Экологические проблемы марий эл презентация. Возможные опасные природные явления

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Д О К Л А Д

об экологической ситуации

в Республике Марий Эл

в 2010 году

Йошкар - Ола

ВВЕДЕНИЕ

Доклад об экологической ситуации в Республике Марий Эл в 2010 году подготовлен Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл во исполнение поручения Президента Российской Федерации, изложенного в послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года.

В настоящем докладе представлена аналитическая информация, характеризующая состояние окружающей среды, степень воздействия на неё негативных факторов в результате производственно-хозяйственной деятельности природопользователей, состояние запасов
и масштабы использования природных ресурсов, а также особенности воздействия отраслей экономики на окружающую среду и здоровье населения; приведена информация о влиянии экологических факторов на сохранение историко-культурного наследия и о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера в 2010 году, а также о мерах, принимаемых для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

Экологическая ситуация на территории Республики Мароий Эл продолжает оцениваться как достаточно стабильная, определяемая спецификой местных природных условий
и ресурсного потенциала. Это подтверждается и данными государственного экологического мониторинга.

Основным критерием благополучия окружающей среды является качество атмосферного воздуха. Аналитические данные государственного мониторинга атмосферного воздуха, осуществленного в 2010 году на маршрутных постах в трех наиболее промышленно развитых городах республики: Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемъянск подтверждают уровень загрязнения атмосферного воздуха по показателю «низкий». Республика относится, согласно данных Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по итогам 2009 года, к тем 11 субъектам Российской Федерации, где не зарегистрирован уровень высокого загрязнения атмосферного воздуха.

Государственный мониторинг водных объектов в 2010 году показал, что по сравнению
с 2009 годом увеличилось количество рек с категорией качества «умеренно загрязненные»
(с 25% до 58,7%), уменьшился процент «грязных» рек с 21,9% до 9,5% , и только процент «очень грязных» остался на уровне прошлого года. Все обследованные водные объекты имеют «слабый» уровень загрязнения донных отложений.

Положительная тенденция наметилась в области обращения с отходами производства
и потребления на территориях муниципальных образований республики.. В 2010 году проведена большая работа по приведению полигонов твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, получения лицензий хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими полигоны,
на деятельность по обращению сотходами; по рекультивации выведенных из эксплуатации свалок твердых бытовых отходов.

Несмотря на пожары летом 2010 года в республике сохранены большие массивы лесного фонда , которые оказывают благоприятное влияние на экологическую обстановку в республике..

Стабильности экологической обстановки способствовала также результативность деятельности государственного контроля и надзора в Республике Марий Эл, осуществляющего проверки хозяйствующих субъектов на исполнение требований природоохранного законодательства.

Категория земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011 г. занимает
82,5 тыс. га. В эту категорию включены земли городов, поселков городского типа, сельские населенные пункты в границах их черты. По сравнению с 2009 годом произошло увеличение земель населенных пунктов на 0,2 тыс. га, за счет включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, обороны и иного назначения занимают 77,9 тыс. га. Земельные участки этой категории предоставлены предприятиям, организациям, учреждениям для выполнения возложенных на них задач.

Площади земель особо охраняемых природных территорий на начало года
не изменились и составляют 58,6 тыс. га. К этой категории относятся государственный природный заповедник “Большая Кокшага” на площади 21,5 тыс. га, государственное учреждение национальный парк “Марий Чодра” – 36,6 тыс. га, земли рекреационного назначения – базы отдыха, санатории, и т. д.. – 0,5 тыс. га. Кроме того, в составе категорий земель лесного фонда, сельскохозяйственного назначения организованы природные заказники республиканского значения общей площадью 38 тыс. га.

Земли лесного и водного фонда по состоянию на 01.01.2011 г. занимают соответственно 1266,1 и 67,6 тыс. га. По сравнению с предыдущим годом площадь земель лесного фонда увеличилась на 9,5 тыс. га, за счет перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в целях использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов. Площадь земель водного фонда осталась без изменений.

Земли запаса в республике занимают 5 тыс. га. Площадь земель запаса по состоянию
на 01.01.2011 г. осталась без изменений.

1.2. НЕДРА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

1.2.1. Состояние и использование минерально-сырьевой базы
Республики Марий Эл

(по материалам филиала по Республике Марий Эл ФГУ «ТФИ по Приволжскому федеральному округу», Департамента экологической безопасности, природопользования
и защиты населения Республики Марий Эл)

На территории Республики Марий Эл по состоянию на 01.01.2011 г. зарегистрировано более 900 месторождений и проявлений твердых полезных ископаемых по 16 видам минерального сырья: гипса и ангидрита, карбонатных пород для производства строительного камня, извести, цемента и известкования почв; песка строительного, стекольного
и формовочного; глин керамзитовых и кирпично-черепичных; торфа и сапропеля; лечебных грязей; пресных и минеральных вод. Балансом запасов учтены 86 месторождений твердых полезных ископаемых по 11 видам сырья, применяемого в основном для ведения строительных работ , 138 торфяных месторождений площадью более 10 га и 22 месторождения сапропеля площадью более 3 га. Разрабатываются 40 месторождений, 8 подготавливаются к освоению, остальные относятся к резервным. За исключением гипсового камня, стекольных песков, известняков для производства цемента и извести, сапропеля, остальные виды минерального сырья находятся в разработке.

Фонд месторождений сапропеля не используется с 2006 г, а из торфяных месторождений в разработке находятся 5 месторождений.

В 2010 г. получен прирост запасов по цементному сырью и строительным пескам,
в т. ч. по пескам для производства бетона и силикатных изделий и балластному сырью.
К освоению подготавливаются одно месторождение стекольных песков, 5 – балластного сырья, 1 – кирпичного сырья, 1 месторождение песков для бетона и силикатных изделий.

Использования фонда месторождений твердых полезных ископаемых, исключая торф
и сапропель и сведения о состоянии и использовании запасов твердых полезных ископаемых
в 2010 г. приведены на рис. 1 таблице № 1.

Рис. 1.

Таблица 1

Состояние и использование запасов полезных ископаемых Республики Марий Эл (на 01.01.2011 г.)

Вид сырья

Количество месторождений, в т. ч.

Объем распред. запасов категории

в 2010 г. запасов

Объем добычи

в распределен-ном фонде недр

разраба-тываемых

Гипс, тыс. т.

Цементное сырье, тыс. т.

(карбонатное)

(глинистое)

Стекольное сырье, тыс. т.

Камень строительный, тыс. м3

Пески для бетона и силикатных изделий, тыс. м3

Балластное сырье, тыс. м3

Керамзитовое сырье, тыс. м3

Кирпичное сырье, тыс. м3

Для известкования почв, тыс. м3

Известняки на известь, тыс. м3

Грязи лечебные, тыс. м3

Торф (более 10 га), тыс. т.

Сапропель (более 3 га) тыс. т.

Строительное сырье

Гипс и ангидрит . В резерве на геологическое изучение числится Чукшинское-2 месторождение гипсо-ангидритового сырья, по которому по заявке г. Дзержинск) проведены разведочные работы на гипс с целью изучения возможности создания в республике сырьевой базы для производства гипсовых вяжущих. В связи со сложностью геологического строения месторождения геологоразведочные работы были выполнены
не в полном объеме, остановлены на оценочной стадии изучения месторождения, позволяющей выполнить подсчет запасов гипса только по категории С1+С2, а отсутствие технико-экономического обоснования промышленной значимости месторождения не позволяет сделать вывод о балансовой принадлежности оцененных запасов гипса. По результатам разведочных работ месторождение рекомендуется для комплексной разработки гипсов и ангидритов после предварительного сгущения сети скважин, изучения его на глубину и составления технико-экономической оценки месторождения. Запасы гипса категории С1 – 15319 тыс. т, С2 – 35208 тыс. т. Суммарные прогнозные ресурсы категории Р1 гипса и ангидрита – 175562 тыс. т.

