Квантовая реальность ника герберта. Квантовая реальность: безграничный потенциал во всем

Квантовая теория - это научный шедевр, с которым учёные всё ещё не знают что делать

Похоже, что века не хватило. Ровно сто лет назад в Брюсселе, Бельгия, проводилась первая всемирная конференция физиков. Темой обсуждения было: что делать со страной новой теорией квантовой механики; и появится ли когда нибудь возможность соотнести эту теорию с опытом нашей повседневной жизни, оставив при этом связное описание картины мира.

Именно с этой задачей сражаются физики и сегодня. Квантовые частицы, такие как атомы и молекулы имеют нехитрую способность появлятся в двух местах одновременно, или вращаться по и против часовой стрелки одновременно, или моментально влиять друг на друга, находясь на расстоянии пол-вселенной друг от друга. Интерес в том, что мы сделаны из атомов и молекул, но мы не можем делать ничего из этого. Почему? "В какой точке прекращается действие квантовой механики?", спрашивает Харви Браун, занимающийся философией науки в Оксфорде.

И хотя решения проблемы всё ещё нет, сам процесс поиска оказался вознагражедением. Благодаря этому процессу, для примера, возникла новоая отрасль квантовой информации, которая быстро привлекла внимание хай-тека и правительственных шпионов. Мы получили форпост для атаки на оканчательную теорию физики, и даже возможно, сможем понять откуда появилась вселенная. Неплохо для занятия, которое квантовый циник Альберт Эйнштейн отверг как "мягкую подушку" усыпляющую хорошего физика.

К разочарованию Эйнштейна из квантовой физики вышел шедевр. Нет ни одного эксперимента, который бы опроверг предсказания теории квантов, и на малых масштабах она достоверно описывает функционирование вселенной. Что оставляет нас с единственной проблемой: как её понимать?

Физики пытаются ответить на этот вопрос с помощью "интерпретаций" - философских спекуляций, полностью согласованных с опытами, на тему того, какой смысл кроется за квантовой теорией. "Существует целый зоопарк интерпретаций", говорит Влатко Ведрал, занятый частично в Оксфорде, и частично в Центре квантовых технологий в Сингапуре.

Никакая другая теория в науке не имеет столко различных толкований. Почему так проиходит? И победит ли когда нибудь одно толкование все остальные?

Возьмём для примера то, что называют копенгагеновской интерпретацией, предложенной датским физиком Нильсом Бором. Согласно ей, любые попытки говорить о местоположении электрона в атоме без его измерения бессмысленны. Только в том случае, если мы взаимодействуем с электроном, пытаясь пронаблюдать его с помощью неквантового, "классического" прибора, электрон приобретает свойство, которое мы называем физическим параметром, и поэтому становится частью реальности.

Далее существует интерпретация множественных миров, где странности квантов объяснены тем, что всё что существует имеет много существований в мириадах параллельных вселенных. Или, возможно, вы предпочтете интерпретацию Де Бройля - Бома, где квантовая теория считается незаконченной: ей не хватает неких скрытых параметров, которые, будь они нам известны, открыли бы смысл теории.

Их на самом деле много, таких как интерпретация Гирарди - Римини - Вебера, трансакционная интерпретация (в которой частицы движутся назад во времени), теория коллапса, вызванного силой тяжести Роджера Пенроуза, модальная интерпретация. За последние 100 лет квантовый зоопарк стал переполненным и шумным местом.

Хотя из всего этого, большинство физиков поддерживают всего несколько теорий.

Чудесный Коппенгаген

Самой популярной из всех является, созданная Бором, Коппенгагеновская интерпретация. Своей популярностью она обязана, в основном тому факту, что в своем большинстве физики не хотят заморачиваться с философией. Вопросы, типа, что представляет собой процесс измерения в точности, или почему он вносит изменения в структуру рельности могут быть проигнорированы, а полезные выводы из квантовой теории сделаны.

Вследствие чего, послушное следовние коппенгагеновской интерпретации иногда называют "заткнись и веди расчеты" интерпретацией. "Исходя из того, что большинство физиков предпочитают делать расчеты и использовать полученные результаты, большинство из них в группе "заткнись и считай", говорит Ведрал.

Однако у данного подхода имеется несколько минусов. Во-первых он никогда не объяснит нам основ реальности. Для такого объяснения нужно желание искать слабые места в квантовой теории, а не следовать за её успехами. Если появится какая -нибудь новая теория, не думаю, что она появится из физики твердого тела, где работают большинство физиков", читает Ведрал.
Во-вторых, работая в добровольном заточении, вряд ли удастся создать новые направления квантовой механики. Разнообразие перспектив в квантовой механике может служить катализатором для новых идей. "Если вы решаете разнообразные задачи, полезно мыслить в рамкам различных интерпретации", заявляет Ведрал.

Нигде это не выразилось так явно, как в области квантовой информации. "Эта область вообще бы не существовала, если бы не беспокойство о философских основах квантовой физики", говорит Антон Зейлингер из Веннского университета, Австрия.

В основе данной области лежит эффект квантовой сцепленности, когда информация о свойствах набора квантовых частиц распределена сразу между всеми этими частицами. Результатом является то, что Эйнштейн обозначил как "паранормальное взаимодействие на расстоянии": измерение физического параметра одной частицы мгновенно изменит параметры сцепленных с ней партнеров, неважно как далеко они друг от друга.

Когда феномен сцеплённости впервые обнаружили в уравнениях квантовой механики, она показалась настолько странной идеей, что ирландский физик Джон Белл придумал мысленный эксперимент, чтобы доказать, что сцеплённость не может быть частью реального мира. Когда смогли воспроизвести этот эксперимент на практике, выяснили, что Белл ошибался а также узнали много нового о тонкостях квантовых измерений. Кроме того этот опыт заложил основы создания квантовых компьютеров, которые с помощью одного измерения могут провести тысячи или даже миллионы вычислений, осуществляющихся параллельно квантовыми частицами, а также квантовой криптографии, в которой информация защищена самой природой квантового измерения.

Понятно, что обе эти технологии привлекли внимание правительств, заинтересованных в получении наилучших технологий и предотвращения их попадания в "неправильные руки".

Ученые-физики, однако, больше интересуются этим феноменом в связи с природой реальности. Эксперименты с квантовой информацией свидетельствуют о том, что информация, находящаяся в квантовых частицах лежит в самой основе реальности.

