Г чарджоу на карте туркменской сср. История Чарджоу

Шёлковый комбинат, шерстяная прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительные заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов. Имелись педагогический институт, текстильный, речной и с.-х. техникумы, медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей; Туркменская опытная станция шелководства, опытно-мелиоративная станция.

В составе независимой Туркмении

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесённую широким рвом с водой.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, которые были возведены в 11 веке.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплён круглыми башнями.

Кугитанг - это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующей редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров.

Плато динозавров, на котором обнаружено более ста окаменевших следов древнейших ящеров, найдено на северо-восточном склоне горы Гаурдак на юго-востоке Туркменистана. На каменистом плато, расположенном на высоте 750-800 метров, следы сохранились практически идеально.

В городе также находятся действующие храмы:Храм Святителя Николая Чудотворца и Храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла .

Имеется здание мечети, в которой раньше была областная библиотека

В искусстве

Туркменабадскими (Чарджуйскими) дынями торговал герой Олега Басилашвили в фильме Вокзал для двоих .

Чарджоускую дыню купил герой фильма «Дыня» (1982, Казахфильм).

Экономика

Автобусная остановка в Туркменабаде

Здание аэровокзала Туркменабада

Промышленность

В Туркменабаде действует авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, химический завод. В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы.

Туркменабад является главным центром газовой промышленности страны.

В 2010 году на Туркменабад пришлось 20,7 % промышленной продукции Туркменистана, 11,6 % финансовых инвестиций. В частности добыто 30 % газа страны, произведено 19,5 % минеральных удобрений, 98 % шёлковых тканей, 36,3 % сливочного масла, 31,9 % мяса, 2,3 % электроэнергии, 24,5 % молока, 15,5 % шерсти.

Ковроткачество

Образование и культура

В Туркменабаде имеются 40 общеобразовательных школ, 13 лицеев, 3 педагогических и 2 медицинских училища, училище искусств, Туркменский Государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди. В городе действуют 4 музея, 2 парка отдыха, 12 библиотек, две из них которых являются крупнейшими в Центральной Азии .

Транспорт

В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 650 пассажиров в час. Он реконструирован в железнодорожный вокзал, через который проходят поезда к городам

Исторические достопримечательности Лебапского велаята.

«В знанье - величие и краса,
Знанье дороже, чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен»

Ас-Самарканди Мухаммед ибн Али.

Фототуры по Туркменабаду в Туркменистане.

