Годзилла японская версия в каком году. Японская серия фильмов

За шестьдесят лет Годзилла стал невероятно популярным персонажем, оттеснив на второй план Кинг-Конга , Мотру , Гамеру и других киномонстров. Всего о Годзилле было снято 30 фильмов, не считая сериалы.

Жанры фильмов с Годзиллой очень разнообразны: от комедий («Кинг-Конг против Годзиллы »), детских («Атака Годзиллы ») и приключенческих фильмов («Годзилла против морского монстра ») до фантастики («Годзилла против Космического Годзиллы », «Годзилла против Кинга Гидоры », «Годзилла: Финальные войны », «Годзилла против Монстра Зеро »), мистики («Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют »), криминал («Годзилла против Биолланте »), триллеров («Годзилла против Мегагируса », «Годзилла: Миллениум ») и ужасов («Возвращение Годзиллы »). Выпускаются игрушечные модели Годзиллы и его врагов-монстров.

Японская серия фильмов

Все фильмы о Годзилле принято разбивать на три периода.

Сёва (1954-1975)

Первый период начался с пилотной ленты 1954 года и закончился в 1975 году. Он получил название яп. 昭和 Сёва . Фильмы этого периода:

  • - Годзилла (яп. ゴジラ , Gojira ; англ. Godzilla ). Фильм был перемонтирован в 1956 году американцами и вышел под названием «Годзилла - король монстров» (англ. Godzilla, King of the Monsters! ). Является первым фильмом о Годзилле .
  • - Годзилла снова нападает (яп. ゴジラの逆襲 , Gojira no gyakushû ; англ. Godzilla Raids Again ). В США также был выпущен под названием «Гигантис - огненный монстр» (англ. Gigantis the Fire Monster ) в 1959 г. Является первым фильмом серии, в котором кроме Годзиллы присутствует другой кайдзю .
  • 1962 - Кинг-Конг против Годзиллы (яп. キングコング対ゴジラ ) (King Kong vs. Godzilla)
  • 1964 - Мотра против Годзиллы (яп. モスラ対ゴジラ , 1964) (Mothra vs. Godzilla)
  • 1964 - Гидора, трехголовый монстр (Ghidorah, Three-Headed Monster)
  • 1965 - Вторжение Астро-монстра (Kaijû daisenso) (Invasion of Astro-Monster)
  • 1966 - Эбира - ужас глубин (яп. ゴジラ・エビラ・ゴジラ: 南海の大決闘 ) (Ebirah, Horror of the Deep)
  • 1967 - Сын Годзиллы (Kaijûtô no kessen: Gojira no musuko) (Son of Godzilla)
  • 1968 - Уничтожить всех монстров (Destroy All Monsters)
  • 1969 - Атака всех монстров (Gojira-Minira-Gabara: Oru kaijû daishingeki) (Godzilla, Minilla, Gabara: All Monster’s Attack), другое название - «Месть Годзиллы» (Godzilla’s Revenge)
  • 1971 - Годзилла против Хэдоры (яп. ゴジラ対ヘドラ ) (Godzilla vs. the Smog Monster)
  • 1972 - Годзилла против Гайгана (Chikyû kogeki meirei: Gojira tai Gaigan) (Godzilla vs. Gigan)
  • 1973 - Годзилла против Мегалона (Gojira tai Megaro) (Godzilla vs. Megalon)
  • 1974 - Годзилла против Мехагодзиллы (Gojira tai Mekagojira) (Godzilla vs. Mechagodzilla)
  • 1975 - Террор Мехагодзиллы (Mekagojira no gyakushu) (Terror of Mechagodzilla)

Помимо полнометражных фильмов, Годзилла присутствует в одном из эпизодов сериала Zone Fighter, снятого Исиро Хондой в 1970-е годы.

Хэйсэй (1984-1995)

После провала «Террора Мехагодзиллы» было запланировано более эффектное продолжение, но новая эра циклов фильмов о Годзилле началась лишь спустя девять лет, в 1984 году и завершилась в 1995 году. Она получила название яп. 平成 Хэйсэй . Фильмы этого периода:

  • 1984 - Годзилла (Gojira) (Godzilla) также Годзилла 1985 , Возвращение Годзиллы (The return of Godzilla ), ремейком фильма 1954 года не является.
  • 1989 - Годзилла против Биолланте (Годзилла против Розозавра) (Gojira tai Biorante) (Godzilla vs. Biollante)
  • 1991 - Годзилла против Кинга Гидоры (Gojira tai Kingu Gidorâ) (Godzilla vs. King Ghidorah)
  • 1992 - Годзилла против Мотры: Битва за Землю (Gojira VS Mosura) (Godzilla vs. Mothra)
  • 1993 - Годзилла против Мехагодзиллы-2 (Gojira VS Mekagojira) (Godzilla vs. Mechagodzilla-2)
  • 1994 - Годзилла против Космического Годзиллы (Gojira VS Supesugojira) (Godzilla vs. SpaceGodzilla)
  • 1995 - Годзилла против Разрушителя (Gojira VS Destoroyah) (Godzilla vs. Destroyer)

В ряде фильмов Хэйсэя и Миллениума события разворачиваются в будущем относительно выхода фильма - на год позже.

Миллениум или Синсэй (1999-2004)

Первоначально эпопея о Годзилле должна была завершиться фильмом «Годзилла против Разрушителя», в котором легендарный монстр погибает, но в 1999 году, как ответ Голливуду, появился первый фильм эры Миллениум . Другое название этой эры - яп. 新生 Синсэй (возрождение). Фильмы этого периода:

  • 1999 - Годзилла: Миллениум (Gojira ni-sen mireniamu) (Godzilla 2000)
  • 2000 - Годзилла против Мегагируса (Gojira tai Megagirasu: Jî shômetsu sakusen) (Godzilla vs. Megaguirus)
  • 2001 - Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют (Gojira, Mosura, Kingu Gidorâ: Daikaijû sôkôgeki) (Godzilla, Mothra, King Ghidorah: Giant Monsters all-out attack)
  • 2002 - Годзилла против Мехагодзиллы-3 (Gojira tai Mekagojira) (Godzilla Against MechaGodzilla), другое название «Годзилла против Кирью» (Godzilla Vs. Kiriu)
  • 2003 - Годзилла, Мотра, Мехагодзилла: Спасите Токио (Gojira tai Mosura tai Mekagojira: Tôkyô S.O.S.) (Godzilla, Mothra, Mechagodzilla: Tokyo S.O.S.)
  • 2004 - Годзилла: Финальные войны (Gojira: Fainaru uôzu) (Godzilla: Final Wars)

После фильма «Годзилла: Финальные войны» был снят короткий видеоролик, в котором Годзилла сражается с Ангирусом , Гайганом и Кинг Гидорой. Кроме того, Годзилла встречается в фильме студии Toho «Всегда: закат на 3-ей Авеню» (2007).