Адепты коппенгагеновской интерпретации, такие как Цайлингер, рассматривают квантовые системы как носителей информации, а измерения с использованием классических измерительных аппаратов не как нечто особенное, а лишь как способ регистрации изменений в информационном содержимом системы. "Измерения обновляют информацию", говорит Цайлингер. Фокусирование на информации как на основном компоненте реальности привело некоторых к представлению самой Вселенной как к огромному квантовому компьютеру.
Однако, несмотря на все видимые успехи коппенгагеноской интерпретации, есть немало физиков, обращающих внимание на её изнанку. В основном на то, что кажется искусственным разделением между микроскопической квантовой системой и классическими приборами и наблюдателтами, работающими с ними.

Ведрал, например, исследует связь квантовой механики и биологии: различные процессы и механизмы, действующие в клетке, являются квантовыми в основе, например, фотосинтез и системы определения радиации. "Мы открываем, что всё больсую часть мира можно описать с помощью квантовой механики - я не думаю, что существует четкая граница между квантовым и классическим", говорит он.
Рассмотрение природы вещей в масштабе вселенной также добавляет очки критикующим коппенгагеноскую интерпретацию. Если процесс наблюдения классическим наблюдателем является основополагающим для создания наблюдаемой нами реальности, то что исполнило роль наблюдателя, приведшего видимую вселенную к существованию? "По логике необходим наблюдатель, находящийся за пределами вселенной - не за пределами вселенной невозможно ничего, по определению", говорит Браун.

Никто в мире не понимает квантовую механику - это главное, что нужно о ней знать. Да, многие физики научились пользоваться ее законами и даже предсказывать явления по квантовым расчетам. Но до сих пор непонятно, почему присутствие наблюдателя определяет судьбу системы и заставляет ее сделать выбор в пользу одного состояния. «Теории и практики» подобрали примеры экспериментов, на исход которых неминуемо влияет наблюдатель, и попытались разобраться, что квантовая механика собирается делать с таким вмешательством сознания в материальную реальность.

Кот Шредингера

Сегодня существует множество интерпретаций квантовой механики, самой популярной среди которых остается копенгагенская. Ее главные положения в 1920-х годах сформулировали Нильс Бор и Вернер Гейзенберг. А центральным термином копенгагенской интерпретации стала волновая функция - математическая функция, заключающая в себе информацию обо всех возможных состояниях квантовой системы, в которых она одновременно пребывает.

По копенгагенской интерпретации, доподлинно определить состояние системы, выделить его среди остальных может только наблюдение (волновая функция только помогает математически рассчитать вероятность обнаружить систему в том или ином состоянии). Можно сказать, что после наблюдения квантовая система становится классической: мгновенно перестает сосуществовать сразу во многих состояниях в пользу одного из них.

У такого подхода всегда были противники (вспомнить хотя бы «Бог не играет в кости» Альберта Эйнштейна), но точность расчетов и предсказаний брала свое. Впрочем, в последнее время сторонников копенгагенской интерпретации становится все меньше и не последняя причина тому - тот самый загадочный мгновенный коллапс волновой функции при измерении. Знаменитый мысленный эксперимент Эрвина Шредингера с бедолагой-котом как раз был призван показать абсурдность этого явления.

Итак, напоминаем содержание эксперимента. В черный ящик помещают живого кота, ампулу с ядом и некий механизм, который может в случайный момент пустить яд в действие. Например, один радиоактивный атом, при распаде которого разобьется ампула. Точное время распада атома неизвестно. Известен лишь период полураспада: время, за которое распад произойдет с вероятностью 50%.

Получается, что для внешнего наблюдателя кот внутри ящика существует сразу в двух состояниях: он либо жив, если все идет нормально, либо мертв, если распад произошел и ампула разбилась. Оба этих состояния описывает волновая функция кота, которая меняется с течением времени: чем дальше, тем больше вероятность, что радиоактивный распад уже случился. Но как только ящик открывается, волновая функция коллапсирует и мы сразу видим исход живодерского эксперимента.

Выходит, пока наблюдатель не откроет ящик, кот так и будет вечно балансировать на границе между жизнью и смертью, а определит его участь только действие наблюдателя. Вот абсурд, на который указывал Шредингер.

Дифракция электронов

По опросу крупнейших физиков, проведенному газетой The New York Times, опыт с дифракцией электронов, поставленный в 1961 году Клаусом Йенсоном, стал одним из красивейших в истории науки. В чем его суть?

Есть источник, излучающий поток электронов в сторону экрана-фотопластинки. И есть преграда на пути этих электронов - медная пластинка с двумя щелями. Какой картины на экране можно ожидать, если представлять электроны просто маленькими заряженными шариками? Двух засвеченных полос напротив щелей.

В действительности на экране появляется гораздо более сложный узор из чередующихся черных и белых полос. Дело в том, что при прохождении через щели электроны начинают вести себя не как частицы, а как волны (подобно тому, как и фотоны, частицы света, одновременно могут быть и волнами). Потом эти волны взаимодействуют в пространстве, где-то ослабляя, а где-то усиливая друг друга, и в результате на экране появляется сложная картина из чередующихся светлых и темных полос.

При этом результат эксперимента не меняется, и если пускать электроны через щель не сплошным потоком, а поодиночке, даже одна частица может быть одновременно и волной. Даже один электрон может одновременно пройти через две щели (и это еще одно из важных положений копенгагенской интерпретации квантовой механики - объекты могут одновременно проявлять и свои «привычные» материальные свойства, и экзотические волновые).

Но при чем здесь наблюдатель? При том, что с ним и без того запутанная история стала еще сложнее. Когда в подобных экспериментах физики попытались зафиксировать с помощью приборов, через какую щель в действительности проходит электрон, картинка на экране резко поменялась и стала «классической»: два засвеченных участка напротив щелей и никаких чередующихся полос.

Электроны будто не захотели проявлять свою волновую природу под пристальным взором наблюдателя. Подстроились под его инстинктивное желание увидеть простую и понятную картинку. Мистика? Есть и куда более простое объяснение: никакое наблюдение за системой нельзя провести без физического воздействия на нее. Но к этому вернемся еще чуть позже.

Нагретый фуллерен

Опыты по дифракции частиц ставили не только на электронах, но и на куда больших объектах. Например, фуллеренах - крупных, замкнутых молекулах, составленных из десятков атомов углерода (так, фуллерен из шестидесяти атомов углерода по форме очень похож на футбольный мяч: полую сферу, сшитую из пяти- и шестиугольников).

Недавно группа из Венского университета во главе с профессором Цайлингером попыталась внести элемент наблюдения в подобные опыты. Для этого они облучали движущиеся молекулы фуллерена лазерным лучом. После, нагретые внешним воздействием, молекулы начинали светиться и тем неминуемо обнаруживали для наблюдателя свое место в пространстве.

