Ивановская область, россия.


Первые монастыри В 14-15 веках в ивановском крае основаны монашеские обители: Святоезерская пустынь (г. Южа) Основан митрополитом Киприаном (болгарин по национальности) Макарий Решемский монастырь (п. Решма) 1425 г- основан Николо-Шартомский монастырь


Иван Дмитриевич Пожарский Во время Смуты его отец- Дмитрий Пожарский дал обет построить в случае освобождения края от польских интервентов около Холуя монастырь. По каким- то причинам сам сделать этого не смог, а вот И.Д. Пожарский основал там Николо-Борковскую пустынь


Святые люди края. Тихон Лухский (мирское- Тимофей) прибыл в Москву вместе с князем Бельским, спасаясь от католиков. Путешествовал по монастырям нашего края, но ни в одном из них не остался. Наконец. Поселился вблизи села Копытово (рядом с Лухом),основал здесь мужской монастырь.


Икона Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654-1655г.г в Шуе свирепствовала эпидемия, уносившая жизнь тысяч людей. Местный иконописец Герасим Тихонов написал икону. После её внесения в храм эпидемия прекратилась. Позже эта икона творила ещё сотни чудес. Икона спасала людей до начала 20 века, а затем была утрачена.


Памятники архитектуры Храмы Владимира и Суздаля построены до нашествия Батыя(13 в) Никольский собор и Казанская церковь в Введенье Шуйского района.(17 в) Воскресенская церковь в Лухе(17 в) Успенская деревянная церковь в Иванове(17 в)

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Введение _________________________________________________________3

1. Архитектура в Ивановском крае со времен древней Руси до XVII века ___4

2. Архитектура края в XVII-XIX веках ________________________________6

3. Архитектура в Ивановском крае в XX веке _________________________11

Заключение ______________________________________________________14

Список литературы _______________________________________________15

ВВЕДЕНИЕ

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов.

Территория современной Ивановской области, образованная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1929 г., объединила районы трех губерний - Владимирской, Костромской и Ярославской. Подобное соединение трех крупных историко-культурных регионов, обладавших своеобразными местными традициями, обусловило богатство и разнообразие художественного наследия Ивановской области.

Эта территория не пострадала от военных действий, чем объясняется значительное число памятников архитектуры, сохранивших не только объемную композицию и фасадный декор, но во многих случаях и убранство интерьеров, в том числе многочисленные фрагменты стенописей и сравнительно большое количество иконостасов 18-19 вв.

АРХИТЕКТУРА В ИВАНОВСКОМ КРАЕ СО ВРЕМЕН ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО XVII ВЕКА

Заселение славянскими племенами территории Ивановской области начинается с IX в., а "окняжение" этого края относится лишь к рубежу XII-XIII вв. Этим объясняется сравнительно позднее возникновение городов на данной территории.

В X-XI вв. огромные лесные массивы на территории нынешней Ивановской области являлись окраинными землями Киевского государства, а со времени феодальной раздробленности принадлежат Ростово-Суздальскому княжеству. К этому периоду относится образование здесь первых городов. Укрепленные городки - крепости, прежде всего, появляются на берегах Волги. Самыми ранними из них были Плес (1141 г.) и Юрьевец-Поволжский (1225 г.) .

Одновременно с образованием городов на территории области появляются первые монастыри. Самым ранним из них можно считать Святоозерскую пустынь, основанную в кон. XIV в. и позже преобразованную в Святоозерский Спасский Сенегский монастырь (с. Мугреево). В XV в. возникают Знаменский монастырь в Лежневе, Николо-Шартомский и Тихонов Лухский монастыри.

К сожалению, сегодня нельзя судить об их первоначальном архитектурном облике, так как монастырские постройки в этом богатом лесе крае сооружались из дерева и лишь впоследствии были заменены каменными.

В возникающих поселениях, естественно, строились бревенчатые храмы. Различные в типологическом отношении, клетские, шатровые, трех- и пятиглавые, они имели разную композицию - с трапезной, прирубами по сторонам, папертями, у некоторых были шатровые колокольни.

В Юрьевце, например, располагалось 17 деревянных церквей. Абсолютное большинство деревянных храмов не дожили до нашего времени.

Однако два храма все же уцелели. Это построенные на рубеже 17-18 вв. деревянные храмы Успения в Иванове и Воскресения в Билюкове (перевезена в Плес). Это единственные дошедшие до наших дней образцы клетских церквей, некогда широко распространенных на всей территории современной Ивановской области. Простые по композиции, рубленные "в обло" храмы практически не имеют фасадного декора. К их особенностям следует отнести высокие клинчатые кровли, свойственные клетским храмам Верхневолжья.

Самые ранние дошедшие до нас каменные памятники древнерусского зодчества на территории нынешней Ивановской области относятся к сер. 17 в. и связаны с монастырским строительством. Это можно объяснить отсутствием на данных окраинных землях крупных городов, имевших, как правило, каменный собор или храм в княжеской резиденции. Уже первые из сохранившихся каменных сооружений - крупные пятиглавые монастырские соборы - демонстрируют различия в архитектуре южных и северных районов.

Соборы Николо-Шартомского (1649) и Спасо-Кукоцкого (1673) монастырей, наиболее архаичные по формам, связаны с зодчеством владимиро-суздальских земель. По своей структуре это четырехстолпные храмы. Их фасады расчленены лопатками на три одинаковых прясла, завершенных полуциркульными закомарами. Регулярно расположенные арочные окна в соборе Спасо-Куцкого монастыря декорированы скромными наличниками-рамками, а в Николо-Шартомском - лишены убранства и помещены в глубокие ниши.

