Факторы формирования и развития личности психология. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Важнейшими факторами развития личности являются наследственность, окружающая среда, воспитание, а также активность самой личности.

Первый фактор - наследственность, то есть воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Человек наследует анатомическое строение, физиологическое функционирование, тип обмена веществ в организме, тип и пластичность нервной системы, динамизм и скорость нервных реакций, безусловные рефлексы (пищевые, оборонительные, ориентировочные).

Однако есть биологические свойства, которые отличают одного человека от другого. Это природные задатки -индивидуальные, генетически закрепленные свойства, определяющие анатомо-физиологи-ческую предрасположенность к различным видам деятельности.

Природные задатки носят общий характер и не ориентированы на какой-либо конкретный вид деятельности. Например, ребенок может родиться с музыкальными задатками, а то, кем конкретно он станет – оперным или эстрадным певцом, композитором, дирижером или музыкантом-исполнителем – зависит от того, какой музыкальной деятельностью он будет заниматься. Поэтому формирование и развитие личностных качеств человека обусловлено условиями его жизни в обществе, то есть внешними факторами.

В процессе общественной жизни и деятельности у человека на основе природных задатков формируются способности - индивидуально-психологические особенности личности, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком определенных видов трудовой деятельности.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека сразу во многих видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других». Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Одна способность, сколь бы развита она ни была, еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для это необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности, называется одаренностью. Высокую степень одаренности называют талантом, а наивысшую - гениальностью. Одаренность, талант, гениальность – разные уровни проявления способностей личности.

Признаки гениальности: широкая эрудиция, напряженность внимания, огромная впечатлительность, интуиция, дар предвидения, могучая фантазия, оригинальность, высокий уровень работоспособности и самоорганизации, стремление к творческой деятельности.

Бесталанны те, кто не обнаруживает и не развивает свои способности.

Психолог Б.М. Теплов доказал, что типологические особенности нервной системы хотя и влияют на формирование психических свойств личности, однако не обусловливают их содержания.

Второй фактор - окружающая среда, то есть комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека.

Географическая среда включает разнообразные природно-климатические условия и ресурсы. Она оказывает опосредованное влияние на развитие и формирование личности через образ жизни и характер трудовой деятельности человека.

В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал.

Но все-таки в современных условиях, в век научного и технического прогресса географическая среда не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности.

В значительной степени развитие человека определяет социальная среда: государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, культура, литература, искусство, средства массовой информации. Это все дальняя среда. Она неодинакова на разных этапах общественного развития. Поэтому в разные исторические эпохи она формировала разный, присущий той или иной эпохе тип личности.

Ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком. Но даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Ближняя среда - это ближайшее окружение человека: семья, родственники, друзья, одноклассники.

Третий фактор - воспитание как целенаправленный, педагоги-чески организованный процесс формирования качеств и свойств личности, развития ее способностей.

Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разных виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов. Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий – вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Четвертый фактор - активность самого человека как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитыва-ющейся персоны. Во многом - человек творец самого себя.

Активность личности человека имеет два аспекта: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.

Какой же фактор является главным? Для теории воспитания эта проблема имеет методологическое значение прежде всего потому, что в зависимости от ее решения определяется подход к педагогическому процессу.

В педагогике и психологии можно выделить по крайней мере три позиции по проблеме взаимодействия внешнего и внутреннего в процесса развития личности, принципиально не противоречащих друг другу, но существенно различающихся.

Первая позиция, принадлежащая А.С. Макаренко, состоит в том, что внешние воздействия вообще, а педагогически организованные тем более определяют сущность личности, социальные начала в ребенке, опосредуют внутренние условия его развития. Позиция выдающегося педагога во многом определялась особенностями проведенного им социально-педагогического эксперимента. Перед ним стояла задача перевоспитания, коренного преобразования внутреннего мира его воспитанников, того социально отрицательного, что составляло их взгляды, определяло внутренние побуждения, привычки поведения. Исходя из идеи ведущей роли социальных стимулов в воспитании, он стремился к тому, чтобы прямые и косвенные педагогические воздействия решительно изменили внутренний мир ребенка в соответствии с идеалами нового общества.