Вместе с таким нововведением поменялось и поведение молекул. До начала тотальной слежки фуллерены вполне успешно огибали препятствия (проявляли волновые свойства) подобно электронам из прошлого примера, проходящим сквозь непрозрачный экран. Но позже, с появлением наблюдателя, фуллерены успокоились и стали вести себя как вполне законопослушные частицы материи.

Охлаждающее измерение

Одним из самых известных законов квантового мира является принцип неопределенности Гейзенберга: невозможно одновременно установить положение и скорость квантового объекта. Чем точнее измеряем импульс частицы, тем менее точно можно измерить ее положение. Но действие квантовых законов, работающих на уровне крошечных частиц, обычно незаметно в нашем мире больших макрообъектов.

Потому тем ценнее недавние эксперименты группы профессора Шваба из США, в которых квантовые эффекты продемонстрировали не на уровне тех же электронов или молекул фуллерена (их характерный диаметр - около 1 нм), а на чуть более ощутимом объекте - крошечной алюминиевой полоске.

Эту полоску закрепили с обеих сторон так, чтобы ее середина была в подвешенном состоянии и могла вибрировать под внешним воздействием. Кроме того, рядом с полоской находился прибор, способный с высокой точностью регистрировать ее положение.

В результате экспериментаторы обнаружили два интересных эффекта. Во-первых, любое измерение положения объекта, наблюдение за полоской не проходило для нее бесследно - после каждого измерения положение полоски менялось. Грубо говоря, экспериментаторы с большой точностью определяли координаты полоски и тем самым, по принципу Гейзенберга, меняли ее скорость, а значит и последующее положение.

Во-вторых, что уже совсем неожиданно, некоторые измерения еще и приводили к охлаждению полоски. Получается, наблюдатель может лишь одним своим присутствием менять физические характеристики объектов. Звучит совсем невероятно, но к чести физиков скажем, что они не растерялись - теперь группа профессора Шваба думает, как применить обнаруженный эффект для охлаждения электронных микросхем.

Замирающие частицы

Как известно, нестабильные радиоактивные частицы распадаются в мире не только ради экспериментов над котами, но и вполне сами по себе. При этом каждая частица характеризуется средним временем жизни, которое, оказывается, может увеличиваться под пристальным взором наблюдателя.

Впервые этот квантовый эффект предсказали еще в 1960-х годах, а его блестящее экспериментальное подтверждение появилось в статье , опубликованной в 2006 году группой нобелевского лауреата по физике Вольфганга Кеттерле из Массачусетского технологического института.

В этой работе изучали распад нестабильных возбужденных атомов рубидия (распадаются на атомы рубидия в основном состоянии и фотоны). Сразу после приготовления системы, возбуждения атомов за ними начинали наблюдать - просвечивать их лазерным пучком. При этом наблюдение велось в двух режимах: непрерывном (в систему постоянно подаются небольшие световые импульсы) и импульсном (система время от времени облучается импульсами более мощными).

Полученные результаты отлично совпали с теоретическими предсказаниями. Внешние световые воздействия действительно замедляют распад частиц, как бы возвращают их в исходное, далекое от распада состояние. При этом величина эффекта для двух исследованных режимов также совпадает с предсказаниями. А максимально жизнь нестабильных возбужденных атомов рубидия удалось продлить в 30 раз.

Квантовая механика и сознание

Электроны и фуллерены перестают проявлять свои волновые свойства, алюминиевые пластинки охлаждаются, а нестабильные частицы замирают в своем распаде: под всесильным взором наблюдателя мир меняется. Чем не свидетельство вовлеченности нашего разума в работу мира вокруг? Так может быть правы были Карл Юнг и Вольфганг Паули (австрийcкий физик, лауреат Нобелевской премии, один из пионеров квантовой механики), когда говорили, что законы физики и сознания должны рассматриваться как взаимодополняющие?

Но так остается только один шаг до дежурного признания: весь мир вокруг суть нашего разума. Жутковато? («Вы и вправду думаете, что Луна существует лишь когда вы на нее смотрите?» - комментировал Эйнштейн принципы квантовой механики). Тогда попробуем вновь обратиться к физикам. Тем более, в последние годы они все меньше жалуют копенгагенскую интерпретацию квантовой механики с ее загадочным коллапсом волной функции, на смену которому приходит другой, вполне приземленный и надежный термин - декогеренция.

Дело вот в чем - во всех описанных опытах с наблюдением экспериментаторы неминуемо воздействовали на систему. Подсвечивали ее лазером, устанавливали измеряющие приборы. И это общий, очень важный принцип: нельзя пронаблюдать за системой, измерить ее свойства не провзаимодействовав с ней. А где взаимодействие, там и изменение свойств. Тем более, когда с крошечной квантовой системой взаимодействуют махины квантовых объектов. Так что вечный, буддистский нейтралитет наблюдателя невозможен.

Как раз это объясняет термин «декогеренция» - необратимый с точки зрения процесс нарушения квантовых свойств системы при ее взаимодействии с другой, крупной системой. Во время такого взаимодействия квантовая система утрачивает свои изначальные черты и становится классической, «подчиняется» системе крупной. Этим и объясняется парадокс с котом Шредингера: кот представляет собой настолько большую систему, что его просто нельзя изолировать от мира. Сама постановка мысленного эксперимента не совсем корректна.

В любом случае, по сравнению с реальностью как актом творения сознания, декогеренция звучит куда более спокойно. Даже, может быть, слишком спокойно. Ведь с таким подходом весь классический мир становится одним большим эффектом декогеренции. А как утверждают авторы одной из самых серьезных книг в этой области, из таких подходов еще и логично вытекают утверждения вроде «в мире не существует никаких частиц» или «не существует никакого времени на фундаментальном уровне».

Созидающий наблюдатель или всесильная декогеренция? Приходится выбирать из двух зол. Но помните - сейчас ученые все больше убеждаются, что в основе наших мыслительных процессов лежат те самые пресловутые квантовые эффекты. Так что где заканчивается наблюдение и начинается реальность - выбирать приходится каждому из нас.

Физик-теоретик, доктор философии. Помимо научной работы ведет семинары и тренинги, направленные на раскрытие творческих возможностей человека, его целостное и гармоничное становление.

Ваша книга называется "Квантово-мистическая картина мира. Структура реальности и путь человека", почему именно "Квантово-мистическая", чем она отличается от классической, привычной? Как она проявляется в обычной жизни человека?

