Ефименкова Л. Н

Предложение – основная структурная единица языка

(логопедическое занятие для 2 класса)

Подготовила

Ю.В. Царегородцева учитель-логопед

МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»

Задачи:

    Образовательные.

    Закрепить знания о видах и составе речи

    Дать понятие предложения как основной структурной единице языка

    Коррекционно-развивающие.

    Активизировать словарный запас через овладение учебной терминологией по теме занятия.

    Развивать умение анализировать, сопоставлять, рассуждать

    Воспитательные

    Воспитывать желание самостоятельно добывать знания

Ход занятия.

    О.М.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

    Актуализация знаний, сообщение темы занятия.

С помощью чего общаются животные? (животные общаются с помощью звуков)

Каким образом мы выражаем свои мысли? (Мы выражаем свои мысли с помощью речи)

Какая бывает речь? (Речь бывает устной, когда мы говорим и слушаем; и письменной, когда мы пишем и читаем)

Верно. Теперь вспомним, из чего состоит речь. Посмотрите на доску. (На доске представлена схема речи) Все ли здесь верно?

Речь

Слово

Звуки (буквы)

Предложение

Выйдите к доске и исправьте ее.

Речь

Предложение

Слово

Звуки (буквы)

Молодцы! Вы верно восстановили схему состава речи.

На этом и последующих занятиях мы будем рассматривать состав речи более подробно. Начнем мы, конечно же, с предложения. Подумайте, и скажите, как вы считаете, что такое предложение? (Предложение состоит из звуков и букв)

    Объяснение нового материала

Хорошо, но посмотрите, что я запишу на доске, исходя, из вашего рассуждения:

С д сирень ь ы весна й [р] расцветают

Что можете сказать? (Предложение – это фраза, которая состоит из слов)

Посмотрите, что может у нас получится:

Сирень весна расцветают

(Здесь не понятно, что хотели сказать. Так не говорят, слова должны быть связаны по смыслу)

Что же такое предложение? (Слова, связанные по смыслу)

Прочитайте записи на доске

На городской башне

Прыгали веселые

Приподнял с земли

Это предложения? (Нет)

Слова связаны между собой? (Да)

Что тогда не так? (Они не закончены)

Дополните, чтобы получились предложения (учащиеся дополняют предложения)

Молодцы! Интересные у вас получились предложения!

Запишите одно предложение в тетрадь.

Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Предложение пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно. В конце ставится точка)

Совершенно верно!

    Закрепление нового материала.

Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите на карточки с записями. Работая в паре, решите, какие из записей являются предложениями, а какие – нет. Прежде чем, приступить к работе, повторим, что такое предложение. (Предложение – законченная мысль, которая может быть выражена одним или несколькими словами) (см. Приложение 1)

Номера предложений запишите в тетрадь.

Проверим, какие записи являются предложениями. (1,2,3,5,8)

Почему записи под номерами 4,6,7 не являются предложениями? (не все слова связаны между собой, в 7 записи не закончена мысль, в 4 и 6 нет точек в конце предложения)

Вернемся к схеме речи. Из чего состоит речь? (речь состоит из предложений)

Что такое предложение мы с вами разобрали.

Чтобы речь была правильной и красивой, предложения должны быть … (связаны между собой)

Вы знаете, что речь бывает устной и письменной. В устной речи мы используем рассказ, а в письменной речи он будет называться – текстом.

Текст состоит из… (предложений)

Которые… (связаны между собой)

И… (выражают законченную мысль)

В следующем задании все предложения потеряли свои знаки препинания. Постарайтесь найти границы предложений так, чтобы получился текст. (см. Приложение 2)

Прочитайте, что у вас получилось.

Прочитайте следующее задание. Как вы думаете, что нужно сделать? (расставить предложения по порядку) (см. Приложение 3)

Пожалуйста, прямо на листочке расставьте предложения по порядку.

Проверьте задание по эталону.

Кто выполнил правильно?

У кого были ошибки?

Запишите правильный вариант в тетрадь.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу на наличие орфографических ошибок.

    Итог

Что нового узнали?

Из чего состоит речь?

