Лучшая научная фантастика 21 века. Пыточных дел мастер

Такой литературный жанр как фантастика привлекает к себе все больше поклонников - ведь где еще писатель может воплотить свои самые невероятные идеи, поразмышлять о неизведанном и погрузить читателя в мир волшебства! Популярностью пользуются и русские писатели этого жанра, а какие из них самые известные и что из их творчества можно почитать - расскажем далее.

Аркадий и Борис Стругацкие

Начнем мы, конечно же, с братьев Аркадия и Бориса Стругацких - это самые известные советские и русские писатели в жанре научной фантастики. За свою жизнь они написали множество произведений, в которых подавали смелые, необычные идеи, нетипичные для своих современников и коллег по жанру - они создали какой-то другой мир.

Произведения Стругацких преисполнены юмора, но при этом написаны красивым, высокохудожественным языком, а кроме фантастического антуража все их книги имеют за собой философский подтекст. Можно без преувеличения сказать, что братья Стругацкие и их произведения - это уже отдельная эпоха русской фантастической прозы.

К известным произведениям братьев Стругацких относятся «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом», «За миллиард лет до конца света» и другие.

Сергей Лукьяненко

Сергей Лукьяненко пишет книги в жанрах фэнтези и научной фантастики. Он является самым популярным русским писателем-фантастом 21 века, причем довольно плодотворным: в год он выпускает одну-две книги, а кроме этого пишет короткие рассказы.

Некоторые его работы были положены в основу нескольких современных российских кинофильмов - это книги «Ночной дозор», «Дневной дозор» и «Сегодня, мама!». Сценарии к экранизациям он писал сам лично.

Другими популярными произведениями Лукьяненко считаются «Лабиринт отражений», «Танцы на снегу», «Линия грез».

Василий Головачев

Среди русских фантастов современности выделяется также и Василий Головачев, лауреат и победитель множества литературных премий. Он является автором таких книг, как «Черный человек», «Посланник», «Излом зла», «Бич времен» и других. Головачева уже считают классиком отечественной фантастики.

Большинство произведений фантаста относится к какому-либо циклу, которых у Головачева насчитывается целых семнадцать, а общее количество книг уже перевалило за цифру сорок. Книги Головачева отличаются легкостью повествования и оригинальностью сюжетов, хотя произведениями самых последних лет фанаты остались не так довольны.

Дмитрий Емец

Интересные русские писатели-фантасты встречаются и среди авторов, ориентированных на детскую аудиторию. Один из них - Дмитрий Емец, который получил широкую известность благодаря серии из четырнадцати книг для детей и подростков под названием «Таня Гроттер», созданной по мотивам книг Джоан Роулинг об известном всем мальчике-волшебнике.

Параллельно с этой серией Емец начал писать и цикл книг про мага-подростка Мефодия Буслаева, в котором было уже меньше заимствований из «Гарри Поттера». Цикл состоит из восемнадцати книг и тоже довольно популярен среди молодежи. А последняя, девятнадцатая книга цикла должна выйти в мае-июне 2016 года.

Кир Булычев

Закрывает наш рейтинг фантастов советский и русский писатель 20 века Кир Булычев. Как и многие русские писатели фантастического жанра, он был склонен к созданию целых циклов произведений с участием одних и тех же персонажей. Самой известной его работой стал цикл историй для детей и подростков о девочке Алисе Селезневой, которая путешествует по космическим просторам и попадает в разные истории. Цикл называется «Приключения Алисы» и насчитывает более пятидесяти книг.

Однако известны также и другие циклы книг Булычева, ориентированные уже на взрослую аудиторию, например, «Доктор Павлыш» и «Река Хронос».

Творчество Булычева может быть в некоторой степени знакомо нашему зрителю по популярному ранее советскому детскому мультфильму «Тайна третьей планеты» и по культовому пятисерийному фильму «Гостья из будущего».


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Вопреки популярному мнению о том, что современная российская литература находится в полном упадке, на полках магазинов продолжают появляться достойные прочтения отечественные книги. Чтобы лучшие русские романы XXI века точно не остались для вас незамеченными, обратите внимание на наш обзор.

Я вообще большой любитель фантастики и научной в том числе. В свое время много читал, сейчас значительно меньше из за изобретения интернета и нехватки времени. При подготовке очередного поста мне попался вот такой рейтинг. Ну думаю, сейчас пробегусь, наверное я тут все знаю! Ага! Как бы не так. Половину книг не читал, да это еще ладно. Некоторых авторов слышу чуть ли не первый раз! Вон оно как! А они то КУЛЬТОВЫЕ! А как у вас дела обстоят с этим списком?

