Конструктор Томашов: "Мста-С" - моя лебединая песня. — Бывая сейчас на заводах, что испытываете

Томашов Юрий Васильевич – генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро «Трансмаш» Министерства оборонной промышленности СССР, город Свердловск.

Родился 8 августа 1929 года в посёлке городского типа Тёплая Гора Чусовского района Уральской области (ныне в составе Горнозаводского района Пермского края). Русский. Из семьи рабочего. С 1936 года жил с семьёй в селе Верхняя Синячиха Свердловской области.

В 1948 году окончил Уральский машиностроительный техникум (Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1948 года работал на «Уралмашзаводе». В 1954 году окончил вечернее отделение Уральского политехнического института имени С.М. Кирова и был переведён в ОКБ-3 (затем - конструкторское бюро «Трансмаш», ныне СКБ «Трансмаш-спецтехника») Уральского завода транспортного машиностроения.

Работал в нём техником-конструктором, старшим техником-конструктором, инженером, старшим инженером-конструктором, руководителем группы, с 1961 года – заместителем главного конструктора, главным конструктором. С 1978 по 1990 годы – генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш».

Выдающийся специалист в области разработки гусеничных боевых машин. Будучи молодым специалистом, участвовал в разработке самоходных артиллерийских систем СУ-100П, СУ-100ПМ, СУ-152Г, СУ-1. Под его руководством были разработаны 35 образцов военной техники, из которых 20 – приняты на вооружение в Советской и Российской армиях. Среди них – самоходные артиллерийские системы 2СЗ «Акация» (принята на вооружение в 1971), 2С4 «Тюльпан» (принят на вооружение в 1971), 2С5 «Гиацинт» (принят на вооружение в 1976), самоходная гаубица 2С9 «Мста-С» (принята на вооружение в 1989), зенитный ракетный комплекс 2К11 «Круг» (принят на вооружение в 1964), гусеничный минный заградитель ЗСУ-37-2 «Енисей» (принят на вооружение в 1984), самоходная радиолокационная станция 1РЛ135 «Купол», многоцелевой гусеничный транспортёр, уникальный лазерный танк 1К17 «Сжатие» (разработка завершена в 1990 году, серийно не выпускался) и другие.

Также под его руководством конструкторское бюро разрабатывало широкий ассортимент изделий для народного хозяйства: 5 моделей трамваев «Спектр», 4 типа лебёдок для грузовых и пассажирских лифтов, приводы штанговых глубинных насосов для нефтегазодобывающей промышленности, автомобильный самосвал, установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм» и другие.

За выдающиеся успехи в создании новых образцов техники Указом Президента СССР («закрытым») от 23 октября 1990 года Томашову Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1990 года – генеральный конструктор – начальник ЦКБ «Трансмаш». С 2001 года – на пенсии.

Много лет одновременно с основной работой трудился профессором кафедры «Автомобили и тракторы» в Уральском политехническом институте имени С.М. Кирова (с 1992 – Уральский государственный технический университет).

Член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук (1993).

Награждён 2 орденами Ленина (1979, 23.10.1990), орденом Трудового Красного Знамени (26.04.1971), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (25.09.1999), медалями.

Ленинская премия (1982). Государственная премия СССР (1974).

Герой Социалистического Труда Юрий Васильевич Томашов. Фото предоставлено ОАО «Уралтрансмаш»

Имя генерального конструктора ЦКБ «Трансмаш» (1978-2001), талантливого инженера, ученого, исследователя, автора ряда научных работ и изобретений, члена-корреспондента Российской Академии ракетно-артиллерийских наук (1993), Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной и Ленинской премий Юрия Васильевича Томашова в представлении не нуждается.

Трудовую деятельность Ю.В. Томашов начал в 1948 году, последовательно пройдя все ступени конструкторской работы от техника- конструктора до генерального конструктора головного КБ самоходной артиллерии.

