Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Краснощёковский детский сад «Колокольчик»
Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
«Логическая азбука»
Шипилова Ольга Геннадьевна
Краснощёково
2013 г.
Пояснительная записка
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.
Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника - принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.
Ребенок, приходя в школу, этих качеств не имеет. В благоприятных условиях он приобретает их в самом ходе школьного обучения.
Шестилетним детям характерно:
- преобладание игры как основного, ведущего вида деятельности;
- образный характер познавательных процессов;
- практическое отношение ребенка к поставленным задачам (старается достичь конечного результата, а не понять его суть, для чего делается);
В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее. Особое внимание при обучении детей уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок может находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.
Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Отличительной особенностью программы является организация образовательной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетными среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.
Основные цели программы:
Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
- Развитие умственных способностей детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
- Развитие умения составлять группу из отдельных предметов, разделяя их по характерным признакам и назначению.
- Развитие умения классифицировать предметы по различным основаниям.
- Учить детей сравнивать предметы и образы.
- Развитие умения соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
- Учить детей развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Возрастной и количественный состав группы.
Данная программа рассчитана для реализации с детьми 6-7 лет.
Содержание программы реализуется в целостном воспитательно-образовательном процессе: специально организованной образовательной деятельности (во второй половине дня).
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 36 учебных часов. В детском саду оптимально проводить подгрупповые занятия по 8-10 детей, 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия - 35 минут. Занятия проводятся в помещении группы.
Содержание программы.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которую будем развивать на занятии):
Анализ-синтез. Цель - развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка-котенок, собака-? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий-тяжелый, холодный-горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель - развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой - маленький, длинный - короткий, низкий - высокий, узкий - широкий, выше - ниже, дальше - ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель - развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить составлять рассказ по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения - это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Основные формы работы.
- подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
- Игры;
- Упражнения;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Игра-путешествие;
- Рассматривание
- Чтение художественной литературы.
- Интеллектуальные викторины…
Структура занятия.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:
- Разминка.
- Основное содержание занятия - изучение нового материала.
- Динамическая пауза.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Планируемые результаты освоения детьми программы.
- Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
- Расширяется словарный запас, может при помощи суждений делать умозаключения.
- Развиваются психические процессы: внимания, памяти, логического мышления.
- Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
- Развиваются индивидуальные способности ребенка.
- Способен доказывать свою точку зрения.
Календарно-тематическое планирование
(подготовительная группа)
Раздел, тема занятия, срок проведения. |
Кол-во занятий |
Задачи |
1.Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
|
Учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; Развивать внимание, восприятие, воображение, |
|
2.Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри-снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);
|
Учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам; Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими. Совершенствовать ориентировку в пространстве. |
|
3.Упражнения на развитие характерных качеств мышления: гибкость. Причинность, системность, пространственная подвижность.
|
Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; Развивать наблюдательность детей. |
|
4.Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: Цвет, его оттенки; Величина, форма.
|
Развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимо комбинациями. Учить детей при помощи суждений делать умозаключения, Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение. |
|
5.Упражнения на формирование приемов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.
|
Учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; Учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Учить детей выявлять закономерности; Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания, Учить детей мысленно распределять предметы в группы по их свойствам; Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими |
|
6.Упражненя на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств).
|
Развивать логико-математические способности; умение доказывать свою точку зрения. |
|
Изучение результативности реализации программы.
Для изучения результативности реализации программы проводится исследование уровня развития логического мышления и его операций, для
чего применяются следующие методики:
1. «Невербальная классификация».
2. «Последовательные картинки».
3. «Исключение лишнего».
4. «Размести фигуры».
5. «Обобщающее слово».
Итоговые формы учёта и контроля.
Итоговые открытые занятия;
. Мониторинг (промежуточный (январь) и итоговый (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Критерии |
Шифр ребенка (Ф.И. или символ) Сентябрь январь,май |
|
Ребенок владеет основными логическими операциями. Выполняет инструкции педагога. Умеет устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Умеет объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Может находить закономерности в явлениях, умеет их описывать. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Может при помощи суждений делать умозаключения. Имеет достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Умеет работать в паре и микрогруппе. Умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. Заинтересован в результатах своей работы. |
Критерии оценки:
3 балла - проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.
