Интересные лекции по истории. Интернет-образование где слушать самые увлекательные лекции об истории и культуре

Лекция 1. История как наука. План:

1. История как наука, её понятийный аппарат и место в гуманитарном

2. Стадиальный (формационный) и цивилизационный подходы.

3. Исторические источники изучения истории России.

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Литература:

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: «Наука», 1973. Методология истории / под ред. А.Н.Алпеева и др. Минск: «Тетра

Системс», 1996.

Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже 21-го века // ОНС, 1999,

Про А. Двенадцать уроков по истории (уч. пособие). М.: «Аспект Пресс», 2002.

Эйдельман Н. Последний летописец. М.: ВАГРИУС, 2004.

1. В обществе существуют и существовали разные мнения по вопросу о том, следует ли изучать историю, и какова ценность этой науки. От заявлений, что история это наука наук, до знаменитого афоризма Г.Форда: «История – это чушь», или мнения, выраженного философом Ф.Ницше, что знание истории мешает историческому действию. Налицо, однако, любопытный факт: все люди, так или иначе, имеют определённые представления об истории, человек, который не имел бы их вовсе, оказался бы совершенно беспомощным перед лицом общественных проблем.

Знакомое нам всем слово «история» как элемент обыденной речи может иметь различные значения. Вспомним, что отвечает известный литературный герой романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» на вопрос о роде занятий: не историк ли он? «Да, я историк, сегодня на Патриарших будет интересная история» (и мы помним какая история – Берлиозу трамвай отрезал голову). Воланд прибегает к игре слов: в его устах «история» означает уже просто происшествие. В этом смысле слово «история» нас интересовать не будет.

Нам важны те смыслы, что связаны с научным употреблением слова. Слово «история» - греческое, точнее, древнегреческое и означает в буквальном переводе «исследование», рассказ, повествование о том, что изучено, исследовано. И в науке этот термин имеет два значения. Он может обозначать, во-первых, всякий процесс развития в природе и обществе. В этом случае можно говорить об истории Мироздания (так называемая «Большая история»), истории Земли, истории отдельных наук – физики, права и т.д. Уже в древности возник термин «естественная история» - описание природы. Применительно к обществу история – процесс развития общества, как в целом, так и отдельных стран. Во-вторых, история – наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности,

многообразии с целью понимания настоящего. История человечества, хотя и составная часть Природы, имеет самостоятельное значение. Нас будет интересовать история в этом, втором смысле. Замечательно точное определение историческому знанию дал знаменитый французский историк века Марк Блок: история – это «наука о людях во времени». Здесь значимо каждое слово. Если история это – наука о человеке , значит, принадлежит она к комплексу гуманитарных наук, если о«людях» (вспомним, что Аристотель о человеке говорил – «общественное животное»), то она – наука общественная. Так оно и есть, история принадлежит одновременно к гуманитарным и к общественным наукам. Если историческое знание естьнаука , то оно может устанавливать какие-то закономерности, тенденции. Что касается до замечания М.Блока о том, что наука история касается людей«во времени», то об этом разговор ещё впереди.

Субъект истории – человек, творец истории и сам её продукт. Известна фраза К.Маркса в работе «Святое семейство» о том, что история есть не что иное, как процесс достижения человеком своих целей.

Различные исследователи прослеживают ход процессов в различных аспектах: материальном производстве, изменениях общественного устройства, развитии наук и культуры. И, действительно, на развитии общества сказываются многие факторы: развитие производства, социальные отношения, географическая среда, плотность и рост народонаселения, определённая система ценностей, господствующих в обществе. В первой половине 20-го века выделилась группа французских учёных, работавших в редакции журнала «Анналы», они уделяли особое внимание изучению социальных проблем, которые рассматривались через эволюцию менталитета, устойчивых форм культуры разных эпох. Это подход остаётся актуальным и наиболее распространённым и сейчас.

История как общественная наука выполняет важнейшие социальные функции:

- позволяет проследить господствующие тенденции общественного развития и в разумных рамках дать некоторые прогнозы, касающиеся будущего (прогностическая функция);

- в единстве с другими общественными науками история помогает выработать принципы, основы руководства общественной жизнью, её регулирования (научно-познавательная, эвристическая функция).

Очень велика роль исторического знания в развитии национальных культур, формировании идеологий, воспитании подлинно патриотических чувств. В этом проявляются сразу три тесно связанные функции: социальной памяти, воспитательная и политико-идеологическая.

Как наука история имеет свои специфические приёмы, нормы и правила деятельности. Их называют методами. Специально историческими являются методы сравнительно-исторический, историко-генетический (прослеживающий этапы возникновения явления), историко-типологический (метод классификации изменчивых систем), ряд специфических количественных методов. Особенностью работы историка является то, что в

итоге исследования историк создаёт повествования («нарративы»), в чём-то похожие на литературные сюжетные повествования.

Историческая наука исходит также из определённых принципов, собственно, методы являются приложением принципов. Важнейшим принципом исторической науки является принцип «историзма», т.е. рассмотрения явлений во взаимосвязанном развитии, из этого принципа следует уникальность (повторяются некоторые стороны, но не вся целостность) исторических явлений.

2. Историческая наука в её не очень современных формах возникла в глубокой древности, в Древней Греции, и «отцом истории» называют греческого историка Геродота (V век до н.э.). В Греции и Риме жили великие историки: Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Тацит. В античности преобладало представление о цикличности исторических изменений. Таковы были, например, взгляды римского историка, грека по происхождению, Полибия. Античные религии, не особенно интересовавшиеся проблемами морали, не рассматривали и проблемы смысла истории, а, значит, и направления исторического развития. Философии истории в это время, собственно, не было. Она родилась в контексте христианского миропонимания, когда история обрела смысл и направление. Первым христианским философом истории считается Августин Блаженный, автор книги «О Граде Божьем». Поводом к написанию книги стал захват «вечного города» германцами. Для Августина история объективно имела смысл – это было развитие человечества, отпавшего от Бога, по пути к искуплению. История имела начало – грехопадение и конец – второе пришествие и Страшный суд. Содержанием исторического процесса было для Августина сосуществование двух «градов» (общин) – земного и божьего. Первый может быть понят как государство, а второй как община подлинно верующих, предопределённых к спасению, его зримым образом является церковь. Центральным событием истории, определившим саму возможность Спасения, была жизнь и проповедь Иисуса. Уже в силу этого история могла быть разделена на этапы, к тому же, Августин воспринял идею смены земных империй, в силу которой история развивается как бы с Востока на Запад. Римская империя оказывалась последним земным «градом», в лоне которого могла существовать и развиваться Церковь.

Новое время мало интересовалось богословием, но, по сути дела, воспроизвело и повторило имевшуюся у Августина идею поступательного, а, значит, ступенчатого развития истории. Варианты стадиальной теории создавали А.Тюрго, А.Кондорсе, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс и другие мыслители, предлагавшие разные критерии общественного прогресса. Многие видели в истории развитие свободы. Гегель придал этому завершённый схематизм: все рабы – первобытность, один свободен – Восток, некоторые свободны – Античность, все свободны – прусская монархия. Маркс создал другую форму стадиальности, утверждая, что существуют 5 общественно-исторических целостностей – формаций, закономерно сменяющих друг друга (первобытно-общинная, рабовладельческая,

феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Функционирование и время существования формаций были подчинены развитию материального производства – производительных сил и производственных отношений согласно закону их соответствия (соответствие, несоответствие, конфликт; новое соответствие, новое несоответствие, новый конфликт…). Сам Маркс не претендовал ни на то, что исследовал все формации, ни на то, что его теория имеет глобальный характер. О попытках критически к нему настроенного русского социолога Н.К.Михайловского представить взгляды Маркса как универсальное философско-историческое построение, Маркс отозвался так: «Это было бы одновременно и слишком лестно, и слишком постыдно для меня». Однако, последователи Маркса превратили его идею именно в схему и реальный исторический процесс с трудом укладывался в неё. Это вызвало ряд теорий, которые призваны были усовершенствовать марксистскую «пятичленку»: появилась идея трёх эшелонов развития мирового капитализма, идея «догоняющего развития» для незападных стран, даже идея иных формаций. Существенным недостатком формационной теории является представление об однолинейности процесса (развитие только по вертикали, в рамках формационного коридора). Да и современный капитализм не подходит под характеристики Маркса.

