васкнарвское, Маасилинна, Тоолсе, Каркси, Пылтсамаа и Пёйде.

Рис.3.Рыцарь Тевтонского ордена (худ. Морской А.Н. из сборника Рыцари креста. Прибалтика XIII в.).

Политика ордена.

В XIII веке численность братьев рыцарей Ливонского ордена составляла 200 человек, в XIV веке 400 человек, к концу XVI века 500 человек, а к середине XVI века их численность снизилась до 150 человек.
Во главе Ливонского ордена стоял пожизненно избираемый магистр с резиденцией в Риге или в Вендене (Цесисе). Также частым местом пребывания магистра был замок Феллин (Вилянди), который в 15-16 веке считался самым мощным орденским замком в Ливонии. Ливонский магистр назначался на должность верховным магистром Тевтонского ордена.
Следующим сановником после магистра в Ливонии был ландмаршал. Он командовал войском и замещал магистра в его отсутствие. К концу XIV века при магистре образовался совет (состоявший только из 5-6 высших чиновников ордена), который определял всю политику ордена. В орденский совет кроме ландмаршала входили комтуры Алуксне, Кулдиги, Вильянди и Таллинна, а так же Яарваский фогт.

Рис.4 Белым цветом показаны владениея Ливонского ордена к 1534 году (цифрами отмечены комтурства и фогства)(источник: http :// et . wikipedia . org / wiki / Liivi _ ordu )

Первые рыцари прибывали в Ливонию главным образом с юга Германии. После соединения ордена Меченосцев с Тевтонским орденом, в ливонские земли стали прибывать рыцари из областей, в которых Тевтонские рыцари имели существенное присутствие, преимущественно из Вестфалии. Большинство этих рыцарей принимали участие в Крестовых походах и провели на Востоке несколько лет. К середине XV века внутри Ливонского ордена началась борьба между сторонниками Тевтонского ордена (т.н. Рейнская партия) и сторонниками независимости (Вестфальская партия). Когда Вестфальская партия победила, Ливонский орден практически стал независим от Тевтонского ордена.

С конца XIII века начинается борьба Ливонского ордена против рижских архиепископов за политическую гегемонию в Восточной Прибалтике. Одержав победу, Ливонский орден в 1330 году стал феодальным сеньором Риги, но разгром Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве (1410) подорвал политическое влияние Ливонского ордена. Кирхгольмский (Саласпилсский) договор (1452) оформил над Ригой власть двух феодальных сеньоров (архиепископа и ордена). Это положение сохранилось до 1560-х годов, несмотря на сопротивление города и продолжавшиеся столкновения сеньоров.

С середины XIII века Ливонский орден пытается распространить свое влияние на восток, на земли Новгорода и Пскова, однако успехов ордену добиться не удалось. С XIV века основным направлением внешней политики Ливонского ордена становиться борьба с набирающей силу Литвой. Со второй половины XV века у ордена появился еще один опасный соперник — Русское государство. Политическое положение Ливонского ордена было ослаблено начавшейся в Восточной Прибалтике в 1520-х годах Реформацией. Во время Ливонской войны 1558-1583 годов орден в 1561 распался, на его территории было создано Курляндское герцогство. Последний магистр Ливонского ордена Готтгард Кеттлер, перейдя в лютеранство, стал первым курляндским герцогом. Часть земель была разделена между Швецией, Речью Посполитой и Данией. Ливонский орден был окончательно ликвидирован 5 марта 1562 года.

Магистры Ливонского ордена.