При его непосредственном участии был создан и поставлен на производство ряд образцов специальной техники: гусеничная база изделия СУ-100П, зенитно-ракетный комплекс «Круг» (2К11), зенитно-пушечная установка «Енисей» (ЗСУ 37-2), 152-мм самоходная гаубица «Акация» (2С3, 2С3М, 2С3М1), 152-мм самоходный миномет «Тюльпан» (2С4), 152-мм самоходная пушка «Гиацинт-С» (2С5). Под его руководством создана 152-мм самоходная гаубица «Мста-С» (2С19), благодаря которой уровень советской и российской артиллерии был выведен на лидирующие мировые позиции. Внедрены в производство приводы штанговых глубинных насосов для нефтедобывающих предприятий, лифтовые лебедки, установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм» и др.

Накануне 85-летнего юбилея мы встретились с Юрием Васильевичем в его квартире на Уралмаше. Здесь все напоминает о профессии и увлечении хозяина - картины, фотографии, модели военной техники, многочисленные награды и памятные подарки… Юрий Васильевич поддерживает связь с Уралтрансмашем, его пытливый и ясный ум обдумывает возможности для новой военной техники.

В 1936 году наша семья переехала из Пермской области в Верхнюю Синячиху. Войну я застал в пионерском лагере под Алапаевском. Нам объявили, что началась война, и на следующий день всех развезли по домам. Уже осенью нас, школьников, привлекли на общественные работы. Сначала направили строить овощехранилище. А строительные материалы были подручные: сделали стропила, на крышу рубили молодые березки - укладывали их сверху и засыпали землей. Потом собирали колоски и картошку на полях после уборки и сдавали в колхоз. Так все военные годы и совмещали учебу с работой.

Семья у нас была большая - шестеро детей: четыре сестры и мы с братом. Отец, Василий Яковлевич, в то время работал начальником доменного цеха, видели мы его редко. Он, как и большинство руководителей в те годы, буквально жил на работе. Мама, Раиса Адамовна, - домохозяйка. Когда я закончил семь классов, состоялся семейный совет - что же дальше? Две сестры учились в Свердловске в институтах: Вера - в юридическом, Валентина - в медицинском. Старшая сестра Анна после окончания Нижнетагильского педучилища преподавала математику. Старший брат Сергей окончил ФЗУ - был помощником машиниста, Тамара после школы пошла на курсы парикмахеров. Было решено - надо учиться, приобретать специальность. Получилось так, что мой профессиональный путь выбрала сестра Вера - отвезла документы в Уралмашевский машиностроительный техникум.

Получили вызов из техникума. Из Алапаевска в Свердловск ездили на поезде, а это около двухсот километров, паровоз почти восемь часов шел. После зачисления отправились домой. На обратную дорогу билеты не купить - документов нет. Вокзал охранялся, на перрон не пройти. Пошли мы с ребятами пешком по рельсам с Уралмаша. Дошли, ходим возле поезда, надеемся, что кто-нибудь сжалится, возьмет. У проводниц спросили - не пускают. Времени осталось пять минут до отправления. Подходит парень: «Вам куда?» - «Да вот, мы из рабочего поселка, впервые город-то увидели. Ничего не знаем». Он говорит: «Ну, хорошо, я вас посажу. Полезли под вагон». Делать нечего, полезли за ним под вагон. «Знаете, где аккумуляторы под вагоном? Между ними пространство. Залезай в эти отверстия». И мы поехали. Начало августа, ночи холодные. Не то что неприятно - страшно было. Колеса крутятся, ветер: восемь часов на этих ящиках ехали. Окоченели. Из-под вагона на корячках вылезли. Долгое время шли, еле-еле разминаясь. Потом от Алапаевска до Верхней Синячихи еще 14 километров пешком. Все годы учебы примерно так и ездили домой - как придется

Трудными и голодными были студенческие годы. В одной комнате жили 26 парней. Отопление было печное, топили торфом. Конечно, было ужасно холодно: если вечером кто-то не выпил чай, то утром в кружке был лед. И буквально полчища крыс. Продукты приходилось к потолку подвязывать. Юность была голодная, но насыщенная не только трудностями и лишениями.

Отучившись, Юрий Васильевич по распределению попал на Уралмашзавод - помощником мастера на участок сборки силовых агрегатов для буровых установок.

Талантливый и целеустремленный молодой человек практически сразу продолжил образование, поступив на вечернее отделение в Уральский политехнический институт. По удачному стечению обстоятельств ему и еще десяти студентам предложили работу в конструкторском отделе завода.