Проверьте …

1. Машина времени

Роман Герберта Уэллса, его первое крупное научно-фантастическое произведение. Переработана из рассказа 1888 года «Аргонавты времени» и издана в 1895 году. «Машина времени» ввела в фантастику идею путешествия во времени и используемой для этого машины времени, которые использовались позднее множеством писателей и создали направление хронофантастики. Более того, как отмечал Ю. И. Кагарлицкий, как в научном, так и в общемировоззренческом отношении Уэллс «…в известном смысле предвосхитил Эйнштейна», сформулировавшего специальную теорию относительности спустя десять лет после выхода романа

Книга описывает путешествие изобретателя машины времени в будущее. Основа сюжета - увлекательные приключения главного героя в мире, находящемся через 800 тысяч лет, описывая который, автор исходил из негативных тенденций развития современного ему капиталистического общества, что позволило многим критикам называть книгу романом-предупреждением. Кроме этого в романе впервые описано множество идей, относящихся к путешествиям во времени, которые ещё долго не потеряют своей привлекательности для читателей и авторов новых произведений.

2. Чужак в чужой стране

Фантастический философский роман Роберта Хайнлайна, в 1962 году удостоенный премии «Хьюго». На Западе имеет «культовый» статус, считаясь самым известным из фантастических романов, когда-либо написанных. Одно из немногих фантастических произведений, включённых Библиотекой Конгресса в список книг, сформировавших Америку.

Первая экспедиция на Марс исчезла бесследно. Третья Мировая Война отодвинула вторую, удачную экспедицию на долгих двадцать пять лет. Новые исследователи установили контакт с исконными марсианами и выяснили, что первая экспедиция погибла не вся. И на землю привозят «Маугли космического века» - Майкла Валлентайна Смита, воспитанного местными разумными существами. Человек по происхождению и марсианин по воспитанию, Майкл врывается яркой звездой в привычные будни Земли. Наделённый знаниями и умениями древней цивилизации Смит становится мессией, основателем новой религии и первым мучеником за свою веру…

3. Сага о Ленсменах

Сага о Ленсманах - это история миллионолетнего противостояния двух древних и могучих рас: злобных и жестоких эддориан, которые пытаются создать гигантскую империю в космосе, и обитателей Арризии, мудрых покровителей молодых цивилизаций, нарождающихся в галактике. Со временем в эту схватку вступит и Земля с ее могучим космическим флотом и Галактическим Патрулем Ленсманов.

Роман мгновенно стал невиданно популярен среди любителей фантастики - он был одним из первых крупных произведений, авторы которых рискнули вывести действие за пределы Солнечной Системы, и с тех пор Смит наряду с Эдмондом Гамильтоном считается основателем жанра «космической оперы».

4. Космическая одиссея 2001 года

«Космическая одиссея 2001 года» - переработанный в роман литературный сценарий одноименного кинофильма (который, в свою очередь, основан на раннем рассказе Кларка «Часовой»), ставшего классикой кинофантастики и посвященного контакту человечества с внеземной цивилизацией.
Фильм «Космическая одиссея 2001 года» регулярно включают в список «величайших фильмов в истории кино». Он и его продолжение «2010: Одиссея Два» получили премии Хьюго в 1969 и 1985 годах как лучшие фантастические фильмы.
Влияние фильма и книги на современную культуру огромно, как и число их поклонников. И хотя 2001 год уже наступил, «Космическую одиссею» вряд ли забудут. Она продолжает оставаться нашим будущим.

5. 451 градус по Фаренгейту

Роман-антиутопия знаменитого американского фантаста Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» стал, в некотором смысле, иконой и путеводной звездой жанра. Он создавался на печатной машинке, которую писатель взял на прокат в публичной библиотеке и был напечатан впервые частями в первых выпусках журнала Playboy.

В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги - 451 °F. В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным» (что в книге подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков.

6. «Основание» (другие названия - Академия, Фонд, Фундамент, Фундация)

Классика научной фантастики, повествует о распаде великой галактической империи и её возрождении с помощью «плана Селдона».

В поздних романах Азимов связал мир Основания с другими своими циклами произведений об Империи и о позитронных роботах. Объединённый цикл, который также носит название «Основание», охватывает историю человечества на протяжении более 20 000 лет и включает 14 романов и несколько десятков рассказов.

По слухам, роман Азимова произвёл огромное впечатление на Усаму бин Ладена и даже повлиял на его решение создать террористическую организацию «Аль-Каида». Бен Ладен уподобил себя Гэри Селдону, который управляет обществом будущего путём заранее запланированных кризисов. Более того, название романа в переводе на арабский звучит как Al Qaida и, таким образом, могло стать причиной возникновения названия организации бен Ладена.

7. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969)

Автобиографический роман Курта Воннегута о бомбардировке Дрездена во время Второй мировой войны.