Дело в том, что в последние 5–10 лет квантовая физика сделала решающие шаги, позволяющие соединить квантовую и мистическую картины мира.

Если классическая физика смогла предложить лишь концепцию общего для всех мира с единым пространством-временем, то современная квантовая теория предполагает наличие различных уровней реальности, каждый из которых отвечает своему миру, своему, как говорят физики, пространству событий. В любом из этих миров могут существовать свои объекты и свои «обитатели», там может быть характерная только для этого мира метрика пространства–времени.

То, что представлялось нам субъективным – например, эмоции или мысли – может теперь рассматриваться как объективные состояния соответствующих уровней квантовой реальности. Человек предстаёт как сложнейшая многоуровневая система, соединяющая физический мир, мир ощущений, эмоций, ментальных состояний… За всем этим скрывается не имеющий определённых свойств, но создающий в ходе взаимодействия между своими частями все сущее Единый Квантовый Источник Реальности.

Не правда ли, это очень напоминает то, что известно нам из древних откровений, Вед, Буддизма, Каббалы, Шаманизма…?

Значение этого трудно переоценить. Из классической, материальной картины мира естественным образом вытекало представление о человеке как о венце эволюции, которому только и остаётся, что манипулировать силами природы ради своего удобства. Такая идеология с очевидностью заводит человечество в тупик. Среди образованных американцев ходит вопрос-шутка: когда наступит конец света? Ответ: когда у каждого китайца будет по автомобилю. Действительно, элементарный расчёт показывает, что если всё население земного шара достигнет уровня потребления Америки, разведанных запасов полезных ископаемых хватит лишь на несколько лет.

Из квантовой картины вытекает совершенно иное представление о месте человека в мире и стоящих перед ним задачах. В версии, которую разрабатываю я, человек предстаёт как существо, находящееся примерно в середине эволюционной лестницы, и с безграничными потенциальными возможностями. Рано или поздно он может стать одним из тех, кого мы называем богами, и это не предел!

И что не менее важно, квантовая картина мира способна дать реальную практическую опору любому стремящемуся реализовать свои возможности человеку.

Почему, только спустя почти 100 лет после первых открытий квантовой физики, только сейчас эта наука привлекла внимание не только ученых, но и духовных школ, психологов и социологов?

Изменилось само понятие "квантовая теория". Если почти до конца 20 века оно связывалось лишь с дискретностью энергообмена или дуализмом «волна–частица», то теперь квантовая теория рассматривает связи между частью и целым, обмен энергией и информацией, взаимные переходы между непроявленной квантовой реальностью и наблюдаемым классическим миром. Главным в современной квантовой теории является понятие «состояние»; для всего, что может быть охарактеризовано как состояние, можно надеяться применить квантовые методы. Тем самым квантовая теория неизмеримо расширила сферу своего возможного применения.

Ваша книга синхронична с появившимися в последние годы большим количеством работ на эту тему (мы видели фильм What the Bleep Do We Know, читали книги докторов Вульфа, Капры, Талбота, Беннетта, студенты изучают труды группы Цайлингера и др.) Меняется ли, на ваш взгляд, научная и общественная парадигма, или эти синхроничности свидетельствуют о переменах в сознании человечества в целом?

Научная и общественная парадигма постепенно меняются, однако пока эти изменения затрагивают лишь очень небольшую часть общества. Мне думается, перемены будут происходить не столько под влиянием научных открытий, сколько под влиянием нарастающих угроз существованию человечества в виде истощения ресурсов, увеличивающейся неустойчивости циркуляции атмосферы, которая ставит под угрозу сельское хозяйство, и т.п. Также, определённый поворот в сознании может произойти по мере массового внедрения квантовых компьютеров, – устройств, имеющих в качестве рабочего ресурса нелокальные состояния, то есть состояния, которые нельзя соотнести с привычным нам пространством-временем. Когда это произойдёт, станет труднее отрицать существование иных пластов реальности.

Имеет ли трава и вся Вселенная сознание? Со-знание и со-творение – значит ли это общее или коллективное знание или творение? (Литовское и русское слова со- и sa - семантически идентичны).

В словах русского и литовского языков много удивительных подсказок, направляющих нас в самую суть явления. Одно из таких слов-подсказок – со-знание, то есть совместное знание.

Знание, то есть информацию о чём-либо, мы получаем только в ходе взаимодействия, а любое взаимодействие, с позиций современной квантовой физики, это прежде всего обмен информацией. При этом в любом взаимодействии присутствуют как минимум два участника. Вот и получается, что любое знание мы получаем коллективно! Разве можно что-то узнать о себе или мире, ни с кем не взаимодействуя? Или не разделившись ради такого взаимодействия на части?

Таким образом, сознание – это просто основа существования мира, а фундаментальная природа сознания состоит в обмене информацией, происходящим между участниками любого взаимодействия. Вокруг нас – сознание, и ничего больше!

Сознание представлено на различных уровнях – частиц, минералов, растений, животных, человека, существ, значительно превосходящих человека по своим возможностям… Заканчивается оно, по всей видимости, на уровне Единого Квантового Источника Реальности, объединяющего все эти уровни.

Вероятно, вы также хотели спросить, имеют ли трава, частицы, или вся Вселенная свойства субъекта, личности, индивида?

Очевидно, осознанность возникает на следующем этапе, после сознания, когда процесс получения информации об окружении начинает отражать сам процесс получения этой информации. То есть когда объектом сознания становится само сознание, пускай и представленное на другом уровне. Отсюда совсем недалеко до самоосознания. Что касается вопроса, имеется ли оно у травы или Вселенной в целом - посредством "объективных" научных методов на этот вопрос ответить нельзя. Мой личный опыт подсказывает, что мы живём в одушевлённом мире. Об этом говорит не только мой опыт, или высказывания древних книг, или повествования русских волшебных сказок. Например, известно, что один из величайших изобретателей 20 века Никола Тесла общался с электронами, силовыми линиями, информационным полем Земли и т.п. как с живыми существами, и большинство из своих гениальных открытий сделал на основании полученных таким образом откровений.

Михаил, вы упомянули о существах, значительно превосходящих по своим возможностям человека. Это иные, инопланетные цивилизации? Может ли быть с ними установлена связь существующими техническими средствами?

Это не обязательно инопланетные цивилизации. Эволюционное развитие человека предполагает освоение других пластов реальности, на которых имеет место квантовая нелокальность, то есть обычные пространственно-временные ограничения теряют своё значение. Там нас и ждёт Контакт! Мне представляется вполне очевидным, что некоторое количество людей в прошлом и настоящем этого уровня достигли.

