Личностное развитие темы. Личное развитие – путь к успеху! Здравый смысл

Что такое личностный рост? Теории личностного роста. Всестороннее и гармоничное развитие личности Reviewed by Владислав Челпаченко on Jun 22 Rating: 4.5

Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

В нашем удивительном мире есть масса вещей, которые нельзя назвать однозначными, особенно если речь идет о мире внутреннем. Рост личности – один из самых важных путей, которые каждому из нас предстоит пройти, ну или хотя бы попробовать это сделать, или решить что сделали, а на самом деле даже не пробовать.

От того, как рано, или как поздно мы поймем важность личностного роста, зависит вся наша жизнь, ее качество, ее яркость, и тот след, который она после себя оставит.

Что такое личностный рост?

Личностный рост – понятие, которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями , над страхами, над приросшими фобиями, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть.

Личностный рост – это, прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.

Личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личность - это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться. Как это правильно сделать? Читайте дальше...

Теория личностного роста

Теорий, касательно личностного роста, довольно много, большинство из них очень тонкие и сложные для не подготовленного ума. Но есть также и более ясные позиции на этот счет, упрощение в объяснении которых совсем необязательно. С них, пожалуй, и начнем.

Бихевиоризм – это тот редкий случай, когда простейшая теория названа сложнейшим словом. Сама же суть данной теории очень проста и имеет широкое распространение. Согласно ей все мы изначально не имеем никакого особенного, а главное отличного от других потенциала . Все мы равны как на подбор! Но это лишь в начале пути. Наш личностный рост зависит исключительно от окружающих нас обстоятельств и факторов, которые, в итоге, и проводят нас по пути роста личности.

Никто тебя не будет тянуть за уши в этой жизни и никто не будет занимать тобой, кроме самого себя... Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно самому головой проламывать стены!

Экзистенциальный подход в чем-то схож с предыдущим, но сходства не велики. В данном случае, в начале пути мы все так же не имеем ничего, и обретаем все в процессе самопознания, поиска душевой гармонии и, как следствие, – нового восприятия всего окружающего.

Ну и, пожалуй, самая распространенная из теорий – «неизбежно позитивная» , назовем так. Исходя из нее, каждый из нас полон огромного количества потенциала , который так и рвется на волю, но выход находит только при соответствующих условиях, причем не всегда позитивных. Последнее делает эту теорию действительно позитивной, ведь как не крути, а рост таки состоится! Но не будем забывать, это тоже теория. Все учения хороши, но действовать нужно не смотря ни на что!

Все, что будет написано ниже, напрямую имеет отношение к тому, как именно вы относитесь к данному понятию, и как его воспринимаете.

Зачем нужен личностный рост?

Да, а зачем же? Зачем напрягаться, если и так жить хорошо? Если кто из вас задался этим вопросом, то вы наверняка счастливы, довольны собой и своим положением. Либо же, очень стары и считаете, что рост – слово к вам неприменимое.

Большинство из нас, к счастью, имеют мечты. Не многие из нас знают, что именно им мешает осуществить эту мечту. И лишь единицы мечтают, замечают свои оплошности, и находят путь к мечте. Причем, забавно и то, что слово «мечта», только у первых вызывает ассоциации с чем-то несбыточным. Смирение – главный показатель того, что мы стоим на месте, что не растем (имеется в виду не православное понимание как добродетели, а отсутствие желания достигать большего).

Это и есть ответ на вопрос «Зачем?» Личностный рост нужен нам как воздух, мы не можем отказаться от него, и при этом остаться собой, мы будем деградировать, и уже совсем скоро займем последнее место в очереди за… нет, уже не за мечтой - за нормальной жизнью, за уважением и проявлением интереса со стороны дорогих нам людей.

Личностный рост – это современная модель истины о том, что выживает сильнейший! Только в нашем случае выживать - это проиграть, а жить – победить. Без личностного роста нам придется выживать, а не жить.