Компьютерные игры

Годзилле посвящено много компьютерных игр, самые известные из них это: Godzilla: Destroy All Monsters Melee, Godzilla: Save the Earth и Godzilla: Unleashed.

Фильмы других стран

Характеристика

В большинстве фильмов для создания Годзиллы был задействован актёр в костюме. С 1989 года благодаря развитию компьютерных технологий облик Годзиллы становился всё более и более реалистичным. В разных фильмах Годзилла выглядит неодинаково и у него разные способности.

  • На протяжении фильмов Сёвы рост Годзиллы не меняется: 50 метров, вес - 20 000 тонн. [ ] Меняется внешность персонажа, особенно очертания головы. В фильме «Годзилла против Хэдоры » Годзилла умеет летать с помощью своего атомного луча, но в последующих фильмах эта способность не используется.
  • В Хэйсэе рост Годзиллы в первых двух фильмах составляет 80 м, а в последующих - уже 100 м. Во всех семи фильмах у монстра скорченная верхняя челюсть, из-за чего создаётся ощущение, что Годзилла всё время скалит зубы. В фильме «Годзилла против Кинга Гидоры » показано, кем был Годзилла до 1954 года: гигантским хищным годзиллазавром (к реально существовавшему динозавру с таким названием он не имеет никакого отношения).
  • В Миллениуме облик Годзиллы наиболее интересен. В первых двух фильмах Годзилла достигает 55 м в высоту, у него длинные тонкие зубы, большие узкие глаза, высокие шипы пурпурного цвета и жёлто-оранжевый луч. В фильме «Годзилла: монстры атакуют » рост чудовища составляет 60 м, вес - 30 000 т, [ ] у него белые глаза без зрачков и весьма массивное телосложение. В «Годзилле против Мехагодзиллы-3 » и «Спасите Токио » у Годзиллы снова длинные шипы, узкие глаза, широкая, как у кобры, шея и длинный хвост. Его рост 55 м, а вес до 25 000 т. [ ] Наконец, в «Финальных войнах » монстр достигает высоты 100 м и 55 000 т веса, [ ] у него относительно небольшие шипы, узкие глаза и низкие надбровные дуги, создающие ощущение, что Годзилла хмурится.
  • В 2014 году вышел очередной перезапуск серии фильмов о Годзилле. В нём монстр создан с помощью компьютерной графики и имеет совсем другое происхождение. Годзилла появился в те времена, когда поверхность планеты была в десять раз более радиоактивной. После того как уровень радиации на поверхности снизился, Годзилле пришлось приспособиться к жизни глубоко под землёй, потребляя радиацию земного ядра. Обнаруженный уже в наше время в Тихом океане Годзилла вышел на сушу, чтобы восстановить баланс в природе и уничтожить ГННУСов . Рост Годзиллы составляет до 160 метров, вес 164 000 тонн.

Напишите отзыв о статье "Годзилла"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Internet Movie Database

Отрывок, характеризующий Годзилла

Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть.
Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных.
Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, – были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
«Сердце царево в руце божьей».
Царь – есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.
Когда созрело яблоко и падает, – отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.
Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

29 го мая Наполеон выехал из Дрездена, где он пробыл три недели, окруженный двором, составленным из принцев, герцогов, королей и даже одного императора. Наполеон перед отъездом обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми он был не вполне доволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей, жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую и, нежно обняв императрицу Марию Луизу, как говорит его историк, оставил ее огорченною разлукой, которую она – эта Мария Луиза, считавшаяся его супругой, несмотря на то, что в Париже оставалась другая супруга, – казалось, не в силах была перенести. Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frere [Государь брат мой] и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, – он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его.
Армия подвигалась с запада на восток, и переменные шестерни несли его туда же. 10 го июня он догнал армию и ночевал в Вильковисском лесу, в приготовленной для него квартире, в имении польского графа.
На другой день Наполеон, обогнав армию, в коляске подъехал к Неману и, с тем чтобы осмотреть местность переправы, переоделся в польский мундир и выехал на берег.
Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte, [Москва, священный город,] столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, – Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман.
12 го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Vive l"Empereur! [Да здравствует император!] – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, всё вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону.
– On fera du chemin cette fois ci. Oh! quand il s"en mele lui meme ca chauffe… Nom de Dieu… Le voila!.. Vive l"Empereur! Les voila donc les Steppes de l"Asie! Vilain pays tout de meme. Au revoir, Beauche; je te reserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance… L"as tu vu, l"Empereur? Vive l"Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gerard, je te fais ministre du Cachemire, c"est arrete. Vive l"Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l"Empereur! Le voila! Le vois tu? Je l"ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal… Je l"ai vu donner la croix a l"un des vieux… Vive l"Empereur!.. [Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей богу… Вот он… Ура, император! Так вот они, азиатские степи… Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира… Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал… Я видел, как он навесил крест одному из стариков… Ура, император!] – говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.
13 го июня Наполеону подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему; но крики эти, сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали его от военной заботы, охватившей его с того времени, как он присоединился к войску. Он проехал по одному из качавшихся на лодках мостов на ту сторону, круто повернул влево и галопом поехал по направлению к Ковно, предшествуемый замиравшими от счастия, восторженными гвардейскими конными егерями, расчищая дорогу по войскам, скакавшим впереди его. Подъехав к широкой реке Вилии, он остановился подле польского уланского полка, стоявшего на берегу.
– Виват! – также восторженно кричали поляки, расстроивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидать его. Наполеон осмотрел реку, слез с лошади и сел на бревно, лежавшее на берегу. По бессловесному знаку ему подали трубу, он положил ее на спину подбежавшего счастливого пажа и стал смотреть на ту сторону. Потом он углубился в рассматриванье листа карты, разложенного между бревнами. Не поднимая головы, он сказал что то, и двое его адъютантов поскакали к польским уланам.
– Что? Что он сказал? – слышалось в рядах польских улан, когда один адъютант подскакал к ним.
Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону. Польский уланский полковник, красивый старый человек, раскрасневшись и путаясь в словах от волнения, спросил у адъютанта, позволено ли ему будет переплыть с своими уланами реку, не отыскивая брода. Он с очевидным страхом за отказ, как мальчик, который просит позволения сесть на лошадь, просил, чтобы ему позволили переплыть реку в глазах императора. Адъютант сказал, что, вероятно, император не будет недоволен этим излишним усердием.

