Признаки дисграфии. Виды дисграфии и дислексии



Выступление на методическом объединении

учителей-логопедов 17.12.2015г.

Презентация « Дисграфия. Симптоматика.

Характеристика видов дисграфии »

Учитель-логопед Беляева Л.Г.

Слайд 1.

ДИСГРАФИЯ. СИМПТОМАТИКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДИСГРАФИИ.

Слайд 2. Дисграфия - это частичное на рушение процесса письма, проявляющееся в стой ких, повторяющихся ошибках, обусловленных нес форми-рованностью высших психических функ ций, участвующих в процессе письма.

В современной литературе для обозначения специфических расстройств письма используются раз личные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией, полная неспособность письма - аграфией.

В отечественной литературе термины «дисгра фия» и «дизорфография» противопоставляются, т. е. разграничиваются.

Для дифференциальной диагностики этих нару шений необходимо уточнить те критерии, на осно ве которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием является тот принцип правописания, который преиму щественно нарушается .

Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные прин ципы: фонетический (фонематический), морфоло гический, традиционный.

В основе фонетического (фонематического) прин ципа правописания лежит звуковой (фонематиче ский) анализ речи. Слова записываются так, как они слышатся и произносятся (ДОМ, ТРАВА, КА НАВА, СЛЫШУ). Пишущий анализирует звуко вой состав слова и обозначает звуки определенны ми буквами. Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фо нематического анализа .

Морфологический принцип состоит в том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окон чание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным (ДОМ - ДО(а)МА, СТОЛ - СТО(а)ЛЫ, СОЙТИ - С(з)БЕ- ЖАТЬ). Использование морфологического прин ципа предполагает умение определять значащие морфемы слова, определять морфологическую структуру слова, выделять морфемы с одинаковым значением, произношение которых может отличаться в различных фонетических условиях. Уровень развития морфологического анали за теско связан с развитием словаря и граммати ческого строя речи.

И, наконец, традиционный принцип предпола гает такое написание слова, которое сложилось в истории развития письменности и не может быть объяснено фонетическим или морфологическим принципом правописания. С учетом принципов орфографии можно сделать вывод, что дисграфия преимущественно связана с нарушением реализации фонетического принципа, а при дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного принципов правописания.

МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА.

Слайд 3. 4. Психологический подход к анализу механизмов дисграфии.

    При дисграфии ошибки являются стойкими и специфическими и более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время.

Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма:

Мышления Восприятия Памяти Внимания

Проявляются нарушения дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.

Слайд 5. Психолингвистический подход к анализу механизмов дисграфии

    При дисграфии нарушаются специфические операции продуцирования письма:

    Анализ предложений на слова

    Слоговой анализ и синтез

    Дифференциация фонем

    Фонематический анализ

    Перевод фонемы на уровень зрительной символики

    Зрительно-моторная координация

    Моторная реализация букв

Слайд 6. Причины возникновения нарушений письменной речи

    Обусловленная вредными воздействиями в перенатальном периоде развития или наследственной предрасположенностью задержка в формировании важных для письма функциональных систем;

    нарушения устной речи органического генеза;

    трудности становления у ребенка функциональной асимметрии полушарий (латерализации);

    задержка в осознании ребенком схемы тела;

    как следствие нарушения восприятия пространства и времени, анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности

Слайд 7. Виды нарушений письменной речи

    Нарушения чтения: Алексия Дислексия.

    Нарушения письма Аграфия. Дисграфия. Дизорфоргафия.

Слайд 8.- 9. СИМПТОМАТИКА. В соответствии с определени ем термина «дисграфия» можно выделить следую щие особенности ошибок при дисграфии:

1 . При дисграфии ошибки являются стойкими и специфическими, что позво ляет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, а закономерно встречающихся у детей при овладе нии письмом. При этом следует отметить, что ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с так называемыми физиологическими ошибками. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющи мися и сохраняются длительное время .

2. Дисграфические ошибки связаны с несфор мированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма , - дифференциа ции фонем на слух и в произношении, анализа предло-жений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико -грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.

Нарушения элементарных функций (анализаторных) также могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения письма не рассматри ваются как дисграфия.

Нарушения письма у детей (например, при за держке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность. Однако в этом случае ошибки, если они не связаны с несформированностью высших психических функ ций, носят не специфический, а вариативный харак тер и поэтому не являются дисграфическими.

3. Ошибки при дисграфии характеризуются на рушением фонетического принципа письма, т. е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической по зиции (ЛОПАДА - вместо ЛОПАТА, ДМ - вмес то ДОМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции (ВАДЯНОЙ - вместо ВОДЯНОЙ, ДАМА - вместо ДОМА).

4. Ошибки характеризуются как дисграфиче ские в том случае, когда они наблюдаются у детей школьного возраста.

У детей дошкольного возраста письмо сопровож дается многочисленными ошибками, сходными по характеру и проявлению с дисграфическими. Од нако у детей дошкольного возраста еще недоста точно сформированы многие психические функ ции, обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки являются закономерными, «физиологиче скими».

Слайд 9. Характер замен букв

    Замены букв, оптически сходных

    Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки

    Персеверации

    Антиципации

Слайд 10. Выделяются следующие группы ошибок при дис графии.

    Искаженное написание букв (например, Э-б, С-о).

    Замены рукописных букв: а) графически сход ных (например, с - а-, л - ж, ц, - щ); б) обозначающих фонетически сходные звуки (например, ш-с …).

    Искажения звукобуквенной структуры сло ва: перестановки,пропуски, добавления, персеве рации, контаминации букв, слогов (например, ВЕ-
    СЕНА - вместо ВЕСНА, СТАНА - СТРА НА, КУЛБОК - вместо КЛУБОК).