Отдел был большой - около 70 человек трудились под руководством Льва Израилевича Горлицкого. Почти половина отдела - конструкторы, прошедшие войну: закаленные, сильные, талантливые. Костяк составили специалисты, эвакуированные со Сталинградского тракторного завода, Ижорского, Кировского, Ленинградского заводов. И нас 10 молодых техников. Прислали молодых специалистов из Баумановского технического института, Ленинградского механического института. Получилось почти поровну молодежи и опытных работников. Коллектив подобрался очень хороший, спаянный.

Попал Юрий Васильевич в корпусное бюро к талантливому конструктору Михаилу Степановичу Тарасову. Наставником стал молодой инженер Валентин Михайлович Пьянков, впоследствии его близкий друг.

Довольно быстро на заводе оценили молодого способного конструктора и назначили руководителем группы вновь созданного ОКБ-3. А в начале 1961 года - заместителем главного конструктора. Такая должность в советские годы для 31-летнего инженера - высочайшее доверие и оценка. Юрий Васильевич вспоминает:

В первый день после Нового года сидим, делимся впечатлениями. Приходит секретарь директора: «Юрий Васильевич, вас требует немедленно директор Уралмаша». Сразу в голове вопросы: откуда он знает мою фамилию рядового руководителя группы конструкторского отдела? Пока шел от конструкторского отдела до заводоуправления, в голове творилось черт знает что: «Что я натворил, если сам директор мной заинтересовался? Тем более в секретном отделе… Может, я что-то сказал, где-то не то сделал?» Захожу, в кабинете кроме директора Виктора Васильевича Кротова главный конструктор Георгий Сергеевич Ефимов, главный инженер Павел Родионович Малафеев, другие руководители. Невольно заволнуешься!

Предложение занять высокий пост было неожиданным, но отказ под предлогом, что в отделе есть гораздо более авторитетные, опытные и грамотные специалисты, не был принят.

В тот период впервые в Советском Союзе создавалась зенитная самоходная установка со спаренной автоматической 37-мм пушкой «Енисей». В машине применялись все новейшие достижения в электронике. «Машина находилась на полигоне, на заводских испытаниях, - вспоминает Юрий Васильевич. - Сегодня меня назначили, а завтра уже Ефимов уезжает на полигон в командировку на месяц. Вот тебе бразды правления - давай руководи. Через месяц он возвращается - нужно ехать на полигон мне. А машину я знал плохо. Сложно пришлось. Но справился».

После войны уральские конструкторы разрабатывали первое поколение самоходной артиллерии. Базовая СУ-100П - пушка калибра 100 мм. На ее основе создали уже 152-мм тяжелое вооружение: гаубицу и пушку, бронетранспортер. Целый ряд техники, в том числе - прожекторную машину. Командующий в те годы Уральским военным округом Георгий Константинович Жуков дал высокую оценку изделиям.

По решению Н.С. Хрущева артиллерия, названная им «пещерным веком», стала считаться не нужной на современном этапе. Все новейшие разработки того периода были запрещены и практически уничтожены. Дальнейшие события в мире доказали ошибочность и теории, и решения.

В 1964 году на вооружение был принят зенитный ракетный комплекс «Круг», разработанный под требования Сухопутных войск. Создавался комплекс совместно с КБ Завода им. Калинина. Впервые в Советском Союзе создавался носитель для ракетной установки и носитель для наведения. На полигоне Эмба эти машины отрабатывались два года. Больше года в целом прожил на полигоне конструктор Томашов: «Что такое Эмба? Это сплошной песок да песчаные бури. Есть было невозможно - песок в еде. Жили сначала в бараках. В конце концов комплекс создали, он получился хороший. У нас принято - если машина красивая, стало быть, она по - настоящему хорошая».

В 1965 году назрела необходимость кардинальных изменений в артиллерийской технике. Толчком к этому послужили учения войск под Львовом с участием главных конструкторов оборонных предприятий. От ОКБ-3 представителем был Ю.В. Томашов. Итогом учений стал вывод о том, что современной армии нужна совсем другая артиллерия, соответствующая требованиям нового времени. Эти требования были разработаны там же.

