Федеральная концепция развития образования до года. Модернизация российского образования

22 ноября 2012 года Правительство РФ утвердило государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием до 2020 года. Целью Государственной программы является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населениями и перспективным задачам развития российского общества и экономики.

Прогнозируя развитие образования на период до 2020 года законодатель обозначает, что первым приоритетом для Российской Федерации является обеспечение доступности дошкольного образования. Вторым системным приоритетом государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг. Четвертым системным приоритетом является укрепление единства образовательного пространства России, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы России.

Реализация Государственной программы будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе 2013-2015 гг. основные мероприятия Государственной программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Будут реализованы меры ликвидации зон низкого образования, внедрены ФГОС дошкольного и основного общего образования, сформируется группа регионов-лидеров, которые получат поддержку в комплексной модернизации систем образования и др.

Второй этап 2016-2018 гг. будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования.

На третьем этапе 2019-2020 гг. акцент будет сделан на развитие сферы непрерывного образования, развитие образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ. В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования.

В рамках Государственной программы будут реализованы подпрограммы, направленные на развитие профессионального образования, дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей, развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования и прочие мероприятия в области образования.

Общий объем финансового обеспечения Государственной программы из средств федерального бюджета в 2013-2020 годах в текущих ценах составляет 6 687,75 млрд. рублей (в среднем около 0,85 % ВВП в соответствующие годы), в том числе дополнительные средства на 2013-2014 годы в размере 378,9 млрд. рублей. При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 384,7 млрд. рублей в 2013 году до 1 146,7 млрд. рублей в 2020 году.

При рассмотрении утвержденной Государственной программы перечислим основные изменения, касающиеся образования, которые законодатель планирует осуществить к 2020 году.

Про детские сады:

– к 2016 году очереди в детские сады исчезнут;

– зарплата в детских садах станет не менее 100% от средней в экономике;

– будет создана инфраструктура сопровождения раннего развития детей (от 0 до 3 лет);

– в 100 % дошкольных образовательных организаций будут внедрены ФГОС дошкольного образования;

– 20 регионов на юге России получат особые субсидии на строительство детских садов;

– вырастет доля первоклассников, у которых сформирована готовность к освоению программ начального общего образования.

Про школы:

– ЕГЭ останется, но тесты будут не единственным критерием оценки знаний;

– к 2015 году 85 % школ получат доступ к высокоскоростному Интернету, а к 2018 – 100 %;

– сельские школы станут не просто образовательными, но и социокультурными центрами;

– разрыв результатов ЕГЭ между 10 % лучших школ и 10 % слабых школ сократится до 1,5;

– к 2020 году во всех школах будут спортзалы и благоустроенные туалеты;

– 50 школ каждый год смогут получать деньги на новаторскую работу;

– 1000 учителей ежегодно будут получать премии по 200 000 рублей;

– 100 % учащихся получат возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы с использованием форм сетевого и дистанционного образования;

– не менее 80 % учащихся и семей будут использовать информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий;

– увеличится доля российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений грамотности в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

– заработная плата учителей достигнет не менее 100% средней заработной платы по соответствующему региону;

– в общеобразовательных учреждениях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;

– молодым учителям будут предоставляться ипотечные кредиты на льготных условиях;

– будут созданы национальный банк лучших практик (образовательных программ и технологий) общего образования и система инновационных площадок (образовательные организации и их сети), апробирующая и распространяющая эффективные модели обновления содержания образования.

Про дополнительное образование:

– не менее 75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 % процентов из них – за счет бюджетных средств;

– все дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, из семей с низким социально-экономическим статусом, будут иметь возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования;

– все дети мигрантов, испытывающие потребность, будут иметь возможность пройти обучение по дополнительным программам обучения русскому языку.

Про ВУЗы:

– 25% вузов приспособят к обучению инвалидов;

– студенческая стипендия вырастет до 5000 рублей;

– заработная плата преподавателей СПО сохранится в 2020 году на уровне 100 % к средней по экономике;

– заработная плата профессорско-преподавательского состава ВПО сохранится на уровне 200 % в 2020 году по отношению к средней по экономике;

– все нуждающиеся студенты вузов будут обеспечены местами в общежитиях;

– каждый студент, обучающийся по приоритетным направлениям подготовки, будет проходить практику на современном производстве и получит возможность трудоустройства по специальности;

– в большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий;

– увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;

– будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни.

Более подробно прогноз состояния сферы образования изложен в соответствующих разделах подпрограмм.

