Красивое изложение мыслей пути решения. Правильное изложение мыслей – ключ к успеху

Ответы на экзамен.

1. Принцип структуры

2. Принцип детерминизма,

Принцип анализа и синтеза.

Действие постоянного тока на возбудимые ткани. Полярный закон, его доказательства. Использование в медицине. Закон сопряжение мышц. Закон физического и физиологического электрона, их использование в медицине.

Впервые закономерности действия постоянного тока на нерв нервно-мышечного препарата исследовал в 19 веке Пфлюгер. Он установил, что при замыкании цепи постоянного тока, под отрицательным электродом, т.е. под катодом возбудимость повышается, а под положительным – анодом - снижается. Это называется законом действия постоянного тока. Изменение возбудимости ткани (например, нерва) под действием постоянного тока в области анода или катода называется физиологическим электротоном. В настоящее время установлено, что под действием отрицательного электрода – катода – потенциал мембраны клеток снижается. Это явление называется физическим катэлектротоном. Под положительным – анодом – он возрастает. Возникает физический анэлектротон. Так как, под катодом мембранный потенциал (МП) приближается к критическому уровню деполяризации (КУД), возбудимость клеток и тканей повышается. Под анодом мембранный потенциал возрастает и удаляется от КУД, поэтому возбудимость клетки, ткани падает. Следует отметить, что при очень кратковременном действии постоянного тока (1 мс и менее) МП не успевает измениться, поэтому не изменяется и возбудимость ткани под электродами.

Постоянный ток широко используется в клинике для лечения и диагностики. Например, с помощью него производится электростимуляция нервов и мышц, физиопроцедуры: ионофорез и гальванизация.

Механизм возникновения потенциала действия. Движение ионов натрия и калия при возбуждении. Опыты, доказывающие значение ионов натрия в происхождении потенциала действия. Понятие об электромеханическом сопровождении.

Дальнейшие исследования Ходжкина и Хаксли показали, что при возбуждении аксона кальмара возникает быстрое колебание мембранного потенциала, которое на экране осциллографа имело форму пика (spike). Они назвали это колебание потенциалом действия (ПД). Так как электрический ток для возбудимых мембран является адекватным раздражителем, ПД можно вызвать, поместив на наружную поверхность мембраны отрицательный электрод – катод, а внутреннюю положительный - анод. Это приведет к снижению величины заряда мембраны – ее деполяризации. При действии слабого допорогового тока происходит пассивная деполяризация, т.е. возникает катэлектротон. Если силу тока увеличить до определенного предела, то в конце периода его воздействия на плато катэлектротона появится небольшой самопроизвольный подъём – местный или локальный ответ. Он является следствием открывания небольшой части натриевых каналов, находящихся под катодом. При токе пороговой силы МП снижается до критического уровня деполяризации (КУД), при котором начинается генерация потенциала действия. Он находится для нейронов примерно на уровне – 50 мВ.

На кривой потенциала действия выделяют следующие фазы:

1. Локальный ответ (местная деполяризация), предшествующий развитию ПД.

2. Фаза деполяризации. Во время этой фазы МП быстро уменьшается и достигает нулевого уровня. Уровень деполяризации растет выше нуля. Поэтому мембрана приобретает противоположный заряд – внутри она становится положительной, а снаружи отрицательной. Явление смены заряда мембраны называется реверсией мембранного потенциала. Продолжительность этой фазы у нервных и мышечных клеток 1-2 мс.

3. Фаза реполяризации. Она начинается при достижении определенного уровня МП (примерно +20 мВ). Мембранный потенциал начинает быстро возвращаться к потенциалу покоя. Длительность фазы 3-5 мс.

4. Фаза следовой деполяризации или следового отрицательного потенциала. Период, когда возвращение МП к потенциалу покоя временно задерживается. Он длится 15-30 мс.

5. Фаза следовой гиперполяризации или следового положительного потенциала. В эту фазу МП на некоторое время становится выше исходного уровня ПП. Ее длительность 250-300 мс.

Амплитуда ПД скелетных мышц в среднем 120-130 мВ, нейронов 80-90 мВ, гладкомышечных клеток 40-50 мВ. При возбуждении нейронов ПД возникает в начальном сегменте аксона – аксонном холмике.

Возникновение ПД обусловлено изменением ионной проницаемости мембраны при возбуждении. В период локального ответа открываются медленные натриевые каналы, а быстрые остаются закрытыми, возникает временная самопроизвольная деполяризация. Когда МП достигает критического уровня, закрытые активационные ворота натриевых каналов открываются и ионы натрия лавинообразно устремляются в клетку, вызывая нарастающую деполяризацию. В эту фазу открываются и быстрые, и медленные натриевые каналы. Т.е. натриевая проницаемость мембраны резко возрастает. Причем от чувствительности активационных ворот зависит величина КУД (чем она выше, тем ниже КУД, и наоборот).

Когда величина деполяризация приближается к равновесному потенциалу для ионов натрия (+20 мВ), сила концентрационного градиента натрия значительно уменьшается. Одновременно начинается процесс инактивации быстрых натриевых каналов и снижения натриевой проводимости мембраны. Деполяризация прекращается. Резко усиливается выход ионов калия, т.е. калиевый выходящий ток. В некоторых клетках это происходит из-за активации специальных каналов калиевого выходящего тока. Этот ток, направленный из клетки, служит для быстрого смещения МП к уровню потенциала покоя. Т.е. начинается фаза реполяризации. Возрастание МП приводит к закрыванию и активационных ворот натриевых каналов, что еще больше снижает натриевую проницаемость мембраны и ускоряет реполяризацию. Возникновение фазы следовой деполяризации объясняется тем, что небольшая часть медленных натриевых каналов остается открытой.

Следовая гиперполяризация связана с повышенной после генерации ПД калиевой проводимостью мембраны и тем, что более активно работает натрий-калиевый насос, выносящий вошедшие в клетку во время ПД ионы натрия.

Изменяя проводимость быстрых натриевых и калиевых каналов, можно влиять на генерацию ПД, а, следовательно, на возбуждение клеток. При полной блокаде натриевых каналов, например, ядом рыбы тетродонта – тетродотоксином, клетка становится невозбудимой. Это используется в клинике. Такие местные анестетики, как новокаин, дикаин, лидокаин тормозят переход натриевых каналов нервных волокон в открытое состояние. Поэтому проведение нервных импульсов по чувствительным нервам прекращается, наступает обезболивание (анестезия) органа. При блокаде калиевых каналов затрудняется выход ионов калия из цитоплазмы на наружную поверхность мембраны, т.е. восстановление МП. Поэтому удлиняется фаза реполяризации. Этот эффект блокаторов калиевых каналов также используется в клинической практике. Например, один из них хинидин, удлиняя фазу реполяризации кардиомиоцитов, урежает сердечные сокращения и нормализует сердечный ритм.

Также следует отметить, что чем выше скорость распространения ПД по мембране клетки или ткани, тем выше ее проводимость.

Передача сигнала от возбужденной мембраны к миофибриллам называется электромеханическим сопряжением. Когда генерация ПД прекращается и мембранный потенциал возвращается к исходному уровню, начинает работать Са-насос (фермент Са-АТФаза). Ионы кальция вновь закачиваются в цистерны саркоплазматического ретикулума и их концентрация падает ниже 10-8 моль. Молекулы тропонина приобретают исходную форму и тропомиозин вновь начинает блокировать активные центры актина. Головки миозина отсоединяются от них и мышца за счет эластичности приходит в исходное расслабленное состояние.