Карбонатные породы для производства цемента. Балансом запасов цементного сырья учтены 2 месторождения карбонатных пород – Каменногорское и Чукшинское-1
и Северочукшинское месторождение глинистых пород. В качестве глинистой составляющей цементного сырья в северной части Каменногорского месторождения разведана также залежь суглинков объемом 648,6 тыс. м3 (940 тыс. т.). Прирост запасов цементного сырья в 2010 г. составил 26891 тыс. т. карбонатных пород и 6740 тыс. т. Получен за счет переоценки части карбонатных пород Чукшинского-1 месторождения строительного камня и полностью Северочукшинского месторождения глинистых пород, разведанного ранее в качестве сырья для производства керамического кирпича. Суммарные балансовые запасы цементного сырья составляют: карбонатных пород - 20945 тыс. т категории С1 и 18660 тыс. т. категории
С2; глинистых пород – 7680 тыс. т. категории С1.

Запасы утверждены в качестве сырья для производства портландцементного клинкера по ТУ ГИПРОцемент, 1970, а при добавке пиритных огарков - для производства портландцемента по ГОСТ. Дополнительно глины и суглинки Северочукшинского месторождения пригодны для производства керамического кирпича марки не ниже "100" по ГОСТ 9169-75.

Все месторождения находятся в резерве.

Карбонатные породы для производства строительного камня . Балансом запасов учтены 10 месторождений с суммарными разведанными запасами на 01.01.2011 г. категорий А+В+С1 – 144888 тыс. м3, С2 – 40 844 тыс. м3.

В распределенном фонде находятся 6 месторождений. На 4-х из них – Новоторьяльском, Чукшинском-1, Памашьяльском и Чодраяльском в осуществлялись добычные работы. Суммарный объем добычи за 2010 гтыс. м3. На ранее разрабатываемых Коркатовском
и Юрдурском месторождения, на эксплуатацию которых в 2007 и 2008 г. г. соответственно выданы лицензии, добыча не проводилась. Графики добычи строительного камня основными производителями щебня и бута приведены на рис. 2.

Рис.2 Графики добычи строительного камня

Карбонатные породы для производства извести. Состояние МСБ карбонатных пород для производства извести за период 2009 г. не изменилось. Для получения извести в республике разведаны:

Шуледурское и Чукшинское месторождения в Советском и Моркинском районах соответственно, учтенные балансом запасов и числящихся в резерве, с суммарными утвержденными запасами категорий А+В+Стыс. м3.

Блок маломагнезиальных известняков на Памашьяльском месторождении с запасами категории С1 – 305 тыс. м3.

Для производства извести пригодны также известняки Чукшинского-1 месторождения, запасы которых утверждены в качестве сырья для производства цемента.

Песок для строительных работ. Остается наиболее востребованным видом минерального сырья. Балансом запасов учтены 37 месторождений строительных песков, пригодных для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей
для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. Суммарные запасы строительных песков категории А+В+С1 на 01.01.2011 гтыс. м3. Прирост запасов
в 2010 г. составил 1294 тыс. м3 категории С1 и 4029 тыс. м3 категории С2 за счет разведки Лесного месторождения строительных песков. В распределенном фонде находятся
34 месторождения, в т. ч. 28 относятся к разрабатываемым. Объем добычи строительных песков в 2010 г. составил 1009 тыс. м3. Графики добычи песка для бетона и силикатных изделий приведены на рис. 3.

Рис. 3 Графики добычи песка для бетона и силикатных изделий

Стекольное сырье

МСБ стекольного сырья представлено в республике 7-ю месторождениями стекольных песков (Бурлацкое, Бушковское, "73 км", Лесное, Кужерское, Люндинское, Суслонгерское)
и 2-мя месторождениями известняков для стекольной промышленности . Все месторождения
не разрабатываются. В распределенном фонде недр находится месторождение «73 км», входящее в состав Бушковского участка стекольных и формовочных песков. На освоение Бушковского участка недр лицензия выдана -сервис». Выполнение работ
по лицензии было рассмотрено на заседании комиссии при Департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 01.02.2011 г., отметившей не выполнение условий лицензионного соглашения и установившей срок окончания геолого-разведочных работ
по разведке Бушковского участка недр и представления ТЭО кондиций на государственную экспертизу до 15.12.2011 г.

Перспективными участками для получения прироста запасов стекольного кварцевого сырья являются площади, выявленные в 2010 г. на территории Медведевского и Звениговского районов в процессе выполнения ГУП ТЦ «Маргеомониторинг» работы по созданию систематизированной геологической основы для поисково-разведочных работ на твердые полезные ископаемые, в пределах которых прогнозные ресурсы стекольных песков категории Р1 составляют от 1560,7 до 4845,8 тыс. т.

Кирпичное сырье

На 01.01.2010 г. балансом запасов учтены 16 месторождений кирпичного сырья
с балансовыми запасами категорий А+В+С1-30971 тыс. м3, категории С2-8641 тыс. м3,
в т. ч. 3 разрабатываемых, 1- подготавливаемых к освоению и 12 резервных. Разрабатываются три месторождения - Ошургинское () в Медведевском, Советское
(завод-С» в Советском и Мари-Турекское (СХПК «Родник»)
в Мари-Турекском районах. Общая добыча за 2010 год - 58 тыс. м3, в т. ч. 51 тыс. м3
по Ошургинскому месторождению.

Подготавливается к освоению ранее разрабатываемое Шелаболкинское (Горномарийское) месторождение, на освоение которого лицензия выдана «Акпарс». Предприятие должно начать разработку месторождения не позднее 24 месяцев с момента регистрации лицензии (14.05.2009 г.). График добычи кирпичного сырья по Ошургинскому месторождению приведен на рис. 4.

Рис. 4 График добычи кирпичного сырья по Ошургинскому месторождению

Керамзитовое сырье

Территориальным балансом запасов учтены 2 месторождения - Куярское и Кабачинское в Медведевском районе с общими балансовыми запасами категорий А+В+С1-5913 тыс. м3,
С2-2732 тыс. м3. На Кабачинском месторождении, разрабатываемом, добыто
в 2010 г. 42 тыс. м3 глин (32,0 в 2009 г.). Куярское месторождение числится в резерве.

Горнотехническое сырье

Формовочные пески. За период 2010 г. изменений в структуре и степени изученности МСБ формовочных песков на территории Республики Марий Эл не произошло. Территориальным балансом запасов месторождения формовочных песков в республике
не учитываются. Вместе с тем в республике имеются значительные перспективы по созданию МСБ формовочных песков, которые связываются в первую очередь с месторождениями
и проявлениями песчаного сырья в полосе, примыкающей к автотрассе и ж/д Йошкар-Ола - Зеленый Дол, в пределах которой ранее проведенными работами выявлен ряд проявлений
и предварительно разведанных месторождений (Бушковское) формовочных песков, а также разрабатываются месторождения песков (Кундышское), сырье которого по результатам полузаводских испытаний может использоваться также в качестве формовочных песков. Бушковское месторождение в декабре 2007 г. совместно с месторождением стекольных песков «73 км» передано в пользование -сервис», которое до конца 2011 г. обязано провести ГРР по подсчету запасов и составлению ТЭО кондиций.

Агропромышленное сырье

Карбонатные породы для известкования почв. Производство известняковой муки
в республике возможно практически на всех месторождениях карбонатных пород. Предложение значительно превышает спрос на известняковую муку, в связи с чем
на месторождениях строительного камня практически вся рыхлая составляющая направляется
в отвал, а из 4-х месторождений, учтенных балансом запасов карбонатных пород
для известкования почв добыча ведется только на Ронгинском месторождении
() в Советском районе. За 2010 г. объем добычи на месторождении составил 5,0 тыс. м3.

Торф. На территории республики зарегистрированы 566 торфяных месторождений,
в т. ч. 138 площадью более 10 га. В распределенном фонде находятся 5 месторождений. Из них добыча торфа в 2010 г. осуществлялась на 4 месторождениях в Медведевском (Арбанское ТП), Советском (Ронгинское ТП), Параньгинском (Параньгинское ТП) и Волжском
() районах. На месторождении Шомэк-Куп в Килемарском районе (Козьмодемьянск») добыча торфа в 2010 г. не проводилась. Объем добычи по предприятиям колеблется от 1 до 28 тыс. т. Суммарный объем добычи за 2010 гтыс. т. Основной объем добычи приходится на Ронгинское торфобрикетное предприятие – 28 тыс. т. Графики добычи торфа основными торфодобывающими организациями приведены на рис. 6.