На основании решения, которое мы подписали, было выдано техническое задание нашему конструкторскому отделу, Волгограду и Харькову на разработку самоходной артиллерии. Мы были головные по калибру 152-мм по артиллерии и 240-мм по миномету. В 1966 году был сделан аванпроект. Эти две машины мы разработали и приняли на вооружение в 1971 году. Все делалось впервые - на уровне изобретений. Представьте себе миномет 240 мм, штатная мина - 130 кг, а активно-реактивная - 240 кг. Так вот, когда мы проводили испытание штатными минами - где упала и разорвалась штатная мина, страшно подходить, там целый кратер. Диаметром метров 10 и глубиной метров 10.

При разработке самоходного миномета «Тюльпан» удалось создать на относительно легких шасси (вес изделия - 28 т) тяжелый 240 мм самоходный миномет.

Была создана механизированная боеукладка барабанного типа, в которой размещались 20 штатных или 10 активно-реактивных мин, механизированная система заряжания. Удалось обеспечить устойчивость и допустимые перегрузки изделия при выстреле, у которого сила сопротивления отдачи находится в пределах 450 т, за счет оригинальной подрессоренной опорной плиты.

При разработке первой самоходной гаубицы 2СЗ «Акация» конструкторы столкнулись с рядом трудных проблем: по загазованности боевого отделения при стрельбе, механизации заряжания, устойчивости при стрельбе, установке орудия и компоновке изделия в целом.

С использованием изобретений, которые были созданы в процессе работ, проблемы были решены.

Также на уровне изобретений создана на шасси 2СЗ мощная дальнобойная самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С»:

У нас артиллерия именовалась по названиям цветов. Дальнобойная пушка называется «Гиацинт-С». Нам удалось создать действительно дальнобойную пушку, превосходящую мировые образцы того времени, с достаточно высокой скорострельностью - 5-6 выстрелов в минуту.

В 70-е годы ЦКБ под руководством Юрия Васильевича разрабатывает многоцелевой транспортер - тягач среднего класса МТ-С. На нем установлена гидромеханическая трансмиссия обратимого моторно-трансмиссионого отделения (допускающая возможность размещения ее как в передней, так и в задней части корпуса) и еще целый ряд новшеств. В 1981 году МТ-С был принят на вооружение.

В конце 70-х годов Опытное конструкторское бюро с непосредственным участием Ю.В. Томашова приступает к разработке и созданию носителей комплексов, и в начале 80-х годов были приняты на вооружение Советской армии комплексы 1К11 и 1К17.

В 1984 году на вооружение Советской армии был принят модернизированный гусеничный минный заградитель ГМЗ-3. На нем были впервые применены мины с неконтактным взрывателем МВН-80.

В 80-е годы под его руководством создается 152-мм самоходная гаубица «Мста-С» (2С19) на оригинальном шасси, созданном на танковых узлах Т-72 и Т-80:

Третье послевоенное поколение артиллерийской техники - наша «Мста-С». Это - лебединая песня самоходной артиллерии. Впервые была создана машина с невиданной до того времени скорострельностью, точностью, дальностью. В 1989 году машина была принята на вооружение. Практически все машины, созданные нами, которые находились на вооружении, получили или Ленинскую, или Государственную премию. Самоходная гаубица «Мста-С» (2С19) получила обе указанные премии.

В 90-е годы Юрий Васильевич работал над разработкой четвертого поколения артиллерийской техники. Большое внимание уделял разработке и выпуску гражданской продукции.

Создавать новое всегда непросто, а создавать военную технику - сложнее вдвойне. Требуется не только талант, знания, опыт, но и жесткий, волевой характер, умение отстаивать свою точку зрения, сила воли, чтобы не опускать руки при неудачах, порой приходится идти на риск… Этого у Ю.В. Томашова и сегодня не занимать.

С уходом Юрия Васильевича на заслуженный отдых династия Томашовых на заводе не угасла: здесь работают три внука известного конструктора. И сегодня, в канун юбилея, мы желаем Юрию Васильевичу крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, не терять оптимизма и щедро делиться своим бесценным опытом, знаниями.