2. АРХИТЕКТУРА КРАЯ В XVII-XIX ВЕКАХ

Одним из наиболее оригинальных в конструктивном отношении памятников 17 в. является Успенский собор Золотниковой пустыни (1651) с нарядным фасадном декором, характерным для ростово-суздальских храмов этого периода (не сохранился).

Воздвиженский собор Тихонова Лухского монастыря (1679) и Воскресенская церковь в Лухе (1860) находятся в русле иной архитектурной традиции. Это двустолпные храмы, центральные главы которых поставлены между столбов, а боковые опираются на взаимно перпендикулярные арочки в угловых частях свода. Такая система использовалась на севере - в вологодских и костромских землях.

Менее регулярные фасады имеют характерный для костромских храмов развитый декор, наиболее колоритными элементами которого являются широкие карнизы с поребриком, мелкими нишками и зубчиками и нарядные "наборные" наличники, завершенные перспективными кокошниками и трехрогими коронами. Близка этим храмам Благовещенская церковь в Дунилове.

По-иному проявляются региональные черты в сравнительно редких по типологии двухэтажных храмах. Преображенская церковь в Кинешме (1694), выстроенная костромскими мастерами, - двустолпная, со световой главой между столбами.

В 1699 г. возведен единственный сохранившийся в области храм "иже под колоколы" - церковь Ильи Пророка в Тейкове - небольшой двусветный одноосный четверик с граненой апсидой и миниатюрной трапезной, завершенной высокой шатровой колокольней. В фасадный декор введены изразцы.

В последней четвери 17 в. складывается самый распространенный на территории области тип храмов, представляющий собой двусветный бесстолпный четверик, увенчанный одной или пятью главами. Существует несколько вариантов этой композиции, различающихся в основном формой венчания.

Наиболее часто встречаются храмы с четырехскатным покрытием или кровлей, уложенной по своду. Самый ранний из них - скромная одноглавая церковь Воскресения в Толпыгине (1670) - архаична по формам. Двусветный четверик, перекрытый поперечным лотковым сводом, скупо декорирован угловыми огибающими лопатками, узким карнизом с пояском поребрика и наличниками-рамочками с полуциркульным завершением. Более нарядные формы имеет церковь Христа-Спасителя в с. Спас-Березники (1682). Ее широкий карниз усложнен поясами зубчиков, поребрика и маленьких квадратных филенок с круглыми углублениями.

Кокошники опираются на консольки, карниз над которыми раскрепован. Характерно несоблюдение вертикальных осей первого и второго ярусов, их свободное расположение, свойственное ряду памятников Костромского Приволжья.

Покровская церковь в Дунилове (1704), относящаяся к варианту двусветных пятиглавых храмов, интересна тем, что ее постамент имеет восьмигранную форму и это связано с владимирской архитектурной традицией. Повышенный интерес к венчанию, применение развитого карниза, усложненного зубчиками и городками, оконных наличников с разорванными фронтонами позволяют говорить о проникновении на местную почву стилистики нарышкинского барокко .

Влияние зодчества Москвы можно обнаружить также в одном из наиболее ярких и оригинальных образцов нарышкинского барокко в области - Преображенской церкви в Писчугове (1702). Симметричная объемная композиция состоит из центрального объема, увенчанного двумя открытыми внутрь восьмериками со световой главкой, к которому примыкают алтарь и западный притвор, также имеющие ярусные завершения. С той же стилистической традицией связано и появление храмов типа восьмерик на четверике, первый из которых - Успенский собор в Плесе (1699).

Влияние барокко в полной мере испытало не себе архитектура усадебных храмов и приходских церквей, возведенных по заказу окрестных помещиков в 1750-1800 гг. Преимущественно они строились по типу бесстолпного одноглавого двусветного четверика с граненой апсидой (церковь Смоленская в с. Тюрюково, 1760, или восьмерик на четверике (церковь Николая Чудотворца в Мирславле, 1801).

Наиболее же значительный памятник барокко на территории области - храмовый комплекс в с. Нижний Ландех, в котором главенствует огромный летний храм Рождества Богородицы (1755) .

Стены высокого трехсветного четверика, с крупными арочными окнами, украшенные сильно вытянутыми парными пилястрами, теряют свою материальность, а венчающий карниз, отделенный от лепных коринфских капителей гладкими импостами, кажется парящим в воздухе. Стоящая рядом зимняя церковь Троицы (1785) типа восьмерик на четверике по формам декора ориентирована на Рождественскую.

Подводя итог древнерусскому периоду архитектуры на территории нынешней Ивановской области, можно констатировать, что здесь не сохранилось ни одного памятника, построенного ранее середины 17 в. Причем наблюдается параллельное существование двух архитектурных традиций: костромской, в северных районах области, и владимирской - в южных.

Лишь в конце 17 в. здесь начинают ощущаться влияние зодчества Москвы, которое сюда доходит в виде ярусных объемных композиций и декоративных элементов нарышкинского или "московского" барокко.

На рубеже 18-19 вв. все ощутимей становится влияние классицизма. Стилистические черты, переходные от барокко к классицизму, прослеживаются в архитектуре церкви Троицы в Острецове (которая отличается очень высоким качеством). Во владимирских землях первыми памятниками раннего классицизма явились церковь Иоанна Предтечи в Сидоровском (1789).

К периоду классицизма относится и сооружение большого числа ярусных колоколен, как отдельно стоящих, так и пристроенных к храмам. Среди всех выделяются две отдельно стоящие колокольни храмовых комплексов в Шуе (1810) и Лежневе (1832), проектирование которых связывают с именем Я. Маричелли .