Годзилла - японский монстр, в прямом и переносном смысле разбуженный американцами: предтечей первого фильма послужила кинолента «Чудовище с глубины 20 000 саженей» (США, 1953), снятая по мотивам рассказа Рэя Брэдбери. В этом фильме, как и в первом «Годзилле», чудовище оживает в результате испытаний ядерного оружия. Надо ли говорить, что послевоенная Япония была особенно чувствительна к атомной теме. А в марте 1954 года 23 японских рыбака получили большие дозы облучения, случайно заплыв в район испытания американской водородной бомбы. Именно этот случай, имевший широкий резонанс, и послужил толчком к созданию первого «Годзиллы», который вышел на экраны ровно через девять месяцев после злополучных испытаний.

Все, что нужно знать о Годзилле, за 10 секунд

1954
«Годзилла»

Доисторический ящер Годзилла возродился после испытания водородной бомбы. Он излучает радиацию, испускает из пасти атомные лучи и крушит все на своем пути. Оружие против него бессильно. В конце концов, изобретатель загадочного разрушительного вещества, жертвуя собой, спускается в пучину и уничтожает монстра.

С одной стороны, Годзилла стал для японцев символом разрушительных сил, которые намеренно или невольно высвобождает человечество. С другой, Годзилла олицетворяет и грозные силы природы, от которых Япония страдает испокон веков .

1955
«Годзилла снова нападает»

Уже во втором фильме мы видим типичную в дальнейшем формулу «Годзилла против…»: здесь ему противостоит другой гигантский ящер - Ангирус. После победы над ним Годзилла покидает Японию, чтобы через некоторое время появиться где-то на севере, на гористом, покрытом льдом острове. Военная авиация заживо погребла его под лавинами льда .

Первые два фильма, черно-белые ленты 1954 и 1955 годов, были отчетливо связаны с воспоминанием о недавней войне и ядерных бомбардировках. Но постепенно ужасы прошлого отступали, а новая мирная жизнь несла заметный отпечаток американской культуры.

Сцена танцев из фильма «Годзилла снова нападает»

1962
«Кинг-Конг против Годзиллы»

В этом фильме Годзиллу свели с заморским Кинг-Конгом. Отныне продюсеры делают ставку на более широкую аудиторию: одновременно с появлением в кадре цвета фильмы о Годзилле приобретают все более мягкий и развлекательный характер .

1964
«Годзилла против Мотры»

Тайфун выбросил на берег яйцо гигантской бабочки Мотры. Вскоре из моря вышел Годзилла. Затем прилетела и сама Мотра и вступила в битву с ящером, который покусился на ее потомство. В этом поединке Мотра погибает, но ее личинки обездвиживают динозавра клейкой паутиной. В финале поверженный Годзилла падает в океан.

Вселенная Toho густо населена и детально проработана - на студии вышло множество фильмов, посвященных другим гигантским монстрам. Некоторые из них впоследствии стали персонажами годзиллиады: Родан, Мотра, Манда, Варан и т.д. Иные, наоборот, сначала появлялись в фильмах про Годзиллу, а потом дорастали до сольных ролей.

1964
«Гидора, трехголовый монстр»

Начиная с этого фильма японская эпопея об атомном динозавре обогащается рефлексией на тему вступления человечества в космическую эру. Здесь Годзилла впервые выступает в отчетливо положительной роли, спасая Землю от инопланетного трехглавого дракона Гидоры, который, уничтожив Венеру, прибыл на нашу планету. Здесь же впервые складывается альянс земных монстров, противостоящий пришельцу: Годзилла, Родан и Мотра (личинка).

1965
«Годзилла против Монстра Зеро»

Часть действия происходит в космосе: астронавты отправляются на Планету Х, где обнаруживают развитую цивилизацию, которая просит их одолжить земных монстров Годзиллу и Родана якобы для борьбы с местным Монстром Зеро (Кингом Гидорой). Земляне, привлеченные обещанным лекарством против рака, соглашаются.

1966
«Годзилла против морского монстра»

В разгар холодной войны Годзилла сражается с коммунистами. Он просыпается на острове, где находится база террористической организации «Красный бамбук». Террористам повинуется другой монстр: гигантская креветка Эбира, с которой, разумеется, Годзилле предстоит сразиться.

1967
«Сын Годзиллы»

Действие разворачивается на некоем удаленном острове. Годзилла защищает внезапно обретенного сына от прочих монстров и обучает его годзилльским навыкам. В результате эксперимента ученых остров покрывается тоннами снега и льда. Годзилла и Минилла (сын) впадают в спячку.

1968
«Уничтожить всех монстров»

Действие разворачивается в будущем: 1999 год. Все земные монстры, включая Годзиллу, живут на выделенном для них острове-заповеднике, где их охраняют и изучают. Однако коварные инопланетяне зомбируют монстров и направляют на разрушение крупнейших городов мира. В конце концов монстры освобождаются из-под контроля, а японским астронавтам удается уничтожить пришельцев их же оружием.

1969
«Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров»

Этот самый детский фильм эпопеи. И главный герой тут не Годзилла, а младшеклассник Итиро Мики. Он живет в двух мирах - реальном и мире фантазий, населенном монстрами. В конце концов, те знания, которые Итиро получил от монстров в своих снах, помогают мальчику избавиться от страхов и трудностей реальной жизни.

1971
«Годзилла против Хэдоры»

В 1971 году был основан Greenpeace. И в новом фильме о Годзилле, в соответствии с духом времени, звучит экологическая тема. Микроскопический пришелец Хэдора, питаясь земными отходами, вырос в огромного и ядовитого морского монстра. Ему противостоит Годзилла. Слабость Хэдоры в том, что он не может обходиться без воды. Люди с помощью Годзиллы побеждают Хэдору, высушив его.

