Дифференциация звуков рь ль речевой материал. Дифференциация звуков Л — Р в разных словах словосочетания

Различение звуков Р-Л на слух и в произношении.

Цель: дифференциация звуков Р-Л.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношения, умения дифференцировать звуки Р-Л в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Звуки Р-Л ребенок смешивает очень часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа, описанная мною, по дифференциации звуков Р-Л помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков Р-Л изолированно, в слогах и словах.

1. Дифференциация звуков Л-Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.

Ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы

Ла-ра-ла ло-ро-ло лу-ру-лу лы-ры-лы ра-ла-ра ро-ло-ро ру-лу-ру ры-лы-ры

2. Дифференциация звуков Р-Л в прямых слогах с разными гласными звуками.
На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"

Ла-ро лу-ры лы-ра лэ-ро ру-ла ры-ло ра-лы

Ло-ра-лы лу-ры-ла лы-ра-лу лэ-ро-ла ры-лу-ро ро-лы-ру рэ-лу-ро ра-лу-ры ру-лы-рэ

3. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Повторялки"
Сначала ребенку предлагается за взрослым повторить пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком:
рама-лама, лов-ров, ложки-рожки, ложь-рожь, игра-игла, лак-рак, роза-лоза, рука-Лука, пир-пил, блошка-брошка, свалка-сварка.

На этих же словах можно проводить и игру "Измени слово" - необходимо, прослушав первое слово, мысленно заменить в нем звук Л на Р или наоборот.

Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, лучи-ручьи-лампа-рука-конура-акула. Затем берутся слова с обоими звуками, типа глухарь-журнал-мармелад-прыгалка-рыболов-зеркало.

Второй этап
Различение звуков Р-Л в предложениях и связной речи.

1. Дифференциация звуков Р-Л в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, о которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Дифференциация звуков Р-Л в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
У Нюры юла красива, да мала.
Мила - краса, голубые глаза.
Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.
Дедушку зовут Лука, у него болит рука.
В руках игла - это не игра.
У нашей Луши в руках две груши.
Малы комары, да злы до поры.
Мыло серо, а моет бело.
Среди белых голубей один серый воробей.
Лесорубы на столы положили топоры.
Ловкий крот влез на плот.
Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

3. Дифференциация звуков Р-Л в стихотворных текстах.
На лужайке сидел рыболов,
Терпеливо копал червяков,
Увидал рыболова скворец
И сказал: "Настоящий отец!
Ищет корм даже лучше, чем я,
Сразу видно - большая семья!"

Хочет в сад попасть улитка,
Да мешает ей калитка.
Я открыть калитку рад,
Пусть ползет улитка в сад.
Целый час держал калитку -
Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора
Караулил куль добра,
Воры куль добра не брали,
Воры сторожа украли.

Что ты, ветер, натворил?
Что ты в небе смастерил?
Из курчавых облаков
Сделал рыб, коров, слонов.
Ветер, видно, не услышал,
Ветер из терпенья вышел,
Рассердился, набежал,
Облака перемешал.
Где картины? Где река?
В небе просто облака.

Дифференциация звуков [л], [л, ] – [р], [р, ] в словах

  1. Повтори слова.

1.1. Вол – вор,

классный – красный,

волан – варан,

ласка – краска,

удал – удар,

тлеть – треть,

калина – Карина,

леска – резко,

вылезать – вырезать,

слюда – среда.

2.1. Перламутр, брилиартн, хлор, эскалатор, прилив, поролон, рулон, контролер, регулярный, регулировщик, балерина, проволока, лакированный, полированный, горловина, ларек, коралловый, слесарь, лавровый, украл, форель, полтора, кларнет, Карл, Валерия, Лариса, Клара, Лукерья, фломастер.

3.1. Контролировал, регулировал, переливал, рыл, громыхал, лакировал, полировал, гравировал, драпировал, украл, прорвал, проколол, храпел, ворковал, просверлил.

  1. Рассмотри картинки

2.1. Назови слова, в которых есть звук [л], и определи, где он находится в слове (в начале, в середине или в конце).

2.2. Назови слова, в которых есть звук [р] и определи, где он находится в слове.