Минимальный уровень, с которого Контакт возможен, назывался индуистами высшим манасом, а в русских волшебных сказках – серебряным царством. Ниже этого уровня жизнь представляется как нескончаемое движение в мире следствий от одной надежды к другой надежде, от одного увлечения к другому увлечению, от описания одного феномена к описанию другого феномена; источник же всего этого многообразия остаётся вне поля восприятия. Человек может получить достаточно верное представление о себе и мире, лишь поднявшись над этой плоскостью мира феноменов. Он должен шагнуть туда, где Знания оказываются лежащими внутри него самого, – это и является его основной задачей.

А попытки человечества достичь Контакт техническими средствами или путём развития экстрасенсорных способностей говорят лишь о его незрелости.

Квантовая физика, реальность, Сознание: все же мы со-творяем или творим, т.е. делаем траву зеленой сами (как говорят даосы), или кто-то "подсказывает", что она должна быть зеленой?

Мы взаимодействуем с травой, трава взаимодействует с нами, – в ходе этого процесса мы получаем информацию друг о друге. Внутри нас этот процесс состоит из множества этапов, в буддистской Абхидхамме, например, описано 17 основных стадий восприятия любого объекта. Если этот процесс осознан и мы в нём присутствуем, то мы, представляя полученную информацию в виде цвета, творим цвет. Если нет, на выходе процесса восприятия «получается» тот или иной цвет, мы просто оказываемся перед неким фактом.

Это происходит на том уровне, где появляется наша осознанность. Если она появляется на уровне понятий, то мы видим только цвета, названия которых имеются в нашей памяти. Многочисленные исследования показывают, что если в языке нет слова, обозначающего синий цвет, далеко не каждый носитель этого языка будет способен отличить синий цвет от зеленого. В восприятии человека нет того, чего он не знает!

Так что мы пока что не со-творяем, и не творим. Увы, для большинства из нас «так получается», что трава зелёная. И далеко не все из нас задумываются о том, каким образом наше восприятие делает зелёную траву зелёной травой.

Мы все же декогерентны, общая реальность локальна. Нелокальность это и есть истинный духовный путь или другая крайность?

Прежде, я немного поясню, что такое декогеренция. Декогеренция – это процесс перехода из квантового состояния в классическое. В ходе него подсистемы начинают обосабливаться, отделяться друг от друга, вплоть до полного отделения и независимости. При этом происходит их локализация: подсистемы приобретают видимые формы и "плотные тела", которые разделяют их друг от друга. Декогеренция – это движения от источника, центра – к периферии, множеству внешне не связанных между собой феноменов. Полностью декогерированная система движется к хаосу. Применительно к человеческой психике, декогеренция означает сужение внимания на одной стороне явления, объекте влечения или пристрастия, в результате чего человек оказывается в суженном пространстве восприятия. Одну сторону явления он приемлет, а другую – нет.

Обратный процесс обретения системой квантовых свойств при прекращении или ослаблении взаимодействия с окружением называется рекогеренцией. В ходе него плотные материальные оболочки «расплываются», а границы между телами начинают исчезать, происходит объединение подсистем в единую нелокальную квантовую систему. Рекогеренция означает движение от периферии мелькающих феноменов к центру, к их источнику.

Применительно к человеческой психике рекогеренция означает осознание, синтез, то есть переход к пониманию происходящего из более широкого спектра восприятия мира. Казалось бы, это именно то, чего нам не хватает, – однако не следует забывать, что рекогеренция возможна, когда уже есть чему рекогерироваться, то есть когда прежде имели место процессы декогеренции и необходимая информация о частях какого-то явления получена. Те, кто считают нормой жизнь в полуправде, двойных стандартах, половинчатости, неискренности, двуличии, кто «ни холоден, ни горяч», не доводят эту задачу до конца. И как минимум, останавливаются в развитии.

Таким образом, развитие невозможно без сочетания процессов де- и рекогеренции! А в наших силах научиться пользоваться ими осознанно.

Сейчас же в социуме и головах большинства людей доминируют процессы декогеренции, то есть выделение из целого отдельных частей в отрыве от остального. Декогерированный мир предстаёт в весьма дьявольском обличии, в виде набора объектов и явлений, от которых мы зависим. Мы стараемся что-то получить или чего-то избежать, контролировать ситуацию, манипулировать окружением – но полный контроль оказывается невозможен. Мы получаем отсутствие единства, расколы в науке и обществе, фрагментированность психики, профессиональный идиотизм… За деревьями человек перестаёт замечать лес, а мнимые цели и потребности полностью вытесняют системное знание и подлинность.

Взаимодействие процессов ре- и де- когеренции в окружающем мире прекрасно отражено в образах богов практически всех древних культур. У греков процессу рекогеренции можно сопоставить Аполлона, бога совершенных форм и достигнутой гармонии, а декогеренции – Диониса, жизнерадостного и безудержного бога, сметающего любые барьеры; у славян это Даждьбог и Ярило. Каждый из них без другого совершенно бесплоден!

Как современному человеку, живущему в современном гиперактивном информационном обществе найти средний путь между ре- и де- когеренциями?

Ваш вопрос я бы сформулировал иначе: как обрести гармонию? Лучшие, на мой взгляд, ответы высечены на храме Аполлона в Дельфах: "Ничего сверх меры" и "Познай себя". Это значит – никакой однобокости, всё должно быть соразмерно. Если в тебе ярко выражено какое-либо качество, посмотри, присутствует ли противоположное, можешь ли ты комфортно для себя и без вреда для окружающих его проявлять? Любишь брать, - а любишь ли отдавать? Если нет, - имей в виду, именно это качество тебе необходимо "декогерировать" в себе, базовые структуры восприятия любого человека дают эту возможность. А далее, рекогерируя противоположности, мы обретаем цельность.

Человек обычно направляет внимание на происходящее вокруг и на своё самочувствие – а направляет ли он его на то, как он это самое самочувствие в себе создаёт? Как он создаёт своё восприятие, свои оценки, как делает что-то плохим, что-то хорошим, траву зелёной, а снег белым? Если да, то он на верном пути гармоничного познания себя и мира!

Квантовая реальность — Ваша жизнь становится тем, во что Вы больше всего верите! Лауреаты Нобелевской премии в области физики доказали, что, вне всяких сомнений, физический мир - это единый океан энергии, который возникает и спустя миллисекунды исчезает, пульсируя снова и снова. Нет ничего сплошного и твердого. Таков мир квантовой физики. Доказано, что только мысль позволяет нам собрать и удержать вместе те «объекты», которые мы видим в этом постоянно изменчивом поле энергии. Так почему же мы видим человека, а не мигающий сгусток энергии?

