Хронологические этапы каменного века и их характеристики. Геологические эпохи и оледенения

Культурную историю человека принято делить на две большие эпохи: культуру первобытного общества и культуру эпохи цивилизации . Эпоха первобытного общества охватывает большую часть истории человечества. Самые древние цивилизации возникли всего 5 тысяч лет тому назад. Первобытная эпоха в основном приходится на каменный век – период, когда основные орудия труда изготавливались из камня. Поэтому историю культуры первобытного общества легче всего разделить на периоды на основе анализа изменений в технике изготовления каменных орудий. Каменный век делится на:

●палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

●мезолит (среднекаменный) – от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

●неолит (новокаменный) – от 6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

Общая характеристика каменного века

Первым периодом каменного века является палеолит, в рамках которого выделяют ранний, средний и поздний периоды.

Ранний палеолит (до рубежа в 100 тыс. лет до н. э.) – это эпоха архантропов. Материальная культура развивалась очень медленно. Более миллиона лет понадобилось на то, чтобы от грубо оббитых галек перейти к рубилам, у которых края ровно обработаны с обеих сторон. Примерно 700 тыс. лет тому назад начат процесс овладения огнем: люди поддерживают огонь, полученный природным путем (в результате ударов молнии, пожаров). Главные виды деятельности – охота и собирательство, основной вид оружия – дубина, копье. Архантропы осваивают естественные укрытия (пещеры), строят хижины из прутьев, которыми перекрывают каменные валуны (юг Франции, 400 тыс. лет).

Средний палеолит – охватывает период от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. э. Это эпоха палеоантропа–неандертальца. Суровое время. Обледенение значительной части Европы, Северной Америки и Азии. Вымерли многие теплолюбивые животные. Трудности стимулировали культурный прогресс. Совершенствуются средства и приемы охоты (облавная охота, загоны). Создаются весьма разнообразные рубила, а также используются сколотые с ядрища и обработанные тонкие пластины – скребки. При помощи скребков человек стал изготавливать теплую одежду из шкур зверей. Научился добывать огонь путем сверления. К этой эпохе относятся намеренные захоронения. Часто умершего хоронили в виде спящего: руки согнуты в локте, у лица, ноги полусогнуты. В могилах появляются предметы быта. А это значит, что появились какие-то представления о жизни после смерти.

Поздний (верхний) палеолит – охватывает период от 40 тыс. до 10 тыс. лет до н. э. Это эпоха кроманьонца. Кроманьонцы жили большими группами. Выросла техника обработки камня: каменные пластины пилятся и сверлятся. Широко используются костяные наконечники. Появилась копьеметалка – доска с крючком, на которую клался дротик. Найдено много костяных иголок для шитья одежды. Дома представляют собой полуземлянки с каркасом из веток и даже из костей животных. Нормой стало погребение покойников, которым кладут запас пищи, одежды и орудия труда, что говорило о явных представлениях о загробной жизни. В период позднего палеолита возникают искусство и религия – две важные формы общественной жизни, тесно связанные между собой.

Мезолит , средний каменный век (10-е – 6-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Периодизация мезолита условна, ибо в разных районах мира процессы развития идут с разной скоростью. Так, на Ближнем Востоке уже с 8 тыс. начитается переход к земледелию и скотоводству, что составляет суть нового этапа –неолита.

Неолит, новокаменный век (6–2 тыс. до н. э.). Происходит переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. В 4–3 тысячелетиях в ряде районов мира возникают первые цивилизации.

Первобытное искусство: функции и формы

Искусство в исходном значении слова означает высокую степень мастерства в любой деятельности. В XIX в. термин «искусство» стал употребляться для обозначения только творческой деятельности, нацеленной на то, чтобы создать художественные образы , т. е. образы, способные произвести на людей сильное эстетическое впечатление. Термин «эстетика» происходит от греческого aisthetikos – «чувственный» и связан с чувством красоты, прекрасного.

Древние философы связывали прекрасное с полезностью и целесообразностью, благом. Так древнегреческий философ Сократ называл прекрасными щит, хорошо приспособленный для защиты, копье, приспособленное для точного броска, и т. п. Однако только приспособленностью и полезностью красоту не объяснить. Это понимал Аристотель, который объяснил прекрасное и как гармонию в устройстве и формах. Аристотель был уверен, что «природа стремится к прекрасному», к целесообразной гармонии.

У каждого человека чувство красоты рождается от наблюдения за природой и ее творениями: красивый пейзаж, восход или закат солнца, красивый цветок и т. п. Эти впечатления и формировали понятие о прекрасном как о таком гармоничном сочетании звуков, красок, форм, пропорций, которые вызывали у человека яркие положительные эмоции. Таким образом, сначала человек увидел красоту в природе, а затем стремился создать ее сам.

Об искусстве первобытного общества мы можем судить по изобразительному искусству (скульптуре и живописи), поскольку от музыки и танца не осталось почти никаких следов, хотя они существовали и играли важную роль.

Для первобытного человека создание прекрасного не было главной задачей. Он создавал яркие образы для освоения окружающего мира. И в дальнейшем задачи искусства никогда не сводились только к созданию прекрасного. Его функции много шире: искусство – это способ познания мира через художественные образы.

Среди произведений первобытного изобразительного искусства доминируют два образа. Первый и главный – образ животного, преимущественно крупного, связанный с темой добывания пищи. Второй – образ женщины-матери, связанный с темой продолжения рода.

Примат образа крупного животного понятен. Охота на крупных животных и защита от крупных хищников были самыми эмоционально сильными актами деятельности людей. И человек стремился овладеть этими эмоциями, приспособиться к ним. Поэтому искусство развивалось прежде всего как элемент охотничьей магии . Охотники создавали изображения для ритуалов, направленных на то, чтобы подчинить себе объекты охоты. Образ (макет) животного делался из глины или камней, а также рисовался его контур на стене. Вначале контур был весьма обобщенным. Например, животных в профиль чаще всего изображали только с двумя ногами. Затем рисунок становился все более точным. Глиняные макеты и рисунки красками на открытом воздухе долго не могли существовать. До нас дошло лишь то, что находилось в пещерах.

Наиболее совершенные рисунки найдены в пещерах в предгорьях Пиреней, разделяющих Францию и Испанию. В 40 пещерах найдены росписи, выполненные краской или выцарапанные камнем 20–10 тыс. лет тому назад. Самую известную пещеру Ляско (Франция) называют доисторической Сикстинской капеллой. В ней есть зал гигантских быков, нарисованных красной, черной и желтой охрой. В осевом проходе расположена живописная группа коров и лошадей, нарисованных красной краской. Загадочная композиция: бизон, раненный человеком с птичьим клювом, и носорог, уходящий с места трагедии.

