Есенин и его отношение к животным. Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина

1. Проводник из мира тоски и уныния.
2. Зарисовки из жизни животных.
3. Отражение душевного мира зверей.
4. Жестокий мир людей.
5. Надежда на спасение.

Человек в сущности есть дикое ужасное животное.
А. Шопенгауэр

В произведениях С. А. Есенина нам представлены красочные картины природного мира. Это желтеющая осень или белая береза, которая приветливо качает своими ветками за окном. Но не меньшее место в творчестве поэта занимает и мир животных. Каждый из этого царства имеет особенные повадки и характер и живет в своей родной стихии. На какие же качества животных обращает внимание в своих произведениях поэт?

Одними их них являются стихи о собаках: «Песнь собаке» и «Собаке Качалова». Название обоих произведений говорит о том, что мы встретимся с образами собак, верных друзей человека. Поэтому лирической герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими самыми сокровенными мыслями. Джим многих повидал на своем пути, но именно лирическому герою должен дать лапу на счастье.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с гобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.

Монолог лирического героя, который представлен в стихотворении, показывает нам, что жизнь ставит перед ним очень сложные вопросы. И он с помощью своего благодарного слушателя убеждается в том, что в ней есть много прекрасного и красивого. Поэтому стоит жить на свете и радоваться каждому дню, тем более когда рядом с тобой такой искренний друг. Но собака не только лирического героя, но и других гостей Качалова встречает приветливо. В ней нет ни злобы, ни предубеждения против людей и незнакомцев. Возможно, что именно такая искренность и привлекает лирического героя. Подобная простота, встречается и в бесхитростном описании животного. Джим дьявольски красив, но в то же время весьма доверчив. Он всегда готов расцеловать того, кто ему приглянулся.

Именно такая простота и отзывчивость покоряет сердце лирического героя, и он приоткрывает тайну того, что гложет его душу. Это образ любимой. Возможно, что собака уже видела ее раньше, поэтому без труда может узнать. А если нет, то ей подскажут уже знакомые черты грусти и печали. По последней строфе произведения, мы понимает, что лирический герой в чем-то виноват перед своей дамой сердца. Поэтому он надеется, что Джим сможет их, если не помирить, то хотя бы с помощью своей искренности и доброжелательности попросить прощение. И она непременно должна поверить в правдивость поведения собаки и раскаяние самого лирического героя.

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

В стихотворении неважно, какой породы собака, какие имеет внешние признаки. Важно другое — ее душевное состояние, которое выражается в доверчивости и приветливости. Именно такие качества и нужны в данный момент лирическому герою. Поэтому он решается Джиму раскрыть душу и рассказать о своей печали. Ведь только такой искренний товарищ способен хоть на миг развеять его скуку и подарить лучик надежды, убеждающий в том, что стоит жить на этом свете. Образы животных в стихотворениях Есенина не только являются своеобразным оформлением для отражения внутреннего мира героя. Они ценны для поэта как человека, так и в своих природных проявлениях. Такова «Песнь о собаке». Она представляет собой правдивую зарисовку из жизни животного. У собаки появилось семеро кутят. Она очень рада их рождению, поэтому не отходит на них ни на шаг. Мать старается сделать все, чтобы им было уютно и тепло.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

Но ее счастье длится недолго. Мужик топит кутят. И собака снова остается одна. Она в очередной раз убеждается в том, что жизнь весьма несправедлива.

Поэт смог найти слова, чтобы показать тоску и грусть собаки в тот момент, когда она лишилась своих детенышей. Например, даже месяц казался ей щенком. При этом глубокая печаль отразилась в глазах самой собаки.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

По мнению В. Леденева, многие стихотворения Есенина о животных создавались в период военных действий. И они в очередной раз напоминали о том, что следует осуждать зло и насилие и хранить в своем сердце и на земле добро и человечность.

К таким вопросам поэт обращается в стихотворении «Корова». В ней тоже поднимается тема матери, которая не увидит своего сына — белого телка. Но в этот раз беда происходит не только с ее детенышем, но и с самой коровой — ее поведут на убой. Поэт и в этом произведении находит слова и краски для того, чтобы показать душевное состояние своей героини — коровы.

Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.

На этом примере Есенин показывает, что и животным свойственны различные душевные порывы и сомнения. Они не чужды человеческим чувствам и всегда бесхитростны в своих стремлениях и поступках.