2.3. Назови слова, в которых есть звук [л, ], и определи, где он находится в слове.

2.4. Назови слова, в которых есть звук [р, ], и определи, где он находится в слове.

2.5. Объедини изображенные предметы в группы и подбери к этим группам обобщающие понятия.

Образец. Клен, береза, ель – деревья.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Ларек – рельсы – поролон.

Ворковал – лакировал – полировал.

Крикливый – говорливый – бурливый.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Лак – крыло – Клара (1 -2-2).

Рыхлый – лавровый – круглый (2-3-2). .

Балерина – пелерина – горло (4-4-2).

  1. Игра «Образуй новое слово».

5.1. Добавь к данным словам приставку ПРИ-.

Липнуть – (прилипнуть),

лететь – (прилететь),

лепить – (прилепить),

лечь – (прилечь),

летать – (прилетать).

5.2. Добавь к данным словам приставку ПЕРЕ-.

Легли – (перелегли),

летели – (перелетели),

листали – (перелистали)

лили – (перелили),

лежали – (перележали),

лезли – (перелезли),

линовали – (перелиновали).

5.3. Добавь к данным словам приставку ПОЛУ-.

Круглый – (полукруглый),

метровый – (полуметровый),

жирный – (полужирный),

прозрачный – (полупрозрачный),

раскрытый – (полураскрытый),

разваленный – (полуразваленный).

  1. Четко произнеси.

7. Назови слово по описанию.

Шест, при помощи которого акробат на канате сохраняет равновесие, – (балансир).

Спортсмен, занимающийся горнолыжным спортом, – (горнолыжник).

Специалист, занимающийся регулировкой чего-либо, – (регулировщик).

Специалист по работе, большой высоте – (верхолаз).

Специалист по бурению – (бурильщик).

Специалист, работающий на бульдозере, – (бульдозерист).

Цирковой артист, выполняющий трюки при неустойчивом положении тела, – (эквилибрист).

Музыкант, играющий на кларнете, – (кларнетист).

Музыкант, играющий на валторне, – (валторнист).

  1. Игра «Скажи одним словом».

Белая грудь – (белогрудый),

черные глаза – (черноглазый),

серые глаза – (сероглазый),

круглое лицо – (круглолицый),

  1. Продолжи по образцу.

9.1. Образец. Литр — пол-литра.

Рыбина – (полрыбины),

метр – (полметра),

корабль – (полкорабля),

рулон – (полрулона),

королевство – (полкоролевства),

Волгоград – (пол-Волгограда),

Белгород – (пол-Белгорода).

9.2. Образец. Рулон – полтора рулона.

Килограмм – (полтора килограмма),

километр – (полтора километра),

миллиметр – (полтора миллиметра),

литр – (полтора литра),

миля – (полторы мили),

неделя – (полторы недели).

  1. Произнеси слова и объясни, что они означают.

Отбирал – разбирал – подбирал.

Раскрывал – укрывал – открывал.

Выбрасывал – разбрасывал – подбрасывал.

Разливал – переливал – подливал.

Примерял – отмерял – вымерял.

Закрасил – подкрасил – перекрасил.

  1. Игра « Подбери рифму».

Лак – (рак),

Марина – (малина),

коробок – (колобок),

трон – (слон),

Лука – (рука),

рейка – (лейка).

(Для облегчения подбора рифмы используются рисунки.)

  1. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?».

Матрац из поролона – (поролоновый).

Кольцо с бриллиантом – (бриллиантовое).

Брошь с перламутром – (перламутровая).

Бусы из кораллов (коралловые).

Туфли из лакированной кожи – (лакированные).

Каша из перловой крупы – (перловая).

Каша из геркулеса – (геркулесовая).

  1. Измени слово по образцу.

Образец. Орел – орлиный.

Журавль – (журавлиный),

леопард – (леопардовый),

крокодил – (крокодиловый),

перепелка – (перепелиный),

верблюд – (верблюжий).

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Варан – волан,

вол – вор,

калина – Карина.

  1. Игра «Хитрые слова».

15.1. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого звука? Прост – (рост),

улица – (лица),

клад – (лад),

град – (рад),

мил – (ил),

зрачок – (рачок),

кролики – (ролики),

Клара – (Лара).