    Искажения структуры предложения: раздель ное написание слова, слитное написание слов, кон таминации слов (например, ИСТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯ ГРАЧИ - вместо ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕ ТЯТ ГРАЧИ).

    Аграмматизмы на письме (например, МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).

Слайд 13 - 14 . ВИДЫ ДИСГРАФИИ.

Слайд 15. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что на письме возникают ошибки, обусловленные неправильным произношением звуков речи (ребенок пишет слова так, как он их произносит) или несформированностью кинестетических образов звуков (при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков). Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые способствуют этим же ошибкам в устной речи.

Слайд 16. Акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания - дифференциации фонем). Ошибки при этом виде дисграфии обусловлены неточностью слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении и проявляются они в заменах букв , обозначающих фонетически близкие звуки . Чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-ть, ц-с, с-щ, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д..).

Слайд 17. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение:

анализа предложений на слова : слитное написание слов, особенно предлогов с различными частями речи; раздельное написание слов (приставки, корень);

слогового и фонематического анализа и синтеза (искажение звукобуквенной, слоговой структуры слова, пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки), пропуски гласных (девчки-девочки, пшли-пошли), перестановки букв (пакельки-капельки), добавление букв, слогов (веснана-весна)).

Слайд 18. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Характерные ошибки:

неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (деревы, ручков), глагольного управления;

неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, лисина шуба;

согласование различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)

неправильное употребление предложно-падежных конструкций (цветы стоят в ваза; собака вылезает с будки);

пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик __ песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы.)

нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.);

неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонация. Для аграмматической дисграфии характерно большое количество ошибок при самостоятельном письме и списывании.

Слайд 19. Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций : зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются искаженное воспроизведение букв на письме:

неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы;

замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д).

Литеральная оптическая дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения изолированных букв. При вербальной оптической дисграфии отмечаются искажения букв в слове (замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы в заданном слове).

Как правило, дисграфия в «чистом» виде встречается крайне редко, чаще всего эт о сочетание различных видов дис графии. Часто дисграфия переплетается с дизорфографией или дислексией. В таких случаях определить направления, систему коррекцион но-логопедической работы значительно сложнее.

Слайд 20 . Механизм и симптоматика Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Слайд 21 . Дизорфография - это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

    Симптоматика носит полиморфный характер:

- нечеткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания,

- трудности освоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме.

Слайд 22-23. Как до школы можно определить, есть ли у ребёнка склонность к дисграфии и дислексии?

Важно обратить внимание какой рукой ребёнок пишет. Не переучивали ли его. Какой словарный запас ребёнка? Уровень сформированности грамматически правильной речи. Как развиты фонематические процессы? Сформировано ли зрительно- пространственное восприятие? Внимателен ли ребёнок, умеет ли находить неправильно изображённые предметы, находить общее и различное в сравнении предметов? Как развита зрительно-моторноя координация.

Слайд 24-25. Диктанты детей- дизграфиков.

Слайд 26- Участие детей с тяжёлыми нарушениями речи в ЕГЭ

Слайд 27. Список использованной литературы.

Слайд 28. Спасибо за внимание, коллеги!

Дисграфия - расстройство в области логопедии, связанное с нарушениями процесса письма у пациента. Такое явление обусловлено недостаточной сформированностью некоторых функций психики, которые отвечают за контроль и реализацию процессов письма. Дисграфию можно распознать по наличию систематически повторяющихся ошибок в письме, которые не исчезают, а ликвидация их требует специальных методов. Для диагностики у пациента дисграфии проводится анализ написанных им заданий, а также по специальным методикам специалистом оценивается навык его устной речи.

Дисграфия - это специфические нарушения письма у пациента. Как было сказано выше, письменная речь у пациентов-дисграфиков значительно повреждена. По некоторым данным расстройство удается выявить у половины учащихся в начальной школе и у трети учеников в средней. Анализ этих данных позволяет говорить о весьма высокой распространенности дисграфии и ее устойчивости среди детей. Причиной тому служит то, что в первые классы школы и детские сады пропускается большое число детей с какими-либо логопедическими нарушениями или с нарушениями, связанными с восприятием звуков. Из-за наличия этих расстройств дети не могут полноценно получать знания и развивать навыки устной и письменной речи. Следует отметить, что в случае нахождения ребенка-дисграфика в общеобразовательной школе процесс его обучения должен происходить с участием логопеда, а специфические ошибки в письме, допускаемые страдающим дисграфией пациентом, не должны влиять на общую успеваемость по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык и литература.

Нередко путают дисграфию и араграфию. Эти логопедические нарушения отличаются рядом общих черт, однако разница все же имеется: при дисграфии письменная речь претерпевает искажения, но все же сохраняется и может функционировать. При араграфии у пациента наблюдается неспособность к овладению письмом, навык признается полностью утраченным. Нередко дисграфия сопровождается нарушениями чтения, например, дислексией.

Причины дисграфии

Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.

Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.

Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.

Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.

Механизмы дисграфии

Дисграфия отличается некоторой сложностью своего механизма. Поскольку письменная речь - это сложный процесс с множеством уровней, в его формировании задействовано большинство анализаторов. К ним относятся и зрительный, и речеслуховой, и речедвигательный, и двигательный. Их взаимодействие и отвечает за навык письма у пациента. Чем развитее у человека устная речь, тем больше вероятность высокого уровня развития навыка письма. Однако письменную речь развить можно только в процессе целенаправленного обучения, в то время как развитие устной речи не требует соблюдения этого правила.

Механизм возникновения дисграфии может быть связан с тем, что процесс установления доминантного полушария, отвечающего за развитие речевых функций, происходит несвоевременно. В идеале все связанные с этим процессы должны быть завершены к началу обучения в школе. В случае задержки латерализации развитие письма нарушается, что приводит к появлению соответствующих заболеваний. Дисграфию часто сопровождает нарушение формирования восприятия, памяти, мышления, слогового анализа, восприятия пространства, фонематических процессов и прочих подобных факторов.

