Что такое вид предложения по эмоциональной окраске. Строение предложения

1.2 Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

По функции, по целенаправленности заключенного в предложения высказывания они делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения служат для передачи соответственно трех основных форм мысли – суждения: А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремиться навстречу морю, гремя камнями…(М. Горький); вопроса: А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? (М. Горький); побуждения: А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся (М. Горький). Каждый тип характеризуется соответствующей структурной интонацией и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и других факторов. Предложение каждого из трех функциональных типов могут быть эмоционально окрашенными – с использованием средств интонации, а возможно и частиц: Безумство храбрых – вот мудрость жизни! (М. Горький)

В зависимости от цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные (13, с. 296)

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии. Содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение. Законченность мысли выражается в интонации: для повествовательных предложений характерно понижение тона в конце предложения.

Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре, отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал Пугачева и толпою бежал за ним (А. С. Пушкин). Содержательной сущностью повествовательных предложений в русском языке, является то, что в коммуникативном отношении они сообщают законченную мысль о явлениях действительности, факте, событии.

Интонационно повествовательные предложения произносятся в среднем темпе: тон речи медленно повышается, а ближе к концу предложения постепенно понижается. Повествовательные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными; по составу - двусоставными и односоставными.

Повествовательное предложение может представлять собой:

Описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно (М. Горький); Повествование о действиях, событиях: Старик покойно и бодро шагал с камня на камень и скоро пропал среди них (М. Горький);

Сообщение о желании или намерении совершить действие: Я не так еще бы сыграл бы (А. Твардовский);

Классифицируя повествовательные предложения, П. А. Лекант предлагает различные способы выражения интонации. Как уже говорилось выше, для таких предложений характерно понижение тона в конце. Понижение бывает особенно заметно, когда в середине предложения на каком-либо слове голос значительно повышается. Заметного понижения тона не наблюдается в однословных предложениях, например в безличных или номинативных, однако в этом случае голос не должен повышаться. В распространенных номинативных предложениях голос плавно понижается от начала предложения к концу (11, с. 388)

Также существуют вопросительные предложения. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, то есть цель их познавательная. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему. Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (неужели, разве, ли) и порядок слов.

Вопросительные предложения обычно содержат вопрос, направленный на побуждение собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Оно служит для выражение вопроса. С помощью него говорящий стремиться получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения. Вопросительное предложение имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, частицами, а на письме обозначается вопросительным знаком.

Для вопросительной интонации характерно более или менее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными предложениями. Существенной чертой вопросительной интонации является повышение тона на слове, в котором заключена суть вопроса, выделение этого слова (ср.: Отец приедет этим поездом? – Отец приедет этим поездом?) (9, с. 206-214).

Вопросительное предложение, которое, сохраняя структурные признаки, общие с повествовательным предложением, приобретает вопросительную функцию и может отличаться от повествовательного предложения только интонацией. Это позволяет понимать вопросительное предложение как трансформу повествовательного и противопоставить невопросительные и вопросительные предложения Особенно в текстах художественных произведений можно заметить, что в русском языке вопросительные предложения оформляются с помощью разнообразных средств и активнее всего при помощи вопросительных слов, в качестве которых чаще других выступают вопросительные местоимения, наречия, частицы, вопросительная интонация в устной речи, а также порядок расположения слов в предложении. Так же внимание привлекает тот факт, что вопросительное предложение в русском языке отличается и разнообразием интонационных конструкций, находящихся в прямой зависимости от структуры предложения и содержательной сущности вопроса.

Невсякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому эти предложения, Павел Александрович Лекант разделяет по целенаправленности высказывания: на собственно вопросительные и на предложения, не заключающие в себе вопрос, но имеющею вопросительную форму, которые в свою очередь, могут быть разделены на четыре группы: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-утвердительные (11, с. 391-393).

В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа или предполагающий его. С помощью вопроса говорящий стремиться узнать что-то неизвестное. По способу выражения вопроса эти предложения можно разделить на местоименные и неместоименные. Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который наиболее кратко выражается нечленимыми предложениями словами Да и Нет. Говорящий, задавая вопрос, ждет лишь подтверждения или отрицания чего предполагаемого. Вопросительное значение выражается главным образом интонацией, причем выделяется слово или группа слов, в котором заключена суть вопроса. Очень часто для подчеркивания значения конкретного слова, его выносят в начало или в конец предложения: Сильно я изменился с тех пор? (А. П. Чехов).

Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы ли, разве, неужели и другие. Частица ли имеет "чистое" значение вопросительности: "Да еще отдаст ли?". А, например, частицы разве, неужели, кроме вопросительного значения выражают удивление, сомнение, вносят в предложении оттенок неуверенности.

Местоименные вопросительные предложения. Они требуют развернутого ответа, включают в себя вопросительные слова – местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, зачем, откуда. В ответах должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах: "А куда вы идете?" - "Да к вам" (К. Паустовский).

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего - раздумья, сомнение, грусть, сожаление: Что день грядущей мне готовит? (А. С. Пушкин). Такие предложения очень часто встречаются в художественных произведениях и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно-вопросительного значения. Говорящий не намеривается получить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совместно: "Синиц идем ловить, дядя?" (М. Горький).

Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения. Поэтому вопросительно-побудительные предложения эмоциональны, экспрессивны и могут употребляться вместо собственно побудительных.

Вопросительно-отрицательные предложения имеют такую же форму, как собственно вопросительные. В них употребляются вопросительные местоимения, наречия, частицы, однако эти предложения не имеют вопросительного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозможность какого-либо действия, состояния, невозможность приписать предмету какой-либо признак: Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не лисиц травить (А. П. чехов).

Вопросительно-отрицательные предложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность) с помощью так называемых вопросительных слов (они в данных предложениях не содержат вопроса) и интонации, которая отличается от собственно вопросительной меньшем повышением тона в конце.

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает отрицания. Напротив. Предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не. Выражают утверждения, окрашенное модальными значениями неизбежности, уверенности: Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами? (К. Паустовский). Вопросительные слова и частицы могут сочетаться с глагольным словом нет; эта конструкция так же имеет утвердительное значение: И где нас только нет?!

Вопросительно-утвердительные предложения эмоциональны, выразительны, они используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения: Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? (А. С. Грибоедов)

Так же одним из типов предложений по цели высказывания является побудительные предложения. Они выражают волеизъявление, побуждение к действию. Такие предложения адресованы собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть несколько лиц: Цветите, юные и здоровейте телом (С. Есенин). Не являются побудительными те предложения, в которых волеизъявление выражается как желание или намерение самого говорящего человека совершить действие.(6, с.210)

Побуждение имеет разную степень категоричности. В зависимости от этого различают виды побуждения: приказания, просьба, совет, разрешение или согласие, призыв. Эти формы побуждения, в свою очередь, могут иметь оттенки повеления – резкого, категорического или мягкого, что достигается с помощью частиц: Ушла бы ты с дороги девчонка! (М. Горький).

Побуждение выражается различными средствами. Побудительным предложениям свойственны интонация побуждения (повышения тона, усиление голоса), а так же специальные грамматические формы слов.

В побудительных предложениях используются формы повелительного наклонения глагола:

1. Формы второго лица единственного и множественного лица. Эти формы могут употребляться с частицей – ка, обычно смягчающие повеление;

2. Аналитические формы третьего лица с частицами пусть, да;

3. Форма первого лица множественного числа, выражающая приглашение совместно с говорящим лицом совершить действие;

Со значением побуждения употребляются формы изъявительного и сослагательного наклонений, а также инфинитив. Побудительные предложения могут строиться без глагола - из наречий или форм косвенных падежей существительного, обозначающих направление движения, объект действия и: В угол! А так же побуждение может быть выражено описательно, без помощи специальных словоформ (11, с. 388-390)

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, то есть выражать отношение говорящего. Если эмоциональность передаются с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным. Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передаются специальной восклицательной интонацией, выражение содержания сопровождается особой чувствительностью.

С помощью восклицательной интонации могут передаваться чувства радости, восхищения, гнева, страха. Возможно, что предложение по цели высказывания повествовательное, но с помощью восклицательной интонации, а так же междометия выражено любое другое чувство: Ну же, Таня, говори! (М. Горький) – предложение побудительное, эмоциональное по интонации – восклицательное, в нем выражено нетерпение, досада.