Следует отметить, что высота колокольня Воскресенского собора Шуи составляет почти 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м.). А "изюминкой" лежневской колокольни являются четыре циферблата, помещенные в верхнем полуярусе колокольни под куполом. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп. Кстати, часы сегодня идут.

Таким образом, конец 18 в. ознаменовался распространением классицизма на территории Ивановского края. Причем наряду с культовыми сооружениями, где четко прослеживается та или иная школа, существуют многочисленные храмы, выстроенные местными мастерами, в стиле которых наблюдается соединение классицизма с элементами более ранних стилей, при этом сказывается влияние местных традиций.

В облике храмов могут причудливо переплетаться черты классицизма, барокко и архитектуры посадских храмов 17 в. (церковь Воскресения в Воскресенском Савинского р-на, 1812).

С середины 19 в. в русской архитектуре наступает новый этап, связанный с распространением эклектических течений.

Основными предпосылками формирования новых эстетических воззрений, отразившихся в строительной деятельности, служил экономический расцвет данного региона, основанный на развитом текстильном производстве, и, как следствие, существование достаточно широкого слоя состоятельных заказчиков - купцов и промышленников, способных поручить проект своего особняка, фабрики, церкви профессиональному архитектору. Это, в конечном счете, становится причиной того, что на большей территории области перестает ощущаться провинциальное запаздывание стиля .

Самые ранние проявления эклектики в этих местах связаны с культовым зодчеством - строятся храмы в "византийском стиле" в духе проектов К.А. Тона и высочайше рекомендованных в качестве образцовых.

Например, русско-византийский стиль нашел отражение в архитектуре, построенной в усадьбе Преображенское одноименной церкви, где были воспроизведены основные черты православных храмов соборного типа: пятиглавие, четырехстолпие, членение стен на прясла.

3. АРХИТЕКТУРА В ИВАНОВСКОМ КРАЕ В XX ВЕКЕ

К рубежу 19-20 вв. особую популярность обрел русско-византийский стиль. Его нарядные и представительные формы особенно часто использовались при строительстве крупных храмов, которым надлежало стать центрами рабочих поселков, промышленных сел или крупных городских районов. В 1898-1903 гг. в Иваново-Вознесенске возводится церковь Спаса Всемилостивого, чей проект по заказу местного фабриканта А.И. Гарелина выполнил Ф.О. Шехтель.

Крупный пятиглавый храм был одним из самых богатых в городе. Его фасады, прорезанные сгруппированными по три большими арочными окнами в массивных обрамлениях, членились пластичными пиастрами и были украшены мозаиками. Интерьер украшали росписи учеников Строганского училища, мраморные иконостасы с позолоченными бронзовыми деталями и паникадила по рисункам Шехтеля. Разрушенная в 1930-е гг. церковь являлась интереснейшим образцом раннего периода творчества выдающегося русского зодчего.

Черты этого стиля в разной степени присутствуют в архитектуре собора Воскресенско-Федоровского монастыря в Сергееве (1897-1905), церкви Христа Спасителя в Седельницах (1905-10) и храмах, возведенных по проектам П.Г. Бегена в Иванове и Лежневе .

В небольших сельских приходских церквах, выполненных из кирпича в лицевой кладке в стиле неоклассицизма, формы модерна оригинально сплавляются с формами русского стиля. Подобные храмы воспроизводят традиционный тип с бесстолпным, как правило, пятиглавым четвериком, пониженной апсидой, маленькой трапезной или притвором и невысокой двух-трехярусной колокольней (Корзино, 1902).

В начале XX в. создаются исключительно яркие и оригинальные произведения по проектам известных мастеров. В 1911 г. по заказу и на средства фабриканта И. Кокарева в фабричном селе Тезине (Вичуга) по проекту И.С.Кузнецова возведен огромный краснокирпичный храм Воскресения. В его архитектуре со всем артистизмом, свойственным модерну, стилизованы формы Успенского собора в Москве, а в высокой колокольне угадывается образ колокольни Ивана Великого. Не имеют аналогов в русском зодчестве украшающие фасады здания изысканные по цвету огромные майоликовые панно с фигурами святых и изображением памятников.

В 1900-09 гг. в Иванове по проекту архитектора П.Г. Бегена, бывшего в это время владимирским губернским архитектором, создается ансамбль церкви Введения. Гигантских размеров краснокирпичный храм, включающий двухэтажный дом причта, ворота и башенки на углах, отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна.

В 1915-1917 гг. в Иванове по заказу местных промышленников З. Кокушкина и И. Маракушева по проекту видного московского архитектора И.Е. Бондаренко строится Ново-Казанская часовня (снесена в 1927 г.).

Своеобразный храм в неорусском стиле, характеризовался стройностью объема и был увенчан высоким шатром, облицованного зеленой черепицей, который завершала главка удлиненной формы. Аналогичные, но меньшие по размеру главки венчали углы четверика. Слегка скошенные стены зрительно увеличивали высоту здания. Крыльцо, служившим входом, был изящно украшен изразцовым панно.

Следует отметить, что на храмовое строительство на территории области также оказало влияние экономические особенности Ивановского края. Это малоплодородные земли и дешевизна технического сырья (пеньки, льна, шерсти и кожи), что стали предпосылкой специализации в области ремесла и торговли. Промышленное развитие региона способствовало формированию так называемых торгово-промышленных сел, характерных именно для нашей области. Основным архитектурным акцентом торгово-промышленных сел были храмовые комплексы.