Тем не менее, в формационном подходе есть нечто ценное: до сих пор была заметна всё же некая поступательность в истории, т.е. прогресс. Закономерности функционирования отдельных типов обществ в истории тоже обнаруживаются, но вот доказать существование исторических законов развития не удалось, видимо, их нет. Хорошо заметно, однако, что в историческом развитии есть тенденции, некоторые из них носят устойчивый характер. Иные историки считают, что можно говорить и о закономерностях

– сложном сочетании действий ряда простых законов. Оправдана и сама марксова идея существования общества как определённой исторически обусловленной системы (формация).

Другой подход – цивилизационный. В наше время специфика жизни человеческих сообществ (цивилизации) очень ярко выражена. Так вот, согласно цивилизационному подходу лицо каждой из таких цивилизаций и их история уникальны. Естественно, что при этом не видно единой истории человечества, пронизанной какой-то стадиальностью. Собственно говоря, для этого подхода вообще есть не история, а истории различных культурных миров – цивилизаций. Цивилизации переживают рождение, развитие, надлом и гибель, хотя этот путь не является фатальным.

Существует около 100 определений цивилизаций. Иногда эти определения неконструктивны: «беспорядочная мешанина из черепков и лоскутьев» (археолог Р.Лоуи из США). Иногда такие определения более сдержаны, но всё равно негативны.

Те, кто разделяет идею цивилизационного подхода, обычно определяют цивилизацию через особенности культуры. Так поступали О.Шпенглер, Н.Бердяев и др. Шпенглер полагал, что цивилизация – это поздняя стадия в развитии культуры, когда преобладает технико-

экономический элемент, ведущий цивилизацию к упадку. Но среди историков наибольшим влиянием пользуется мнение Н.Я.Данилевского и А.Тойнби, определяющих культуру как духовное ядро цивилизации.

Таким образом, специфику цивилизаций надо определять не столько через географию, природную среду, системы хозяйственных и социальных организаций (хотя и это важно), но, прежде всего, через религию, идеологию, духовные ценности. Основой всего оказывается миропонимание и т.н. ментальность (согласно «Анналам» - устойчивые структуры сознания, совокупность мысленных установок, привычек). Вот обычное определение цивилизации: это сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности, общие основополагающие духовные основы, ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре.

Творцами теории цивилизации были итальянец Дж.Вико (у которого заметны лишь некоторые элементы цивилизационного подхода), русские Н.Я.Данилевский и К.Леонтьев, немец О.Шпенглер и особенно англичанин А.Тойнби. Цивилизационный подход справедливо обращает внимание на специфику исторического пути разных народов. К числу недостатков цивилизационной теории принадлежит плохая разработанность понятийного аппарата и терминологии.

Историками-теоретиками делались попытки определить возрастные циклы цивилизаций от зарождения до упадка. Данилевский и Шпенглер указывали приблизительно 1000 лет, Гумилёв – 1,5 тыс. лет, бельгиец Кестле (в 1848 г.) – в 1461 год с погрешностью +/- 185 лет. Серьёзно относиться к этим попыткам, видимо, не стоит.

Попытки определить численность цивилизаций тоже имели незначительный успех: А.Тойнби указывал сначала 100, потом 36, 21 и, наконец, - 13 (остальное – варианты), сейчас, по его мнению, на Земле 5 живых цивилизаций. С другой стороны, часто цивилизаций насчитывают столько же, сколько и национальных культур, т.е. очень много.

Делались, наконец, попытки определить типы цивилизаций. Л.И.Семенникова по совокупности признаков выделила: (1) природные сообщества (это, собственно, не цивилизации, в 1965 г. их было около 650);

(2) восточные – циклические по своему развитию, а также линейные, но замедленные (мусульманская, средневековая европейская, с характерными для них харизматическим сознанием, верой в сверхъестественное, в божественные идеалы, сосредоточенности на духовном, этатизме, иерархичности, корпоративности), (3) западный – с прогрессивным развитием, демократией, гражданским обществом, прогрессом систем жизнеобеспечения.

В отечественной науке помаленьку утвердилось мнение, что наиболее плодотворным для изучения истории было бы, видимо, сочетание локально - цивилизационного и стадиального подходов к изучению истории, при преобладании всё же стадиального, ибо история человечества в существенном – едина.

3. Научное изучение прошлого возможно лишь при опоре на исторические источники. Исторические источники – это любые остатки прошлого, на основании которых изучается та или иная эпоха. Принята следующая простая систематизация исторических источников: вещественные, письменные, устные, лингвистические, этнографические и данные языка.

Вещественные источники: остатки городов, селений, гробниц, орудия труда, оружие, украшения, монеты, печати и другие материальные предметы. Изучением их занимается специальная историческая наука – археология. Другие науки – нумизматика и сфрагистика изучают монеты и печати. Археология как наука особенно важна для эпохи древности, но и для Средневековья, в России – для периода до XIV века, археология доставляет важные исторические сведения.

К письменным источникам относятся документальные и литературные. Первые это – законы, договоры, постановления, хозяйственные документы, вторые – летописи, хроники, письма, сочинения учёных, философов, художественные произведения. Есть, наконец, и устные источники: мифы, сказания.

Письменные источники – самые важные, по Отечественной истории письменные источники очень разнообразны и, если для древнейших периодов они довольно скудны, то по мере исторического развития русского общества их круг расширяется. Саамы ранние письменные источники по истории нашей страны относятся к эпохе Античности: труды историка Геродота, географов Страбона, Плиния Старшего и византийского историка Прокопия Кесарийского. Для истории древней Руси важнейшими источниками являются летописи, ведшиеся в монастырях и при княжеских дворах. Самой ранней является «Повесть Временных лет» - XII век. Важны также памятники права – «Русская Правда» (11 век), памятники литературы вроде «Поучения» Владимира Мономаха. Важны также берестяные грамоты, происходящие в основном из Новгорода, но есть также из Смоленска, Старой Руссы и др. Дошли до нас древние былины, сохранились граффити (надписи) на стенах древних строений. С 12 века появляется масса летописей, большой актовый материал в виде разных грамот – жалованных, купчих и т.д. С 15-16 вв. появляются произведения публицистики. С 17 века становится много делопроизводственной документации – различных документов государственных учреждений. Особую важность имеет «Соборное Уложение» 1649 года. Для 18-19 вв. источники уже очень разнообразны, много публицистики, литературных произведений, особую важность приобретают разнообразные мемуары. В 19 веке появились «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи», другие юридические памятники. Для советской эпохи особенно важными являются «массовые источники» - данные переписей, различные статистические материалы, пресса. Приобретает важность такой вид источников как кино-, фото-, фоно - материалы.

Язык также может быть историческим источником. Например, географические названия (реки, города), которые изучает наука топонимика, могут рассказать нам, какие народы проживали здесь и, стало быть, принадлежали к числу наших предков. Так, выясняется широкое распространение в Восточной Европе языков иранских (скифы, сарматы), финно-угорских народов, балтов – все они когда-то смешались со славянским этническим элементом.