Издавна людей влекло к воде, а в песках ее близость означает возможность жить. Поэтому и селились люди вблизи рек. Тысячелетия стоит на левом берегу великой среднеазиатской реки Амударьи между двумя крупными пустынями Кызылкумы и Каракумы город Чарджоу.
Город Туркменабад (ранее Чарджоу), второй по численности населения город в Туркменистане, располагается на левом берегу реки Амударьи, является центром
Вначале своего становления в I - IV веках он назывался , затем с конца XVI века до 1924 его называли Чарджуй, в период с 1927 по 1940 годы он также носил это имя Чарджуй, (Четыре канала), затем он был переименован в город Ленинск с 1924 по 1927 годы.
До 1992 года город называли Чарджоу, затем он получил название - Чарджев. В 1999 году город получил нынешнее имя - . С возникновением и развитием на окраинах царской России промышленности, транспорта здесь стал набирать силу приезжий русский пролетариат.
После свержения власти эмира 14 сентября 1920 года на первом Всебухарском курултае была провозглашена Бухарская Народная Советсткая Республика. В ее состав вошел и Чарджуй.
В 1924 году при проведении в Средней Азии национального государственного размежевания Чарджуй входит в состав созданной ТССР. В двадцатые-тридцатые годы Чарджоу начинает развиваться как индустриальный центр республики.
Расположение посреди районов, производящих хлопок и коконы, обуславливает строительство хлопкоочистительного и гренажного заводов. С развитием промышленности растет численность и квалификация рабочего класса.
Лучших производственников направляют учиться на предприятия Москвы, Иванова, других городов, в вузы и техникумы. Институт открывают в Чарджоу в 1921 году. Просуществовав несколько лет, он выполнил свою задачу: подготовил учительские кадры для ликвидации безграмотности среди местного населения.
С древних времен в летописях город упоминается, как Амуль, поселение у переправы через реку. В ожидании продолжения путешествия купцы отдыхали в караван-сараях, на улицах гудела разношерстная толпа, процветала торговля.
Известно, что с I по VIII века Амуль входил в состав Кушанского царства, и стал независимым только после его гибели. Однако вскоре началось завоевание Востока арабами, которые просто не могли пропустить такой «лакомый кусок» и город стал частью Арабского Халифата.
Несколько позднее Амуль попадает в зависимость от Хорезмского государства, что дало мощный толчок к его развитию. В этот период процветающий город считается одним из центров науки, культуры, ремесла и разрастается до невероятных размеров.
В XI веке Амуль был завоеван сельджуками и перешел в подчинение царя туркмен - Чагры-бека. В XIII веке город был полностью разрушен восками Чингиз-хана, разозленными невиданным отпором его жителей.
В XVI веке эту местность начинают называть Чарджуй, возможно здесь не обошлось без «легкой руки» Бабура, потомка знаменитого Тамерлана, который в 1511 году был в походе и остановился с войском на привал, прямо на руинах города возле реки.
Недалеко от его лагеря протекали четыре небольших канала. В последствие, в своем знаменитом произведение «Бабурнаме» поэт и полководец называет это место «Чарджуй» - четыре русла.
В XVIII веке Чарджуй вошел в Хивинское ханство, город снова поднялся из руин и расцвел, кстати, именно XVIII век считается «золотым веком» туркменской поэзии. Это связано с творчеством замечательного туркменского поэта Махтумкули, а затем и его ученика - воина и поэта Сейди, бывшими среди его горожан.
В конце XIX века город получил название «Новый Чарджуй», что было связано с изменением состава населения, теперь здесь проживали в основном русские, тогда как раньше, Чарджуй был населен только представителями коренной национальности.
Позже оно было перенесено и на реку Окс, она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река. в то время входил в это государство, а после его гибели стал самостоятельным.
Позже город вошел в состав арабского Халифата. Арабские историки сообщают, что Амуль представлял собой значительный культурный центр. В частности, автор по имени Якут указывает: "Из Амуля вышло много ученых…".
XIII век поистине несчастливый для народов Средней Азии. Они подверглись опустошительному нашествию войск Чингиз-хана. В 1221 году Амуль был взят штурмом и разорен.
Но выгодное географическое положение помогло городу возродиться, снова играть заметную роль в торговле между странами, развивать свои ремесла. В начале XVI века Амуль вошел в подчинение возникшего узбекского государства во главе с Шейбани-ханом, а затем во владение эмира Бухарского.
Тогда же город начинает упоминаться в источниках под названием Чахар-джуй, что означает "четыре русла". Отсюда берет начало и нынешнее его имя - Чарджоу (прим. в 1995 переименован на Чарджев т.е. на звучание на туркменском языке, а в конце 90-х - переименован на Туркменабат).
Бухарский эмират, в состав которого входил город, был феодальным государством. Эмир имел неограниченную власть, поддерживаемую духовенством. Дайхане, или крестьяне, находились в тяжелой кабале.
В особенно бесправном положении были рабы. В эмирате Чахар-джуй считался одним из центров работорговли. В городе в основном жили купцы и ремесленники. Всеми правил бек - наместник эмира бухарского.