В восклицательных предложениях эмоциональность создаются с помощью восклицательных частиц как, какой, что за, вот, ну и другие частицы. Восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску. В них выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Восклицательные предложения могут выражать интеллектуальные состояния (удивление, недоумение, сомнение, презрение), различные чувства (гнев, ненависть, страх) и побуждение (приказ, призыв, просьбу) (11, с 394-395).

Изучая работы П. А. Леканта, Н. Г Гольцова, В. П. Жукова, можно придти к выводу, что классификация предложений русского языка по структуре является ступенчатой: на первом этапе противопоставляются наиболее общие типы, каждый из которых, в свою очередь, представлен определенной системой подтипов и разновидностей, следовательно, самое главное - противопоставление простых и сложных предложений. Дело в том, что простое предложение имеет одно предикативное ядро: В городе стреляли. Ходили с флагами (А. Н. Толстой); сложное - два и более: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем простом предложении может быть нескольких подлежащих и дышали в небо, и бились волны внизу о камень (М. Горький). В сказуемых, но они составляют одно предикативное ядро: Сегодня молодые и старые веселились и пели.


Выводы по первой главе

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме исследования "Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе", мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, предложение одна из основных единиц синтаксиса, оно несет в себе какое–либо сообщение, обладает предикатом и строится по определенному грамматическому принципу. Выделяется определенной интонацией, соответствующей типу предложения по цели высказывания. Предложение служит так же для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.

Во-вторых, следуя из выше рассмотренного, можно сказать, что предложение является минимальной единицей человеческой речи, представляющее собой грамматическое соединение слов (или одно слово), которое обладает смысловой и интонационной законченностью, предикатом, а также грамматической основой.

В-третьих, предложение по цели высказывания может содержать в себе сообщение, вопрос и побуждение (совет, приказ, просьба). Классификация типов предложения по цели высказывания является многомерной, они делятся по принципу заключенного в них высказывания.

В-четвертых, каждый тип характеризуется соответствующей структурной интонацией и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и других факторов. А, также предложения могут быть эмоционально окрашенные при помощи интонации или соответствующих частиц.


Глава II Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе


Недели с момента исследования, испытуемым вновь задавались общие вопросы. Их ответы фиксировались и сравнивались с полученными во время первого исследования. Экспертная оценка рекламной продукции на основе двухкомпонентной методики Оценка рекламных продукций производилась нами на основе выделения в них двух компонентов: текста и изображения, т.е. вербально-визуального и визуального уровней. Эти...

Выбора хорошо работает при использовании невербальных средств коммуникации. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив литературу по данной теме и проанализировав тексты печатной рекламы, мы пришли к следующим выводам. - При создании слогана огромную роль играют различные средства экспрессивного синтаксиса и специальные приемы, такие как нумерация по пунктам, рифма и др. - Экспрессивный синтаксис...




Позиции. Такая тенденция характерна и для других стран, в том числе с развитой рыночной экономикой. Глава 2. Реклама как средство визуальной коммуникации 2.1. Особенности коммуникативного воздействия в рекламе Рекламные коммуникации, представляя собой часть информационной среды, образовали вместе с массовыми коммуникациями новое информационное коммуникативное поле. Особенно ярко они...

МБОУ "СОШ №12"

Разработка урока

Тема «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Выполнила учитель русского языка и литературы: Нигматова Лилия Зуфаровна.

Альметьевск, 2017г.

Тема урока : Виды предложений по эмоциональной окраске

Тип урока : урок «открытия» новых знаний.

Цели урока :

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником

Содержательная : формирование знаний о видах предложений по эмоциональной окраске

Планируемые результаты :

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД :

Регулятивные УУД : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи, получит возможность планировать достижения целей самостоятельно, учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД : обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД : обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения.

Предметные : обучающийся научится определять виды предложений по эмоциональной окраске; обучающийся получит возможность находить предложения по эмоциональной окраске в художественном тексте и научится составлять предложения по эмоциональной окраске.

Необходимое оборудование : учебник «Русский язык»8 класс. Быстрова Е.А.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал : алгоритм проверки определения видов предложений по эмоциональной окраске, эталоны для самопроверки.