Что такое предложение?

Что такое текст?

    Рефлексия.

Какое задание было самое интересное?

Какое задание вызвало затруднение?

    Пароль на выход.

Составить предложение о погоде сегодня.

Приложение 1

1.Наступило прекрасное утро.

2.Я живу на третьем этаже.

3.Мой брат коллекционирует старые монеты.

4.в воскресенье друзьями пошли в театр

5.Я читаю интересную книгу.

6. Под мой окном свила гнездо птичка

7. Когда золотистый одуванчик…

8. Ночью стало прохладно.

Приложение 2

Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветки красуется кудреватая берёзка дрожит серая осина коренастый дуб раскинул шатром свои вырезанные листья.

Приложение 3

Однажды Серёжа заметил среди них синичку.

Первыми стали брать корм воробьи.

Мальчик стал вешать кусочки сала для синички.

Серёжа прибил кормушку за окном.

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
Описание: Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах - задача не из легких. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у учащихся умений фонетико-графического характера. К ним относятся: 1) умение верно соотносить звук и букву; 2) умение проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных (во время коррекционной работы осуществляется тактильно - вибрационный контроль, используются пиктограммы); 3) умение определять положение (позицию) звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях. Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.
Цель: Закрепление программной темы: «Звонкие и глухие согласные»;
Задачи:
Образовательные:

1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
2.Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы;
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

Коррекционные:
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса
4. Развитие общей моторики

Воспитательные:
1. Формирование самоконтроля за речью детей.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
3. Воспитание уважения к людям труда.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
Все вместе повторяем правило вслух. (слайд 1)

2. Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, догадайтесь, над какой темой мы будем работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (слайд 2)
Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 3)
Наше занятие будет проходить празднично, интересно в форме ярмарки.
Петрушка (кукла на руке):
Почтенные господа! Пожалуйте все сюда!
Народ собирается, Ярмарка открывается!
У Петрушки на голове колпачок, я нарядно одета, давайте, и вы наденете колпачки. (слайд 4)
У вас на парте лежат карточки. Читаем их вслух. (Первые три карточки зачитываем индивидуально, четвертую карточку читаем все вместе.)

1. Научимся различать и правильно произносить звонкие и глухие согласные. (слайд 5
2. Будем говорить правильно и красиво. (слайд 6)
3. Узнаем много интересного о ярмарке. (слайд 7)
Об этом мы поговорим на занятии и сделаем маленькие открытия.
4. Сочиним маленькое стихотворение о ярмарке. (слайд 8)

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику. «Сказка о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика. (слайд 9)
Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»
И потолок в этом домике есть, он называется небо. (слайд 10)
«Подними свой язычок вверх, найди потолок».
Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка. (слайд 11)

4. Работа с изолированными звуками по плану.

Логопед: Петрушка, ты хочешь узнать, какие бывают согласные?
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.
Задание: давайте попробуем произнести звуки парами и определить, почему согласные называются парными? Звук, рядом с которым пустой квадратик мы произносим тихо, а рядом с которым колокольчик мы произносим громко и сразу называем, какое упражнение выполняют наши органы речи.
У каждого учащегося лежит своя карточка с заданием. Дети читают карточки вслух по очереди. Последний столбик читаем вместе с логопедом: когда мы произносим согласные …
(на экран проецируются по очереди слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17)
Логопед: Ребята вы правильно вспомнили звонкие и глухие согласные и определили в чем их сходство и отличие.
Итак, мы сделали первое важное открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата». (слайд 18)

5. Сообщение нового материала.

(На экран проецируется слайд 19)
Логопед: Раньше на Руси проходили ежегодные народные ярмарки.
Устраивался большой торг с увеселениями, развлечениями. (слайд 20)
Ярмарка гудела, шумела и представляла собой огромную толпу торгующих и покупающих людей. Недаром говорят: «Шум как на ярмарке!». (слайд 21) На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. (слайд 22, 23) Ярмарка – всегда настоящий праздник, веселье, смех, радость. (слайд 24)
Ребята, а как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы учащихся)
Мы сделали второе маленькое открытие:
Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость! (Читаем вместе вслух) (слайд 25)

6. Развитие фонематического слуха.