Резиденция бека представляла собой обширную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой. Четверо ворот на все стороны света круглосуточно охранялись сарбазами.
Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родственников и приближенных бека, его дворец с садом и хаузом (прудом). Была и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне в ужасных условиях содержали заключенных.
С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. Остатки крепости сохранились, они представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов.
В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие. Наиболее многочисленным было племя эрсари, осевшее здесь во второй половине XVII века.
Туркмены занимались земледелием также привычно и умело, как и скотоводством. Присоединение Средней Азии к России во второй половине XIX века имело важное значение для политического, экономического и культурного развития Средней Азии.
Это событие стало поворотным и для Чарджоу. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям.
Уральцы поселились вблизи русских воинских укреплений. И сегодня старый район города носит название "Уралка"… Создание новых поселений на берегах Амударьи позволили использовать реку для судоходства.
Через два года из Турткуля до пристани Чарджоу дошел пароход "Самарканд". Так было положено начало движению парового флота на Амударье. Началось строительство и железной дороги.
Строительством от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал М.Н.Анненков. Работы шли в необычайно сложных условиях пустыни, требовали новых подходов: надо было найти способ борьбы с движущимися песками.
Остановились на простом и наиболее реальном - пески закрепляли, устанавливая вдоль полотна деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул. Этими находками пользуются и в наше время.
29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре 1887 года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста.
Той же осенью был издан указ об учреждении Амударьинской военной флотилии. Создание флотилии должно было воспрепятствовать стремлению Англии во второй половине XIX века утвердиться в Средней Азии, в частности, подчинить своему контролю Чарджоу
Тогда же в городе на Амударье с согласия эмира бухарского был . В 1896 году он получил название Новый Чарджуй в отличие от существующего Старого Чарджуя, где жило коренное население.
Возрастающий объем перевозок, и развитие города поставили царское правительство перед необходимостью строительства постоянного железнодорожного моста. Работы по его возведению начались 17 октября 1898 года.
Объекту придавалось огромное значение. Механизмы доставляли из-за границы. Строительство поручили талантливому инженеру С.И. Ольшевскому. Общие расходы, на строительство , включая укрепление берегов Амударьи, приблизились к пяти миллионам рублей.
27 мая 1901 года работы были закончены. По своей длине мост через Амударью занимал первое место во всей российской империи и треть место в мире! С Чарджоу связаны имена многих известных личностей.
Великий русский певец Ф.И. Шаляпин в 1891 году, тогда еще начинающий артист, гастролировал по городам и весям в труппе украинской оперетты. По дороге из Ашхабада в Чарджоу Шаляпин повздорил с хозяином труппы.
И тот на очередной небольшой станции вытолкнул молодого артиста из вагона. "Сгоряча я решил идти вслед за поездом, - описывает этот случай Шаляпин в книге "Страницы моей жизни".
- Денег у меня не было ни гроша… Кое-как добравшись до впереди лежавшей станции, я "зайцем" сел в поезд, доехал до Чарджуя и, найдя там труппу, присоединился к ней…".
Позже труппа дала представление, в котором участвовал и Шаляпин, о чем напоминает мемориальная доска на здании клуба железнодорожников, бывшем здании общественного собрания.
В 1930 году в Чарджоу буквально высадился писательский десант. Из Керки по Амударье приплыли на каике, т.е. на большой лодке, Николай Тихонов, Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Владимир Луговской и Петр Павленко.
В тридцатые годы в Чарджоу жил будущий легендарный комдив генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Он получил назначение командовать здесь полком. В годы ВОВ Чарджоу живет болью и заботами всей страны.
Чарджоу принял и разместил эвакуированные из России, Украины предприятия, помог им быстрее вступить в строй. Город на Амударье в развернутых тут госпиталях обогрел сотни раненых, многие их которых остались после выздоровления жить и работать здесь.
Послевоенные годы - это годы наращивания экономического потенциала города, расширения связей с другими регионами. Создаются новые предприятия, новые железнодорожные магистрали, Среднеазиатское пароходство начинает перевозки грузов в Афганистан.
После создания ДСК (проектно-промышленное строительное объединение) (прим. в настоящее время полностью заброшено и остановлено, строительство осуществляется частными и иностранными застройщиками) получает размах жилищное строительство, возводятся объекты соцкультбыта.
В 1950 году в Чарджоу открывают Туркменский государственный педагогический институт.