Роман был посвящён Мэри О’Хэйр (и дрезденскому таксисту Герхарду Мюллеру) и написан в «телеграфически-шизофреническом стиле», как выражается сам Воннегут. В книге тесно переплетаются реализм, гротеск, фантастика, элементы безумия, жестокая сатира и горькая ирония.
Главный герой - американский солдат Билли Пилигрим, нелепый, робкий, апатичный человек. В книге описываются его похождения на войне и бомбардировка Дрездена, которая наложила несмываемый отпечаток на психическое состояние Пилигрима, с детства не очень устойчивое. Воннегут ввёл в повесть фантастический элемент: события жизни главного героя рассматриваются сквозь призму посттравматического стрессового расстройства – синдрома, свойственного ветеранам войны, который искалечил восприятие героем действительности. В результате комичный «рассказ про инопланетян» вырастает в некоторую стройную философскую систему.
Пришельцы с планеты Тральфамадор забирают Билли Пилигрима на свою планету и рассказывают ему, что время на самом деле не «течёт», не происходит постепенный случайный переход от одного события к другому - мир и время раз и навсегда даны, известно всё, что произошло и произойдёт. О чьей-либо смерти трафальмадорцы просто говорят: «Такие дела». Нельзя сказать, почему или зачем произошло что-либо - такова была «структура момента».

8. Автостопом по Галактике

Путеводитель «Автостопом по Галактике». Легендарная ироническая научно-фантастическая сага Дугласа Адамса.
Роман повествует о приключениях невезучего англичанина Артура Дента, который со своим другом Фордом Префектом (уроженцем маленькой планеты где-то возле Бетельгейзе, работающего в редакции «Путеводителя для автостопщиков») избегает гибели при разрушении Земли расой бюрократов-вогонов. Зафод Библброкс, родственник Форда и президент Галактики, случайно спасает Дента и Форда от смерти в открытом космосе. На борту украденного Зафодом корабля на невероятностной тяге «Золотое Сердце» также находятся депрессивный робот Марвин, и Триллиан, она же Триша МакМиллан, которую Артур однажды встретил на вечеринке. Она, как вскоре понимает Артур, единственный оставшийся в живых землянин, кроме него самого. Герои ищут легендарную планету Магратея и пытаются найти вопрос, подходящий к Окончательному Ответу.

9. Дюна (1965)


Первый роман Фрэнка Герберта из саги «Хроники Дюны» о песчаной планете Арракис. Именно эта книга сделала его известным. «Дюна» была удостоена премий Хьюго и Небьюла. «Дюна» - один из самых известных научно-фантастических романов XX века.
В этой книге поднимаются многие политические, экологические и другие важные проблемы. Писателю удалось создать полноценный фантастический мир и скрестить его с философским романом. В этом мире самое главное вещество - пряность, которая нужна для межзвёздных перелетов и от которого зависит существование цивилизации. Это вещество есть только на одной планете под названием Арракис. Арракис представляет собой пустыню, населенную огромными песчаными червями. На этой планете живут племена фременов, в жизни которых основной и безусловной ценностью является вода.

10. Нейромант (1984)


Роман Уильяма Гибсона, каноническое произведение в жанре «киберпанк», удостоенное премий «Небьюла» (1984), «Хьюго» (1985) и Приза Филипа Дика. Это первый роман Гибсона, открывающий трилогию «Киберпространство». Опубликован в 1984 году.
В этом произведении рассмотрены такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, транснациональные корпорации, киберпространство (компьютерная сеть, матрица) задолго до того, как эти понятия стали популярными в массовой культуре.

11. Мечтают ли андроиды об электроовцах? (1968)


Научно-фантастический роман Филипа Дика, написанный в 1968 году. Рассказывает историю «охотника за головами» Рика Декарда, который преследует андроидов - существ, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле. Действие происходит в отравленном радиацией и частично заброшенном Сан-Франциско будущего.
Наряду с «Человеком в высоком замке» этот роман является самым известным произведением Дика. Это одно из классических фантастических произведений, в котором исследуются этические проблемы создания андроидов - искусственных людей.
В 1982 году по мотивам романа Ридли Скотт снял фильм «Бегущий по лезвию» с Харрисоном Фордом в главной роли. Сценарий, который создали Хэмптон Фэнчер и Дэвид Пиплс, довольно сильно отличается от книги.

12. Врата (1977)


Научно-фантастический роман американского писателя Фредерика Пола, изданный в 1977 году и получивший все три главные американские премии жанра - «Небьюлу» (1977), «Хьюго» (1978) и Локус (1978). Роман открывает цикл «Хичи».
Около Венеры люди нашли искусственный астероид, построенный инопланетной расой, получившей название Хичи. На астероиде же обнаружились космические корабли. Люди разобрались, как управлять кораблями, но они не могли менять место назначения. Многие добровольцы испытывали их. Некоторые возвращались с открытиями, благодаря которым становились богачами. Но большинство возвращалось ни с чем. А некоторые не возвращались вообще. Полёт на корабле напоминал русскую рулетку - могло повезти, но можно было и погибнуть.
Главный герой - исследователь, которому повезло. Его мучают угрызения совести - из экипажа, которому выпала удача, вернулся только он один. И он пытается разобраться в своей жизни, исповедуясь роботу-психоаналитику.