Как развить рост личности?

Есть масса различных тренингов, есть и масса тех, кто эти тренинги проводит, обещая вам скорое преображение, тем самым оскорбляя вас уже на первом занятии. Нет, конечно есть и те, кому хватит обычного «пинка», те кто был в шаге от того чтобы осознать важность и нужность роста, но не решался действовать. Но таких людей не так много. Форсировать эту процедуру далеко не всегда хорошо, и не редко, эффекта нет, а если нет результата, то вы не только не сможете начать то, что задумали, но и сделаете большой шаг назад. Это как похудеть на 50 килограмм за один месяц. Мы не можем изменить все, что желали в один миг, даже если в наши головы пришла та самая ясность, то прозрение, которое было нам так нужно.

Первый шаг на пути к развитию – признать, что насущное положение дел – это не то чего мы так желали, о чем так много думали и рассуждали, не то. Не обязательно пускать под откос всю прожитую жизнь, ведь в ней наверняка масса приятных моментов. Личностный рост редко бывает всесторонним, многие из нас имеют сильные стороны, и наш рост как личностей, прежде всего, проявляется в признании сторон слабых, и действий которые будут направлены на их усиление. Ведь признаться нужно, прежде всего, себе, и не редко, только себе. Пусть ваш прогресс станет для других приятным сюрпризом.

Психология развития личности

Все мы хотим видеть позитивный подтекст во всех направлениях, даже в тех, где он и не совсем уместный. Не редко бывает так, что личностный рост происходит на фоне отнюдь не позитивных моментов. Та же зависть может стать сильнейшим толчком, и, в итоге, позитивным стимулом, это довольно распространенная практика.

Так уж вышло, что те, кто задаются этим вопросом, редко желают роста от хорошей жизни, нет, конечно, есть и такие, но об исключениях не будем. Зачастую, вопрос о личностном росте становится актуальным тогда, когда мы чем-то недовольны, когда нас годами поедает воспоминание о какой-то личной неудаче, о чем-то, чего мы могли достичь, но не успели, или нам помешали это сделать. Или что-то менее значимое, но от того, не менее неприятное.

Как бы там ни было, желание расти, практически, всегда рождает именно недовольство. Это вполне нормально. Ведь перерабатывают же мусор, делают из него прекрасные вещи, так почему же нам не переработать свой душевный мусор на нечто более полезное и нужное нам. Очень важно признаться себе в том, что, порой, желание стать лучше нам подсказано одной из самых сильных неудач. Это как раз тот случай, когда мы смело можем рассчитывать на поимку двоих зайцев. Мы можем стать лучше, и в награду за это получить побежденную проблему.

Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, Вы будете глубоко несчастной личностью!

Абрахам Маслоу

Бывает и так, что личностный рост обусловлен появлением в вашей жизни новой цели, на пути к достижению которой вам неизбежно придется . Это целью может стать более высокая должность на работе, или же, ваша заинтересованность в отдельном человеке. Любовь может быть очень серьезным стимулом на пути к росту личности, она будет отличным помощником, и даже сопроводителем, если все получится так, как вы запланировали. Кто не согласен, напишите в комментария, я буду рад Вашему мнению!

Есть также и те, кто растет не ради каких-то целей, не ради любви и успешной работы. Это люди, которые стремятся жить в гармонии с окружающим миром, они ставят акцент на самопознание . Для них важнее переосмыслить подход к жизненным истинам, изменить восприятие всего, что кажется слишком острым и чужим, чтобы в итоге, даже проблемы казались частью успеха, или как минимум, интересным и полезным материалом для размышления. Прежде всего, такие люди стремятся избавиться от внутренних противоречий, считая их основами всех проблем. Это одно из самых грамотных и безболезненных начал пути, ведущему к развитию личности.