Чарджоу - город в Туркменистане. Прежние названия города: Амуль (до конца XV века), Чарджуй (с XVI века до 1924 и с 1927 по 1940), Ленинск (с 1924 по 1927), Чарджоу (1940-1992), Чарджев (1992-1999). В советское время Чарджоу был центром Чарджоуской области Туркменской ССР, а ныне это административный центр Лебапского велаята.

Город выстроен на левом берегу Амударьи. Железнодорожная станция Чарджоу расположена на железнодорожной линии Красноводск - Ташкент. От Чарджоу начинается железнодорожная линия на Кунград протяжённостью 627 километров. Линия эта идёт вдоль реки Амударья.

Относительно истории города существуют разные версии. Большая советская энциклопедия указывает на то, что город возник в 1880-е годы как русское укрепление на территории Бухарского ханства. Однако существует неподтверждённая версия о том, что город существует то ли с первого то ли с четвёртого века нашей эры.

Однако точно известно, что городом населённый пункт стал только в 1886 году. Тогда он назывался Новый Чарджуй, был торговым центром.

Чарджоу лежит на древнем Шелковом пути. Здесь в оазисе у Амударьи устраивали бивак караванщики. На окраине Чарджоу расположено городище Амуль. Там на раскопках долгие годы работала Средне-Амударьинская историко-археологическая экспедиция института истории Академии наук Туркменистана. В этом месте археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I - IV векам нашей эры. Остатки крепости представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов. В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие.

Во второй половине XIX века Средняя Азия была присоединена к России. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям. Старообрядцы поселились вблизи русских воинских укреплений. Один из районов города и ныне носит название «Уралка».

Началось строительство и железной дороги. Строительством дороги от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал Михаил Николаевич Анненков. Трудно работалось тогда в сложных условиях пустыни. Приходилось боротся с движущимися песками - их закрепляли устанавливая вдоль насыпи деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул.

29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу со стороны Каспия. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре следующего года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста. Город стал развиваться.

17 октября 1898 года началось возведение постоянного железнодорожного моста через Аму-Дарью. Работы были закончены 27 мая 1901 года. Мост получился рекордным, тогда он занимал первое место во всей российской империи и третье место в мире!

В годы Советской власти город развивался, строились новые производства. Появился шёлковый комбинат, ватная фабрика, трикотажная фабрика, завод по выделке каракулевых шкурок, хлопкоочистительный завод. Были построены мясокомбинат, винодельческий завод. Также бы простроен завод, перерабатывающий корни солодки. Все эти производства перерабатывали местное сырьё. В городе появились многочисленные учреждения образования и культуры: педагогический институт, текстильный, речной техникум (ведь рядом судоходная Амударья), медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей. Работали Туркменская опытная станция шелководства и опытно-мелиоративная станция. Ещё в 1956 году в городе кроме нескольких кинотеатров и парка культуры и отдыха работал туркменский областной драматический театр.

Из железнодорожных достопримечательностей в Чарджоу локомотивное депо, вагонное депо. У локомотивного депо установлен паровоз-памятник Эм 723-31. Однако позднее его заменили памятником первому президенту Турменистана. В приписном парке локомотивного депо тепловозы 2ТЭ10Л и ЧМЭ3.

Родом из Чарджоу космонавт Олег Дмитриевич Кононенко . Он совершил полёт с апреля по октябрь 2008 года.

Климат в Чарджоу - резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зимой здесь тепло, а летом царит настоящая жара. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Это означает, что в отдельные дни термометр в тени переползает за отметку +40. В 70 км юго-западнее Чарджоу был зафиксирован абсолютный максимум - 50 градусов в тени.

Примечание: информация о Чарджоу взята из открытых источников в интернете.

Туркменаба́д (туркм. Türkmenabat ) - город в Туркменистане, административный центр (бывшая Чарджоуская область).

География

Туркменабад - второй по величине город в Туркмении. Город расположен на левом берегу Амударьи, в 470 км к северо-востоку от (по дороге 585 км).

Узловая железнодорожная станция.

Название

Современное русское название города - . В Туркмении в русскоязычных текстах может употребляться форма Туркменабат .Современное туркменское название - Türkmenabat, произносится Тюркменабат .

Древнее название города - Амуль . С конца XV века до 1924 года, а также с 1927 по 1940 год город был известен как Чарджуй (от перс. چهارجوی ‎ - «четыре канала»). В 1924-1927 годах город носил название Ленинск (Ленинск-Туркменский ) в честь В. И. Ленина (Ульянова), затем Чарджоу . В 1992-1999 годах город назывался Чарджев (туркм. Çärjew, Чәрҗев ).

Население

Туркменабад является вторым по численности населения после Ашхабада городом Туркмении. Численность населения увеличивается большими темпами, за счёт превалирования рождаемости над смертностью и миграции людей из Узбекистана.

Основное население города туркмены и узбеки, также проживают в малых количествах русские, татары, казахи, каракалпаки и др.