Психолингвистика также дает свою оценку механизма появления дисграфии. Ее оценивают как нарушение операции зарождения письменного проявления своей речи: структурирования, деления предложений на слова и словосочетания и тому подобного.

Классификация дисграфии

В настоящее время дисграфия подразумевает выделение пяти форм. Каждая из них зависит от того, какая именно операция письма не сформирована или же нарушена у пациента:

  1. артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушением восприятия фонематики, артикуляции, затруднением звукопроизношения;
  2. акустическая дисграфия обусловлена нарушением фонематического распознавания;
  3. форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза;
  4. аграмматическая дисграфия обусловлена затруднениями развития лексики речи и ее грамматики;
  5. оптическая дисграфия связана с тем, что у пациента не развито зрительно-пространственное восприятие.

Стоит отметить, что в логопедии, помимо строго определенных форм дисграфии, нередко диагностируются и смешанные. К слову, смешанные формы в практике встречаются несколько чаще.

Помимо такой классификации, существует и иная:

  1. специфические нарушения письма;
  2. неспецифические нарушения письма (связанные с педагогической и социально-психологической стороной нарушения).

Симптомы дисграфии

Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма - самая распространенная.

Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов - это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности. Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы.

Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.

Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.

Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи - на их почве - развивается и письменный навык.

Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.

Прогноз и профилактика дисграфии

Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.

Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.

В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами. С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.

Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.

Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках. Она возникает при нарушении формирования высших отделов ЦНС. Дисграфия препятствует овладением навыками грамматических особенностей языка.

Эта проблема достаточно актуальна для нашей страны. В российских школах количество учеников с диагнозом «Дисграфия» достигает 30% от общего количества детей.

Причины

Симптомы

Симптоматика дисграфии очень разнообразна и зависит от этиологии, которая ее вызвала. Дети с дисграфией чаще всего умные и смышленые, но в тетрадях у них много ошибок. Родители недоумевают, что является причиной плохой успеваемости любимого чада. Они думают, что это либо нежелание учиться ребенка в школе, или у него плохой педагог. В младших классах дети, которые испытывают большие трудности с письменной речью, могут иметь хорошую успеваемость по другим предметам и хороший интеллект. Но они не пишут заглавные буквы в словах, в диктантах допускают много ошибок.

Плохая успеваемость в школе, критика родителей и учителей приводит к тому, что ребенок отказывается ходить на занятия. Очень часто он становится объектом для насмешек со стороны одноклассников, начинает сильно переживать по этому поводу и замыкается в себе. Диктанты пишет очень медленно, часто плохим почерком. Иногда дети с дисграфией стараются специально изменить свой почерк, в надежде, что таким образом некоторые ошибки не будут заметны учителю. Они часто путают начертания букв «Р» и «Ь», «З» и «Э».

В специальной литературе имеется несколько классификаций дисграфий (по видам и формам).

Виды


Таблица: «Формы дисграфии».

Форма дисграфии Описание
Артикуляторно-акустическая Не правильно произносит звуки и пишет буквы
Акустичекая
  • Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит

  • Смешивает звонкие и глухие (Б - П, Д - Т)

  • Путает свистящие и шипящие (С - Ш, З - Ж).

  • Ошибочно обозначает мягкость согласных: «лубит», «больит».

Расстройство языкового анализа и синтеза.
  • Пропускает буквы и слоги

  • Меняет местами буквы и (или) слоги

  • Не пишет окончания

  • Пишет лишние буквы в слове

  • Повторяет буквы и (или) слоги

  • Смешивает слоги из разных слов

  • Слитное написание предлогов («настуле»)

  • Раздельное написание приставок («на шла»).

Аграмматическая
  • Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»).

  • Не может склонять слова по падежам, числам и родам

  • Ошибается в окончаниях слов

  • Не согласует слова между собой

Оптическая
  • Расстройство зрительного и пространственного гнозиса

  • Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков».

  • Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р».

  • Добавляет лишние элементы в буквы

  • Не соединяет две буквы

  • Путает печатные и письменные буквы

  • Зеркальное отображение букв

Диагностические мероприятия

Школьные учителя должны вовремя провести диагностику дисграфии у детей и направить на коррекцию к специалисту. Очень часто они попадают на прием к логопеду после длительного «воздействия» педагогов.

Всем детям надо пройти обследование у логопеда, который заполняет речевую карту. В ней он указывает состояние общей и мелкой моторики. Специалист должен описать артикуляционный аппарат, звукопроизношение, указать проблемы чтения и письма. В речевой карте логопед должен написать краткую характеристику на ребенка и логопедический диагноз. После проведенной коррекционной работы он заполняет соответствующие графы, отражает результаты занятий.

Ранняя диагностика этого нарушения помогает бороться с дисграфией на начальных этапах развития. Если она не была скорректирована в детском возрасте, то ее проявления могут наблюдаться у взрослых.

Лечение

Дисграфия включена в МКБ-10, лечением этого заболевания занимаются врачи-психиатры. В англоязычных странах для дисграфиков разработаны специальные учебные программы, к сожалению, в России такой возможности пока нет.

Коррекция дисграфии должна начинаться в детском саду. Это заболевание можно преодолеть только с помощью специальных методик и приемов, которыми в совершенстве владеют логопеды. Стандартная школьная программа не сможет устранить дисграфию у младших школьников.

Скорректировать полностью ее не удается никому, но приблизить к идеалу правильность написания слов можно.

Занятие с логопедом может протекать в виде игры. У младших школьников используются магнитные буквы для создания слов. Этим способом подкрепляется зрительное восприятие элементов букв. Ребенок должен писать диктанты, чтобы улучшить восприятие звуков на слух. Дома с родителями можно поиграть в историка, писать буквы на бумаге при помощи перьевой ручки и чернил.

