Цивилизация древний рим достижения и изобретения. Изобретения римлян

Древний Рим является одной из основных цивилизаций в древнем мире.

Наряду с Древней Грецией, римская цивилизация попадает в эпоху классической древности. Древний Рим находится под сильным влиянием греческой культуры во многих отношениях. Римское общество переживает сильное развитие в области права, военной промышленности, искусства, литературы, архитектуры, технологии языка, это само по себе знаменует огромный вклад в культуру всего западного мира.

Древний Рим обладал высокоразвитой для своего времени технологией. Было сделано большое количество достижений, которые теряются в средние века и были вновь открыты лишь в $19$-$20$ века.

Пример 1

Примером этого является стеклопакет, который был снова изобретен только в $1930$ - х годах.

Римляне незаконно присваивали греческие изобретения или умело копировали их.

Мифы

Римляне слышали мифы греков. Они настолько сильно любили эти истории, что взяли эти истории и заменили в них имена греческих богов. У римлян были свои религиозные убеждения. Они просто добавили греческих богов к ним. Но они не полностью копировали греческих богов. Они добавили римские личности к греческим богам, и настояли, что они всегда были римскими богами. Римляне, никогда не давали какой - либо другой цивилизации деньги на изобретения. По мнению древних римлян, все было изобретено в Риме.

Римляне были очень хороши в копировании идей других народов. Но, они сами придумывали некоторые вещи.

Архитектура

Римляне были особенно известны своей архитектурой, которая входит в категорию классической архитектуры. В эпоху республики строительство было почти идентично греческим зданиям. За исключением двух новых стилей расположения колонн. К концу этой эпохи не было внесено существенных новшеств. К $1$ веку до н.э. римляне начали широко использовать бетон (основан в $3$ - м веке до нашей эры). Вскоре он вытеснил мрамор, как наиболее часто используемого строительного материала.

Римляне впервые стали строить с помощью бетона более $2100 $лет назад и использовали его на протяжении всего средиземноморского бассейна во всем, от акведуков и зданий до мостов и памятников. Римский бетон был значительно слабее, чем его современный аналог, но он оказался удивительно долговечным благодаря своему уникальному рецепту, в котором использовали гашеную известь и вулканический пепел, для создания липкой пасты.

Дороги

Бетон допускался при создании прочных дорог с твердым покрытием, которые использовались даже после падения Рима. Создание обширной и эффективной дорожной сети значительно увеличило силу и влияние империи. Дороги были построены для быстрого перемещения римских легионов. Вскоре они стали иметь экономическое значение. Их использовали как торговые пути, и Рим стал центром мировой торговли.

Водопроводы

Римляне построили большое количество акведуков для снабжения водой городов и промышленных центров, а также для сельского хозяйства. Водоснабжение Рима обеспечивали $11$ акведуков общей протяженностью $350$ км ($220$ миль).

Газеты

Римляне были известны тем, что содействовали общественной дискуссии посредством использования официальных текстов, детализирующих военные, правовые и гражданские вопросы. "Ежедневные акты" эти ранние газеты были написаны на металле или камне, а затем размещены в густонаселенных местах, например, в таких торговых областях, как Римский форум. В них включались сведения о римских военных победах, списках игр и гладиаторских поединках, рождениях и смертях.

Благосостояние

Древний Рим был родником для многих современных государственных программ, в том числе мер, которые определяют субсидии для продуктов питания, образования и других расходов нуждающимся. Эту раннюю форму благосостояния продолжили при Траяне, который реализовал программу, известную как "Алименты", для помощи детям из бедных семей и детям-сиротам. Эта программа помогала обувать, кормить и учить таких детей.


Древний Рим является одним из первых и вместе с тем самым ярким примером глобализации в истории человечества. Наследие римского государства поистине колоссально. Оно настолько велико и ощутимо в нашем, западном мире, что все мы можем считать себя чуть-чуть римлянами. И сейчас речь пойдет о несколько наиболее значимых вещах, которые даже если не были изобретены в Риме, то вошли в «моду» именно благодаря ему.

1. Латинский алфавит



Где используется латиница.