В стихотворении «Корова» нет пафосных слов и описаний. Течение повествования подчинено общей тональности самого произведения. В некоторых строчках даже слышна безысходность.

Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.

А когда это происходит с коровой, то стихотворение обрывается. Но кажется, лирический герой не хочет, чтобы и в нашей душе сохранились такая же безысходность. Поэтому он говорит о том, что в этой миг с ней была целительная сила природа. Она помогла выжить в этой страшной катастрофе. Корова, являясь частичкой природы, именно в ней она находит успокоение, так как не может найти этого его среди жестоких людей, которые смогли уничтожить не только сына, но и ее саму. Но последняя картина, которая возникает перед животным наполнена светом — белая роща, и зеленым цветом надежды — травяные луга.

Снится ей белая роща
И травяные луга.

Поведение домашних животных и так могут быть нам понятны. Мы можем догадываться о том, что с ними происходит, если знаем историю их существования. Но Есенин в своем творчестве обращается и к диким представителям природы, например лисице. В стихотворении «Лисица» главная героиня снова сталкивается с жестокостью людского общества. Но для животного он замкнут рамками его мира.

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

В этом отрывке поэт использует всего одно определение для описания облика лисицы — дремучий. Так в одном слове он показывает всю грусть и боль животного, его ожесточение против того мира, который принес столько горя. Поэт весьма подробно описывает состояние лисицы после того как ей удалось уйти от погони. Кажется, что перед нами живой человек, а не загнанный в лесу зверь. В стихотворении создается контрастная картина не только на цветовом уровне, но и на уровне ощущения и изображения противоположных картин, пожара и холодного снега.

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.

В своем поэтическом творчестве Есенин обращается к разным представителям животного мира. С помощью подобных образов показаны картины из жизни братьев наших меньших. При этом поэт использует очень емкие определения, для того чтобы всего с помощью нескольких строф мы могли представить быт и атмосферу их существования. В небольших поэтических творениях перед нами проходит их судьба, как в случае с коровой, или небольшой, но роковой эпизод из жизни на примере собаки и лисицы.

Однако животный мир, о чем мы часто забываем, способен приносить успокоение именно человеку. Своей искренностью и заинтересованностью его представители могут вылечить израненную душу и стать проводником к тому, кто был незаслуженно обижен. Так, животный мир входит в поэтическое полотно со своими проблемами, жизненным опытом и надеждами на то, что мир, возможно, когда-нибудь измениться к лучшему. И в этот момент рядом с нами будут надежные и верные друзья — братья наши меньшие.

Н.Вержбицкий
«Наши младшие братья»
(отношение Есенина к животным)