4. Хотя отдельные труды по истории России появились уже в 16-17 вв. («Хронограф», «Сказание о князьях Владимирских»), и в начале 18 века (труды Голикова и П.П.Шафирова о Петре Великом), настоящей науки, т.е. критического исследования источников ещё не было. Возникновение исторической науки следует вести с труда В.Н.Татищева «История Российская с самых древнейших времён» в 5 тт. (1768 г.). Выдающимися историками 18 века были норманнисты Байер и Шлецер и антинорманнист М.В.Ломоносов. 19 век стал эпохой расцвета русской исторической науки. В начале века жил великий писатель и историк Н.М.Карамзин, названный А.С.Пушкиным «первым нашим историком и последним летописцем». Он написал обширную «Историю государства Российского», успев довести её до начала Смутного времени. Крупными историками были М.П.Погодин, К.Д.Кавелин. Выдающимся историком средины 19 века, положившим в основу своего исторического построения историю развития государства, был С.М.Соловьёв – автор огромной «Истории России с древнейших времён». Этот автор обработал огромный исторический материал и довёл свою историю до 18 века включительно. Блестящим лектором Московского университета был В.О.Ключевский, уделявший большое внимание и юридическому аспекту исторического процесса и географическому фактору и истории культуры. Преимущественно социальные процессы изучал великий историк Смуты С.Ф.Платонов.

В начале 20 века сложилась марксистская школа в отечественной исторической науке. Считается, что её первым представителем был М.Н.Покровский. Это направление в исторической науке, ставшее после октября 1917 года господствующим, а затем и единственным, занималось преимущественно социально-экономическими вопросами, а также проявлениями классовой борьбы в истории. Советская историческая наука имела большие достижения, особенно ценные работы созданы историками С.В.Юшковым, Б.Д.Грековым, Л.В.Черепниным, С.О.Шмидтом, С.И.Смирновым, А.А.Зиминым, Р.Г.Скрынниковым, Н.М.Дружининым, П.А.Зайончковским.

Наше время – период серьёзных изменений в исторической науке, серьёзно меняется, обогащается её методология.

Лекция 2. Проблема этногенеза восточных славян.

1. Обзор письменных и археологических источников славян в 1 тыс. н. э.

2. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов

3. Территория. Соседи: Волжская Булгария, Хазария.

4. Древняя Русь и кочевники

5. Особенности социального строя Древней Руси. Племенные союзы восточных славян, расселение, занятие, религиозные культы.

Литература:

Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы, М.: Наука,1969

Алексеева Т. И. Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения. //Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – М.: Наука, 1974

Артамонов М.И. История хазар. – Л., 1962; СПб., 2001. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1949

Григорьев А.В. Славянское население водораздела Оки и Дона в конце I – начале II тыс. н.э. – Тула, 2005

Литаврин Г.Г. Славинии VII-IX вв. – социально-политические организации славян // Этногенез народов Балкан и Сев. Причерноморья. – М.,

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII – перв. пол. IX в.): Историкоархеологические очерки. – Л., 1968

Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981.

Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным под редакцией В.В. Бунака, М.: Наука,

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. – Смоленск; М., 1995

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981 Скржинская Е.Ч. Половцы. Опыт исторического истолкования термина

// Византийский временник. – Т.46. – М., 1986. – С.255-276

Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М., 1982 // Археология

СССР в 20-ти т.

Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.

Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. – М., 1995. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология, М.: МГУ, 1999.

1. Огромная территория современной России начала заселятся и осваиваться с Восточно-Европейской (Русской) равнины, где и возникло первое русское государство в IX веке. В древности на этой равнине жили племена и народы различного происхождения.

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера – Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга – Черным морем. Основная часть приходится на Восточно - Европейскую равнину, которая диктует основной ланшафт территории (равнины, зона лиственных лесов). Климат умеренный.

Антропологическая литература о восточных славянах очень велика. А.П. Богданов (1865) был первым, кто показал роль финских этнических элементов в антропологическом составе восточных славян. Н.Ю. Зограф собрал обширные антропологические данные по волго-камско-уральскому региону. Е.М. Чепурковский (1913) впервые собрал очень полные антропологические данные, характеризующие основные типологические варианты, и предложил гипотезу формирования русского народа на финском субстрате с участием пришлых элементов. В.В. Бунак (1932) разработал первую антропологическую классификацию восточнославянских народов и показал большую важность переселений с запада, с одной стороны, и автохтонного субстрата с другой. Т.А. Трофимова (1946) создала более детальную классификацию восточных славян и концепциюих автохтонного происхождения с участием элементов, присутствующих у финнов. Г.Ф. Дебец (1948) также защищал гипотезу автохтонного происхождения восточных славян и невозможность выделения антропологических особенностей, специфических только для славян.

Для восточных славян характерно два антропологических типа: атланто-балтийский и среднеевропейский.

Атланто-балтийская малая раса характеризуется светлой пигментацией кожи, светлыми оттенками глаз и волос. Волосы широковолнистые и мягкие, рост бороды средний и выше среднего, третичный волосяной покров – от среднего до слабого. Лицо и голова достаточно крупные. Головной указатель

– на границы долихо- и мезокефалии, высота лица несколько преобладает над шириной. Высота нижнего отдела лица значительная. Нос обычно прямой и узкий, с высоким переносьем. Характерна для популяций русских и белорусов.

Среднеевропейская малая раса близка к атланто-балтийской, но отличается более сильной пигментацией волос («пояс шатенов»). Головной указатель, как правило, брахикефальный. Большинство пропорций лица имеют средние значения. Рост бороды средний и выше среднего, третичный волосяной покров умеренный. Нос с прямой спинкой и высоким переносьем,

длина его варьирует. Восточные варианты этой расы светлее. Характерна для русских и украинцев.

Самым важным итогом антропологических исследований на территории Восточной Европы применительно к проблеме этногенеза восточнославянских народов является выделение восточноевропейского типа как особой самостоятельной ветви в пределах европеоидной расы. Тип этот характерен для населения центральных районов ареала русского народа.

Современная наука делит все народы в зависимости от того, на каких языках они говорят, на языковые семьи, а семьи – на группы. Восточнославянские народы говорят на славянских языках индоевропейской языковой семьи. Эти языки близки к балтийским, на которых говорят литовцы и латыши. Также к индоевропейской языковой семье относят романскую, германскую и иранскую группы. Ветвь славянских языков выделилась в V – VI вв н. э. И в то время, и в последующие века не было отчетливого соединения и размежевания племен по языковому признаку; племена враждовали или поддерживали добрососедские отношения, не придавая первостепенного значения этническим различиям или сходству.

Более или менее определенно можно говорить о значительном антропологическом сходстве восточнославянских племен, принимавших участие в формировании русского населения. Общим комплексом для всех славянских групп можно считать невысокое, сильно профилированное лицо, довольно широкий средне и сильно выступающий нос. Величины углов горизонтальной профилировки и выступания носа позволяет отнести восточнославянское население к кругу европеоидных форм, исключение составляют кривичи северо-восточных районов (ярославская, костромская, владимирско-рязанская группы), в которых европеоидные черты несколько ослаблены.

Несмотря на заметную однородность физического облика восточных славян, между отдельными их группами отмечаются различия. Это – различия по черепному указателю и скуловому диаметру. Комбинация этих размеров позволяет выделить на интересующей нас территории несколько антропологических комплексов: долихокранный узколицый у вятичей, долихокранный со средней шириной лица – у смоленских и тверских кривичей и северян.

Сопоставление средневекового и современного восточнославянского населения по характеру эпохальных изменений выявляет преемственность населения на одних территориях и смену на других. Преемственность обнаружена для следующих этнических и территориальных групп: белорусы

– дреговичи, радимичи, западные кривичи; украинцы – тиверцы, уличи, древляне, волыняне, поляне; русские Десно-Сейминского треугольника – северяне, русские верховьев Днепра и Волги, бассейна Оки и ПсковскоИльменского поозерья – западные кривичи и словене новгородские.

В отношении Волго-Окского бассейна обнаруживается изменение антропологического состава по сравнению со средневековьем за счёт прилива славянского населения из северо-западных областей, по-видимому в

Исторические события и деятели, политические и культурные процессы в России с древности по ХХ век.
События от первых славянских племен до образования Московской Руси. Российская история с XVII по ХХ век. Хронологические таблицы с киевскими князьями, династией Романовых и основными вехами развития русской истории с древнейших времен до ХХ века. Исторические лица IX-XX веков, партийные составы и их лидеры - в виде таблиц. Формирование Русского государства от первобытно-общинного строя до Средневековья. Заложение основ культуры в Киевской Руси, культурное возрождение после свержения монголо-татарского ига, достижения средневековой культуры, процесс культурного обмирщения в XVII веке и прогресс в сфере образования и печати с XVIII до начала XX века.


