Эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Средства развития речи у детей дошкольного возраста

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение-взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина).

Общение - сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б.Ф. Парыгин, В.Н. Панферов, Б.Ф. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.).

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша. Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Возникая в общении, речь сначала выступает как деятельность, разделенная между взрослым и ребенком. Позднее в результате психического развития ребенка она становится формой его поведения. Развитие речи связано с качественной стороной общения.

В методике принято выделять следующие средства рече­вого развития детей:

общение взрослых и детей;

культурная языковая среда, речь воспитателя;

обучение родной речи и языку на занятиях;

художественная литература;

Различные виды искусства (изобразительное, музы­ка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение - взаимодействие двух (и более) людей, направ­ленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение - сложный и многогранный фе­номен жизнедеятельности человека, выступающий одно­временно как: процесс взаимодействия людей; информа­ционный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопережива­ние и взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин, В. Н. Пан­феров, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как само­стоятельная коммуникативная деятельность. В трудах оте­чественных психологов убедительно показана роль обще­ния со взрослыми в общем психическом развитии и разви­тии верб&тьной функции ребенка.

Речь, являясь средством общения, возника­ет на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающи­ми людьми, осуществляемого с помощью материальных и тзыковых средств. Речь не возникает из самой природы ре­бенка, а формируется в процессе его существования в со­циальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ре­бенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребен­ка, к овладению им все новыми средствами общения, фор­мами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ре­бенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Выделение взрослого из окружающей среды, попытки -сотрудничества» с ним начинаются у ребенка очень рано. Немецкий психолог, авторитетный исследователь детской оечи В. Штерн еще в прошлом столетии писал, что «нача-юм речи считают обыкновенно тот момент, когда ребенок зпервые произносит звуки, связанные с сознанием их зна­чения и намерением сообщения. Но этот момент имеет предварительную историю, которая в сущности начинает­ся с первого дня». Данная гипотеза была подтверждена ис­следованиями и опытом воспитания детей. Оказывается, человеческий голос ребенок различает сразу после рожде­ния. Он отделяет речь взрослого от тиканья часов и других звуков и реагирует движениями в унисон с ней. Этот инте­рес и внимание ко взрослому является начальным компо­нентом предыстории общения.

Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требова­нию взрослого. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

В дошкольном детстве последовательно возникают и сме­няются несколько форм общения детей со взрослым: ситуа­тивно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситу­ативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М. И.Лисина).

Сначала непосредственно-эмоциональное общение, а затем деловое сотрудничество определяют появление у ре­бенка потребности в общении. Возникая в общении, речь сначала выступает как деятельность, разделенная между взрослым и ребенком. Позднее в результате психического развития ребенка она становится формой его поведения. Развитие речи связано с качественной стороной общения.

В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, установлено, что характер общения опре­деляет содержание и уровень речевого разви­тия детей.

Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения. Переход к более сложным формам обще­ния связан: а) с увеличением доли внеситуативных выска­зываний; б) с ростом общей речевой активности; в) с уве­личением доли социальных высказываний. В исследовании А. Э. Рейнстейн выявлено, что при ситуативно-деловой форме общения 16,4% всех коммуникативных актов осу­ществляется с помощью неречевых средств, а при внеси­туативно-познавательной - только 3,8%. С переходом к внеситуативным формам общения обогащаются словарный состав речи, ее грамматический строй, уменьшается «при­вязанность» речи к конкретной ситуации. Речь детей раз­ного возраста, но находящихся на одном уровне общения, примерно одинакова по сложности, грамматической оформ-ленности и развернутости предложений. Это свидетельствует о связи между развитием речи и развитием коммуникатив­ной деятельности. Важное значение имеет вывод, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнооб­разный речевой материал - необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств обще­ния. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обо­гащало содержание потребности ребенка в общении1. По­этому первостепенное значение имеет организация содер­жательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляет­ся в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каж­дого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. При­менительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внима­ния педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой дея­тельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возни­кает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности обще­ния и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ве­дут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной (Д.

Б. Эльконин).