Противосвертывающая система

В здоровом организме не возникает внутрисосудистого свертывания крови, потому что имеется и система противосвертывания. Обе системы находятся в состоянии динамического равновесия. В противосвертывающую систему входят естественные антикоагулянты. Главный из них – антитромбин III. Он обеспечивает 70-80% противосвертывающей способности крови. Антитромбин III тормозит активность тромбина и предотвращает свертывание на II фазе. Свое действие он оказывает через гепарин – полисахарид, который образует комплекс с антитромбином. После связывания антитромбина с гепарином, этот комплекс становится активным антикоагулянтом. Другими компонентами этой системы являются антитромбопластины. Это белки С и S, которые синтезируются в печени. Они инактивируют V и VIII плазменные факторы. В мембране эндотелия сосудов имеется белок тромбомодулин, который активирует белок С. Благодаря этому предупреждается возникновение тромбозов. При недостатке этого белка С в крови возникает наклонность к тромбообразованию. Кроме того, имеются антагонисты антигемофильных глобулинов А и В.

Транспорт кислорода кровью и методы его изучения. Кривая диссоциации оксигимоглабина и его характеристика, зависимость от содержания углекислоты, рН крови и температуры. Кислородная ёмкость крови. Роль гимоглабина в транспорте кислорода.

Ответы на экзамен.

1. Рефлекторные принципы регуляции функций (Р. Декарт, Г. Прохаска), его развитие в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина. Основные принципы рефлекторной теории И.П. Павлова.

Основной формой деятельности ЦНС является рефлекс. Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии ЦНС. Впервые понятие о рефлексе как ответной реакции (отражении) на раздражения органов чувств было сформулировано французским ученым Рене Декартом (XVII в.). Это представление было развито чешским физиологом И.Прохаской (XVIII в.) и другими исследователями. Дальнейшее углубление учения о рефлекторной деятельности ЦНС связано с именами отечественных физиологов И.М.Сеченова и И.П.Павлова. В книге «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченов показал, что рефлексы являются не только реакциями отдельных органов, а представляют собой целостные акты, определяющие поведение. И.М.Сеченов выдвинул идею о рефлекторной природе всех процессов (сознательных и бессознательных), происходящих в головном мозге, включая психические. Но в то время не существовало методов объективной оценки деятельности мозга, которые могли бы подтвердить это предположение. Такой метод был разработан И.П.Павловым - метод условных рефлексов, с помощью которого он расширил рефлекторную теорию, показав, что наиболее сложные и совершенные формы поведения осуществляются на основе условнорефлекторной деятельности.

Рефлексы можно классифицировать по различным показателям:

1. По биологическому значению рефлексы подразделяются на:ориентировочные;

2. оборонительные;пищевые;половые.

3. По расположению рецепторов они делятся на:

экстерорецептивные (вызываемые раздражением рецепторов, расположенных на внешней поверхности тела);

интерорецептивные (вызываемые раздражением рецепторов внутренних органов и сосудов);

проприорецептивные (возникающие при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях и связках).

4. В зависимости от органов, которые участвуют в формировании ответной реакции, Р. м.б.: двигательными (локомоторными);секреторными; сосудистыми.

5. В зависимости от того, какие отделы мозга необходимы для осуществления данного рефлекса, различают: 1)спинальные рефлексы, для которых достаточно нейронов спинного мозга;2) бульбарные (возникают при участии продолговатого мозга);3)мезэнцефальные (возникают при участии нейронов среднего мозга); 4)диэнцефальные (возникают при участии нейронов промежуточного мозга);5)кортикальные (для них необходимы нейроны коры головного мозга).

Следует отметить, что в большинстве рефлекторных актов участвуют как высший отдел ЦНС (кора головного мозга), так и низшие отделы одновременно.

6. Рефлексы можно также разделить на: 1)безусловные (врожденные);2)условные (приобретенные в процессе индивидуальной жизни).

7. Структурной основой рефлекса, его материальным субстратом является рефлекторная дуга - нейронная цепь, по которой проходит нервный импульс от рецептора к исполнительному органу (мышце, железе).

В состав рефлекторной дуги входят: 1)воспринимающий раздражение рецептор; 2)чувствительное (афферентное) волокно (аксон чувствительного нейрона), по которому возбуждение передается в ЦНС; 3)нервный центр, в который входят один или несколько вставочных нейронов; 4)эфферентное нервное волокно (аксон эфферентного нейрона), по которому возбуждение направляется к органу.

В рефлекторной реакции всегда участвуют афферентные нейроны, передающие импульсы от рецепторов (например, проприорецепторов) исполнительного органа в ЦНС. С помощью обратной афферентации происходит коррекция ответной реакции нервными центрами, регулирующими данную функцию. Поэтому понятие «рефлекторная дута» заменяется в настоящее время представлением о рефлекторном кольце, поскольку в функциональном отношении дуга замкнута и на периферии, и в центре беспрерывно циркулирующими во время работы органа нервными сигналами.

Простейшая рефлекторная дуга (моносинаптическая) состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного. Примером такого рефлекса является коленный рефлекс. Большинство рефлексов включают один или несколько последовательно связанных вставочных нейронов и называются полисинаптическими.

Наиболее элементарной полисинаптической дугой является трехнейронная рефлекторная дута, состоящая из чувствительного, вставочного и эфферентного нейронов. В осуществлении пищевых, дыхательных, сосудодвигательных рефлексов участвуют нейроны, расположенные на разных уровнях - в спинном, продолговатом, среднем и промежуточном мозге, в коре головного мозга.

Рефлексы возникают под влиянием специфических для них раздражителей, действующих на их рецептивное поле. Рецептивным полем рефлекса называется участок тела, содержащий рецепторы, раздражение которых всегда вызывает данную рефлекторную реакцию. Так, рефлекс сужения зрачка возникает при освещении сетчатки глаза, разгибание голени наступает при нанесении легкого удара по сухожилию ниже колена и т. д.

Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова

1. Принцип структуры . Согласно этому принципу, каждой морфологической структуре соответствует определенная функция:

Ø коре головного мозга свойственна функция образования временных нервных связей – условных рефлексов.

2. Принцип детерминизма, т.е. причинная обусловленность каждого явления.

Ø для проявления любого рефлекса необходим повод, толчок, воздействие из внешнего мира или внутренней среды организма.

Принцип анализа и синтеза.

Ø осуществляется за счет сложных взаимоотношений, процессов возбуждения и торможения

Ø за счет аналитической деятельности коры головного мозга человек может расчленять сложные явления и предметы на более простые и изучать их в отдельности

Ø синтетическая деятельность коры головного мозга дает возможность понять сущность предметов и явлений в целом. Основой является образование условных рефлексов.