Рис. 6 Графики добычи торфа

Сапропель. В республике зарегистрированы 53 озерных месторождения сапропеля
с общими ресурсами (запасами) 9328 тыс. т. Общий геологический запас сапропеля при условной 60% влажности - 5312 тыс. т, в том числе балансовые запасы по 22 месторождениям площадью более 3 га – 2457 тыс. т (46,3 % от общих запасов).

С 2005 г. в связи с низким спросом на сапропель добыча его в республике не ведется.

Лечебные грязи . Балансом запасов лечебных грязей Республики Марий Эл по состоянию на 01.01.2010 года учтены 6 месторождений с балансовыми запасами категории А+В+С,745 тыс. м3, расположенные на территориях Звениговского и Волжского районов.

Добыча лечебных грязей осуществляется санаторием «Кленовая Гора»
на месторождении Большой Плиер. За 2010 год добыто 100 т, или 77 м3 лечебной грязи. Остальные месторождения находятся в резерве.

На рис. 7 и 8 приведены сводные графики добычи твердого минерального сырья
в республике за 2010 г.

Рис. 7

Рис. 8 Сводный график добычи твердого минерального сырья в республике за 2010 г.

Пресные подземные воды

На территории Республики Марий Эл по состоянию на 01.01.2011г. разведано
20 месторождений пресных подземных вод. Из них эксплуатируются 10 месторождений. Разведанными запасами пресных подземных вод обеспечены 4 города и 8 из 14-ти районных центров республики.

Не обеспечено разведанными запасами пресных подземных вод водообеспечение районных центров Куженер и Юрино.

В 2010 г. утверждены запасы Ирнурского месторождения пресных подземных вод, разведанного для обеспечения водой пос. Параньга. Разведанные запасы в количестве
2,0 тыс. м3 полностью обеспечивают заявленную потребность районного центра в воде.

Получен прирост разведанных запасов категории В+С1 в количестве 0,34 тыс. м3/сут.
по Волжскому месторождению подземных вод за счет проведения разведочных работ
на действующих водозаборах в пос. Приволжский, Старые Параты и территории ДОЛ им.
В. Котика. Разведаны и утверждены в количестве 0,00794 тыс. м3/сут запасы подземных вод
на водозаборе ОАО "Верхневолжск-нефтепровод" в дер. Дубники Сернурского района.

Республика Марий Эл является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. В целях повышения качества жизни населения республики создаются условия для экономического и социального развития территории.

Республика Марий Эл располагает развитой транспортной сетью, которая представлена транспортными магистралями, железными дорогами на территории республики, а также авиационным сообщением.

Республика Марий Эл расположена на востоке Восточно-Европейской равнины в средней части бассейна р. Волги. С севера и северо-востока с ней граничит Кировская область, на юго-востоке располагаются земли Республики Татарстан. С юга проходит граница с Чувашской Республикой, а на западе с Нижегородской областью. По линии своих границ территория республики представляет собой неправильный многоугольник, вытянутый с запада на восток на 280 км. С юга на север она простирается на 150 км, а в самом узком месте на 60 км. Длина ее границ превышает 1200 км, а общая площадь республики 23,4 тыс. км (57 процентов - лесные угодья, 34 процента - сельскохозяйственные угодья, 1 процент - болота, 3 процента - воды, 5 процентов - прочие земли), что составляет 0,13 процента всей территории Российской Федерации. Территория республики находится на стыке лесной и лесостепной зон и отличается заметным ландшафтным многообразием.

В отношении обеспеченности транспортной инфраструктурой необходимо отметить, что в непосредственной близости от республики проходят важные транспортные магистрали федерального и международного значения: железная дорога Москва - Казань - Екатеринбург (Транссиб), автодорога Москва - Чебоксары - Казань - Екатеринбург.

Главными транспортными магистралями республики являются: автомобильные дороги "Вятка", Йошкар-Ола - Зеленодольск, Йошкар-Ола - Уржум, Йошкар-Ола - Козьмодемьянск, Йошкар-Ола - Санчурск, Елеево - Мари-Турек - Лопово, Звенигово - Шелангер - Морки, а также дороги, по которым осуществляются межрегиональные и межрайонные связи, железнодорожная ветка Горьковской железной дороги (Зеленый Дол - Йошкар-Ола - Яранск).

Транспортная инфраструктура Республики Марий Эл представлена следующими объектами: железнодорожный вокзал в г. Йошкар-Оле, 17 железнодорожных станций и 8 остановочных пунктов, 2 автовокзала (в г. Йошкар-Оле и г. Козьмодемьянске) и 14 автостанций (во всех муниципальных образованиях), гражданский аэропорт "Йошкар-Ола". Отправка (получение) грузов железнодорожным транспортом происходит с 9 станций.

Целью долгосрочной экономической политики республики является создание эффективной, конкурентоспособной экономики. Республика Марий Эл обладает огромным потенциалом для развития транспортной системы.

Протяженность путей сообщения в 2012 году составила:

162 км железнодорожных путей общего пользования;

3078,5 км автомобильных дорог общего пользования республиканского значения и 230,3 км федерального значения;

234 км троллейбусных контактных линий.

Транспортный комплекс Республики Марий Эл обеспечивает потребности республики в перевозках пассажиров и грузов, включает многочисленные хозяйствующие субъекты автомобильного, железнодорожного, городского наземного электрического транспорта.

В целях регулировки организации транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси на территории Республики Марий Эл, в целях защиты прав и законных интересов граждан, создания условий для безопасных перевозок легковым такси действует Закон Республики Марий Эл от 2 августа 2011 г. N 47-З "Об организации транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси на территории Республики Марий Эл".

Основными принципами транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси являются:

1) безопасность при выполнении перевозок пассажиров и багажа;

2) качество обслуживания пассажиров;

3) гарантированность предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

4) осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных законодательством в сфере транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси.

Развитие и модернизация сферы транспорта и повышение безопасности дорожного движения являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие республики. Для решения указанных задач необходимо принять неотложные меры по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.

Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала республики и эффективного обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.

При обновлении и пополнении парков транспортных средств перевозчикам должны поставляться новые перспективные типы транспортных средств, имеющие более высокий коэффициент полезного действия, потребляющие меньше энергоресурсов, в полном объеме удовлетворяющие требованиям по безопасности перевозок и охране окружающей среды.

Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие транспортной системы Республики Марий Эл и повышение безопасности дорожного движения на период до 2020 года" (далее - Государственная программа) предусматривает:

развитие и модернизацию автомобильных дорог;

повышение безопасности дорожного движения;

развитие аэропортовой инфраструктуры;

развитие сферы услуг железнодорожного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Дорожное хозяйство

Ввиду отсутствия железнодорожного сообщения и водных путей по большей части районов Республики Марий Эл основные грузоперевозки осуществляются автомобильным транспортом.

Состояние дорожной сети Республики Марий Эл влияет на себестоимость перевозок грузов и пассажиров за счет повышения скорости движения, снижения расхода горючего, сохранения качества автомобильного транспорта. Улучшение дорожных условий позволяет сократить число погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий.

К числу наиболее значимых социальных последствий можно отнести следующие:

повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения;

увеличение количества населенных пунктов, соединенных автомобильными дорогами;

транспортный эффект, характеризующий прямую выгоду пользователей автомобильных дорог от улучшения дорожных условий в виде снижения себестоимости перевозок, увеличения периода работы транспорта, увеличения скорости движения;

сокращение смертности в районах бездорожья вследствие своевременного оказания медицинской помощи;

содействие обслуживанию новых транспортных связей, освоение новых территорий и ресурсов;

снижение отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

социально-экономический эффект в связи с повышением удобства и безопасности поездки, сокращением времени пребывания пассажиров в пути;

повышение уровня инвестиционной привлекательности территории и получение дополнительной прибыли от реализации продукции, пользующейся высоким конъюнктурным спросом;

снижение отрицательного воздействия на окружающую среду транспортных средств;

повышение безопасности движения на автомобильных дорогах;

увеличение рынка дорожных работ, рост производственных мощностей в дорожной отрасли;

появление условий для организации дополнительных рабочих мест в дорожной и смежных с ней отраслях.