Особое внимание надо уделять выбору ручек и карандашей. Лучше всего для ребенка покупать ручки с неровными поверхностями, они массируют дистальные концы пальцев рук, посылая, таким образом, дополнительные сигналы к головному мозгу. Фломастеры и карандаши также необходимо выбирать не гладкой формы (например, треугольной).

Оптическая дисграфия корректируется регулярными письменными упражнениями.

Чтобы быстрее овладеть навыком письма можно использовать гелевую ручку. Она поможет более отчетливо прописать элементы букв.

Для того, чтобы скорректировать почерк необходимо в среднем 3 недели занятий. Для этих целей можно купить специальную пропись или школьную тетрадь. При написании слов нужно прописать буквы в каждой клеточке.

Оптическая дисграфия устраняется путем тренировки зрительной памяти. Ученику предлагается нарисовать несколько букв мелом на доске, в воздухе или вылепить их из пластилина.

Существует несколько книг и пособий, например «Оптическая дисграфия». В них представлены примеры специальных занятий. Эти книги могут приобрести родители самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Родители должны набраться терпения и не ругать своих детей за ошибки в письме. Нельзя заставлять его часами заниматься уроками и лишать за плохие оценки полноценного отдыха и развлечений. Ребенок должен полностью доверять своим родителям, не должно быть панического страха перед ними. Только совместными усилиями с педагогами и психологами можно побороть дисграфию.

Пример занятия

Существует множество логопедических методик для коррекции дисграфии.

Одно из упражнений для домашнего выполнения называется «Корректурная правка». Для его выполнения нужен любой текст со средним шрифтом. Книга должна быть скучной для ребенка, и ранее им никогда не прочитанной. Родители предлагают найти в тексте и подчеркнуть сначала гласные буквы, например, только «О», затем только букву «А».

После того, как закончатся гласные буквы, можно переходить к согласным, желательно к тем, которые являются проблемными для ребенка. Ребенок ежедневно должен выполнять упражнение, но по времени это не должно продолжаться более 5 минут. При занятии обязательным условием является хорошее освещение.

Через неделю таких занятий, необходимо переключиться на две буквы. Например, находим их в слове и одну подчеркиваем, а другую зачеркиваем. Выбранные буквы должны быть для ученика «чем-то похожими друг на друга», например «Л» и «М», «Р» и «Т». Для обработки пары букв можно использовать любой текст, который был ранее написан ребенком.

Профилактическая работа

Профилактика дисграфии делится на первичную и вторичную. Первичная профилактическая работа направлена на предупреждение патологического течения беременности и родов, снижение перинатальной патологии и родового травматизма у новорожденных. Врачами-неонатологами должны быть разработаны меры по снижению факторов инфицированности новорожденного. Необходимо проводить ранее диагностику и лечение неврологической симптоматики.

Вторичная профилактика дислексии включает в себя своевременное выявление нарушения и педагогическую работу. Профилактические мероприятия должны проводиться с участием психолога, родителей, логопеда и воспитателей. Предупреждение грамматических ошибок должно начинаться в дошкольном периоде. В детском саду воспитатели должны обращать внимание как ребенок произносит звуки и строит речевые предложения. Педагог должен исправлять речевые ошибки дошкольников.

Дисграфия - это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.

Сегодня всё чаще это нарушение письменной речи встречается у детей. Согласно проведённым исследованиям, дисграфия у детей встречается в 80% всех случаев у школьников начальных классов и в 60% - у учащихся средних классов. Специалисты связывают такую устойчивую форму речевого нарушения с тем, что многие дети, поступающие в первый класс, уже имеют или фонетико-фонематические нарушение, или общее недоразвитие речи. Такие нарушения не позволяют ребёнку в полной мере овладеть грамотой.

При ярко выраженном расстройстве письменной речи принято говорить об аграфии, т. е. полной неспособности к письму. Очень часто нарушение письма сопровождается ошибками в чтении (дислексией или алексией).

Виды дисграфии

Классификация дисграфии проводится с учётом несформированности письменных навыков и психических функций. Различают следующие формы дисграфии в зависимости от нарушения той или иной операции письменной речи:

Акустическая

Данный вид нарушения сопровождается нарушением фонемного распознавания. Ребёнок может не различать близкие по звучанию гласные, например: о-у (голоби - голуби), мягкие и твёрдые согласные (шлапа - шляпа, клуква - клюква, лёстра - люстра, албом - альбом), путать звонкие и глухие (диктанд - диктант, назтупила - наступила), шипящие и свистящие звуки (масина - машина, баклазан - баклажан), сложные звуки (аффрикаты) с их составляющими, например: ц-с, ц-т, ч-т, ч-щ. При акустической дисграфии сами звуки ребёнок произносит правильно и слух у него сохранен.

Оптическая

Оптическая дисграфия у младших школьников связана с несформированностью зрительных и пространственных представлений. Обычно её отмечают во втором классе, когда уже ребёнок знаком с написанием всех букв русского алфавита.

  • Дети начинают добавлять какие-то лишние элементы к буквам: петельки, палочки, крючочки или отнимать их, например: п-т, л-м, б-д, и-у, о-а, и-ш, а-д;
  • Путают буквы, которые различно расположены в пространстве (в-д, т-ш);
  • Пишут буквы в зеркальном отражении (в другую сторону) - данное письмо характерно для детей, которые пишут левой рукой, так как они могут писать буквы, цифры и знаки в любом направлении.

Аграмматическая

Аграмматическая дисграфия определяется несовершенством лексико-грамматической стороны речи. В этом случае дети не могут правильно употреблять многие слова. Например, они знакомы с земляникой, кушали её, но в речи нечасто называли данное слово, в отличие от слова клубника, поэтому слово земляника стало заменяться на клубнику. Этим детям сложно подбирать антонимы и синонимы к словам, описывать предметы, называть более пяти действий, которые может выполнять предмет.