Пришелец из далекой туманности в созвездии Ориона, Хэдора попал на Землю с пролетавшей мимо кометы. Способен стрелять кислотой, имеет иммунитет к радиации и атомным лучам Годзиллы

1972
«Годзилла против Гайгана»

Пришельцы с умирающей планеты хотят завоевать Землю. Они готовят пришествие космического киборга Гайгана и дракона Кинга Гидоры, которые уничтожат человечество. Но земные монстры Годзилла и Ангирус чуют неладное.

1973
«Годзилла против Мегалона»

Жители подводной цивилизации Ситопии, встревоженные ядерными испытаниями в океане, посылают на поверхность своего насекомоподобного бога Мегалона, чтобы уничтожить человечество. Годзилла и человекоподобный робот Джет Ягуар вступают в бой с Мегалоном, а также с прибывшим ему на подмогу космическим киборгом Гайганом.

1974
«Годзилла против Мехагодзиллы»

Из кратера Фудзиямы выходит монстр, которого поначалу принимают за Годзиллу. Но он убивает давнего союзника Годзиллы Ангируса и разрушает все на своем пути, сея панику. Вскоре появляется настоящий Годзилла. Оказывается, самозванец - это замаскированный робот Мехагодзилла, созданный расой обезьяноподобных пришельцев. Основная битва происходит на Окинаве, где Годзилле помогает пробудившееся древнее божество - Кинг Сизар.

Годзиллоподобный робот оказался идеальным противником для олицетворяющего мощь природы Годзиллы. В дальнейшем им придется встретиться еще не раз.

1975
«Террор Мехагодзиллы»

Тут снова появляется Мехагодзиллла, а также Титанозавр (мало похожий на реального существовавшего динозавра с таким же именем) - их обоих используют все те же обезьяноподобные пришельцы для порабощения человечества. В результате провала этого фильма в японском прокате Годзилла почти на девять лет ушел в неоплачиваемый отпуск.

Мехагодзилла за работой

Как менялся рост Годзиллы

Вся история Годзиллы традиционно делится на три периода: Сёва (1954–1975), Хэйсэй (1984–1995) и Миллениум (1999–2004). Они разделены не только перерывами в производстве и сменой режиссеров, но и различиями в трактовке образа Годзиллы, в частности его роста.

В фильмах первого периода несколько меняется внешний вид персонажа, но при этом остается неизменным рост и вес монстра: 50 метров и 20 тысяч тонн. На протяжении второго периода рост Годзиллы увеличивается до 80, а потом и до 100 метров. В начале третьего периода характеристики возвращаются к почти первоначальным, но затем от фильма к фильму Годзилла стремительно растет, снова достигая 100 метров в последнем на сей день фильме эпопеи. В третьем периоде облик Годзиллы меняется чаще всего.

1984
«Годзилла»

Перезапуск годзиллиады вернул монстру первоначальную брутальность. Эта кинолента, выпущенная к тридцатилетию франшизы, апеллировала только к событиям самого первого фильма, игнорируя весь наросший позднее контекст. Годзилла в очередной раз разрушает Токио. В финале его заманивают в кратер действующего вулкана.


Несмотря на технический прогресс, во всех японских фильмах роль Годзиллы исполняет человек в костюме, кукла или робот. Но начиная с конца 1980-х компьютерная обработка сделала фильмы более реалистичными.

1989
«Годзилла против Биолланте»

Японский генетик скрестил клетки Годзиллы с розой. Получившийся гибрид вырос до гигантских размеров - теперь это монстр Биолланте. Но и пробудившийся Годзилла также представляет опасность для человечества. Итог схватки: обессиленный Годзилла уходит на дно, а Биолланте вращается вокруг Земли в виде огромной космической розы.

1991
«Годзилла против Кинга Гидоры»

Благодаря козням людей из будущего, путешествующим на машине времени туда-сюда, Японии грозит трехголовый дракон Кинг Гидора. Если бы не Годзилла, человечеству не поздоровилось бы. Но Токио в очередной раз разрушен. И теперь надо как-то остановить Годзиллу. Для этого из будущего присылают киборга Мехагидору. Сцепившись, гиганты уходят на дно. Исход битвы неясен.

1992
«Годзилла против Мотры: Битва за Землю»

Годзилле противостоят две гигантские бабочки: Мотра и Баттра. Мотра - охраняющее Землю божество, а Баттра - злобное порождение доисторических ученых. Некогда, еще до потопа, Мотра победила Баттру. Но теперь они снова пробудились. Баттра напала на Японию. Вскоре прибывают Мотра и Годзилла. Все трое начинают биться друг с другом.

1993
«Годзилла против Мехагодзиллы-2»

Останки Мехагидоры, побежденного два фильма назад, подняты со дна. Из них для продолжения борьбы с Годзиллой построен 120-метровый, управляемый пилотами Мехагодзилла.

1994
«Годзилла против Космического Годзиллы»

Клетки Годзиллы, занесенные в космос, прошли через черную дыру и породили космического монстра, который приближается к Земле. Тем временем в Японии создан огромный боевой робот Могуэра. Его цель - уничтожить Годзиллу. Но у Годзиллы есть другие планы.

1995
«Годзилла против Разрушителя»

Годзилла нападает на Гонконг. Его сердце - это ядерный реактор, который вот-вот взорвется от перегрева. Тем временем из доисторических микроорганизмов складывается злобный монстр Разрушитель. Разрушитель убивает сына Годзиллы. Годзилла побеждает Разрушителя, но тот возрождается снова и снова. После окончательной победы Годзилла все же расплавляется от перегрева. А сын Годзиллы воскресает, получив энергию отца.

«Годзилла против Разрушителя» завершает цикл Хэйсэй, начатый в 1984 году. Кинокомпания Toho не планировала снимать фильмы о Годзилле вплоть до 2004 года (50-летия франшизы). Однако эти планы пришлось пересмотреть после выхода «Годзиллы» Роланда Эммериха.

1998
«Годзилла»

Первый американский полнометражный фильм о японском чудовище. Разумеется, в нем Годзилла разрушает не Токио, а Нью-Йорк. Армия США, как водится в американских фильмах, успешно ликвидирует монстра.