13. Игра Эндера (1985)


«Игра Эндера» получила премии «Небьюла» и «Хьюго» за лучший роман в 1985 и 1986 годах - одни из самых престижных литературных премий в области научной фантастики.
Действие романа происходит в 2135 году. Человечество пережило два вторжения инопланетной расы «жукеров» (англ. buggers), лишь чудом уцелев, и готовится к очередному вторжению. Для поиска пилотов и военачальников, способных принести Земле победу, создаётся военная школа, в которую отправляют самых талантливых детей с раннего возраста. Среди этих детей и заглавный герой книги - Эндрю (Эндер) Виггин, будущий полководец Международного флота Земли и единственная надежда человечества на спасение.

14. 1984 (1949)


В 2009 году газета The Times включила роман «1984» в список 60 лучших книг, опубликованных за последние 60 лет, а журнал Newsweek поставил роман на второе место в списке ста лучших книг всех времён и народов.
Название романа, его терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом критики со стороны левых кругов на Западе.
Фантастический роман Джорджа Оруэлла «1984» рассказывает о Уинстоне Смите, который занимается переписыванием истории, исходя из партийных интересов во времена правления тоталитарной хунты. Мятеж Смита приводит к страшным последствиям. Как предрекает автор, ничего не может быть страшнее, чем тотальная несвобода…

Это произведение, которое в нашей стране было под запретом до 1991 года, называют антиутопией ХХ в. (ненависть, страхи, голод и кровь), предупреждением о тоталитаризме. Роман бойкотировали на Западе в связи со схожестью правителя страны Большого Брата и реальных глав государств.

15. О дивный новый мир (1932)

Один из самых знаменитых романов-антиутопий. Своего рода антипод «1984» Оруэлла. Никаких пыточных застенков - все счастливы и довольны. На страницах романа описывается мир далёкого будущего (действие происходит в Лондоне), в котором люди выращиваются на специальных заводах-эмбрионариумах и заранее (воздействием на эмбрион на различных стадиях развития) поделены на пять различных по умственным и физическим способностям каст, которые выполняют разную работу. От «альф» – крепких и красивых работников умственного труда до «эпсилонов» – полукретинов, которым доступна только самая простая физическая работа. В зависимости от касты младенцы воспитываются по-разному. Так, с помощью гипнопедии, у каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определённого цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы – в зелёном, дельты – в хаки, эпсилоны – в чёрном.
В этом обществе нет места чувствам, и считается неприличным не иметь регулярных половых контактов с разными партнёрами (основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным»), однако беременность считается страшнейшим позором. Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, хотя средняя продолжительность жизни – 60 лет. Регулярно, чтобы всегда иметь хорошее настроение, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий («сомы грамм – и нету драм»). Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют – «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н. э. (в романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», то есть в 2540 году н. э.).
Писатель показывает жизнь людей в этом мире. Главные герои – люди, которые не могут вписаться в общество – Бернард Маркс (представитель высшего класса, альфа-плюсовик), его друг успешный инакомыслящий Гельмгольц и дикарь Джон из индейской резервации, которые всю жизнь мечтал попасть в прекрасный мир, где все счастливы.

источник http://t0p-10.ru

А по литературной теме, давайте я вам напомню что из себя представлял и каким был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«2312» Кима Стэнли Робинсона

«Ким Стэнли Робинсон больше всего известен трилогией про колонизацию и терраформирование Марса, которая вышла в середине 1990-х. «2312» - его более поздний роман (как можно догадаться, книга вышла в 2012-м), очень поэтическая и красивая фантастика про будущее, в котором человечество заселило всю Солнечную систему вплоть до маленьких астероидов. Главная героиня - что-то вроде художника, который занимается изменением планет и созданием экосистем; в «2312» есть детективный сюжет, но он не главное, главное - удивительный мир будущего, который Робинсон подробно описывает. Люди перестали делиться на мужчин и женщин - вариаций гендеров теперь очень много; биология и экология воспринимаются буквально как искусство, и люди живут в самых разных - странных - условиях; с политикой тоже что-то произошло - в общем, автор описывает чужой и очень непривычный мир, в котором хочется разбираться».

«В режиме бога» Евгения Прошкина


«О виртуальной реальности написано немало книг. «В режиме бога» выделяется тем, что ставит в центр повествования фигуру ее создателя. Виктор Сигалов разрабатывает морфоскрипты, которые способны подменить собой реальность, а Евгений Прошкин доказывает, что по праву носит титул «русского Филипа Дика». Остроумный и энергичный, с меткими диалогами и симпатичным героем, роман сложно отложить, не дочитав до конца. По сути, перед нами настоящий page-turner, увлекательный сюжет которого затягивает читателя в многослойную игру с реальностью, чтобы прийти к вполне голливудскому финалу - с авиакатастрофой, перестрелками и даже катарсисом».