В письменных работах мы наблюдаем несовершенство устной речи, если ребёнок образует форму множественного числа с ошибками (ухи, дерева, пени, рукавы), то и писать он будет точно также.

У детей с данным видом дисграфии будут возникать проблемы в образовании уменьшительной формы существительных (гнёздочки, козлёнки), приставочных глаголов (напереть - запереть, выглянул - заглянул), относительных прилагательных (металлический, кожаный, меховая, а не ментальный, кожевый и мехный), в согласовании различных частей речи (красивый чашка, синие море, собирались мальчик), в правильном использовании предложно-падежных конструкций.

Например, «мальчик выглядывал из дерева», «машина ехала на дороге», «на столом висела лампа». При этом виде дисграфии имеют место трудности в построении сложных по структуре предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в нём. Часто такие отклонения встречаются в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнку приходится параллельно русскому языку говорить на иностранном языке.

Артикуляторно-акустическая

Она возникает тогда, когда у ребёнка в устной речи отмечаются нарушения звукопроизношения. Ребёнок как говорит, так и проговаривает себе слова, когда их пишет. Например, он нечётко произносит звуки с, з, ц, значит он спокойно может написать не «забавный заяц», а «сабавный заяс».

Если в устной речи ученик заменяет звук р на л, то при письме он тоже может это делать, так как у детей с данным нарушением помимо проблем со звукопроизношением отмечается несовершенство фонематического распознавания как при акустической дисграфии.

Несколько живых примеров описанных выше ошибок из моей практики:

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Данный вид дисграфии очень распространён в детских работах, он связан с несовершенством таких процессов, как восприятие, анализ и синтез. Ученику сложно определить есть определённый звук в слоге, слове или нет, назвать его место в слове, указать его цифрой, назвать последовательно все звуки в слове. Например, не [г, р, у, ш, а], а [г, р, ш]. Таким детям сложно придумывать слова на заданный звук или определённое количество звуков. Часто им сложно собрать слово из звуков, тем более, если они даны в неправильном порядке (к, а, з, е, р, л, о - зеркало).

Для данных детей вызывает сложность различения таких понятий, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. На письме мы можем наблюдать пропуски букв, слогов, слов (стана - страна, клон - клоун), добавления букв, слогов (весена - весна, соборище - сборище), перестановки букв, слогов (кулбок - клубок, мотолок - молоток), застревания на букве или слоге (вододопровод - водопровод, беерёза - берёза), недописания слов (магази - магазин, красива-красивая), слитное или раздельное написание слов (на ступила - наступила, вско чил - вскочил, под берёзовик - подберёзовик, удома - у дома). Проблемы в оформлении границ предложения.

Наряду с вышеуказанной классификацией видов дисграфии, выделяют ещё неспецифические нарушения письма, связанные с задержкой психического развития у ребёнка, умственной отсталостью и т. д. Причиной неспецифической дисграфии может стать педагогическая запущенность.

Причины несовершенства письменной речи

Причинами развития дисграфии могут быть как перенесённые травмы или заболевания головного мозга, так и социально-психологические факторы. Многие специалисты отмечают наследственную предрасположенность к данному заболеванию. Недоразвитие некоторых отдельных зон головного мозга генетически передаётся ребёнку от родителей. Психические заболевания у родственников также могут стать предпосылкой для дисграфии у ребёнка.

Изучающие этиологию (в переводе с греческого - учение о причинах) данного нарушения исследователи отмечают наличие патологических факторов, влияющих на ребёнка в пренатальный и постнатальный периоды, а также на момент рождения. Сюда относят инфекции и иные болезни, перенесённые во время беременности женщиной, вредные привычки матери, ранние и затяжные токсикозы, родовые травмы новорождённого, стремительные или затяжные роды, асфиксия (кислородное голодание), менингиты, травмы головы, короткий период между беременностями (менее полутора лет) и т. п.

Причины дисграфии могут носить как органический, так и функциональный характер. Функциональные причины, в свою очередь, делятся на внутренние, например, длительные соматические заболевания, и внешние - неправильная косноязычная речь окружающих, частое сюсюкание с малышом, недостаток речевого общения с ним, невнимательность к речевому развитию ребёнка, двуязычие в семье и т. д. Специалисты к зоне риска относят детей, чьи родители очень рано стали обучать их грамоте при полной психологической неготовности малышей.

Часто дисграфия наблюдается у детей, страдающих задержкой психического и речевого развития, с диагнозом минимальной мозговой дисфункции, общей недоразвитости речи и синдромом дефицита внимания.

Кроме того, данное нарушение может встречаться и у взрослых. Причинами дисграфии в этом случае выступают травмы головы, опухоли головного мозга, инсульты.

Симптомы и проявления дисграфии

Самостоятельно определить дисграфию у ребёнка не так просто. Как правило, что такое дисграфия, родители узнают только во время обучения детей в начальной школе, когда они только учатся письму. По ошибке патологическое нарушение письма можно спутать с началом освоения норм языка или простым незнанием грамматики.

Ошибки на письме при дисграфии никак не связаны с неумением ребёнка применять орфографические правила. Эти ошибки многочисленные, однотипные, своеобразные. Замена букв, нарушение слитного и раздельного написания слов, пропуски и перестановки букв и слогов в словах, неправильное изменение слов и образование новых слов, зеркальное написание букв - эти симптомы должны насторожить как учителей в школе, так и родителей.

Так, акустическая дисграфия проявляется у детей в раннем дошкольном возрасте. Если к 7 годам ребёнок не различает близкие по акустике звуки, то при последующем обучении письму он часто меняет одни буквы на другие.