Представьте себе катушку с фильмом. Фильм - это набор кадров с частотой примерно 24 кадра в секунду. Кадры разделены интервалом времени. Однако, благодаря скорости, с которой один кадр сменяет другой, возникает обман зрения, и мы думаем, что видим непрерывное и движущееся изображение. Теперь вспомните о телевидении. Электронно-лучевая трубка телевизора - это просто трубка с множеством электронов, которые ударяются об экран определенным образом и создают тем самым иллюзию формы и движения. Вот чем являются все объекты в любом случае.

У вас есть 5 физических чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус). Каждое из этих чувств имеет определенный спектр (например, собака слышит звук в другом диапазоне, чем вы; змея видит свет в другом спектре, чем вы, и так далее). Иначе говоря, ваш набор чувств воспринимает окружающее море энергии с определенной ограниченной точки зрения и, исходя из этого, строит изображение. Это не полная, и совсем не точная картина. Это — всего лишь интерпретация. Все наши интерпретации основаны исключительно на «внутренней карте» реальности, сформировавшейся у нас, а не на объективной истине. Наша «карта» - это результат накопленного в течение жизни опыта.

Наши мысли связаны с этой невидимой энергией, и они определяют то, что формирует эта энергия. Мысли буквально перебирают вселенную частица за частицей с тем, чтобы создать физическую жизнь. Оглянитесь вокруг. Все, что вы видите в нашем физическом мире, началось как идея, - идея, которая росла по мере того, как ею делились и выражали, пока не выросла достаточно, чтобы через несколько этапов стать физическим объектом. Вы буквально становитесь тем, о чем больше всего думаете. Ваша жизнь становится тем, во что вы больше всего верите. Мир - это в буквальном смысле слова ваше зеркало, которое позволяет вам испытать в физическом плане то, что вы считаете истиной для себя … пока вы не измените точку зрения.

Квантовая физика демонстрирует нам, что окружающий мир - это не нечто жесткое и неизменное, как могло бы показаться. Напротив, это нечто непрерывно меняющееся, построенное на наших индивидуальных и коллективных мыслях. То, что мы считаем истинным, на самом деле - иллюзия, почти цирковой трюк. К счастью, мы уже начали раскрывать эту иллюзию и, самое главное, искать возможности изменить ее. Из чего состоит ваше тело? Человеческое тело состоит из девяти систем, включая кровообращение, пищеварение, эндокринную систему, мышечную, нервную, репродуктивную, дыхательную, скелетную системы и мочевые пути.

А из чего состоят они? Из тканей и органов. Из чего состоят ткани и органы? Из клеток. Из чего состоят клетки? Из молекул. Из чего состоят молекулы? Из атомов. Из чего состоят атомы? Из субатомных частиц. Из чего состоят субатомные частицы? Из энергии! Вы и я - это чистая энергия-свет в ее наиболее прекрасном и разумном воплощении. Энергия, постоянно изменчивая под поверхностью, но - под контролем вашего могущественного интеллекта.

Вы - это одно большое звездное и могущественное Человеческое Существо. Если бы вы могли увидеть себя под мощным электронным микроскопом и проводить другие эксперименты над собой, вы бы убедились в том, что состоите из сгустка постоянно меняющейся энергии в виде электронов, нейтронов, фотонов и так далее. Так же - и все, что вас окружает. Квантовая физика говорит нам, что именно акт наблюдения объекта заставляет его быть там и таким, где и каким мы его видим. Объект не существует независимо от своего наблюдателя! Так что, как видите, ваши наблюдения, ваше внимание к чему-либо, и ваше намерение, буквально создает данный объект. Это доказано наукой.

Ваш мир состоит из духа, разума и тела. Каждый из этих трех элементов, дух, разум и тело, выполняет функцию, которая является уникальной для него и не доступна для остальных. То, что видят ваши глаза и ощущает ваше тело - это физический мир, который мы будем называть Тело. Тело - это эффект, созданный по причине. Данная причина - это Мысль.

Тело не может создавать. Оно может только ощущать и быть ощущаемым … в этом его уникальная функция. Мысль не может ощущать … она может только выдумывать, создавать и объяснять. Ей необходим мир относительности (физический мир, Тело), чтобы ощущать саму себя. Дух есть Все Сущее, то, что дает Жизнь Мысли и Телу. Тело не имеет власти создавать, хотя и дарит такую иллюзию. Эта иллюзия является причиной множества разочарований. Тело - это просто результат, и не в его власти стать причиной или создать нечто. Ключевым во всей этой информации является возможность для вас научиться видеть Вселенную иначе, для того чтобы дать воплощение всему, что является вашим истинным желанием.

«Что вдыхает жизнь в уравнения и создает Вселенную, которую они описывают?»

В современной физике реальность не считается такой уж осязаемой, как можно было бы подумать. Квантовая физика явно недвойственна и балансирует между крайними состояниями «это» или «то»: квантовые законы описывают состояния одновременно «и то и другое» и «ни то, ни это». В общей теории относительности пространство не является просто инертным контейнером, а может растягиваться, взрываться, закручиваться и исчезать. Эти понятия естественно и логично встраиваются в буддийское мировоззрение. Помимо описания внутреннего мира чувствующих существ, буддизм также предлагает удивительно разумную систему взглядов на внешние явления. И действительно, физика часто формулирует на языке науки идеи, знакомые буддистам в несколько другом изложении.

В этой статье мы пытаемся описать, каким образом квантовая механика и общая теория относительности изменили вектор нашего понимания природы вещей и направили его в другую сторону от дуализма Декарта и субстанциональности Аристолеля. Это новое представление о мире, в свою очередь, проливает свет на западное понимание буддизма. Поэтому есть смысл задуматься, не является ли буддийская философия более подходящей системой координат для современной науки, чем наивный материализм?

Квантовая механика

Идеи Макса Планка 1900 года и Альберта Эйнштейна 1905 года положили начало квантовой эпохе и открыли ящик Пандоры квантовых парадоксов. В большинстве случаев свет ведет себя как волна, но иногда – как поток частиц. Это взаимоисключающие описания. Волны распространяются по всему пространству, они могут пересекаться, накладываться друг на друга и интерферировать, в то время как частицы ведут себя как крошечные ядра – неделимые, локализованные, твердые объекты.