«Вера» Джона Лава


Борис Невский

редактор журнала «Мир фантастики»

«В далеком будущем люди освоили множество звездных систем, но цивилизация оказалась под угрозой от действий единственного корабля, принадлежащего неизвестной расе. Человечество называет этот летающий кошмар «Верой». Только звездолет «Чарльз Мэнсон», чей экипаж состоит из социопатов, способен сразиться с «Верой» и, возможно, победить. Автору удалось создать яркую галерею харизматичных антигероев, а также показать непостижимую чуждость инопланетян. И все это - очень приятным языком и с надлежащим саспенсом. В качестве основы для своего дебюта Джон Лав использовал классический роман Германа Мелвилла .

Издательство Фантастика, Петербург, 2014, перевод Н.Кудрявцева

«Водяной нож» Паоло Бачигалупи


Сергей Немалевич

научный журналист

«Ближайшее будущее, юго-запад США: главной ценностью становится пресная вода, несомая через три полупустынных штата великой рекой Колорадо. Это яркий бизнес-триллер, разворачивающийся в мире , в деталях которого с неприятным удивлением замечаешь сегодняшнюю реальность. Предыдущий роман Паоло Бачигалупи, «Заводная», был биотехнологической антиутопией - в «Водяном ноже» мастерство автора выросло, а навязчивый тон экологического алармизма почти пропал: самое страшное, что описанная Бачигалупи реальность ближайших нескольких десятков лет - не художественное преувеличение, а неизбежность. Вода реки Колорадо уже давно почти никогда не добирается до океана».

«Дары Пандоры» М.Р.Кэри


Гриша Пророков: «Если увидите обложку российского издания этой книги - лучше не смотрите на нее (это вообще касается большей части фантастики, изданной на русском); внутри - все хорошо. Это роман, по которому сняли недавний фильм , история про девочку-зомби по имени Мелани, живущую в странной школе с другими особенными детьми; учителя преподают им литературу и древнегреческие мифы. Еще у Мелани особенно теплые отношения с учительницей по имени мисс Джустин. За детьми присматривают солдаты: иногда одного из них забирают в таинственную лабораторию и убивают. Книга - по-хорошему медленная: нам постепенно открывают, что это за мир, что находится за пределами школы, почему дети - зомби, и в итоге аккуратно подводят к трудным размышлениям о милосердии, понимании и том, что такое человек».

«Икарова железа» Анны Старобинец


Сергей Шикарев: «Привычная, казалось бы, реальность преображается - так, что сквозь щели в порушенном мироздании на читателя веет холодный экзистенциальный ветерок. Детская игрушка способна создавать информационные иллюзии, подчиняя семьи своей воле. После хирургической операции по удалению «икаровой железы» необратимо меняется поведение мужчин. И оказывается перед угрозой (или возможностью) перерождения в иной биологический вид все человечество. Метаморфозы - вот центральная тема авторского сборника Анны Старобинец, и происходят они в той сумеречной зоне, где хоррор встречается с научной фантастикой и где находится место и генетическим экспериментам, и трансгуманизму. Это очень точный взгляд на темные уголки поджидающего нас будущего».

«История твоей жизни» и другие рассказы Теда Чана


Сергей Немалевич: «О Теде Чане - вообще-то, уже состоявшейся звезде и лауреате нескольких важных премий, включая «Небьюлу» и «Хьюго» - в этом году есть особый повод вспомнить: именно по его рассказу «История твоей жизни» снят фильм . Чан, технический писатель по основной профессии, сочиняет короткие фантастические притчи, остроумные, но по-гиковски суховатые; скорее Брэдбери, чем Шекли, а где-то даже «Вымышленные истории» Борхеса. Почитать Чана стоит хотя бы для того, чтобы все-таки понять надежно спрятанную Вильневом под сантиментами логику инопланетных гостей».

Издательство АСТ, Москва, 2014, перевод М.Вершковского, В.Гришечкина, А.Комаринец, М.Левина, А.Новикова, Л.Щекотовой

«Квантовый вор» Ханну Райаниеми


Сергей Немалевич: «Трилогия дипломированного матфизика из Финляндии (!) - головокружительная головоломка, которая разворачивается вокруг «квантового вора» - обаятельного и всесильного плута, героя в духе Роджера Желязны. Пожалуй, самая смелая попытка представить, куда нас может завести естественных прогресс квантовых технологий и искусственного интеллекта, когда понятие времени и места действия доходит до абсурда, а история происходит не с телами, а с разумами. Порой тяжело ощущать себя одновременно на Comic-Сon и в третьем томе «Курса общей физики» Ландау и Лифшица, но сложный мир, построенный Райаниеми, не замутняет захватывающей центральной истории, и за интеллектуальные страдания воздается с лихвой.