Ещё одним симптомом неразвитости письменной речи является неразборчивый почерк. Такие дети пишут очень медленно и неровно. Часто высота и ширина букв колеблется, идёт замена прописных букв на строчные и наоборот. Если школьный учитель увидит эту проблему, то сможет подсказать о её наличии.

Способы диагностики

Диагностика дисграфии сводится к исследованию устной и письменной речи и её анализу. На основании полученных результатов назначается коррекция нарушения в виде логопедической работы.

Для выявления причин нарушения письменной речи необходимо пройти обследование у ряда специалистов. Обязательными являются консультации невролога, окулиста и отоларинголога. Сформированность речи определит логопед.

Обследование на наличие дисграфии у детей проводят в несколько этапов. Первоначально проводят диагностику зрения и слуха, оценивают состояние центральной нервной системы. Затем исследуют моторику ребёнка, строение его артикуляционного аппарата. Определяют ведущую руку ребёнка (правша или левша).

Обязательно проводится оценка состояния фонематических процессов и звукопроизношения ребёнка, его словарного запаса, грамотности речи. После тщательного исследования устной речи специалисты переходят к анализу письма. На данном этапе ребёнок или взрослый, страдающие дисграфией, переписывают печатные или письменные работы, пишут под диктовку буквы, слоги, слова, анализируют слова различной звуко-слоговой структуры. Им дают упражнения на составление предложений из слов, деформированные предложения, задания по чтению и т. п.

После проведения всех процедур и исследований выносится логопедическое заключение с последующими рекомендациями по коррекции нарушений.

Коррекция и лечение

При обнаружении несформированности письменной речи ребёнка у родителей сразу возникают вопросы о том, как лечить дисграфию, что делать с данным нарушением и возможна ли полная коррекция. При грамотном подходе специалистов, поддержке родителей и учителей преодоление дисграфии у младших школьников возможно.

Родителям стоит запастись терпением, так как данный процесс работы над преодолением дисграфии у ребёнка небыстрый. Могут понадобиться месяцы, а иногда и годы кропотливой работы. Сложнее проводить работу с детьми более старшего возраста так, как наряду с проблемами письма возникают другие сопутствующие отклонения.

Коррекция нарушения выстраивается с учётом вида нарушения и возраста ребёнка. По результатам проведённых исследований назначаются мероприятия, направленные на профилактику или лечение дисграфии.

Устранение такой проблемы, как дисграфия, невозможно быстро и в одиночку. Возможно, что для коррекции дисграфии ребёнку понадобится помощь узких специалистов, таких как нейропсихолог, психотерапевт, детский психолог. Речевая школа для детей с более серьёзными отклонениями в письменной речи будет более уместной и продуктивной, чем обычная.

Основной вклад в коррекцию заболевания вносит работа грамотного логопеда. Именно этот специалист составляет упражнения по восполнению пробелов в звукопроизношении, лексико-грамматической строе речи, в формировании фонемного распознавания, звуко-слоговой структуры слова, пространственных представлений, моторики и других психических функций.

Среди эффективных методов коррекции дисграфии выделяют:

  • специальные письменные упражнения, направленные на узнавание, различение элементов схожих букв при оптической дисграфии;
  • задания, направленные на развитие восприятия, памяти и мышления;
  • для формирования языкового анализа и синтеза используется много речевых игр: Наборщик, Лесенка, Речевая арифметика и другие. Дети учатся отгадывать и придумывать загадки и ребусы;
  • специальная работа, направленная на формирование лексико-грамматической строя речи;
  • при акустической дисграфии проводятся интересные задания по формированию фонемного распознавания на уровне звуков, букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
  • при нарушенном звукопроизношении даются задания на постановку звуков, автоматизацию их в речи и дифференциацию со схожими в произношении звуками. Например, при искажённом произношении звука [л], его не только ставят и автоматизируют, но и различают от звуков: [л’], [р], р‘] и [в], если ребёнок путает их в устной речи.

При наличии органических причин возникновения дисграфии может понадобиться медикаментозное лечение. Лечащий врач может назначить реабилитационную терапию в виде массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Эти процедуры помогут вылечить органическую причину, что позволит логопеду устранить нарушение.

Упражнения для самостоятельных занятий

В домашних условиях без участия специалистов полностью решить эту проблему невозможно. Но если родители следуют рекомендациям логопеда и занимаются с ребёнком, выполняя все указания, то результат совместной деятельности не заставит себя ждать. Существует множество упражнений, которые могут проводить родители с ребёнком в домашних условиях.

  1. Для тренировки моторики используют упражнение Лабиринт, когда ребёнку предлагается провести безотрывную линию. При этом ребёнок должен двигать только рукой, не позволяйте ему менять положение листа. Нахождение предметов и букв в сюжетных картинках. Рисование и штриховка графических диктантов.
  2. Для развития внимания и при оптико-пространственных нарушениях рекомендуется выполнять задания на конструирование букв из элементов, преобразование полученных букв в другие; на расшифровку схем и символов, которыми обозначили буквы. Например, 2-п, 3-т. Искать заданные буквы в предметах, вставлять пропущенные буквы в слова, предложения и тексты. Запомнить зрительный образ букв помогут упражнения, при которых ребёнок должен вычёркивать, подчёркивать или обвести в тексте какую-то заданную букву или несколько букв.
  3. Упражнения, направленная на правильное и чёткое произношение нарушенных звуков речи. Взрослый с ребёнком ищут предметы на заданный звук, определяют место звук в слове, придумывают слова, предложения на заданный звук, учат стихи и скороговорки.
  4. Игры и задания на формирование лексико-грамматического строя речи, например: «Скажи наоборот», когда нужно подобрать слова или словосочетания с противоположным значением. Или «Найди целое», где ребёнку предлагается отгадать и нарисовать предмет по его частям. Например: дно, крышка, стенки, ручки - это кастрюля глаз, ресницы, лоб, нос, рот, брови, щёки - это лицо. Отгадывание загадок на обобщающие слова с называнием назначения, местонахождения, ситуации, в которой находится предмет. Например: растут в огороде или в лесу, варят из них компоты и варенья, полезно их есть сырыми- ягоды.
  5. Упражнения на формирование фонематической системы у ребёнка. Определение места звука (в начале, в середине, в конце) с помощью рыбки, белки. Вырезается или рисуется рыбка и делится на три части: голова - начало слова, тело - середина, хвост - конец. Игра Цепочка, когда взрослый называет слово, например, автобус, а ребёнок придумывает своё на последний звук, например, «санки». Побеждает тот, кто не сломает эту цепочку. Также можно подбирать слово на последний слог, например, рыба - бабушка - каша и т.д.