15.2. Какое слово получится, если вставить в данное слово вторым по порядку звук [р] или [р, ]?

Бал – (брал),

вал – (врал),

губил – (грубил),

поволока – (проволока),

полив – (пролив),

добил – (дробил),

дожал – (дрожал),

попал – (пропал),

полет – (пролет),

бил – (брил),

белки – (брелки – брелоки).

15.3. Какое слово получится, если заменить первый звук в названном слове на звук [л] или [л, ], а затем в полученном слове — на звук [р] или [р, ]?

Образец. Сад – лад – рад.

Мука – (Лука – рука),

мама – (лама – рама),

ножки (ложки – рожки),

нож – (ложь – рожь),

мак – (лак – рак),

сом – (лом – ром),

печь – (лечь – речь),

кепка – (лепка – репка),

бис – (лис – рис).

15.4. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Малина – (Лина),

Борис – (рис),

булыжник – (лыжник),

затвор – (вор),

каблук – (лук),

грубил – (бил),

гремел – (мел),

солист – (лист),

король – (роль).

16. Рассмотри картинки и скажи, о чем (о ком) мы так говорим.

Бурливая – (река),

металлические – (грабли),

лавровый – (лист),

вырубленный – (лес),

накрахмаленная – (блузка),

крикливый – (ребенок).

Ветер ([р], [л])
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошёл до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.

Кротик ([р], [л])
Чёрный кротик вырыл норку,
Проглотил от булки корку,
Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку.

Бурундук ([р], [л])
Полосатый бурундук
Разгрызал орех фундук.
В норке у бурундука
Килограммы фундука.

Гитары ([р], [л], [л"])
Поиграйте на гитарах
В одиночку или в парах,
И шестерка струн гитарных
Пропоёт вам благодарно.

Ротвейлер и лайка ([р], [л], [л"])
Чёрная спинка и рыжий живот,
Сторож-ротвейлер у дома живёт.
Лайка-красотка с ротвейлером дружит -
Голову бедному кружит и кружит.

Воробей ([р], [р"], [л])
Он не вор и не злодей -
Серогрудый воробей.
Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.

Йогурт ([р], [р"], [л], [л"])
Йогурт клубничный -
Сладкий, отличный -
Купит Иришка
Роме-братишке.

Слониха ([р], [р"], [л], [л"])
Купил слонихе платье слон
И выбрал розовое он.
Была слониха в нём легка,
Как луч зари на облаках.

Свиристели ([р], [р"], [л], [л"])
К нам на прошлой на неделе
Прилетели свиристели.
Как они засвиристели -
Все рябины облетели.

Сорокина брошка ([р], [р"], [л], [л"])
Старый ворон, чёрный Прошка,
Подарил сороке брошку.
Бриллиантом брошь сверкала,
A сорока стрекотала.

Карл и Клара ([р], [р"], [л], [л"])
Клара играла на белом рояле,
Карлу отправили чёрный рояль.
У Клары цветы на рояли стояли,
У Карла лежала огромная шаль.

Фигуры ([р], [р"] [л], [л"])
Растянули круг, и стал
Он похожим на овал.
Треугольник загрустил:
«Кто б мне угол подарил?»
Улыбается квадрат:
Он всегда всему был рад.
«Это я, прямоугольник,
Ваш слуга и ваш поклонник!»
Кто его ещё не знает?
Это ромбик убегает.

Ласточка и стриж ([р], [р"], [л], [л"])
Как-то быстрый юный стриж
Ласточку засватал,
Пригласил её в Париж
Он к родному брату.
Вот во Францию летят,
Вот уже в Париже,
Вот стрижа встречает брат,
Подлетает ближе.
Чёрный фрак на нём влитой,
Щебет по-французски,
Дарит розы молодой
Он невесте русской.
Над пространствами парит
Что за стриж - не наш ли?
Песня ласточки звучит
С Эйфелевой башни.