(слайд 26)
Логопед: Какое на ярмарке веселье без музыки, ты согласен Петрушка?! Посетим рынок на ярмарке. Пусть каждый из вас выберет понравившийся музыкальный инструмент, а Петрушка будет продавцом.
Петрушка: Ай да товар, ай да красота,
Неслыханное чудо, невиданное диво!
Дети выбирают музыкальный инструмент и садятся с ним на место. Назовите, пожалуйста, кто что выбрал и определите, есть ли в слове парный согласный, звонкий он или глухой? Как назвать гармошку, бубен, погремушку, дудку, барабан, колокольчик одним словом?
Задание 1: Поднимите инструмент, название которого начинается с глухого согласного, со звонкого согласного? Вы правильно справились с заданием.
Задание 2: У вас на партах лежат карточки с парными глухими и звонкими согласными. У каждого по одному согласному. Вы должны найти пару вашему согласному у других ребят, выйти вместе, правильно назвать пару согласных букв и определить, какой согласный звонкий, а какой глухой. Другие ребята проверят, правильно ли вы выполнили задание. (слайд 27)

7. Физминутка.

Логопед: Давайте, организуем маленькое представление с музыкальными инструментами.
Мы с вами будем веселиться и танцевать.
Звучит веселая музыка.
Выполняем речевую физминутку с движением со словами:
Балалайка, Балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!

8. Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов по таблице.

(слайд 28, 29)
Логопед: Ребята, как звучали наши музыкальные инструменты? (громко). Произнести слоги парами, изменяя силу и высоту голоса. Одни слоги мы будем произносить громко, другие тише, вместо схемы вставьте нужный пропущенный слог. Чтение карточек индивидуально и хором.

9. Сообщение дополнительного нового материала

Логопед: Ребята, проводятся ли ярмарки теперь? (Ответы детей) (слайд 30)
И сейчас в России проводятся ярмарки. На ярмарку народные умельцы привозят множество изделий, сделанные своими руками; привозят на ярмарку и другой различный товар: мед, осенний урожай и многое другое. Проходят они также шумно, празднично, весело и интересно! Благодаря умельцам и создаются такие праздники. (слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42) Я уверенна, среди вас есть те, кто любит рисовать, лепить, вышивать, мастерить. Умеете?
Слушаются высказывания детей.

10. Творческое задание, рефлексия.

Логопед: Все вместе составим маленькое стихотворение на тему: «ЯРМАРКА» по схеме. (слайд 43)
ЯРМАРКА
– шумная, веселая, яркая!
Веселит, шумит, торгует,
Радость в дом приносит.
Ярмарка – труд людей прославляет!
Читаем вслух получившееся стихотворение. (слайд 44)
Петрушка: Чтобы случаев не было таких неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих!
Логопед: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового и что еще хотели бы узнать?
1. Мы сегодня учились закреплять, правильно произносить звонкие и глухие согласные. Нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие открытия.
I открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата».
II открытие: «Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость!» (слайд 45)
2. Оценка работы детей на занятие.
3. Оценка занятия детьми.
У вас, ребята, хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение!
Я хочу, чтобы ваша ярмарка сегодня продолжилась у вас в классе с друзьями за чашкой чая с баранками и чтобы своими впечатлениями об этой ярмарке вы поделились с окружающими вас людьми.
Спасибо. До свидания!

«

Подготовила:

Педагог

Стопкина Светлана Григорьевна

Тема занятия: « . Речь устная и письменная. Особенности устной речи»

Тип занятия: комплексно- игровой

Цель:

- создать условия для открытия учащимися видов речи и ее функций;

- .воспитывать и способствовать развитию устойчивого познавательного интереса и внимание к собственной речи и окружающих людей.

- решать проблемные ситуации.

Задачи:

Формировать у детей выразительную связную речь.

Формировать умение определять настроение человека по мимики и жестам, высказывать свое мнение по теме.

-.формировать понимание особенностей устной и письменной речи.