Несмотря на кассовый успех, критики разгромили фильм. Особенно оскорбились почитатели японского Годзиллы. Все это послужило причиной того, что кинокомпания Toho уже через год запустила новый цикл годзиллиады.

Хронология фильмов о Годзилле

    Годзилла (режиссер Исиро Хонда)

    Годзилла снова нападает (В США вышел в 1959 году под названием «Гигантис - огненный монстр»)

    Годзилла - король монстров (режиссеры Исиро Хонда, Терри О. Морс. Японский фильм 1954 года, перемонтированный для проката в США)

    Кинг-Конг против Годзиллы (режиссер Исиро Хонда. Вышел в американский прокат в 1963 году)

    Годзилла против Мотры (режиссер Исиро Хонда. В США вышел в том же году с минимальными изменениями)

    Гидора - трехголовый монстр (режиссер Исиро Хонда. Оригинальное японское название - «Три гигантских монстра: величайшая битва на Земле»)

    Годзилла против монстра зеро (он же «Большая война монстров» (оригинальное японское название, 1965), «Вторжение Астро-монстра» (название в американском прокате, 1970)

    Годзилла против морского монстра (режиссер Дзюн Фукуда. Оригинальное японское название: «Годзилла, Эбира, Мотра: большая схватка в южных морях»)

    Сын Годзиллы (режиссер Дзюн Фукуда. Вышел в американский прокат в 1969 году)

    Уничтожить всех монстров (Режиссер Исиро Хонда)

    Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров (в США вышел в 1971 году под названием «Месть Годзиллы»)

    Годзилла против Хэдоры (режиссер Ёсимицу Банно)

    Годзилла против Гайгана (режиссер Дзюн Фукуда. В США вышел в 1978 году под названием «Годзилла на острове монстров»)

    Годзилла против Мегалона (режиссер Дзюн Фукуда)

    Годзилла против Мехагодзиллы (режиссер Дзюн Фукуда. В США вышел в 1977 году под названием «Годзилла против Монстра-киборга»)

    Террор Мехагодзиллы (это последний фильм о Годзилле срежиссированный Исиро Хондой)

    Годзилла (режиссер Кодзи Хасимото. Фильм был существенно перемонтирован перед прокатом в США, где вышел под названием «Годзилла 1985»)

    Годзилла против Биолланте (режиссер Кадзуки Омори)

    Годзилла против Кинг-Гидоры (режиссер Кадзуки Омори)



Годзилла

Годзилла

Годзилла на плакате к фильму «Годзилла » (1954)
Официальное название

Годзилла

Классификация
Первое появление
Последнее появление

Годзилла: Финальные войны (2004)

Создатели

Томоюки Танака

Актёры

Сёва:
Харуо Накаджима
Кацуми Тезука
Ю Сэкидо
Рёсаку Такасуги
Сэйдзи Онака
Шиньджи Такаги
Исао Дзуси
Тору Каваи
Хэйсэй:
Кенпачиро Сацума
Миллениум или Синсэй:
Тсутому Китагава
Мизухо Йошида

IMDb

Годзилла (яп. ゴジラ Годзира ) , англ. Godzilla - гигантский ящер, персонаж комиксов, мультфильмов и кинофильмов; самый знаменитый кайдзю . Годзилла - это вымышленный доисторический гигантский ящер, проснувшийся из анабиоза после ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году и вследствие этого мутировавший. Годзилла напоминает Спинозавра ростом более 100 метров, обладает способностью изрыгать тепловой луч.

Название - Gojira - происходит от японских «горилла» (яп. ゴリラ горира ) и «кит» (яп. 鯨 кудзира ) и было дано чудовищу в честь клички одного из работников японской студии Toho, на которой снимались фильмы про Годзиллу. В 1953 году продюсер японской кинокомпании Toho Томоюки Танака посмотрел фильм «Чудовище с глубины 20 000 саженей » о динозавре, пробудившемся в результате испытаний атомной бомбы и решил, что Годзилла будет динозавром. За пятьдесят лет он стал невероятно популярным персонажем и захватил экраны кинотеатров всего мира. Всего о Годзилле было снято 28 фильмов, не считая ремейки .

Японская серия фильмов

Все фильмы о Годзилле принято разбивать на три периода.

Сёва (1954-1975)

Первый период начался с пилотной ленты 1954 года и закончился в 1975 году. Он получил название яп. 昭和 Сёва . Фильмы этого периода:

  • 1954 - Годзилла (Gojira) (Godzilla). Фильм был перемонтирован в 1956 году американцами и вышел под названием «Годзилла - король монстров» (Godzilla, King of the Monsters!)
  • 1955 - Годзилла снова нападает (Godzilla Raids Again)
  • 1962 - Кинг-Конг против Годзиллы (яп. キングコング対ゴジラ ) (King Kong vs. Godzilla)
  • 1964 - Годзилла против Мотры (яп. モスラ対ゴジラ , 1964) (Godzilla vs. Mothra)
  • 1964 - Гидора, трехголовый монстр (Ghidorah, Three-Headed Monster)
  • 1965 - Годзилла против Монстра Зеро (Kaijû daisenso) (Godzilla Vs. Monster Zero)
  • 1966 - Годзилла против морского монстра (яп. ゴジラ・エビラ・ゴジラ: 南海の大決闘 ) (Godzilla Versus the Sea Monster)
  • 1967 - Сын Годзиллы (Kaijûtô no kessen: Gojira no musuko) (Son of Godzilla)
  • 1968 - Уничтожить всех монстров (Destroy All Monsters)
  • 1969 - Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров (Gojira-Minira-Gabara: Oru kaijû daishingeki) (Godzilla, Minilla, Gabara: All Monster’s Attack), другое название - «Месть Годзиллы» (Godzilla’s Revenge)
  • 1971 - Годзилла против Хэдоры (яп. ゴジラ対ヘドラ ) (Godzilla vs. the Smog Monster)
  • 1972 - Годзилла против Гайгана (Chikyû kogeki meirei: Gojira tai Gaigan) (Godzilla vs. Gigan)
  • 1973 - Годзилла против Мегалона (Gojira tai Megaro) (Godzilla vs. Megalon)
  • 1974 - Годзилла против Мехагодзиллы (Gojira tai Mekagojira) (Godzilla vs. Mechagodzilla)
  • 1975 - Террор Мехагодзиллы (Mekagojira no gyakushu) (Terror of Mechagodzilla)