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего это должна быть содержательная игра. Одна­ко ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенство­ванию грамматической формы речи. А в случаях переучива­ния закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складыва­лись неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «пере­учивание», нужно сначала выработать прочный навык упот­ребления правильного обозначения и только потом созда­вать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привле­чение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение сло­варя, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и инте­реса к художественному слову, выразительности речи, ху­дожественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используют­ся для решения всех задач речевого развития. Они закреп­ляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наибо­лее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, разви­вают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, разви­вает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в приро­де, ручной) помогает обогатить содержание детских пред­ставлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результа­тов труда.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4-5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие ком­муникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных рече­вых средствах. В совместной деятельности дети рассказыва­ют о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем и коор­динируют его.

Полезнообщение детей разного возраста. Объе­динение с детьми более старшего возраста ставит малы­шей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в иг­рах, простейшими видами рассказов по картинкам, об иг­рушках. Участие старших детей в играх с младшими, рас­сказывание малышам сказок, показ драматизации, расска­зывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыг­рывание сценок с помощью игрушек содействуют разви­тию содержательности, связности, выразительности их речи, творческих речевых способностей. Следует, однако, подчеркнуть, что положительное влияние такого объеди­нения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого. Как показа­ли наблюдения Л. А. Пеньевской, если пускать это на само­тек, старшие иногда становятся слишком активными, по­давляют малышей, начинают говорить торопливо, небреж­но, подражать их несовершенной речи.

Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют со­держание и уровень речи детей.

Однако анализ практики показывает, что не все воспи­татели умеют организовать и использовать общение в ин­тересах развития речи детей. Широко распространен авто­ритарный стиль общения, в котором преобладают указа­ния, распоряжения педагога. Такое общение носит фор­мальный характер, лишено личностного смысла. Более 50% высказываний воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений. Овладение культурой, демократическим стилем общения, умением обеспечить так называемое субъект-субъектное общение, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, является профессиональной обя­занностью воспитателя детского сада.

Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых яв­ляется одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрос­лых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окру­жающим, дети перенимают не только все тонкости произ­ношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие тре­бования: содержательность и одновременно точность, ло­гичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фоне­тическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщен­ность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель ис­пользует и невербальные средства (жесты, мимика, панто­мимические движения). Они выполняют важные функции:

Помогают эмоционально объяснить и запомнить зна­чение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвое­нию значений слов (круглый, большой...), связанных с кон­кретными зрительными представлениями. Мимика и фо­нация помогают уточнить значение слов {веселый, груст­ный, злой, ласковый...), связанных с эмоциональным вос­приятием;

способствуют углублению эмоциональных пережива­ний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

помогают приближению учебной обстановки на за­нятиях к обстановке естественного общения;

Являются образцами поведения для детей;

Выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль (И. Н. Горелов).

Каждая мама мечтает о том, чтобы ее малыш заговорил чем быстрее, причем сразу внятно и предложениями. В реальной жизни такое случается редко, ведь обучение речи - процесс длительный и трудоемкий. Для того, чтобы достичь быстрых и хороших результатов в развитии речи любимого ребенка, маме приходится приложить немало труда и использовать разные средства развития речи детей . Дети учат слова и язык в процессе постоянного общения с ними, при этом самым эффективным методом является обучение в форме игры.

Должно начинаться практически с рождения. Многие родители ошибочно считают, что если малыш еще не разговаривает, то не стоит утруждать себя общению с ним. А ведь ребенок только тогда будет распознавать слова и пытаться их повторить, если будет постоянно их слышать.

Самые главные средства развития речи детей игры для развития речи, стишки, сказки, пословицы и песенки. Запастись такими нужными инструментами можно с помощью того же интернета, где можно найти целые сайты, посвященные раннему развитию детей, а также купив аудио диски или книги со стихами, сказками и скороговорками.

Общайтесь с малышом, постоянно комментируя свои действия, описывайте предметы, которые берете в руки и что вы с ними делаете. Практикуйте диалог с ребенком, задавайте простые вопросы и просите показать и назвать предметы, их свойства. Очень эффективен прием договаривания слова, когда читаете стих или потешку, предоставьте малышу возможность употребить нужное слово. Если он затрудняется это сделать, подскажите ему начало слова.