История

В древности

Город Амуль возник в I-IV веках нашей эры. В конце XV века - начале XVI века город становится известен как Чарджуй .История города уходит своими корнями вглубь веков. Прошлое города с самого своего рождения, в начале тысячелетия, обязано «Великому Шёлковому пути», проложенному из Китая через Центральную Азию в Средиземноморье в III веке. Одним из важных пунктов, надёжным пристанищем на этой знаменитой дороге, и был город Амуль - это первое название Туркменабада. Позже оно было перенесено и на реку Окс. Она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река.

Значение Амуля определялось его месторасположением. Здесь была устроена переправа через своенравную и широкую Амударью. Тут сходились торговые дороги, причём отсюда помимо «шёлкового пути» они вели в Иран, Индию, Восточную Европу. Вместе с торговлей развивались и ремёсла.

В городище Амуль на окраине города археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I-IX векам нашей эры. Амуль входил в это государство, а после его гибели приобрёл самостоятельность.

Позже город вошёл в состав арабского халифата. Арабские историки сообщают, что Амуль представлял собой значительный культурный центр. Есть свидетельства, что «Из Амуля вышло много учёных…»

В XI веке сельджукские туркмены полностью покорили Центральную Азию. После этого Амуль переходит в подчинение туркменского царя Чагры-бека. В первой половине XIII века Амуль за оказание сильного сопротивления войскам Чингиз-хана был полностью разрушен монголо-татарами. Это произошло в 1221 году.

Знаменитый восточный поэт и полководец Бабур в 1511 году со своим многочисленным войском проходил около руин древнего Амуля и остановился недалеко от берега реки. Возле его стоянки оказалось 4 арыка. В своём знаменитом произведении «Бабурнамэ» он называет это место «Чахарджуй», что означает «четыре русла».

В XIII веке город входил в Хивинское ханство, а с начала XIX и до гражданской войны силой был подчинён Бухарскому эмирату. Освободительная борьба того времени нашла своё отражение в творчестве великого туркменского классика литературы, поэта и патриота Сейитназара Сейди. И в то же время Бухарский эмират сам являлся протекторатом России и проводил насильственную политику русского царизма.

Во второй половине XIX века в Чарджев были переселены уральские казаки.

В 1877 году из Турткуля в Чарджев приходит пароход под названием «Самарканд», что стало началом создания речного пароходства.

В составе Российской империи и СССР

Cтатья Чарджуй в ЭСБЕ (начало XX века)

Чарджуй - городское поселение, образовавшееся около станции Аму-Дарья (1070 в. от Красноводска) Среднеазиатской железной дороги, на левом берегу реки Аму-Дарьи, на земле, уступленной русскому правительству эмиром бухарским. Жителей 4068 (2651 мужчин, 1417 женщин), в том числе русских 3501. Широкие прямые улицы, достаточно зелени, много лавок и магазинов, довольно оживлённый базар. Чарджуй - важный торговый центр; товары, идущие в , и частью в , перегружаются здесь на речные суда, а приходящие оттуда грузы поступают на железную дорогу. Стоянка пароходов аму-дарьинской флотилии, поддерживающей сообщение между на юге и Петро-Александровском (Хива) на севере Церкви православная и армяно-грегорианская, 3 мечети, приходское, городское и железнодорожное, мужское и женское училища. Военное и общественное собрания. Городской сад; питомник для надобностей железной дороги. Пять хлопкоочистительных заводов, транспортные агентства. Городские доходы - 18330 р. У Чарджуя Средне-Азиатская железная дорога пересекает Аму-Дарью (см. Чарджуйский мост). В 16 вер. от Чарджуя лежит довольно крупный бухарский город Чарджуй (Ч. туземный), центр Чарджуйского бекства, с остатками стен и крепостью; жителей 15 тысяч. Старый Чарджуй (Аму-Дарья ) отличается оживлённым торговым обменом. В 1900 году на станцию прибыло 1820244 пд. (воинские грузы, сахар, мануфактура, лесные строительный материал, железо, мука, чай, рис, керосин и т. п.); отправлено со станции Чарджуй в том же году 963382 пд. (изюм, кожи, ковры, овчины, семя хлопковое, хлопок - 516641 пд., шерсть и пр.).

В составе СССР

В 1918-24 годах в составе Туркестанской АССР, с 1924 года - в Туркменской CCP. В 1939-63 годах и с 1970 года административный центр Чарджоуской области.