  • 1.14. Блаженный Августин и значение его творчества для развития психологических идей
  • 2.1 Развитие научного познания в средние века: основные направления и
  • 2.2 Общая характеристика философско-психологической мысли Средневековья.
  • 2.8 Основные характерные черты схоластики как метода описания природы.
  • 2.9 Основные течения в номинализме.
  • 2.10 Причины расцвета аристотелизма на арабском Востоке.
  • 2.11 Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и психологии.
  • 2.13 Ибн Рушд как основоположник авероизма.
  • 2.14 Вклад в развитие психологического знания
  • 3.1 Характеристика основных особенностей эпохи Возрождения.
  • 3.3 Основные морально-философские и психологические воззрения периода Возрождения
  • 3.4 Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения.
  • 3.5 Я.А. Коменский – выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения.
  • 3.7. Философские и психологические идеи Бернардино Телезио.
  • 1.Биография и основные работы Дидро.
  • 2.Деизм против атеизма и позитивной религии.
  • 3.9 Жизнь и творчество Пьетро Помпонацци.
  • 3.10 Психологические идеи Леонардо да Винчи.
  • 4.1 Методология научного познания и психологические идеи в трудах г. Галилея.
  • 4.2 Декарт и Гоббс – сходство и различие психологических идей.
  • 4.3 Учение Декарта о страстях: основные идеи и их обоснование.
  • 4.4 Вклад Гоббса в развитие психологического познания.
  • 4.5 Спиноза как представитель рационалистического подхода в европейской философии
  • 4.6 Спиноза – жизнь и творчество: основные идеи в области психического
  • 4.7 Трактовка соотношения души и тела в учении Лейбница.
  • 4.8 Механистическая картина человека: суть основных идей и положений.
  • 4.10 Психологическое наследие ф.Бэкона
  • 4.11 Психофизиологические идеи Рене Декарта
  • 4.12 Творческое наследие Дж. Локка в области психологии.
  • Научные идеи д. Гартли и их значение в развитии психологического знания.
  • 5.3 Детерминистическое объяснение психики в работах Гартли.
  • Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли.
  • 5.5 «Трактат о человеческой природе» д. Юма как основа эмпиризма в психологии
  • 5.6 Психологические взгляды французских просветителей.
  • 1.Биография и основные работы Дидро.
  • 2.Деизм против атеизма и позитивной религии.
  • 5.8 Сенсуалистическая концепция Кондильяка: основополагающие идеи и их влияние на психологию.
  • 5.9 Вклад Гельвеция в развитие психологического знания.
  • 5.11 Ж. Руссо и его система психолого-педагогических взглядов.
  • 5.12 И. Кант и его критическая философия: идеи и их влияние на развитие научного познания.
  • 6.2 Характерные черты развития философско-психологической мысли первой половины 19 века.
  • 6.3 И. Гербарт и его вклад в развитие психологической мысли.
  • 6.6 Психологические идеи в творчестве Шеллинга.
  • 6.7 Жизнь и творчество и. Мюллера.
  • 6.8 История становления и развития френологии.
  • Развитие психологии в России 19 век.
  • 7.6 Герцен как психолог – система взглядов и идей
  • 7.7 Предпосылка оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических и медицинских науках
  • 7.8 В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии.
  • 7.9 Эволюционная теория Дарвина и её значение для развития психологии.
  • 7.11. История формирования и развития психофизики.
  • 7.12 Основные вехи развития и представители экспериментальной психофизиологии 19 века.
  • 8.1 Творчество в. Вундта и его значение для психологии.
  • 8.2 Творческая биография Сеченова и его вклад в развитие психологии.
  • 8.3. Основные идеи и положения рефлекторной теории психического и.М. Сеченова.
  • 8.4 Физиологические открытия и.М. Сеченова и их значение для психологии.
  • 8.6 Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о природе психического.
  • 8.7 Диалектика материального и духовного в полемике Чернышевского и Юркевича.
  • 8.9 Сопоставительный анализ программ развития психологии в конце 19 века.
  • 8.10 Психологические взгляды к.Д. Кавелина.
  • 8.10 К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики.
  • 8.11 Структурализм и функционализм в психологии: идеи и люди. Структурализм
  • Функционализм
  • 9.1 Общенаучная и социокультурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца 19-начала 20 веков
  • 9.4 Бихевиоризм:история возникновения и основные идеи
  • 9.8 Научные идеи и вклад в развитие психологии а. Адлера
  • Индивидуальная психология
  • 9.9 Научные идеи и влияние на развитие психологии к. Юнга
  • 9.10 Э. Дюркгейм и его психологическое наследие
  • 9.12 Жизнь и научное творчество Шпрангера э.
  • 10.1 История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России
  • 10.2 Характеристика отечественного психологического знания в периодической печати конца 19 - начала 20 века.
  • 10.3 Значение экспериментальных методов в становлении и формировании психологии как самостоятельной науки
  • 10.4 Психологическая состовляющая в деятельности Российских научных обществ
  • 10.6 Основные предпосылки внедрения эксперимента в психологические исследования.
  • 10.10 С.Л. Франк как психолог
  • 11.7 Роль и значение к.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии
  • 11.8 Основны развития психоанализа в России
  • 11.9 Теоретические достижения послереволюционной психологии в разработке методологических основ психологии
  • 11.11 Содержательные и организационные изменения в советской психологии в период Великой Отечественной войны
  • 11.12 Работа психологов по восстановлению боеспособности бойцов и трудоспособности раненых в годы войны теоретические подходы и практические методики
  • 11.13 Деятельность а.Р. Лурия в годы войны
  • 11.14 История организации Академии педагогических наук
  • 11.15 История формирования и развития нейропсихологии в нашей стране
  • 11.16. История формирования военной психологи в годы Великой Отечественной войны
  • 11.17. Роль и значение историко-психологических исследований в формировании морального духа советских людей в годы Великой Отечественной войны
  • 12.1. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е годы 20 века
  • 12.2 Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е годы 20 столетия
  • 12.3. Разработка методологических принципов в психологии: история идей
  • 12.5. Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии
  • 12.6. Проблема развития психики и вклад а.Н. Леонтьева в её изучение
  • 12.8 Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
  • 12.9 Хорни и её вклад в разработку проблем психологии
  • 12.10. Вклад г. Салливана в разработку проблем личности
  • 12.11 Э. Фромм и его «гуманистический психоанализ»
  • 12.12 Представление о сущности человека в концепции э. Фромма.
  • 12.13. Достоинства и недостатки необихевиоризма.
  • 12.14 Гештальтпсихология: история формирования
  • 12.15. Формирование и развитие гуманистической психологии.
  • 12.16 Теория потребнстей а. Маслоу.
  • 12.17. Смоактуализирующаяся личность:
  • 8.3. Основные идеи и положения рефлекторной теории психического и.М. Сеченова.

    Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологомИ.М. Сеченовым(1829-1905). В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных. Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешнейдетерминациипсихических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схемерефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса. Разработанная Сеченовым рефлекторная теория психического опиралась на ряд ключевых открытий в области мозговой деятельности, осуществленных русским ученым. Во-первых, это открытие Сеченовым так называемых тормозных центров - локализованных в таламической области мозга нервных центров, раздражение которых способствовало задержке двигательной активности человека. Тем самым было показано, что функционально мозг осуществляет и регулирует не только процессы возбуждения, но и торможения. Это был настоящий переворот и в физиологии, и в психологии. В частности, для психологов появлялась реальная возможность естественно-научного объяснения процессаволевой регуляции, поскольку признак волевого поведения - умение противостоять раздражителям, сдерживать нежелательные импульсы. И Сеченов экспериментально показал, что за эту форму поведения человека отвечают соответствующие нервные центры мозга. Именно мозг человека стал выступать тойсубстанцией, которая не только возбуждается под воздействием внешних воздействий (об этом говорили и предшественники Сеченова), но которая еще и управляет нашим реагированием на эти воздействия. Тем самым закладывался принципиальной иной подход в понимании роли и места мозгового субстрата в протекании психической деятельности человека. Во-вторых, Сеченов дал новую трактовку и самому понятию "рефлекс". Существовавшие взгляды на рефлекс и рефлекторную деятельность были кардинальным образом пересмотрены ученым. Для Сеченова рефлекс не просто некая механическая и чисто физиологическая реакция - это сложнейший целостный акт, связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психической деятельности. По его мнению, любой психический акт имеет начальное, центральное и конечное звенья: "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная" Ученый считал, чтопсихический процессвсегда имеет причину во внешнем мире: он вызывается внешними воздействиями среды на организм и приводит к возникновению ощущений и представлений. А они, в свою очередь, выполняя ориентировочную функцию в конкретной ситуации, за счет активации определенных зон мозга, отвечающих за двигательную деятельность человека, приводят к определенному реагированию на эту ситуацию в виде какой-то двигательной реакции, поведенческого акта: "Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении…" (Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Психический процесс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, а влияния извне в форме чувствования первичны. При этом, что крайне важно, Сеченов подчеркивает, что внешний импульс становится причиной "запуска" психического процесса, лишь превратившись в чувствование. Чувствование выступает регулятором наших движений, поступков, действий. Таким образом, Сеченов впервые обосновывает положение о сигнальной и регуляторной роли психических актов. Тем самым первичным и определяющим наше поведение признавались не явления нашегосознания, а внешние по отношению к психике воздействия и психика получала не только свое материальное причинное объяснение, но и рассматривалась как ведущий фактор регуляции взаимодействия человека со средой. В-третьих, психические осознаваемые процессы соотносились ученым с центральным звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию "психических деятельностей". Сеченов, в отличие от субъективно понимавших психику философов и психологов, рассматривал психическое (т.е. центральное звено рефлекса) в его органической связи с начальным и конечным звеньями. Тем самым он не допускал обособления психики ни от внешнего мира, ни от физиологических процессов. Таким образом, русский ученый утверждал в материалистической форме идеи психофизического ипсихофизиологического монизмав понимании сущности психических процессов. При этом он подчеркивал принципиальную несводимость психического к физиологическому, несмотря на то, что между ними существует совпадение по структуре и по происхождению, а их механизмы сходны и имеют рефлекторную природу. По мере психического развития и усложнения человека, внутренние (по отношению к внешнему миру) условия (пережитые мысли, чувства, сформировавшийся опыт) становятся самостоятельными регуляторами и побудителями действий. В зависимости от внутренних условий, одни рефлексы могут задерживаться, а другие усиливаться, т.е. не все из них могут получить свое внешнее выражение. В-четвертых,Сеченовпоказал, что психическое, имея рефлекторную природу, неразрывно связано с мышечными движениями. Движения (в форме двигательных или речевых реакций) сопровождают любой психический акт и являются его завершающим звеном. Мышечная чувствительность сигнализирует о конечных результатах ответных двигательных реакций, свидетельствует об актуальном состоянии двигательных актов и позволяет производить их корректировку. Таким образом, мышечное чувство выступает общим регулятором всей психической деятельности. Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теоретическую программу естественно-научной перестройки психологии на основе использования объективных методов исследования.

    Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову по-новому посмотреть:

      на предмет психологии как науки;

      исходный методологический принцип изучения психики;

      основной метод психологии и профессиональную подготовку специалистов, занимающихся изучением психики.

    Предметом изучения психологии должно было стать происхождение психических деятельностей - ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли. Психология должна изучать не только область осознаваемых психических процессов (как это предлагал Вундт), но и анализировать все звенья единого и целостного психического акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено), интеграцию психики в центральном звене рефлекса и внешнее выражение психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено). Адекватным принципом изучения психики признавался генетический подход, суть которого состояла в том, что "психика взрослого человека должна изучаться с истории возникновения детской мысли, равно как законы мышления следует искать в истории возникновения, развития и синтеза ощущений и восприятий". Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизмрефлекса. Соответственно и разрабатывать, проблемы психологии должны физиологи, поскольку они владеют этим объективным методом, а не философы, которые во времена Сеченова имели преимущественно идеалистическую ориентацию, дуалистическую систему взглядов на природу психического и ориентировались наинтроспективные подходыв ее познании.

    Заслуги Сеченова высоко оценены в мировой психологии. Американские психологи Х. Мисиак и И. Секстон отмечают, что "благодаря своим трудам и учению И.М. Сеченов утвердил и развил в России объективную психологию и детерминистический подходк анализу поведения в тот период, когда западные психологии были заняты исследованием сознания посредством интроспекции". А другой американский психолог, Э. Боринг констатировал: "Сеченов стал русским пионером рефлексологии… Мы должны, кроме того, помнить что он был далеко впереди западноевропейской мысли в этом вопросе". Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его программа подводила ученых к изучению целостного поведения, а сеченовские идеи получили развитие в трудах В.М. Бехтерева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др.

    "

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1. Теория рефлексов

    Заключение

    Введение

    Любую человеческую реакцию на то или иное событие или процесс можно объяснить рефлекторной деятельностью мозга. То есть исключить абстрактные понятия сознания, перейти к конкретному пониманию человеческого поведения. Ведь психология ищет пути объяснения нервной деятельности человека. Возможно, схема стимул-реакция слишком упрощена, но в её основу положена концепция обучения. Человеческий опыт основан на сформировавшихся условных рефлексах. В работе подробно остановимся на теории рефлексов предложенной в XIXв. И.М. Сеченовым. А так же о влиянии данной теории на формирование концепций обучения и её влияние на воспитательный процесс, и формирование личности.

    1. Теория рефлексов

    1.1 Возникновение и развитие теории рефлексов

    И.М. Сеченов - основатель науки о поведении. В начале 60-х годов XIX века в книжке журнала для врачей «Медицинский вестник» появилась статья, которая принадлежала Сеченову и называлась «Рефлексы головного мозга». Применив хорошо известное слово «рефлекс», Сеченов придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово «машина» было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы.

    Употребляя термин «рефлекс», Сеченов наполнил его таким содержанием, которое сохраняло высокое достоинство человеческой личности и вместе с тем показывало возможность строго научного объяснения высших проявлений личности.

    Кратко рассмотрим модель рефлекса с точки зрения И.М. Сеченова. Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. Первое, начальное звено - внешний толчок - раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг (второе звено), а оттуда отражается по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, - третье, завершающее звено). Все три звена (блока) были Сеченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый.

    Итак - первый блок. Им, согласно новой сеченевской схеме, является не просто физическое внешнее раздражение, но такое раздражение, которое становится сигналом. Иначе говоря, рефлекс начинается с различения (благодаря органам ощущений) тех внешних условий, в которых совершается ответное действие. Поэтому оно изначально не является "слепым" толчком. Организм получает информацию о среде, в которой он будет действовать. Сеченов назвал этот принцип «началом согласования движения с сигналом». Это и есть тот первичный акт поведения, который отличает открытое Сеченовым неклассическое понимание рефлекса от всех прежних трактовок этого понятия. Здесь перед нами наяву выступает идея неразлучной связи организма со средой.

    Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на работу мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. Мышца, по Сеченову, это не только рабочая машина, выполняющая команды мозга. Задолго до Сеченова было открыто, что мышцы обладают чувствительностью. Но не только в том смысле, что мы ощущаем в них боль или усталость. Мышца - такова важнейшая мысль Сеченова - служит также органом познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные) окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних пространственно-временных условиях совершается действие. Более того, дальнейшие исследования привели Сеченова к гипотезе, согласно которой именно работающая мышца производит операции анализа, синтеза, сравнения объектов и способна, как это доказывалось еще Гельмгольцем, производить бессознательные умозаключения.

    Из этого следует, что лишь по видимости рефлекторная работа завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются «обратно» в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса, в отличие от рефлекторной дуги, действует рефлекторное кольцо. Не прерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. Оно образует тот фундамент, на котором складывается другой, более высокий уровень отношений организма со средой. Последний отличается тем, что поведение становится психически регулируемым. Если раньше главным началом служило, как сказано, «согласование движения сигналом», то теперь возникает новый уровень ориентации организма в окружающем мире. Происходит переход от поведенческого уровня к психическому. На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

    Сигнал преобразуется в образ восприятия предмета, т.е. в психический образ. Но тогда и действие становится уже другим. Оно - не простая реакция на сигнал (как это было на поведенческом уровне). Оно возникает с «картиной» среды, которую осваивает организм. Из движения оно превращается в психическое действие. Допсихическое поведение становится психически регулируемым. Соответственно изменяется и характер умственной работы. Если раньше она являлась бессознательной (когда, например, работа мышечной системы глаза позволяла определять расстояние между предметами, их величину и т.д. чисто «автоматически», без вмешательства сознания), то теперь, как было показано Сеченовым в трактате «Элементы мысли» из элементарных операций мысли преобразуются в самые сложные.