- учить составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность .

Оборудование:

Мультимедиа

Компьютер,

Проектор,

Презентация

Раздаточный индивидуальный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Объявление темы

Слайд-1« . Речь устная и письменная. Особенности устной речи »

II .- Я прочту вам загадки, а вы мне скажите, о какой форме речи- устной или письменной они напомнили .

Слайд-2

Загадки: « Поле белое,овцы черные» (буквы)

« Белый камешек растаял,на доске свой след оставил» (мел)

«Один говорит,два глядят, двое слушают»*(рот,глаза,уши)

III -- Определение устной и письменной речи .

Слайд-3

Когда речь называют письменной?(пишим, читаем)

Когда речь назавыют устной?(говорим и слышим)

IV - Особенности устной речи.

( проблемная ситуация)

Слайд- 4 (картинки с жестами,мимикой лиц)

Какие особенности устной речи вы знаете?

Что такое жесты?

Что такое мимика?

Покажите на картинках мимику радости, грусти, испуга, злости, удивление.

Физкультминутка «Солнышко лучистое любит скакать».

Немножко отдохнем. Встали все, а теперь вместе со мной выполняем движения под музыку «Солнышко лучистое любит скакать».

Слайд-5

V ---Ребята, сегодня к нам в гости пришёл «Буратино» со сказки Алексея Толстого« Золотой ключик или приключения Буратино».

Он приглашает вас поиграть вместе с героями этой сказки, а за правильный ответ (золотой ключик)

Соедините символы (мимики), которые подходят к иллюстрациям сказки.

Какую речь применяют герои этой сказки? Почему?

VI- Проблемные ситуации

Слайд-6

2. --Рабочего одного из заводов попросили рассказать школьникам о своей профессии.(Какой речью он воспользуется?)

VII . Сценка эпизода из сказки « Красная Шапочка»

Слайд-7

(использую особенности устной речи: жесты,мимику,звук)

VIII Итог. Обобщение.

Слайд-8

Письмо почтальона « Печкина»

(Какая речь использовалась?)

Составление предложений по схемам « Печкина»