Ход урока :

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Учитель. Знание лучшее богатство. Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик. Самое лучшее богатство в мире –это иметь знания.

Ученик. Самое лучшее богатство получать эти знания, иметь возможность получать их.

Учитель. Готовы получать самое лучшее богатство?

Ученик. Да, готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Что было задано на дом?

Ученик. На дом было задано: первое , знать материалы п.11, упр.169; второе, упр. 170, 171

третье, для умников и умниц: творческое задание на тему: «Что вы знаете о видах предложений по цели высказывания?»

Учитель. Кто выполнил упражнение №169 проверьте его по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1 к упражнению №169 (спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите виды предложений по цели высказывания.) ,

169.

У каждого человека есть свобода выбора (повеств). Выбор существует ежедневно (повеств). Ежеминутно (повеств). Разный по своей серьезности (повеств). Неодинаковый по своим последствиям (повеств).

Шагнуть или не шагнуть? (вопр) Промолчать или ответить? (вопр) Стерпеть или не стерпеть? (вопр) Превозмочь или отступить? (вопр) Да или нет? (вопр) Куда пойти учиться? (вопр) Как жить? (вопр) Что делать? (вопр)

Вопросы-громады и вопросы-карлики (повеств). Вопросы-океаны и вопросы-капли (повеств). Думайте. (побуд) Решайте. (побуд).

Учитель. Те, кто выполнил повышенный уровень упражнение № 170 проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах .

Эталон №2 к упражнению № 170. (спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите виды предложений по цели высказывания. В какой форме употреблены глаголы?) ;171. ( спишите текст, употребляя глаголы, данные в скобках, в форме повелительного наклонения множественного числа.)

170

1.К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась(в изъявительном наклонении). (повествовательное)2. А вы, ноктюрн сыграть могли бы(условное наклонение) на флейте водосточных труб ? (вопросительное) 3. Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет(побудительное).(повествовательное)4.Довольна ль(изъявительное наклонение) ты признанием моим? (вопросительное).5. Не спи, не спи (повелит.накл.), работай, не прерывай труда ! (побудительное)6. Кого ж любить (в изъявительном наклонении) ? Кому же верить(в изъявительном наклонении)? (вопросительное).

171. Научитесь находить красоту в окружающем мире. Полюбуйтесь на вечернее солнце, когда меркнут краски заката. Всмотритесь в ясный день в розовые облака, а в дождливый в темные тучи. Научитесь слушать шум леса, журчание ручья, пение соловья. Воспитывайте в себе чувство прекрасного.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я выполнил упражнение №170 без ошибок.

Учитель. У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. У меня возникли затруднения в определении видов предложений по цели высказывания. Я не мог определить вид предложения.(К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась)

Ученик. Я допустил ошибку в слове резко. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что в слове резко пишется буква з, потому что проверочное слово резок.

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Те, кто выполнил творческую работу на тему: «Что вы знаете о видах предложений по цели высказывания?» подойдите ко мне.

Учитель. Прослушайте работы, выберите лучшее для прочтения в классе и проверьте по плану, который проецирован на доске. Оцените работу по критериям, которые написаны на доске.

Требования к творческой работе:

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

Учитель. Прочитайте выбранную вами работу, а вы ребята послушайте и оцените эту работу

Ученик. Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания предложения делятся на:

Повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе;

Вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?

Побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Лист самооценки

Ученика (цы) 8 класса по теме «Виды предложений по эмоциональной окраске»

ФИ______________

Домашнее задание

Составление алгоритма

Упражнение № 173

Карточка 1 (групповая работа)

Работа в парах

Карточка №2

Самостоятельная работа по упр.174.

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Распределите эти предложения по таблице.

Скоро я уезжаю в .

Ребята, берегите природу!

Не ломайте деревья!

Пылай, великая Москва!

Мы наблюдали как снежные хлопья медленно опускались на лес

Спой, Светик, не стыдись!

Померкни, солнце Австерлица!

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться

Учитель. Сверьтесь с эталоном

Эталон

Ребята, берегите природу!

Скоро я уезжаю в .