Издательство Фантастика, Москва, 2013, перевод И.Савельевой

«Люди в красном» Джона Скальци


Борис Невский: «Джон Скальци - один из самых коммерчески успешных американских фантастов последнего десятилетия. Но роман «Люди в красном» отличается от привычных для Скальци лихих боевиков. Главный герой, мичман Даль, попав на флагман звездного флота «Бесстрашный», претерпевает массу приключений и постепенно узнает страшную тайну корабля. Это очень остроумная, временами издевательская космическая опера, пародирующая многие жанровые штампы. Книга не только получила премии «Хьюго» и «Локус», но и перезагрузила карьеру Скальци, который более не воспринимается как чисто развлекательный автор».

«Нексус» Рамеза Наама


Гриша Пророков: «Киберпанковский роман про удивительный наркотик под названием нексус, который в буквальном смысле помогает соединять сознания людей; ты чувствуешь все, что чувствует другой человек, читаешь его мысли и так далее. Использовать не обязательно вдвоем, бывают и групповые сеансы. Группа молодых хакеров модифицирует нексус так, что в него еще и можно загружать что-то вроде программ: например, с помощью нексуса можно моментально овладеть каким-нибудь восточным единоборством или стать прекрасным любовником. За этой модификацией, разумеется, начинают охотиться спецслужбы - и начинается шпионско-детективная история. Книга Наама, впрочем, примечательна тем, что нуарным сюжетом тут дело не ограничивается: в итоге все выруливает на практически буддистские размышления о единстве всего сущего».

«Пейшенс» Дэниела Клоуза


Макс Острый

фотограф

«История о попытках простого парня Джека Барлоу при помощи машины времени спасти свою возлюбленную. Нарисованный в странной смеси психоделии и брутализма, населенный не очень приятными, грубоватыми персонажами, новый комикс Клоуза демонстрирует мощь и простоту любви - силы, которая может подчинить себе и обстоятельства, и время. Фантастические мотивы здесь не метафора и не самоцель, а способ подчеркнуть ценность каждой секунды жизни. «Пейшенс» - пронзительная и очень целеустремленная история, четко знающая, что она хочет донести до читателя».

Издательство Бумкнига, Москва, 2016, перевод А.Зольниковой

«Периферийные устройства» Уильяма Гибсона


Макс Острый: «Перед нами привычный Гибсон - цепочки коротких глав, постепенно сплетающиеся в одну большую историю. В отличие от «Трилогии Синего муравья» действие «Устройств» перенесено в более отдаленное будущее - и впечатление описываемый мир производит примерно такое же, как, наверное, «Нейромант» в 1984 году. Здесь есть полуподпольные фабрики 3D-печати; здесь реальность мимикрирует под видеоигры; посреди Тихого океана образовалось и, в свою очередь, породило микроцивилизацию мусорное пятно - это странный мир высоких технологий и низкого уровня жизни. Описания подобной археологии будущего - сотканные из обломков еще не изготовленных вещей, едва пробившихся в наше время ростков культурных и социальных явлений, эволюционировавшего сетевого арго - конек Гибсона, та область, в которой равных ему нет».

«Персональный детектив» Владимира Покровского


Сергей Шикарев: «Владимир Покровский - один из лидеров «четвертой волны» отечественной фантастики - волны, которая заявила о себе еще в восьмидесятые годы прошлого века. И «Персональный детектив» по-хорошему старомоден. В отличие от множества современных НФ-романов, предлагающих читателю честное развлечение в мире будущего, новый роман Покровского напоминает об известной максиме братьев Стругацких, согласно которой «думать - это не развлечение, а обязанность». Приключения Доницетти Уолхова на планете Париж-100 начинаются как хитроумное противостояние трикстера и искусственного интеллекта, управляющего планетой, но вскоре оборачиваются подробным и весьма откровенным исследованием природы власти, компьютерной или человеческой».

Издательство Крот, Липецк, 2013

«Роза и Червь» Роберта Ибатуллина


Борис Невский: «Масштабная драма о выжившем после нападения инопланетян человечестве, которое, справившись с трудностями, сумело создать развитую цивилизацию. Вот только конкуренция между людьми Луны, Венеры и Марса привела потомков землян к опасности самоуничтожения. Роман написан в традициях современной научной фантастики, напоминая произведения Аластера Рейнолдса и Питера Уоттса. Несмотря на ряд недостатков, книга выгодно отличается от обычной отечественной НФ развлекательного характера. И неспроста роман получил несколько жанровых наград, став своеобразной первой ласточкой возрождения в России серьезной научной фантастики».