  • - В 1918 году в Минске в условиях германской оккупации было объявлено о создании БНР. Позже БНР существовала под властью польских интервентов. С.Булак-Балахович пытался создать национальное государство военным путем.
  • - Реализация партийным аппаратом диктатуры пролетариата, как полной демократии трудящихся, привела к отдалению партии от класса. Жесткая централизация и культ партийного лидера обусловили становление диктатуры вождя.
  • - Список правителей России открывает любопытный личностный ракурс истории Отечества. Каждый исторический персонаж вершил судьбы государства на своем промежутке времени, добиваясь влияющих на историю страны результатов.
  • - Об истории клана Строгановых. Истоках их огромных богатств, поддержке правителям и существенной помощи в развитии России.
  • - Русские исследователи и землепроходцы Сибири, Дальнего Востока, полярного Севера и российской Америки. Хронология их деяний, повлиявших на великое расширение территории и укрепление могущества Российского государства.
  • - Долгий путь нововведений и реформ военной организации русской державы преобразил княжескую дружину в мощную вооруженную силу. Русское войско обеспечивало безопасность и решало внешнеполитические проблемы своей страны.
  • - Причины появления правого радикализма в России. Влияние революционных событий 1905 г. на возникновение радикальных монархических организаций. Партии черносотенцев, их развитие и кризис. Общие идеологические установки правых радикалов.
  • - Процесс разоружения – это не только уничтожение вооружений, в широком смысле это глобальная проблема. Аспекты разоружения затрагивают важнейшие сферы взаимодействия государств, создавая трудности и обозначая перспективы.
  • - Особенностью эпохи правления Михаила и Алексея Романовых был постоянный поиск компромиссов и точек опоры царской власти. В борьбе за утверждение на Российском престоле, Романовы повели страну по пути крепостничества.
  • - Образование единого русского государства происходило через усиление Московского княжества и подавление феодальных атавизмов. Политическая система России, в процессе развития привела к образованию сословной монархии.
  • - Уникальный опыт тысячелетней Российской государственности воплощен в истории органов государственного управления. Формирование и эпохальная эволюция аппарата власти важнейшее условие функционирования государства.
  • - Правители крупнейших стран, находившиеся у власти в XX веке - диктаторы и миротворцы, прочно занявшие своё место в мировой истории. Руководители ведущих стран Европы, Азии, Северной Америки. Их деятельность, успехи и провалы, взлеты и падения.
  • - Все правители династии Романовых, от Михаила Федоровича до Николая II. Все важнейшие события, произошедшие в России в период их правления (от смутного времени и избрания нового царя до первой мировой войны 1914-1918 г.г. и февральской революции 1917 года).
  • - В XIII веке Русь подверглась нападениям шведских и немецких рыцарей с запада и татаро-монгол с востока. Благодаря действиям Александра Невского, западная угроза была устранена. Однако, отсутствие политического и военного единства среди русских княжеств, несмотря на упорное сопротивление, привело к ряду поражений и установлению монголо-татарского ига.
  • - Годы деятельности всех действовавших членов Политбюро РКП (б) - ВКП (б) - КПСС, начиная от Ленина и Троцкого до Горбачева. Подробная информация с указанием всех должностей, расположенная в хронологической последовательности (указаны представители всех Советских республик).
  • - Развитие экономики после Куликовской битвы предопределило общий подъем русской культуры. Главной идеей устного народного творчества было свержение татаро-монгольского ига, прославление героев. В городах возобновляется каменное строительство, создаются всемирно известные памятники архитектуры. В живописи идет процесс слияния местных школ в общерусскую.
  • - Развитие российской культуры с XVIII до начала XX века. Появление первых образовательных учреждений, создание системы начального, среднего и высшего образования. Создание системы земских школ. Увеличение процента грамотных, Россия выходит на 3-е место в мире по количеству издаваемых книг.
  • - Территория России приобрела современный вид недавно. Нынешняя территория РФ простирается за пределы Европейского континента, тогда как до начала объединительного процесса она ограничивалась Московским княжеством.
  • - Соотношение в России чинов по старшинству (в соответствии с законом, принятым в 1722 году Петром I - т.н. "Табель о рангах"). Последующие изменения, внесённые в данный закон. Необходимые условия для получения дворянского достоинства в соответствии с "Табелем о рангах".
  • - Наиболее яркими достижениями русской средневековой культуры были: создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки, появление Центров книжности - Троице-Сергиев, Кирилпо-Белозерский и Соловецкий монастыри, замена пергамена бумагой, появление скорописи, зарождение и распространение книгопечатания.
  • - Руководители РКП(б) - ВКП(б) - КПСС с 1922 по 1991 год (от Сталина до Горбачева). Председатели СНК и СМ СССР с 1923 по 1991 год (от Ленина до Павлова). Председатели ЦИК СССР и Президиума Верховного Совета СССР с 1922 по 1991 год (от Калинина до Лукьянова).
  • - Годы правления Владимиро-Суздальских князей в хронологической последовательности (с конца 11 века до середины 13 века). Важнейшие значимые события, произошедшие в период правления князей и благодаря их деятельности (начиная от правления князя Владимира Мономаха).
  • - В виде таблицы представлены важнейшие даты из истории России с древнейших времен до конца XX века. Компактный объем удобен тем, что основная информация по отечественной истории находится в одном документе. А расположение в хронологическом порядке облегчает поиск и запоминание.
  • - Деятельность многих полководцев России 19 века, таких как Кутузов и Барклай - де - Толли. Деятельность известных революционеров (Плеханова, Пестеля и др.), государственных деятелей (Витте, Киселева и др.), писателей и публицистов (Карамзина, Герцена и др.).
  • - Внутренняя политика была направлена на укрепление крепостничества, усиление царской власти, бюрократизацию. Территория России была расширена в результате присоединения Украины и новых земель в Сибири. Главными направлениями внешней политики были возвращение земель, потерянных в Смутное время, и устранение угрозы нападения кочевников с юга.
  • - Великие князья Руси от Александра Невского до Василия III (13- начало 16 века), русские монахи 14 века. Русские цари и императоры от Ивана IV до Павла I (16- 18 веков). Известные дворяне и церковные деятели 16 века. Важнейшие исторические документы 15-18 веков.
  • - Самые значимые, выдающиеся исторические личности России и соседних стран 9- 18 веков. Величайшие достижения полководцев, правителей, государственных деятелей, дипломатов и даже деятелей искусства, оказавшие своей незаурядной деятельностью влияние на ход истории.
  • - В XVII веке наблюдается «обмиршение» культуры. Открываются первые учебные заведения, начинается массовое издание книг и газет, появляются новые жанры литературы. В архитектуре формируется стиль барокко. Живопись приобретает более реалистичные черты, широкое распространение получают портреты.
  • - Основой культуры Киевской Руси было устное народное творчество. В XI веке зарождается русская литература, возникает русское летописание. Архитектура достигла высокого уровня развития, но до нашего времени памятников сохранилось крайне мало. Живопись была представлена фресками – росписью по сырой штукатурке.
  • - Богатство плодородными почвами и выгодное географическое положение способствовали экономическому развитию Владимиро-Суздальской земли, росту городов, возникновению сильного местного боярства. Однако в первой четверти XIII века она распадается на несколько городов-государств и волостей.
  • - Галицко-Волынская Русь располагалась на юго-западе земель восточных славян. Экономическому подъему способствовало наличие плодородных земель, лесов, залежей каменной соли, отсутствие внешних угроз. В X-XI веках начинается борьба за независимость от Киева. В 1199 году Галицко-Волынские земли объединяются, однако в XIII веке распадаются на самостоятельные города-государства.
  • - Ярослав Мудрый обезопасил Русь от печенежских набегов. Вырос международный авторитет Руси. С именем Ярослава Мудрого связано составление Русской Правды – древнерусского юридического памятника. После смерти Ярослава его сыновья начали междоусобную борьбу, которая осложнялась вторжениями кочевников. Это приводит к распаду единого государства.
  • - Под влиянием внешней опасности сформировался союз славянских племен во главе с полянами в Среднем Поднепровье. Олег, захвативший власть в Новгороде объединил Новгород и Киев, Святослав вел борьбу с Византией, хазарами, Северным Кавказом, при Владимире все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси.