Саморазвитие личности

В данном случае, если говорить проще, то саморазвитие – это автономный режим, тот, в котором живет большинство из нас. Мы развиваемся, не контролируя русла, и получаем рост только в тех местах, куда направлены наши потребности. Есть случаи, в которых человек проживал жизнь, и при этом никогда не ставил акцентов на вопросе о развитии себя в каком-то из направлений. Все просто складывалось само собой, все получалось. Но это конечно очередные исключения, и в процентном соотношении таких людей очень мало. Потому и получается, что есть сферы, в которых мы являемся своего рода гуру, а есть и те, в которых мы остались малыми детьми, которые и пары слов связать не могут, не говоря уже о действиях.

Не редко, саморазвитию способствуют проблемы, которые мы переживаем. Часто эти проблемы остаются нерешенными, но сам факт того, что мы через них прошли, либо ломает нас, либо делает сильнее. Путь личностного роста переполнен проблемными участками, и чтобы расти, мы должны научиться не только принимать, но и отдавать, терять. Никогда не наступит тот момент, когда проблемы совсем перестанут нас касаться, но мы можем научиться принимать их иначе, как часть пути к положительному результату – это и будет лучшим показателем личностного роста.

Методики личностного роста

Разновидностей настолько много, что перечислять их все, наверное, не имеет смысла, формат статьи несколько иной. Так или иначе, все они подразумевают действие, или ряд нужных действий, которые нужно повторять с определенной периодичностью. Это как комплекс физических упражнений только направлены они, прежде всего, на усиление слабых участков вашего психологического состояния. Кто-то часто повторяет нужный набор слов для получения дополнительной уверенности, кто-то заставляет себя менять поведение в нужных для этого ситуациях, тем самым закаляя дух. Примеров и наглядных пособий по различным методам развития личностного роста - масса. Большинство из них, как ни странно, действуют, только тоже большинство, имеют локальный характер, и могут помочь решить лишь некоторые мелочные слабости. Впрочем, грамотный комплекс таких методик может вывести вас на качественно новый уровень. Но это определенно потребует участия профессионала, по меньшей мере, на первых парах.

Всестороннее развитие личности

В современном обществе очень сложно развиваться всесторонне, и при этом не прикладывать осознанных усилий. Как бы мы не старались жить правильно, всегда будут отстающие направления, это нормально. Хотя, почти каждый из нас видит в этом свою маленькую трагедию, которую, как кажется, пришлось прочувствовать только нам одним.

Если не углубляться во все тонкости этого вопроса, то сторон не так уж и много:

- Желание быть успешными в работе.

- Желание уметь любить и быть любимыми.

- Желание быть здоровыми и сильными духом.

- Желание чувствовать в себе решимость и силу для любых свершений.

Все эти направления можно поменять местами, в зависимости от ваших личных приоритетов, но ни одно из них не противоречит другому. Они вполне совместимы, а значит, стремиться к воплощению их в жизнь можно и нужно. Другое дело, сможете Вы наступать на всех фронтах одновременно, или же нет. Тут очень важно здраво и объективно оценить свои возможности. Неудачное начало работы над собой может лишить вас желания развивать эту идею дальше, и на неопределенный срок заставит вас топтаться на месте.

Движущие силы развития личности

Можно подвести некоторые итоги, и обозначить главные факторы, которые способствуют росту личности. Хотелось бы также обозначить высокую долю субъективности в расстановке определяющих факторов. На мой взгляд, основными стимуляторами на пути к личностному росту являются:

  1. Неудовлетворенность положением дел, иногда одного направления вашей жизни, иногда целой их группы.
  2. Цель. Ей может стать человек, которого вы полюбили, или работа, о которой давно мечтали - это к примеру. Цели могут быть и другими.
  3. Посторонние факторы. Обстоятельства различного характера, которые за относительно короткий промежуток времени могут внести весомые коррективы в вашу жизнь.
  4. Осознанное желание стать лучше. Увы, это бывает крайне редко. Такова природа человека, мы не спешим что либо менять, если все не так уж плохо. Но есть и те, в ком стремление к развитию живет постоянно.