С 1 января 2013 года Российская Федерация вступает в первый этап государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р). Необходимость её создания обоснована окончанием срока действия предыдущей государственной программы образования, рассчитанной на 2011- 2015 годы. Настоящий документ, официально называемый «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основные цели и задачи новой Концепции Образования

Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.

Достижение названной цели возможно через постепенное решение задач, которые позволяют выпускникам совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков в различных ОО.

Также делается упор на развитие компетентностей педагогов и руководителей. Они должны освоить программы и методики работы с детьми разного уровня обучения, имеющими ОВЗ и национальную идентичность.

Данная концепция предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это необходимо, чтобы своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста. В числе приоритетных задач называется необходимость создания инфраструктуры, позволяющей на высоком уровне реализовывать программу образования.

Направления реализации

В представленной концепции проанализирован опыт и результаты внедрения программы образования 2011-2015 гг и предлагаются пути реализации новой. Ведущим направлением деятельности называется повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне.

Не менее важно проводить обновление кадрового потенциала педагогов и административного корпуса, создавать условия для реализации индивидуальной траектории развития ученика, делать упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого ребёнка, том числе имеющего ОВЗ, улучшать материально-техническую базу ОО.

Одним их существенных направлений в реализации программы является решение вопроса об оценке качества образования. С этой целью должны быть сформированы национальная и региональная системы независимого мониторинга ОО всех уровней. Предполагается, что участники образовательной деятельности и независимые эксперты разработают новые инструменты и процедуры для исследования качества образования на разных ступенях, в том числе и профессиональной.

Основополагающим подходом называется проектно-целевой подход. Он призван использовать механизмы реализации проектов на конкурсной основе. Благодаря этому станет возможным достижение более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности.

Мероприятия реализации

Разработчики новой программы образования предлагают проводить её реализацию посредством проведения традиционных мероприятий и комплексных проектов, направленных на:

  • внедрение современных образовательных программ, обновлённой структуры ВУЗов и проведение модернизации системы заочного обучения;
  • отслеживание результатов трудоустройства и самоопределения выпускников ОО;
  • переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ОО;
  • совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования посредством независимого контроля;
  • привлечение потенциальных работодателей для участия в осуществлении государственного и частного партнёрства в системе профессионального и высшего образования.

Этапы реализации

Разработчик ФЦП образования на 2016-2020 гг – Министерство Образования и науки РФ — предлагает 2 варианта её реализации. Однако наиболее эффективным считает следующий (см. таблицу):

Данный вариант реализации программы кажется авторам предпочтительнее, поскольку позволяет более масштабно действовать при распространении опыта модернизации образования, который был получен в истекшем периоде и зарекомендовал себя с положительной стороны.

Финансовое обеспечение

В новой концепции развития образования предлагается использовать различные источники финансирования ОО. Большую часть расходов должен взять на себя федеральный бюджет. Участие в финансовом обеспечении примут муниципальные и внебюджетные организации, в том числе частные компании, заинтересованные в приобретении высококвалифицированных кадров для своих предприятий.

В данном видео подробно рассматривается Концепция развития образования в России на 2016–2020 годы .


Возможно, вас также заинтересует, какие входят в ЕГЭ 2016 года.

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

В 2015 году Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы завершается. На смену ей приходит новая — Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Программа), Концепция которой утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. Государственными заказчиками Программы выступают Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

Предлагаемая к реализации Программа содержит ряд комплексных задач, которые выступают как цементирующие основы для скрепления уровней и видов образования в единое целостное здание современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики.

При этом целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Достижение поставленной цели предполагается за счёт реализации следующих задач:

  • создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
  • развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, в том числе за счёт выполнения комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедрённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
  • реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
  • формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

В Программе применяется среднесрочный 5-летний период планирования деятельности, как наиболее эффективный. При этом предполагается 2 этапа реализации Программы: 2016 -2017 годы — первый этап, 2018 — 2020 годы — второй этап. Цель и задачи Программы будут достигнуты при завершении второго этапа.

Контроль и организацию комплексного мониторинга хода реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки РФ. В целях привлечения общественности к управлению Программой создается научно-координационный совет, в состав которого войдут учёные и специалисты, представители предпринимательского сообщества, общественных (в том числе молодежных) объединений, а также представители органов исполнительной власти. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны быть доступными для населения.

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.

В частности, для обеспечения развития современных механизмов, содержания и технологий общего образования предусматриваются следующие мероприятия.

Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • поддержка региональных программ развития дошкольного образования, родительского просвещения;
  • внедрение новых ФГОС ДО;
  • создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования (ДО);
  • повышение квалификации по новым образовательным программам 95 процентов педагогических работников и управленцев ДО.