Позиция А.С. Макаренко, приведшая к успешному перевоспитанию педагогически запущенных детей, конечно, не должна абсолютизировать-ся. Несомненно, что задачи перевоспитания побуждали его делать больший акцент на внешних социальных стимулах и организационных началах. Развитие ребенка в условиях зрелого социалистического общества, как правило, позволяет больше опираться на его внутренний мир: интересы и стремления, сознательность и активность, гражданские чувства и совесть.

Вторая позиция, сформулированная С.Л. Рубинштейном, отстаивает тезис о том, что «внешние причины действуют через внутренние условия»1, которые сами зависят от внешнего воздействия. С.Л. Рубинштейн, так же как и А.С. Макаренко, признает обусловленность внутреннего внешним, но подчеркивает зависимость эффекта внешних воздействий от степени принятия их внутренним миром ребенка. Эффективность воспитательного воздействия зависит от того, насколько оно учитывает желания, стремления, психические состояния детей, направленность их личности. Однако эта позиция, как и позиция А.С. Макаренко, не может быть абсолютизирована без опасения впасть в другую крайность, оказаться в плену иллюзий «свободного воспитания», апологеты которого, как известно, утверждали, что не педагог формирует внутренний мир ребенка, а внутренние условия, существующие как некая изначальная сущность, ведут за собой воспитание.

Наконец, третья позиция, развиваемая А.Н. Леонтьевым, признавая точку зрения С.Л. Рубинштейна безоговорочно верной для случаев «того или иного воздействия» на личность, считает ее недостаточной для понимания «личности как особой целостности». «Мне представляется, – утверждает А.Н. Леонтьев, – что, для того чтобы найти подход к проблеме, следует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим себя изменяет».Позиция А.Н. Леонтьева углубляет общий подход к проблеме, объясняя диалектику развития внутренних условий, самоизменяющихся в результате деятельности индивида. Однако необходимо иметь в виду, что внутреннее в личности: ее взгляды, убеждения, мотивы, интересы, способности – не возникает само по себе, безотносительно к внешним условиям и причинам и не изменяется вне взаимодействия с ними. Внутренний духовный мир личности представляет собою единство с внешним миром, изменяющимся в результате деятельности людей.

Каждая из рассмотренных позиций несет в себе много ценного и интересного, поскольку отражает ту или иную сторону единого и многогранного диалектического процесса формирования личности во взаимодействии с окружающей действительностью. Вместе с тем, думается, важно найти позицию, которая бы наиболее полно выражала всю совокупность взаимодействия внутреннего и внешнего на основе целостного понимания воспитательного процесса. Принципиальным в

этом смысле является признание как исходной посылки первичности внешних причин и воздействий по отношению к внутренним условиям формирующейся личности. Внутренние задатки, первые проблески духовности с самого начала как бы оплодотворяются и обогащаются внешними влияниями, формируются и активизируются под их воздействием и одновременно становятся условием преобразования влияний окружающей действительности. В принципе же существует постоянный процесс диалектического взаимодействия внешнего и внутреннего, в котором преобладает эффективность то внутреннего, то внешнего. Пользуясь пластичностью, изменчивостью внутренних условий, задача воспитателя как организатора внешних воздействий в том и состоит, чтобы сыграть ведущую роль в формировании растущей личности, привести ее к зрелости, активности и устойчивости внутренней позиции, сделать способной оценивать и контролировать все внешние воздействия.

Подлинно педагогическое воздействие выступает в качестве ведущего начала, катализатора по отношению к внутреннему миру ребенка, умело активизирует требуемую деятельность, организует самовоспитание, мастерски преодолевая ситуации неприятия и сопротивления в интересах и личности, и общества.

Рассмотрим типичные ситуации взаимодействия внешнего и внутреннего.

Прежде всего следует рассмотреть нормальную и потому наиболее типичную ситуацию, когда внешнее воздействие соответствует жизненным перспективам, возможностям ребенка, свободно принимается им и превращается в действенный стимул его общественной активности, совершенствования и обогащения внутренних условий. Это формула наиболее эффективного взаимодействия, ведущая к прочному единству внутреннего и внешнего, к стабильности и устойчивости поведения личности.