Причем, последовательность пунктов выставлена не случайно. Мощность движущей силы убывает, начиная с первого пункта. Также последовательность подходит и для измерения «популярности» причин, по которым многие из нас задумываются над этим вопросом.

Влияние личностного роста на успешность

Только сильные личности могут быть успешными! Добиться успеха может каждый, но далеко не все могут быть стабильными, и часто, после подъема, следует долгий и болезненный спуск. Без личностного роста нам никогда не добиться значимых результатов, и при этом не потерять себя где-то на пути к поставленной цели.

Успешность – продукт личностного роста, а не его причина!

Каждое качественное улучшение, которое мы приобретаем, в итоге дает ощутимый результат. Чем больше мы работаем над самосовершенствованием, тем больше шансов, и тем меньше расстояние до цели, которую мы себе поставили. Говоря о целях, следует понимать, что одна единственная, пусть даже самая значимая в вашей жизни цель, не сможет помочь личностному росту, так как для ее выполнения, вы будете развивать в себе только нужные для достижения качества. Очень важно иметь попутные стремления, они позволят нам стать более универсальными, и помогут приблизиться к равномерному, всестороннему развитию. Поспешность редко бывает полезной, и в нашем случае она тоже ни к чему. Комплекс локальных, разноплановых стремлений, куда более важный, нежели погоня за призрачной мечтой.

Полезные книги по личностному росту

Есть очень много книг, связанных с вопросом личностного роста. Некоторые из них более полезные и содержательные, некоторые менее. Представлю вашему вниманию несколько (на мой взгляд) отличных работ разных авторов:

Морган Скотт Пек - "НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА"

«Вся наша жизнь - это "дорога", которую проторяем мы сами. И очень важно, чтобы это проторение шло в правильном направлении.» - Довольно интересная работа, которая затрагивает многие аспекты личностного роста.

Джим Рон "СЕЗОННОСТЬ ЖИЗНИ"

Книга о том, что жизнь сезонна, как и течение года. В ней рассказывается о том, как найти пути к решению внутренних противоречий.

Алан Лакейн "ИСКУССТВО ПЛАНИРОВАТЬ "

Книга о том, как овладеть умением планировать свою жизнь. Очень полезная информация, так как в личностном росте очень важна планировка дальнейших действий.

Пауль Тиллих "МУЖЕСТВО БЫТЬ"

Книга о том, как научиться жить, не смотря ни на что, вопреки всем трудностям и невзгодам.

Билл Ньюмен "Парите вместе с орлами"

Книга, о том, как при любых обстоятельствах сохранить гордость и спокойствие, как прожить жизнь не опуская глаз.

И в качестве бонуса еще одна книга Джима Рона

Это лишь малая часть полезной литературы по данному вопросу. Каждый из вас сам сможет найти нужный рецепт успеха, главное – это желание расти, остальное придет само. Успехов и роста!


Развитие личности – основополагающая составляющая процесса формирования человека.Тесно связанное с физиологическим и психологическим ростом личностное развитие не является полностью зависимым от этих процессов направлением формирования человека. Нередко прекрасное личностное развитие сочетается с физической слабостью и неразвитой памятью.

Дополняя и сменяя друг друга, рост и развитие формируют человека, предоставляя ему множество возможностей для физического и личностного совершенствования. В отличие от развивающихся по жесткой программе растений процесс формирования человека гибко изменяется, позволяя вместе с ростом физических способностей развивать нравственные и духовные качества – стойкость, душевную глубину, логику мышления и другие.

Развитие качеств личности

Оставаясь самостоятельным направлением формирования человека, личностное развитие связано с физиологией и психикой, создающими условия для повышения его уровня. Успешно развивать можно только те личностные качества, для которых созданы соответствующие предпосылки.

Невозможно развить мужественность у годовалого младенца – ребенок не готов к этому психологически и недостаточно развит физически.