Краткий курс Лекций по дисциплине «История»

Лекция 1. Введение. Теоретические проблемы истории.

1. История как наука.

2. Основные принципы и методы исторического знания.

1. История (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат­ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело­вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об­щества. Историческая наука пытается дать целостное видение исто­рического процесса в единстве всœех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен­ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Основная задача истории - обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Historia est magistra vitae (история - наставница жизни), гово­рили древние. И действительно, люди всœегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти от­веты на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе.

Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значи­тельно позже (в России - примерно с начала XVIII в.). В XVIII-первой по­ловинœе XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, ха­рактеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоре­чивого процесса. Историческая наука включает в себя всœеобщую (всœемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этноге­нез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечествен­ная история) с древнейших времен до наших Дней. При этом учитывается ее делœение на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие.

История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоя­тельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.
Размещено на реф.рф
К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по веществен­ным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - посœелœениям, могильникам, кладам).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие срав­нительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким об­разом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом, К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и род­ственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), ну­мизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая си­стемы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукопис­ные памятники и старинное письмо) и др.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и исто­риография (история исторической науки), задача которой - описание и ана­лиз взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю со­вокупность явлений общественной жизни, всœе ее стороны (экономику, поли­тику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, техни­ческих) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе всœе науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, к примеру история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.

По обширности объекта изучения история может подразделяться на следую­щие группы:

История мира в целом;

История какого-либо континœента͵ региона (история Европы, африка­нистика, балканистика);

Народа (китаеведение, японоведение);

Группы народов (славяноведение).

История России - научная дисциплина, изучающая процесс развития на­шего Отечества, его многонационального народа, формирование базовых государственных и общественных институтов.

Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всœем как само собой разумеющимся. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых ис­точников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теорети­ческих знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Совре­менная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современ­ной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые крити­чески, а то и вовсœе негативно оценивают фундаментальное в прошлом поня­тие ʼʼсоциально-экономическая формацияʼʼ.

Сложность исторического развития человечества, многообразие миро­воззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:

1) религиозный (теологический, провиденциальный): Е.Н. Трубецкой - объяс­нение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Со­ловьев - постановка проблемы единства истории; Н. Н. Филолетов - попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения;

2) естественно-научный (натуралистический): а) географический детерми­низм: Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхно­сти являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер истори­ческого развития; Л. И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его делœение истории человечества на три периода: речные ци­вилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, - Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с от­крытием Америки); б) демографический : Т. Мальтус - решающее значение в истории имеет народонаселœение. Прирост населœения идет в геометрической, а производство средств к жизни - в арифметической прогрессии. Необуздан­ное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. Н. Гумилев различает со­циальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос - ʼʼгеографическое явлениеʼʼ. Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарностъ;

3) социально-экономический (формационный): К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ле­нин и историки советского периода - человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Фор­мации различаются между собой способом материального производства, осо­бенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается спе­цифика развития (каждая страна должна пройти всœе стадии развития);

4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный): а) Дж. Вико, И. Г. Гредер, Г. В. Ф. Гегель - приоритетное развитие духовной сферы, культу­ры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер ис­торического процесса; б) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.
Размещено на реф.рф
-
концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н. А. Бердяев, К. Ясперс и др.
Размещено на реф.рф
- своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;

5) мир - системный анализ Иммануила Валлсрстайна - попытка интегри­ровать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы.

Для выявления объективной картины исторического процесса истори­ческая наука должна опираться на определœенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователя­ми материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы полу­чения исторических знаний - это главные, основные положения науки. Οʜᴎ основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в данном смысле отвечают закономерностям. При этом между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономер­ности действуют объективно, а принципы - категория логическая, они су­ществуют не.в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ крайне важно соблюдать при изучении всœех яв­лений и событий в истории.

2. Основными научными принципами являются следующие.

Принцип историзма - один из базовых принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассмат­риваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаи­мосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств.

Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содер­жании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в со­вокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обес­печении принципа объективности - личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство.

Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определœенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречи­ях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотно­сить интересы определœенной социальной группы с общечеловеческими, учи­тывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оцен­ке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечелове­ческим ценностям. По этой причине их крайне важно не противопоставлять, а взаимо-дополнять.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществле­ния того или иного события, явления, процесса на базе анализа объектив­ных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользован­ные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Метод - это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления - исторические факты, способ извлечения из фак­тов новых знаний. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:

- Общенаучные . К общенаучным методам исследования относятся исторический, логи­ческий методы и метод классификации. Исторический метод позволяет вос­произвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический - связан с историческим, он обоб­щает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих мето­да дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои позна­вательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выде­лить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, системати­зирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению но­вых законов.

- специальные (заимствованные у других наук).

Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.

- собственно исторические методы , которые можно условно разделить на две группы:

1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования про­цессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхро­нистический, метод периодизации; Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (те­мам) или эпохам, а внутри них - по проблемам. С учетом проблемно-хроноло­гического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной сто­роны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных мес­тах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить из­менения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.

2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей истори­ческого процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод ис­торического моделирования), структурно-системный.

Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенден­ции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восста­новить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать зако­номерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, поли­тические, культурологические системы общественного устройства в опреде­ленных хронологических рамках.

Лекция 2.1. Первобытность и археологические культуры России.

1) Проблемы антропогенеза и антропосоциогенеза.

2) Периодизация первобытности

1) Существуют две основные точки зрения на проблемы *антропогенеза (происхождение физического типа человека) и *антропосоциогенеза (формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности). Первая – религиозная, В Библии отмечается, что сотворение физического типа человека был скорый, одноразовый, но затем был продолжительный период социологизации человека. Вторая - научная, материалистическая. Здесь отмечается, что длительными, эволюционными были оба процесса формирования человека.

Ещё ученые Древности указывали на примитивность строения тела пралюдей, костные останки которых обнаруживались в то время. В 18 в. шведский учёный К.Линней в своей классификации животного мира отнёс человека и обезьяну к одному виду – приматам. Но человек получил название – Homo sapiens – умелый. В серединœе 19 в. Ч.Дарвин обосновал теорию эволюции человека на базе естественного отбора (приспособления к окружающей среде). Ф.Энгельс обосновывал положение о том, что ʼʼтруд создал человекаʼʼ, то есть в процессе изготовления орудий труда и социальной коммуникации сформировался современный тип человека.

Целœенаправленные археологические раскопки обнаружили несколько типов *архантропов – древнейших человекоподобных существ. А вершиной эволюции был признан кроманьонец или Homo sapiens, возникший около 40 тыс. лет назад. На основании подобных открытий возникла версия о том, что около 30 млн. лет назад появились первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы). В ходе их эволюционного развития, около 3 млн. лет возник отряд гоминид – существ, умевших пользоваться, а затем изготовлять орудия труда, и обладавших навыками прямохождения (австралопитек). Далее возникли более совершенные виды архантропа: питекантроп (!- 0,25 млн. лет назад), неандерталец (0,25 – 0,04 млн. лет), и наконец – кроманьонец (неоантроп). При этом четкой, признанной всœеми учеными, генеалогии- эволюционного пути развития – не существует. Более того, современные генетические исследования указали на отсутствие видовой преемственности современного человека и древнейших архантропов.