О девушки! Как холодно весной!

Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.

Не ломайте деревья!

Потом они сразу срывались с дерева и улетали.

Пылай, великая Москва!

Снегири клевали рябину не спеша

Россия, бранная царица, воспомни древние права!

Зимний лес стоял тихо и неподвижно, всё замерло кругом.

Спой, Светик, не стыдись!

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться.

Померкни, солнце Австерлица!

Мы наблюдали как снежные хлопья медленно опускались на лес.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Скоро я уезжаю в .» в первый столбик « Предложения, которые выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности» Я думал что это предложение проговаривается с радостью.

Ученик. Я поставил предложение « Не ломайте деревья!» во второй столбик « Предложения, которые произносятся спокойным тоном.». Я подумал, что это предложение произносится спокойным тоном.

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки.

Ученик. Нет. Пока мы затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Уметь определять восклицательные предложения.

4 . Построение проекта выхода из затруднения .

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Научиться определять виды предложений по эмоциональной окраске.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Постановка восклицательного знака в конце предложения.

Учитель. Давайте уточним тему. По–моему, можно назвать виды предложений по эмоциональной окраске. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта .

Учитель. Прочитайте правило на стр.143, параграф 12.

Что вы узнали из параграфа 12?

Ученик. Мы узнали, что при общении мы не только сообщаем что-либо друг другу, задаем вопросы или высказываем просьбу, но и выражаем свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. В устной речи у нас повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак. Такие предложения называются восклицательными.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм. По алгоритму мы можем объяснить, почему в некоторых предложениях ставится восклицательный знак.

Учитель. Представьте, первая группа, свой алгоритм.

Ученик. Мы составили алгоритм и назвали его «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Алгоритм действия

Учитель. А какой алгоритм получился у второй группы?

Алгоритм действия второй группы.

«Вид предложений по эмоциональной окраске»

Ставится восклицательный знак, если

Выражаем свои чувства, эмоции, отношения к происходящему

выделение слова происходит путем повышения тона

Учитель. А какой алгоритм получился у третьей группы?

Алгоритм действия

«Вид предложений по эмоциональной окраске»

Ставится восклицательный знак, если

Предложение произносится с восклицательной интонацией

Учитель. Какой алгоритм удобнее в использовании?

Ученик. Третий алгоритм лучший в использовании. Теперь мы можем объяснить какое предложение является восклицательным, а какое невосклицательным.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.

Учитель. Тогда поработаем в парах над упражнением № 173 учебника фронтально, поочередно комментируя предложения.

Ученик. Над озером, над заводью лесной-

Нарядная зеленая береза…

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады…

« О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, опять

Мелькает снег и бор гудит сурово…

«Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».

Учитель. Зависит ли интонация от состояния «героини» стихотворения?

Ученик. Интонация зависит от состояния «героини».

Учитель. Почему?

Ученик. Потому что «героиня», выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Учитель. Как изменяется интонация?

Ученик. Повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак.

Учитель. Прочитайте последнее предложение, выражая уверенность, сомнение, радость, вопрос.

Ученики читают последнее предложение.

Учитель. А какой знак (вопросительный, восклицательный, точку) вы поставите?

Ученик. В конце предложения я бы поставил восклицательный знак, так как в предложении выражаются чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Не забудьте оценить себя. Теперь, чтобы закрепить знания поработаем в группах. Не забудьте о правилах работы в группе

На столах карточки №1. Выполните следующее задание.

Карточка №1

Дополните текст одним-двумя восклицательными предложениями

Учитель. Прочитайте как выполнили это задание.

Ученик. А я бы добавил такие предложения. Осенняя пора – очей очарование. Выйдя на улицу ты видишь красивые теплые краски: желтые, оранжевые, красные! Чувствуешь запах свежести, такой притягательный!

Учитель. Ребята, что же у нас получилось.

Ученик.

Август. Уходит лето. За его последним месяцем спряталась осень. Деревья ещё зелёные, но где-то в гуще листвы уже притаился первый осенний лист.
Пока ели чернику и смородину, август нарумянил рябиновые кисти. В разогретых травах не смолкает пение. Самая заметная мелодия - треск кузнечика. Грубеет зелень травы-муравы. Тих, задумчив и щедр август.