2 балла - проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Методическое обеспечение.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.:Сфера,2005.
- Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:АСТ,2006.
- Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
- С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
- Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
- Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку.- М., АСТ: Хранитель, 2008.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
- Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
- Череманкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль, 1999.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2 Цель программы
1.3 Задачи программы
1.4 Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий
1.5 Этапы реализации программы
1.6 Содержание программы
1.7 Ожидаемые результаты
2. Методическое обеспечение
2.1 Перспективно-тематический план кружка «Занимательная логика»
3. Диагностическая программа логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
5. Информационные ресурсы
1. Пояснительная записка.
Зачем логика маленькому дошкольнику?
По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
1.1 Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
1.2 Цель программы:
создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
1.3 Задачи программы:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
- учить детей ориентироваться в пространстве
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику
1.4 Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий
Сроки реализации программы – 1-2 года
Программа рассчитана на детей 5-7 лет
Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
- Индивидуальная самостоятельная работа детей.
- Работа в парах.
- Групповые формы работы.
- Дифференцированная.
- Фронтальная проверка и контроль.
- Самооценка выполненной работы.
- Дидактическая игра.
- Соревнование.
- Конкурсы.
1.5 Этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
- Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за ихразвитием.
- Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
- Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
- Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышениеуровня самостоятельности детей.
- Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельнойаргументации выбора.
- Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщеннымиприемами.
- Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
1.
6
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ – синтез.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются».Верно?). Решение логических задач.
1.7 Ожидаемые результаты
Планируемые результаты:
Дети должны знать:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети должны уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
- выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Способ проверки результатов работы : обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (начальная (сентябрь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 330 комбинированного вида»
Программа
по дополнительному образованию
для детей дошкольного возраста
«Юный интеллектуал» (Математика + логика)
Воспитатель:
Братухина Л.С.
г.Омск
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.
Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Цель программы :
1. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
2. Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
Обучающие:
развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
учить классифицировать предметы по различным основаниям;
учить сравнивать предметы и образы;
учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
развивать быстроту мышления;
побуждать делать самостоятельные выводы;
учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
развитие творческих способностей.
развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
развитие умения различать и называть в процессе моделирования
геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.
Воспитательные:
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Тип программы: программа «Юный математик» является программой познавательно-исследовательской направленности, которая составлена на основе программы К.В. Шевелёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Программа «Юный математик» будет реализоваться в рамках математического кружка для детей 4-7лет по группам. 1 группа - средняя (4- 5 лет) 2 группа – старшая группа(5-6 лет) 3 группа – подготовительная (6 – 7лет) Программа рассчитана на один год. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе кружка 10 человек. Продолжительность занятия составляет 20 – 35 мин. Занятия проводятся 8 раз в месяц с октября по май.
РАСПИСАНИЕ НОД
Условия реализации программы:
наличие материально – технического обеспечения;
систематичность посещения кружка «Юный математик»
Формы и методы
В процессе деятельности используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, и другие.
Деятельность проводится:
фронтально (одновременная работа со всеми детьми)
индивидуально-фронтально (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
подгруппами (организация работы в микрогруппе)
индивидуально (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Методы:
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:
элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования;
метод вопросов;
метод повторения;
решение логических задач;
экспериментирование и опыты
Среди приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
Индивидуализация и активизация обучения;
Игры и игровые ситуации.
Занятия с дошкольниками к кружке проводятся в игровой форме, так как ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений и развитию логических операций используемые в программе можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
Техническое оснащение занятий
Оборудование:
Мольберт
Плакаты
Демонстрационные карты схемы
Индивидуальные карты схемы
CD и аудио материал
Магнитофон
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.
«Речевое развитие»: поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой НОД кружка.
«Физическое развитие»: осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.
«Социально-коммуникативное развитие»: обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради).
«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках.