Более 55 лет Юрий Томашов был особо секретной персоной: входил в когорту создателей российского вооружения. При этом во всех специализированных изданиях нашего земляка называют одним из отцов-основателей самоходной артиллерии страны.

Когда вижу, как на параде по Красной площади идет колонна гаубиц "Мста", буквально чувствую, как под их гусеницами брусчатка дрожит, - признался в эксклюзивном интервью "РГ" Юрий Васильевич. - Словами эмоции не описать, ведь "Мста-С" - моя лебединая песня.

Насчет "песни" Томашов явно перегнул. На днях , но он до сих пор востребован в профессии. Правда, по словам Юрия Васильевича, коллеги используют его больше как "архив", в памяти которого хранится множество полезных разработок.

Юрий Томашов: Военного конструктора представляют человеком, похожим на Архимеда: сидит, запершись в кабинете, думает, и вдруг: "Эврика!". На самом деле конструирование боевой машины - это сложный и долгий коллективный труд. Зачастую даешь одно и то же задание нескольким специалистам. Но в итоге именно ты, как главный конструктор, должен выбрать наиболее перспективную разработку. Это твоя ответственность. Цена ошибки - не только годы труда, вложенные средства, но и человеческие жизни.

А были ситуации, когда приходилось доказывать правильность принятого решения?

Юрий Томашов: Конечно, и на самом высоком уровне - в правительстве СССР. Один из серьезных конфликтов случился, когда мы разрабатывали "Мсту". Когда была собрана первая экспериментальная модель самоходки, один из молодых специалистов выступил против выбранной конструкции. Причем обратился не ко мне, а к руководителю КБ волгоградского завода "Баррикады". Там тоже работали над моделями гаубиц и в какой-то мере соперничали с нашим бюро. О том, что существует другой вариант, я узнал уже в кабинете министра.

Спорить в такой ситуации бесполезно, поэтому экспериментальный образец альтернативной модели отправили в "бой", то есть на полигон. Кстати, эта гаубица смотрелась неплохо: компактная, легкая. Но первые же выстрелы все расставили по местам. Машина от силы отдачи после выстрела так просела на корму, что после отката орудие воткнулось в землю, а от корпуса отлетели болты.

Если бы я тогда уступил, нашей "Мсты" не было бы. Вот она - цена решения главного конструктора.

Политика, мнения первых лиц государства как-то влияли на ваши разработки?

Юрий Томашов: Да, в 1955 году генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев объявил: "Артиллерия - это пещерная техника. Даешь ракету!". К тому времени в нашем КБ уже создали первую в СССР самоходную установку СУ-100П, а также противотанковую пушку, которая получила название "Таран". До "Тарана" такого вида вооружения - самоходной артиллерии - в стране не существовало. Характеристики опытных образцов показали их чрезвычайную эффективность: "Таран" мог стрелять с такой мощностью, что снаряд был способен пробить броню любого танка. И только мы собрались рапортовать об успехах, из Москвы приходит приказ: все машины разобрать и выбросить в металлолом. Приказы, как говорится, не обсуждают. Но одну опытную пушку все-таки удалось сохранить. Ее замаскировали и спрятали на заводском полигоне, а через несколько лет переправили в музей бронетанковой техники в Кубинку.

Только через десять лет, во время войны во Вьетнаме, на высшем уровне пришло осознание того, насколько мы отстали от США в развитии артиллерийского вооружения. Тогда американцы впервые применили самоходные установки М109, способные поражать цель на расстоянии 14 километров. СССР ответить было нечем. Пришлось экстренно "догонять и перегонять". Сразу несколько КБ подключились к работе. Нам, уральцам, достался "огненный букет": самоходки под кодовыми названиями "Акация", "Тюльпан", а затем и "Гиацинт". Сроки дали сжатые, КБ трудилось днем и ночью. В 1971 году созданные нами машины прошли госиспытания и были приняты на вооружение. Где, кстати, числятся до сих пор, естественно, пройдя модернизацию.

Вы, как конструктор, наблюдали за испытаниями со стороны или приходилось самому участвовать?