Шёлковый комбинат, шерстяная прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительные заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов. Имелись педагогический институт, текстильный, речной и с.-х. техникумы, медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей; Туркменская опытная станция шелководства, опытно-мелиоративная станция.

В составе независимой Туркмении

В 2006 году в городе насчитывалось более 500 портретов и статуй Сапармурата Ниязова.С годами портреты Ниязова стали исчезать.

Климат

Климат - резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зима - сырая, холодная, выпадает снег, лето - знойное. Самый холодный месяц - январь. Осадков - от 70 до 120 мм в год. В 70 км от города находится Репетекский заповедник. Репетек являлся самой жаркой точкой СССР: + 51,2 °C в 1983 году. Наивысшая температура на солнце на песке зафиксирована на уровне + 80 °C.

Достопримечательности

В 70 км к юго-западу от Туркменабада, в Юго-Восточных Каракумах, расположен Репетекский заповедник, являющийся самым жарким местом в Центральной Азии.

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесённую широким рвом с водой.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, которые были возведены в 11 веке.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплён круглыми башнями.

Кугитанг - это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующей редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров.

Плато динозавров, на котором обнаружено более ста окаменевших следов древнейших ящеров, найдено на северо-восточном склоне горы Гаурдак на юго-востоке Туркменистана. На каменистом плато, расположенном на высоте 750-800 метров, следы сохранились практически идеально.

В городе также находятся действующие храмы:Храм Святителя Николая Чудотворца и Храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла .

В искусстве

Туркменабадскими (Чарджуйскими) дынями торговал герой Олега Басилашвили в фильме Вокзал для двоих

Экономика

Автобусная остановка в Туркменабаде

Здание аэровокзала Туркменабада

Промышленность

В Туркменабаде действует авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, химический завод.В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы.Туркменабад является главным центром газовой промышленности страны.

В 2010 году на Туркменабад пришлось 20,7 % промышленной продукции Туркменистана, 11,6 % финансовых инвестиций. В частности добыто 30 % газа страны, произведено 19,5 % минеральных удобрений, 98 % шёлковых тканей, 36,3 % сливочного масла, 31,9 % мяса, 2,3 % электроэнергии, 24,5 % молока, 15,5 % шерсти.

Ковроткачество

Производство ковров ручной и машинной работы является предметом гордости жителей города.

Текинские, салорские, иомудские, эрсаринские ковры отличаются друг от друга орнаментом и цветом. Мервский оазис, нынешняя Марыйская область, является родиной знаменитых на весь мир текинских ковров, где хранятся традиции коврового искусства племени теке.

Образование и культура

В Туркменабаде имеются 40 общеобразовательных школ, 13 лицеев, 3 педагогических и 2 медицинских училища, училище искусств, Туркменский Государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди. В городе действуют 4 музея, 2 парка отдыха, 12 библиотек, две из них которых являются крупнейшими в Центральной Азии

Транспорт

В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 650 пассажиров в час. Он реконструирован в железнодорожный вокзал, через который проходят поезда к городам , Сейди, .

В городе находится аэропорт Туркменабат. Здание аэровокзала рассчитано на 200 человек. В нём находятся: 4 кассы местных авиалиний, 2 кассы международных авиалиний, справочное бюро, международный переговорный пункт, киоск, кафе-ресторан. Планируется реконструкция и капитальный ремонт аэровокзала.

Спорт

В Туркменабаде достаточно хорошо развит спорт. В городе имеются: 4 стадиона, 16 спортивных школ, 4 спортивных комплекса. Футбольный клуб Лебап играет в высшей лиге Туркменистана.