Многие учёные считают важным учитывать внешние факторы, которые могли повлиять на антропогенез. К примеру, астрофизический, это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия) благодаря чему произошло глобальное изменение климата и животного мира планеты. Другая гипотеза – радиоактивное воздействие на группы человекоподобных обезьян в районе Восточной Африки из-за тектонических процессов, что привело к мутации приматов. Ослабленный в физическом отношении примат начал развивать иные приспособительные механизмы для выживания в окружающем мире, это привело к случайному, а затем – к целœенаправленному использованию орудий труда. Поиск таких факторов может привести к обоснованию, в конечном итоге, как Библейской версии антропогенеза, так и теорий Дарвина и Энгельса.

Археологическое изучение первобытности обосновало ещё одно важнейшее положение – непрерывность прогрессивного совершенствования орудий труда. На основании этого возникла основная теория периодизации первобытности. Вкаменом веке выделяется три эпохи: *палеолит (древний камень) – до 12 тыс. лет назад, *мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет, *неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи разделяются на периоды и на ʼʼкультурыʼʼ, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. К примеру, ʼʼшельская культураʼʼ- около ᴦ. Шель в северной Франции, ʼʼКостёнкиʼʼ - от названия посёлка в Украинœе, ʼʼкультура срубных захороненийʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от р.Прут на западе до Чукотки на северо-востоке.

В нашем регионе каменные орудия труда, изготовленные неандертальцами, обнаружены у берегов Азовского моря в Неклиновском районе (ст. Амвросиевка) и около х. Хрящи на Северском Донце. Древнейшие стоянки кроманьонцев обнаружены в около с. Рожок в устье Миусского лимана. Стоянки неолита исследованы в районе Матвеева Кургана, Левенцовки и Константиновска. Собирательство в данный период сменилось мотыженным земледелием, в связи с этим возникали постоянные посœелœения. Здесь строились каркасные хижины, обмазанные глиной. Из глины изготовляли керамическую посуду, ёмкости для хранения запасов зерна и т.п.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись универсальными орудиями труда. Далее началось изготовление специализированный орудий – ножи, проколки, скребла, составные орудия, к примеру, каменный топор и копьё. В мезолите преобладали микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставлялись в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит считается периодом первой технической революции – начался переход от потребляющего к производящему хозяйству. Земледелие и скотоводство потребовало создания принципиально новых орудий труда, это шлифованные инструменты из нефрита͵ сланца, шифера. Осваивалась техника пиления и сверления камня. Было изобретено керамическое производство и ткачество.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы 19 в. Л.Морган. Эпоху первобытности он разделил на два периода – дикость (сопоставим с палеолитом и мезолитом) и варварство (сопоставим с неолитом), после которых начался период цивилизации (создание государств, металлургия и т.п.).

При этом следует учитывать отсутствие строгой синхронности в развитии этих периодов первобытности. Многие народы Севера нашей страны не преодолели каменный век до прихода русских землепроходцев в 17 в., а южном полушарии планеты до сих пор существуют ʼʼзастойные цивилизацииʼʼ - племена, живущие по нормам первобытности.

Человек издревле считался стадным животным или коллективистом. Уже в палеолите создавались небольшие группы людей – стада во главе с вожаком. В позднем палеолите возникли крупные устойчивые коллективы – племена, разделявшиеся на парное число родов. В неолите возникла парная семья, и произошёл переход от матриархата к патриархату, мужчина как главный производитель материальных благ возглавил ʼʼячейку обществаʼʼ.

В первобытности человек создавал не только практически необходимые орудия труда, но и элементы духовной культуры, что также выделяло его из ʼʼживотного царстваʼʼ. Возникли различные направления искусства – изготовление скульптур (пластика), наскальные рисунки, танцы, музыка, а также мифология и религиозные верования. Всё это свидетельствовало о развитии абстрактного мышления людей и их человеческих чувств.

Религиозные верования были свойственны всœем народам, начиная от 100 тыс. лет назад, - устраивались упорядоченные захоронения, рядом с усопшим клали орудия труда и запасы пищи – чтоб пригодились в ʼʼином миреʼʼ. Религия имела важнейшие гносœеологические корни – она позволяла объяснить многие явления окружающего мира и состояния человека. По мнению Э.Тейлора первой религией был *анимизм – вора в наличие души у всœех существ и явлений природы. На этой базе возникли магические обряды ʼʼвоздействияʼʼ на эти души. Далее возникли верования – тотемизм (представление о родоначальнике данного племени – животном, рыбе и т.п.) и фетишизм (культ неодушевленных предметов – талисманов). Возникли верования в сверхъестественную силу ушедших предков, культ матери-земли и др.

Постепенно первобытный человек накапливал знания в области *географии (топография места обитания), *минœералоги (породы и свойства камней), *ботаники и зоологии (повадки зверей, их виды, отличия съедобных и ядовитых растений), *физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различные рычаги, *химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур), *медицины (лечение ран, вывихов) и др.
Размещено на реф.рф
Осваивались различные технологии обработки камня, кости, дерева. Создавались простейшие транспортные средства (волокуши, плоты, вьюки). От использования пещер и гротов человек перешёл к строительству разнообразные конструкции жилищ – хижины, землянки, срубы, иглу и т.п.

По этой причине не совсœем верно определять период первобытности как ʼʼдоисториюʼʼ человечества, как эпоху застоя. Именно в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделœение труда, брак и семья, нравственность и этикет, зачатки науки и искусства, религия. Эти достижения, при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека каменного века, имели ни чуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в период первобытности был создан фундамент современной цивилизации – то есть запас знаний, практического опыта и психофизических достоинств человека.

Лекция 2.2. Древние цивилизации Востока и Античности.

1) Особенности перехода от Первобытности к Цивилизации Древности.

2) Цивилизации Востока – Междуречье, Египет и др.

3) Античность – основа европейской цивилизации.

1) Как отмечалось выше, по Л.Моргану, вслед за первобытными периодами дикости и варварства наступил период *цивилизации или Древности, по иной системе периодизации. Основные его признаки: металлургия (бронзовая, потом желœезная), второе общественное разделœение труда (выделœение ремесленников), товарно-денежные отношения, возникновение городов и государств, патриархальное рабовладение, письменность, зачатки науки, религиозный политеизм, реалистическое искусство и т.д. IY- Ш тысячелœетия до н.э. - период *ранней Древности (переход от родового строя к сосœедской общинœе, общинная собственность на землю, небольшие государства (номовые на Востоке, полисные – на Западе). П-I тысячелœетия до н.э. – *поздняя Древность (создание крупных государств – деспотия на Востоке, монархия или республика на Западе), частная собственность на землю и другие средства производства, классическое рабство, религиозный монотеизм и т.д.

По теории К.Ясперса основные качественные перемены в обществе произошли между 800 и 200 гᴦ. до н.э., это - ʼʼосœевое времяʼʼ - духовное и интеллектуальное пробуждение человечества. Но перешли данный рубеж не всœе цивилизации Древности, а лишь – Китай, Индия, Персия, Иудея, Греция, Рим, а остальные утратили своё могущество. Причины этого не ясны, но Ясперс видел в данном повиденциалистские основания.

В Древности сформировались два базовых типа общества: *традиционное на Востоке, развивающееся эволюционно, использующему принцип: ʼʼвласть – собственностьʼʼ; и *индустриальное на Западе, в его базе 0 индивидуализм, частная собственность и принцип: ʼʼсобственность – властьʼʼ.

2) На Востоке цивилизации начали складываться с IY т.л. до н.э. в наиболее плодородных долинах рек – Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ. Это позволяло вести экстенсивное земледелие, используя самые примитивные орудия труда. При этом при этом следовало осуществлять периодически крупные общественные работы по водозадержанию, строительству каналов, По этой причине здесь утвердился конформизм личности, устойчивость земельно-водной общины и формирование деспотического централизованного государства.