После него наступает сентябрь. Как же прекрасна осень! Она навевает грусть об уходящем лете. Жаль! Очень жаль! Лето прошло. Осенью , выйдя на улицу, ты видишь красивые теплые краски: желтые, оранжевые, красные! Чувствуешь запах свежести, такой притягательный!

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону .

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель.. Выполним упражнение 174. Прочитайте задание

Ученик. Прочитайте отрывок из повести В. Железнякова «Чучело». К какому стилю речи относится текст? Как в тексте передано эмоциональное состояние героини?

Читают текст.

Ученик. Текст относится к художественному стилю.

Ученик. В тексте эмоциональное состояние героини передается с помощью восклицательных знаков, пауз.

Учитель. Правильно. А теперь выпишите из текста глаголы, обозначающие движение.

Учитель. Ребята, выполните морфемный и морфологический разбор.

Два ученика выходят к доске. Один выполняет морфемный разбор, другой морфологический

Учитель. Ваши следующие действия?

Ученик. Проведем самопроверку по эталону.

Эталон

1)Текст относится к художественному стилю.

2)В тексте эмоциональное состояние героини передается с помощью восклицательных знаков.

3) Неслась, слетал, уедем, взбегала, взлететь, скатывалась

4)Причудливо

При – приставка

чуд- корень

лив-суффикс

о-суффикс

причудливо –основа.

1Их- местоимение

2Н.ф-их

3 Морф.приз.:

Пост.: притяж,мн.ч.,

Непост.: в предл. пад.

4В предложении является определением: на карнизах (чьих?) их.

Куртка нараспашку

Нараспашку- нареч.,относится к сущ.,

Н.ф.-нараспашку

Морф.приз.:

Неизменяемое;

Наречие образа действия

Куртка (какая?) нараспашку, является обстоятельством

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.

Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я допустил ошибку в определении видов предложений по эмоциональной окраске.

Учитель. Как нам нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Учитель. Вы, наверное, подустали, проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.

Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь.

    Суди о человеке по его труду.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Не за своё дело не берись, а за своим - не ленись.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Как называются вышеперечисленные предложения?

    Чему учат нас с вами эти предложения?

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Ученик. Мы узнали о восклицательных и невосклицательных предложениях.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Да.

Учитель. Составьте 2-3 восклицательных предложения по фотографии «Золотая осень».

Учитель. Прочитайте,что у вас получилось.

Ученик. О как прекрасна осень! Это чудесная пора! Как писал А.С. Пушкин: « Унылая пора! Очей очарованье!»

Ученик. Осень самая яркая пора о которой воспевали поэты! Красота осенней природы это романтика! О как прекрасно золотое время года!

9.Этап рефлексии .

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали, что бывают виды предложений по эмоциональной окраске, в которых выражаются чувства, эмоции.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяли где нужно поставить восклицательный знак.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Новое правило, при общении мы не только сообщаем что-либо друг другу, задаем вопросы или высказываем просьбу, но и выражаем свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. В устной речи у нас повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак. Такие предложения называются восклицательными.

Учитель. А что вам понравилось на уроке?

Ученик. Мне больше всего понравилось описывать картину И.И. Левитана. Восхищаться красотой осени. Выражать свое эмоциональное отношение к природе.

Ученик. А мне было интересно работать с алгоритмом. Мы получили два алгоритма и затем создали общий, взяли лучшее из двух полученных.

Ученик. Мне было интересно проверить свою работу по эталону. Я сразу увидел свои ошибки.

Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки, заполните и сдайте их, пожалуйста.

Домашнее задание .

Учитель. Я предлагаю на выбор три задания, которые спроецированы на экране.

1). Кто усвоил тему «Виды предложений по эмоциональной окраске», но пока сомневается, предлагаю вам выполнить задание по карточке. Выписать эмоционально окрашенные предложения.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!

2).Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упражнение № 175 .

3)Кто научился определять виды предложений по эмоциональной окраске и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните творческую работу. Составить памятку, используя восклицательные предложения (3 – 5 восклицательных предложений) на тему «Как вести себя в школе!»

Спасибо большое за прекрасный урок! Надеюсь, что вам понравилось и вы остались довольны. До свидания!