Рита и дождь ([р], [Р"1, [л], [л"])
Барабанил мелкий дождь -
Пробирала Риту дрожь.
Рита долго не дрожала:
Быстро-быстро побежала.
И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождь

Рыбак и морж ([р], [р"], [л], [л"])
Рыбак над прорубью продрог.
По льду пришёл он без дорог,
M топором он лёд рубил
M до воды его пробил.
Потом он леску размотал,
Приманку бросил, долго ждал,
Пока крючок заглотит ёрш,
Но вдруг на льдину вылез морж.
«Рыбак, рыбак, - промолвил морж, -
Не одолжишь ли мне свой нож?
А то моржонок в сеть попал -
Не может выбраться - беда!»
Отдал моржу свой нож рыбак,
морж нырнул с ножом в зубах,
Моржонка он освободил,
A в благодарность подарил
Он рыбаку сачок такой,
Что ловит рыбу сам собой.
С тех пор не видел рыбака
Никто без этого сачка.

Весна ([р], [р"], [л], [л"])
Ласковый солнечный лучик
Стылую землю согрел.
Выглянул маленький ключик,
Ожил, оттаял, запел.
Ключик хрустальный полился
Всё веселей, веселей,
Не замолкая, струился
И превратился в ручей.
В облаке лучик умылся,
С лапок еловых скользнул,
Ярко в ручье отразился,
К дятлу в дупло заглянул.
Дятел стучал, не заметил,
Как наступила весна,
Как этот лучик был светел,
Как заблестела сосна.
Словно от белой метели
Дятел увидел следы -
Ландыша капли смотрелись
В лужицу талой воды.

Четыре рака ([р], [р"], [л], [л"])
Собрались четыре рака.
Значит, скоро будет драка,
Потому что каждый рак -
Царь и бог среди коряг.
Чёрных, серых, красных рыбок
Рак за жабры схватит живо.
Все враги, проникнув в пруд,
Быстро смерть свою найдут.
Но вот родственника-рака
Усмиряет лишь атака,
И, с клешнёй наперевес,
Рак на рака драться лез.
Хорошо ли, братцы раки,
Жить от драки и до драки?
Может, лучше вам дружить,
Раку с раком в мире жить?

Три бобра ([р], [р"], [л], [л"])
Замерзали три бобра:
Дом топить давно пора.
Только братцам было лень
Вылезать в холодный день.
Дрожь пробрала трёх бобров.
Кто бобрам принёс бы дров?
Кто бы дров им нарубил?
Кто бы печку растопил?
Пожалел их старый бобр -
Был он сед и очень добр.
Вынул он из брюк ремень
И прогнал боброву лень.
Побежали три бобра,
Принесли домой дрова.
Как дровишки разгорелись,
Сразу все бобры согрелись.

Кот ([р], [р"Ь [л], [л"])
После ливня кот гулял
Мокрый, юный и лохматый.
Кот природу изучал,
Лица луж он трогал лапой.
Лужи хмурились в ответ,
Но ему и дела мало,
И, расплёскивая свет,
Отражение дрожало.

Букашки в ромашках ([р], [л], [л"])
На крыше - ромашки.
В ромашках - букашки.
Зачем же букашки
Залезли в ромашки?
Ведь если положим
Ромашки в кармашки,
То эти букашки
Залезут в рубашки.

Аквариум ([р], [р"], [л], [л"])
Вот в аквариуме рыбки -
Шаловливые улыбки.
Рыбки в крапинку, в горошек,
С плавниками, но без ножек.
Есть в полоску, есть цветные,
Черно-белые, любые.

Корова ([р], [р"], [л], [л"])
Нарисую я корову
Круторогу, черноброву.
Я рога закрашу серым,
Бурым - бок, а ноги - белым.
Пусть гуляет на пригорке,
Ест траву из рук Егорки.
Много дарит молока,
Сыра, масла, творога.

Поросёнок ([р], [р"], [л], [л"])
Поросёнок говорит:
«У меня живот болит.
Я отбросов съел с утра
Три корыта, три ведра.
Там морковка, и картошка,
И редисочки немножко,
Рис, перловка и горох -
У кишок переполох!
Заурчали, заворчали!
Я в расстройстве, я в печали.
Видно, вредно есть с утра,
Повторю-ка с вечера!»