    Работая в Париже, в лаборатории Клада Бернара, Сеченов открыл так называемое центральное торможение. С этим открытием были связаны крупные преобразования и в физиологии, и в учении о поведении, и в психологии. До Сеченова, объясняя деятельность высших нервных центров, физиологи оперировали одним понятием - понятием о возбуждении. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их.

    Открытие центрального торможения использовалось Сеченовым не только для объяснения того, как формируется волевая личность. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это, по Сеченову, вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались лишними. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения познавательную нагрузку) «уходит вовнутрь», превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации. Понятие об интериоризации оказалось весьма продуктивным, и было использовано в дальнейшем многими психологами, в том числе Жане и Фрейдом.

    И.П. Павлов - создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. Если Сеченов разрабатывал свое учение в одиночку, то Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал огромный коллектив, к которому примыкали ученые из многих стран. По существу им была создана интернациональная, международная школа, равной которой мировая наука не знает.

    С именем Павлова ассоциируется, прежде всего, понятие об условном рефлексе. Павлов изобрел множество экспериментальных моделей, на которых изучалось, каким образом организм приобретает новые формы поведения, перестраивает сложившиеся.

    Живое существо действует в неразлучной с ним среде, представляющей огромное количество раздражителей, на которые оно ориентируется и с которыми должно совладать. Не все раздражители из этого потока становятся для организма сигналами. Есть раздражители, которые, безусловно, вызывают ответную реакцию (типа реакции зрачка на свет, отдергивания руки от горячего предмета и т.п.). Раздражители этих рефлексов принято называть безусловными. Но имеется и другая категория раздражителей. Организм не остается безразличным к ним только в том случае, если их действие становится биологически значимым, т.е. способным принести ему пользу или вред - не своим воздействием на живое тело, а сигнальной функцией. Эти раздражители указывают на условия, которых следует избегать или к которым нужно стремиться путем соответствующих действий (рефлексов). Эти рефлексы получили название условных.

    Для порождения условного рефлекса нужен не только раздражитель, воспринимаемый органами чувств (в виде звука, запаха и т. д.), но и подкрепление правильности реакции на него. Именно тогда раздражитель трансформируется в сигнал. Сигнал и подкрепление, достигаемое действием организма, образуют основу поведения. Сигнал указывает на «картину среды», в которой оказался организм. Подкрепление позволяет организму выжить в этой среде (спастись от опасности или добыть нужную пищу). Сочетание сигнала с подкреплением позволяет организму набираться опыта. Выработка условных рефлексов - основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения. Павлов доказал это на множестве экспериментов. Воспринимаемые органами чувств сигналы вызывают в организме не только нервные, физиологические процессы. Полезное и вредное выступает в виде психических образов (первым сигналам, согласно Павлову, соответствуют ощущения и восприятия). Поэтому сигнальная функция придает рефлексу двойственный характер. Он, является столько же физиологическим, сколь и психическим явлением.

    Переход от изучения животных к исследованию организма человека привел его к выводу, что следует разграничивать два разряда сигналов, управляющих поведением. Если поведение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалентами которой являются чувственные образы), то у людей в процессе общения формируется вторая сигнальная система, в которой в качестве сигналов выступают элементы речевой деятельности (слова, из которых она строится). Именно благодаря им в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (понятия). Если сигнал ведет к успеху (или, говоря языком Павлова, подкрепляется, то есть удовлетворяет потребность организма), то между ним и реакцией на него организма устанавливается связь организации.

    1.2 Общие понятия теории рефлексов

    Рефлекс (от лат. reflexus -- отражённый) -- стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. По общепринятой классификации рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы - врожденные, свойственные данному виду, ответные реакции на воздействия среды.

    1. Витальные (жизненные). Инстинкты данной группы обеспечивают сохранение жизни индивидуума. Для них характерны следующие признаки:

    а) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к гибели особи;

    б) для удовлетворения той или иной потребности не нужна никакая другая особь данного вида.

    К витальным инстинктам относят:

    Пищевой;

    Питьевой;

    Оборонительный;

    Регуляции сна-бодрствования;

    Рефлекс экономии сил.

    2. Зоосоциальные (ролевые). Рефлексы данной группы возникают только при взаимодействии с особями своего вида. К ним относят:

    Половой;

    Родительский;

    Рефлекс эмоционального резонанса (сопереживания);

    Территориальный;

    Иерархический (рефлексы доминирования или подчинения).

    3. Рефлексы саморазвития (удовлетворения идеальных потребностей). Данные рефлексы не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к существующей ситуации. Они обращены в будущее. Эти рефлексы не могут быть выведены из других потребностей, рассматриваемых в предыдущих группах; это самостоятельные рефлексы. К рефлексам саморазвития относят:

    Исследовательский;

    Имитационный и игровой;

    Рефлекс преодоления (сопротивления, свободы).

    Условные рефлексы подразделяются следующим образом. По биологическому признаку:

    Пищевые;

    Половые;

    Оборонительные;

    Двигательные;

    Ориентировочный (реакция на новый раздражитель).

    Отличия ориентировочного рефлекса от других условных рефлексов:

    Врожденная реакция организма;

    Он может угасать при повторении действия раздражителя.

    То есть ориентировочный рефлекс занимает промежуточное место между безусловным и условным рефлексом.

    По характеру условного сигнала:

    Натуральные -- условные рефлексы, вызываемые раздражителями, действующими в естественных условиях: вид, запах, разговор о пище;

    Искусственные -- вызываются раздражителями, не связанными с данной реакцией в нормальных условиях.

    По сложности условного сигнала:

    Простые -- условный сигнал состоит из 1 раздражителя (свет вызывает выделение слюны);

    Сложные -- условный сигнал состоит из комплекса раздражителей:

    Условные рефлексы, возникающие на комплекс одновременно действующих раздражителей;

    Условные рефлексы, возникающие на комплекс последовательно действующих раздражителей, каждый из них «наслаивается» на предыдущий; - условный рефлекс на цепь раздражителей, также действующих друг за другом, но не «наслаивающихся» друг на друга.

    Первые два вырабатываются легко, последний -- сложно.

    По изменению той или иной функции:

    Положительные -- сопровождаются усилением функции;

    Отрицательные -- сопровождаются ослаблением функции.

    По характеру ответной реакции:

    Соматические;

    Вегетативные (сосудодвигательные).

    По сочетанию условного сигнала и безусловного раздражителя во времени: наличные -- безусловный раздражитель действует при наличии условного сигнала, действие этих раздражителей заканчивается одновременно. Различают:

    Совпадающие наличные условные рефлексы -- безусловный раздражитель действует через 1-2 с после условного сигнала;

    Отставленные -- безусловный раздражитель действует через 3-30 с после условного сигнала;

    Запоздалые -- безусловный раздражитель действует через 1-2 мин после условного сигнала. Первые два возникают легко, последний -- сложно; - следовые -- безусловный раздражитель действует после прекращения действия условного сигнала. В данном случае условный рефлекс возникает на следовые изменения в мозговом отделе анализатора. Оптимальный интервал -- 1-2 мин. По различным порядкам:

    Условный рефлекс 1-го порядка -- вырабатывается на базе безусловного рефлекса;

    Условный рефлекс 2-го порядка -- вырабатывается на базе условного рефлекса 1-го порядка и т. д.