Ряд пещер с рисунками эпохи верхнего палеолита найден в Италии, Грузии, в Монголии, на Урале (Каповая пещера). Наличие принципиально однотипных форм искусства в Европе и Азии показывает, что процесс развития художественного творчества человечества в своей основе был единым.

Помимо крупных наскальных изображений человек в этот период создавал мелкую скульптуру (фигурки животных, вырезанных из кости, дерева, камня), и небольшие рисунки, процарапанные на камне и кости. Широкая практика изготовления фигурок животных говорила о том, что люди хотели иметь их образы вне связи с практической деятельностью. Маленькая фигурка оленя – не объект для охотничьей магии. Она – память и символ большого реального мира. Человек хотел иметь этот образ под рукой. Значит, он доставлял ему эмоциональное удовлетворение и, следовательно, имел эстетическое значение.

Образы животных преобладают и в малых формах. Но в мелкой скульптуре немало и антропоморфных образов. Это преимущественно женские фигурки, в которых подчеркнуты формы, связанные с рождением и кормлением детей. Они также играли очевидную прикладную функцию: были связаны с демографической магией, направленной на сохранение и продолжение рода. Самой знаменитой считается статуэтка из мягкого известняка высотой в 6 см, найденная в Австрии в местечке Виллендорф. Она получила название Венеры Виллендорфской. Характерно отсутствие попыток передать лицо женщины, поскольку художник создавал обобщенный образ, а не индивидуальный.

Декоративное искусство . Кроманьонцы широко использовали подвески, бусы, браслеты. Какая-то их часть имела магическое значение. Например, ожерелье у охотника из зубов убитых зверей. Но нитка белых ракушек у женщины являлась и украшением, ибо подчеркивала овал лица, смуглость кожи и т. п. Первые украшения можно считать и первыми чисто эстетическими произведениями искусства.

От позднего палеолита дошли свидетельства о том, что человек овладел и песенным и танцевальным искусством . Они также связаны с производственной магией, с ритуалами подготовки и завершения охоты. Например, после охоты главная функция песни и танца состояла в том, чтобы выплеснуть избыточные эмоции, которые возникали в процессе опасной охоты. Легко представить себе следующую картину: крупный зверь убит, опасность миновала, люди ликуют, прыгают вокруг зверя, издают крики. Постепенно крики и прыжки начинают согласовываться, идут в определенном ритме. Ритм закрепляется ударно-шумовыми эффектами. Крики приобретают общую тональность: низкие тона у мужчин и высокие у женщин. Люди понимают, что эти действия дают эмоциональную разрядку и культивируют их. Развитию интонации – чередованию звуков разной тональности – способствовала имитация звуков природы, особенно птиц и животных. Овладение ритмом и интонацией ведет к появлению музыки, пения, танцев. На палеолитических стоянках найдены полые кости – первые дудки, свирели. Постепенно люди осознавали, что некоторые мелодии и движения дают наибольшее эмоциональное удовлетворение. Так шел естественный отбор лучших образцов и складывалось представление о каноне красоты.

Подводя итог изложенному, сделаем некоторые выводы по поводу сущности и функций первобытного искусства. Искусство являлось элементом производственной и демографической магии, и в этой связи играло важную роль как способ регулирования и выражения эмоций людей. Оно также имело декоративную функцию, проявлявшуюся в украшении человеком самого себя, предметов быта и орудий труда. Постепенно, в процессе отбора лучших образцов, идет усиление эстетической функции искусства как способа создания прекрасного.

Палеолит

Ранний палеолит

Около 2,588 млн. лет назад начался плейстоцен – самый длительный отдел четвертичного периода геологической истории Земли, а точнее самая ранняя его часть – Гелазская стадия. В это время произошли существенные изменения как в климате Земли, так и в ее биосфере. Очередное понижение температуры привело к уменьшению испарения воды с поверхности океана, вследствие чего леса Восточной Африки стали замещаться саваннами. Столкнувшись с недостатком традиционной растительной пищи (фруктов), предки современного человека стали искать более доступные в сухой саванне источники пищи.

Считается, что примерно к этому же времени (2,5-2,6 млн.

лет назад) относятся самые ранние, грубые и примитивные из ныне найденных каменных инструментов, изготовленных предками современного человека. Хотя совсем недавно, в мае 2015 г., в журнале Nature были опубликованы результаты исследований и раскопок в Ломекви, где были найдены изготовленные пока еще неустановленным гоминидом инструменты, чей возраст оценивается в 3,3 млн.

лет. Так в Африке начался нижний или ранний палеолит – наиболее древняя часть палеолита (древнего каменного века ). В других регионах планеты изготовление каменных инструментов (и, соответственно, наступление палеолита) началось позднее. В западной Азии это случилось около 1,9 млн.

лет назад, на Ближнем Востоке – около 1,6 млн. лет назад, в Южной Европе – примерно 1,2 млн. лет назад, в Центральной Европе – менее миллиона лет назад.

Вероятно, одним из первых изготавливать каменные инструменты стал один из видов австралопитеков – австралопитек гари (лат. Australopithecus garhi). Его останки в возрасте около 2,6 млн.

лет были обнаружены лишь сравнительно недавно, в 1996 г. Вместе с ними были найдены древнейшие каменные инструменты, а также кости животных со следами обработки этими инструментами.

Примерно 2,33 млн. лет назад появился человек умелый (лат. Homo habilis), возможно произошедший именно от австралопитека гари.

тест МХК (10 класс)

Приспосабливаясь к климату саванн, он включил в свой рацион кроме традиционных фруктов корни, клубни и мясо животных. При этом первые люди довольствовались ролью падальщиков, соскабливая каменными скребками остатки мяса со скелетов животных, убитых хищниками, и добывая из расколотых камнями костей костный мозг. Именно хабилис создал, развил и распространил в Африке олдувайскую культуру, расцвет которой пришелся на период 2,4-1,7 млн.

лет назад. Одновременно с человеком умелым существовал и еще один вид – человек рудольфский (лат. Homo rudolfensis), однако в силу крайней малочисленности находок известно о нем очень мало.

Около 1,806 млн.

лет назад началась следующая – Калабрийская – стадия плейстоцена, и примерно в это же время появились два новых вида людей: человек работающий (лат. Homo ergaster) и человек прямоходящий (лат. Homo erectus). Важнейшим изменением в морфологии этих видов стало значительное увеличение размеров головного мозга.

Человек прямоходящий вскоре мигрировал из Африки и широко распространился по Европе и Азии, перейдя от роли падальщика к образу жизни охотника-собирателя, который и доминировал на протяжении оставшейся части палеолита.