Используйте в качестве средства развития речи детей книги с красочными иллюстрациями. Для самых маленьких подойдут специальные книги с твердой обложкой. Во время чтения сказки или стишка обязательно показывайте на картинках про кого говорите, объясняйте характеристики того или иного персонажа, зачитывайте диалог с использованием разной интонацией.

Очень полезны пальчиковые , которые не только помогают усовершенствовать речь, но и координацию движения пальцев рук. Играйте с малышом в прятки - спрячьте игрушку или несколько игрушек и попросите найти их, при этом давайте подсказки в форме описания места, где они спрятаны, но не называйте его.

Для первого знакомства ребенка с животными и предметами подойдут стихотворения и потешки про них. Учите такие стишки вместе с малышом, предлагая ему самому рассказывать целые фразы или отдельные слова.


В определенный период своей жизни, а именно в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает стремиться к тому, чтобы с окружающими людьми обсуждать различные предметы и явления, которые его заинтересовали. Возможность разговаривать и выражать свои мысли позволяет малышу выходить за пределы конкретной ситуации и собственных переживаний, с ней связанных. В данной статье мы поговорим достаточно подробно о средствах развития речи дошкольников с разных аспектов. Если вы уделите прочтению нашего материала немного времени, то возможно узнаете для себя много полезного в этом вопросе.

Развитие речи у детей

Как правило, до 2-х лет ребенок активно общается только со взрослыми. Хорошо, если в семье есть старшие братья/сестры, тогда малыш обязательно будет копировать речь, смотря на них, и возможно, заговорит раньше сверстников. Но если ребенок является в доме первенцем, то вероятнее всего, он общается только с «непонятными» ему людьми. Вам может казаться, что в двухлетнем возрасте ваше чадо общается только жестами, мимически или при помощи эмоционального выражения звуков, но все гораздо «серьезнее». В этом возрасте малыш уже активно накапливает словарный запас в своей голове и подсознательно запоминает огромное количество самых разных слов, в том числе, откладывается в его памяти и информация о предметах, которые обозначают те или иные слова. Понимание смысла сказанного кем-то проходит у малыша через несколько этапов. Так, он может ассоциировать предмет с собственным переживанием, с определенным местом, возможно, визуальной его картинкой. Размеры и материалы он пока не может представлять и не обращает на них внимание, поэтому чувственная сторона в этом возрасте является главным проводником.

Считается, что в два года малыш уже вполне может сформировать определенный словарь, состоящий из 200 и более слов. Хотя большинство из них искажены, произносятся неправильно и могут быть вообще непонятны взрослому, малыш их знает, помнит и применяет по отношению к конкретным предметам и явлениям. Например, «ять» может обозначать слово «мяч», «абуська» - «бабушка» и т.д. Если вам доводилось видеть, как общаются малыши одного возраста, то вы наверняка могли заметить, что они разговаривают на несвязном для взрослого языке, общаются отдельными звуками, но при этом прекрасно друг друга понимают.

Чтобы быстрее развить речь ребенка, необходимо регулярно организовывать специальные занятия, заниматься игровой подвижной деятельностью, общаться с ним «наравных» и, конечно, уделять большое внимание, развитию мелкой моторики малыша.

Совет: никогда не общайтесь с детьми словами, которые вы намеренно искаженно произносите, как бы на детский лад. Не сюсюкайте с ребенком, а говорите с ним четко и внятно, проговаривая каждую букву слова. Вместо «артоска» скажите «Это картошка! Она вкусная и полезная!». Обучение неправильному произношению слов с самого раннего возраста малыша в будущем потребует от вас индивидуальных занятий с логопедом и обучению «заново» произношению тех же слов, только теперь в правильной форме.

Речь ребенка 3-х лет и отставание в развитии речевого аппарата

В возрасте 3-х лет запас слов ребенка составляет от 1000 слов и больше. Малыш уже не просто произносит слова, но и может делать это правильно с точки зрения фонетики и даже формируя их в предложения. По статистике девочки начинают говорить раньше мальчиков, но все дети индивидуальны и конкретных норм в этой сфере нет.

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет...