За пятилетие доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, должна возрасти с 7 до 100%.

Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • реализация пилотных проектов по повышению качества образования;
  • модернизация нормативно-методической базы;
  • распространение на все регионы лучших практик работы.

Ожидается, что доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в таких общеобразовательных организациях, за 5 лет должна возрасти с 4 до 60%.

Создание сети школ , реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:

  • создание не менее 200 инновационных школ;
  • отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
  • поддержка региональных программ модернизации сети (формирование эффективных сетей) общеобразовательных организаций;
  • создание не менее 30 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий.

Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС путём разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • реализация положений Концепции развития математического образования в РФ;
  • создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
  • создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.

Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;
  • реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
  • реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.

Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, за 5 лет должна увеличиться с 30 до 43%.

Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • обеспечение ежегодного проведения сезонных школ, всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;
  • обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.

Популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности , выявления талантливой молодежи. Предусматривается реализовать следующие мероприятия:

  • развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;
  • реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;
  • совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;
  • разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.

Предполагается, что в результате реализации мероприятий будут сформированы новое содержание общего (включая дошкольное) образования и технологии обучения по общеобразовательным программам, а также оказана методическая и инновационная поддержка развитию образовательных систем дошкольного образования.

Планируется создание национально — региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях, обеспечение создания новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества), в т. ч. и в общем образовании. При этом предусматривается ряд мероприятий:

  • реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
  • создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
  • модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;
  • формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;
  • создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.

При этом доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации должна увеличиться с 10 до 100%, а доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования — с 1 до 20%.

По вопросам общего образования в Программу предлагается включить мероприятия и комплексные проекты по:

  • мониторингу трудоустройства выпускников образовательных организаций;
  • сопровождению их профессиональной карьеры и процесса их дальнейшего непрерывного образования (включая дополнительное профессиональное образование и неформальное образование взрослых);
  • переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками.

В Концепции отмечено, что решение поставленных в Программе задач будет реализовано через улучшение материально-технической базы образовательных организаций.

Особое внимание в Программе уделяется вопросу сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также самих образовательных организаций. При реализации данного вопроса возрастает роль создания и развития социально-профессиональных сетей, в которых будет осуществляться обмен опытом и выдвижение образовательных инициатив на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также отдельных образовательных организаций. Вопрос сетевого взаимодействия для системы образования впервые был обозначен в Федеральном законе ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15).

В документе указаны основные риски по реализации Программы :

  1. Неэффективное использование финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование;
  2. Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризировать Программу, разработать и реализовать механизмы приостановки уже начатых изменений.
  3. Неэффективное управление Программой (риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы; риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы).

Отмечается, что одним из важнейших факторов снижения рисков является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.

Предполагается, что реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.

Новая концепция федеральной целевой программы (ФЦП) ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:

1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста.

Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.

Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.

4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.



Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.

В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% .



Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них. Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития.

Проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб.). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).

По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).

Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Приоритетный национальный проект «Образование»

Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.

Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.

Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

– предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

– создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

– гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

– дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

– обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

– сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;

– формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

– совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

– разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

– достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

– равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:

– реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;

– доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;

– полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;

– финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;

– самоуправление обучающихся в учебе и в быту;

– охрана жизни и здоровья обучающихся;

– получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;

– систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

– выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;

– создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);

– совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Основными направлениями проекта явились:

– стимулирование инноваций в сфере образования;

– подключение школ к Интернету;

– поддержка талантливой молодежи;

– организация начального профессионального образования для военнослужащих;

– организация сети национальных университетов и бизнес-школ;

– дополнительные выплаты за классное руководство;

– поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);

– направление в сельскую местность школьных автобусов;

– укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.

В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.

Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.

В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

– ускорение модернизации российского образования;

– обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;

– создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

– содействие становлению институтов гражданского общества.

В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

– оптимизация сети малокомплектных сельских школ;

– создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;

– адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);

– нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;

– финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;

– повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:

– реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

– формирование экономических механизмов развития системы образования;

– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

– функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;

– соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

– разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

– научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;

– контроль качества образования;

– государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;

– приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

– издание учебной, научной и методической литературы;

– централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;

– производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;

– совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.

Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:

1. Образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;

2. Образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.

Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.

Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

Сопутствующие компетенцииявляются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

Новые программы предусматривают:

– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

Государственная политика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!