Это было в Москве в 1921 году. В солнечное утро иду по Тверскому бульвару.Вижу-на скамейке сидит развалясь молодой человек и рассеянно крошит воробьям большой кусок белого пшеничного хлеба.
Останавливаюсь удивленный и возмущенный. Тогда в Москве каждый кусок хлеба был на счету, москвичи по карточкам получали сто граммов ржаного хлеба в день…
- Не находите ли вы,- обратился я к молодому человеку,-что это слишком раскошное угощение для таких бездельников, как воробьи?
- -Не волнуйтесь,- с приятной улыбкой ответил мне незнакомец,-этот хлеб я получил из деревни, от родных…Если угодно, поклюйте и вы, пожалуйста!
С этими словами он вытащил из кармана еще один кусок хлеба и протянул его мне.
Такое щедрое и непринужденное хлебосольство растрогало меня.Я присел рядом, и мы разговорились.Очень скоро выяснилось, что я имею дело с поэтом Сергеем есениным, который в то время был уже довольно известен.
Тогда я не придал никакого значения тому,что застал его наедине с воробьями.только впоследствии, вспоминая об этом, я понял,что здесьдело было не в случайности и что в этом проявилось свойственное Есенину стремление к общению с животными.
Но и тогда. Сидя с ним рядом, я обратил внимание на одно любопытное обстоятельство.
Всем известно. Что воробей-очень пугливая и осторожная птица и к этой осторожнояти приучила его городская жизнь, близость к человеку, у которого вошло в привычку причинять животным зло.Между тем воробьи, которых угощал Есенин, как-то слишком безбоязненно клевали у самых его ног, а некоторые даже вспархивали к нему на колени…
Скажу про себя-спустя несколько минут разговора я тожк почуствовал какое-то необыкновенное доверие к поэту, хотя говорили мы о самом обыкновенном и в его словах нельзя было отыскать ничего такого, что должно было бы вызвать у меня безотчетную симпатию.
Между прочим, выяснилось,что мы живем поблизости друг к другу,как-то так получилось,что мы обменялись адресами и стали встречаться.
В те годы я дружил с знаменитым дрессировщиком животных,цирковым артистом Владимиром леонидовичес Дуровым,у которого был большой зверинец на улице Божедомке.Узнав об этом,Есенин выразил свое желание навестить Дурова.
Мы ходили по комнатам зверинца и видели множество самых разнообразных животных, от слона до мышонка. Они жили в клетках, испытывая всю горечь неволи.
-За что он их так мучает?-донесся до меня недоволный шепот Есенина, хмурое его лицо выражало страдание.
Оживился и повеселел он, когда познакомился с обезъянкой Гашкой,которая жила на свободе.Увидав Есенина, Гашка сразу полюбилп его,сидела у него на плече,гладила золотистые волосы,доверчиво и ласково заглядывала ему в глаза и очень была огорчена, когда увидела, что этот добрый и внимательный к ней человек собирается уходить.
Поведение обезъянки удивило и Дурова. В следующий мой визит к нему он стал расспрашивать: кто такой Есенин, откуда он родом,какого происхождения и.т.д.
-Я спрашиваю бо этом потому,- объяснил он,-что Гашка,в общем весьма нелюдима и у нее довольно своеобразный выбор, когда она хочет с кем-нибудь подружиться….
…Впоследствии я много раз убеждался. Что Есенин не только уделял животным особое внимание,но и как-то по своему понимал их, общался с ними не так как другие.
Когда я близко познакомился с поэтом. Мне пришла в голову мысль о том, что с животными его роднит ему самому свойственные простодушие и незащищенность.
Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях(«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Собаке Качалова» и др.)
Кончу о Барбосе. В декабре1924 года поэт уехал в Батум,Я часто получал от него письма, а пес скучал,не находил себе места.Он часто подолгу смотрел мне в глаза, будто справшивая: куда же делся его друг?
Сидел я как-то дома и читал письмо,только что полученное из Батума.Барбос подошел ко мне, понюхал письмо и тотчас пришел в необычайное волнение.По простоте душевной я решил,что если его тончайшее обоняние уловило исходящий от письма единственный в мире, не похожий ни на какой другой запах близкого человека,значит, и этот человек находится где-то по близости.
Барбос стал бегать по квартире,выскочил через окно первого этажа на улицу, обнюхал каждого прохожего.Но друга не было.
И пес затосковал.Он до такой степени отдался тоске, что перестал есть и пить, не обращал внимания на зов.Выл по ночам…
Спустя неделю мы похоронили его на горе, под большим камнем, на котором по вечерам любил сидеть есенин и любоваться распластавшимся внизу пестрым и горластым городом…
В Батуме местные культурные силы решили организовать в городском театре концерт с выступлением Есенина. По городу были расклеены афишы. Вечером театр был набит битком… открылся занавес. На авансцену вышел поэт- синеокий, златовласый, изящный, в светло-сером костюме. Чуть опустив голову, развел руками и стал читать одно из своих хватающие за сердце стихотворений, но не успел он прочесть и десяти строк, как из-за кулис показался рыжий пес….он деловитой походкой приблизился к поэту, поднял заднюю ногу, и через секунду правая сторона светло -серых брюк стала, как говорится «хоть выжми»…..зал грохотал от веселого, неудержимого смеха. А Есенин, … с растерянной улыбкой на лице БЕРЕЖНО поднял собаку с полу и понес ее за кулисы. Стр 399 .Есенин и современность 1975 год Москва. «Современник».

Животный мир в творчестве С. А. Есенина. В произведениях С. А. Есенина нам представлены красочные картины природного мира. Это желтеющая осень или белая береза, которая приветливо качает своими ветками за окном. Но не меньшее место в творчестве поэта занимает и мир животных. Каждый из этого царства имеет особенные повадки и характер и живет в своей родной стихии. На какие же качества животных обращает внимание в своих произведениях поэт?