Традиция постановки рядом двух церквей, зимней и летней, особенно характерная для Ивановской и Владимирской областей, зародилась в 17 в.

На протяжении 18-19 вв. первоначальные деревянные храмы почти повсеместно были заменены каменными. Как и в деревянных храмовых комплексах при переведении в камень это объемное противостояние сохраняется. Примером подобного ансамбля может служить комплекс в Дунилове, состоящий из летней Покровской церкви - стройного пятиглавого храма с высокой шатровой колокольней - и небольшой приземистой одноглавой церкви Всех Святых, возведенной рядом в 1743 г .

Этим же обстоятельством можно объяснить, что на территории области построено относительно немного приусадебных храмов, потому что промышленный характер многих сел не способствовал развитию усадебного строительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

На территории Ивановской области отсутствуют древние памятники культового зодчества, самые же ранние датируются XVII веком. Наиболее активное храмовое строительство приходится на период XIX-XX вв., что совпадает со временем бурного экономического развития региона. В этот период строятся большое количество культовых сооружений с необычайным разнообразием типов, активных стилистических поисков.

В то же время, преобладание сельских торгово-промышленных поселений над городскими, малое число дворянских усадеб, служивших зачастую проводниками новой стилистики, определили особый традиционализм и некоторую архаичность данного региона. Этому же способствовало расселение здесь с 60-х гг. 17 в. старообрядцев - хранителей обычаев, в том числе и архитектурных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002.

Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

Пилявский В.И. История русской архитектуры. Л., 1984.

Побединский В.С. Традиции и особенности культовой архитектуры на территории ивановской области. Иваново, 2004.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 1. - М.: Наука, 1998.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. - М.: Наука, 1999.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 1999. С. 155.

Они передвигались на повозках, перевозя на них свои лёгкие жилища. Центром кочевой территории являлось родовое кладбище. В мужских захоронениях находились сверлёные каменные топоры, орудия труда из камня и кости, глиняные шаровидные сосуды. В женских погребениях была обнаружена посуда, вещи домашнего обихода, а также украшения, в том числе из меди.

Формирование Иваново-Вознесенского промышленного района

Ивановский край издревле являлся одним из центров ткачества и переработки льна в России. Уже в первой трети XIX века за Ивановом и окружающими его селами и деревнями, за уездными городами Шуей и Кинешмой прочно закрепляется репутация текстильного края. Край производил большую часть хлопчатобумажной продукции России, его сравнивали с Англией, в то время славившейся своим текстилем. На крупнейших ярмарках заводится «особенный ряд», названный ивановским. К концу XIX века , как результат бурного развития промышленности после освобождения крестьян в 1861 года , в России сложился целый ряд крупных экономических районов. Одним из них был Иваново-Вознесенский промышленный район, охватывающий северные индустриальные уезды Владимирской губернии и южные индустриальные уезды Костромской губернии .

Процесс концентрации промышленности и применение паровых двигателей способствовали образованию и укрупнению промышпенных центров. К 1879 году такими центрами в Ивановском крае были города Иваново-Вознесенск (49 предприятий), Шуя (38), Кинешма (4), села Тейково (4), Кохма (9), Яковлевское (5), Родники (4) и ряд других, предприятия которых были тесно связаны с текстильными фабриками Иваново-Вознесенска. Развитию текстильной промышленности благоприятствовали и неплохие транспортные условия. Реки Волга , Ока и Кама связывали край с хлебородным юго-востоком, горнорудным Уралом, с центром России, с Балтийским и Каспийским морями. В 60-х годах XIX века была построена железная дорога, которая дала Иваново-Вознесенску транспортный выход на Нижний Новгород , Москву , Кинешму. В итоге промышленность края получила еще более широкие возможности для получения сырья и вывоза продукции на рынки сбыта. Иваново-Вознесенск быстро рос.

Современный период

Современные границы Ивановская область приобрела в 1994 году после передачи Сокольского района в состав Нижегородской области .

Напишите отзыв о статье "История Ивановской области"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий История Ивановской области

– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.
– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.
– Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели.
Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле.
Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее.

Накануне юбилея Иваново-Вознесенской губернии мы решили составить своеобразный рейтинг наиболее значимых для губернии исторических личностей. Стать экспертами мы попросили наших известных земляков, проявивших себя в разных сферах жизни. Каждый из них должен был назвать пять, по его мнению, самых достойных персон. Вот что получилось.

Наши эксперты

Юрий Орлов - писатель, председатель ивановского регионального отделения «Союза писателей России».

Наталья Шутова - театровед, преподаватель Ивановского колледжа культуры.

Андрей Кабанов - уполномоченный по правам человека в Ивановской области.

Александр Сакуров - известный музыкант, джазмен.

Олег Волынкин - путешественник, председатель регионального отделения Русского географического общества.

1-е место

Его безоговорочно отдали Михаилу Фрунзе, которого поставили во главе списка четверо из шести экспертов. Трое из них высоко оценили его политическую деятельность. «Он дал импульс развитию региона», - пояснил Андрей Кабанов. «Если бы не его воля, губернии не существовало бы», - вторит ему Василий Баделин. А Наталья Шутова оценила первого губернатора с другой точки зрения: «Он подписал декреты о создании двух театров - в Иванове и Шуе. Казалось бы, вокруг разруха - какой театр? Но он был твердо убежден, что людям нужна и духовная пища», - поясняет театровед.