Если ребенок не знает и не произносит никаких слов до 3 -х лет или же его словарный запас слишком мал, то невролог может поставить диагноз «отставание в развитии речевого аппарата». В таком возрасте малыша данный диагноз не должен пугать его родителей, так как при должном подходе речь может выровняться буквально за несколько месяцев. Если причин для такого диагноза нет с точки зрения здоровья, то есть малыш не страдает расстройством центральной нервной системы, не имеет отклонений в развитии и иных серьезных заболеваний, то вам будут показаны упражнения на укрепление мышц рта.

Чтобы укрепить мышцы рта, необходимо выполнять следующее:

  • Почаще есть твердую пищу, которую необходимо тщательно пережевывать.
  • Предлагать малышу дуть и свистеть. Купите ему мыльные пузыри, дудку, свистульку или сделайте из пробки или куска пенопласта плотик, на который нужно дуть, опустив его в воду (игра в кораблик).
  • Давать малышу пить сок через соломинку, предлагая ему как можно сильнее втягивать при этом щеки.
  • Имитировать звуки животных и окружающих вас предметов. Например, можно «заводить моторчик», произнося «трррррррр» или играть в «поезд» со звуком «чухчухчух».
  • Регулярно тренировать мелкую моторику. Помните, что качество речи вашего малыша условно находится на кончиках его пальцев. Поэтому лепки из пластилина, игр с кинетическим или обычным песком, рисования пальчиковыми красками никогда не бывает много!
  • Выполнять вместе с малышом несложную артикуляционную гимнастику. Упражнения для гимнастики вам может подсказать логопед или же интернет. Вы можете найти, например, видеоролик по этой теме и смотреть его вместе с малышом. А потом повторять просмотренные упражнения перед зеркалом.

Если у малыша имеются определенные заболевания, нарушения центральной нервной системы, то развивать речевой аппарат придется вместе с вашим доктором. Может потребоваться прием определенных препаратов, а также применение методов стимуляции коры головного мозга.

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Пятилетние дети дошкольного возраста уже могут достаточно качественно изъяснять собственных мысли, выстаивать сложные фразы, общаться предложениями. Ребенок свободно при помощи речи делится своими впечатлениями, классифицирует информацию, может ее запоминать и передавать. Интересно, что мозг дошкольника может вбирать потрясающе много самой разной информации. Малыши «жадно» поглощают новое для них и особенно интересное. Кстати, больше всего им нравятся рассказы и сказки, в которых персонажи очень на них похожи, имеют один возраст и даже схожие имена. Дети обожают такие рассказы, готовы слушать их несколько раз подряд каждый день. А стоит только рассказчику допустить оплошность и ошибиться в очередном повествовании, как ребенок тут же обратит на это внимание взрослого и укажет «как надо правильно» рассказать.

Но не только из повествования складывается методика развития речи у дошкольников. Сюда входит несколько важных аспектов:

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи". Наибольшее их число фиксируется среди дошкольников. С сожалением...