1. Германн фон Балк (Балке)(1237-1243))
2. Андреас фон Белвен , Фелфен (Andreas von Velven) (1240-1241)
3. Генрих фон Хинненберг (также фон Хеймбург) (1243)
4. Дитрих фон Гронинген (Гренинг) (Dietrich von Groningen) (1244-1248)
5. Генрих фон Хеймбург (Heinrich von Heimburg) (1245-46)
6. Андреас фон Стирланд (также Андрей фон Стукланд, Штукланд, также фон Стине, фон Стирлант) (Andreas von Stirland) (1248-1252)
7. Эберхард фон Сейме , Зайне (1253 (?))
8. Анно (Анос) фон Зангерхаузен (Anno von Sangerhausen) (1253-1256), после - верховный магистр Тевтонского ордена.
9. Людвиг (1256-1257)
10. Бурхардт фон Хорнхузен , Хорнхаузен (Burchard von Hornhusen) (1257-1260) , погиб 13 июля в битве при Дурбе.
11. Георг (Юрген) фон Эйкстат (1260-1261) (или 1262) погиб в сражении у Лиелварде 3 февраля 1262 года
12. Хелмерих фон Вюрцбург (Helmerich von Würcburg) (1262), одновременно исполнял в 1262-63 гг. обязанности магистра Пруссии
13. Вернер фон Брейтхаузен (Werner) (1261-1263)
14. Хелмерик фон Вюрцбург (Würzburg), (1262)
15. Конрад фон Мандерн (также фон Медем) (Konrad von Mandern) (1263-1266)
16. Оттон (Отто) фон Лютерберг (также фон Роденштейн) (Otto von Lutterberg) (1266-1270), погиб 16 февраля под Карузе.
17. Андреас (Андрей) фон Вестфален (Westfalen) (также фон Виттен) (1270), погиб в Литве
18. Вальтер фон Нордек (Нордекe, Нортекен) (Walter von Nordeck, Nortecken) (1270-1273)
19. Эрнст фон Ратцбург (также фон Ратцебург, Рацбург, Розенберг) (Ernst von Rassburg) (1274-1279), погиб 5 марта под Айзкраукле
20. Конрад фон Фейхтванген (также фон Буктванген) (Konrad von Feuchtwangen) (1279-1281) (или 1279-82) (с 1291 - верховный магистр Тевтонского ордена)
21. Мангольд (1281-83)
22. Вильгельм (также Виллем) Шурборг (Шауэрбург) или фон Эндорф (Willekin von Endorp) (1281-1287) (или 1283-87), погиб в битве при Гриезе 26 марта)
23. Конрад фон Герцогенштейн (также Куно фон Хацигенштейн) (Kuno von Hazzigenstein) (1288-1289)
24. Болто (Хальт) фон Хохенбах (Halt) (1290-1293)
25. Генрих фон Динцелааге , Динкелг (также фон Думпесхаген) (Heinrich von Dinkelaghe) (1295-1296)
26. Бруно (Bruno) (1297-1298) (или 1296-98), погиб под Турайдой 1 июня
27. Готфрид фон Рогге (фон Рога) (Gottfried fon Rogge) (1298-1307)
28. Герхардт (Конрад) фон Йорк (Йоке, Йорке) (Gerhard von Jorke, York) (1309-1328)
29. Реймар Хане (Reimar Hane) (1324-28)
30. Эберхард (Эберхардт) фон Монгейм (Eberhard von Monheim) (1328-1340)
31. Бурхардт фон Дрейлебен (фон Дрейлев) (Burhard von Dreileben) (1340-1345)
32. Госвин фон Герике (Херике, Эрк) (Goswin von Herike) (1345-1359)
33. Арнольд фон Фитингхоф (Arnold von Vietinghof) (1360-1364)
34. Вильгельм фон Бримерсхайм , Фримерсхайм (также фон Фреймерсен) (Wilhelm von Vrimersheim) (1364-1383) (или 1364-85)
35. Робин фон Эльцен (Эльц, также Лобе Ульзен) (Robin von Eltz) (1385-1388)
36. Веннемар (также Вальдемар) фон Бригеней (Брюггеней), Брингеней (Wennemar von Brüggenei) (1389-1401)
37. Конрад фон Фитингхоф (Konrad von Vietinghof) (1401-1413)
38. Дитрих фон Торк (также Тирк) (Dietrich Tork) (1413-1415)
39. Зигфрид (также Зиверт, Сигберт) Ландер фон Шпанхейм (Siegfried Lander von Spanheim) (1415-1424)
40. Цис c е (Эйсе) фон Рутенберг (Cisse, Zisse von Rutenberg) (1424-1433)
41. Франке Керсдорф (Керскорф) (Franke Kerskoff) (1433-1435), погиб 1 сентября при Свенте в Вилкомире)
42. Генрих фон Бокенфорде (Букенфорд), прозванный Шунгель (Heinrich von Bockenvorde alias Schungel) (1435-1437)
43. Хейденрейх (Хейнрих) Финке фон Оверберг (Бинке фон Аверберг, Оферберг) (Heidenreich (Binke)Vinke von Overberg (Ovenberg) (1434-1450)
44. Иоганн фон Менгден , прозванный Остхоф (Johann von Mengede alias Osthof) (1450-1469) (фон Менгеде)
45. Иоганн Вольтхуз фон Херсе (Вольтхаузен, Вольтхузен-Герц) (Johann Wolthus von Herse) (1470-1471)
46. Берндт (Бернхард, Бернд, Бернт) фон дер Борх (Bernd von der Borch) (1471-1483)
47. Иоганн Фрейтаг фон Лорингхофен (Johann Freitag von Loringhofe) (1483-1494)
48. Вальтер (Вольтер) фон Плеттенберг (Walter von Plettenberg) (1494-1535)
49. Германн фон Бригеней (Брюггеней), прозванный Хазенкампф (Hermann von Brüggenei alias Hasenkamp) (1535-1549)
50. Иоганн фон дер Рекке (Johann von der Recke) (1549-1551)
51. Хинрих (также Генрих, Хейнрих) фон Гален (Heinrich von Galen) (1551-1557)
52. Вильгельм фон Фюрстенберг (Wilhelm von Fürstenberg) (1557-1559)
53. Готард (Готхард) фон Кетлер (Gotthard Kettler) (1559-1562), последний магистр Ливонского ордена и после этого - первый курляндский герцог (1562-87.).†



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!