Вместе с эректусами распространилась и олдувайская культура (в Европе до открытий Лики она была известна как шелльская и аббевильская).

Живший в Африке человек работающий вскоре создал более совершенную ашёльскую культуру обработки камня, но в Европе и на Ближнем Востоке она распространилась лишь спустя сотни тысяч лет, а до Юго-Восточной Азии и вовсе не добралась. В то же время в Европе параллельно с ашельской возникла еще одна культура – клектонская.

Существовала она по разным оценкам в период времени от 300 до 600 тыс. лет назад и была названа так в честь города Клектон-он-Си в графстве Эссекс (Великобритания), рядом с которым в 1911 г. были найдены соответствующие каменные инструменты. Позже подобные инструменты были найдены в графствах Кент и Саффолк.

Создателем этих инструментов был человек прямоходящий.

Приблизительно 781 тыс. лет назад началась Ионийская стадия плейстоцена. В начале этого периода в Европе появился еще один новый вид – человек гейдельбергский (лат. Homo heidelbergensis). Он продолжал вести образ жизни охотников-собирателей и использовал каменные орудия труда, принадлежащие к ашельской культуре, но несколько более совершенные.

Некоторое время спустя – по разным оценкам от 600 до 350 тыс.

лет назад – появились первые люди, с чертами неандертальца или протонеандертальцы.

К раннему палеолиту относятся и первые попытки человека использовать огонь. Однако достаточно надежные свидетельства управления огнем относятся к самому концу данного периода – времени около 400 тыс. лет назад.

Средний палеолит

Средний палеолит пришел на смену раннему около 300 тыс. лет назад и длился примерно до 30 тыс.

лет назад (в разных регионах временные границы периода могут значительно отличаться). В течение этого времени произошли значительные изменения во всех сферах жизни первобытного человечества, совпавшие с появлением новых видов людей.

Из возникших в конце раннего палеолита протонеандертальцев ко второй половине среднего палеолита (примерно 100-130 тыс.

лет назад) сформировался классический неандерталец (лат. Homo neanderthalensis).

Жившие небольшими родственными группами неандертальцы сумели отлично приспособиться к холодному климату во время последнего ледникового периода и заселили значительные пространства Европы и Азии, не покрытые льдом. Выживание в суровых климатических условиях стало возможным благодаря целому ряду изменений в жизни этих древних людей. Они создали и развили мустьерскую культуру, которая использовала для обработки камня техники Леваллуа и была наиболее прогрессивной на протяжении большей части среднего палеолита.

Усовершенствование охотничьего оружия (копья с каменными наконечниками) и высокий уровень взаимодействия с соплеменниками позволили неандертальцам успешно охотиться на самых крупных наземных млекопитающих (мамонты, зубры и т.п.), чье мясо составляло основу их рациона.

Изобретение гарпуна позволило успешно добывать рыбу, которая стала важным источником пищи в прибрежных районах. Для защиты от холода и хищников неандертальцы использовали укрытия в пещерах и огонь, кроме того на огне готовилась пища.

Для сохранения мяса впрок его начали коптить и сушить. Был развит обмен с другими группами ценным сырьем (охрой, редким высококачественным камнем для изготовления инструментов и т.п.), недоступным в местности, в которой обитала та или иная группа.

Археологические свидетельства и исследования сравнительной этнографии показывают, что люди среднего палеолита жили в эгалитарных (уравнительных) сообществах.

Уравнительное распределение пищевых ресурсов позволяло избегать голода и повышало шансы сообщества на выживание. Члены группы заботились о травмированных, больных и старых соплеменниках, о чем свидетельствуют останки со следами вылеченных травм и в значительном возрасте (конечно, по меркам палеолита – около 50 лет).

Умерших неандертальцы часто хоронили, что приводит некоторых ученых к выводам о развитии у них религиозных верований и концепций, например веры в жизнь после смерти. Об этом может говорить в т. ч. ориентация могил, характерные позы умерших в них, погребение вместе с ними утвари. Однако другие ученые считают, что захоронения проводились по рациональным причинам. Развитие мышления проявилось в появлении первых образцов искусства: наскальных рисунков, декоративных изделий из камня, кости и т.п.

Около 195 тыс.

лет назад в Африке появился анатомически современный человек разумный. Согласно доминирующей в настоящее время гипотезе африканского происхождения человека, спустя несколько десятков тысячелетий анатомически современные люди стали постепенно распространяться за пределы Африки.

Есть некоторые свидетельства того, что около 125 тыс. лет назад, преодолев Баб-эль-Мандебский пролив, они появились на Аравийском полуострове (территория современных ОАЭ), несколько позже – около 106 тыс.

лет назад – на территории современного Омана, а около 75 тыс. лет назад – возможно и на территории современной Индии. Несмотря на то, что останки людей в тех местах, относящиеся к этому времени, не обнаружены, очевидное сходство каменных инструментов, найденных там и в Африке, говорит о том, что они были созданы современным человеком.

Другая группа людей, пройдя долиной Нила, около 100-120 тыс. лет назад достигла территории современного Израиля. Двигавшиеся на юг и восток переселенцы, постепенно заселили юго-восточную Азию, а затем, пользуясь сниженным из-за оледенения уровнем моря, около 50 тыс. лет назад достигли Австралии и Новой Гвинеи, а несколько позже, около 30 тыс.

лет назад – и многочисленных островов к востоку от Австралии.

В Европу первые анатомические современные люди (кроманьонцы) проникли через Аравийский полуостров около 60 тыс. лет назад. Примерно 43 тыс. лет назад началась широкомасштабная колонизация Европы, в ходе которой кроманьонцы активно конкурировали с неандертальцами. В отношении физической силы и приспособленности к климату Европы в период оледенения кроманьонцы уступали неандертальцам, однако опережали их в технологическом развитии.

И уже через 13-15 тыс. лет, к концу среднего палеолита, неандертальцы были полностью вытеснены из своего ареала обитания и вымерли.

Наряду с собственно мустьерской культурой в эпоху среднего палеолита в некоторых регионах существовали и ее местные варианты. Весьма интересна в этом отношении атерийская культура в Африке, которая была открыта в начале XX века недалеко от города Бир-эль-Атер на востоке Алжира, в честь которого и была названа.

Первоначально считалось, что впервые она появилась около 40 тыс. лет назад, затем эта граница была отодвинута до 90-110 тыс. лет. В 2010 г. министерство культуры Марокко опубликовало пресс-релиз, в котором сообщалось, что в доисторических пещерах Ифри н’Амман были обнаружены предметы атерийской культуры, имеющие возраст до 175 тыс.

лет. Кроме каменных инструментов на атерийских стоянках были найдены и просверленные раковины моллюсков, предположительно служившие украшениями, что свидетельствует о развитии у человека эстетических чувств.