Одними их них являются стихи о собаках: «Песнь собаке» и «Собаке Качалова». Название обоих произведений говорит о том, что мы встретимся с образами собак, верных друзей человека. Поэтому лирической герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими самыми сокровенными мыслями. Джим многих повидал на своем пути, но именно лирическому герою должен дать лапу на счастье.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Монолог лирического героя, который представлен в стихотворении, показывает нам, что жизнь ставит перед ним очень сложные вопросы. И он с помощью своего благодарного слушателя убеждается в том, что в ней есть много прекрасного и красивого. Поэтому стоит жить на свете и радоваться каждому дню, тем более когда рядом с тобой такой искренний друг. Но собака не только лирического героя, но и других гостей Качалова встречает приветливо. В ней нет ни злобы, ни предубеждения против людей и незнакомцев. Возможно, что именно такая искренность и привлекает лирического героя. Подобная простота встречается и в бесхитростном описании животного. Джим дьявольски красив, но в то же время весьма доверчив. Он всегда готов расцеловать того, кто ему приглянулся.

Именно такая простота и отзывчивость покоряет сердце лирического героя, и он приоткрывает тайну того, что гложет его душу. Это образ любимой. Возможно, что собака уже видела ее раньше, поэтому без труда может узнать. А если нет, то ей подскажут уже знакомые черты грусти и печали.

По последней строфе произведения, мы понимает, что лирический герой в чем-то виноват перед своей дамой сердца. Поэтому он надеется, что Джим сможет их, если не помирить, то хотя бы с помощью своей искренности и доброжелательности попросить прощение. И она непременно должна поверить в правдивость поведения собакии раскаяние самого лирического героя.

Она придет, даю тебе поруку

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

В стихотворении неважно, какой породы собака, какие имеет внешние признаки. Важно другое - ее душевное состояние, которое выражается в доверчивости и приветливости. Именно такие качества и нужны в данный момент лирическому герою. Поэтому он решается Джиму раскрыть душу и рассказать о своей печали. Ведь только такой искренний товарищ способен хоть на миг развеять его скуку и подарить лучик надежды, убеждающий в том, что стоит жить на этом свете.

Образы животных в стихотворениях Есенина не только являются своеобразным оформлением для отражения внутреннего мира героя. Они ценны для поэта как человека, так и в своих природных проявлениях. Такова «Песнь о собаке». Она представляет собой правдивую зарисовку из жизни животного. У собаки появилось семеро кутят. Она очень рада их рождению, поэтому не отходит на них ни на шаг. Мать старается сделать все, чтобы им было уютно и-тепло.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

Но ее счастье длится недолго. Мужик топит кутят. И собака снова остается одна. Она в очередной раз убеждается в том, что жизнь весьма несправедлива.

Поэт смог найти слова, чтобы показать тоску и грусть собаки в тот момент, когда она лишилась своих детенышей. Например, даже месяц казался ей щенком. При этом глубокая печаль отразилась в глазах самой собаки.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

По мнению В. Леденева, многие стихотворения Есенина о животных создавались в период военных действий. И они в очередной раз напоминали о том, что следует осуждать зло и насилие и хранить в своем сердце и на земле добро и человечность.

К таким вопросам поэт обращается в стихотворении «Корова». В ней тоже поднимается тема матери, которая не увидит своего сына -белого телка. Но в этот раз беда происходит не только с ее детенышем, но и с самой коровой - ее поведут на убой. Поэт и в этом произведении находит слова и краски для того, чтобы показать душевное состояние своей героини - коровы.

Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

На этом примере Есенин показывает, что и животным свойственны различные душевные порывы и сомнения. Они не чужды человеческим чувствам и всегда бесхитростны в своих стремлениях и поступках.

В стихотворении «Корова» нет пафосных слов и описаний. Течение повествования подчинено общей тональности самого произведения. В некоторых строчках даже слышна безысходность.

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

А когда это происходит с коровой, то стихотворение обрывается. Но кажется, лирический герой не хочет, чтобы и в нашей душе сохранились такая же безысходность. Поэтому он говорит о том, что в этой миг с ней была целительная сила природа. Она помогла выжить в этой страшной катастрофе. Корова, являясь частичкой природы, именно в ней она находит успокоение, так как не может найти этого его среди жестоких людей, которые смогли уничтожить не только сына, но и ее саму. Но последняя картина, которая возникает перед животным наполнена светом - белая роща, и зеленым цветом надежды - травяные луга.