Самый очевидный предмет наследия Рима. Сегодня на языках, которые основаны на латинице, говорит и пишет полмира. Сам же латинский алфавит, по наиболее популярной (и правдоподобной) теории ученых, появился в результате адаптации этрусского алфавита и добавления в него элементов греческого.

2. Бетон



Только римляне оценили сей материал по достоинству.

Бетон был изобретен людьми задолго до римлян. Тем не менее, именно римляне в полной мере оценили все достоинства этого материала. В центральной и западной части империи, из бетона строилось буквально все от зданий мастерских и жилых домов, до храмов, акведуков, государственных и культурных зданий.
Более того, римляне делали особый бетон, невероятно прочный и долговечный! Его секрет ученые разгадали совсем недавно. Вся соль была в том, что римляне для укрепления материала использовали морскую воду и вулканическую сажу.

3. Мощеные дороги и каменные мосты



Римляне первыми стали широко строить каменные мосты.

Как и в случае с бетоном, дороги и мосты люди строили по всему миру и до римлян. Однако в «западной» части наше планеты, именно они решили, что неплохо бы делать дороги долговечными, а мосты более прочными. В результате строительства этих инфраструктурных объектов стали активно применять камень и бетон. Потребность в хороших дорогах была очевидна, во времена «pax romana» (эпохи римского процветания), Римская Империя занимала почти весь известный мир и была крупнейшим государством на нашей планете. Сохранились римские мощеные дороги, и по сей день.

4. Дорожная паутина



Римские дороги дошли и до наших дней.

Римские дороги сегодня конечно уже не используются там, где они сохранились. Однако, римляне оставили нам другой подарок. Транспортная паутина Европы и Малой Азии все еще определяется местами прохождения римских дорог. Многие современные магистрали и шоссе сегодня совпадают с древнеримскими.

5. Водопровод



Акведуки римляне также популяризировали.

Запатентовать авторство водопровода за римлянами будет трудно. Строить акведуки пробовали еще в древнем Вавилоне. Однако, именно римляне стали использовать акведуки везде, где только могли. В отличие от всех цивилизаций-предшественников, римляне использовали акведуки не только для ирригации, но и для снабжения водой городов, а также промышленных объектов: ремесленных кварталов и мест добычи ресурсов. Один только город Рим снабжался с 11 акведуков! Сегодня более-менее сохранившиеся акведуки можно найти по всей Европе: в Италии, Франции, Германии и в других местах.

6. Канализация



Самые большие города и самые большие клоаки для них, были у римлян.

Именно римляне сделали канализацию не просто «модной», а жизненно необходимой для крупных городов. Использовались римские клоаки, как для отвода нечистот, так и для отвода ливневых вод. Поначалу это были достаточно тривиальные выгребные ямы да канавы, однако позднее римляне стали мостить их камнем и даже делать подземные тоннели! Первой римской канализацией стала «Cloaca Maxima», которая находится в самом Риме. Кстати, сохранилась она и до наших дней. Ее даже используют! Правда, сегодня исключительно для отвода дождевой воды.

7. Регулярная, профессиональная армия



Ополчение хорошо, а армия еще лучше.

До римлян регулярные армии, как таковые отсутствовали. В древней Греции, в Египте и на Востоке, армии, как правило, собирались в виде ополчения, в час нужны, для защиты или напротив, военного похода на соседей. Число «профессиональных» воинов во всех ранних государствах было ничтожно мало и чаще всего заканчивалось на личной охране правителя, да храмовой страже.

История Рима – это история воин, внешних и внутренних. И всю историю этого государства, развивалась и его армия, которая прошла большой путь от описанной выше милиции и ополчения, до регулярной и более того – профессиональной армии. Именно римляне сменили понятие воина на солдата, поняв, что в большом государстве постоянно нужны те, кто будет защищать его интересы с оружием в руках.

Примечательно, что окончательный переход к регулярной армии произошел благодаря экономическому кризису в государстве. В стране страшнейшими темпами рост уровень безработицы из-за разорения крестьянских хозяйств. Решение нашел Гай Марий, который стал брать всех свободных жителей страны (не только граждан), на воинскую службу обещая жалование и земли при выходе на пенсию

8. Меценатство



Римляне сделали модным покровительство искусству и науке.