В Европе существовали такие ранние и переходные разновидности мустье как тейякская и микокская индустрии. На Ближнем Востоке из мустье развилась эмирийская культура.

В этот же период в Африке существовали также самостоятельные культуры, сформировавшиеся из более ранней ашельской, такие как сангойская и стилбейская. Очень интересна ховисонс-портская культура, возникшая (возможно из стилбейской) в Южной Африке около 64,8 тыс.

лет назад. По уровню изготовления каменных инструментов она соответствует скорее культурам начала позднего палеолита, появившимся спустя 25 тыс. лет. Можно сказать, что по своему уровню она значительно опередила свое время.

Однако, просуществовав чуть более 5 тыс. лет, она исчезает примерно 59,5 тыс. лет назад, а в регионе ее распространения вновь появляются инструменты более примитивных культур.

Поздний палеолит

Поздний палеолит – третья и заключительная стадия палеолита – начался около 40-50 тыс.

лет назад и закончился около 10-12 тыс. лет назад. Именно в этот период современный человек стал сначала доминирующим, а затем и вовсе единственным представителем собственного рода. Изменения в жизни человечества в этот период столь значительны, что носят название революции позднего палеолита.

В течение позднего палеолита происходили значительные изменения климата территорий, заселенных человеком.

Так как подавляющая часть периода пришлась на последний ледниковый период, в целом климат Евразии варьировался от холодного до умеренного. Вместе с изменениями климата менялась площадь ледникового щита, а соответственно и ареал распространения человека. Причем если в северных регионах пригодная для обитания территория уменьшалась, то в более южных она увеличивалась вследствие значительного понижения уровня Мирового Океана, воды которого были сконцентрированы в ледниках.

Так во время максимума ледникового периода, пришедшегося на время 19-26,5 тыс. лет назад, уровень моря упал примерно на 100-125 м. Поэтому многие археологические свидетельства жизни человека, обитавшего в те времена на побережье, сейчас скрыты водами морей и находятся на значительном удалении от современной береговой линии.

С другой стороны оледенение и низкий уровень моря позволили человеку переселиться через существовавший в те времена Берингов перешеек в Северную Америку.

С начала позднего палеолита значительно увеличивается разнообразие артефактов, оставленных людьми. Изготавливаемые инструменты становятся более специализированными, технологии их изготовления усложняются.

Важными достижениями являются изобретения различных видов орудий труда и оружия. В частности, около 30 тыс. лет назад были изобретены копьеметалка и бумеранг, 25-30 тыс. лет назад – лук со стрелами, 22-29 тыс. лет назад – рыболовная сеть. Также в это время были изобретены швейная игла с ушком, рыболовный крючок, веревка, масляная лампа и т.п. Одним из важнейших достижений позднего палеолита можно назвать приручение и одомашнивание собаки, которое произошло по разным оценкам 15-35 тыс.

лет назад (а возможно и раньше). У собаки гораздо лучше чем у человека развиты слух и обоняние, что делает ее незаменимым помощником в охране от хищников и на охоте.

Более совершенные инструменты и оружие, методы охоты, строительства жилья и изготовления одежды позволили человеку значительно увеличить численность и заселить неосвоенные ранее территории. К позднему палеолиту относятся наиболее ранние свидетельства организованных поселений людей.

Некоторые из них использовались круглый год, хотя чаще люди перемещались из одного поселения в другое в зависимости от сезона вслед за источниками еды.

Вместо единственной господствующей культуры в разных местах возникают разнообразные региональные культуры с многочисленными местными разновидностями, существующие частью одновременно, частью сменяя друг друга. В Европе это шательперонская, селетская, ориньякская, граветтская, солютрейская, бадегульская и мадленская культуры.

В Азии и на Ближнем Востоке – барадостская, зарзийская и кебарская.

Кроме того в этот период начинается расцвет изобразительного и декоративно-прикладного искусства: позднепалеолитический человек оставил множество наскальных рисунков и петроглифов, а также художественных изделий из керамики, кости и рога.

Одна из повсеместно встречающихся разновидностей – женские фигурки, так называемые палеолитические Венеры.

СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ: материальная культура чел. Основные стоянки.

Средний палеолит, или Средний древний каменный век - эпоха, длившаяся в период от 150 000 до 30 000 лет назад.

Культуры верхнего палеолита

Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит Европы называют эпохой мустье по известному археологическому памятнику во Франции. Средний палеолит хорошо исследован.

Характеризуется широким расселением человека в результате которого палеоантроп (человек среднего палеолита) расселился практически по всей свободной от ледника территории Европы. Значительно выросло количество археологических памятников. Территория в Европе заселяется до Волги.

Мустьерские стоянки появляются в бассейне Десны, верховьях Оки, Среднем Поволжье. В Центральной и Восточной Европе памятников среднего палеолита в 70 раз больше, чем раннего палеолита. Одновременно появляются местные группы и культуры, что становится основой для рождения новых рас и народов.

Орудия труда Усовершенствовалось производство каменных орудий труда. Каменная индустрия того времени носит название «леваллуа». Она характеризуется сколом отщепов и пластин со специально подготовленного дисковидного «нуклеуса». Они отличаются стойкостью форм.

Двусторонне обработанные орудия труда в отдельных регионах используются и в среднем палеолите, но существенно изменяются. Ручные рубила уменьшаются в размерах, часто изготовляются из отщепов.

Появляются листоподобные наконечники и наконечники разных типов, которые использовались в сложных орудиях труда и оружии, например в метательных копьях. Типичное орудие труда мустье - скребло - имеет многолезвенные формы. Мустьерские орудия труда многофункциональны: они служили для обработки дерева и шкур, для стругания, резания и даже сверления.Считают, что европейское мустье развилось в двух основных зонах - в Западной Европе и на Кавказе - и оттуда распространились по всей Европе.

Прямая связь между средним и ранним палеолитом установлена в редких случаях.Археологические культуры разделяют на раннемустьерские (существовали в рисс-вюрмский период) и позднемустьерские (Вюрм І и Вюрм ІІ; абсолютный период - 75/70-40/35 тыс.

лет назад).Археологические памятники Мустьерские памятники достаточно чётко разделяются на базовые лагеря (остатки которых часто находят в больших и хорошо закрытых пещерах, где образовались мощные культурные слои с достаточно разнообразной фауной), и на временные охотничьи лагеря (бедная индустрия).