Отара ([р], [р"], [л"])
Триста тридцать три барана
Шли на речку утром рано.
Шерсть у них в колечки свита,
Сострижёшь - и свяжешь свитер

Карась ([р], [л], [л"])
Я под вербою в пруду
Карася всегда найду
И скажу ему: «Дружище,
Что ты в водорослях рыщешь?
Вылезай-ка на траву, -
Карася я позову, -
Или прыгай прямо в лодку -
Дам попробовать селёдку».

Чебурашкины мурашки ([р], [р"], [л], [л"])
По спине у Чебурашки
Так и бегают мурашки:
Знать, старуха Шапокляк
Пошутила страшно так -
И за шиворот рубашки
Сыпанула три мурашки.
Ах, как чешется она,
Чебурашкина спина.
И мурашку за мурашкой
Ловит бедный Чебурашка.

Декабрьское ([р"], [л"])
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
A за ними - снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори -
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы во дворе.
Залетайте поскорей:
С вами зимы веселей!

Трамвай ([р], [р"], [л"])
Трамвай по рельсам дребезжит,
Земля под рельсами дрожит,
Дрожат дома, в домах - хрусталь,
Грохочет громко рельсов сталь!

Крот ([p], [л])
Подружился с крысой крот,
Проводил её в свой грот,
Накормил подругу он
Виноградом и зерном,
На прощанье дал ромашку,
Чмокнул в серую мордашку.
Попрощался, стало грустно,
Крот уныло грыз капусту.

Компания ([р], [р"], [л])
На работе у Раисы
Вырос кустик барбариса.
A вот брат её Борис
Видел в парке кипарис.
A подруга их Лариса
Посадила три ириса.

Как птицы кота проучили ([р], [р"], [л], [л"])
Кот крадётся вдоль забора.
Этот кот - большой обжора.
Переловит всех подряд:
Воробьёв и воронят,
Снегирей, грачей, синиц.
Он - гроза и крыс, и птиц.
Раз вороны сговорились -
Проучить врага решились.
Налетели с трёх сторон -
Нет отбоя от ворон.
Всё в крови: и шерсть, и нос.
Кот бежит, задравши хвост.
С той поры он стал иной -
Птиц обходит стороной!

Оркестр на пруду ([р], [р"], [л], [л"])
К раку каракатица
На карете катится.
Только вечер наступает -
На гитаре рак играет.
У рояля стрекоза -
Изумрудные глаза.
Водомерка - первой скрипкой,
Дирижирует улитка,
А солируют лягушки -
Три зелёные подружки.

Муравейник ([р], [р"], [л], [л"])
В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их - сказочный дворец,
Каждый житель в нём боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядёт -
Яйца белые кладёт.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.

Шаровары у Варвары ([р], [р"], [л], [л"])
Средний рыжий брат Егорка
С младшим Ромой ехал с горки.
А у старшей их сестры Шаровары так пестры,
Что рябит в глазах ребят,
И в сугроб они летят.
И зачем сестра Варвара
Ходит в пёстрых шароварах?

Про трёх червей ([р], [р"], [л], [л"])
Два румяных червяка
Поцарапали бока,
Вылезая спозаранку
Из пустой консервной банки.
Третий друг в траве лежал -
Двух румяных поджидал.
И отправились втроём
Через рощу в водоём.
Там в пруду бока отмыли -
Прямо к рыбам угодили.

Радуга ([р], [р"], [л], [л"])
Радуга яркая, радуга летняя,
Добрая память дождя.
Руки раскинула врозь семицветные,
До горизонта дойдя.

Горный орёл ([р], [р"], [л], [л"])
Я рассвет встречаю на вершинах горных,
Как и подобает гордому орлу.
Распахну я пару крыльев сине-чёрных
И упругий ветер грудью разорву.
Скоро, скоро солнце всё вокруг наполнит,
И потухнет пламя рыжего костра,
А на остром крае пропасти бездонной
Задрожит от страха юная трава.

Дракон ([р] в стечениях согласных)
Дракон подрался с выдрой,
Из шкуры шерсть ей выдрал.
Как грустно выдре драной:
Саднит у выдры рана.
Прогоним мы дракона,
Чьи нравы вне закона.
Драчун просил прощенья,
Принёс ведро варенья.
И выдра прослезилась,
С драконом помирилась.
Дракон-драчун прощённый
Играл с выдрёнком чёрным.