Ежедневные и систематические домашние тренировки по устранению нарушений письма ускорят процесс коррекции у ребёнка.

Профилактика нарушений письма у детей

Профилактика нарушений письменной речи сводится к развитию высших психических функций у ребёнка до начала освоения им письма. Занятия и обучающие игры с детьми по развитию мелкой и крупной моторики, игры на внимание и память, упражнения на развитие мышления у малышей, занятие на каком-либо музыкальном инструменте - вот лучшие профилактические мероприятия.

Как научить ребёнка размышлять, развить его интеллект и память? Существует множество игровых занятий с ребёнком, которые направлены на развитие психических функций. Это составление пирамидок и кубиков, собирание матрёшек и различных конструкторов, досказывание стихов и сказок, подбор картинок на заданный звук или лексическую тему (овощи, фрукты), отгадывание загадок и ребусов, надевание мелких предметов на нитку или шнурок, перебирание различных по форме и цвету пуговиц или использование для этих целей всевозможные сортеры, игры с крупами, нахождение отличий, различные игры с предметами, например: посади мишку под стол, возьми его из-под стола, подними его над кроватью, посади его между стульями и т.п.

Дисграфия относится к особенностям реализации нервно-психических функций, которые затрагивают весьма незначительную часть возможностей психики человека, однако могут повлечь за собой серьезные трудности в социализации и развитии ребенка.

Часто из-за недостаточной информированности педагогов и родителей дисграфия превращается в настоящий кошмар для школьников. О том, что такое дисграфия и как с ней бороться – читайте далее.

Письмо - отфильтрованное мышление.
Стивен Кинг. Как писать книги. Мемуары о ремесле

Что такое дисграфия?

Первое, что необходимо знать о дисграфии: это не психическое заболевание и не «отклонение». Если у ребенка диагностирована дисграфия, это не значит, что он глупее или хуже прочих детей. Однако полное игнорирование этой особенности, безусловно, может повлечь за собой трудности в развитии.

Дисграфия диагностируется в основном у учеников средней школы. У дошкольников достоверно установить диагноз не представляется возможным ввиду возраста, а у взрослых дисграфия может возникнуть только вследствие поражения определенных зон головного мозга вследствие перенесенной болезни или в комплексе другого психического заболевания.

Само понятие дисграфии подразумевает частичное нарушение процесса письма. Ребенок при этом нарушении способен писать отдельные элементы, но испытывает определенные трудности, такие как:

  • неспособность согласовать слова по падежам (только на письме);
  • неспособность писать слоги в словах слитно (или раздельно);
  • отсутствие окончаний в словах;
  • замена слогов в слове местами и т.д.
Так как дисграфия является своеобразием нервной системы, а не патологией, то и лечения от нее не существует. Однако вовремя выявленная дисграфия поддается успешной коррекции в такой степени, что после специальных занятий ребенок может владеть письменной речью в той же степени, что и любой другой сверстник. Разумеется, успех коррекции зависит от степени выраженности нарушения к началу лечения.

Гораздо серьезнее самой проблемы являются ее психологические последствия, связанные с осуждением и насмешками со стороны сверстников, педагогов и даже (к сожалению, это не редкость) родителей. Окружающие, не понимающие невозможности ребенка нормально осуществлять письмо, принимают дисграфию за лень, отсутствие старания или глупость. Вслед за этим, как правило, следует наказание, плохие оценки и репутация «глупого», «неспособного», «ленивого» ребенка.

Особенности дисграфии у школьников


В связи с тем, что письмо является неотъемлемой частью учебы и общего развития ребенка, дисграфия резко бьет по успешности обучения, практически «ставя крест» на дальнейшем образовании. Именно поэтому так важна своевременная коррекция частичной неспособности к письменной речи.

Помимо этого, не всегда и не все замечают проблему. Многие дети подвергаются жесткой критике и даже агрессии со стороны родителей и учителей за неспособность хорошо учиться. Это вызывает тяжелый комплекс вины, чувство собственной ущербности по сравнению со сверстниками. В результате ребенок еще больше закрывается, снижает ожидания к собственным успехам и перестает развиваться в интеллектуальном плане.

Существует прямая зависимость между недооцененными успехами школьников и ранним формированием зависимостей. Не найдя одобрения и успеха в школьной программе, ребенок может эскапировать в компьютерные игры, «сомнительные» компании, вплоть до увлечения алкоголем и наркотиками. Поддержка и адекватное отношение к школьникам с дисграфией позволяет уберечь их от психологической травмы и в будущем.

Виды дисграфии

Дисграфия редко проявляется в «чистом» виде. У детей и подростков часто наблюдается комплекс нарушений восприятия и продуцирования речи, возникший вследствие нарушений развития определенных зон коры или определенных воздействий в процессе развития.