Во время формирования человека происходит периодическая смена процессов его роста и развития, напоминающая смену вертикального и горизонтального движения.

Период горизонтального роста, когда происходит аккумулирование знаний и навыков, сменяет стремительный вертикальный переход на новый уровень личностного развития и следующий за ним этап горизонтального роста, где человек адаптируется к новым условиям и возможностям.

Достигая своей наибольшей интенсивности в детстве, процессы роста человека замедляются с возрастом, а затем, по истечении определенного периода жизни начинают иметь ярко выраженный регрессивный характер. У большинства пожилых людей снижаются интеллектуальные способности, слабеет память, атрофируется часть мышечных тканей. Любопытно, что на фоне регресса психических и психологических способностей личностное развитие может продолжаться.

Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребенка. Наличие соответствующих отклонений или затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств. Например, при врожденной или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребенка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребенок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях . Он обречен на индивидное (животное) существование.

Врожденные аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание. В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, самооценки и др. Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как .

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребенку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности -наличие социальной среды, то есть конкретных людей - носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребенок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребенку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребенка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т. п. Каждое из них требует от ребенка определенных умений, а самое главное - способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности - это активная деятельность ребенка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Ее можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается ее содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических усло-вий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека . Развитие личности - это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребенка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребенок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребенка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребенке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности человека носит не плавный, а скачкообразный характер . Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности человека осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:
1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность еще раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.

Можно говорить об интеллектуальном, профессиональном, физическом или ином развитии.

Вряд ли кто-то усомнится в моем развитии, если я скажу, что за последние три года выучил суахили и географию Африки, научился профессионально стрелять из винтовки и получил черный пояс по дзюдо. В свою очередь, это помогло мне развиться материально. Я очень хорошо заработал за последний год, работая в спецслужбах, – живу в Африке и уничтожаю тех людей, на которых мне укажет моё начальство. Более того, я очень люблю свою работу – она позволяет мне реализовать все мои знания , умения и навыки!

Вы скажете, пример экстремальный и редкий? Приведу другие примеры: сотни тысяч чиновников делают карьеру в органах власти, что позволяет им брать все большие взятки и использовать должность в корыстных интересах. Программисты-хакеры осваивают все новые программы и взламывают банковские счета, создают и запускают разрушительные вирусы. Автомобилисты разрабатывают все более мощные модели машин, а в авариях погибает все больше людей. Открываются новые производства, и ухудшается экология . Перечень можно продолжать долго.

Это все примеры развития человека и общества. Не подумайте только, что я против экономического развития или технического прогресса. Но все же согласитесь – что-то здесь не так, если развитие общества делает жизнь людей все опаснее. Что не так?

Чего не хватает, чтобы своим развитием не ставить под угрозу жизнь свою и других людей? По моему убеждению, не хватает самого главного – наличия понимания на клеточном уровне ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ людей друг от друга, людей и природы в целом. Медленный и сложный процесс осознания ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ по-другому называют нравственным или этическим развитием.

Именно этическое развитие является стратегически и принципиально важным для человека и человечества в целом. Именно нравственный уровень человека в конечном итоге определяет уровень развития общества и всей цивилизации.

В то же время рациональную пользу от нравственного развития человеку увидеть трудно. Что такое вообще нравственное развитие? Доброта, терпение друг к другу, уважение чужих ценностей и мнений, сострадание, щедрость… Хорошо, но что мне это развитие дает? И как я могу развиваться нравственно? Я понимаю, как развиваться интеллектуально, физически, профессионально, но как развиваться нравственно – непонятно.

Итак, два простых вопроса – какая практическая польза от нравственного развития и как это – развиваться нравственно? Вопросы простые, но ответить на них весьма непросто.