«Слуги правосудия» Энн Леки


Гриша Пророков: «Энн Леки - едва ли не главный дебютант в фантастике последних лет. Вообще-то, она пыталась писать еще примерно десять лет назад, но особого успеха не имела, в итоге стала домохозяйкой, завела семью, а когда дети подросли - заскучала и придумала «Слуг правосудия». Это история про далекое будущее, в котором космосом правит могущественная империя Радч. Они летают на кораблях, которыми управляют офицеры, а весь остальной экипаж - буквально опустошенные тела пленных преступников, в которые загружен коллективный искусственный интеллект (да, звучит очень странно, но книга именно такая - странная). Главная героиня - одержимая жаждой мести девушка по имени Брек, которая была частью (в прямом смысле) корабля «Правосудие Торена». Одна из самых необычных научно-фантастических книг последнего времени - разумеется, уже превратившаяся в целую трилогию».

«Стеклянный Джек» Адама Робертса


Сергей Шикарев: «Стеклянный Джек - величайший преступник в Солнечной системе и ее окрестностях. Все знают о его преступлениях, но никто не знает его в лицо. Роман обыгрывает классические сюжеты: побег из тюрьмы (расположенной, между прочим, внутри астероида), убийство с ограниченным кругом подозреваемых и убийство в закрытой комнате. Но обычная тема whodunit здесь не главное. Адам Робертс, британский профессор, специализирующийся на литературе XIX века, использует криминальные истории, чтобы с пристрастием вглядеться в будущее человеческого общества, разоблачить его, общества, недостатки и предложить способ разрешения почти всех проблем. Традиционно для научной фантастики это технология на сей раз передвижения быстрее скорости света».

«Эхопраксия» Питера Уоттса


Сергей Шикарев: «Продолжение знаменитой «Ложной слепоты», ставшей причиной большого хайпа среди любителей научной фантастики и тех, кто обычно ее не читает. Если в первой книге писатель обратился к вопросам свободы воли, природы сознания, эволюции Homo sapiens, то на сей раз Уоттс повысил ставки: «Эхопраксия» посвящена поискам Бога. Сиквел следует канве первой части, и главный герой в весьма странной компании вновь отправляется на встречу с инопланетным кораблем. Впрочем, сюжетные перипетии быстро отступают на второй план перед столкновением научного и религиозного мировоззрения. Как обычно, Уоттс возводит грандиозные и притягательные интеллектуальные конструкции и - тоже привычно - завершает книгу приложением с описанием современных научных гипотез, которые подкрепляют его точку зрения».

«Luna: New Moon» Иэна МакДональда


Сергей Немалевич: «Изощренная космическая сага о колонизации Луны пятью олигархическими династиями - не столько ода прогрессу, сколько попытка вообразить, как может выглядеть общество ближайшего будущего, буквально заключенное в стеклянную сферу в вакууме. Роман Иэна МакДональда, вышедший в 2015 году, уже успели назвать «космической , и это справедливое сравнение, учитывая любовь автора к многослойным политическим интригам и массовым убийствам главных персонажей. Впрочем, еще логичнее вспомнить «Дюну» Фрэнка Герберта. Главный минус «Луны»: пока запомнишь имена нескольких десятков основных героев и детали их сложных взаимоотношений, проходит полромана, а заканчивается все на самом интересном месте. Вторая часть должна выйти в марте 2017 года».

«The Last Days of New Paris» Чайны Мьевиля


Макс Острый: «Книга, в пересказе звучащая не очень прилично: 1950-й год, Париж находится в фашистской блокаде, улицы города заполоняют ожившие в результате С-взрыва образы с полотен художников-сюрреалистов, компанию им составляют демоны из ада. Однако изящность и живость мьевилевского слога позволяет этому паноптикуму казаться не безвкусицей, а вдохновенным и искренним воплощением сюрреалистических манифестов. Мьевиль уже добавлял (в прямом смысле слова) новое измерение в детективный нуар и переписывал культурную топографию разных городов - теперь он обращается к авантюрно-фронтовому роману, погружая его в самые странные, самые неожиданные декорации, - и это придает истории удивительную яркость».

«The Sandman: Overture» Нила Геймана и Дж.Г.Уильямса-третьего


Макс Острый: «Предыстория серии комиксов про Песочного человека - возможно, не самая яркая работа рассказчика, зато совершенно невообразимое произведение художника. Последний пытается не столько перепридумать комикс, сколько перегрузить его, вывести эту форму искусства на предельные обороты. Каждая страница здесь - явление невозможной, казалось бы, композиции, невозможной верстки, невозможных цветов. Не книга, а портал в другие измерения, неповторимый, изменчивый и не поддающийся осознанию слепок мира грез, снов и воображения».

«The Three-Body Problem» Лю Цысиня


Борис Невский: «Роман вышел в Поднебесной еще десять лет назад - но кто в мире вообще слышал о китайской фантастике? Потому книга прогремела, став международным бестселлером, лишь после ее перевода на английский, в 2014-м. Это очень хитроумный, запутанный и увлекательный триллер, в центре которого контакт с инопланетным разумом. Причем Лю ввел в книгу множество отсылок как к западной научной фантастике, так и к китайской истории, философии и культуре. После того как роман сенсационно выиграл премию «Хьюго», главную награду американской (!) фантастики, его грядущая экранизация стала неизбежной. Фильм китайского режиссера Чжан Фаньфаня анонсирован на июль 2017-го».