С появлением квантовой механики было установлено, что электрон – одна из основных частиц материи – при определенных обстоятельствах ведет себя как волна. Таким образом, нельзя сказать, является ли квантовый объект частицей или волной. Он может быть и тем и другим, в зависимости от проводимого эксперимента, а также от того, изучаем ли мы его волновые или корпускулярные свойства. Этот феномен, известный в физике как корпускулярно-волновой дуализм, является самым простым примером квантовой недвойственности и принципа «и то и другое». Буддийское понимание явлений природы тоже основывается на недвойственности противоположностей.

В 1926 году Эрвин Шрёдингер довел идею корпускулярно-волнового дуализма до логического завершения и выдвинул гипотезу о том, что вся материя может быть описана посредством волновых функций . Подобно тому как волны могут накладываться друг на друга, образуя новую волну, квантовая частица может быть комбинацией различных волновых функций. Недвойственным образом такая частица может представлять собой комбинацию взаимоисключающих состояний. В частности, она может одновременно находиться и здесь и там, и, возможно, где-то еще. Одна из самых плодотворных формулировок квантовой механики основана на идее о том, что квантовый объект двигается по всем траекториям сразу.

Эта недуалистическая природа квантовой физики особенно явно выражается в плотно переплетенных комбинациях (называемых суперпозициями ) нескольких частиц. Такие комбинации называются запутанными состояниями, потому что их невозможно свести к набору отдельных элементов. Не находясь ни в какой определенной точке пространства, запутанное состояние простирается так же далеко, как и его составляющие, продолжая при этом быть единым. Воздействие на одну часть запутанной системы одновременно оказывает влияние на все ее части, поскольку это не «другие» части, а единое целое. Рассматривая чрезвычайно сложную волновую функцию всей Вселенной, можно прийти к выводу, что ни одна часть мира не отделена ни от какой другой его части. Описание мира посредством волновой функции гораздо ближе к буддийской идее связности ума, чем к идее Аристотеля об атомизации материи, изучающей мир через его фрагменты.

Концепция волновой функции постепенно изменила представление физиков о реальности. Ведь квантовая частица может одновременно пребывать во многих состояниях, не находясь при этом ни в одном из них и проявляясь только в результате наблюдения. По существу, это свойство напрямую противоречит концепции независимого существования «объективной реальности». Неотделимость состояний наблюдаемого, наблюдающего и самого акта наблюдения – изначальное свойство квантовой механики. Здесь снова высшие буддийские поучения подчеркивают неотделимость субъекта, объекта и их взаимодействия.

Еще одно необычное свойство квантовой механики (точнее, квантовой теории поля) проявляется в эффекте Казимира. Оно основывается на неспособности квантовых систем находиться в состоянии полного покоя. Даже если какая-то часть пространства выглядит совершенно пустой, на самом деле она бурлит виртуальными частицами, которые появляются из пространства, живут очень короткое время и снова исчезают в пространстве. Эксперименты подтвердили, что виртуальные частицы вызывают силу притяжения между двумя металлическими пластинами в полном вакууме, даже если там буквально нет ничего реального, что могло бы вызвать это притяжение. Эта сила заимствуется из самого пространства.

Квантовая связь между наблюдающим, наблюдаемым и актом наблюдения находится в прямом противоречии с научным методом. Разделение Декарта на «думающий субъект и наблюдаемый объект», то есть идея отсутствия связи между природными явлениями и сознательным наблюдателем, была парадигмой науки в течение последних трехсот лет. Не обращая внимания на субъективное восприятие и целиком сфокусировавшись на объективном изучении природных явлений, естественные науки с феноменальной точностью описывают внешний мир.

Поэтому неудивительно, что прошло несколько десятилетий, прежде чем квантовая механика смогла сбросить с себя ярлык математически точного, но концептуально неверного формализма. Ее парадоксальные качества долго считались неудобной помехой в подходе «заткнись и считай». Квантовую механику «оправдывали» за ее точные вычислительные и технологические рецепты. По оценкам лауреата Нобелевской премии по физике Леона Ледермана, применение квантовой физики дает 25% национального валового продукта США, в которые включается производство чипов, лазеров, различных медицинских аппаратов и других полезных повседневных товаров.

Успех практического применения квантовой механики привел к тому, что ее основополагающие принципы были объявлены предметом преимущественно философского интереса. Однако недавние технологические достижения сделали возможными непосредственные эксперименты с запутаными состояниями. Самые дикие предсказания квантовой механики были не только блестяще подтверждены, но также легли в основу невероятных новых технологий. Поскольку эти технологии базируются непосредственно на квантовых парадоксах, то нам, несомненно, необходимо лучшее понимание концептуальных принципов квантовой механики.

За последние пятьдесят лет появилось несколько новых трактовок квантовой механики. Например, австрийский физик Антон Цайллингер задумался над тем, не является ли квантовая механика теорией информации. Перефразируя мысль этого ученого, можно сказать, что квантовое состояние – это состояние нашего знания о ситуации. Информация – это чистая абстракция, поэтому нельзя утверждать ни то, что она существует, ни то, что она не существует. C этой точки зрения, многие дуалистические вопросы, такие как существование или не-существование квантового состояния, теряют смысл, потому что квантовое состояние – это просто основа информации.

Волновая функция в каком-то смысле является носителем информации, так как она содержит полное описание состояния, присутствует повсюду в пространстве и не требует физического канала передачи. Поэтому мы можем предположить, что, хотя все существующее является просто информацией и ее проявлением, мы воспринимаем мир как реальность. Буддизм называет эту абстрактную природу всех вещей и явлений «иллюзией».

Общая теория относительности и космология

Альберт Эйнштейн разработал специальную теорию относительности в 1905 году. Эта теория установила глубокую связь между энергией и материей и сделала первую попытку изучения свойств пространства. Общая теория относительности, обнародованная Эйнштейном в 1916 году, пошла дальше и объединила пространство, время, материю и энергию в исключительно красивой теории гравитации.

В отличие от остальных сил природы, сила гравитации является свойством самого пространства. Геометрия пространства в общей теории относительности зависит от того, что оно содержит. Например, огромная звезда слегка изгибает и скручивает пространство вокруг себя. Таким образом, любой объект, пролетающий рядом, будет ощущать на себе искривление пространства и отклоняться от своей первоначальной траектории, как если бы на него воздействовала некая «сила». Чем больше звезда, тем сильнее деформируется пространство вокруг нее, тем мощнее «сила» тяготения. Черная дыра – это бездонная яма в ткани пространства-времени: объект притяжения настолько массивен, что пространство буквально сворачивается вокруг него и все, что в него попадает, уже никогда не может выскользнуть наружу. Ничто не может двигаться быстрее света, но даже свету не удается вырваться из утробы Черной дыры.