Юрий Томашов: А как же! На испытаниях опытной "Акации" возникла большая проблема: при стрельбе в отделении, где находился экипаж, скапливались пороховые газы и команда задыхалась. Понятно, что в противогазе воевать нельзя, но и от солдата в обморочном состоянии толку никакого. И вот полковник, который проводил испытания, говорит: "Юрий Васильевич, садитесь в машину, понюхайте пороху…".

Залез на место командира. Оно в кабине самое высокое, поэтому все газы там и скапливаются. К пятому выстрелу понимаю: в горле начало першить, а в голове - гудеть. Еще через два залпа не выдержал, открыл люк. По технике безопасности это строго-настрого запрещено: ударная волна может инвалидом сделать, но желание глотнуть свежего воздуха было сильнее. После этих стрельб я полдня ходил по городу, чтоб прийти в себя.

И подействовало?

Юрий Томашов: Еще как! Через месяц мы представили нетрадиционный вариант решения проблемы: создали в башне противодавление. Для этого кабину экипажа уплотнили и сделали воздушный подпор. Обычно гильза после выстрела тянет за собой пороховые газы, но здесь из-за положительного давления в кабине газы уходят обратно в ствол.

Вы разрабатывали военную технику, которую и сейчас можно назвать оружием будущего….

Юрий Томашов: Вы имеете в виду лазерное самострельное оружие? Это действительно интересная работа, которую мы вели в восьмидесятых совместно с московским КБ "Астрофизика". Генеральным конструктором этой системы был сын министра обороны СССР Николай Дмитриевич Устинов. Машина предназначена для разрушения, но не всего, что попадет в прицел: лазерный луч подавляет оптико-электронные системы боевой техники неприятеля. Представьте стекло, которое изнутри расходится мелкими трещинами: ничего не видно, невозможно прицелиться. Оружие становится "слепым" и превращается в груду металла.

Понятно, что здесь необходим очень точный механизм прицеливания, который бы не сбивался при движении машины. Задача нашего КБ состояла в том, чтобы создать броневой носитель, способный нести лазерную установку бережно, как стеклянный шар. И мы сумели это сделать. Испытания прошли сразу два варианта: "Стилет" и более мощный "Сжатие". За эту работу группа удостоилась Ленинской премии. Лазерную самоходку приняли на вооружение, но, к сожалению, в серию она так и не поступила. В девяностые годы комплекс посчитали слишком дорогостоящим.

Когда вы поняли, что ваше оружие обладает внушительной силой?

Юрий Томашов: На масштабных войсковых учениях, где помимо другой техники испытывались недавно созданные нами самоходная гаубица "Акация" и самоходный миномет "Тюльпан", произошло ЧП. При контрольной проверке случился несанкционированный запуск одной из ракет, находившийся на пусковой установке в походном положении. Ракета потащила за собой всю установку, пока не уперлась в препятствие. После этого она оторвалась от техники и начала "бегать" по полю. Хорошо, что в ней не было боеголовки, иначе бы взрыва не миновать. У меня аж в душе похолодело: а вдруг и наша техника что-нибудь вытворит? Но обошлось. "Тюльпану" поставили задачу уничтожить доты (долговременные огневые точки). По этим бетонным укреплениям стреляли десять лет, но они оказались настолько крепки, что снаряды не могли их разрушить. А "Тюльпан" как дал залп -и от дотов ничего не осталось.

Помню, подходим к огневым точкам, а на их месте воронка глубиной метров десять и шириной не меньше. Страшно смотрелся этот кратер, как на картинке с лунным пейзажем. А ведь сейчас эта техника воюет на Украине. С одной стороны линии огня наши машины и с другой - они же. Как ножом по сердцу…

Справка "РГ"

Юрий Томашов родился в 1929 году. Генеральный конструктор ЦКБ "Трансмаш", руководил разработкой самоходных артиллерийских комплексов "Акация", "Тюльпан", "Гиацинт", гаубицы "Мста-С", ЗРК "Круг", гусеничного минного заградителя "Енисей". Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974), член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук. Герой Социалистического Труда. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

В эти дни исполняется 15 лет с момента создания Экспертного совета при областном министерстве промышленности и науки. В него входят ветераны уральской промышленности — директора, главные инженеры и конструкторы крупных заводов. Ношей, которую добровольно взвалили на свои плечи эти люди, было их желание помочь в кризисный период оборонным и промышленным предприятиям Урала.