  1. Воспитание звуковой речевой культуры. Что это значит? Многие лингвисты, психологи и педагоги, занимающиеся исследованиями в этой области, убеждены, что именно звуковая сторона языка достаточно рано становится предметом особенного внимания ребенка. Мы уже упомянули об этом выше, говоря о том, что малыша привлекает изначально внешняя структура речи, т.е звук, и только потом все остальное. Именно поэтому в дошкольных заведениях малышам обязательно читают много сказок, разыгрывают для них кукольные спектакли с героями, разваривающими разными голосами. При этом важную роль играет интонационная окраска рассказа, а именно восклицание, вопрос, озадаченность и т.п. Помимо сказок, практикуются занятия играми и упражнениями на линейность речи. Это помогает малышу осознать звуковое окрашивание слова и начинать двигаться от называния предмета или явления к образному его описанию. Необходимо научить ребенка правильно пользоваться интонацией и темпом повествования для передачи им эмоциональной составляющей рассказа.
  2. Воспитание правильного звукопроизношения. Педагоги в дошкольных учебных заведениях большое внимание уделяют вопросам правильного звукопроизношения детей. Проводится кропотливая работа над формированием четкой артикуляции и подготовке органов артикуляционного аппарата к произношению тех или иных звуков. При этом по статистике чаще всего у детей дошкольного возраста встречается проблема с произношением шипящих звуков. Кстати, если малыши посещают профильную логопедическую группу детского сада, то логопед будет подбирать к каждому из них комплекс индивидуальных артикуляционных упражнений на те звуки, проблемы с произношением которых он видит у каждого конкретного ребенка.
  3. К детям средней группы детского сада подход примерно таков же, как и как к малышам. То есть педагог активно развивает вместе с ребенком артикуляционные органы, выполняя ряд упражнений на укрепление и развитие мышц лица, языка, губ. Однако, сама речь к возрасту 5 лет уже приобретает новую окраску. Здесь чаще встречаются указательные местоимения, новые определения, ребенок начинает говорить монологами.
  4. Осваивание понятия «звуковой линейки» речи путем демонстрации последовательности произношения звуков.
  5. Развитие осознания произносительной стороны речи. В идеале ребенок старшего дошкольного возраста на вопрос: «Правильно ли ты говоришь, все ли звуки выговариваешь?» должен отвечать конкретно упоминая о своих речевых проблемах. Объясните малышу, что нет ничего страшного в том, что он не выговаривает какой-то звук. Разъясните, что он должен стремиться к правильному его произношению и помогут в этом такие-то упражнения и занятия. Не поощряйте малыша, когда он говорит правильно, иначе он может почувствовать себя «не таким как все», а норму произношения чем-то особенным. Но обязательно обратите его внимание, если звук был произнесен некорректно.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Мы уже частично упомянули о методиках развития связной речи у дошкольников. Это общение целыми предложениями и логически построенными фразами. Когда вы гуляете с ребенком, то обращайте свое внимание на явления окружающего мира. Если малыш еще совсем маленький, то рассказывайте сами. Например, «Какой большой дом впереди!», «Посмотри, какой яркий цветок! Он приятно пахнет!», «Это дорога, по ней ездят машины и автобусы» и т.д. Малыша повзрослее можно просить самого составлять такие маленькие рассказы. Если он теряется, то помогите ему, направив мысль при помощи вопроса. Например, «Какого цвета этот цветок? Он тебе нравится?». Не позволяйте малышу отвечать односложно, просите давать ответы развернуто: «Этот цветок желтого цвета! Он яркий и поэтому очень мне нравится».

Зрительная память у дошкольников превалирует над слуховой, поэтому детям намного лучше запоминать стишки или рассказы, если текст будет сопровождаться...

Такому развитию помогают игры на возможности использования речи:

  • «Диалог». Устройте «светскую» беседу за чашкой чая.
  • «Интервью». Позвольте малышу побыть журналистом, который задает вам вопросы, потом поменяйтесь ролями.
  • «Профессии». Попросите малыша рассказать о какой-либо профессии.
  • «Назови действие». Задайте вопрос, например, «что делает снег?» и попросите малыша ответить глаголами: «падает, кружится, тает».
  • «А что было дальше?». Взрослый начинает повествование рассказа, а от малыша потребуется внимательно послушать и придумать продолжение.

Развитие речи у дошкольников

Если у вашего ребенка имеются проблемы с произношением слов или отдельных звуков, то не ленитесь заниматься с ним. Помните, что роль родителей в этом вопросе велика и не менее значима, чем роль профессионального логопеда. Представьте, что логопед и вы являетесь двумя отдельными ладонями, которые только вместе и сообща смогут сделать хлопок.

Что требуется от родителей:

  • Правильно и четко произносить слова не только обращенные к ребенку, но и сказанные в его присутствии.
  • Как можно раньше начать разговаривать с ним отдельными логически связанными предложениями.
  • Выполнять все рекомендации логопеда, которые он может вам давать для выполнения вне занятий.
  • Не лениться проводить с ребенком хотя бы неложную артикуляционную гимнастику несколько раз в неделю.
  • Поправлять ребенка, когда он произносит слово неправильно.
  • Мотивировать ребенка на произношение слов. Например, делать вид, что вы не понимаете, в чем заключается его просьба, когда он ленится сказать словами, а требует от вас чего-то жестами.
  • Регулярно заучивать с детьми несложные стишки, а также скороговорки и поговорки.
  • Петь вместе с ребенком песни.
  • Постараться всеми силами научить свое чадо правильному произношению слов и грамотному построению предложений в период дошкольного возраста.