§ 1 Предложения по цели высказывания

Изучать предложение, его строение и значение необходимо не только для того, чтобы красиво и правильно говорить, писать. Изучая предложение, мы понимаем, как мы мыслим, т.к. предложение - это форма мысли. Значит, чтобы быть верно понятым, нужно точно, без искажений донести до собеседника свою мысль. Для этого следует грамотно построить предложение. Понадобятся нам эти знания и при выполнении синтаксического разбора предложения.

Нам уже известно, что когда мы говорим или пишем, мы ставим перед собой одну из трех целей: сообщить о чем-либо, спросить о чем-то или приказать, посоветовать кому-нибудь сделать что-то. В зависимости от цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.

Не сложно понять, что повествовательное предложение повествует, т.е. рассказывает о каком-то предмете или событии, признаке или, например, чувствах говорящего или пишущего. Рассмотрим несколько примеров:

Используя повествовательные предложения, можно составить небольшой связный текст или целый рассказ. Но произведение получится более ярким, «оживет», если добавить в него вопросительные и побудительные предложения!

Как нам понятно из названия, вопросительные предложения должны содержать вопрос. В предложение вопрос включается разными способами. Например, только с помощью интонации и соответствующего знака на письме:

Такое предложение легко превратить в повествовательное, поменяв интонацию:

Вопросительное предложение может иметь в своем составе частицу «ли» и обратный порядок слов:

Кроме того, в вопросительных предложениях часто используются частицы разве, неужели или вопросительные местоимения и наречия: кто, где, зачем и др.

Главная цель вопросительного предложения - получить у собеседника какую-либо информацию. Например, предложение «Когда твой день рождения?» требует конкретного ответа. Но в предложении может заключаться так называемый риторический вопрос, т.е. вопрос, не требующий ответа. Например: :

Или вопрос-предупреждение, угроза:

Побудительные предложения тоже могут иметь в своем составе некоторые специфические (т.е. особенные) элементы:

Глагол в одном из наклонений:Спой, светик, не стыдись! (И.А.Крылов); или Пойдем, мама, гулять! Учебник бы принесли!

Глагол в неопределенной форме: Стоять! Руки вверх!

Союз чтобы в начале предложения и глагол в форме прошедшего времени с частицей не: Чтобы этого больше не было! В некоторых предложениях частица не может не означать отрицания. Сравните, например, два предложения: Ты не купил молоко? и Ты купил молоко? Смысл их одинаковый.

Иногда используются и существительные, наречия, междометия.Например, в таких предложениях как: Молчание! Тихо! или Тс-с!

Побудительное предложение произносится с особой побудительной интонацией, что на письме часто отражается при помощи восклицательного знака. Иногда в речи мы используем вопросительно-побудительные предложения. Например: Дашь мне его номер телефона?

§ 2 Виды предложений по эмоциональной окраске

Делятся предложения и по эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Для невосклицательных предложений не свойственна особая интонация или специальные слова. А вот предложения восклицательные могут иметь в своем составе такие слова, как что за, какой, как и некоторые другие. Произносятся такие предложения с восклицательной интонацией, на письме в конце ставим восклицательный знак.

Например: Какой прекрасный день! Что за погода сегодня!

или: Как она замечательно рисует!

§ 3 Краткие итоги по теме урока

В зависимости от поставленной цели высказывания в речи используются повествовательные, вопросительные или побудительные предложения. Эти предложения могут отличаться друг от друга не только целью или интонацией, но и своим строением.

Повествовательные предложения характеризуются спокойной интонацией, на письме в конце такого предложения ставим точку. В вопросительном предложении используется особая вопросительная интонация, могут использоваться местоимения (кто, что и др.), наречия (почему, где и т.д.), частицы (ли, разве). При письме на вопросительную интонацию указывает вопросительный знак в конце предложения. В зависимости от интонации и форм использованных слов, побудительные предложения могут содержать приказ, просьбу, совет, мольбу, предостережение. Часто в конце таких предложений ставится восклицательный знак.

По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Восклицательные предложения тоже могут иметь специальные слова: какой, как, что за и др. Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным в случае, если говорящий придаёт своим словам дополнительную эмоциональность.