Встречаются и мастерские для добычи и первичной обработки камня. Базовые лагеря и временные охотничьи стоянки размещались как в пещерах, так и под открытым небом.У кантоне Берн (Швейцария) найдены Мустьерские места добычи кременя в виде вертикальных ям глубиною 60 см, выкопанных роговыми орудиями труда. Тут происходила первичная обработка кременя.В Балатенловаше (Венгрия) были шахты по добыче красителей.В юго-западной Франции мустьерские стоянки найдены под скальными навесами и в малых пещерах, которые редко превышают 20-25 м в ширину и глубину.

Пещеры в Комб Гренаде и Ле Пейраре (Южная Франция) были углублены.Жилища из костей мамонта с остатками кострищ в середине под открытым небом найдены на стоянке Молодова І на Днестре.До конца Вюрма І сооружаются большие с несколькими кострищами жилища, найденные во Франции (Ле Пейрар, Во-Де-Л’Обезье, Эскишо-Грано).

Остатки десяти небольших жилищ найдены в низовьях реки Дюране (Франция) Археологические культуры Исследованиями Ф. Борда выявлены разные культуры, которые не были привязаны к территории. В одно и то же время в одном районе могли сосуществовать разные культуры. Пути развития определяются ограниченностью используемого сырья, уровень развития техники, определённый набор орудий труда.

Выделяют леваллуазский, зубчатый, типичный мустьерский, шарантский, понтийский и др. пути развития. Выводы Борда о существовании «мустьерских культурных общностей» были подвергнуты критике Л. Бинфордом.Увеличилась оседлость, которая должна была способствовать консолидации человеческих коллективов, которые жили оседло.

Высокий уровень родовых социальных отношений. Например, человек, который потерял руку, жил ещё долгое время после утраты трудоспособности, такую возможность мог дать ему коллектив..

Археологическая периодизация истории. Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества.

В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д.

С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д.

По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века – каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс.

лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи подразделяются на периоды – ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» – около города Шель в Северной Франции, «Костенки» – от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец.

Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда.

Затем начинается изготовление специализированных орудий – это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор.

В мезолите преобладают микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит характеризуется изготовлением шлифованных орудий труда из мягких пород камня – нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника пиления и сверления отверстий в камне.На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем.Бронзовый век (лат.– энеолит; греч.– халколит) начался в Европе с III тыс.

до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации – Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке. На Нижнем Дону исследованы поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер.Первые изделия из железа появляются на территории России в X–VII вв.

до н.э.– среди племен, обитавших на Северном Кавказе (скифы, киммерийцы), в Поволжье (дьяковская культура), Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные миграции различных народов с востока, проходившие через территорию Центральной России и донские степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных условиях развиться в цивилизации и государства.Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в.

Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. Период дикости – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство.

Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д.

В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:эпоха первобытного стада;эпоха родового строя;эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).Все названные системы периодизации по-своему несовершенны.

Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI-XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи.

Поэтому оптимальная система периодизации должна учитывать наибольшее число показателей развития общества.

ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ: искусство и религиозные представления. В позднем палеолите происходят крупные сдвиги в развитии производительных сил и человеческого общества в целом. Наиболее ярким выражением зрелости человеческого обществ в позднем палеолите является возникновение искусства и сложение всех основных элементов первобытной религии.

Появляется пещерная живопись, скульптурные изображения людей и животных, гравировка на кости, различные украшения; преднамеренные захоронения людей с орудиями труда, оружием и украшениями. Большая часть памятников верхнего палеолита имеет безусловно религиозный характер. Описание и систематизация их требуют времени, которого у нас нет, но мы не должны забывать, что, по верному замечанию современного американского философа Хьюстона Смита «Религия в первую очередь не собрание фактов, но собрание смыслов.

Можно бесконечно перечислять богов, обычаи и верования, но если это занятие но дает нам возможность увидеть, как с их помощью люди преодолевали одиночество, горе и смерть, то сколь бы безукоризненно точно это перечисление не было сделано, оно не имеет к религии ни малейшего отношения».

Попробуем же за фактами верхнепалеолитических находок увидеть их значение в духовных исканиях кроманьонца.Возникают первые упорядоченные формы социальной организации – род и родовая община. Формируются основные черты первобытного общества последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение в коллективах.35 - 12 тыс.

лет назад - наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры. Северная и Южная Америка были колонизированы людьми через существовавший в древности Берингов перешеек, который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив.

Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона. Многочисленные перемены в образе жизни человека связывают с климатическими изменениями этой эпохи, для которого характерно начало нового ледникового периода.

Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века - современников мамонта.

В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках.

Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие. В верхнем палеолите, как мы видим, усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир.

Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего палеолита теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме - в скульптуре и резьбе.

Без этих предварительных условий, без этих технических достижений, рождённых непосредственной трудовой практикой по изготовлению орудий труда, не могли бы возникнуть ни живопись, ни художественная обработка кости, которыми в основном представлено известное нам искусство палеолита Самое замечательное и самое важное в истории первобытного искусства заключается в том, что оно с первых своих шагов пошло в основном по пути правдивой передачи действительности. Искусство верхнего палеолита, взятое в лучших его образцах, отличается удивительной верностью природе и точностью в передаче жизненно важных, наиболее существенных признаков.

Уже в начальное время верхнего палеолита, в ориньякских памятниках Европы, обнаруживаются образцы правдивого рисунка и скульптуры, а также одинаковые с ними по духу пещерные росписи. Появлению их, разумеется, предшествовал определённый подготовительный период.. Искусство палеолита имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир.

Возникновение искусства, означавшее огромный шаг вперёд в познавательной активности человека, вместе с тем во многом способствовало укреплению социальных связей.

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год.

(0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

ИСКУССТВО КАМЕННОГО ВЕКА

первые его малые формы нашел Э. Ларте при раскопке пещеры в 60-е г. XIX в., вскоре после признания открытий Буше де Перта (см. доисторическое искусство). На рубеже мезолита анимализм (изображение животных) иссякает, сменяясь большей частью схематическими и орнаментальными произведениями.

Лишь в небольших регионах — испанский Левант, Кобыстан в Азербайджане, Зараутсай в Средней Азии и неолитических наскальных рисунках (петроглифы Карелии, наскальные рисунки Урала) продолжалась монументально-сюжетная традиция палеолита.

Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии.

В 1959 г. зоолог А. В.

Культура палеолита

Рюмин открыл палеолитические рисунки в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры на втором, труднодоступном ярусе.

Вначале было обнаружено 11 рисунков: 7 мамонтов, 2 лошади, 2 носорога.

Все они сделаны охрой — минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской.

Местами рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадраты, кубики, треугольники. Одни изображения напоминали хижину, другие — сосуд и т.

Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы «прочитать» эти рисунки.

Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности — само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Углеродный анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше 30 тыс.

лет, самые поздние — ок. 12 тыс. лет.