Михаил Фрунзе

Революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик. В 1918 году - председатель Иваново-Вознесенского губкома РКП(б), губисполкома, губсовнархоза и военный комиссар Иваново-Вознесенской губернии.

2-е место

С определениями второго и последующих мест всё было не так однозначно. Тем не менее после Фрунзе большее число баллов набрал Андрей Тарковский. «Он наш бренд, мировая знаменитость, - пояснил свой выбор Андрей Кабанов. - На нашей земле он сформировался как личность и прославил нашу губернию на весь мир». А Александр Сакуров поставил его на второе место без каких-либо комментариев.

Андрей Тарковский

Советский кинорежиссер и сценарист. Народный артист РСФСР. Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской промышленной области (ныне - сельское поселение Завражье Кадыйского района Костромской области), рос в литературной семье. В войну мать увозит Андрея и его младшую сестру в эвакуацию в Юрьевец, к родным. Несмотря на то что взрослая жизнь режиссера прошла за пределами нашей области, образом отчего дома стал для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Как известно нашим читателям, с 2007 года в нашей области проводится кинофестиваль «Зеркало», носящий его имя.

3-е место

Оно отдано Якову Гарелину. «Выдающийся меценат, городской голова, он отдал Иванову много душевных сил», - пояснил, к примеру, свой выбор Олег Волынкин.

Яков Гарелин

Фабрикант и меценат, основатель мануфактурного дела. Почетный гражданин города Иванова. При его руководстве началось крупномасштабное благоустройство Иваново-Вознесенска и озеленение улиц. В частности, в центре города появились фонари, был разбит парк, ныне называемый парком имени Степанова, заложен общественный сад по берегам ручья Кокуй (ныне - бульвар Кокуй). Также были открыты: публичная библиотека, реальное и женское училища. Написал книгу «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад», изданную в 1885 году. В 2011 году в Иванове в начале Шереметевского проспекта меценату поставили памятник.

4-е место

На него поставили Дмитрия Бурылина. Так исторически сложилось, что имена двух меценатов почти всегда идут рядом, и наш опрос не стал исключением.

Дмитрий Бурылин

Иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер. Видный общественный деятель конца XIX - начала XX века. В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях. Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой музея. В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его «хранилище редкостей» переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нем, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем.

5-е место

Завершают наш список Александр Василевский и Дмитрий Фурманов. «Это выдающийся полководец, - говорит про маршала Василий Баделин. - Мы должны гордиться этим человеком. На Западе его очень уважают и даже специально изучают его полководческий талант…» «В первую очередь хочется отметить писательскую деятельность Фурманова. Он прославил нашу губернию, сделал ее известной благодаря своему роману «Чапаев», - убежден Юрий Орлов.

Александр Василевский

Советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного главнокомандования. В годы Великой Отечественной войны в должности начальника Генерального штаба (1942-1945) принимал деятельное участие в разработке и осуществлении практически всех крупных операций на советско-германском фронте. С февраля 1945 года командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёнигсберга. В 1945-м главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке в войне с Японией. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.

Дмитрий Фурманов

Советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Настоящая фамилия Фурман. Позднее стал подписываться как Фурманов. Во главе сформированного им из иваново-вознесенских рабочих отряда принимал участие в подавлении Ярославского восстания в 1918 году. Осенью того же года становится секретарем Иваново-Вознесенского окружкома РКП(б). В начале 1919 года отправляется в качестве политработника на Восточный фронт, с 25 марта - комиссар 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В. И. Чапаев.

Кроме того, наши эксперты назвали и других выдающихся личностей:

Егор Властов - генерал-лейтенант, герой войны 1812 года.

Отец Леонтий Михайловский - один из самых почитаемых святых ивановской земли, был священником в селе Михайловское Фурмановского района.

Анатолий Мальцев - академик Академии наук СССР, создатель уникальной математической школы.

Владимир Кабаидзе - директор ИЗТС, воспитал плеяду замечательных кадров.

Иван Голиков - талантливый художник Палеха.

Василий Демидов - создатель первого в Иванове общедоступного театра.

Александр Третьяков - кинооператор Ленинградской студии документальных фильмов, создавал хронику Иванова.

Евгений Богородский - журналист, бывший редактор «Рабочего края».

Авенир Ноздрин - поэт, журналист, революционер.

Михаил Дудин - поэт, Герой Социалистического труда.

Владимир Жуков - поэт-фронтовик, почетный гражданин Иванова.

Владимир Клюев - с 1972 по 1985 год - первый секретарь Ивановского обкома КПСС, позже - министр легкой промышленности СССР.

Андрей Бубнов - советский политический и военный деятель, революционер.

Исидор Любимов - русский революционер, ближайший сподвижник Фрунзе в годы революции и Гражданской войны, руководитель внешней торговли (1930—1931), нарком легкой промышленности СССР (1932-1937).

Дмитрий Семёновский - русский и советский писатель, переводчик.

Добрый день! Огромное спасибо за сообщение! Ссылка, которую Вы дали на статью "Пока живу, буду помнить" - это мои родные, моя тетя и бабушка Вера (родная сестра моей бабушки Анны. отрывок из письма которой в статье тоже есть). Из этой статьи выясняется, что как таковой деревни не существует уже давно, может быть деревня Ярумино, которая сейчас в яндексе - другая деревня? Скорее всего, на карте 1941 года и есть та самая деревня Ярунино, точнее, ее остатки. Еще по документам допросных листов НКВД (моей прабабушки) уточню, что ее семья жила именно недалеко от Кохмы. Вроде бы все сходится. Еще помню, что много было Шуваевых в той деревне по рассказам бабушки, и все друг другу приходились родственниками. След других Шуваевых, наверно, теперь не найдешь. Огромное спасибо за информацию и ссылки!!!