Само это явление в обществе было названо в честь Гая Цильния Мецената, лучшего друга правителя Рима Октавиана Августа. Выражаясь современным языком, можно было бы назвать Мецената первым министром культуры в истории человечества. На деле, Гай Цильний не занимал никакой официальной должности, однако активно спонсировал деятелей культуры, дабы те прославляли государственные ценности и самого Октавиана Августа.

9. Республика



Республика есть общее дело.

Когда современные люди говорят о демократии, республике и свободе, можно подумать, что все эти три слова – синонимы. На самом деле все это совсем не так. Демократия Афин не имела никакого отношения к Республике Рима, последняя же, как раз и является дедушкой всех республиканских форм правления.

Именно римляне первыми оценили пользу от разделения власти, поняв, что концентрация таковой в руках одного человека может быть опасной для всего общества. По иронии судьбы, именно концентрация власти в одних руках уже в имперский период и станет одним из могильщиков древнего государства.

Тем не менее, долгое время римлянам действительно удавалось успешно разделять власть в обществе, достигать общественного консенсуса между всеми свободными жителями страны. Пускай временами для этого беднейшим представителям общества и приходилось шантажировать богатейших массовой миграцией в другие земли, или даже браться за оружие.

10. Гражданство



Гражданином может быть каждый, кто живет и свободен.

Пожалуй, самое главное наследие Рима, которым сегодня, так или иначе, пользуется человек. Понятие «гражданин» существовало во многих древних государствах. Однако, только римляне со временем пришли к тому, что все свободное люди должны быть гражданами империи, вне зависимости от того, где они родились и в какой части государства проживают.

11. Христианство



Сим победишь.

Долгое время в Римской Империи христиане считались опасной иудейской сектой. Однако все изменилось при Константине Великом, который после битвы за Рим уравнял все религии в правах. Он же перенесет тот самый крест из Иерусалима в новую столицу государства – Константинополь. Уже Феодосий I Великий сделает христианство государственной религией. Так, благодаря Риму христианская вера начнет свое распространение по миру.

12. Социальная мобильность



Римская империя по социальной мобильности едва ли не превосходила современные США.

Напоследок хочется поговорить о еще одном «подарке». Как и все древние государства, Рим был рабовладельческим. Именно в древнем Риме сформировалось понятие «классического рабства», того ужасного явления, которое сегодня кажется абсолютной дикостью. Но при всем при этом, ужасный Рим разительно отличался от любого другого государства в вопросе социальной мобильности.

До Рима, в какой-нибудь древней Греции, Египте, Вавилоне – люди умирали теми, кем рождались. Еще много столетий после Рима, люди умирали теми, кем рождались. И только в Риме, впервые, люди стали активно пользоваться социальной мобильностью. Здесь рабы становились свободными, вольноотпущенники возносились в аристократию, а простые солдаты проходили дорогу до императора.

Post scriptum



Мавзолей простого пекаря.



Сам герой.

Сегодня, в современном Риме, в центре города, недалеко от Колизея и руин форума, можно найти маленький мавзолей. Хозяином этого мавзолея был не император, не сенатор и даже не почтенный гражданин. Его хозяином является простой пекарь – Марк Вергилий Эврисак. Он был рожден рабом в семье греческих мигрантов, смог получить свободу, заключил со столицей страны договор на поставки хлеба и разбогател настолько, что в итоге смог позволить этот самый памятник для себя и своей жены.

Изобретения Древного Рима:

2. Арка, точнее говоря, замковый камень, который позволяет арке не осыпаться вниз.

3. Освещаемые туннели. Римляне прорубали в горах туннели, чтобы не делать кружных путей, причем, порой туннели довольно длинные – под Неаполем был туннель длиной 1300 метров.. И были специальные люди, оплачиваемые из казны, которые заправляли в лампы казенное масло и следили за тем, чтобы в туннеле круглосуточно был свет.

4. Батальонный (манипулярный) принцип построения армии. Применялся и применяется по сей день, за исключением ракетных войск.