В позднем палеолите распространенным становится скульптурное изображение обнаженных (реже в одежде) женщин.

Размеры статуэток невелики: всего 5 — 10 см и, как правило, не более 12 — 15 см в высоту. Вырезаны они из мягкого камня, известняка или мергеля, реже из стеатита или слоновой кости. Такие фигурки — их называют палеолитическими венерами — найдены во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехословакии, на Украине, но особенно много найдено их на территории России.

Принято считать, что фигурки обнаженных женщин изображают богиню-прародительницу, так как они подчеркнуто выражают идею материнства, плодородия. Многочисленные статуэтки представляют зрелых, полногрудых женщин, с большим животом (вероятно, беременных).

Среди женских статуэток есть и фигуры в одежде: обнажено только лицо, все остальное затянуто в своеобразный меховой «комбинезон». Сшитый шерстью наружу, он плотно облегает тело с головы до ног. Особенно ясно виден костюм человека древнекаменного века на статуэтке, найденной в 1963 г.

в Бурети.

Мех одежды обозначен полукруглыми ямками и насечками, расположенными в определенном ритмическом порядке. Этих ямок нет только на лице.

От выпуклого лица мех резко отделен глубокими узкими желобками, образующими валик — густую пушистую кайму капора. Широкий и плоский капюшон заостряется кверху.

Очень похожую одежду носят до сих пор арктические охотники на морского зверя и оленеводы тундры. Это и неудивительно: 25 тыс. лет назад на берегах Байкала тоже была тундра.

Холодные, пронзительные зимние ветры заставляли палеолитических людей, как и современных жителей Арктики, закутываться в одежды из меха.

Очень теплая, такая одежда вместе с тем не стесняет движений, позволяет очень быстро передвигаться.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором.

Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках В.

Средней Европы. Что же означает этот «абстрактный» узор и как он возник? Уж очень не вяжется геометрический стиль с блестящими по реализму рисунками пещерного искусства. Откуда же взялся «абстракционизм»? И насколько абстрактен этот орнамент?

Изучив с помощью увеличительных приборов структуры срезов бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой.

Но древние художники не только копировали природу. Они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы, преодолевая мертвую монотонность рисунка.

В эпоху мезолита и неолита искусство продолжало развиваться. Интересны памятники древнейшего искусства Средней Азии и Причерноморья, истоки которых лежат на Ближнем и Среднем Востоке. Благоприятное сочетание природных условий Ближнего и Среднего Востока позволило человеку еще в мезолите от охоты и собирательства перейти к сельскому хозяйству.

Бурно развивались здесь и архитектура и искусство (см. доисторическое искусство).

Каменный век

Камменный век -- древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

*Палеолит:

Нижний палеолит -- период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

Средний палеолит -- период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

Верхний палеолит -- период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

*Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

*Неолит -- эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Палеолит

Период древнейшей истории человечества, захватывающий временную эпоху с момента выделения человека из животного состояния и появления первобытно-общинного строя до окончательного отступления ледников. Термин был придуман археологом Джоном Либбоком в 1865 году. В палеолите человек начал использовать каменные орудия в своей повседневной жизни. Каменный век охватывает большую часть истории человечества (около 99 % времени) на земле и начинается 2,5 или 2,6 млн. лет назад. Каменный век характеризуется появлением каменных инструментов, сельского хозяйства и завершением плиоцена около 10 тыс. лет до н. э. Эпоха Палеолита заканчивается с наступлением Мезолита, который в свою очередь завершился неолитической революцией.

Во времена палеолита люди жили вместе в небольших общинах, таких как племена и занимались собиранием растений и охотой на диких животных. Палеолит характеризуется использованием преимущественно каменных орудий, хотя также применялась древесина и костяные инструменты. Природные материалы адаптировались человеком для использования их в качестве инструментов, так были в ходу кожа и растительные волокна, но, учитывая их недолговечность они не смогли сохраниться до наших дней. Человечество в течение палеолита постепенно эволюционировало от ранних представителей рода Homo, таких, как Homo habilis, которые использовали простые каменные орудия до анатомически современного человека (Homo sapiens sapiens). В конце Палеолита, во время Среднего и Верхнего Палеолита люди начали создавать первые произведения искусства и стали заниматься религиозными и духовными обрядами, такими как захоронение мёртвых и религиозные ритуалы. Климат во времена палеолита включал ледниковые и межледниковые периоды, в которых климат периодически изменялся от теплых до холодных температур.

Нижний палеолит

Период, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis . Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила свое название в честь места, где были найдены первые каменные инструменты -- Олдувайского ущелья в Танзании. Живущие в эту эпоху люди существовали преимущественно за счёт мяса умерших животных и собирательства дикорастущих растений, так как охота в это время не была ещё распространена. Около 1,5 млн лет назад появился более развитый человеческий вид -- Homo erectus. Представители данного вида научились использовать огонь и создавали более сложные рубящие инструменты из камня, а также расширили ареал своего обитания за счёт освоения Азии, что подтверждается находками на плато Жойкудан в Китае. Около 1 млн лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.

Средний Палеолит

Период начался около 200 тыс. лет назад и является наиболее изученной эпохой, в течение которой жили неандертальцы (120-35 тыс. лет назад). Наиболее известные находки неандертальцев относятся к Мостерианской культуре. В конце концов неандертальцы вымерли и были заменены современными людьми, которые впервые появились в Эфиопии около 100 тыс. лет назад. Несмотря на то, что культура неандертальцев считается примитивной, есть данные, что они чтили своих стариков и практиковали ритуалы погребения, которые организовывались всем племенем. В это время произошло расширение ареала обитания людей и заселения ими неосвоенных территорий, таких как Австралия и Океания. Народы Среднего Палеолита демонстрируют неопровержимые доказательства, что у них начало преобладать абстрактное мышление, выраженное, например в организованном захоронении умерших. Недавно, в 1997 году на основании анализа ДНК первого неандертальца ученые Мюнхенского университета сделали вывод - различия в генах слишком велики чтобы считать неандертальцев предками кроманьольцев (т. е. современных людей). Эти выводы были подтверждены ведущими специалистами из Цюриха, а позже и всей Европы и Америки. В течение длительного времени (15-35 тысяч лет) неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали и враждовали. В частности, на стоянках и неандертальцев и кроманьонцев были обнаружены обглоданные кости другого вида.

Верхний палеолит

Около 35-10 тыс. лет назад завершился последний ледниковый период и современные люди в течение данного периода расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.

Северная и Южная Америка были колонизированы людьми через существовавший в древности Берингов перешеек, который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив. Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона.