Например, ученик проявляет большой интерес к математике. Он легко и просто «расправляется» с программными задачками. Учитель предложил ему посещать математический кружок или факультатив. При этом в известной мере меняются их взаимоотношения. Они уже не просто воспитатель и воспитанник, а коллеги, обсуждающие интересные математические проблемы. Воздействие учителя на ученика в этих условиях становится исключительно эффективным.

Другая типичная ситуация взаимодействия возникает тогда, когда внешнее педагогическое воздействие не совпадает с устойчивыми настроениями и стремлениями ребенка. В этом случае требуется воспитательная работа, которая способствовала бы сознательному принятию его ребенком, приводила бы к пониманию необходимости той или иной деятельности.

Покажем это на примере. Подросток-семиклассник увлекся лошадьми. Он постоянно ходил на конный завод, ипподром, был знаком с зоотехником и конюхами, помогал ухаживать за животными. А учебу запустил. На все сетования по поводу своего отставания в ученых делах равнодушно отмалчивался. Узнав об увлечении ученика, педагог изменил тактику. Он договорился с зоотехником об общих требованиях к мальчику. Постепенно подросток вошел в нормальную учебную колею.

О третьей типичной ситуации взаимодействия можно говорить тогда, когда внешнее педагогическое воздействие не только не совпадает с внутренним миром ребенка, а открыто противоречит ему, с самого начала встречает защитную реакцию неприятия, игнорирования, активного сопротивления или лицемерного формального согласия.

Так было, например, с учеником VI класса, родители которого пьянствовали, скандалили, выгоняли его на улицу. В школе все раздражало мальчика. Всякое замечание вызывало бурную реакцию, приводившую нередко к срыву урока. Это было своеобразным протестом, эмоциональной разрядкой там, где, как он понимал, его уже никто не мог, не имел права обидеть.

Другой пример. Пятиклассник уже в первой четверти перестал ходить на уроки математики. На вопрос, почему он так поступает, последовал ответ: «А что мне там делать-то! Николай Иванович сказал, что я неспособный и все равно ничего не пойму. Так уж я лучше погуляю, чем бесполезно сидеть».

Итак, сделаем вывод: воспитание является важнейшим фактором формирования и развития личности. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.

Наследственность, как фактор развития личности

Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различия в которой и определяют собой психические особенности человека.

Стоит отметить, что только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могут вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именно поэтому параллельно с наследственностью стоит рассматривать и деятельность как фактор развития личности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

Факторы развития личности: среда

Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.

Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в брак и не хотят заводить семью, а если и заводят, то она вскоре рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы их дети никогда не пережили того, что пережили они.

Воспитание, как фактор развития личности

Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие , поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, психологией, педагогикой, возрастной физиологией и анатомией, социологией, юриспруденцией и т.д.

В частности, проблема личности - одна из центральных в психологии . Развитие личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования и развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - умение видеть каждого учащегося как человека в его развитии, взрослении, становлении.

В зависимости от того, какие условия превалировали в той или иной теории развития личности, в психологии и педагогике по данной проблеме имели место три основных направления: биологическое, социологическое (социальное) и биосоциальное .

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). При этом человек, подчиняясь требованиям общества, постоянно подавляет естественные потребности, «играя» необходимые социальные роли.

Представители социологического направления утверждают обратное: хотя человек рождается как существо биологическое, однако основное влияние на его развитие оказывают те социальные группы, с которыми он общается; именно социальные ситуации детерминируют поведение и, соответственно, развитие человека. Причем, чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, инстинкты и т.п.

Представители биосоциального направления, на первый взгляд, примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Однако при этом происходит искусственное деление личности, которое никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие личности, как процесс, детерминируется как психофизическими особенностями индивида, так и социальными ситуациями в единстве, а также мерой его собственной активности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование.

Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Этапы и закономерности развития по каждому направлению теоретически и экспериментально исследуются в соответствующих науках. В учебно-воспитательном процессе эти результаты слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано возможностями самой личности, влиянием среды и целенаправленной деятельностью взрослых.