Чёрный кот и кошка Грета ([р], [р"], [л], [л"])
Чёрный-чёрный страшный кот
Крался ночью у ворот.
В темноте горят глаза -
Он мышей и крыс гроза.
Мыши в норах затряслись,
Крысы в подпол забрались.
Кот - стрелою под забор.
Впереди - огромный двор.
Там лежит в полоске света,
Жмуря глазки, кошка Грета.
Мышкам можно не дрожать,
Крысам - смело вылезать:
Этой ночью страшный кот
На охоту не пойдёт.
Будет песни петь он Грете -
Той, что краше всех на свете.

Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза. Глядя на картинки-символы из При­ложения 1, назови звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Пограничная полоса. Кра­сивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Ровные столбы. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Веселый праздник. Родное слово. Крутой склон. Пологая крыша.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в одном слове

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори слова по 3-4 вместе в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Акварель, апрель, верблюд, вертолет, глухарь, грелка, журнал, зрители, играли, иллюстрация, календарь, карусели, кресло, кролики, ларек, лекарство, леопард, лесорубы, люстра, маляры, мармелад, орел, прыгалки, прялка, рельсы, ролики, роль, рояль, рулет, руль, рыболов, слесарь, словарь, спортзал, стрелка, тарелка.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВЛ-Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в предложениях, составленных по опорным словам

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Используя пары слов, составь о детях предложения.

Например: Лара долго переключала телевизор с программы на программу и никак не могла найти передачу о верблюдах.

Зеркало - смотрела. Тарелка - приготовила. Вертолет - играл. Мармелад - попросил. Стрела - пролетела. Зрители - кресло. Грелка - лекарство. Маляр - спортзал. Леопард - перепрыгнул. Ныряли - соревновались. Лекарство - по­пробовала. Телевизор - переключала.

Упражнение для дифференциации звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в словосочетаниях-скороговорках и самостоятельно

Составленных предложениях

Проговори за взрослым словосочетания в быстром темпе 3-4 раза. Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Дополни каждое словосочетание до целого предложения и проговори его. Уточни значение незнакомых слов.

Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния и оглушительно про­гремел гром.

Сверкнула молния. Выиграла в лотерею. Разбила зеркало. Крикливый билетер. Говорливый контролер. У Лары мармелад. Неповоротливый жонглер. Отрывной календарь. Играла и выиграла. У Валерки тарелка. Лара играла на рояле. Лара-балерина. Валерий на карусели. Столяр и маляр. Билетер и контролер. Валерий в вертолете. Смотрела и высмотрела. Корабли лавировали. Жонглер жонглиро­вал. Королева карнавала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в самостоятельно составленных предложениях.

Закрепление навыка словообразования

Послушай слова. Возьми картинку девочки из Приложения 1, назови ее Лара. Пред­ставь, что она выполняет все названные действия. Четко, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждое незаконченное действие 2-3 раза. Затем назови новое законченное действие. Составь о Ларе 4-5 предложений и четко их проговори.


Например: Лара раскрывала-раскрывала коробку и наконец... раскрыла.

Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, рас­ставляла, расправляла, размешивала, расчесывала, разглаживала, расстегива­ла, развязывала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

У Нюры юла красива, да мала.

Мила - краса, голубые глаза.

Клава села в палатку, Клава съела баранку.

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.

Фрол рад, что поет в лад.

В руках игла - это не игра!

У нашей Луши в руках две груши.

Малы комары, да злы до поры.

Мыло серо, а моет бело.

Мара мала, лак пролила.

Среди белых голубей один серый воробей.

Кира мыла мылом Иру.

Лесорубы на столы положили топоры.

Ловкий крот влез на плот.

Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в стихотворных текстах. Развитие интонационной выразительности речи

Послушай истории в стихах. Проговори их с выражением и перескажи своими сло­вами. Объясни, что же в них забавного.


Огорченная сорока Возвращалася с урока, Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.

На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно - большая семья!»


Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку - Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли.