Сведения о цели высказывания и эмоциональной окраске указываем в характеристике предложения при его синтаксическом разборе.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.
  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.: ИД «Литература», 2012.
  4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  5. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку. 5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997.
  6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
  7. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.
  8. Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.
  9. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Повествовательное предложение - это такой функциональный тип предложений, содержанием которого является сообщение, констатация бытия или небытия того или иного положения дел в объективной действительности. Повествовательному предложению свойственна особая интонация, предполагающая ровное понижение тона после конечного слова.

Побудительное предложение – функциональный тип предложения, содержанием которого является волеизъявление, побуждение адресата к действию. Этому предложению свойственна специфическая интонация, которая варьируется в зависимости от вида побуждения (приказ, просьба, совет, предупреждение и т.д.).

Побудительное значение обычно задают 3 вида языковых средств:

а) формы императива: Найдите лопатку, сержант! Это очень важно (В. Богомолов); Пойди домой, да и скажи всё, как было (М. Г.);

б) глаголы изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа (в контакте с частицей давай и без неё), используя которые говорящий приглашает собеседника к совместному действию: Давай попросим сыграть вальс (В. Шукшин);

в) глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа с частицей пусть , которые возлагают на адресата речи обязанность распространить свои действия на 3-ье лицо или какой-то предмет: Серпилин приказал не будить командира полка: Пусть спит, обойдусь без него (К. Симонов); - Пусть покормят командный состав, - сказал он (В. Богомолов);

Кроме того, используются формы инфинитива со значением приказа или запрещения: - Мы отлично пообедаем по-старому… Подавать! – приказал он Илье (А. Чехов); А вы – стоять на крыльце и не с места! И никого не впускать в дом сторонних, особенно купцов (Н. Гоголь).

Иногда побудительное значение развивают безглагольные конструкции: Молоток! К стене!, вопросительные предложения: Так чего же ты стоишь? (= Иди!), нечленимые междометные предложения: ТСС! Вон!

Вопросительное предложение – функциональный тип предложения, который предполагает запрос информации, т.е. побуждает адресата дать новые сведения о ситуации. Для этих предложений характерна особая интонация, а также наличие специализированных вопросительных слов – вопросительных местоимений, наречий, частиц.

Различают вопросительно-повествовательные предложения , которые выражают сообщение в форме отрицания: Какая в нём гордость может быть? или утверждения: Да, откровенно говоря, кого не трогает искусство? Кого оно не облагораживает? (Ч.). Вопросительно-побудительные предложения обращены к адресату не за ответом, а с приглашением совершить действие или с приказанием: Синиц идём ловить, дядя? (М. Г.); Да замолчишь ты наконец?

Вопросительно-риторические предложения не побуждают к ответу. Они бывают обращены или к нелицу, или к неопределённому адресату, или к самому говорящему, выражают раздумье, сомнение, эмоциональное состояние говорящего: Что день грядущий мне готовит? (П.); Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. (М. Г.).

Восклицательные предложения – функциональный тип предложения, обладающий особой эмоциональной окраской, т.е. передающее чувства радости, удивления, восхищения, недоумения, презрения, гнева и т.д. Все эти значения выражаются особой интонацией, междометиями, частицами: Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна! (Тв.). Восклицательными могут быть все 3 типа предложений. Восклицательному предложению противостоит предложение невосклицательное.
















Словарная работа. Эмоция – душевное переживание, чувство. Эмоциональный – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их; 2) подверженный эмоциям. Задание: составить со словом эмоции 2 словосочетания так, чтобы в первом слово эмоции было главным, а во втором – зависимым.


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится … Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится …


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются какие-либо чувства -произносятся с эмоциональной интонацией -в конце предложения ставится! Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются какие-либо чувства -произносятся без эмоций -в конце предложения ставится. ?




Задание: записать предложения, поставить в конце знак завершения, определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. 1.Откуда снег в эту пору 2.Хорошо в лесу 3.На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц 4.Не разоряйте муравейников 5.Дослушайте фразу до конца
Самостоятельная работа. Упражнение Найти границы предложений, поставить знак завершения. 2.Подчеркнуть грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). 3.Определить вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!