Поймет ли семилетний ребенок объяснения взрослых, зачем ему надо будет 10 лет учиться – развиваться? Вряд ли. Так вот, смею осторожно предположить, что уровень нравственного развития подавляющего большинства людей – в том числе и политиков, бизнесменов, ученых – тех, кто формирует современную общественную парадигму, находится где-то в двенадцатилетнем возрасте. Но согласитесь – и это огромный исторический прогресс! Будь мы нравственно на пару-тройку лет моложе – мы бы с нашим не по годам развитым интеллектом друг друга уже уничтожили.

Этика, как и сама жизнь, понятие не статическое, а динамическое. Так же, как физиологически, нравственно человек проходит три основные стадии развития:

(1) Зависимость – первые годы своей жизни человек физически зависим от родителей, своего окружения. Иначе он просто не выживет.

(2) Независимость – половая зрелость сопровождается желанием выделить свое Я из окружения, «обрести свободу». Теперь все, что мешает реализовывать свои желания, воспринимается как посягательство на свободу личности. (В этом периоде человечество сейчас и находится).

(3) Взаимозависимость – осознание единства людей, природы, космоса.

Когда осознание взаимозависимости и единства насыщает, как кислород, клетки тела человека, то служение людям как основной мотив деятельности по сути своей сравнивается со служением самому себе. И именно это начинает приносить радость и удовлетворение. Но если это осознание еще не пришло, человек видит и сознает себя отделенным от всех и всего, то естественно, его ценностная система сконцентрирована вокруг своих индивидуальных желаний; служение другим видится глупой блажью (собственно, как и эта статья). Таким образом, показателем нравственного развития являются наши ценности и желания. Чаще всего это очень конкретные желания: позвонить больному другу, уступить место в общественном транспорте, пропустить спешащую машину, подать милостыню, накормить голодного котенка, убрать с лужайки мусор и пр. Если это ваши искренние желания, то реализуя их, вы испытываете радость. Это ли не практическая польза от нравственного совершенствования?

Но не будем наивными. Мы с вами живем в эпоху тотальных свобод. Субъективные желания человека определяют для него ценность, а не некие общечеловеческие ценности определяют его желания. Желания получать удовольствия и пользу – вот основные стимулы, которые сегодня влияют на наш выбор. Что из этого мотивирует нравственное развитие? Субъективизм по своей природе плохо совместим с идеей универсальности этических норм.

И любые разговоры и проповеди о том, что такое хорошо, а что такое плохо, – эффект имеют весьма незначительный, а порой и прямо противоположный.

Приведу другой пример. Как вы думаете – что нормальный двенадцатилетний ребенок выберет, будь он волен сам выбирать – новую электронную игрушку или поход в школу за новыми знаниями? Вопрос риторический. Только вот за детей пока все еще решают взрослые. Но за себя «взрослые» решают сами и поэтому… приобретают игрушки. Нравственная составляющая этих игрушек мало кого волнует, главное – чтобы было интересно. Фильмы, книги, шоу, компьютерные игры могут культивировать насилие, но при этом привлекать внимание миллионов людей. Почему? Потому что сняты, написаны, сделаны ярко и привлекательно, а порой и, чего греха таить, талантливо.

И все же – возможно ли, чтобы удовлетворение субъективных желаний приводило к развитию в человеке универсальных ценностей? Другими словами – что способно стимулировать нравственное развитие человека?

Ответ логично вытекает из наших предыдущих рассуждений – это то, что:

А) выполнено талантливо и красиво;
б) людям интересно и привлекает их внимание;
в) может быть полезно.
Единственное, ко всему прочему это должно содержать глубокий нравственный смысл.

Есть такая сфера, которая живет параллельной с нами жизнью, в которую мы частенько мечтаем погрузиться глубже, потому как она нас привлекает, но времени чаще всего не находится. Зовется эта сфера Искусством. Во все времена рядом с обычными людьми жили и живут Творцы – талантливые люди, чей «нравственный возраст », говоря нашими терминами, был намного старше среднестатистического. Своими этически зрелыми и эстетически прекрасными творениями – прозой, стихами, картинами, музыкой, архитектурой, режиссурой, актерской игрой – они, сами того не сознавая, развивали человека нравственно. Думаю, в немалой степени человечество им обязано тем, что до сих пор себя не истребило. Изучение, постижение, проникновение вглубь признанных шедевров мирового искусства – верный путь развития эстетического и этического.