Учебно -- тематический план
Тема | Количество занятий | Время |
||||||||||
Теоретическое | Практическое |
|||||||||||
Перспективный план (4 – 5 лет)
Перспективный план (5- 6 лет)
Перспективный план (6 -7 лет)
3- 4 занятие - Число 20 Числовой отрезок 0 – 20 - Порядковый счет - «Схематизация» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с образованием числа 20. Упражнение в написании цифры 20. Закрепление порядкого счета Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
Методическое обеспечение программы кружка «Юный математик»
1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г. 2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г
3.К.В. Шевелев « Считаю до 10». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2013г.
4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г 5. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» М.; Ювента, 2013г
6. К.В. Шевелев «Думаю, считаю, сравниваю» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2013г 7. К.В. Шевелев «Формирование математических способностей» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2014г 8. К.В. Шевелев «Логика, сравнение, счет» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2016г 9.К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» Ювента, 2013г 10. К.В. Шевелев «Я считаю до 20» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2013г 11. К.В. Шевелев «Развивающие задания» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2016г 12.Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития, 2010г.
13. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2015 г.
14. З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. -128с. 15. В. Воскобович, Т. Харько . Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры - М., 2003
Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группеТема: «Шар» Цель: уточнить представления о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного...
Сценарий праздника «Новогодний подарок для Кузи»
Сценарий праздника «Новогодний подарок для Кузи» Кузя Баба Яга Снеговик Дед Моро Снегурочка Ведущая. Дети входят в зал под музыку «Новогодние хлопушки». Ведущая: Вот и пришёл к нам снова новогодний праздник, праздник волшебства, сюрпризов, необычайных приключений, подарков и...
Досуг «Сказка в гости к нам пришла» по мотивам русской народной сказки «Репка»
Досуг «Сказка в гости к нам пришла» по мотивам русской народной сказки «Репка» во второй младшей группе Задачи. Расширять знания детей о русских народных сказках, развивать интерес к русским народным сказкам. Цели. Учить детей понимать ценность дружбы, сплоченности. Формировать...
Исследовательский творческий проект «Мир фантазий» по обучению нетрадиционным техникам рисования
Исследовательский творческий проект «Мир фантазий» по обучению нетрадиционным техникам рисования Информационная карта проекта. Продолжительность проекта – краткосрочный. Тип проекта – исследовательски-творческий. Этапы проекта: 1 этап: подготовительный, 2 этап: исследовательский, 3 этап: обобщающий. Участники проекта - дети старшей группы (15 человек), - педагог дополнительного образования...
Лукичева Татьяна Эмильевна
педагог доп. обр. по ФЭМП
МБДОУ «ЦРР - детский сад № 162» г. Воронеж
Программа кружка «Веселая логика»
группа общеразвивающей направленности
для детей 4 до 5 лет
Содержание программы
(средняя группа № 13)
Паспорт проекта
1. Пояснительная записка.
2. Особенности развития детей среднего возраста
3. Способы проверки результатов усвоения программы «Веселая логика»
4. Использованная литература
Перспективно-тематическое планирование
Паспорт программы
Программа дополнительной образовательной услуги для детей от 4 до 5 лет «Веселая логика»Основание для разработки программы
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями от 20.02.2011 г.)
Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)
Устав, образовательная программа МБДОУ
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
Заказчики программы
Коллектив МБДОУ.
Родители воспитанников среднего дошкольного возраста.
Организация исполнитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 162
Целевая группа
Группа воспитанников среднего дошкольного возраста в составе 12 человек.
Составители программы
Лукичева Татьяна Эмильевна, педагог доп. обр. по ФЭМП
Цель программы
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Веселая логика».
Задачи программы
Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
Совершенствовать произвольное внимание, память.
Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Расширение спектра дополнительных услуг.
Формирование позитивного отношения к освоению логики.
Развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента
Ожидаемые результаты
Срок реализации программы
Пояснительная записка.
Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и разработан на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе ДОУ ДС № 162 , в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает - и как исходный элемент познания - и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф)
Цель программы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Веселая логика для малышей». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Задачи:
Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, через систему занятий кружка.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа кружка «Веселая логика» разрабатывалась для детей среднего до школьного возраста.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.