Человек исключительной гениальности, Эйнштейн осознал, что пространство – это не просто скучный фон для других явлений, не просто плоский контейнер. Напротив, пространство – это активная, динамичная и развивающаяся сцена, которая разворачивается вместе с тем, что в ней содержится. Интересно, что и в буддизме ум часто сравнивается с пространством: лишенное собственных характеристик, оно отнюдь не инертное, но активное и объединяющее, содержит в себе все существующее.

Когда в 1920 году было установлено, что Вселенная расширяется, эволюция пространства стала общепризнанным фактом. Прослеживая эволюцию Вселенной, можно понять, что вначале она была крошечных размеров. В самой убедительно обоснованной космологической модели точкой отсчета расширения Вселенной является так называемый «Большой взрыв» – взрыв, создавший пространство и время. Расширяющееся и растягивающееся пространство создало напряжение, которое послужило источником энергии, преобразовавшейся в свет и материю. Пока Вселенная продолжала расширяться, первоначально горячий кисель энергии и материи становился холоднее, затем частицы объединились в атомы, молекулы, космическую пыль, галактики, звезды и планеты.

В течение четырнадцати миллиардов лет с момента Большого взрыва, Вселенная раздулась и достигла огромных размеров. По некоторым оценкам, во Вселенной в десять раз больше звезд, чем песчинок на всех пляжах и во всех пустынях Земли. Если взять десятицентовую монету и поднять ее вверх на расстояние вытянутой руки, то она покроет область неба с десятью тысячами галактик, каждая из которых содержит сто миллиардов звезд.

Вероятность того, что такая Вселенная может быть приспособлена для биологических организмов на основе углерода, практически равна нулю. Разумная жизнь, в той форме, в которой мы ее знаем, появилась благодаря весьма и весьма специфическим условиям – иначе говоря, требует их для своего возникновения. Научный метод основан на наблюдении за следствиями и их обобщении для установления причин; однако материализм, по определению, применяет закон причины и следствия только к природному миру. Таким образом, ученым приходится прибегать к неловкому штопанию материалистического подхода посредством так называемого антропного принципа, для того чтобы объяснить возникновение разумной жизни.

В буддизме же причинно-следственная связь применима в равной мере ко всему – то есть абсолютно все явления обусловлены своими причинами. Даже сама невероятность существования разумных биологических организмов во вселенной – это выражение их обусловленной природы в цепочке причин и следствий. Разделение на материальную и умственную сферы является иллюзией, и соответственно разум не «возникает» из материи.

Теория Большого взрыва оставляет без объяснения вопрос о том, что было до Большого взрыва, так как само понятие «до» основывается на существовании пространства и времени. Однако пространство и время сами возникли лишь в момент Большого взрыва. Если отталкиваться от понятия «начало времени», то следующей теории, которая попытается объяснить Большой взрыв, придется ответить на вопрос о его собственном начале, что в итоге приведет к бесконечному повторению вопроса: «Что было до того, как все началось?».

В 1983 году Стивен Хокинг и Джим Хартл ответили на этот вопрос красивой «теорией отсутствия границ», согласно которой у времени не было начала и не будет конца – следовательно, пространство-время не имеет пределов. Большой взрыв – это относительно плавный переход из одного состояния Вселенной в другое в момент прохождения через точку классически нулевого размера. Вселенная, не имеющая начала и конца, в этом случае не может возникнуть или исчезнуть - она может только быть, и ничто не существует «вне» ее.

Стивен Хокинг рассуждал так: «Я представляю себе происхождение Вселенной как образование пузырей в кипящей воде. Квантовые флуктуации приводят к спонтанному возникновению крошечных вселенных из ничего». Добавив «нигде» к этой цитате, вряд ли можно лучше выразить буддийское понимание пустотной природы материального мира. Вдобавок, сияющая природа ума дает буддийский ответ на вопрос Хокинга: «Что вдыхает жизнь в уравнения и создает Вселенную, которую они описывают?»

Будда и Аристотель

Любое творческое развитие внутри культуры опирается на мировоззрение этой культуры, но также и ограничивается ею. Неслучайно ноль был изобретен в Индии: ведь иудеи и греки – представители двух других цивилизаций, глубоко повлиявших на западную культуру, – вряд ли могли принять идею пустоты, в то время как в индийской философии знак, означающий отсутствие объекта, был полностью приемлем.

Физические теории, основанные на материальном понимании Вселенной, не смогут объяснить происхождение материи и энергии. Как бы далеко и глубоко ни продвинулась фундаментальная физика, неизменно будет возникать вопрос о том, что составляет самую элементарную частицу Вселенной. Многие физики понимают, что теория, которая выйдет за пределы квантовой механики и общей теории относительности и объединит их, будет гораздо более радикальной, чем все, что было до нее. И лишь немногие понимают, что нужно подвергать сомнению саму материалистическую парадигму.

С другой стороны, чисто абстрактное происхождение и, следовательно, чисто абстрактное существование не требуют никакой «первопричины» или «первоисточника». Возможно, поэтому Эйнштейн как-то заметил: «Реальность – это иллюзия, хоть и очень навязчивая».

В отличие от материализма с его таинственно возникающим разумом или научно бесплодного креационизма, буддизм свободен от крайностей существования и несуществования. Буддийский «материализм» разумен и свободен от парадоксов двойственных концепций: он рассматривает Вселенную как самораскрывающуюся игру ума, где открытость ума, его ясность и неограниченность находят свое выражение в законах природы.

В современном мире буддизм и наука – естественные союзники. Буддизм предоставляет очень разумный, глубокий и масштабный взгляд, в то время как наука располагает всеми необходимыми инструментами для детального понимания и описания мира. С другой стороны, наука – это почти религия нашего времени, пользующаяся неоспоримым влиянием, практически безусловным доверием и приносящая очевидную пользу обществу. Поэтому сближение научного и буддийского взглядов на теоретическом уровне многое говорит и о буддизме в целом.

1: Эйнштейн никогда так полностью и не принял квантовую механику. Тем не менее его настойчивые вопросы привели к глубоким дискуссиям о постулатах теории и сыграли решающую роль в развитии ее философских обоснований.

2: Следует отметить некоторые исключения. Нацисты объявили общую теорию относительности «еврейской наукой»; в Советском Союзе и Франции марксисты пытались отрицать квантовую механику как «буржуазное изобретение»; в наши дни религиозные фундаменталисты в США пытаются объявить наукой теорию разумного замысла.

3: Закон причины и следствия в буддизме называется кармой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!