Хякимы

  • Гайбулла Камалов
  • Поманов Аширнияз Аманмаммедович
  • Базаров Гуванч Хемракулыевич 10 авг. 2015 г.--

Города-побратимы

Примечания

  1. Туркмения // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2003 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк . - Испр. в 2005, 2007 и 2010 гг. - М. : ПКО «Картография»: Оникс, 2010. - С. 118. - ISBN 978-5-85120-274-2 (Картография). - ISBN 978-5-488-01588-3 (Оникс, зел. пер.). - ISBN 978-5-488-01589-0 (Оникс, син. пер.).
  2. Туркмения // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2003 г. ; гл. ред.: Г. В. Поздняк , Н. Н. Полункина ; отв. ред. Н. В. Чудакова . - М. : Роскартография, 2003. - С. 117. - ISBN 585120195-9.
  3. «Атлас мира» - М.: ПКО «Картография» Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта Российской федерации: Издательство Оникс, 2007 ISBN 5-85120-243-2 (картография)
  4. Ещё одно «окно в мир» откроется в Туркменабате/Академия наук Туркменистана
  5. по БСЭ
  6. перепись населения 1989 года
  7. Microsoft Encarta 2006
  8. Чарджуй // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. Туркменабадцев лишили памятника Великому Отцу Туркмен. Lenta.ru (28 мая 2007). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  10. Вокруг Света | Журнал | Птицы летят к озеру…
  11. http://ia-centr.ru/archive/public_details1351.html?id=1057
  12. http://maidan.org.ua/arch/arch2006/1167194790.html
  13. İzmir"in kardeş kentleri. Архивировано 4 августа 2012 года.

См. также

  • Амударья
  • Туркменистан

Ссылки

  • Городище Амуль
  • Амуль-Чарджуй на трассе Великого шёлкового пути
  • Чарджоу - статья из Большой советской энциклопедии.
  • Из Стамбула в Ташкент: Фотопленки Поля Надара (1890). Часть 7. Чарджуй и Амударья

В туркменских регионах с фотографией дела обстоят намного хуже, чем в том же Ашхабаде. Если в столице полиционеры более-менее привыкли видеть полтора туриста в неделю и даже разрешают кое-что фотографировать (не забывая пристально наблюдать, конечно), то в других городах страны человек с фотоаппаратом в руках вызывает большое раздражение у представителей охраны правопорядка. Ну а стоит ли говорить о том, что на железнодорожном вокзале сложность съемки увеличивается прямо пропорционально количеству людей в грязно-синей форме? Вот так летом прошлого года, во время первого своего пребывания в стране, товарищ ТomkaD вышел из поезда на платформу станции Туркменабат, сделал всего один кадр и едва вернулся обратно в поезд. Отбою от милиционеров, восхищенных его смелым поступком, просто не было! Притом фотографировал он не вокзал и не поезд, и вообще находился на привокзальной площади... А ведь это не хухры-мухры, а настоящий крупный город - центр велаята (области), больше известный всем нам под старым названием ЧАРДЖОУ.

В следующие разы я уже был немного более подкованным в вопросе нахождения в Туркменабате. За время сорокаминутной стоянки поезда я успевал постоять в настоящей азиатской очереди, бесмыссленной и беспощадной, вырвать-таки парочку контейнеров с отменным свежим пловом, затем минут 10 отводил на рождение одного-двух кадров, ну и минут 10 оставлял про запас на случай если опять доколупаются бдительные товарищи.

Под катом находится всего парочка снимков привокзального Чарджоу.

Вот та самая летняя фотография, сделав которую, я чуть было не поимел немало проблем. В результате сошлись с полицейскими на том, что в их городе категорически нельзя ничего фотографировать. Я откланялся и удалился. А в кадре, между прочим, находится беломраморное здание музея Лебапского велаята . Оно выходит прямо на привокзальную площадь.

Осенью я изголялся со съемкой из окна вагона поезда. Может кто-нить сосчитать количество военных и полицейских в кадре? У меня получилось - 6 человек.

Самое обидное заключается в том, что нужно одновременно уворачиваться и от ментов, и от проводников поезда, потому как последние в первую очередь сдадут тебя первым. О как))

Водонапорная башня станции Туркменабат

Маневровый тепловоз CKD6E-0049

Уже этой весной, прибывая в Туркменабат, я заметил из окна поезда мемориал, расположенный на некотором удалении от вокзала. Уже как бывалый, я отхватил свои несколько порций плова в придорожной кафехе и бегом отправисля к мемориалу, где меня ждал очередной "золотой" памятник Туркменбаши

Мне повезло: сторожевая милицейская будка, которых очень много раскидано по крупным городам страны, была пуста, поэтому я даже смог приблизиться к Сердару вплотную)

Сейчас только жалею, что саму типовую будку не сфотографировал. Когда еще такая возможность представится?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!