Доля автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия составляет 2 739,7 км (89 процентов общей протяженности автомобильных дорог), из которых 2 673,7 км (87 процентов) имеют асфальтобетонное и 66,0 км (2,14 процента) цементобетонное покрытие. Автомобильные дороги с переходным (щебеночным, гравийным) и низшим (грунтовым) типами покрытия составляют соответственно 286,3 км (9,3 процента) и 33,8 км (1,1 процента от общей протяженности). Отсутствуют автомобильные дороги к 697 населенным пунктам общей протяженностью 1227 км.

V категории и внекатегорийные - 293,5 км (9,53 процента). Сеть автомобильных дорог Республики Марий Эл сформирована в 60 - 80 годы прошлого столетия на основании действующих в то время нормативных документов. Технический уровень существующих автомобильных дорог (допустимые осевые нагрузки транспортных средств 6 тонн на одну ось) не отвечает современным требованиям (фактические осевые нагрузки современных транспортных средств составляют 10 т на одну ось), а тем более перспективным требованиям (11,5 тонны на ось).

Фактические нагрузки значительно превышают несущую способность существующей сети дорог, что приводит к интенсивному разрушению конструкций дорожной одежды.

Основной проблемой автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл является высокая доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.

В 2009 году проведена диагностика опорной сети автомобильных дорог с целью оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, по которым осуществляется движение автомобильного транспорта, выполняющего межмуниципальные и межрегиональные перевозки: 48,6 процента обследованных дорог имеют допустимое состояние, 39,7 процента - недопустимое и 11,7 процента - нормативное состояние.

Требуют ремонта и капитального ремонта 1117,491 км, или 88,13 процента от всей протяженности диагностированного участка опорной сети автомобильных дорог на территории Республики Марий Эл.

Автомобильные дороги межмуниципального значения находятся в худшем состоянии: требуют ремонта или капитального ремонта более 1 800 км автомобильных дорог.

По данным обследования искусственных дорожных сооружений и элементов обстановки, выполняемого в ходе паспортизации автомобильных дорог, выявлено большое количество сооружений, находящихся в неудовлетворительном или аварийном состоянии:

мостов - 41 объект (20,1 процента от общего количества), из них в аварийном состоянии - 16 объектов (7,8 процента);

водопропускных труб - 651 объект (13,7 процента), из них в аварийном состоянии 21 объект (0,44 процента);

автобусных остановок - 257 объектов (29,5 процента);

на опасных участках автомобильных дорог требуется устройство металлических барьерных ограждений протяженностью 21,6 км;

требуется замена тросовых ограждений, как несоответствующих нормативным требованиям, на металлические барьерные протяженностью 50,6 км;

для приведения автомобильных дорог в соответствие с проектами организации дорожного движения требуется установить или заменить более 20 тыс. дорожных знаков.

По причине несоблюдения нормативных межремонтных сроков в результате недостаточного финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог происходит лавинообразный рост количества дефектов элементов дорог.

Ежегодный прирост объемов дефектов покрытия проезжей части автомобильных дорог (выбоин, трещин, сплошной ямочности) составляет от 25 до 75 процентов.

Анализ влияния финансирования дорожного хозяйства на будущее состояние автомобильных дорог показал, что при объеме финансирования ремонта дорог менее 100 млн. рублей ежегодно (без учета затрат на содержание автомобильных дорог) в ближайшие годы произойдет деградация автомобильных дорог, при финансировании в объеме 100 - 300 млн. рублей - темпы деградации только замедлятся, финансирование в 500 млн. рублей также приведет к деградации автомобильных дорог через пять лет и лишь при объеме в 700 млн. рублей состояние сети незначительно улучшится. Выделение средств в размере более 1 300 млн. рублей ежегодно на ремонт автомобильных дорог постепенно приведет к улучшению состояния сети дорог.


Из истории государственности Марийского края Проблема исторического права: развитие древних мари в силовом поле славянского и тюркского миров - татаро-монгольское завоевание и русское владычество (Киевская Русь) После распада Золотой Орды в 15 веке – Казанское ханство; 1552 год – захват Казани, основание Царева града Национально-освободительное движение народа мари («Черемисские войны» гг.) Марийский край в составе Российской империи (губернии, земства и др., христианизация, русификация) Советский период: 4 ноября 1920 года –МАО; 5 декабря 1936 года – МАССР 22 октября 1990 года - Декларация о государственном суверенитете 8 июля 1992 года – Республика Марий Эл


Численность населения мари по материалам переписей 1795 – 158 тысяч человек 1897 год – 375, 5 тысяч человек 1926 год – 428, 2 тысяч человек 1959 год – 504, 2 тысяч человек 1970 год – 598, 6 тысяч человек 1989 год – 670, 8 тысяч человек 2002 год – 604, 3 тысяч человек


Этнический состав населения Республики Марий Эл Русские чел.47,5 % Мари чел.42,9 % Татары чел.6 % Чуваши7 418 чел.1 % Удмурты2 166 чел.0,3 % Другие национальности 2, 3%




Распределение представителей титульных наций Марий Эл, Татарстана и Чувашии в национальных республиках и РФ Численность населения*Численность титульной нации Количество национальносте й** Общее число в РФ Республика Татарстан,9% 100Татары* ** Республика Марий Эл,9% 92мари Республика Чувашия % 115чуваши * По переписи 2002 года **Всего в Российской Федерации 142 национальности ***В т.ч. татары астраханские, сибирские, крымские, крящены


Международные акты, регулирующую национальную политику Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1992 г.) Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.)


Правовые основы национальной политики РФ Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях Федеральный закон от 25 октября 1995 года О языках народов Российской Федерации Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" Концепция государственной национальной политики РФ, 15 июня 1996 года


Правовые основы национальной политики РМЭ Конституция Республики Марий Эл принята 24 июня 1995 года Закон Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года 85-3 О культуре Закон Республики Марий Эл от 26 октября 1996 года О языках в Республике Марий Эл Концепция государственной национальной политики Республики Марий Эл, 13 декабря 1997 года Республиканская целевая программа Культурное наследие Республики Марий Эл на годы Республиканская целевая программа Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004 – 2008 годы) Республиканская целевая программа "Этнокультурное развитие Республики Марий Эл (2009 – 2013 годы)


Координация и мониторинг межкультурных связей и межнациональных отношений в РМЭ Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ (отдел межнациональных и межконфессиональных отношений) Правительственная комиссия по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Марий Эл Совет по делам национальностей при Министерстве кульутры, печати и по делам национальностей РМЭ МарНИИЯЛИ им.В.М. Васильева




Общественное объединение Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях).


Национально-культурная автономия Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация (ст. 1, Гл.1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ О национально-культурной автономии).


Проблема терминологии Национально-культурная автономия (в 19 веке – австрийские социал-демократы О.Бауэр и К. Реннер) – духовная культурная общность +психофизический тип людей, связанных общностью языка и территории Марксистский подход – В.Ленин («мерзость»), И. Сталин, Н. Бухарин («Марксизм и национальный вопрос»). После Второй мировой войны – этнопарламенты как практическое воплощение НКА (Австрия, Венгрия, Норвегия) Теоретические не разработаны понятия «национальное меньшинство», «национализм», «диаспора», «нация», «народ», «этнос» и др.