Таким образом, выделяются три генеральных фактора развития личности:

- наследственность;

- среда;

- воспитание.

Результат развития личности зависит от согласованности действий всех трех факторов (рис. 3).

Рисунок 3 - Схема взаимодействия факторов развития личности

На схеме точка С 0 условно обозначает гармоничное развитие личности под влиянием всех трех, согласованно действующих факторов; точки С 1 и С 2 иллюстрируют негармоничное (искаженное) развитие в случае недостаточного влияния одного и чрезмерного действия другого фактора; наконец, точка С 3 характеризует ситуацию недостаточного развития наследственных данных личности как средой, так и воспитанием.

Итак, развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят как количественные изменения, так и качественные преобразования, рождение нового и отмирание или преобразование старого . Факторами развития личности являются: наследственность, среда и воспитание.

Наследственность - это передача от поколения в поколение видовых особенностей, заложенных природой, и программы их развития. Носителями наследственности являются гены . При этом следует учитывать, что жестко запрограммированных признаков достаточно для выживания животных, но не человека.

Человек наследует: особенности телосложения и конституции; цвет волос, глаз, кожи; тип нервной системы; некоторые болезни и т.п.

С психолого-педагогической точки зрения важно помнить, что наследуются не способности человека, а только задатки. Кроме того, не надо забывать о существовании и неблагоприятной для развития личности наследственности, обусловленной различными причинами (алкоголизм родителей, наркомания, радиационное облучение, неблагоприятная экологическая среда и т.д.). Поэтому при учете наследственных признаков главное - создать равные условия для развития личности .

Среда - сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека (географическая, социальная, информационная, …).

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Среди социальных обстоятельств, играющих ведущую роль в формировании личности, можно выделить следующие:

- макросоциосреда - общественный строй, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, воздействие средств массовой информации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.

- микросоциосреда - среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив и др. - социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, прежде всего, деятельность и общение с другими людьми.

- искусственная среда обитания - современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, информационно-техническая среда, создаваемая радио, телевидением, сетью Интернет и др. (Характер и степень такого воздействия на человека на данный момент лишь частично изучен, тем не менее, важность данного обстоятельства при современном развитии общества заставляет выделять его в отдельную категорию).

Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. Поэтому, изучая воздействие среды, необходимо учитывать два момента: характер воздействия внешних обстоятельств и активность самой личности, реагирующей на них. Необходимо формировать правильное отношение к внутреннему и внешнему конфликту, вырабатывать сопротивляемость личности к внешним негативным влияниям.

Воспитание - специфический фактор развития личности, способный скорректировать влияние среды и наследственности. В отличие от факторов наследственности и среды, действующих бессознательно, воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, который основывается на сознании человека и требует его участия. В этом заключается как сила, так и слабость процесса воспитания.

Воспитание - один из важнейших процессов, рассматриваемых в педагогике. Между тем, психология, выделяя факторы развития личности, ограничивается двумя: биологическим и социальным. «Воспитание» включается в социальный фактор как способ социализации личности. Рассмотрим соотношение данных понятий.

Понятие «социализация » имеет междисциплинарный статус и в широком смысле трактуется как взаимодействие человека с обществом, как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (адаптация).

Общество формирует социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей, приспосабливаясь к культурным, психологическим и социологическим факторам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Поэтому в гуманистической психологии сущность социализации представляется иначе: как процесс самоактуализации «Я-концепции », самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания, способный преобразовать не только себя, но и общество. Эти два подхода иллюстрируют двусторонний характер социализации и не противоречат друг другу.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

- дотрудовая стадия, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

- трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

- послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. Имеет значение все формирующее личность пространство, т.е. школа, вуз, семья, дружеское окружение, социальные институты, средства массовой информации и т.п. Эффективно социальные нормы поведения и культурные ценности осваиваются под влиянием авторитетного взрослого.

Таким образом, социальная среда выступает как двуаспектное пространство влияния на личность: организованное и стихийное. Причем, чем у же сфера организованного влияния, тем шире стихийное пространство формирования личности (в том числе асоциального влияния).

Это соотношение в значительной степени зависит от воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Тем самым, воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого можно выделить две основные функции воспитания: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации и даже наследственности.