В зависимости от вида проявления проблемы, выделяют следующие виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая . Слова пишутся с ошибками, потому что ребенок одновременно не может правильно их выговаривать и воспринимать на слух. Ошибочное произношение кажется ему верным, отсюда и появляются ошибки на письме.
  • Акустическая . Ошибки возникают из-за того, что ребенок не различает на слух близкие по звучанию буквы.
  • Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза .
  • Аграмматическая . Часто развивается в двуязычных , где родители говорят на разных языках. Ребенок при этом не усваивает нормы согласования слов в роде и падеже.
  • Оптическая . Ребенок не различает начертание букв, «зеркалит» их, добавляет лишние детали и т.д.
Кроме того, выделяют смешанные формы этих расстройств. Дисграфию следует различать с неспецифическими нарушениями письма, которые являются следствием умственной отсталости, педагогической запущенности или задержкой в психическом развитии.

Признаки

Установить наличие дисграфии можно не ранее, чем в 8,5-9 лет. Это тот возраст, когда у детей устанавливается почерк и уверенная способность к письму.

Установить наличие дисграфии может только специалист: нейропсихолог или логопед. Очевидными признаками расстройства служат типовые повторяющиеся ошибки, которые не связаны со знанием языка.

Как было сказано выше, при различных формах дисграфии типичны разные ошибки. Важно учитывать при этом и дополнительные факторы: общую развитость мелкой моторики ребенка, правильность речи, языковую среду и общий уровень интеллектуального развития.

Примеры

Различные виды дисграфии вызывают различные типовые ошибки.

Несколько примеров на каждый случай:

  • Акустическая и артикуляционно-акустическая : хлеб – «хлеп», игра – «икра», в школу – «фшколу». Разница между первой и второй формой состоит в том, что в случае артикуляционно-акустической дисграфии ребенок неправильно проговаривает слова, а не только прописывает.
  • Несформированность языкового анализа и синтеза : найти – «на йти», идти в школу – «и дтившколу», мишка – «миш».
  • Аграмматическая : кошка села – «кошка сесть», солнце встало – «солнце встала».
  • При оптической дисграфии изменяется начертание букв, добавляются лишние: шишка – «шишишка».

Причины

Причины дисграфии могут лежать в различных плоскостях. Прежде всего, это нарушения работы определенных областей коры головного мозга. Особенности их функционирования могут быть связаны как с наследственностью, так и с травмами, инфекциями, неблагоприятным течением беременности, отравлениями и т.д.

Другая причина – неблагоприятная обстановка для обучения. Разноязычные родители, смена страны проживания, элементарная запущенность в воспитании могут привести к тому, что ребенок неверно усваивает языковые особенности письма.

Реже встречается нехватка речевых контактов: ребенок предоставлен телевизору и компьютеру, с ним мало разговаривают, он практически не общается устно со сверстниками и не читает книг. Либо обратная ситуация: семья проживает вдали от цивилизации, мало общается между собой, ребенок с малых лет работает и не обучается ни правописанию, ни чтению.

Профилактика

Профилактикой дисграфии является гармоничное и своевременное развитие высших психических функций ребенка. Развитие должно происходить последовательно и без принуждения: например, некоторые специалисты говорят о влиянии применения «ходунков» на развитие дисграфии, т.к. «скачок» через нормальную стадию ползания препятствует естественному развитию моторных зон в коре больших полушарий.

Кроме того, с ребенком необходимо много говорить, стараясь грамотно выстаивать свою речь и стимулируя развернутый и грамотный устный ответ. Развитие мелкой моторики в раннем возрасте также положительно сказывается на развитии письма впоследствии.

Наконец, родителю следует быть чутким и внимательным к проблемам своего ребенка и не занимать обвинительную позицию по отношению к его трудностям и неудачам. Коррекцию дисграфии, если прослеживаются ее характерные признаки, лучше начинать в раннем возрасте с привлечением квалифицированного специалиста, дабы избежать трудностей в дальнейшем.

Лечение, коррекция


Так как немалую долю в развитии дисграфии играет состояние коры головного мозга (в частности, ее моторных зон), в лечении дисграфии может быть использована медикаментозная и физиотерапия. Лечение включает в себя препараты для улучшения питания клеток головного мозга, а также упражнения, направленные на усиление кровообращения и развитие общих моторных функций.

В качестве специфического метода воздействия разрабатывается индивидуальный комплекс процедур, включающий в себя восполнение недостающих «звеньев» в процессе развития речевых навыков. Ребенок читает вслух, пишет диктанты, тренируется в элементах чистописания и т.д.

Упражнения для коррекции дисграфии

Логопед составляет программу коррекции дисграфии с учетом наличного состояния психики ребенка. Вместе с правильностью письменной речи улучшаются все навыки, отвечающие за успешность освоения новой информации, в частности, школьной программы.

В основной комплекс упражнений входит:

  • психогимнастика (разучивание стишков, сопровождающихся активными движениями и жестикуляцией),
  • разучивание правил правописания,
  • выполнение упражнений на улучшение запоминания (увеличение объема активной памяти и освоение ресурсов памяти),
  • выполнение упражнений для развития мелкой и крупной моторики (подвижные игры, чистописание, рисование, манипуляции с мелкими предметами) и т.д.
Кроме того, активно используется методика распознавания букв и звуков (в том случае, если нарушения не вызваны дисфункцией определенной системы), выполнение заданий на поиск ошибок, общие упражнения на увеличение скорости письма и улучшения почерка.

Прогноз

Несмотря на кажущуюся сложность коррекции, прогноз для детей и подростков с дисграфией положительный. Если сложности в письме не связаны с прогрессирующим психическим расстройством, то их можно скорректировать таким образом, что человек практически не будет испытывать трудностей с письмом.

Жизнь человека с дисграфией в современном мире существенно облегчена наличием компьютеров и других электронных устройств с быстрой автоматической проверкой правописания.

Если вы или ваш ребенок сталкивались с проблемой дисграфии и ее преодоления, поделитесь своим опытом в комментариях к этой статье.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!