Хэйсэй (1984-1995)

Второй период начался в 1984 году и завершился в 1995 году. Он получил название яп. 平成 Хэйсэй . Фильмы этого периода:

  • 1984 - Годзилла (Gojira) (Godzilla) также Годзилла 1985, Возвращение Годзиллы (The return of Godzilla), ремейком фильма 1954 года не является.
  • 1989 - Годзилла против Биоллантэ (Годзилла против Розозавра) (Gojira tai Biorante) (Godzilla vs. Biollante)
  • 1991 - Годзилла против Кинга Гидоры (Gojira tai Kingu Gidorâ) (Godzilla vs. King Ghidorah)
  • 1992 - (Gojira VS Mosura) (Godzilla vs. Mothra)
  • 1993 - Годзилла против Мехагодзиллы-2 (Gojira VS Mekagojira) (Godzilla vs. Mechagodzilla-2)
  • 1994 - Годзилла против Космического Годзиллы (Gojira VS Supesugojira) (Godzilla vs. SpaceGodzilla)
  • 1995 - Годзилла против Разрушителя (Gojira VS Destoroyah) (Godzilla vs. Destroyer)

Миллениум или Синсэй (1999-2004)

Первоначально эпопея о Годзилле должна была завершиться фильмом «Годзилла против Разрушителя», в котором легендарный монстр погибает, но в 1999 году, как ответ Голливуду, появился первый фильм эры Миллениум . Другое название этой эры - яп. 新生 Синсэй (возрождение).Фильмы этого периода:

  • 1999 - Годзилла: Миллениум (Gojira ni-sen mireniamu) (Godzilla 2000)
  • 2000 - Годзилла против королевы Мегагируса (Gojira tai Megagirasu: Jî shômetsu sakusen) (Godzilla vs. Megaguirus)
  • 2001 - Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют (Gojira, Mosura, Kingu Gidorâ: Daikaijû sôkôgeki) (Godzilla, Mothra, King Ghidorah: The Giant Monsters)
  • 2002 - Годзилла против Мехагодзиллы-3 (Gojira tai Mekagojira) (Godzilla Against MechaGodzilla), другое название «Годзилла против Кирью» (Godzilla Vs. Kiriu)
  • 2003 - (Gojira tai Mosura tai Mekagojira: Tôkyô S.O.S.) (Godzilla, Mothra, Mechagodzilla: Tokyo S.O.S.)
  • 2004 - Годзилла: Финальные войны (Gojira: Fainaru uôzu) (Godzilla: Final Wars)
  • Кроме того, Годзилла встречается в фильме студии Toho «Всегда: закат на 3-ей Авеню» (2007).

Создатели японского киносериала, тем временем, решили после 2004 года взять тайм-аут и приостановить выпуск новых фильмов о Годзилле. В настоящее время идет подготовка к съёмкам нового американского ремейка , дата выхода которого приблизительно назначена на 2014 год. Режиссёром фильма станет Гарэт Эдвардс.

Фильмы других стран

В 1969 году канадский мультипликатор Марв Ньюленд снял полутораминутный мультфильм Бэмби встречает Годзиллу . В 1999 году снято продолжение Сын Бэмби встречает Годзиллу.

В 1998 году Роландом Эммерихом был снят блокбастер , рассказывающий об атаке Годзиллы на Нью-Йорк . К японской киноэпопее этот фильм не имеет отношения. В фильме «Годзилла: финальные войны» (2004) Зилла показан как один из слабейших соперников японского Годзиллы. Раздосадованные искаженной Голливудом концепцией легенды о Годзилле, создатели франшизы отобрали у Роланда Эммериха права на съемку планировавшегося сиквела. В результате, вместо голливудской «Годзиллы 2» свет увидел короткий анимационный сериал, продолжающий сюжет фильма.Фанаты Годзиллы также называют Зиллу GINO (Godzilla is name only-Годзилла только по имени).

  • Японский сериал о Годзилле получил награду-звезду на Аллее Славы в Голливуде.
  • Размеры Годзиллы меняются на протяжении сериала-в 1-15 сериях (эпоха Сёва) он был 50 м в высоту и весом 20 тысяч тонн.В 16-17 сериях (эпоха Хэйсэй) он 80 м в высоту и весит 50 тысяч тонн.В 18-22 сериях (эпоха Хэйсэй) он 100 метров в высоту и весит 60 тысяч тонн.В 23-24 и 26-27 сериях (эпоха Миллениум) он 55 м в высоту и весит 25 тысяч тонн.В 25 серии (эпоха Миллениум) он 60 м высоту и весит 30 тысяч тонн.В 28 части (эпоха Миллениум) он в высоту 100-120 м и весит 55 тысяч тонн.
  • Годзилла-это самец, а не самка, не смотря на имя.

Ссылки

Примечания

, Вероника Саркисова , Алексей Рязанцев , еще Композитор Александр Депла Монтаж Боб Дюксэй Оператор Шеймас МакГарви Режиссер дубляжа Всеволод Кузнецов Сценаристы Макс Боренштейн , Дэйв Каллахэм Художники Оуэн Патерсон , Росс Демпстер , Керстен Фрэнсон , еще

Знаете ли вы, что

  • На момент выхода фильма, Годзилла уже имела за плечами 60 лет киноистории.
  • Изначально задумывалось, что Годзиллу найдут в сибирском леднике, но увидев похожую сцену в фильме «Человек из Стали» создатели картины отказались от этой идеи.
  • Если бы графическую обработку отснятого материала делали на одном компьютере, процесс мог занять 450 лет.
  • Режиссер Гарет Эдвардс отметил, что при создании облика Годзиллы, команда ориентировалась на образы медведей и варанов.
  • Для съемок был создан 120-метровый макет Моста Золотые Ворота в масштабе 1:0.045.
  • В общей сложности Годзилла появляется в кадре всего 8 минут.
  • Салли Хокинс присоединилась к проекту через 3 недели после начала съемок.