Воспитание есть составная часть жизни личности. А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе целенаправленной социализации (воспитания):

- естественно-культурные задачи, связанные с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Они определяются некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.);

- социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме;

- социально-психологические задачи , связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Чтобы жить в обществе, человеку необходимо освоить культурные ценности. Он может делать это тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе. Это «стихийное воспитание » - освоение культурных ценностей под влиянием других людей, но без принуждения, без педагогической цели. В этом случае личность воспринимает ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе, как свои личные, как эталон для подражания.

Во-вторых, освоение культуры может происходить по плану , в соответствии с целями и содержанием, определенным воспитателем. Это так называемое развивающее воспитание - целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, личность может осваивать культурные ценности по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития . В процессе самовоспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это внешнее влияние (или стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). Как правило, это характерно для учащихся, находящихся на высокой стадии развития, когда рефлексия достигает существенного уровня.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник может сам задумывать свою игру, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности. В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. То есть на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем. Тем самым, возникает собственная активность личности, порождаемая противоречиями, потребностями и мотивами человека.

Противоречие, как известно, является движущей силой любого процесса.

К противоречиям развития личности относятся :

· противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

· противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

· противоречие между растущими требованиями со стороны общества, окружающих людей и наличным уровнем развития личности.

Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно также зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. Воспитание и самовоспитание тесно взаимодействуют. Искусство воспитания в этой связи состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у человека стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо про­цесса, явления (С. И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуе­мая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда при­родная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педаго­гическом смысле.

Среда и воспитание - это социальные факторы, тогда как наследствен­ность - биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о при­оритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят до­стижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о признании врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния сре­ды и воспитания (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отри­цают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребе­нок от рождения - «чистая доска, на которой можно все написать», т. е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется рав­ным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не толь­ко под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, Обеспечивающей формирование и совершенст­вование личностных качеств. Человек - не только продукт наследственно­сти и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участ­ник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, чело­век изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору - наследственности. Наследственность - свой­ство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческо­го «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследствен­ную программу развития человека. Установлено, что именно наследствен­ностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отлич­ное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются:

-анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

-физические особенности: внешние расовые признаки, особенности те­лосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

-особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определен­ный тип высшей нервной деятельности;

-аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «зая­чья губа», «волчья пасть»;

-предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного ха­рактера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эн­докринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием не­благоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режи­ма питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или измене­ние психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родите­лей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследу­ются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утроб­ным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специаль­ные и моральные качества? А также что наследуют дети - готовые способно­сти к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки - это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

- общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы,
рецепторов);

- индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от кото­рых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуаль­ные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры голов­ного мозга, органов и др.).

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода дея­тельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей - та­лант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способно­стей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалис­тов - физиологов, психологов, педагогов - рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсут­ствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности спо­собности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. От­сутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способно­стей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие по­тенциальные возможности для развития своих умственных и познаватель­ных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют каче­ства и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные пред­расположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нару­шенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллек­туального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологи­ческую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и мораль­ных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду дея­тельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художествен­ные, математические, лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких ре­зультатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей об­ласти деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных ка­честв и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психиче­ские качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нрав­ственные качества формируются только прижизненно.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные ка­чества, поведение, привычки и даже поступки - как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело­века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и челове­ку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простей­ших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время по­зицию о генной обусловленности нравственности и социального поведе­ния человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амо­сов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития лично­сти является среда. Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная сре­да. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как об­щественный строй, система производственных отношений, материаль­ные условия жизни, характер протекания производственных и соци­альных процессов и др.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в пси­хических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафи­зически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассмат­ривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формиро­вание человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной сре­ды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. По­нятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии кон­тактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, пси­хическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с об­ществом, как известно, называется социализацией.

Социализация личности есть объективное явление;, наблюдаемое в жиз­ни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в об­ществе. Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, эт­нографией, историей, психологией, педагогикой и др.

Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать ка^ отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс? социального разви­тия человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влия­ний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание - это процесс Целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрица­тельных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориента­цию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирова­ния педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воз­действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитатель­ной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой, учебной, познавательной, трудовой, общесГвенной, политиче­ской, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существований человека, деятель­ность:

Обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

Способствует удовлетворению естественных человеческих потребно­стей;

содействует познанию и преобразованию окружавшего мира;

является фактором развития духовного мира человека, формой и ус­ловием реализации его культурных потребностей;

дает возможность человеку реализовать свой личностный потенци­ал, достичь жизненных целей;

создает условия для самореализации человека в системе обществен­ных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внеш­них условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энер­гии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах дея­тельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная дея­тельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллек­тивная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нрав­ственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональ­ном развитии.

В развитии личности велика роль самовоспитания. Самовоспитание на­чинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка опре­деленной цели поведения или деятельности порождает сознательное на­пряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерми­нируются разнообразными факторами - как биологическими, так и со­циальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные фак­торы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое развитие личности?

2. Каковы движущие силы развития личности?

3. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

4. Какими факторами обусловливается развитие личности?

5. Как влияет деятельность на развитие личности?

Основная литература

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999.

3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

Дополнительная литература

1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.

2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Человеку, если он хочет стать че­ловеком, необходимо получить обра­зование.

Я. А. Коменский

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и соци-альные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, про-изводящий) — движущая сила, причина какого-либо про-цесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная актив-ность личности, порождаемая противоречиями, интереса-ми и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро-среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы , тогда как наследственность — биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социоло-гов, психологов и педагогов о соотношении биологических социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются на-следственностью (Э. Торндайк , Д. Дьюи , А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследствен-ные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии лич-ности. Они ошибочно переносят достижения биологиче-ской науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожден-ных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк , Ж.-Ж. Руссо , К. А. Гельвеции и др.) Они отрицают генетическую пред-расположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все напи-сать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господ-ствовало утверждение, что психические качества не насле-дуются, а приобретаются в процессе взаимодействия орга-низма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных ка-честв своих родителей, в генетических программах челове-ка не заложена информация о социальном поведении. Ка-ким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори , К. Лоренц , Э. Фромм , утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению пе-редаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для та-ких выводов служат данные, полученные при изучении по-ведения человека и животных. Согласно учению И.П. Пав-лова , и животным, и человеку присуши инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, мо-ральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В послед-нее время позицию о генной обусловленности нравствен-ности и социального поведения человека занимают отече-ственные ученые (П.К. Анохин , Н.М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором раз-вития личности является среда. Среда — это реальная дей-ствительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географиче-ская, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как обще-ственный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания произ-водственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или на-следственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеции считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реаль-ная действительность понимается в этом случае метафизи-чески, она фатально предопределяет судьбу человека. Ин-дивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние сре-ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен-ка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, яв-ляется общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контак-тов между людьми, в формировании межличностных отно-шений.

Личность формируется только в общении, взаимодей-ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду-ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы-вающим влияние на формирование личности, является вос-питание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отноше-ний можно было бы охарактеризовать как отношение цело-го к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.

Большинством исследователей вос-питание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправлен-ных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотно-шений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и со-знательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить послед-ствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный по-тенциал для прогнозирования и конструирования педагоги-ческой стратегии и тактики. Социальная среда может воз-действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специ-ально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых раз-нообразных видах деятельности: игровой, учебной, позна-вательной, трудовой, общественной, политической, худо-жественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования че-ловека, деятельность:

Обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

Способствует удовлетворению естественных челове-ческих потребностей;

Содействует познанию и преобразованию окружа-ющего мира;

Является фактором развития духовного мира челове-ка, формой и условием реализации его культурных потреб-ностей;

Дает возможность человеку реализовать свой личност-ный потенциал, достичь жизненных целей;

Создает условия для самореализации человека в сис-теме общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при оди-наковых внешних условиях во многом зависит от собствен-ных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние ока-зывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек-тив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллек-тиве. Такая деятельность способствует проявлению твор-ческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективно! цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает раз-витие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и со-циальными факторами, которые действуют не изолирован-но, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!