Мезолит

Период между палеолитом и неолитом, X--VI тысяч лет до нашей эры. Период начался с завершения последнего ледникового периода и продолжался по повышение уровня мирового океана, что вызвало необходимость людей адаптироваться к окружающей обстановке и находить новые источники своего пропитания. В этом периоде появились микролиты -- миниатюрные каменные инструменты, которые значительно расширили возможности применения камня в повседневной жизни древних людей. Однако, термин «мезолит» также используется и в качестве обозначения каменных инструментов, которые были привезены в Европу из Древнего Ближнего Востока. Микролитические инструменты значительно повысили эффективность охоты, а в более развитых поселениях (например, Лепенский Вир) использовались также и для рыбалки. Вероятно, в этой временной эпохе произошло приручение собаки в качестве помощника на охоте.

Неолит

Новый каменный век характеризовался появлением сельского хозяйства и скотоводства во время так называемой неолитической революции, развитием гончарного ремесла и появлением первых крупных поселений людей, таких как Чатал-Гуюк и Иерихон. Первые культуры неолита появились около 7000 до н. э. в зоне так называемого «плодородного полумесяца». Сельское хозяйство и культура распространились в Средиземноморье, долине Инда, Китае и странах Юго-Восточной Азии.

Увеличение численности населения привело к возрастанию потребности в растительной пище, что способствовало быстрому развитию сельского хозяйства. При ведении сельскохозяйственных работ стали применяться каменные инструменты для обработки почвы, а при сборе урожая начали использоваться приспособления для жатвы, измельчения резки растений. Впервые начали строиться крупномасштабные каменные сооружения, такие как башни и стены Иерихона или Стоунхендж, что демонстрирует появление в неолите значительных людских и материальных ресурсов, а также форм сотрудничества между большими группами людей, которые позволяли вести работы над крупными проектами. В эпоху неолита появилась регулярная торговля между различными поселениями, люди начали перевозить товары на значительные расстояния (многие сотни километров). Поселение Скара-Брей, расположенное на Оркнейских островах недалеко от Шотландии является одним из лучших примеров неолитической деревни. В поселении использовались каменные кровати, полки и даже помещения для туалетов.

Культура каменного века

Культурную историю человека принято делить на две большие эпохи: культуру первобытного общества и культуру эпохи цивилизации . Эпоха первобытного общества охватывает большую часть истории человечества. Самые древние цивилизации возникли всœего 5 тысяч лет тому назад. Первобытная эпоха в основном приходится на каменный век – период, когда основные орудия труда изготавливались из камня. По этой причине историю культуры первобытного общества легче всœего разделить на периоды на основе анализа изменений в технике изготовления каменных орудий. Каменный век делится на:

палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

мезолит (среднекаменный) – от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

неолит (новокаменный) – от 6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелœетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

Первым периодом каменного века является палеолит, в рамках которого выделяют ранний, средний и поздний периоды.

Ранний палеолит (до рубежа в 100 тыс. лет до н. э.)- ϶ᴛᴏ эпоха архантропов. Материальная культура развивалась очень медленно. Более миллиона лет понужнобилось на то, чтобы от грубо оббитых галек перейти к рубилам, у которых края ровно обработаны с обеих сторон. Примерно 700 тыс. лет тому назад начат процесс овладения огнем: люди поддерживают огонь, полученный природным путем (в результате ударов молнии, пожаров). Главные виды деятельности – охота и собирательство, основной вид оружия – дубина, копье. Архантропы осваивают естественные укрытия (пещеры), строят хижины из прутьев, которыми перекрывают каменные валуны (юг Франции, 400 тыс. лет).

Средний палеолит – охватывает период от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. э. Это эпоха палеоантропа–неандертальца. Суровое время. Обледенение значительной части Европы, Северной Америки и Азии. Вымерли многие теплолюбивые животные. Трудности стимулировали культурный прогресс. Совершенствуются средства и приемы охоты (облавная охота͵ загоны). Создаются весьма разнообразные рубила, а также используются сколотые с ядрища и обработанные тонкие пластины – скребки. При помощи скребков человек стал изготавливать теплую одежду из шкур зверей. Научился добывать огонь путем сверления. К этой эпохе относятся намеренные захоронения. Часто умершего хоронили в виде спящего: руки согнуты в локте, у лица, ноги полусогнуты. В могилах появляются предметы быта. А это значит, что появились какие-то представления о жизни после смерти.

Поздний (верхний) палеолит – охватывает период от 40 тыс. до 10 тыс. лет до н. э. Это эпоха кроманьонца. Кроманьонцы жили большими группами. Выросла техника обработки камня: каменные пластины пилятся и сверлятся. Широко используются костяные наконечники. Появилась копьеметалка – доска с крючком, на которую клался дротик. Найдено много костяных иголок для шитья одежды. Дома представляют собой полуземлянки с каркасом из веток и даже из костей животных. Нормой стало погребение покойников, которым кладут запас пищи, одежды и орудия труда, что говорило о явных представлениях о загробной жизни. В период позднего палеолита возникают искусство и религия – две важные формы общественной жизни, тесно связанные между собой.

Мезолит , средний каменный век (10-е – 6-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Периодизация мезолита условна, ибо в разных районах мира процессы развития идут с разной скоростью. Так, на Ближнем Востоке уже с 8 тыс. начитается переход к земледелию и скотоводству, что составляет суть нового этапа –неолита.

Неолит, новокаменный век (6–2 тыс. до н. э.). Происходит переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. В 4–3 тысячелœетиях в ряде районов мира возникают первые цивилизации.

Каменный век (1,5 млн-6 тыс. лет назад) является наиболее продолжительным и наименее изученным периодом человеческой истории. На его протяжении произошло становление человека современного физического типа, формирование основных современных рас, развитие охотничье-рыболовного, земледельческого и скотоводческого видов хозяйства и соответственных им наборов орудий труда и оружия.

Основным материалом, по которому восстанавливается самая ранняя история этого громадного промежутка времени — палеолит, являются каменные изделия. Гораздо реже встречаются изделия из кости, антропологические остатки ископаемых людей. С мезолитической эпохи источниковедческий фундамент археологии значительно расширяется: во-первых, более молодой возраст памятников способствует сохранению части предметов, ранее исчезавших без следа (например, дерево); во-вторых, исследователи находят значительное количество погребений, являющихся неоценимым источником сведений о внешнем облике, хозяйстве и религиозных представлениях наших предков (палеолитические погребения единичны); в-третьих, геологические изменения рельефа (резкие колебания климата, оледенения, горообразовательные процессы и т. д.) уже не оказывают существенного влияния на сохранность мезолитических стоянок и могильников, так как они не столь заметно ощутимы на таком «коротком», по геологическим меркам, отрезке времени.