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Поведение домашних животных и так могут быть нам понятны. Мы можем догадываться о том, что с ними происходит, если знаем историю их существования. Но Есенин в своем творчестве обращается и к диким представителям природы, например лисице. В стихотворении «Лисица» главная героиня снова сталкивается с жестокостью людского общества. Но для животного он замкнут рамками его мира.

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучее лицо.

В этом отрывке поэт использует всего одно определение для описания облика лисицы - дремучий. Так в одном слове он показывает всю грусть и боль животного, его ожесточение против того мира, который принес столько горя. Поэт весьма подробно описывает состояние лисицы после того как ей удалось уйти от погони. Кажется, что перед нами живой человек, а не загнанный в лесу зверь. В стихотворении создается контрастная картина не только на цветовом уровне, но и на уровне ощущения и изображения противоположных картин, пожара и холодного снега.

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах - как прелая морковь…

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

В своем поэтическом творчестве Есенин обращается к разным представителям животного мира. С помощью подобных образов показаны картины из жизни братьев наших меньших. При этом поэт использует очень емкие определения, для того чтобы всего с помощью нескольких строф мы могли представить быт и атмосферу их существования. В небольших поэтических творениях перед нами проходит их судьба, как в случае с коровой, или небольшой, но роковой эпизод из жизни на примере собаки и лисицы.

Однако животный мир, о чем мы часто забываем, способен приносить успокоение именно человеку. Своей искренностью и заинтересованностью его представители могут вылечить израненную душу и стать проводником к тому, кто был незаслуженно обижен. Так, животный мир входит в поэтическое полотно со своими проблемами, жизненным опытом и надеждами на то, что мир, возможно, когда-нибудь измениться к лучшему. И в этот момент рядом с нами будут надежные и верные друзья - братья наши меньшие.

Открытый урок по русской литературе в 7 классе

Учитель: Бродинская С.В.

Тема: Животный мир в творчестве С.А. Есенина.

Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями творчества С.А.Есенина.

2. Расширить знания детей по разделу «Художественные средства выразительности в произведении».

Закрепить полученные знания по теме «Рифма и ее виды», «Композиция произведения», развивать речь учащихся, их художественное воображение, творческое мышление.

3. Формировать у детей чувство сострадания и ответственности по отношению к животному миру.

Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. Оглашение целей. На доске портрет С.Есенина.

(На интерактивной доске идёт показ слайдов, звучит фрагмент романса на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая…»)

2. Знакомство с новой темой - биографией С.Есенина, его творчеством.

Прослушивание романсов на стихи поэта: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери».

Просмотр слайдов о поэте.

3.Знакомство со стихами «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».

Задание по группам: поработать с учебником. 1 группа стр.200, 2 группа стр.201, 3 группа стр.205,прочитать информацию о животном, составить группой ответ по прочитанному (стратегия «Изображение основной идеи»), нарисовав в виде схем или рисунков.

4.Защита проектов.

5.Чтение стихотворения «Корова». Анализ стиха.

1.Стратегия « Воображение»

    Что мы видим.

    Что мы слышим.

    Какие запахи мы ощущаем.

Работа в тетрадях. Запись числа, темы, названия произведения.

2. Записать образы , встречающиеся в произведении. Найти аллитерацию, для чего она используется автором?

3.Что испытывает читатель, знакомясь с этим произведением, поэт?

Чтение стихотворения «Песнь о собаке».

О чём это произведение? Найти средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, найти в тексте эпитеты (простые).

Стратегия «Свободное письмо». Написать письмо хозяину. Зачитать письма.

Чтение стихотворения «Лисица». Анализ стиха. Определить количество строф. Работа над рифмой (смежная, перекрёстная , кольцевая или опоясанная), мужская, женская, дактилическая, клаузулическая.

Составление сказки со счастливым концом. Учащиеся устно по очереди составляют сказку с героями: лисица, собака, корова, других героев они выбирают сами. Вспомнить строение произведения: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

6. Закрепление. В классе 11 человек. Для каждого придуманы свои задания. Их необходимо найти в классе.

1.Что такое олицетворение?

2.Что называется аллитерацией?

3.Какие образы использовал С.Есенин в своих стихах?

4.Что объединяет эти три стихотворения?

5.Назвать годы жизни С.А.Есенина.

6.На какой слог падает ударение в мужской рифме?

7. На какой слог падает ударение при женской рифме?

8.Перечислить виды рифм.