    У собак можно выработать условные рефлексы до 3-го порядка, у обезьян -- до 4-го порядка, у детей -- до 6-го порядка, у взрослых -- до 9-го порядка.

    Итак, безусловные рефлексы -- постоянные врожденные ответные реакции организма на определенные действия раздражителей, осуществляемые с помощью нервной системы. Отличительная черта всех безусловных рефлексов -- их врожденность, способность передаваться по наследству из поколения в поколение.

    Среди характеристик безусловных рефлексов, также выделяют, то, что они:

    Являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида;

    Имеют корковое представительство, но могут осуществляться и без участия коры головного мозга;

    Относительно постоянны, отличаются стабильностью и большой устойчивостью;

    Осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю.

    Условный рефлекс -- это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивидууму (особи). Условные рефлексы:

    Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству);

    Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии;

    Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга.

    2. Концепция воспитания и обучения. Роль теории рефлексов

    2.1 Современные теории обучения

    Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:

    Ассоциативно - рефлекторная;

    Поэтапного формирования умственных действий и понятий;

    Проблемно - деятельностная;

    Программированного обучения и др.

    Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

    Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

    Теория проблемно-деятельностного обучения. Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.

    Концепция программированного обучения. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (кадры, файлы), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.

    После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно немедленно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля выполняет обучающее устройство.

    2.2 Роль теории рефлексов в концепции обучении (Ассоциативно-рефлекторная концепция)

    В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П. Павловым закономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека.

    Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций.

    От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности.

    На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения.

    Смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

    1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.

    2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

    Восприятие учебного материала;

    Его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

    Запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

    Применение усвоенного в практической деятельности.

    3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

    4.Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

    Формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

    Подача учебного материала в определенной последовательности;

    Демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

    Применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

    Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:

    1.Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые, зрительные, двигательные и др.

    2.Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

    Выделять главное;

    Применять подчеркивание;

    Использовать цвет;

    Предлагать обратить особое внимание и т. д.

    3.Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

    Доступным;

    Логически взаимосвязанным;

    Правильно понятым;

    Актуализированным.

    4.В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:

    Составление конспекта изученного;

    Повторение;

    Рассказ;

    Объяснение;

    Показ усвоенного товарищу;

    Применение полученных знаний в практической деятельности.

    5.Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.

    рефлекс обучение личность ассоциативный

    2.3 Роль теории рефлексов в концепции воспитания

    Характеризуя воспитание, социальные и педагогические науки, прежде всего, подчеркивают его социальную основу. Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит, его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы, так или иначе, обусловливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают соответствующие системы образования, условия для воспитания. Воспитание имеет и естественнонаучную основу. У человека формируются условные рефлексы в процессе жизни, разнообразные реакции человека на воздействия окружающей среды. В результате вырабатываются стереотипы поведения, устойчивые привычные реакции, которые закрепляются и объединяются, создавая целые комплексы, ведут к образованию характера. Недаром говорят: «Посеешь привычку -- пожнешь характер». Психологи научно доказали связь: поступок -- привычка -- характер. Для педагогики, воспитания важно, что привычки, т. е. условные рефлексы, стереотипы поведения, можно сознательно, целенаправленно вырабатывать. Об этом один из первых писал еще К. Д. Ушинский, затем советские психологи, педагоги. Следовательно, с точки зрения физиологии воспитание -- это, если несколько упростить дело, образование условных рефлексов.

    Бихевиоризм в начале XX в. на учении о рефлекторной природе поведения человека основал свою теорию о возможности управлять поведением человека с помощью системы положительных и отрицательных подкреплений: одобрение социально желательного поступка и негативная оценка социально не одобряемой реакции. Одни реакции, поступки закрепляются, потому что приносят удовольствие или получают положительное подкрепление, одобрение (родителей, сверстников, школы). Другие действия, поступки, получив неодобрение со стороны окружения или не принеся удовольствия человеку, тормозятся, вытесняются. Теория рефлексов, знание природы головного мозга, физиологии центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, конечно, помогает понять процесс воспитания, формирования личности под влиянием воспитания.

    Условные рефлексы в воспитании -- это социальные рефлексы, поскольку они приобретаются от общения в социальной среде, от воздействия («стимулов») социального окружения (семья, учителя, сверстники). Советский психолог С. Л. Рубинштейн справедливо утверждал, что социальное действует на личность сквозь призму природного, это путь развития, формирования личности под влиянием факторов окружения и главного из них -- целенаправленного воспитания.

    Психологи интерпретируют процесс воспитания как процесс интериоризации: это перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых и новых по мере развития психологических структур личности. Понятием «интериоризация» психологи объясняют механизм формирования личности в процессе воспитания. Человек видит, воспринимает действия, поведение других, подражает им, воспроизводит образцы, осваивает, присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде, делает это своим и качественно в психологическом плане изменяется. На основе этого становится возможным обратный процесс -- экстериоризация -- перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Таким образом, во взаимодействии с окружающей средой и происходит формирование сложной психологической структуры личности.

    Заключение

    Теория рефлексов задала новое направление в психологии. Она открыла новый взгляд на поведенческое представление работы головного мозга. Во многом благодаря таким ученым как Сеченов и Павлов. Теорией рефлекса обобщает все процессы человеческого мозга, его мотивации, подсознательные и сознательные процессы. Наш опыт - не что иное как комбинация условных рефлексов. А индивидуальность и душа - это вариабельность этой комбинации. Теория рефлексов применима ко всем высшим живым организмам, в том числе и человеку. Если задуматься то в основе любой обучающей теории лежит подача стимула, на которую ожидается определенная реакция обучаемого. А в воспитании и в социальном развитии рефлексы играют не меньшую роль. Поскольку личность формируется из набора условных рефлексов. В социальной плане личность формируется на основе реакции на социально желательного поступки и социально не одобряемой реакции.

    Список используемой литературы

    1. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов. М., 1994

    2. Павлов И.П. Избранные произведения Государственное издательство политической литературы. 1949 г.

    3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. СПб., 2002

    4. Сеченов И.М. Биография. Главные труды Авт. предисл., биогр. и коммент. И. В. Князькина и А. Т. Марьяновича. СПб.: Изд_во ДЕАН, 2004. 816 с.

    5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.. 1998

    6. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Отечественные концепции теории личности: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Психоаналитическая теория Фрейда. Личность в гуманистической теории. Когнитивная теория личности. Диспозициональное направление в теории личности.

      реферат , добавлен 08.09.2010

      Взаимодействие живого организма и окружающей среды. Чувствительность как свойство, отражающее влияние внешней и внутренней среды. Понятие цепных безусловных рефлексов. Образование и развитие навыков. Психика как продукт деятельности головного мозга.

      реферат , добавлен 04.09.2009

      Зарождение и развитие знаний о теории деятельности человека. Зарубежные и отечественные теории о поведении человека. Личность и ее структура. Мотивация профессиональной педагогической деятельности. Диагностика мотивационной сферы личности подростков.

      курсовая работа , добавлен 12.10.2010

      Особенности различия в обиходном использовании слова "личность". Анализ отличительных черт теории личности. Принцип и сущность адекватной теории психотического поведения. Общие характеристики теории поведения. Основные вопросы современной теории личности.

      реферат , добавлен 07.03.2011

      Возможность моделирования условно-рефлекторной деятельности. Систематический подход к пониманию человеческого поведения. Центральные идеи Скиннера. Корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Метод программированного обучения.