Марийские национальные общественные объединения РМЭ Съезд марийского народа Всемарийский совет Мер Канаш Марийский национальный конгресс Марийская региональная общественная организация "Союз марийской молодежи "У вий" Межрегиональная общественная организация "Марий Ушем" Общественная организация "Марий туныктышо" Республики Марий Эл Республиканское общественное движение Марийский национальный конгресс Союз женщин мари Саскавий Региональная общественная организация "Землячество восточных марийцев "Ош Виче" СДПО Эр Вий


Национально-культурные автономии РМЭ 1. Общественная организация г. Йошкар-Олы «Местная национально-культурная автономия украинцев» 2. Общественная организация "Региональная национально- культурная автономия татар Республики Марий Эл" 3. Местная (поселковая) национально-культурная автономия татар п. Медведево 4. Общественная организация "Местная национально- культурная автономия татар муниципального образования "Моркинский район" 5. Общественная организация "Региональная Еврейская национально-культурная автономия Республики Марий Эл" 6. Общественная организация "Еврейская национально- культурная автономия г. Волжска" 7. Общественная организация "Еврейская национально- культурная автономия г. Йошкар-Ола"


Национальные общественные объединения РМЭ 1 Общественная организация «Общество татар мусульман "Ралина" г.Йошкар-Олы 2 Общественная благотворительная организация Республики Марий Эл "Еврейский Общинный Центр ХЕСЕD-МАКОР" 3 Общественная организация "Курултай Башкир" г.Йошкар-Олы 4 Общественная организация "Общество татар "Дуслык" ("Дружба") Республики Марий Эл" 5 Региональная Общественная Организация "Дагестанская Диаспора" Республики Марий Эл 6 Региональная общественная организация "Азия" Республики Марий Эл 7 Общественная организация "Объединение армян в Республике Марий Эл 8 Азербайджанская национально-культурная общественная организация Республики Марий Эл "Азербайджан" 9 Общественная организация "Национально-узбекский культурный центр "Сарбон" Республики Марий Эл


Этапы создания общественных объединений 1. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. 2. Решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании (оформляются в виде протокола). С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица. 3. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Заключение

Литература

Определения


Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

Вредное вещество - химическое соединение, вызывающее при контакте с организмом человека отклонения в состоянии здоровья, заболевания в процессе работы и в отдаленные сроки. ГОСТ 12.1.007-76

АХОВ и СДЯВ - токсичное химическое соединение, использующиеся в больших количествах на производстве и вызывающее при переходе в атмосферу во время аварии заражение ОС и массовое поражение людей.

Токсичное вещество - химическое соединение, вызывающее нарушения процессов обмена.

Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10 января 2002 г.).

Экологический риск – ухудшение качества компонентов ОС, деградация флоры и фауны, уменьшение видового разнообразия, нарушение биогеохимических циклов, биотической саморегуляции, экологического равновесия, снижение адаптационных возможностей экосистем, исчерпание экологической емкости (Военная экология, с.573).

Экологический риск – вероятность неблагоприятных для экологических ресурсов последствий любых (преднамеренных, случайных, постепенных, катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов (Н.Ф. Реймерс, Природопользование, словарь-справочник, с. 462).

Экологический риск должен определяться с учетом:

1). Источников антропогенных воздействий

2). Опасных факторов воздействия, исходящих от источников воздействия

3). Критических (предельных) значений опасных факторов, приводящих к разной степени изменениям состояния компонентов ОС, здоровья человека.

Риск для здоровья - вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания.

Экологическая безопасность (ЭБ) совокупность действий, состояний, процессов прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимых природной среде, отдельным людям, человечеству (Н.Ф. Реймерс, Природопользование, словарь-справочник, с. 42)

Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; (ФЗ№7).

Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; (ФЗ№7).

Экологические нормативы:

Медицинские (санитарно-гигиенические), которые характеризуют уровень угроз здоровью человека (ПДК, ПДУ, ЛК, ЛД, размер СЗЗ)

Технологические (ПДС, ПДВ, ВСВ, ВСС), которые устанавливают лимиты воздействия на ОС и должны обеспечить безопасность жизнедеятельности при штатной деятельности технообъектов

Научно-технические, которые характеризуют возможность средств контроля обнаруживать фактический уровень физического и химического загрязнения биообъектов и ОС,

Под последствиями аварии или пожара понимается количество пострадавших из числа проживающих или работающих на территории, прилегающей к объекту, на котором осуществляется деятельность с использованием пожаровзрывоопасных и аварийно химически опасных веществ или транспортировка указанных веществ трубопроводным транспортом.

Пострадавшие, погибшие. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 2640 под числом погибших и пострадавших понимается количество людей, которые погибли или получили ущерб здоровью в результате чрезвычайной ситуации.

Область безвозвратных потерь – область, в которой в результате ЧС все оказавшиеся люди должны погибнуть.

Область санитарных потерь – область, в которой в результате ЧС всем оказавшимся людям будет причинен ущерб здоровью людей.

1. Введение. Цели и задачи.

Воздействие объектов хозяйственной деятельности на ОС является следствием проектирования, строительства и штатной эксплуатации инженерных сооружений, объектов, аварий, пожаров.

Текущая оценка, прогнозирование, планирование антропогенной деятельности в экологической сфере является условием повышения эффективности административных и экономических методов управления штатными и нештатными ситуациями.

Выполнение такой оценки способствует обеспечению безопасной жизни (БЖ) населения, сохранению качества окружающей среды (ОС) населенных пунктов, территорий, разрешению противоречий экологического и экономического характера при осуществлении хозяйственной деятельности,

Цель дисциплины «Экология территорий» состоит в овладении научно обоснованными принципами, методами, средствами практического достижения возможного и желаемого уровня экологической безопасности территорий, рационального пользования природными ресурсами при осуществлении антропогенной деятельности с учетом риска пожаров, аварий, катастроф и осуществления курса на устойчивое развитие.

Задача дисциплины состоит в изучении законов взаимодействия человека с окружающей средой (ОС) и естественного развития природных экосистем, способов защиты социально-природной среды от экологических последствий штатной хозяйственной деятельности, пожаров, техногенных и природных катастроф.

Контрольная работа, являясь завершающим этапом обучения, решает следующие задачи :

1) закрепление теоретических основ пройденного курса;

2) приобретение навыков самостоятельного решения управленческих и инженерных задач защиты населения и территорий, опираясь на расчетные методы оценки экологического риска жизни, здоровью человека, состоянию экосистем иэколого-экономического ущерба от штатных и аварийных выбросов.

Цели контрольной работы состоит в осуществлении текущей оценки и/или прогноза экологической обстановки на территории населенного пункта при штатных и нештатных ситуациях для определения мер по смягчению угроз и обеспечению безопасности его населения.


2. Мировая экологическая проблема

В последние годы слово “экология” приобрело исключительную популярность.

Научные достижения XX века создали иллюзию почти полной управляемости, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов – все это входит в противоречие с возможностями планеты (ее ресурсным потенциалом, запасами пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов).

Выделяются два аспекта экологической проблемы:

Экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов

Кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием.

Наступление ледников, извержение вулканов, ураганы, наводнения и др. – это естественные факторы. Они закономерны на нашей планете. Решение такого рода проблем кроется в возможностях их прогнозирования.

Но возникали и иные экологические кризисы. На протяжении столетий человек бесконтрольно брал все, что дает ему природа и она “мстит” ему за каждый неверный шаг (Аральское море, Чернобыль, БАМ, озеро Байкал).

Основной проблемой является невозможность планеты справиться с отходами человеческой деятельности, с функцией самоочищения и ремонта. Разрушается биосфера. Поэтому велик риск самоуничтожения человечества в результате собственной жизнедеятельности.

Природа испытывает влияние общества по следующим направлениям:

Использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства.

Воздействие производственной деятельности людей на окружающую среду

Демографическое давление не природу (сельскохозяйственное использование земель, рост населения, рост крупных городов).

Здесь переплетаются воедино многие глобальные проблемы человечества – ресурсная, продовольственная, демографическая – все они имеют выход на экологическую проблематику. Но и она оказывает большое влияние на эти проблемы человечества.

Современная ситуация на планете характеризуется резким ухудшением качества окружающей среды – загрязнение воздуха, рек, озер, морей, объединением и даже полным исчезновением многих видов животного и растительного мира, деградацией почв, опустыниванием и др. Неблагоприятное воздействие человеческой деятельности распространилось на биосферу, атмосферу, гидросферу, литосферу. Этот конфликт создает угрозу появления необратимых изменений в природных системах, подрыва естественных условий и ресурсов существования поколений жителей планеты. Рост производительных сил общества, рост населения, урбанизация, научно-технический прогресс являются катализаторами этих процессов.

Даже тенденция потепления климата на планете связана с загрязнением атмосферы.

Углекислый газ пропускает лучистую энергию Солнца, но задерживает тепловое излучение Земли и тем самым создает «парниковый эффект». Содержание диоксида углерода в атмосфере растет (в результате вырубки, сжигания лесов, из-за загрязнения ее промышленными отходами и выхлопными газами. Выбросы хлорфтороуглеродов тоже способствуют потеплению климата. Влияние человеческой цивилизации на климат Земли – печальная реальность. Парниковый эффект нарушает климат Планеты, изменяя такие важные величины как количество осадков, направления ветров, слой облаков, океанские течения и размеры полярных ледниковых шапок. Может повыситься уровень Мирового океана, возникнут проблемы у островных государств.