Колыбелью мировой цивилизации принято считать Междуречье (Тигр и Евфрат). Сначала здесь сформировались небольшие государства – Шумер, Аккад, Урук и др.
Размещено на реф.рф
Во главе стоял правитель (энси, лугаль), обожествлявшийся народом. На раннем этапе сохранялось сильное местное самоуправление (общинное), народное ополчение как основа армии. В дальнейшем происходило укрепление централизованной власти: в 18 в. до н.э. сформировалось единое Вавилонское царство. Правитель – Хаммурапи утвердил единые законы (выбитые на каменных стелах), начал скупать общинные и частные земли, создал профессиональную армию и усилил чиновничий аппарат. Государство теперь могло использовать силу не только против других стран, но и против собственного народ. В 12 в. до н.э. Вавилон был завоеван сосœедней Ассирией, возрождался в виде Нововавилонского царства, но затем окончательно утратил свое былое могущество. При этом культурные и научные достижения этой цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.

Древнеегипетского государство возникло позднее, но здесь сразу сформировалось централизованная форма правления. Фараон считался богом в земном воплощении. Сакрализацию его личности осуществляли жрецы, хотя они как замкнутая каста нередко преследовала собственные интересы. Попытка фараона Эхнатона в ХIY в. до н.э. провести секуляризацию и подчинить себе жрецов окончилась провалом. Образцом централизованного выполнения общественных работ стали египетские пирамиды, построенные за 2,5 тыс. лет до н.э. Египет подчинил себе многие народы Африки (Эфиопия, Нубия) и Азии (Палестина, Междуречье). Но и эта военная держава утратила своё могущество не только в результате агрессии сосœедних народов (гиксосы, ассирийцы, персы), но и в результате сепаратизма местных чиновников (номархов) и народных восстаний. Определённое возрождение культурного величия Египта в более поздний период связано с развитием на его территории греко-римской античной цивилизации.

На территории Китая древнейшей культурой является Яншао, возникшая в Y тысячелœетии до н.э. Но первое раннерабовладельческое государство Шан-Инь возникли лишь в ХYI в. до н.э. В начале глава государства (Ван) соединял в себе функции племенного вождя Ии верховного жреца. В дальнейшем здесь складывается типичная восточная деспотия с государственной собственностью на землю и подчинœением общин чиновничеству. Достоинством этой системы являлось, то, что в Китае возникла гибкая система карьерного роста чиновников. К примеру, применялись экзамены на звание. Серьезный вклад в разработку системы социальных отношений внёс Конфуций (550 – 480 гᴦ. до н.э.). Государство уподоблялось большой семье, а император – его отцу. Но при этом допускалась возможность свержения правителя, в случае если он не соответствовал своему призванию.

Особенно выделяется в истории Китая период правления императора Цинь Ши хуанди (221-207 гᴦ. до н.э. Разрабатывается единое законодательство, вводится единая система мер и весов, денежная единица, единообразное написание иероглифов. Для защиты страны от внешних врагов начинается строительство Великой Китайской стены. Но это циклопическое сооружение привело лишь к геноциду самого населœения страны, и всœеобщему восстанию. Но китайцы сумели преодолевать свои проблемы эволюционно. Возникшее в 206 ᴦ. до н.э. государство династии Хань сумело объединить страну, гуманизировать законодательство, разрешить демографические проблемы, доставшиеся от империи Цинь, что обеспечило социально-экономическое развитие страны. Благодаря этому Китай сумел преодолеть полосу ʼʼосœевого времениʼʼ и сохранил свое величие на долгие века.

3) Античность (по греч. - древность) - ϶ᴛᴏ период расцвета цивилизаций Средиземноморского бассейна (Греции и Рима) в первом тысячелœетии до н.э. Сложившиеся здесь элементы индустриальной цивилизации оказали решающее влияние на последующее формирование и развитие западноевропейского региона. Причины этого во многом основываются на природно-климатических условиях. С одной стороны, сказалась скудность естественных ресурсов – 4/5 территории Греции занято горами и не пригодно для земледелия. С другой стороны, - горы богаты полезными ископаемыми, что является основой для развития ремесел, а близость моря способствует развитию судоходства и международной торговли. Эти факторы способствовали развитию особого типа личности европейцев – индивидуализм, чувство собственного достоинства, опора на частную собственность, активное участие в политической жизни страны. Античность утвердила основы республиканского строя, даже термины – демократия (греч. – власть народа) и республика (лат. – для народа) свидетельствуют об этом. Возникавшие здесь монархические режимы (Спарта и Рим императорского периода) обычно ограничивались народно представительными органами (народное собрание, сенат).

В период Античности сформировалось классическое рабство. Физический труд считался уделом невольников, и величайший мыслитель Древней Греции Аристотель теоретически обосновал крайне важно сть этого для самих же рабов – ʼʼговорящих орудий трудаʼʼ. Но и рабовладельческая система обеспечила интенсивное развитие экономики региона. В Греции создавались крупные предприятия – эргастерии для изготовления, востребованных на рынке товаров. В Риме были разработаны самые передовые технологии строительства, судостроения, металлургии и т.п. Многие технологии Античности потом были утрачены, и вновь изобретались в 19-20 вв.¸ к примеру, цемент и бетон.

Античная цивилизация активно распространяла свои достижения среди сосœедних народов. Делалось это не только путём мирного влияния. Греки заложили основы создания колониальных владений. К примеру, самое варварское торжище – Танаис снабжал метрополию зерном и рабами. А.Македонский в IY в до н.э. создал гигантскую империю на территории стран Востока, доказав многие преимущества западной цивилизации. Крупнейшую империю, включившую районы Европы, Азии и Африки, создал Рим. При этом влияние римлян основывалась не только на военной мощи, но и на умелом хозяйствовании, успешном разрешении местных межплеменных конфликтов. Не случайно один из главных храмов Рима (Пантеон) был построен в честь всœех богов народов Римской империи.

Античная цивилизация тоже столкнулась с проблемами сепаратизма, народных восстаний и агрессией сосœедних государств. Но не только это привело к распаду и крушению государств европейской Древности. Возникали внутренние проблемы социально-психологического характера, которые ослабляли, казалось бы, мощнейшие государства. Как указывал К.Маркс: ʼʼримляне устали от порядкаʼʼ.

Лекция 3.1. Средневековые цивилизации Y – ХY вв.

1) Особенности западноевропейского Средневековья.

2) Средневековье на Востоке – Византия и Арабский халифат.

1) В первые века новой эры Римская цивилизация переживала серьёзный кризис. Возникло противостояние власти и общества. Жесткая регламентация всœех сторон жизни, утверждение режима домината – абсолютная власть императора и лишение сената реальной власти. С другой стороны, - рост сепаратизма в провинциях, их фактическое отделœение от центра. Другое проявление дезинтеграции - обособление крупных землевладельцев – магнатов. Οʜᴎ не видели крайне важно сти выполнения гражданских обязанностей перед государством. Ведь государство перестало быть поставщиком дешевых рабов, а воинственные племена варваров, казалось, полностью побеждены. На виллах возник институт *колона – раба с хижиной. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, рабовладельческий строй себя исчерпал. Внутренние противоречия привели к тому, что Римское государство не смогло устоять перед неожиданно возникшей внешней угрозой - *Великим переселœением народов. В IY в. гунны с Востока нанесли удар по европейским варварам – готам, славянам и др., а те – начали нападать на центральные римские провинции. В Y в. Рим три раза завоёвывали германские племена, и в 476 ᴦ. Западная Римская империя перестала существовать.

На карте Европы возникли десятки варварских королевств. Здесь был полностью преодолён рабовладельческий строй, и утверждалась феодальная формация (по материалистической концепции К.Маркса). Сегодня историки чаще употребляют термин ʼʼСредневековьеʼʼ. Её основные признаки – натуральное хозяйство, приоритет аграрного сектора экономики, упадок городов, ремесел, торговли. Земля делится на феоды (наделы знати) и общинную (крестьянскую). Формируется система централизованной власти на различных уровнях, укрепляется церковная идеология, складывается корпоративная структура общества. Но, несмотря на эту пестроту, начинает формироваться единая западноевропейская цивилизация. Немалую роль в данном сыграла католическая церковь, утверждавшая единые нормы права и морали, мировоззрение, язык межнационального общения (латынь) и культуру.