В разные времена членами Экспертного совета были и знаменитые разработчики оружия, например — Герои Социалистического Труда академик Николай Александрович Семихатов, чьим именем сегодня назван ФГУП «НПО автоматики», и Юрий Васильевич Томашов — бывший генеральный конструктор «Уралтрансмаша», создатель самоходной артеллирийской установки (САУ) «Мста-С». Уже десять лет Юрий Васильевич на пенсии, ему пошёл 85-й год, Но он продолжает участвовать в деятельности Экспертного совета.

В кабинете у бывшего генерального конструктора и руководителя ЦКБ «Трансмаш» всюду на фото и в макетах его детище — САУ «Мста-С». С разговора об оружии начинается и наша встреча. Звание Героя Социалистического Труда Юрий Васильевич получил за разработку «Мсты». Хотя до появления этой самоходной гаубицы с середины шестидесятых годов прошлого века ОКБ-3, а затем и ЦКБ «Трансмаш», где шла разработка отечественных артиллерийских самоходных установок, создало целое поколение такого рода установок — самоходную гаубицу 2С3 «Акация», самоходный миномёт большого калибра 2С4 «Тюльпан», самоходную пушку 2С5 «Гиацинт». И всё же, как признаётся ветеран, из всех созданных им образцов оружия ближе к сердцу именно «Мста».

— И не только потому, что лебединая песня, как обычно говорят в таких случаях. Нет, она действительно самая лучшая. Она до конца 90-х годов была непревзойдённой и в мире. Но очень тяжело шла машина в разработке. Практически всё создавалось на уровне изобретений. По этой машине только в нашей головной организации было сделано более 70 изобретений. Была задана на те времена запредельная скорострельность — 8 выстрелов в минуту. Для сравнения: наша «Акация» в минуту успевала произвести три с половиной выстрела, «Гиацинт» — пять, американская М-109 - четыре выстрела. У американцев дальность стрельбы — 22,4 километра, у нас — 24,7 километра. Пришлось сложно и потому, что шла трансформация самоходной артиллерии из классических «самоходок» в интеллектуальные артиллерийские комплексы, — рассказывет Юрий Томашов.

В любом парадном строю проход САУ «Мста-С» — самое эффектное зрелище,как и на полигонах — залпы этих установок. Фото Станислава Савина.

САУ 2С19 «Мста-С» была принята на вооружение в 1989 году. Её триумфом стала выставка вооружения в Абу-Даби в 1993 году, когда установку впервые показали иностранным военным специалистам.

— Наряду с нами показывали свои самоходки и натовцы. Но они отказались стрелять. Стреляли только мы и самоходная пушка из ЮАР. У них — три выстрела в минуту. И после этого вышла наша «Мста» — 9,5 выстрела в минуту! У нас тогда расчёт подобрался очень хороший. Все зарубежные военные замеряли по часам: шесть секунд — и выстрел! Точность при этом отличная. Мы стреляли и обычными осколочно-фугасными, и высокоточными снарядами. Так вот, из 40 выпущенных снарядов 38 поразили цель на дальности 15,6 километра, — вспоминал Юрий Томашов.

На те же 90-е годы пришлось и самое трудное для нашей оборонки время — отсутствие заказов, забастовки, огромные долги по зарплатам. Создание Экспертного совета, вмешательство экс-директоров промышленных предприятий в ту или иную ситуацию, помогли на многих уральских заводах восстановить производство, привлечь заказы, снять остроту социального напряжения.

— Это была правильная идея, — считает Юрий Томашов. — Взять то же «НПО автоматики». Там же в конце девяностых, по сути, уже устроили торговый центр. Мы проводили там заседание Экспертного совета, вырабатывали вместе с руководителями предприятия рекомендации. Обращались во все адреса, в том числе и к Президенту. И выправили ситуацию. Такая же работа велась по судьбе Уралмаша, Турбомоторного, других заводов. Конечно, сейчас особо и не выделишь какие-то крупные дела, потому что вся работа складывается из мелочей. А мелочи в итоге и дают результат.

В те годы и «Уралтрансмашу» пришлось нелегко.