Существуют прогнозы по поводу воздействия глобального процесса потепления климата на отдельные территории Земли. Но никто точно не знает, каковы могут быть последствия в мировом масштабе.

Необходима оценка научных данных и возможного курса действий для мирового сообщества по этому вопросу.

Важнейшей составной часть атмосферы, влияющей на климат, защищающий все живое на Земле от излучения Солнца, является озоновый слой. Озон атмосферы поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение. Активную роль в процессах образования и разрушения озона играют окислы азота, тяжелых металлов, фтор, хлор, бром.

Наблюдения с искусственных спутников показали сокращение уровня озона. С ростом интенсивности ультрафиолетовой радиации ученые связывают увеличение заболевания глаз и онкологических заболеваний, возникновение мутаций. Под ударом оказался человек, мировой океан, климат, животный и растительный мир.

Нельзя не отметить влияние на экологию радиоактивного загрязнения окружающей среды (атомная энергетика, испытания ядерного оружия). После аварии на Чернобыльской АЭС высказываются прямо противоположные мнения: одни – за дальнейшее развитие, другие – за ликвидацию всех АЭС и прекращение строительства новых. Но существование их в ближайшие годы – объективная реальность. Термоядерный синтез, по заявлению МАГАТЭ, является способом получения энергии, потенциально приемлемым с точки зрения экологии, безопасности и экономики и может в будущем обеспечить весь мир необходимым количеством энергии.

Острота социально-экологической ситуации в развивающихся странах привело к появлению феномена «третьего мира». Он характеризуется:

· природным своеобразием тропического пояса

· традиционной ориентацией развития, которая объективно ведет к усилению давления на биосферу (быстрый рост населения, традиционное сельское хозяйство и др.);

· взаимосвязью и взаимозависимостью различных регионов мира (перенос загрязнений);

· слаборазвитостью этих стран, зависимостью от бывших метрополий.

Если для промышленно развитых стран экологические проблемы имеют «индустриальный характер», то для развивающихся – с переиспользованием естественных ресурсов (лесов, почв и др. природных богатств). Иными словами, если развитые страны страдают от своего «богатства», то развивающиеся – от «бедности».

Развивающиеся страны обвиняют развитой мир в нежелании признавать ответственность за загрязнение окружающей среды, расширение озоновой дыры, парниковый эффект и т.д. Они считают, что экономически развитые страны должны взять на себя ведущую роль в глобальных действиях по предотвращению экологической катастрофы. Вероятнее всего мировое сообщество примет компромиссное решение. Но станут ли они выполняться?

Деревья и почвы имеют огромное значение для глобального кругооборота кислорода и углерода. Это особенно важно в связи с возможностью климатических изменений из-за повышения содержания в атмосфере углекислого газа.

Расширение потребностей общества ускорило, начиная с 16 века, сведение лесов в Западной Европе. Однако в настоящее время площадь лесов умеренных широт не уменьшается, а даже увеличивается в результате лесовосстановительных работ.

В странах третьего мира наблюдается иная картина. Небывалыми темпами уничтожаются влажные тропические леса, а именно эти леса часто называют «легкими Планеты». Среди основных причин сведения лесных массивов в развивающихся странах можно выделить следующие: традиционно подсечная система земледелия, использование древесины в качестве топлива, вырубка на экспорт. Влажные тропические леса вырубаются в десять раз быстрее, чем происходит их естественное восстановление. Катастрофическое сокращение лесов в юго-восточной Азии может привести к их полному уничтожению через 15-20 лет.

В связи с очень важным значением влажно-тропических лесов их сведение является важным экономическим бедствием для всей планеты. Оно выразится в сокращении поступления кислорода и увеличению содержания углекислого газа, уничтожении многих видов растений и животных.

По скорости процессов разрушения и территориальному распространению очень тяжелые последствия имеет вырубка лесов в горных районах. Это ведет к высокогорному опустыниванию.

Сейчас процесс опустынивания, зарождаясь локально, принял глобальные масштабы.

По климатическим данным, пустыни и полупустыни занимают более трети поверхности суши и на этой территории проживают свыше 15% населения мира. Только в результате хозяйственной деятельности людей за последние 25 лет появилось свыше 9 млн. квадратных километров пустынь.

К основным причинам опустынивания можно отнести уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, распашка пастбищных массивов, вырубка деревьев и кустарников на топливо, промышленное и дорожное строительство и др. Добавляется к этим процессам ветровая эрозия, иссушение верхних горизонтов почвы, засухи.

Все это приводит к уменьшению продуктивных земель в странах «третьего мира», а именно в этих странах наблюдается самый большой прирост населения, т.е. увеличивается потребность в продовольствии.

В скором времени на первом плане во всем мире окажутся не идеологические, а экологические проблемы, доминировать будут не отношения между нациями, а отношения между нациями и природой. Человеку настоятельно необходимо изменить его отношение к окружающей среде и его представления о безопасности. Мировые военные расходы составляют около одного триллиона в год. В то же время нет средств для наблюдения за глобальными климатическими изменениями, обследование экосистем исчезающих влажных тропических лесов и расширяющихся пустынь. Правительства продолжают рассматривать безопасность только с военной точки зрения. И хотя до сих пор существует возможность развязывания ядерной войны, все же понятие безопасность должно включать и заботу о среде обитания.

Естественный путь выживания – максимализация стратегии бережливости в отношении с окружающим миром. В этом процессе должны участвовать все члены мирового сообщества.

Экологическая революция победит, когда люди смогут произвести переоценку ценностей, взглянуть на самих себя как не неотъемлемую часть природы, от которых зависит их будущее и будущее потомков.

3. Республика Марий Эл

3.1.1 Административно-территориальное деление республики

Марий Эл

Республика Марий Эл расположена в среднем течении реки Волга, граничит на западе с Нижегородской областью, на северо-востоке с Кировской областью, на юго-востоке с Татарстаном и на юге с Чувашской республикой.

Территория республики - 23,3 тыс. кв. км. Протяженность территории
с запада на восток - 320 км и с севера на юг - 150 км.

а) Рельеф - волнистая равнина, возвышенная в северо-восточной и юго-западной части, пересеченная долинами рек, множеством ручьев и оврагов, местами заболоченная. Отметки высот равнины над уровнем моря: на северо-востоке - +50 - +270 м, на юго-западе - +70 - +200 м, в остальной
части - +70 - +110 м.

Почвы в южной части песчаные, супесчаные, в северной
части - глинистые и суглинистые, в пониженных - торфяные.

б) Климат - умеренно-континентальный. Многолетняя среднегодовая температура +2,6оС, средняя многолетняя зимняя температура -9,5оС. Среднегодовая норма солнечных дней - 257. Преобладающее направление ветров - южное, юго-западное.

Среднегодовая норма осадков - 540 мм. Время начала ледостава - в конце ноября. Время вскрытия рек - в середине апреля. Продолжительность снежного покрова 145-155 дней.

Республика Марий Эл расположена в зоне стыка Приволжской возвышенности и Восточно-Европейской равнины в умеренно-континентальном климатическом поясе.

в) Растительность - на северо-западе, юге и в центральной части
(50,6% территории) - смешанный лес, с преобладанием хвойного. Сосновые леса образуют крупные сплошные массивы. В остальной части разнотравные луга с перелесками.

Удельный вес по породам леса составляет:

Хвойный лес 558,9 тыс. га 51,8%;

Лиственный лес 427,4 тыс. га 46,8%.

По степеням пожарной опасности леса распределяются:

Высоко пожарные 51 %;

Выше средней 9%;

Средней 14%;

Ниже средней 25%;

Низкой 1%.

Средний класс пожарной опасности лесов республики - "выше средней".

г) Гидрография - развитая речная сеть с преимущественно южным направлением течения. Основные реки - Волга и Ветлуга. Междюнные, пойменные и карстовые озера на всей территории республики.
На юге - Куйбышевское и Чебоксарское водохранилища (в пойме р. Волга).

Административно- территориальное деление республики: 14 районов, 3 города республиканского подчинения (г. Йошкар-Ола, г. Волжск и г. Козьмодемьянск), 1 город районного подчинения (г. Звенигово), 19 поселков городского типа, 180 сельских администраций и 1640 сельских населенных пунктов. Столица республики – город Йошкар-Ола с населением 278 тысяч человек.