7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений по группам: стр. 166, 167, 168. Нарисовать на А – 4 рисунок к произведению.

8. Итог урока, оценки.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Сергей Есенин – это имя в лесах родной моей России.

В березах нежных и осинах, в сережках желтовато- синих,

\показ портрета\

В лучах из зелени весенней, в стихах твоих Сергей Есенин.
\звучит музыка «Не жалею, не зову, не плачу» на ее фоне слова\

Очень близок и дорог мне Есенин своей любовью к животным, к братьям нашим меньшим, с которыми он, дитя природы, сын крестьянина, рос бок о бок и которых пони-

мал и чувствовал как людей, хоть корову и телка, хоть лошадь, хоть собаку, и с которыми находил общий язык даже лучше, чем с людьми и с которыми «имел» дружбу и которых никогда не обижал.
Мы сейчас много говорим о любви к людям, о милосердии и жалости к ним, о том, что всего этого сейчас не хватает. А ведь этого не может быть без любви к животным. И она чувствуется у Есенина в стихах, как ни у кого их поэтов. И не только чувствуется, но главное передается читателям.
Я обманывать себя не стану, залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом.


ПЕСНЯ:Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу.

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.


Средь людей я дружбу не имею,

Я иному покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.


О животных поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир можно найти во многих стихах «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Я обманывать себя не стану».
В этих стихах Есенин признается «Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит», «Звери, звери придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать»
Есть у Есенина стихотворение «Собаке Качалова» \показ рисунка\

Придя в гости к великому артисту, поэт сразу подружился с его собакой Джином.


Вот так об этом вспоминает сам Василий Иванович Качалов. «Я отыграл спектакль, прихожу домой…Поднимаюсь по лестнице, слышу радостный лай Джима. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Ты по- собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Да, особое место в лирике Есенина занимают образы животных. «Братья наши меньшие» наделены абсолютно всеми человеческими чувствами в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства.
Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано- «Корова». С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь.
Дряхлая, выпали зубы, свисток годов на рогах.

И ее выгонщик грубый на перегонных полях.


Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной.
Не дали матери сына, первая радость не впрок.
Старая корова знает, что ее ожидает та же участь, что и сына.
Скоро на гречневом свее, с той же сыновьей судьбой

Свяжут ей петлю на шее и поведут на убой.


Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми.

Но как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:


Снится ей белая роща и травяные луга.
Мечта о жизни без мук и огорчений, но этой мечте не суждено сбыться.
Есенин не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью природы, старшим братом разумного зверья.

Среди есенинских живых существ наиболее распространены домашние животные –лошади, коровы, собаки. \показ рисунков\


Собака- сторож в доме, помощник в труде и друг человека. Она бессловесна, но по силе чувств не уступает человеку.
Утром в ржаном закуте, где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука, рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала, причесывая языком,

И струился снежок подталый под теплым ее животом.

А вечером, когда куры обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый, семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь.


В своих стихотворениях Есенин опирается на языческое одушевление природы и чувство слитности с нею, природа живет очеловеченной жизнью. Более того, природа кажется более живой и одухотворенной, чем сам человек. Не природа сопоставима с человеком, а человек- часть природы.
ПЕСНЯ: Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.


Я теперь скупее с тал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.


Поэт сопереживает маленьким птенцам:
Воробышки игривые, как детки сиротливые прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней.


Жалеет лисицу:
На раздробленной ноге приковыляла, у норы свернулася в кольцо.

Тонко прошвой кровь отмежевала на снегу дремучее лицо.


С детства поэт был привязан к лошадям. Любил их за гордый нрав, преданность людям.
В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив

упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.


«Какой чистый и какой русский поэт»,- говорил о нем Горький-«не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия».

В произведениях Есенина ощущается единство человека с природой, со всем живым на земле. В одну из встреч с Есениным Горький сказал: «..что он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных»


«Да, я очень люблю всякое зверье»,- ответил Есенин.
С новой силой звучат сегодня есенинские строки: «Как прекрасна земля и на ней человек».Идут годы, сменяются поколения, но остается вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его кризисами, голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.
\на фоне музыки «Не жалею, не зову, не плачу»\
Еще не поросли тропинки, что слышали твои шаги,

И материнскою косынкой еще пестры березняки.

Ты нам оставил столько сини! А сам ушел, как под грозой,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!