      доклад , добавлен 31.05.2015

      Теории личности. Диспозиционная теория личности. Пятифакторная модель личности. Факторные теории личности. Факторная теория Кеттелла. Теория Айзенка. Теория Дж.П. Гилфорда. "Мотивационная" концепция (Д.К. Мак-Клелланд). Методики исследования объекта.

      курсовая работа , добавлен 03.06.2008

      Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Эриксон, Корни: теории личности в эго-психологии. Диспозициональное направление.

      реферат , добавлен 27.11.2003

      Вклад Жана Пиаже в психологию развития. Факторы, влияющие на ход и темп когнитивного развития. Интеллектуальное развитие как процесс адаптации. Когнитивное развитие. Основные положения теории развития. Применение теории Пиаже к практике образования.

      курсовая работа , добавлен 03.11.2008

      Изучение высшей нервной деятельности. Классификация сигнальных систем. Особенности механизмов условных рефлексов. Компоненты речи с точки зрения резонансной теории. Нейрофизиология речи. Разновидности афазий. Моторная апраксия. Функции слова у человека.

      презентация , добавлен 12.01.2014

      Характеристика гуманистической теории личности. Теория личности А. Маслоу. Основные достоинства гуманистической теории. Психоаналитическая теория личности. Неосознаваемые защитные механизмы, используемые для обеспечения целостности, стабильности личности.

    Накопление фактов об условных и безусловных рефлексах и основанных на их представлениях позволило Павлову сформировать три принципа рефлекторной теории, на которые впервые указал Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга».

    I – принцип причинности – в организме, в мозге в частности, нет процессов беспричинных, возникающих без толчка, повода.

    II – принцип структурности, гласит, что нет процессов в мозге, которые не были бы приурочены к его структуре, были бы «бестелесными», не имели бы материальной основы.

    III – анализ и синтез раздражений, воздействующих на организм из его внутренней и внешней среды, а также анализ и синтез ответной деятельности организма на эти раздражения. Этот принцип исходит из того, что каждый рецептор нашего организма узко специализирован и может воспринимать только отдельные качества предметов. Одни рецепторы воспринимают холод, другие – тепло, третьи реагируют только на прикосновение, четвертые – на снятие раздражителя. Эти рецепторы воспринимают лишь отдельные свойства предметов - анализируют их. Информация от рецептора поступает в головной мозг. Он перерабатывает ее так, что представление о предмете получается целостным (синтез). На основании этих целостных представлений формируется ответная реакция.

    Условный рефлекс

    Условный рефлекс – это реакция организма, которая приобретается при определенных условиях в процессе индивидуального развития.

    Биологическая роль условного рефлекса заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей организма. Значительно дополняя безусловный рефлекс, он позволяет в высшей степени тонко приспосабливаться к самым разнообразным условиям. Условный рефлекс образуется на основе безусловного.

    Правила образования условных рефлексов. Процесс образования условных рефлексов требует соблюдения определенных правил. Во – первых, необходимо наличие двух раздражителей – безусловного и индифферентного, т.е. безразличного, который должен приобрести свойства условного. Например, при выработке у собаки условного пищевого рефлекса безусловным раздражителем может быть мясо, а индифферентным – любой раздражитель: свет, звук. Во – вторых, необходим определенный порядок их воздействия: вначале должен действовать индифферентный раздражитель, а затем безусловный (вначале звонок, затем мясо). В – третьих, необходим определенный временной интервал между раздражителями (после звонка через 10 – 30 с. дать собаке мясо). В четвертых, сила обоих раздражителей должна быть оптимальной, условный раздражителей должен быть слабее безусловного. В – пятых, необходимо учитывать уровень возбудимости коры, т.е. «функциональный фон» организма. В – шестых, нужно несколько раз повторить сочетание воздействий этих раздражителей.



    Механизм образования условного рефлекса . Образование условного рефлекса можно представить следующим образом. Индифферентный раздражитель, который должен стать условным (звонок), действует на соответствующий рецептор (орган слуха). Он вызывает в нем возбуждение, которое по афферентным путям (слуховой нерв) поступает в корковый отдел анализатора (слухового) и вызывает в нем возбуждение. Безусловный раздражитель (мясо) действует на соответствующие рецепторы (ротовой полости и языка) и вызывает в них возбуждение, которое по афферентным путям поступает в подкорковый центр (продолговатый мозг) и одновременно в кору больших полушарий мозга, вызывая в них возбуждение. Из подкоркового центра возбуждение, усиленное импульсами из коры, поступает к эффекторам (слюнным железам). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения. Из первого очага возбуждения распространяется (иррадиирует) по коре. Второй очаг, как более сильный «привлекает» иррадиирующее возбуждение к себе. Между очагами устанавливается определенное взаимодействие: возбуждение двигается от первого очага ко второму. Между ними образуется функциональная связь. При повторных сочетаниях воздействий обоих раздражителей связь становится все более прочной. В дальнейшем воздействие уже одного индифферентного раздражителя, ставшего условным, вызывает движение возбуждения по «проторенным» путям из первого очага ко второму, а от него по эфферентным путям к рабочим органам и вызывает их специфическую реакцию.



    Установление функциональной связи между двумя очагами возбуждения И.П. Павлов назвал замыканием, а саму связь – временной.

    Большую роль в образовании условного рефлекса играет принцип доминанты. Во время воздействия безусловного раздражителя повышается возбудимость коркового отдела соответствующего анализатора. Возникший очаг возбуждения приобретает свойства доминирующего и привлекает к себе все волны возбуждения, поступившие в другие области коры больших полушарий головного мозга. При этом возбуждение из коркового центра анализатора, на который действует условный раздражитель, направляется к нему. Таким образом, происходит «проторение» пути и установление временной связи.

    Образование условного рефлекса происходит при обязательном взаимодействии коры больших полушарий и подкорковых образований, в частности ретикулярной формации.

    Виды условных рефлексов. Существует много разновидностей условных рефлексов. Их классифицируют по способу образования, характеру условного раздражителя и подкрепления, интервалу между их воздействиями.

    По способу образования различают классические и инструментальные условные рефлексы. Классические условные рефлексы образуются при применении подкрепления независимо от ответной реакции организма. При выработки у собаки условного оборонительного рефлекса вслед за звонком через некоторое время следует болевое раздражение лапы электрическим током. Независимо от ответной реакции – отдернула собака лапу или нет, за каждым новым звонком следует болевое раздражение. После большого количества сочетаний собака отдергивает лапу в ответ на звонок еще до болевого раздражения. Это классический условный рефлекс. Если собака будет получать болевое раздражение только при условии, что она не отдернет лапу в ответ на звонок, образуется инструментальный условный рефлекс. В этом случае отдергивание лапы помогает собаке избежать болевого раздражения. Ответная реакция здесь служит «инструментом», при помощи которого она полно и совершенно приспосабливается к условиям.

    По характеру условного раздражителя различают натуральные и искусственные условные рефлексы. Если в качестве условного раздражителя используют свойства безусловного, например, форму, цвет, запах, то такие условные рефлексы называют натуральными. Если условный раздражитель не связан со свойствами безусловного, то образованный с его применением условный рефлекс называют искусственным.

    По времени между воздействиями условного и безусловного раздражителей различают совпадающие, запаздывающие и следовые условные рефлексы.

    Совпадающий условный рефлекс образуется в том случае, если воздействие условного раздражителя опережает применение безусловного на 2 – 3 с. Здесь ответная реакция (условный рефлекс) осуществляется сразу же после начала воздействия условного раздражителя.

    Если период между началом воздействия условного раздражителя и подкреплении составляет более 30 с., то образуется запаздывающий условный рефлекс. При этом ответная условно – рефлекторная деятельность возникает спустя определенное время после начала действия условного раздражителя.