Последнему пункту, а именно грамматике речи дошкольников, нужно уделять большое внимание, иначе впоследствии у ребенка возникнут определенные трудности в школе.

Грамматический строй речи у дошкольников

Формирование правильного грамматического строя как можно раньше является очень важным аспектом в развитии речи ребенка. Если малыш неправильно произносит слова, не умеет подбирать окончания, то в школе у него возникнут большие проблемы с грамматикой. Помните, что малыши пишут, как слышат и, соответственно, слышат, как говорят! Заданий на развитие умения согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, а также на сочетание времен, чисел и падежей множество. Например, можно просить ребенка назвать один и тот же предмет в разных формах (одно яблоко, два яблока, пять яблок). Можно просить отвечать о предмете на вопросы «Какой? Какая? Какое?» (яблоко зеленое, хрустящее, плотное, сочное). При этом обращайте внимание на окончания и просите ребенка поправиться, если он произносит их неправильно.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н...

Хорошим упражнением на развитие грамматического аспекта речи является «Составь рассказ». Можно показать ребенку картинку и попросить его составить по ней повествовательный рассказ, четко произнося окончания. Если возникают трудности, то можно начинать с изложений. То есть дать ребенку картинку, прочитать ему по ней рассказ, попросив его запомнить, и только потом записывать изложение с его слов. Нормой считается, если ребенок 6-7 лет может придумать рассказ по картинке, не нарушая последовать изложения событий на ней. Использование дополнительных способов организации зачинов, а также разных типов повествования может говорить о высоких показателях развития грамматического строя и творческого мышления дошкольника.

Формировать знания о словообразовательном гнезде можно практически в любых аспектах повседневной жизни. Например, малыш решил посмотреть на снег за окном, попросите его назвать снежинку во множественном числе и составить с этим словом предложение. Помните всегда об этом, и постарайтесь как можно больше правильно разговаривать с детьми.

0 0

Еще статьи

дошкольник педагогический речь сознание

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное правильное овладение ребёнком речью.

В дошкольном учреждении развитие речи детей осуществляется педагогами в разных видах деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, а также проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.

Воспитатели используют возможность правильно и чётко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом воспитатели чётко формируют задание, точно ставят вопросы. Это позволяет поддерживать взаимосвязь понимания и употребления слов, что в свою очередь совершенствует умение детей точно и полно выразить мысль, повышает эффективность речевого общения.

Чтобы максимально активизировать речь детей, педагоги проводят игры, цель которых - вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый. В играх дети принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. Педагоги добиваются реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя в выполнении словесной инструкции. Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят: «…ребёнок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задаётся вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении» (Гвоздев А.Н.) .

Педагоги являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми старшего возраста. Предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.

В беседе с ребёнком воспитатели обращают внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляют грамматические ошибки. В свободное от занятий время педагоги индивидуально занимаются с ребёнком, развивая ту сторону речевого развития, которая вызывает у ребёнка затруднения. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т.к. это позволяет развивать образную речь.

Педагоги стараются задавать детям образцы правильной литературной речи, стараются, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» (Е.И. Тихеева) .

Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи старшего дошкольника. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи старшего дошкольника.

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать её, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Для того чтобы дошкольники быстрее овладевали описательной формой речи рекомендуется обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Итак, посредством загадки у дошкольников развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова и постепенно овладевать образной системой языка .

Колыбельные песни также развивают речь старшего дошкольника, обогащают их речь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи, формирует фонетическое восприятие. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. С их помощью, можно развивать фонематический слух.

В дошкольном учреждении актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы рече - двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание окончаний». Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуя их дикцию.

Для дикционных упражнений незаменимым материалом являются пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети в дошкольных учреждениях учатся чёткому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребёнка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребёнком интонационных богатств и различного темпа речи. Всё это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребёнка будет звучать естественно и выразительно.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи .

По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Поэтому дошкольные учреждения в системе работы по развитию речи старшего дошкольника уделяют особое внимание формам малого фольклора.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!