Больше фактов (+4)

Ошибки в фильме

  • В начале фильма, когда показывают взрыв ядерной бомбы во время Второй мировой войны, на экране мелькает флаг США, на котором количество звёзд соответствует 50 штатам, хотя на тот момент Аляска и Гавайи не входили в состав страны.
  • Во время битвы кайдзю и Годзиллы многие небоскребы Сан-Франциско разрушают по нескольку раз.
  • Годзилла проплывает под мостом и лодками, но когда встает, вода залива оказывается ему лишь по колено.
  • Во время эвакуации Сара бежит позади двух мужчин. Когда она говорит по рации, они оказываются впереди.
  • Репозиторий Юкка Маунтин находится в 130 км к северо-западу от Лас-Вегаса, но одному из персонажей фильма удается в простой бинокль разглядеть оттуда, как кайдзю нападает на город.
  • Форд садится на поезд до Лон Пайн, штат Калифорния, но железная дорога через этот город не проходит.
  • Школьный автобус направляется в Окленд по мосту Золотые Ворота, хотя быстрее и логичнее это сделать через висячий мост из Сан-Франциско в Окленд.
  • Аэропорт Гонолулу не оснащен монорельсовой системой транспортировки пассажиров.
  • В фильме ищут русскую атомную подлодку класса «Акула», а находят дизельную «Ладу».
  • Радиус поражения бомбы, которую солдаты увозят от берега, около 30 км. Чтобы преодолеть это расстояние за 5 минут, как того требует сюжет, вертолету и лодке нужно двигаться со скоростью 360 км/час.
  • Военные вертолеты пролетают над Невадой достаточно низко, но клубов пыли почему-то не поднимают.
  • Первое появление Годзиллы у гавайского берега провоцирует цунами. Но дальше по ходу действия никаких существенных движений воды его перемещения не вызывают.
  • Когда Джо везут в скорой помощи, клапан на его капельнице закрыт.

Больше ошибок (+10)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

В 1999 году на Филиппинах в пещере найден скелет огромного неизвестного существа и совсем свежий след, уходящий в море.

На АЭС недалеко от Токио происходит землетрясение, в котором гибнет жена инженера Джо Броуди.

год. Взрослый сын Джо летит в Токио, узнать, зачем отец нарушил карантинную зону вокруг разрушенной АЭС. Джо убеждает Форда, что землетрясение было вызвано неким живым существом. Вместе они пробираются на станцию, где приборы показывают отсутствие радиации, чтобы собрать подтверждения теории Джо.

Их обнаруживают и привозят на неизвестную базу, где доктор Итиро Сэридзава исследует кокон, излучающий электромагнитные импульсы. Существо внутри проявляет повышенную активность и его пытаются уничтожить, но монстр вырывается наружу, громит лабораторию и улетает. Ученые понимают, что вылупившийся кайдзю питается радиацией.

Джо погибает от ран, а Форд продолжает сотрудничать с учеными и военными, взявшими проект под свой контроль. Проанализировав исследования Джо, они понимают, что кайдзю кого-то подзывает. Также они понимают, что появление кайдзю пробудит его давнего врага – Годзиллу.

Военные обнаруживают кайдзю в районе Гавайи, где тот захватил русскую атомную подлодку. После продолжительной схватки, кайдзю направляется к берегу. Скоро из воды, вызвав мощное цунами, появляется Годзилла. Ящер пытается схватить кайдзю, но тот улетает в сторону Лас-Вегаса.

Годзилла
ゴジラ на Викискладе

Годзи́лла (яп. ゴジラ Годзира ) - гигантский монстр-мутант, кайдзю , персонаж комиксов, мультфильмов и кинофильмов. Это вымышленный доисторический гигантский ящер-самец , проснувшийся из анабиоза после испытаний водородной бомбы и вследствие этого мутировавший . Ростом от 50 до 160 метров, обладает способностью извергать синий (в некоторых фильмах жёлтый или красный) тепловой луч (плазма), очень хорошо плавает.

Название - Gojira - происходит от японских «горилла» (яп. ゴリラ горира ) и «кит» (яп. 鯨 кудзира ) и было дано чудовищу в честь клички одного из работников японской студии Toho, на которой снимались фильмы про Годзиллу. В 1953 году продюсер японской кинокомпании Toho Томоюки Танака посмотрел фильм «Чудовище с глубины 20 000 саженей » о динозавре, пробудившемся в результате испытаний атомной бомбы , и решил, что Годзилла будет динозавром .

За шестьдесят лет Годзилла стал невероятно популярным персонажем, оттеснив на второй план Кинг-Конга , Мотру , Гамеру и других киномонстров. Всего о Годзилле было снято 30 фильмов, не считая сериалов.

Жанры фильмов с Годзиллой очень разнообразны: от комедий («Кинг-Конг против Годзиллы »), детских («Атака Годзиллы ») и приключенческих фильмов («Годзилла против морского монстра ») до фантастики («Годзилла против Космического Годзиллы », «Годзилла против Кинга Гидоры », «Годзилла: Финальные войны », «Годзилла против Монстра Зеро »), мистики («Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют »), криминал («Годзилла против Биолланте »), триллеров («Годзилла против Мегагируса », «Годзилла: Миллениум ») и ужасов («Возвращение Годзиллы »). Выпускаются игрушечные модели Годзиллы и его врагов-монстров.

Японская серия фильмов

Все фильмы о Годзилле принято разбивать на три периода.

Сёва (1954-1975)

Первый период начался с пилотной ленты 1954 года и закончился в 1975 году. Он получил название яп. 昭和 Сёва . Фильмы этого периода:

  • - Годзилла (яп. ゴジラ , Gojira ; англ. Godzilla ). Фильм был перемонтирован в 1956 году американцами и вышел под названием «Годзилла - король монстров» (англ. Godzilla, King of the Monsters! ). Является первым фильмом о Годзилле .
  • - Годзилла снова нападает (яп. ゴジラの逆襲 , Gojira no gyakushû ; англ. Godzilla Raids Again ). В США также был выпущен под названием «Гигантис - огненный монстр» (англ. Gigantis the Fire Monster ) в 1959 г. Является первым фильмом серии, в котором кроме Годзиллы присутствует другой кайдзю .
  • 1962 - Кинг-Конг против Годзиллы (яп. キングコング対ゴジラ ) (King Kong vs. Godzilla)
  • 1964 - Мотра против Годзиллы (яп. モスラ対ゴジラ , 1964) (Mothra vs. Godzilla)
  • 1964 - Гидора, трехголовый монстр (Ghidorah, Three-Headed Monster)
  • 1965 - Вторжение Астро-монстра (Kaijû daisenso) (Invasion of Astro-Monster)
  • 1966 - Эбира - ужас глубин (яп. ゴジラ・エビラ・ゴジラ: 南海の大決闘 ) (Ebirah, Horror of the Deep)
  • 1967 - Сын Годзиллы (Kaijûtô no kessen: Gojira no musuko) (Son of Godzilla)
  • 1968 - Уничтожить всех монстров (Destroy All Monsters)
  • 1969 - Атака всех монстров (Gojira-Minira-Gabara: Oru kaijû daishingeki) (Godzilla, Minilla, Gabara: All Monster’s Attack), другое название - «Месть Годзиллы» (Godzilla’s Revenge)
  • 1971 - Годзилла против Хэдоры (яп. ゴジラ対ヘドラ ) (Godzilla vs. the Smog Monster)
  • 1972 - Годзилла против Гайгана (Chikyû kogeki meirei: Gojira tai Gaigan) (Godzilla vs. Gigan)
  • 1973 - Годзилла против Мегалона (Gojira tai Megaro) (Godzilla vs. Megalon)
  • 1974 - Годзилла против Мехагодзиллы (Gojira tai Mekagojira) (Godzilla vs. Mechagodzilla)
  • 1975 - Террор Мехагодзиллы (Mekagojira no gyakushu) (Terror of Mechagodzilla)

Помимо полнометражных фильмов, Годзилла присутствует в одном из эпизодов сериала Zone Fighter, снятого Исиро Хондой в 1970-е годы.

Хэйсэй (1984-1995)

После провала «Террора Мехагодзиллы» было запланировано более эффектное продолжение, но новая эра циклов фильмов о Годзилле началась лишь спустя девять лет, в 1984 году и завершилась в 1995 году. Она получила название яп. 平成 Хэйсэй . Фильмы этого периода:

  • 1984 - Годзилла (Godjira) (Godzilla) также Годзилла 1985 , Возвращение Годзиллы (The Return of Godzilla ), ремейком фильма 1954 года не является.
  • 1989 - Годзилла против Биолланте (Годзилла против Розозавра) (Gojira tai Biorante) (Godzilla vs. Biollante)
  • 1991 - Годзилла против Кинга Гидоры (Gojira tai Kingu Gidorâ) (Godzilla vs. King Ghidorah)
  • 1992 - Годзилла против Мотры: Битва за Землю (Gojira VS Mosura) (Godzilla vs. Mothra)
  • 1993 - Годзилла против Мехагодзиллы-2 (Gojira VS Mekagojira) (Godzilla vs. Mechagodzilla-2)
  • 1994 - Годзилла против Космического Годзиллы (Gojira VS Supesugojira) (Godzilla vs. SpaceGodzilla)
  • 1995 - Годзилла против Разрушителя (Gojira VS Destoroyah) (Godzilla vs. Destroyer)

В ряде фильмов Хэйсэя и Миллениума события разворачиваются в будущем относительно выхода фильма - на год позже.

Миллениум или Синсэй (1999-2004)

Первоначально эпопея о Годзилле должна была завершиться фильмом «Годзилла против Разрушителя», в котором легендарный монстр погибает, но в 1999 году, как ответ Голливуду, появился первый фильм эры Миллениум . Другое название этой эры - яп. 新生 Синсэй (возрождение). Фильмы этого периода:

  • 1999 - Годзилла: Миллениум (Gojira ni-sen mireniamu) (Godzilla 2000)
  • 2000 - Годзилла против Мегагируса (Gojira tai Megagirasu: Jî shômetsu sakusen) (Godzilla vs. Megaguirus)
  • 2001 - Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют (Gojira, Mosura, Kingu Gidorâ: Daikaijû sôkôgeki) (Godzilla, Mothra, King Ghidorah: Giant Monsters all-out attack)
  • 2002 - Годзилла против Мехагодзиллы-3 (Gojira tai Mekagojira) (Godzilla Against MechaGodzilla), другое название «Годзилла против Кирью» (Godzilla Vs. Kiriu)
  • 2003 - Годзилла, Мотра, Мехагодзилла: Спасите Токио (Gojira tai Mosura tai Mekagojira: Tôkyô S.O.S.) (Godzilla, Mothra, Mechagodzilla: Tokyo S.O.S.)
  • 2004 - Годзилла: Финальные войны (Gojira: Fainaru uôzu) (Godzilla: Final Wars)

После фильма «Годзилла: Финальные войны» был снят короткий видеоролик, в котором Годзилла сражается с Ангирусом , Гайганом и Кинг Гидорой. Кроме того, Годзилла встречается в фильме студии Toho «Всегда: закат на 3-ей Авеню» (2007).

Видео по теме

Компьютерные игры

Годзилле посвящено много компьютерных игр, самые известные из них это: Godzilla: Destroy All Monsters Melee, Godzilla: Save the Earth и Godzilla: Unleashed.

Фильмы других стран

Характеристика

В большинстве фильмов для создания Годзиллы был задействован актёр в костюме. С 1989 года благодаря развитию компьютерных технологий облик Годзиллы становился всё более и более реалистичным. В разных фильмах Годзилла выглядит неодинаково и у него разные способности.

  • На протяжении фильмов Сёвы рост Годзиллы не меняется: 50 метров, вес - 20 000 тонн. [ ] Меняется внешность персонажа, особенно очертания головы. В фильме «Годзилла против Хэдоры » Годзилла умеет летать с помощью своего атомного луча, но в последующих фильмах эта способность не используется.
  • В Хэйсэе рост Годзиллы в первых двух фильмах составляет 80 м, а в последующих - уже 100 м. Во всех семи фильмах у монстра скорченная верхняя челюсть, из-за чего создаётся ощущение, что Годзилла всё время скалит зубы. В фильме «Годзилла против Кинга Гидоры » показано, кем был Годзилла до 1954 года: гигантским хищным годзиллазавром (к реально существовавшему динозавру с таким названием он не имеет никакого отношения).
  • В Миллениуме облик Годзиллы наиболее интересен. В первых двух фильмах Годзилла достигает 55 м в высоту, у него длинные тонкие зубы, большие узкие глаза, высокие шипы пурпурного цвета и жёлто-оранжевый луч. В фильме «Годзилла: монстры атакуют » рост чудовища составляет 60 м, вес - 30 000 т, [


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!