Личностное развитие - это процесс достаточно сложный и длительный. Для того чтобы добиться успеха в той или иной сфере жизни, необходимо постоянно развиваться и уделять самому себе много времени. Сегодня, в период высокого развития науки и техники, люди все чаще задаются вопросами о развитии себя, своих навыков и личностных качеств.

Личностное развитие является одним из важнейших процессов в жизни человека. От него зависит жизненный успех и удовлетворение человека собственной жизнью. У каждого из нас этот процесс проходит по разному. Главное правило для каждого, кто стремиться к самосовершенствованию, - понять, что любая личность неповторима и уникальна. Это проявляется в индивидуальности характера, остроте ума, способности к образованию и так далее.

Развитие личностных качеств необходимо начинать с выявления собственных достоинств и недостатков. Необходимо настроиться на положительный результат, но в то же время длительный и сложный период. От человека потребуется масса умственных затрат и усилий, чтобы достичь желаемого.

В некоторых источниках личностное развитие описывается как процесс формирования отношения к окружающим и стиля поведения, а также приобретения нового жизненного опыта. Это помогает человеку решать создавшиеся проблемы и конфликты, анализировать свои привычки и переводить свои мысли в осознанные действия.

Период времени, требуемый для развития, у каждого будет разным. Некоторые люди, особенно увлеченные этим процессом, совершенствуются на протяжении всей жизни. Это помогает достичь успеха и гармонии.

Случается так, что даже при наличии желания со стороны человека, личностное развитие невозможно. Причинами может служить следующее:

  1. Страхи и сомнения. При возникновении любых препятствий человек начинает размышлять: получится ли задуманное? А стоит ли вообще это делать? В таком случае надо постараться убедить себя в том, что все получится, что многие пробуют и все выходит. В случае неудачи необходимо проанализировать свои действия и выяснить причины.
  2. Отсутствие цели. Многие люди не задумываются о важности а некоторые и вовсе не умеют этого делать. Четко поставленная и сформулированная цель - это залог успеха любого предприятия. Не имея цели, вы не будете знать, к чему стремиться.
  3. Отсутствие планирования. Не спланировав свои действия, вы не сможете четко поставить цель и ваше драгоценное время будет просто уходить в никуда.
  4. Отсутствие действий. Поставив цель и спланировав шаги, необходимо сразу действовать. Только постоянное движение вперед поможет добиться результата.
  5. Мнение окружающих. Часто люди прислушиваются к близким, друзьям, коллегам и начинают сомневаться в себе и в результате. Помните, что если не получилось у кого-то, то это совсем не означает, что не получится у вас.
  6. Отсутствие настойчивости. На пути к заветной цели мы часто встречаем различные трудности. Нельзя перед ними пасовать, ведь никто не говорил, что будет легко. А проблемы и сложности только закаляют характер.
  7. Отсутствие наставника. В некоторых особо сложных вопросах и делах требуется помощь других людей. Не стесняйтесь ее просить, ведь знающий и опытный человек поможет вам быстро разобраться во всем.
  8. Окружение. Для того, чтобы стать человеком успешным, необходимо постоянно общаться с целеустремленными людьми, которые многого добились в жизни. Их положительный пример поможет справиться с сомнениями и страхами.
  9. Недостаточный уровень знаний. Личностное развитие невозможно без образования. Чем больше вы знаете и умеете, тем больше имеете возможностей и шансов на успех.
  10. Неумение абстрагироваться. Нельзя зацикливаться на определенной цели. Любому человеку нужен отдых. Хороший сон и компания друзей помогут забыть о проблемах и расслабиться.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!