Нажмите, чтобы раскрыть...

Елена, не возражаете, если выложу полный текст статьи?

Пока живу, буду помнить...
Эхо ГУЛАГа
Фамилия Галины Ивановны Шуваевой известна читателям нашей районной газеты - несколько лет она работала в штате редакции. Нередко для своих публикаций выбирала тему политических репрессий, рассказывала о судьбах пострадавших. А о своей собственной молчала. Хотя история ее семьи тоже имеет свои трагические корни. Дело в том, что Галина Ивановна родилась 3 мая 1946 года в КазЛАГе.
Дома у нее собран значительный архив из документов, фотографий того страшного времени. Для чего?
- Я считаю,- сказала Галина Ивановна, - мои дети, будущие внуки и правнуки должны знать свои корни, историю своего рода. Для меня подошел уже тот возраст, когда я должна подумать о духовном - оставить детям память, рассказать правду о прошлом. Вот соберусь с силами и засяду за рукопись.
Мне Галина Ивановна предложила прочесть прошение ее младшей тети Давыдовой Анны Федоровны, написанное в 1968 году, и направленное в областную прокуратуру г.Иваново. В нем просьба о пере- Смотре судимости матери и двух сестер, осужденных по ст.58-10, ст.58-11. На мой взгляд, оно заслуживает интереса своим изложением, поскольку на многое проливает свет. Вот оно.
«Прошу пересмотреть судимость моих родственников, осужденных Особым Совещанием при НКВД по ст, 58-10, ст.58- 11.
Мать, Шуваева Мария Петровна, 1880 года рождения, арестована в 1937 году, осенью, в г. Кохме Ивановской области, осуждена в феврале 1938 года сроком на 5 лет.
Старшая сестра, Шуваева Вера Федоровна 1911 года рождения арестована осенью 1937 года в г.Кохме, осуждена в феврале 1938 года сроком на 5 лет.
Средняя сестра, Шуваева Елена Федоровна, 1915 года рождения, арестована в 1936 году в г.Кохме, осуждена сроком на 3 года.
Мать моя из крестьян. Отец ее рано умер, и семье пришлось работать на богатых людей. Затем ее насильно выдали замуж за моего отца. В памяти встает мое детство в деревне Ярунино Кохомского района Ивановской области. Отец, Шуваев Федор Михайлович, очень строгий, верующий человек, тоже неграмотный. Мы боялись его, даже взгляда. Нас из дома на улицу гулять не пускал, в доме ни смеха, ни улыбки. Ко всей своей религиозности, он был еще очень больным. Отравился - газами еще на германской войне, дышал, как будто сто мехов сразу.
Отец воспитывал нас в богобоязни. Без молитвы мы не вставали и не ложились, не садились за стол. Он заставлял нас читать священные книги, молиться, петь божественные стихи, особенно меня, так как голос был хороший. Средняя сестра, Елена, переписывала молитвы, так как писала лучше. Когда отца не было дома, мать отпускала меня на улицу к ребятишкам, но наказывала: «Как увидишь в конце деревни отца, пулей домой».
Семилетнее образование, а затем и десять классов я закончила благодаря своей матери, которая ослушалась отца и отдала меня учиться в город. Отец же говорил: «Мы и неученые проживем».Мама на своих плечах носила продавать молоко от своей коровенки за 10 километров на базар, чтобы оплатить мне квартиру и купить какие-нибудь обутки.
Старшие сестры смогли закончить только начальную школу, хотя им тоже хотелось учиться. Я становилась взрослее и все чаще неповиновалась отцу. Тринадцати лет я потихоньку убегала на улицу и, когда отец обнаруживал это, попадало мне и матери- .Он хотел отгородить меня от «нечестивого» мира. В коллективизацию отец мой в колхоз не пошел, так как работать совершенно не мог, а старшие сестры уже работали на производстве в Кохме. Помню, пришел он с деревенской сходки и сказал: «Какой из меня работник...» Отец действительно еле двигался по дому. Он решил переехать в город и там полечиться. Сдали в колхоз амбар, овин, сарай, лошадь. Дом перевезли в Кохму, это было, кажется, в 1935 году. Приезжали к отцу «братья по духу», как они себя называли: сестры Шитовы, И.Корчагин и другие. Они были грамотными, читали Библию, отец их слушал и заставлял слушать нас. Эти люди в большинстве случаев нигде не работали, а только вели наставления о Боге. В г.Кохме сестры работали на фабрике, постепенно втягивались в общественную жизнь. Я поступила учиться в ФЗУ, вступила в комсомол. Мать об этом знала, отец, конечно, нет. Его положили в больницу и сделали операцию. Состояние его ухудшилось, и в 1936 году он умер. При его кончине была средняя сестра Елена, которую он попросил сообщить о похоронах И.Корчагину. Она выполнила последнюю просьбу отца, дала телеграмму, за что ее и осудили.
Похороны были с божественными стихами. Я шла за гробом и думала: с похоронами отца будет похоронена вся эта религиозность нашей семьи.
Ночью к нам пришли и арестовали оставшихся ночевать, в том числе взяли И.Корчагина. Когда узнали, что Елена давала ему телеграмму, пришли и за ней.
Осенью 1937-го арестовали мою мать и старшую сестру. Я в свои 17 лет осталась одна.