Дополнительную образовательную услугу посещают воспитанники средней группы №13 по запросам родителей.
Занятия проводятся 4 раз в месяц, по вторникам.
Длительность занятия – 20 минутКоличество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул
В неделю
В месяц
В год
Обязательным условием работы кружка является: целенаправленное развитие мыслительных способностей детей среднего дошкольного возраста в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх. Занятия кружка «Веселая логика» способствуют формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.
В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы. Чтобы сформировать эти способности в программе используем развивающие игры Воскобовича В.В., головоломки, занимательные игры с кубиками
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
Занятия кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.
Принципы проведения занятий :
системность,
наглядность,
цикличность построения занятий,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы :
констатация успеха;
поддержка ребенка в ситуации неудачи;
одобрение поведения;
анализ игровой ситуации расширение кругозора;
создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
безопасности, доверия;
демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
анализ образцов поведения сказочных героев.
прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
тематический просмотр видеозаписей;
эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения
движение к открытию комплимент благодарность;
Работа с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Веселая логика» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а так же обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном . Для этого были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем» ( советы родителям по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша дома), «Вместе с мамой» (а ктивизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях). Беседы по выработке единого стиля общения с ребенком в МБДОУ и семье,
Способы проверки результатов.
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
данных планового педагогического обследования уровня математического развития детей в МБДОУ (сентябрь и май);
бесед с воспитанниками и их родителями;
проведение консультаций для родителей
Формы подведения итогов реализации программы:
1 этап – открытое занятие кружка в форме математического праздника.
2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ – аппликаций на основе наглядной геометрии.
Ожидаемы результаты освоения программы кружка:
Предполагается, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
называть главную функцию (назначение) предметов;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
проводить аналогию между разными предметами;
составлять алгоритм решения логических заданий .
Уровень детей посещающих кружок «Веселая логика» предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы: - математика.
Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:
Умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Вывод:
Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников средней группы, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Используемая литература:
Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учеб.- метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.
Развивающие игры Воскобовича для дошкольников. Сборник методических материалов / В. Воскобович - М.: Сфера, 2015. – 128 с.
Обучающие и развивающие игры своими руками: мастерим легко и весело / Пойда Оксана Владимировна М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, Полиграфиздат, 2012. –112 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.: - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 352 с.
Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет / Харько Т. Г., Воскобович В. В. С.110
Т.Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013
Перспективно-тематическое планирование.
МесяцТема занятия
Программное содержание
Октябрь
«Путешествие в осенний парк»
Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов.
Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры.
Октябрь
«Приключения Мишутки»
Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения.
Совершенствовать умение группировать предметы.
Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов.
Октябрь
«Сравнение множества»
Закреплять умение сравнивать множества.
Упражнять в различении цветов и оттенков.
Октябрь
«Сравнение предметов по длине и количеству»
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, употреблять в речи слова длиннее- короче , длинный- короткий.
Закреплять умение сравнения двух групп предметов по количеству этих предметов.
Развивать воображение детей.
Октябрь
«Знакомимся с цифрами 1и 2»
Учить детей различать группы, содержащие 1 и 2 предмета; называть общее количество предметов на основе счета.
Познакомить с цифрами 1 и 2.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Ноябрь
«Ориентировка в пространстве»
Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей цифрой.
Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад .
Ноябрь
«Временные понятия»
Учить различать части суток, определять их последовательность: утро- день- вечер- ночь. Познакомить с понятиями: « вчера», «сегодня», «завтра». Формировать представление о том, что у каждого человека по два и по одному. Развивать внимание, творческое воображение. Воспитывать любовь к учебной деятельности
Ноябрь
«Цифра 3»
Продолжать развивать воображение детей.
Ноябрь
«Счет в пределах трех. Цифра 4»
Закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначая словами результаты сравнения.
Декабрь«Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой»
Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов.
Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр.
Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4.
Закреплять навыки конструирования.
Декабрь
«Знакомство с цифрой 5»
Развивать творческое воображение.
Декабрь
«Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой»
Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные- обозначать количество предметов цифрой.
Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек.
Декабрь
«В гостях у лесных жителей»