Число городов отнесенных к группам по ГО

К группам по гражданской обороне в Республике Марий Эл отнесены: г.Йошкар-Ола -2 группа, г. Волжск -3 группа.

На территории Республики Марий Эл расположено 54 потенциально опасных объекта.

Возможные опасные природные явления

Для Республики Марий Эл возможны следующие стихийные бедствия:

Абразия;

Карстовые просадки земной поверхности;

Эрозия почвы;

Оползни;

Суффозия;

Повышение (понижение) уровня грунтовых вод;

Бури (9-11 баллов);

Ураганы (12-15 баллов);

Крупный град;

Сильный дождь или снегопад;

Гололед, снежные заносы;

Наводнение, подтопление;

Лесные пожары, торфяные пожары,

Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.


Республика Марий Эл основана 4 ноября 1920 года. История государственности Марий Эл ведет свое начало со дня подписания декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР, в соответствии с которым была образована Марийская Автономная область. 5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. С 8 июля 1992 года республика официально стала называться Республика Марий Эл. Республика имеет свои символы государственности Государственный Флаг, Герб, Гимн. Государственные языки марийский и русский. В 1991 году в республике введена должность президента, который является начальником ГО Республики Марий Эл. В 2001 году на должность Президента Республики Марий Эл избран Леонид Игоревич Маркелов.


Краткая характеристика и историческая справка столицы

Республики Марий Эл.


Столица Республики Марий Эл – город Йошкар-Ола, (423 года) что в переводе с марийского языка означает Красный город, основан в 1584 году как военная крепость при Федоре Ивановиче, сыне Ивана Грозного в глухомани на р. Малая Кокшага и простерся вдоль реки с севера на юг. Назывался он в те времена Царевококшайском. Возникнув как сторожевой город, затем становится уездным (почти 300 лет назад), а в 1781 году по правительственному указу город стал иметь свой герб, на котором изображался серебряный лось на голубом поле. В 1919 году переименован в Краснококшайск, а в 1928 году получил новое название – Йошкар-Ола. В 1936 году город Йошкар-Ола стал столицей Марийской АССР (ныне Республики Марий Эл).

Административно-территориальное деление республики


3.1.2 Общие сведения

Территория республики находится на стыке различных природных зон (лесной и лесостепной). Одна часть ее расположена на левом, низком берегу р. Волги, а другая - на правом, высоком, на северных отрогах Приволжской возвышенности.

Территория республики протянулась с севера на юг на 150 км, с запада на восток - на 275 км.

По характеру рельефа восточное левобережье - холмистая равнина, переходящая к западу в Марийскую заболоченную низменность, правобережье - окраина Приволжской возвышенности.

Распределение земельного фонда по угодьям (тыс. га): сельскохозяйственные угодья, всего - 786,8; земли под поверхностными водами - 84,8; болота - 34,7; земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью - 1346,9; другие угодья - 84,3.

В республике на землях сельскохозяйственного назначения преобладают дерново-подзолистые малогумусные почвы, которые занимают 71% площади.

Сельскохозяйственная продукция, получаемая на полях хозяйств республики не всегда соответствует санитарно-гигиеническим условиям.

Республика располагает следующими полезными ископаемыми: карбонатные породы для производства строительного и облицовочного камня, щебня, известняковой муки и строительной извести, стекольные, силикатные и строительные пески, кирпичные и керамзитовые глины, гипс и ангидрит, торф, сапропель, пресные и минеральные подземные воды, лечебные грязи.

Правительством республики в 1996 г. принято постановление "Об охране и рациональном использовании торфоболот в Республике Марий Эл", в котором к особо охраняемым территориям (памятникам природы) отнесены 13 месторождений с общей площадью 16,7 тыс. га. Кроме того, в качестве перспективных охраняемых территорий республиканского значения выделены 12 месторождений общей площадью 26,8 тыс. га. Доля торфоместорождений, взятых под охрану, составляет 1,9% от территории республики.

Главные реки - Волга и Ветлуга. Основные реки - Илеть, Юшут, Большой Кундыш, Большая Кокшага.

Среди загрязняющих веществ, сброшенных в водоемы, преобладали легкоокисляемые вещества по БПК5, азот аммонийный, азот нитритов, соединения металлов, фосфаты и нефтепродукты. Из озер наиболее чистыми являются оз. Карась и Шип.

Большая часть водных объектов отнесена к 3 классу умеренно загрязненных вод.

Более 30% в загрязнение водных объектов вносят предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, а также очистные сооружения жилищно-коммунального хозяйства г. Йошкар-Олы.

Территория Республики расположена в пределах Восточно-Европейской артезианской области. Республика обладает значительными ресурсами подземных вод питьевого качества, запасы которых оценены в 3,2 млн. м 3 /сут.

Лечебные минеральные воды представлены 2-мя типами: азотные минеральные воды, не содержащие специфических компонентов (хлоридно-сульфатные, натриево-кальциевые, магниево-кальциевые, кальциваевые), которые используются в качестве лечебно-питьевых местными санаториями, и минеральные воды со специфическими компонентами (железистые, йодистые, бромные, с повышенным содержанием бора, сероводородные).

Древесно-кустарниковая растительность республики занимает площадь 1343 тыс. га, что составляет 57% к земельному фонду республики. Лесистость республики составляет 50,3%. В возрастной структуре лесов большую часть представляют молодняки (46,4%) и средневозрастные насаждения (31,8%). Около 60% от площади спелых и перестойных древостоев пригодно к эксплуатации. Покрытые лесом земли - 1067,7 тыс. га, в том числе лесные культуры занимают 216,3 тыс. га. Из 466,9 тыс. га лесов первой группы (покрыты лесом 415,2 тыс. га) для эксплуатации возможны 248,2 тыс. га. Из 724,1 тыс. га лесов второй 2 группы (покрытые лесом 652,5 тыс. га) возможны для эксплуатации 522,3 тыс. га.

Флора республики представлена более 600 видами растений. Среди них отмечены редкие виды, занесенные к Красную книгу России: башмачок обыкновенный, гроздовник многораздельный, надбородник безлистный, росянка длиннолистная, морошка приземистая, осока малоцветковая, баранец обыкновенный, плаунок заливаемый.

Животные . Наиболее острая проблема в вопросе численности охотничье-промысловых видов - уменьшение численности диких копытных. В последние годы отмечена тенденция снижения численности лося и кабана не только в республике, но и других близлежащих регионах России.

Лесные озера Яльчик, Кичиер, Карась являются жемчужинами марийского края, на берегах которых расположены здравницы российского значения.

Геологические памятники природы:

o Красногорские источники (гидрогеологического типа федерального ранга) - группа родников на берегах р. Илеть. Состав воды источников - сульфатно-бикарбонатный кальциево-магниевый, суммарный расход - 500л/с. Здесь же есть много озер-стариц, на дне которых накапливается лечебна сероводородная грязь, по своим свойствам не уступает грязи одесских лиманов.

o Карман-Курык (геологического типа федерального ранга) - отложения в низкогорной части Вятско-Марийского вала. На склонах горы вскрыта толща переслаивания известняков и доломитов, содержащих фауну кораллов, мшанок, моллюсков, морских лилий и др.

На территории республики имеется Марийский заповедник - "Большая Кокшага".

3.1.3 Промышленность и сельское хозяйство

Ведущие отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка. Здесь производят холодительное оборудование, полупроводниковые приборы, машины для лесного хозяйства, дорожно-строительные машины, узлы и агрегаты для экскаваторов и др. В Марийской республике находятся крупнейшие в Российской Федерации заводы по производству искусственной кожи. Имеются предприятия трикотажной, швейной, стеклотарной и пищевой отраслей.

Под сельскохозяйственные угодья занято 35% территории республики. Здесь выращивают рожь, гречиху, горох, овес, пшеницу, лен и картофель, разводят крупный рогатый скот, свиней, овец и коз.

3.1.4 Экологическая ситуация

Атмосферный воздух. К числу отраслей промышленности, вносящих наибольшую долю в загрязнение атмосферного воздуха, отнесены трубопроводный транспорт общего пользования (33% от общего количества выбросов, без учета выбросов автотранспорта), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (22%), машиностроение и металлообработка (18%).

Одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха в Республике является автомобильный транспорт. Наибольшее количество выбросов здесь приходится на окись углерода (75% общего количества), углеводороды (13%), окислы азота (10%).

Отходы. Одной из серьезных проблем в республике является утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов. В республике имеется более 120 различных свалок бытовых отходов, большинство из которых не отвечает санитарным нормам. 45% свалок не имеют минимального инженерного оснащения. Токсичные промышленные отходы вывозятся и захораниваются на полигоне промышленных отходов.

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух ¾ загрязнен, вода ¾ отравлена, почва ¾ заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди ¾ владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE-а, прой им бывает лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? ¾ Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим?

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет ¾ заслуга каждого из нас.


Литература

1. С.Н.Бобылев, Ходжаев А.Ш. , Экономика природопользования, “Теис”, 1997, 272

2. Голуб А.А.Экономика природопользования: Учеб.пособие для студентов вузов/ Голуб А.А., Струкова Е.Б. -Б.м.: Аспект Пресс, 1995.

3. Новоселов А.Л. Экономика природопользования. М.: Финстатинформ, 2000 г.

4. Экономика природопользования: Учеб.пособие/ Демакова В.Д., Фрейдкина Е.М.. -Сыктывкар, 1995.

5. Бронштейн А.М., Литвин В.А., Русин И.Н. Экологизация экономики: методы регионального управления. - М.: Наука, 1990.- 120с.

6. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба.09.03.99 г.

7. Ежегодник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов Российской Федерации. С.-П.:НИИ охраны атмосферного воздуха, 2000 г

8. Государственный доклад о состоянии окружающей среды на территории РФ в 2000 году. М., 2001.

9. Сборник аналитических и нормативно-методических материалов по экономике природопользования. Части I и II. - М.: Минприроды РФ, 1993.

Йошкар-Ола, 17 сентября . В Марий Эл продолжается наведение порядка в наиболее социально чувствительных сферах нашей жизни.

Республика движется из прошлого… в будущее. Вы спросите: «А как же ещё? » Да, так можно сказать о любом регионе. Но именно в отношении Марий Эл эта фраза будет очень точной. Уходят в прошлое проблемы, которые не решались в регионе десятилетиями. Подчеркну: мы жили с этим десятки лет!

Вот яркий… даже нет, скорее, мокрый пример. Пресловутое «Анниково море» в Йошкар-Оле. Огромная лужа на одноименной улице давно стала притчей для СМИ, а в интернете картинки с тонущими в этом «море» автомобилями обеспечили столице Марий Эл сомнительную славу.

https://ok.ru

И так было из года в год: людей, здесь живущих, каждое лето затапливало, жители мучились, проклиная чиновников и дожди, журналисты про это позорное явление писали-говорили-снимали, но… не менялось ничего. Десятками лет. И вот — свершилось.

Весной покончить с «морем» посреди города поручил Глава республики. Александр Евстифеев поставил задачу построить на ул. Анниково ливневую канализацию, причем, сделать это нужно было до 1 сентября.

Поручено — сделано. При этом Глава региона сам постоянно, на всех этапах контролировал строительство «ливневки», неоднократно выезжал на место, чтобы увидеть ход работ. И вот на минувшей неделе руководитель региона принял долгожданный объект.

Общая стоимость работ по обустройству улицы Анникова ливневой канализацией составила 23 млн руб. Причем, за 4 млн водоотведение выполнено и у близлежащей 19-й школы, которая также страдала от затоплений.

Вопрос — что же мешало сделать это раньше и почему нужно было «топить» людей столько лет? — видимо, будет риторическим…

И такая работа идет по многим другим направлениям. Так, на прошедшей неделе и точно так же по поручению Евстифеева была завершена реконструкция автодрома в Йошкар-Оле. Объект столь же социально важный — здесь учатся управлять авто начинающие водители.

Почему вопрос социальный? Да потому что уровень жизни в регионе растет, и иметь машину уже могут позволить себе многие семьи, бэушного «железного коня» можно купить и за 50 т.р. Очень удобно: ребенка в садик отвезти, картошку из сада…

Но. Проблема была в том, что безопасному поведению на дороге курсанты учились на автодроме, который… сам был уже опасен! Раскуроченный асфальт, заросшая лесом территория, никаких удобств… Глава региона поручил: ситуацию исправить!

И вот кардинально обновленный автодром в столице Марий Эл, расположенный на ул. Строителей, на неделе принял сам Евстифеев. Объект отличается от себя прежнего, как небо от земли. Качественный асфальт, четкая разметка, периметр огорожен и территория здесь, наконец-то, освещена.

В реконструкцию объекта городской бюджет вложил 8,5 млн руб. И опять деньги-то не великие. Что, не могли найти их раньше? Да, конечно, могли. Силы воли, видимо, не хватало иным чиновникам, политической воли. Века проходят, государственный строй меняется, а мы на Руси исторически без пендаля не можем…

…Ну и уж точно социально значимые объекты были введены в строй в регионе в пятницу. В один день в республике были открыты сразу два детских сада — более значимой темы и придумать сложно! Вопрос — острейший.

В республике опять же десятилетиями, начиная с 90-х, бездумно раздавали, точнее продавали направо и налево здания детских садов. И не надо было родиться провидцем, чтобы предсказать, к чему это приведет! Но отчего-то мы жили по принципу «После нас хоть потоп…»

Более того. Когда в Марий Эл в нулевые был строительный бум, и у бизнеса появились деньги пачками возводить жилые дома, почему-то даже в этих благоприятных условиях власть не обязала инвесторов рядом с новыми домами строить и детские сады. Не предполагали, что у людей могут быть дети?!

А в итоге в Сомбатхее, например, отгрохали сразу несколько кварталов, целый город внутри города, где нет ни детских садов, ни новых школ, да даже дорог нет! И только теперь Марий Эл расхлебывает эту проблему.

— Сейчас мы устраняем недочеты прежней градостроительной политики, когда в республике строилось много жилья и совсем не строилось детских садов и крайне мало строилось школ. Теперь это упущение мы активно наверстываем, — сказал Александр Евстифеев.

И вот подтверждение этих слов: в пятницу прошло открытие сразу двух детских садов в Йошкар-Оле и в пос. Медведево. Отныне очередь на получение мест в системе дошкольного образования сократилась на 305 человек. Сейчас только в марийской столице одновременно возводятся ещё три детских сада в общей сложности на 900 мест.

По словам Александра Евстифеева, деятельность в этом направлении в регионе будет продолжена, причем на вооружение берутся все варианты. И отданные под нецелевые нужды здания бывших детсадов республика будет стараться возвращать, и пристрои к жилым домам использовать, и, конечно же, новые здания строить.

…При этом, решая застарелые проблемы, доставшиеся нам в наследство от прошлого, республика успевает смотреть вперед, в будущее. Иначе нельзя, чтобы не топтаться на месте. Так, Марий Эл ищет надежных и перспективных партнеров, взаимодействовать с которыми было бы выгодно для обеих сторон.

В Марий Эл в среду состоялась встреча главы Марий Эл Александра Евстифеева с послом Белоруссии в РФ Олегом Исаевым. Стороны обсудили вопросы сотрудничества и увеличения товарооборота, который в первом полугодии 2018 г. достиг $47 млн. Ожидается, что в октябре в рамках форума России и Белоруссии будет подписан новый договор сотрудничества с Марий Эл.

И, конечно же, двигаться вперед лучше полагаясь не только на достойных партнеров, но и на собственный ум, свежие идеи. Именно идеи будут бурлить на новом пространстве коллективной работы «Точка кипения» — дискуссионный клуб с таким названием создается в столице Марий Эл на базе МарГУ.

https://assets.kaluga.online

Площадка начнет свою работу 20 сентября при поддержке Агентства стратегических инициатив, Правительства Марий Эл и бизнес-сообщества. На открытие к нам приедут столичные гости — представители АСИ, Сколковского института науки и технологий, предприниматели федерального уровня.

На площадке будут обсуждаться пути социально-экономического развития региона, повышения инвестиционной привлекательности и развитию высокотехнологичного производства в Марий Эл.

…Вот так, решая проблемы вчерашнего дня, мы смотрим в день завтрашний. Из прошлого движемся в будущее. Сдается мне, дорога — верная)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!