Что ты, ветер, натворил? Рассердился, набежал,

Что ты в небе смастерил? Облака перемешал.

Из курчавых облаков Где картины? Где река?

Сделал рыб, коров, слонов. В небе просто облака!

Ветер, видно, не услышал,

Ветер из терпенья вышел, Солнце по небу гуляло,

Солнце в озеро упало, Прошептало: «Спать пора!» И исчезло до утра.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в загадках

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Окна светлые кругом, К нам во двор забрался крот,

Едет мимо желтый дом, Вырыл яму у ворот,

Носит обувь из резины Тонна в рот земли войдет,

И питается бензином. Если крот раскроет рот.

(Автобус.) (Экскаватор.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок, Желтый одуванчик

А из них лишь три сороки По двору прошел,

Приготовили уроки. Желтый одуванчик

Сколько лодырей сорок Зернышки нашел.
Прилетело на урок? (Цыпленок.)

В полотняной стране,

Приближаться к дому стала, По реке-простыне

С неба солнышко украла. Корабль плывет

(Ночь.) То вбок, то вперед.

Долговязый Тимошка Скользит по белой дорожке,

Его темные следы - Как на стежке, на дорожке,

Твои лучшие труды. Вижу алые сережки.

(Ручка.) (Земляника.)

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, со­храняя четкость и громкость произношения.


Король - орел, орел - король.

Клара у Вали играла на рояле.

Орел на горе, перо на орле.

Карась, в лаз не лазь!

Проворонила ворона вороненка.

На гармони громко заиграл Еремка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Прорубь прорубили - рыбки наловили.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

К полудню Лара с Полей пол поля пропололи.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос, мне тарелку Валерка на подносе принес.

Сорока-белобока садится на забор, сорока-белобока заводит разговор.

За поселком, у проселка в поле пела перепелка, перепел прилетел, перепелку перепел.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: «Сено, краб, граблями грабь!»

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

Ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп - кипит укроп.

Я во двор вела вола, за рога вола вела, в хлев вела вола, а вол в огород меня завел!

Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.

Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Уточка вострохвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.


1. Формирование звука ЛЬ............................................................................................. 7

2. Различение звуков ЛЬ - Й на. слух и в произношении................................... 25

3. Формирование базового звука С............................................................................ 32

4. Формирование производного звука СЬ............................................................. 54

5. Различение звуков С - СЬ на слух.................................................................... 64

6. Формирование первично производного звука 3 .............................................. 66

7. Формирование вторично производного звука ЗЬ............................................ 77

8. Различение звуков С - 3 на слух.......................................................................... 82

9. Различение звуков 3 - ЗЬ на слух......................................................................... 84

10. Формирование производного звука Ц............................................................... 86

11. Различение звуков С - Ц на слух и в произношении.................................. 97

12. Формирование базового звука III...................................................................... 101

13. Различение звуков С - Ш на слух и в произношении.................................. 124

14. Формирование производного звука Ж.............................................................. 133

15. Различение звуков III - Ж на слух................................................................... 143

16. Различение звуков 3 - Ж на слух и в произношении................................ 145

17. Формирование производного звука Щ............................................................. 150

18. Различение звуков СЬ - Щ на слух и в произношении............................... 157

19. Формирование вторично производного звука Ч.......................................... 161

20. Различение звуков Ч - Щ на слух и в произношении................................ 170

21. Формирование базового звука Л........................................................................ 174

22. Формирование базового звука Р........................................................................ 201

23. Формирование производного звука РЬ.......................................................... 228

24. Различение звуков Р - РЬ на слух................................................................. 237


Упражнение 2.

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5 (выучить наизусть).

Звук Ч

Упражнение 1.

ач – оч – уч – ич –еч – яч – ыч (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чики-чики-чикалочки – едет Ваня на палочке.

Чок-чок, каблучок!

Чуки-чуки-чуки-чок!

Упражнение 7

ВОВОЧКА В ДЕРЕВНЕ

Вовочка живёт в деревне у бабушки и у дедушки. Утром он пасет овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Вовочке помогает собачка Жучка. Днём Вовочка берёт удочку и идёт с Жучкой на речку. Там дети рыбачат и играют в мяч. Вечером Вовочка вместе с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение 8.