Неолитическая эпоха добавила новые источники: керамику, шлифованные изделия из камня, остатки жилищ и хозяйственных построек, ранее встречавшиеся крайне редко. В это время возникло и сформировалось производящее хозяйство — земледелие (в южных районах Евразии) и скотоводство (в степной и лесостепной полосе Евразии).

Все хронологические и культурные подразделения каменного века известны на Алтае (территориально — Горный Алтай и его предгорья, Салаир, юго-западные отроги Горной Шории, Предалтайская равнина, Кулунда). Однако их изученность неоднородна. Причина этого (особенно на ранних этапах эпохи камня) кроется в том, что в степных и лесостепных районах Отсутствуют выходы пригодного для обра-, ботки камня, от наличия которого зависело все охотничье хозяйство древнего человека. Поэтому, видимо, первобытные племена ограничивались более или менее длительными охотничьими экспедициями в степь, но постоянных поселков не устраивали. Лесостепные зоны Алтая полностью были освоены во времена мезолита-неолита, когда появилась новая техника обработки камня и достаточно развился многоступенчатый межплеменной обмен, позволявший древним людям поддерживать в готовности вооружение и орудия труда, не организуя опасных походов за сырьем, а обменивая его у соседей на пушнину, продукты промыслов, изделия.

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Искусство палеолита………………………………………………….........4

2. Эпоха мезолита……………………………………………………………..9

3. Новый каменный век……………………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………….…13

Список литературы……………………………………………………………....14

Введение

Каменный век - древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня. Он начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э. Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит.

Первобытная или, иначе, примитивная культура территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

1. Искусство палеолита

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода -- каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Причинами возникновения искусства считаются потребность человека в красоте, радости творчества и верования того времени.

Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии. В 1959 г. зоолог А. В. Рюмин открыл палеолитические рисунки в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры на втором, труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено 11 рисунков: 7 мамонтов, 2 лошади, 2 носорога. Все они сделаны охрой - минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской. Местами рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадраты, кубики, треугольники. Одни изображения напоминали хижину, другие - сосуд и т. д. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы “прочитать” эти рисунки. Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности - само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Углеродный анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше 30 тыс. лет, самые поздние - ок. 12 тыс. лет.

На основании археологических находок на территории современной Франции были определены хронологические рамки этапов палеолита - «древнекаменного века» для Центральной Европы: - нижний (ранний) палеолит наименован периодом Ашёль (Acheul), по названию местности Сент-Ашель близ Амьена - 1 млн. - 40 тыс. лет до н. э.; - средний палеолит - Мустьё (Moustier), по местности на юго-западе Франции - 40-35 тыс. лет до н. э.; - верхний палеолит включает три стадии: Ориньяк (Aurignac), по названию селения на северном склоне Пиренеев - 35-20 тыс. лет до н.э.; Солютрё (Solutre), по названию селения близ г. Масона в центральной части Франции - 20-15 тыс. лет дон. э., и Мадлён (Magdalen), по местности в долине р. Дордонь в юго-западной Франции -15-12 тыс. лет до н. э.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду. Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные фигуры, так называемые «палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки, очень далёкие от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они не воспроизводили конкретную натуру, а создавали некий обобщённый образ женщины -- матери, символ плодородия и хранительницы очага. В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел здесь передать первобытный художник с впечатлительной душой, а -- строгой геометричностью линий и объемов -- силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и. родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости. Люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

Рис. 1 Венера Виллендорфская, Известняк, Австрия. Изображение богини-матери, охранительницы родового очага.

С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века -- написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер -- пещерные росписи. Первобытные люди верили, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. То же самое характерно и для искусства современных отсталых народов. Живописные, графические и скульптурные произведения их, близкие по духу и характеру образцам искусства древнекаменного века, изготовлялись прежде всего для того, чтобы с помощью средств колдовства, магии воздействовать на реальные существа, получить над ними неодолимую власть, в частности, обеспечить удачную охоту.

Рис. 2 Бизон. Роспись на скале. Пещера Альтамира. Испания.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках В. и Средней Европы. Что же означает этот “абстрактный” узор и как он возник? Уж очень не вяжется геометрический стиль с блестящими по реализму рисунками пещерного искусства. Откуда же взялся “абстракционизм”? И насколько абстрактен этот орнамент? Изучив с помощью увеличительных приборов структуры срезов бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу. Они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы, преодолевая мертвую монотонность рисунка.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 -- 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда, пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком -- быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность. Усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

2. Эпоха мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), климатические условия на планете изменились. Некоторые животные, на которых охотились, исчезли, на смену им пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Первобытнообщинный строй развивался и укреплялся уже с преобладанием патриархата, т. е. отцовского начала, отцовского рода, над матриархатом. И главное - простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент.

Эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. Центральное место в наскальной живописи заняли сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного

Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные периоды из жизни охотников того времени. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, служащими для изображения массовых сцен. Человек для первобытного художника - прежде всего воплощённое движение. фигуры освободились от всего, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек часто играет уже главенствующую роль.

Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане - фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором - тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко, они, как правило, статичны и безжизненны.

3. Новый каменный век

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело к заселению новых территорий. Человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т.е. в местах, защищённых от внезапного нападения. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель.

В новокаменный век люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество. Появление керамики -- один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому иногда называют керамическим веком. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой. Обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный в природе материал.

Керамика имела большое значение и в развитии в нем того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное вое большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной, изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Знаменательно, что искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у африканских племен, сохранивших первобытнообщинные отношения. Так, в Южной Африке оно было живо до проникновения туда европейцев. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю -- неолитическая.

Заключение

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества.

Список литературы

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1990.

2. Ларичев В.Е. Пещерные чародеи. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980.

3. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 1996.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989.

5. Энциклопедия для детей. Т. 7, ч. 1. Искусство. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. - М.: Аванта+, 1999.

  1. Культура Китая (5)

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Стоянки, последовательно занимаемые людьми каменного века Яншао, представителями культуры «Луншань», промежуточной между Яншао... , было найдено связующее звено между культурой камен­ного века Яншао и шанской эпохой. Период Луншани...

  2. Культура серебряного века в русском искусстве

    Реферат >> Культура и искусство

    Основными столпами культуры Серебряного века Иванова К.Е. Эстетика Серебряного века : пролегомены к... и творчества, своего рода философский камень искусства. Были в этом стремлении... что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они...

  3. Культура эпохи неолита

    Реферат >> Культура и искусство

    Ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбины к месту... всего прочего, памятники культуры левого каменного века , когда человек только-только... истинные причины, побудившие людей каменного века построить стоунхенджский кромлех, в...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!