Логопедическое занятие
Тема: Автоматизация звука [ш] в словах
Цели:
Образовательные
закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
закрепление понятия "согласный звук";
формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов
Коррекционно-развивающие
упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах.
развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука;
развитие речеслухового внимания через упражнение в воспроизведении заданного количества слов;
развитие двигательной памяти через упражнения в воспроизведении заданных артикуляционных позиций по символам и по инструкции
развитие мелкой и общей моторики через графические упражнения, динамические паузы
Коррекционно-воспитательные
воспитание желания говорить красиво, правильно.
активация словаря: звук, животные
Предварительная работа:
артикуляционные упражнения;
постановка звука [ш];
игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
обучение анализу прямых слогов типа.
Оборудование: зеркало, картинки-символы, набор картинок со звуком «ш», мягкая игрушка - "Мышонок", символы звуков (звоночки и кружочки), карандаши, сюжетные картинки (фотографии) на заданный звук, макет кастрюли с магнитными буквами.Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня к нам пришёл в гости.
«Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки» (мышки)
Если много - мышки, а если одна -…(мышка)
Из-под ёлки спозаранкуВыбегает на полянкушалунишка-мышка
Серенькая трусишка
Она кошек сторонится
Мышка их всех всегда боится.
К нам сегодня в гости пришла Мышка. Она будет смотреть, как ты занимаешься и играть с тобой.
II. Сообщение цели занятия.
Когда мышка шла к нам по лесу, она прислушивался, а лес шумел:
ш-ш-ш - (мышка насторожилась),
ш-ш-ш - (трусишка испугалась),
но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и мышка-трусишка успокоилась
Какие звуки в шуме леса ты слышал? Какие звуки пугали мышку?
Ребенок. Звук - ш-ш-ш. Произнеси как шумел лес, как шептали ветки (громко и сердито, тихо и ласково)
Логопед. На прошлых занятиях мы с тобой научились произносить звук «ш». Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук в словах.
III. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для губ и языка, а мышка будет наблюдать за нами.
Картинки символы (со словами)
" Хоботок"
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну
"Лопаточка"
Язык лопаткой положиИ под счет его держи,Раз, два, три, четыре, пять.Язык надо расслаблять.
"Чашечка"
Язык широкий положи,А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
Картинки без словесной инструкции
«Качели», "Вкусное варенье"
IV. Артикуляция и характеристика звука [ш].
ВСПОМНИ: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).
Где находится язык? (Широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижимаются к верхним зубам).
Когда мы произносим звук «ш» воздух встречает преграду? (Да)
Значит, звук [ш] какой: Согласный или гласный? (согласный)
Проверяем: с голосом или без голоса произносится звук «ш» (нет)
Значит, звук [ш] какой: звонкий или глухой? (глухой)
Каким символом обозначим звук [ш]? (синим кружочком без колокольчика).
Динамическая пауза: (мышка устала сидеть, она хочет поиграть с тобой)
Мышка тихо сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
Мышке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Мышке холодно стоять
Мышке надо поскакать
Вот так, вот так
V. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Поиграем в игру "Слушай внимательно, выполняй старательно"
1) Повтори за мной:
Ша-ша-ша- Маша
Шу-шу-шу-шубаШи-ши-ши-мыши2) Я называю слова, если ты услышишь звук [ш] - подними символ
Шуба, оса, шапка, сон, шар, кошка, мышка.
VI. Автоматизация звука в словах.
1) повтори слово «шар» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
2) Когда мышка бежала по лесу, она успела сфотографировать, то, что увидела по пути. Она хочет, чтобы ты нашёл слова, в которых есть звук «ш» (мишка, шишка; кошка, мышка). Обведи на картинке 2 шишки и проговори слово «шишка», обведи 3 «мышки»
VII. Звуковой анализ и синтез слова "каша".
Мышка шла из леса, принесла тебе картинки, поиграла с тобой, утомилась, давай угостим её чем-нибудь.
- дидактическая игра «Угостим мышку обедом»
В кастрюле лежат буквы, надо «сварить» обед
Из магнитных букв ребенок составляет слово "каша".
- назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.
- какое слово получилось? (каша)
- сколько звуков в этом слове? (4)
-назови звук, который мы сегодня повторяли. На каком месте он стоит?
VIII. Закрепление произношения звука [ш] .Мышка сыта, довольна и снова готов играть, он просит повторить за ним:
Ша-ша-ша - каша хороша!
IX. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).
Кто был у нас сегодня в гостях? (Мышка)
Мышка даёт тебе задание раскрасить фотографию. На следующем занятии мы составим сказку по этой картинке.
X. Оценка работы ребенка.
За твою работу мышка тебя благодарит, и в тетрадь клеит вот такую красивую наклейку.

Тема: "Простое предложение".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные :

    закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;

    учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие :

    развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;

    развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;

    формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные :

    воспитывать умение слушать себя и окружающих;

    воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II . Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Открыли зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 -слайд 2 ). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -слайд 3 ). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -слайд 4 ), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 -слайд 5 ). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -слайд 6 ), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 -слайд 7 ). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8 ). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 -слайд 9 ).

Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III . Постановка цели.

Логопед показывает игрушку Буратино:

Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял по осеннему лесу, простудился и теперь не может говорить! У него ангина! (Презентация 2 -слайд 1 ) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 -слайд 2 )

Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек.

IV . Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():

Презентация 2 -слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1 : Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 -слайд 2 ) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V . Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда?!

Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 -слайд 3 ).

VI . Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная

Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

V II. Каллиграфическая минутка

Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 -слайд 1 ):

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят.

Когда это бывает? (Осенью.)

На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О .)

- Буратино, очень любит писать (Презентация 5 -слайд 2), а вы любите писать?! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 -слайд 3 ).

Мы вместе с Буратино оценим, какая команда лучше справилась с заданием.

VIII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 -слайд 4 ).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 -слайд 5 ).

I X . Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 -слайд 6).

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 -слайд 7 ), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X . Итог

Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба! (Презентация 5 -слайд 8 )



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!