    Следовой условный рефлекс характеризуется тем, что подкрепление производится уже после прекращения применения условного раздражителя. В этом случае условный рефлекс образуется не на самом раздражителе, а на его следах в КБП.

    Условный рефлекс может быть образован и при подкреплении условного раздражителя прочным, ранее выработанным условным рефлексом. Например, у собаки выработан прочный пищевой условный рефлекс на свет. При включении лампочки у нее возникает условный слюноотделительный рефлекс. Это условный рефлекс первого порядка. Затем вырабатывают уже новый условный рефлекс на звонок – включают звонок, а затем свет. В данном случае свет приобретает характер безусловного раздражителя. Это условный рефлекс второго порядка.

    У детей можно выработать условные рефлексы шестого порядка.

    Опыты (врожденные и приобретенные рефлексы).

    Опыт I.

    К ноге лягушки привяжите нитку, за которую удерживайте животное. Усадите лягушку на твердую поверхность. Нанесите раздражение, например, дернув за нитку,- лягушка прыгнет. При этом можно наблюдать целую цепь действий. Вначале лягушка приподнимается, принимая характерный угол 45 0 к поверхности почвы. Угол в 45 0 обеспечивает дальность прыжка (хорошо известно, что именно под этим углом брошенный камень летит дальше всего). Вполне понятно, что такая форма прыжка была полезна виду на суше. Она помогала организму быстрее уходить от преследования и закрепляться естественным отбором. Обладавшие ею особи выживали, оставляли потомство, не обладавшие – гибли. В результате образовался вид с этой формой поведения.

    Опыт II.

    Опустите лягушку в аквариум с водой. (Нитка по – прежнему у вас в руках). Когда животное успокоится, нанесите то же самое раздражение, дернув за нитку. Теперь лягушка не прыгнет, а поплывет. Задние ее лапки будут работать иначе, чем при прыжке, совершая плавные дугообразные движения. Когда лягушка отталкивается от воды лапой, пальцы широко растопырены и плавательная перепонка натянута, при обратном «холостом» ходе пальцы сжаты и плавательная перепонка не тормозит движения. Т. о. Движения лягушки в воде так же объективно целесообразны, как на суше, и эта приспособленность также возникла путем длительного естественного отбора, который, действуя на протяжении многих поколений, сохранил лишь те программы врожденного поведения, которые были полезны виду.

    Поведение животного (рефлексы).

    Опыт III.

    Внесите в класс котенка и понаблюдайте за его поведением. Поставьте на стол. В первые секунды животное неподвижно замрет на месте. Это пассивнооборонительный безусловный рефлекс. Когда он кончится, начнется ориентировочный рефлекс: животное будет все обнюхивать, осматривать, прислушиваться, а некоторые предметы даже пробовать на вкус. Возможно оба рефлекса будут сменять друг друга несколько раз.

    Опыт IV.

    Возьмите расческу и пальцем проведите по ее зубьям. Раздастся треск. Потрещите над головой котенка, немного надвигая расческу на него. Котенок отстраняется в сторону. Это оборонительный безусловный рефлекс. Но надо при этом убедиться, что с пищевыми раздражениями звук расчески не связан.

    Принцип рефлекса, как известно, был впервые сформулирован Декартом (хотя самый термин «рефлекс» у него еще отсутствовал). Представление о рефлексе носило тогда яркий отпечаток его механистического мировоззрения. В дальнейшем, в XVIII столетии, по-видимому, впервые у Асперуха [ из] Монпелье появляется сам ый термин «рефлекс».

    Несмотря на то, что понятие «рефлекс» в физиологии имеет длительную историю, есть все основания говорить о рефлекторной теории, основные положения которой были сформулированы И. М. Сеченовым и получили дальнейшее развитие и конкретную реализацию в учении И. П. Павлова, как о принципиально новой концепции. И. М. Сеченов и И. П. Павлов создали новое понятие рефлекса и, что особенно важно, распространили принципы рефлекторной теории на психическую деятельность.

    В истории учения о рефлексе мы отметим лишь несколько моментов.

    Особое место в истории развития понятия о рефлексе от Декарта до Сеченова и Павлова принадлежит прежде всего чешскому ученому Иржи Прохаске. С него начинается переход от механического декартовского к биологическому пониманию рефлекса. «Отражение сенсорных впечатлений в движениях, которые имеют место в общем сенсориуме, происходит, - пишет Прохаска, - не по простым физическим законам, по которым угол отражения равен углу падения и реакция равна действию, вызвавшему ее, но оно подчинено своеобразным законам, как бы написанным природою на мозговом веществе сенсориума» . Здесь (пользуясь понятием общего сенсориума, которое критиковал впоследствии Сеченов) Прохаска подчеркивает роль внутренних биологических условий рефлекторной деятельности и как бы намечает одну из «тез» сеченовской диссертации о несоответствии между возбуждением и вызываемым им движением. Вместе с тем у Прохаски наметились и первые шаги к преодолению дуалистического декартовского противопоставления рефлекторных и психологических (сознательных) актов. Прохаска, по-видимому, больше чем кто-либо из последующих физиологов приблизился к сеченовской концепции рефлекса.

    В последующий период на основе работ Чарльса Белла, Франсуа Мажанди и др., в трудах Маршалла Холла и Иоганнеса Мюллера, сосредоточивших свое внимание на изучении структурных, анатомических особенностей нервной системы, мало подвинутом во времена Прохаски, складывается тот анатомический подход к деятельности нервной системы, который критиковал Сеченов, противопоставляя ему свой функциональный, физиологический подход к изучению нервной системы; в это время создается представление об анатомической локализации нервных дуг. На этой основе и формируется господствующее до Сеченова и Павлова учение о рефлексе как основном принципе работы спинно-мозговых центров в отличие от центров головного мозга.

    Особенно заостренно дуализм выразился в холлевской концепции, согласно которой деятельность организма оказалась расколотой на два совершенно разнородных вида, локализирующихся один в спинном, другой в головном мозгу. Первый вид деятельности осуществляется лишь под воздействием внешней стимуляции, детерминируясь морфологически закрепленной структурой нервных путей, анатомически закрепленными рефлекторными дугами; второй оставался в исключительной власти спонтанных психических сил.

    В дискуссиях, развернувшихся вокруг этих теорий в середине 19-го столетия, концепции Холла и Мюллера нередко подвергались критике «справа», нацеленной на то, чтобы снова распространить и на элементарные непроизвольные движения действие спонтанных психических сил, вытеснить из этой сферы детерминистическую рефлекторную концепцию.

    Серьезной критике основную в науке того времени рефлекторную концепцию Холла и Мюллера подверг, опираясь на свои экспериментальные исследования, известный физиолог Пфлюгер. Он возражал против противопоставления спинномозговым реакциям действий, обусловленных сенсорными реакциями, так как не доказано, писал он, что сенсорная функция сама не есть следствие определенных законов, что и она не подчиняется закономерности. Он считал неправомерным исключать из сферы действия природных закономерностей нечто только потому, что оно называется сознанием, и утверждал, что закономерность как таковая не может служить критерием того, что является рефлекторным движением и что произвольным; «рефлекторное движение и произвольное,- заявлял он, - является в равной мере закономерным». Вместе с тем Пфлюгер доказывал, что представление о неизменной анатомически фиксированной и предопределенной связи между чувственными и двигательными нервами, лежащее в основе понятия о рефлексе Холла - Мюллера, не может объяснить приспособительный характер реакций не только головного, но и спинного мозга. Поэтому, говоря о закономерностях, Пфлюгер постулирует не только для головного, но и для спинного мозга закономерности, отличные от закономерностей рефлекторной деятельности. Эти закономерности остаются, однако, неизвестными.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!