5. Пешеходная зебра. Пешеходы переходили через дорогу по длинным камням, а дождевые потоки текли – между камней. Колеса телег тоже ехали между.

6. Центральное отопление. Оно использовалось в общественных банях для нагрева воды, стен и пола. Подогрев шел с помощью горячего воздуха, который поступал по глиняным трубам-воздухопроводам.

7. Дороги в современном понимании этого слова (с подушкой и твердым покрытием) Справка: Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала ХХ века. Дроги действительно делались на века. Сначала роется траншея глубиной примерно метр – метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои – крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка… «Слоеный пирог» заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие – каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. Н По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населенных пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. Сердцевина империи, на которую приходили поглядеть досужие древние туристы. Любопытная деталь: вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник (artemisia absinthium) – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.

8. Рыбный соус. Его делали из внутренностей чуть протухшей рыбы, смешивая их со специями.

9. Соломенная шляпа (похожая на сомбреро, но без загнутых полей)

10. Капюшон. В знак траура на голову накидывалась часть тоги, которая обычно лежала на спине. Получался не ярко выраженный капюшон, который потом эволюционировал до отдельного причиндала.

11. Трансформируемая арена (аналогичные теперь используются в цирке и театре). Римская арена была сложным техническим сооружением – ее могли заливать водой, чтобы устраивать морские бои. Арена Колищзея обладала скрытыми ходами и лифтами для подъема животных прфймо в центр арены.

12. Складные столики и стулья (у римлян они были деревянные и бронзовые)

Некоторые вещи, изобретенные древними римлянами, были очень хороши, и продолжают работать по сей день. Однако, с точки зрения абстрактной литературы, они всегда были в тени своих греческих соседей. Их поэзия никогда не достигала тех же высот, их философия стоицизма и эпикуреизма была заимствована, и любой, кто когда-либо использовал римские цифры, знает, как они трудны даже в применении в простой арифметике.
Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов. Несмотря на то, что их знания математики были рудиментарными, они сооружали модели, экспериментировали, и строили настолько крепко, насколько это было возможно на тот момент.

В результате, их труды мы можем лицезреть и по сей день: они простираются от моста Лимура (Limyra) в Турции до стены Адриана (Hadrian"s Wall) в Шотландии. Ниже представлены самые значительные достижения древних римлян.

10. Купол
Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует" на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону, еще одному достижению древних римлян, о котором мы поговорим позже.

9. Оружие
Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные дикими ослами из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

8. Бетон
Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

7. Дороги
Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

6. Канализация
Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами. Клоака Максима (или Крупнейшая Канализация, если перевести дословно) была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

5. Полы с подогревом
Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.

Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

4. Акведук
Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.

Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

3. Гидроэнергия
Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

2. Сегментная арка
Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них. Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием". Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор.

1. Понтонные мосты
Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены для ежедневного их использования простыми жителями, они были сооружены для того, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда. Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, служили той же цели, и были детищем Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

История не всегда справедлива. Мы приучены возносить древнегреческую культуру, римской же отводим второстепенную роль. Римская поэзия не была так возвышена, как греческая, философия эллинов задавала тон древнему миру. Учиться у греков было нормой для знати Древнего Рима.

Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Изобретения Рима и по сей день служат в современном мире.

Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов. Несмотря на то, что их знания математики были рудиментарными, они сооружали модели, экспериментировали, и строили настолько крепко, насколько это было возможно на тот момент. В результате, их труды мы можем лицезреть и по сей день: они простираются от моста Лимура (Limyra) в Турции до стены Адриана (Hadrian’s Wall) в Шотландии. Ниже представлены самые значительные достижения древних римлян.

1. Понтонные мосты

Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены для ежедневного их использования простыми жителями, они были сооружены для того, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда. Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, служили той же цели, и были детищем Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

2. Сегментная арка

Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них. Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием”. Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор.

3. Гидроэнергия

Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

4. Акведук

Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.

Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

5. Полы с подогревом

Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.

Вместо того, чтобы "находится” в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

6. Канализация

Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами. Клоака Максима (или Крупнейшая Канализация, если перевести дословно) была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки” началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), – это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, – это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады”, названные дикими ослами из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы” были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует” на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!