— Если в советское время я каждый квартал отсчитывался на коллегии министерства и один раз в полгода на ВТК, то после 1991 года за десять лет никто, ни один чиновник из Москвы не спросил: ты что там делаешь? Ни один! — вспоминал ветеран.

— Но ведь что-то делали.

— Делали. Что нас спасло? На «Мсту» около 70 предприятий работало: КБ, полигоны, институты. Ими надо было руководить. Раньше руководило министерство. В 90-е было некому. И вот я вышел с предложением: создать совет главных конструкторов. И мы в 93 году создали Совет главных конструкторов, который взял на себя решение всех финансовых, технических и организационных вопросов. Объединил всех смежников. Мы защитили в 2001 году технический проект четвёртого поколения САУ, успели сделать много опытных узлов, в том числе и артиллерийскую часть, обстреляли её, баллистику подтвердили, основные узлы механизации. В общем, на месте не сидели, не ждали приказа.

— Бывая сейчас на заводах, что испытываете?

— Скажу о нашем заводе, — продолжил Юрий Томашов. — Мне, как ветерану, за него обидно даже. Когда я уходил из конструкторского отдела в 2003 году, а я ушёл из главных конструкторов в 2001 году и три года работал советником гендиректора, так вот, когда я передавал КБ — это был полноценный конструкторский отдел, способный выполнять любые задачи. И мне удалось его в основном сохранить в бандитские девяностые годы. Он похудел немного по численности, но основной состав я сохранил. Было около четырёхсот человек в КБ и около двухсот человек в опытном цехе. После этого сменилось несколько директоров. Сейчас в конструкторском бюро осталось человек девяносто, решать задачи в том плане, что мы решали раньше, он уже не может. И самый болезненный удар - ликвидирован опытный цех. Что это значит? Это конструкторский отдел остался без рук. Мы там могли изготавливать опытные образцы, прежде чем поставить на машину тот или иной узел, или систему, конструктор на стенде всё это отрабатывал, испытывал. А сейчас — с доски и на машину. Отсюда — свистопляска при испытаниях новых образцов. Правда, нынешний директор завода, Алексей Носов, уже задумался: надо восстанавливать опытный цех. Хоть и говорят, прошло время конструкторов на заводах, пришло время менеджеров, но не всё наработанное старшими поколениями стоило так безоглядно отрицать.

Юрий Васильевич Томашов (род. 8 августа 1929) - Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук.

Биография

Окончил Уральский политехнический институт (1954), инженер-механик.

Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974), член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук (1993). Герой Социалистического Труда (1990). Награждён орденами Ленина (1979, 1990), Трудового Красного Знамени (1971), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999), медалями, Почётным знаком «За заслуги перед городом Екатеринбургом». Награждён знаком отличия «За заслуги перед Свердловской областью» III степени.

С 1948 г. – на Уралмашзаводе: помощник мастера, техник-конструктор, старший техник-конструктор, инженер, старший инженер-конструктор, руководитель группы ОКБ-3, заместитель главного конструктора; с 1978 г. - главный конструктор, генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш».

Принимал участие в разработке и освоении в производстве самоходных артиллерийских систем СУ-100П, СУ-100ПМ, СУ-152Г, СУ-1. В качестве 1-го заместителя главного конструктора ОКБ-3 принимал участие в руководстве созданием самоходных артиллерийских систем СГ «Акация» (2СЗ, 2СЗМ), СМ «Тюльпан» (2С4), СП «Гиацинт» (2С5), за которые в коллективе соавторов удостоен Государственной премии СССР и Ленинской премии, ЗРК «Круг» (2К11), гусеничного минного заградителя, ЗСУ-37-2 «Енисей», самоходной радиолокационной станции 1РЛ135, многоцелевого транспортера. Под руководством Ю.В.Томашова созданы самоходная гаубица «Мста-С» (2С19), внедрены в производство приводы штанговых глубинных насосов 12 видов грузоподъемностью от 4 до 12 т, лифтовые лебедки, автомобильный самосвал с разгрузкой на обе стороны (ЗИЛ-УЗТрМ-345), установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм» и др. Имеет более 60 авторских свидетельства на изобретения. Автор 11 печатных работ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!