Характерные преобразования на рубеже YШ – IХ вв., то есть в период расцвета Средневековья, происходил в крупнейшем государстве Европы - Франкском королевстве (империи).при Карле Великом. Он утвердил принципы абсолютизма, распространил систему государственных чиновников (графы и ревизоры), издал сотни указов (капитуляриев). Поддерживал католическую церковь в борьбе с ересями и ввел единый церковный налог, в ответ он получил поддержку церкви (принцип сакрализации). Карл Великий максимально расширил границы страны. Но в целях улучшения управляемости государством, Карл Великий вынужден был опереться на феодалов – им были предоставлены права иммунитетов (адми

Фотография: личная страница в Facebook

Представлять этого человека в кругах литературоведов не имеет смысла. Для всех остальных пояснение: пожалуй, самый известный в России современный исследователь американской литературы XX века, эстетизма, европейского модернизма и автор нескольких художественных книг. На его сайте или официальном ютьюб-канале существует целая подборка бесплатных лекций по Сэлинджеру, Кафке, Элиоту и Оскару Уайльду. Всем интересующимся зарубежной литературой просто противопоказано проходить мимо.

«Курилка Гутенберга»


Относительно недавний некоммерческий образовательный проект, специализирующийся на живых мероприятиях, проводимых в Москве и других крупных городах. Записи выступлений здешних лекторов выкладываются в официальную группу «ВКонтакте» в совершенно открытом доступе. Спектр тем неимоверно широк - как пишут сами организаторы, «в течение одного вечера перед вами могут выступить биолог, филолог и космолог». Формат скорее научно-популярный и более чем увлекательный.


Несмотря на достаточную известность этого ресурса, не сказать о нем нельзя. Этот популярный во всем мире сайт создает последовательные курсы лекций и еженедельных упражнений, посмотреть и пройти которые может совершенно бесплатно любой зарегистрировавшийся пользователь. В конце большей части курсов предполагается прохождение онлайн-экзамена. В разработке материалов участвует больше 109 различных вузов, преимущественно иностранных. Доминирует здесь, конечно, английский язык, но при желании несложно погрызть гранит науки и при помощи великого и могучего. Есть, например, курсы от Высшей школы экономики или совместные лаборатории ABBYY и Digital October .

Academic Earth


Еще один академический англоязычный ресурс. Как и в случае с «Курсерой», участие в развитии проекта принимает множество различных университетов, среди которых Гарвард, Принстон, Стэнфорд и другие громкие названия. Также представлены преимущественно курсы, все материалы которых доступны для свободного скачивания. Отдельным большим плюсом является местный интерфейс: Academic Earth всегда рад подсказать своему посетителю, что пройти и посмотреть, в наличии удобное разделение по университетам, специальностям и уровню сложности. Многие видеолекции выложены отдельно от основных курсов в специальном разделе, и для их просмотра даже не требуется авторизация. Правда, здесь вы не найдете текстов и роликов на русском, так что придется самообразовываться на языке Шекспира.

Arzamas


В списке нельзя обойти вниманием и проект бывшего главреда журнала «Большой город» Филиппа Дзядко, который громко выстрелил в этом году. «Арзамас» предлагает своим пользователям целые курсы, состоящие из видеолекций, статей и документальных фотогалерей. Целиком и полностью ориентирован на гуманитарные науки. Здесь можно узнать, как слушать классическую музыку , что представлял из себя Петербург накануне революции 1917 года , почитать про верования южноамериканских индейцев или про театр английского Возрождения . Благо, что проект полностью русскоязычный.

«Скепсис»


Интернет-журнал, также нерегулярно выпускающий печатные альманахи. Предлагает своим читателям материалы действительно академического уровня. Поэтому начинать с него попытки разобраться, например, в капитализме начала XX века не стоит. Но для людей, занимающихся историей, культурой, социологией, религией или философией, ресурс совершенно бесценный. Характерной особенностью «Скепсиса» является еще и то, что авторы журнала не стесняются высказываться в своих статьях и лекциях на актуальные современные темы, будь то образование или политическая манипуляция. Главный редактор - кандидат философских наук Сергей Соловьев.

Khan Academy


Проект выходца из Бангладеша и выпускника Гарварда Салмана Хана не разменивается на дополнительные материалы. Все, что здесь есть, это целая галактика микролекций по всем возможным научным специальностям. Причем, несмотря на серьезный академический подход, многие дисциплины здесь даются начиная с самых базовых основ. Глубоко изучить изучить эти дисциплины, конечно, не получится, но получить общее представление - легко. Сайт существует благодаря пожертвованиям, причем немалую часть финансовой поддержки оказывает компания Google. Они же занимаются и переводом роликов «Академии» на мировые языки (в списке пока, правда, есть только английский, испанский, французский, норвежский, португальский и турецкий).

Education


Вернемся к самой популярной площадке в рунете - социальной сети vk.com. Education - это крайне любопытное комьюнити, существующее исключительно «ВКонтакте». Администрация паблика с завидной регулярностью выкладывает видео- и аудиозаписи лекций, преимущественно по гуманитарным и естественным направлениям. Отличительно, что здесь можно послушать еще и несовременные материалы, такие как, например, беседы о культуре с Иосифом Бродским, - это тоже часть контента сообщества. А еще здесь есть кино, документальное и не только, и аудиокниги.

«Орфей»


Радиостанция «Орфей» не только дает возможность послушать классическую музыку, но и больше узнать о ней и культуре в целом. Записи программ в огромном количестве представлены на официальном сайте. Франко Дзеффирелли, Стэнли Кубрик, Иоганн Себастьян Бах и Петр Ильич Чайковский, Ллойд-Уэббер и рок-оперы - все это в формате двадцати- и тридцатиминутных записей радиовыпусков. Вряд ли где-то еще можно найти такое большое количество действительно интересных и профессионально сделанных подкастов на русском языке.

Лекции Александра Пятигорского


Фотография: из архива Александра Пятигорского

Лауреат премии Андрея Белого, советско-британский философ и востоковед, переводчик с мертвых языков Александр Пятигорский - личность практически легендарная. На сайте радио «Свобода» можно послушать полный цикл его лекций, посвященных различным философским идеям от Будды и Заратустры до Сартра и Хомски. Лекции совсем небольшого объема - по восемь минут, - но крайне информативные. Каждую в виде текста сопровождает небольшой профессиональный комментарий, облегчающий восприятие материала.

Лекции Натальи Басовской


Фотография: Наталия Красильникова / PhotoXPress

Проект радио «Эхо Москвы» передача «Все так» - это серия бесед на тему зарубежной истории. Автор - Наталья Басовская, медиевист, доктор исторических наук, крупнейший российский специалист по Столетней войне. Все материалы существуют как в форме текста, так и в виде подкастов. Вы не найдете тут разжевывания исторических фактов и последовательных событий. Акцент делается на анализ логики исторического процесса, значение различных культурных мифов, периодов и событий.

TED


C 1984 года в США проходит ежегодная конференция TED, посвященная «технологиям, дизайну и развлечениям». На ней впервые был представлен компакт-диск, компьютер Macintosh, первые эксперименты по созданию искусственного интеллекта. Среди участников - ученые со всего мира, публичные деятели и нобелевские лауреаты. Официальный сайт TED - кладезь для желающих узнать о новых разработках в любых областях науки. Здесь выложены выступления с основной конференции, локальных мероприятий TED и просто отдельные лекции. Знание английского необходимо, но это, пожалуй, единственный минус. Ресурс крайне удобно организован, синхронизирован со всеми основными соцсетями, существует прекрасная система поиска материалов и новостей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!