После ареста средней сестры меня вызвали в Иваново. Начальник МГБ Новиков стучал по столу и кричал: «Ты комсомолка и не пришла, не сказала, что у вас в семье идет агитация против власти» и т.д. Поздно ночью меня отпустили.
По дороге в лагерь мать заболела, ее положили в больницу в Сызрани. Там, видимо, заменили лагерь на ссылку в г.Джамбул, так как признали у нее рак желудка. В 1938 году, летом, я приехала жить к матери. И здесь начались мои новые мучения с устройством на работу. Неправду говорить я не умела. Говорила, что у меня сюда выслана мама по статье 58. Услышав такое, на работу меня не брали под разными предлогами. В отчаяньи я не знала, что делать, воровать не умела, умирать рано.
Написала письмо на имя секретаря ЦК комсомола Косарева. Ответ был быстрый на Джамбульский горком комсомола: «Немедленно трудоустроить и доложить». Все зашевелились и устроили меня работать в центральную сберкассу. Одновременно я училась в вечерней десятилетке.
Через некоторое время по радио сообщили, что Косарев враг народа, его расстреляли. Я снова замкнулась в себе, было что-то непонятное.
Однажды в разговоре с мамой о ее аресте она мне сказала, что ей предложили отречься от Бога, тогда ее отпустят. Но сделать этого она еще не могла. Мать моя умерла в 1941 году от рака желудка.
Началась война. Вся наша оставшаяся семья в какой-то мере участвовала в разгроме врага. Я отдала самое дорогое - жизнь мужа, который погиб на фронте, а я осталась с маленьким сыном на руках.
У средней сестры Елены муж не выходил с завода - ремонтировал паровозы. Елена вязала носки, варежки для фронта. Старшая сестра Вера выращивала скот в степях Караганды.
Не могу умолчать о своем муже. В то тяжелое время, когда жены отказывались от мужей, дети от отцов, мой муж не упрекнул меня ни единым словом, хотя с его стороны не было судимых, а у меня целых трое. Он очень много имел из-за меня неприятностей, поскольку был работником горкома партии. И при очередном моем увольнении успокаивал: «Ничёго, проживем.» Жаль, что он не дожил до светлых дней.
Но были и другие. Когда старшая сестра Вера приехала после войны ко мне, при устройстве на работу ей отвечали: «У вас «волчий» паспорт, на работу не возьмем». Пришлось помогать, иначе она с маленьким ребенком на руках умерла бы с голоду.
Я пишу о себе, хотя меня не арестовывали. Но из-за арестов моих близких и мне пришлось перенести презрение, унижения и оскорбления.
Недавно я узнала, что И.Корчагин реабилитирован, а мы все еще виновны.
Очень и очень хочется, чтобы подобного никогда не повторилось, чтобы наши дети, внуки, правнуки никогда не пережили такого времени. Благодарю тех людей, которые вслух говорили о произволе тех времен. Это укрепляет веру в идеи Октября, и мы верим, что справедливость восторжествует.
Давыдова Анна Федоровна. г.Красноярск-28.»
Далее речь пойдет о судьбе старшей из сестер Шуваевых - Вере Федоровне, 1911 года рождения, осужденной в феврале 1938 года сроком на 5 лет. О том, что знает из уст матери и что помнит сама, рассказывает дочь Веры Федоровны - Галина Ивановна Шуваева.
- После тюрьмы маму увезли в южный Казахстан и определили в КазЛАГ. Ей было 27 лет. Осужденные жили в огромных бараках, подчинялись единому режиму, работа - ночной сон - снова работа. Мама пасла овец в степи. Заработала там массу болезней, в том числе бруцеллез. Но ей повезло: в лагере среди заключенных были замечательные врачи, которые сумели поставить ее на ноги. Потом с матерью Случилась другая беда- однажды упала с лошади и сломала позвоночник. Ее снова выходили, но травма впоследствии дала себя знать, сделав ее инвалидом.
Мама рассказывала, что среди ссыльных была очень большая взаимовыручка. Люди делились друг с другом последним - иначе голодная смерть. Женщины, работавшие на отарах, когда резали баранов, старались припрятать требуху, переправляли ее на кухню, чтобы подкормить ослабевших. Даже охранники на эти вольности закрывали глаза и в случае опасности (неожиданная проверка) предупреждали. Но не дай Бог кому-то попасться - шкуру или копыта обнаружат - все, конец. Отправят на каменоломни или на стройку, а там - гибель. На скудной пайке хлеба и баланде люди долго не выдерживали-умирали.
Особенно тяжелой жизнь в лагере была для интеллигентных людей, неприспособленных к физическому труду. Они не могли адаптироваться в тех жутких условиях и быстро погибали. Одна ссыльная актриса, не умевшая носового платка выстирать, умерла через два месяца. Ученый, находясь в стадии истощения, наелся в степи дикого лука и отравился. А моя мама-крестьянка выжила. С такими же, как сама, из припрятанной овечьей шерсти тайком вязали себе носки, варежки, шапочки, чтобы не мерзнуть. Так же, крадучись, варили мясные похлебки. И выжили.