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чиню тачку…

Я пеку булочки в печке….

Я качаюсь на качелях…

Дифференциация звуков Ч и ТЬ:

Упражнение 9.

Упражнение 10.

Тёмные тучи по небу плывут, птички молчат и поют.

На тёплой печи чугунный котёл.

В тёмном чулане много паутины.

Петя любит качать на качелях Анечку.

Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.

Упражнение 11 (подготовить пересказ).

ПАУЧОК И ПАУТИНА

Ткёт паучок паутину. Ниточка к ниточке, от ниточки к веточке. Думает паучок: «Попадёт муха в паутину. Тут я её и кончу». Но вот птичка летела и качнула паутину, и паутина лопнула. Нет у паучка ни мухи ни паутины.

Звук Щ

Упражнение 1.

ща –що – щу – щи – ще (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

ЩЕНОК

Вчера Тане подарили щенка. Она посадила его в ящик. Все утро щенок спал в ящике. Потом он проснулся и вылез из ящика. Стащил с полки щётку и поиграл с ней. Потом щенку стало скучно. Он выбежал во двор и на грядке с овощами встретил ящерицу. Щенок бросился за ней, но ящерица убежала. Женок жалостно запищал. Таня услышала, что щенок пищит, вышла во двор и забрала его домой.

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

Дифференциация звуков Щ и Ч:

Упражнение 8.

Упражнение 9.

Измени предложения по образцу:

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чищу плащ…

Я щёлкаю семечки….

Дифференциация звуков Щ и СЬ:

Упражнение 10.

Дифференциация звуков Щ и Ш:

Упражнение 11.

Щавель для щей, а шалфей для полоскания.

Нашей Маше дали щей и манной каши.

Есть и щёчки и ушки у нашей лягушки.

Звук Ж

Упражнение 1.

жа –жо – жу – жи – же (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

Однажды Жанна и Женя пошли в лес за желудями. Жанна нашла много желудей, а Женя увидел жука. Он побежал за жуком и увидел ежей. Ежи испугались и убежали под ёлку. Женя позвал Жанну и показал ей ежей.

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

-подготовить пересказ:

МЕДВЕЖАТА

На лужайке гуляли четыре весёлых медвежонка. Один медвежонок полез на дуб. Другой медвежонок увидел около кустов ежевики много жуков. А ещё двое дружных медвежат кувыркались на лужайке.

Дифференциация звуков Ши Ж:

Упражнение 8.

ЖЕНЯ ОШИБСЯ

Напиши Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя написал. И вот, что у него получилось. Ёжик лазает по деревьям. Ужи летают. Журавль колется. Медвежонок ползает.

Женя, конечно, ошибся. Исправь его ошибки, скажи правильно, кто что умеет делать.

Звук Ц

Упражнение 1.

атс– отс – утс – итс – этс (отдельно каждый слог)

ац – оц – уц – иц – эц (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЦЫБИК И ЦЫПЛЯТКИ

Маленького Цыбика посадили на цепь. Целый день сидит Цибик на цепи, а около него гуляют цыплята. Цибик целится цапнуть одного цыплёнка, но цыплёнок целится клюнуть Цыбика в нос. Кто кого боится?

Дифференциация звуков Ц и С:

Упражнение 8.

Упражнение 9 (выучить наизусть).

Упражнение 10 (подготовить пересказ).

О ГУСЕНИЦАХ И ПТИЦАХ

В садах и полях много насекомых. Особенно опасны гусеницы. Гусеницы в садах и лесах поедают листья и цветки. А гусениц поедают птицы. Без птиц леса останутся без листьев, а сады останутся без яблок, слив и ягод. Береги птиц! Подкорми их зимой.

Дифференциация звуков Ц и ТЬ:

Упражнение 11.

Упражнение 12.

Измени предложения по образцу:

Одна лисица, две лисицы,много лисиц.

Одно полотенце...

Одна птица…

Один птенец…

Звук З

Упражнение 1.

за – зо – зу – зы – зэ (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды! - смеялись Лиза и Зоя. - Так далеко от земли, а нас видят!»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!