Когда я родилась, мама уже работала ветсанитаром и была на поселении. Ей предлагали остаться в качестве вольнонаемной, но она отказалась, рвалась домой. Уехала из КазЛАГа, когда мне исполнился один месяц, не зарегистрировав там мое рождение, чтобы в свидетельстве о рождении не было лагерной отметки.
Поездом мама добиралась до Джамбула, где находились сестры. По дороге какая-то «сердобольная» тетка посоветовала ей кинуть младенца. «Зачем он тебе? Одной легче будет...» Но мама не кинула.
В Джамбуле жили у средней сестры - Елены. Но зятю свояченица с «Довеском» пришлась не ко двору, выгнал. Два месяца мама ходила по городу и просила милостыню. Питалась опавшими абрикосами, камнем разбивала косточки и ела зерна. Меня купала в арыке.
На работу ее нигде не брали, поскольку вместо паспорта - «волчий билет» - справка из лагеря. Чтобы спасти меня от голодной смерти, мама сдала меня в Дом ребенка. Сама каждый день приходила туда. Сядет на крыльцо и сидит. Ей скажут: «Уходи. Чего сидишь?»
- Мне некуда идти...
Заведующая Домом ребенка сжалилась и взяла маму на работу санитаркой. Так она с июня 1947 по сентябрь 1948-го и находилась со мной. Но душа рвалась домой, в Кохму. Меня на руки - и туда. В Кохме та же история. На работу не берут - враг народа. Но потом все-таки сумела куда-то устроиться, меня определили в круглосуточный детский сад.
Но моя мать не подозревала, какая беда ее подстерегает. Дело в том, что существовала практика: всех, кто вернулся из тюрем и лагерей, высылали в Сибирь. И вот под предлогом, что она разгласила государственную тайну, рассказав кому-то о жизни в КазЛАГе, ее арестовали и в «телячьем» вагоне увезли в Сибирь. Так она попала в Шилинку Сухобузимского района, где было определено место поселения.
А я тем временем находилась в г.Кохме. Работницы детского сада на выходные забирали меня к себе домой. Правда, за содержание государство им платило. Целых полтора года.
Все это время мама слала письма в суд, прокуратуру, требовала вернуть дочь. И представьте, меня к ней привезли. Документ об этом даже сохранился.(Галина Ивановна показала потертый от времени лист с печатью)
«Справка
Дана Шуваевой Вере Федоровне в том, что она действительно проживает и работает в совхозе ХОЗО УМВД по Красноярскому краю в должности ветсанитара. 25 июня 1950 года привезена к ней ее дочь Шуваева Галина, в возрасте 4-х лет. Директор с-за ХОЗО УМВД КК
(Рожковский)»

В Шилинку мама попала со вторым этапом. А ссыльные первого там уже обжились. И вновь прибывших встречали всей деревней - несли еду, одежду. Мать вначале жила в бараке. Но многие, стараясь устроить личную жизнь, строили себе землянки. Я это немного помню. Потом мама купила крохотную избенку, она до сих пор в Шилинке стоит (см. на снимке) Шилинка была уникальной деревней. Там жили политссыльные, и те, кто на фронте попадал в плен - всем им грозило вечное поселение, ведь никто не знал, что наступит 1954 год и придет освобождение. В неволе они создавали новые семьи, рожали детей - жизнь-то продолжалась- .Два инженера-москвича ухитрились собрать радиоприемник и по ночам слушали новости из центра, их освободили в 1953-м. Одним из первых уехал профессор-биолог из Ленинграда Маковейский. За ним приехала жена. Несмотря на то, что она формально отказалась от мужа - врага народа, но тайком пересылала ему посылки, смогла сохранить квартиру, детей.
Среди сосланных был режиссер московского театра (фамилию забыла). Так он создал самодеятельный театр из ссыльных, на спектакли сбегалась не только Шилинка, но и приезжали из соседних деревень. В Шилинке режиссера и схоронили. Как-то пошел на покос, и с ним случился сердечный приступ. Упал на муравейник, его, бедного, муравьи объели. На могилу к нему приезжала его жена из Москвы.
В Шилинке был замечательный сад, а в нем- малина, смородина, виктория, яблони. Помню, когда шел сбор виктории, в край грядки заползешь - через полметра уже объелся.
А выращивалось все это под руководством Платона Ивановича Углова, бригадира по растениеводству. Человек был замечательный, сам из крестьян. Никогда никого не «закладывал». Мы, дети, с удовольствием помогали взрослым на прополке овощей, сборе ягод, за это Платон Иванович привозил нам в поле вкусные обеды.
Было в совхозе свое тепличное хозяйство, выращивались ранние огурцы, помидоры, лук. Конечно, это шло к столу начальства, но и мы не голодали.
Виктор Иванович Алпацкий после института тоже начинал работать со ссыльными - был агрономом; управляющим. Люди шли к нему и с бедой, и с радостью, знали, что всегда поймет. А когда возникали производственные трудности, Виктор Иванович обращался к людям по местному радио с просьбой побыстрее выкопать картошку или зерно убрать, и они откликались с радостью.
В 1955 году мама снова попыталась вернуться на родину, в Кохму.Но ни в родном городе, ни в Иваново на работу ее не брали. Пришлось вернуться в Шилинку. Там она была среди себе подобных- не надо было стесняться, бояться.
Побывали мы в тот раз и в деревне Ярунино, где когда-то стоял дом деда. Сошли с поезда, а на месте домов -ямы, заросшие крапивой. Два дома уцелели. Из одного вышла старуха, сказала, что часть домов перевезли в город, другие сгорели в войну.
У меня перед глазами страшная картина. Мать останавливается перед каждой ямой и воет, как волчица. Ведь каждая яма была домом, где жила семья, и все в деревне были родней. Она подходила к одной одичавшей яблоньке, к другой, причитала, вспоминая тех, кто их посадил...
Чем больше живу, тем больше осознаю ужас того, что с нами сделали. И до конца дней помнить буду.»
Л. ДУБАКОВА
Сельская жизнь (Сухобузимское) 28 октября 2000 года



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!