Год выхода : 2001.

Жанр : фэнтези.

О чём книга : Флегматичный здоровяк по имени Тень выходит из тюрьмы и сразу попадает в эпицентр сверхъестественных событий. Языческие боги со всего мира собираются в США под видом обычных людей, чтобы решить свою дальнейшую судьбу. Они слабеют, их век подходит к концу под натиском новых технологий. Но древние божества вовсе не желают уступать. Грядёт буря, и для Тени уготована важная роль.

В 2017 году стартует долгожданная телеэкранизация «Американских богов» на канале Starz.

Год выхода : 2003.

Жанр : фэнтези.

О чём книга : «Паладин душ» продолжает историю королевы Исты, второстепенной героини романа «Проклятие Шалиона». Поэтому сиквел желательно читать после знакомства с первой книгой.

Действие происходит в вымышленном мире, похожем на наш в Средние века, но с магией и фантастическими существами. Испытав на себе всю жестокость здешних людей и богов, Иста отправляется в паломничество, чтобы залечить душевные раны. Но этот путь не будет простым.

Год выхода : 2004.

Жанр : фэнтези.

О чём книга : Альтернативная Англия, XIX век. Уже много лет магию считают иссякшей, волшебники стали пародиями на былых себя. Но всё меняет появление двух практикующих магов.

Меж тем Англия оказывается на пороге войны, а возвращение магии в страну привлекает тёмные силы. И вместо того чтобы решать проблемы сообща, колдуны по-разному относятся к волшебству и видят друг в друге только соперников.

В 2015 году на канале BBC One вышел одноимённый , снятый по сюжету романа.

Год выхода : 2005.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : Вокруг Земли возникла загадочная сфера, которая отделила планету от космоса. Причём время под этой оболочкой, прозванной спином, начало бежать намного медленнее, чем за её границами.

Солнце светит иначе, спутники падают, а звёзды куда-то пропадают с ночных небес. Это явление полностью меняет жизнь людей, о чём подробно рассказывает главный герой книги - врач Тайлер Дюпре.

Год выхода : 2006.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : В недалёком будущем грань между реальностью и становится почти незаметной. Информационные сети пронизывают все сферы человеческой жизни, что создаёт новые возможности и вместе с тем несёт невиданные риски. Так, серьёзная уязвимость в технологиях ставит под удар свободу воли всего человечества. Вся надежда на поэта-технофоба Роберта Гу, который спустя годы в забытьи излечился от болезни Альцгеймера.

Год выхода : 2007.

Жанр : альтернативная история.

О чём книга : Согласно сюжету, Израиль был уничтожен войной в середине прошлого века, и евреи поселились во временной автономии на севере США. В начале романа срок аренды американских земель истекает, что вынуждает граждан поселения искать новые места.

На фоне этих событий бурно развивается детективная история: еврейский полисмен Меир Ландсман расследует загадочное убийство. Со временем дело принимает очень неожиданный поворот.

Год выхода : 2008.

Жанр : фэнтези.

О чём книга : Ещё одна волшебная о мальчике, который выжил. Только вместо Хогвартса после убийства семьи юный герой попадает на кладбище. Здесь среди вампиров, оборотней, привидений и других потусторонних существ парень находит опекунов, друзей и наставников. Только познав царство мёртвых, он сможет вернуться в мир живых.

Год выхода : 2009.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : В вымышленном восточно-европейском городе Бещеле происходит жестокое убийство. Дело поручают местному сыщику Тьядору Борлу. Оно приводит инспектора в Уль-Кому, соседний прогрессивный город, который сюрреалистично сливается в пространстве с Бещелем. Политика и культура населённых пунктов давно противоречат друг другу, из-за чего банальное на первый взгляд расследование грозит обернуться кошмаром.

Год выхода : 2009.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : Глобальная катастрофа изменила условия жизни на Земле: часть суши затоплена океаном, традиционные ресурсы энергии истощены, техника работает на заводных пружинах.

Вместе с тем быстро развиваются . Люди генетически модифицируют свои тела, а циничные биокорпорации сражаются за доли рынка. Основные события происходят в футуристическом Таиланде, где пересекаются интересы нескольких очень разных людей.

Год выхода : 2012.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : Молодой ксенобиолог Эндрю Даль всегда хотел служить на «Интрепиде», элитном корабле Вселенского союза. Его мечта сбылась. Но на борту почётного космолёта до парня доходит, что здесь что-то не так. В каждой миссии гибнут второстепенные члены экипажа, а офицеры чудом выходят сухими из воды. Разгадав загадку корабля, Эндрю с сослуживцами решают пойти на риск, чтобы выбраться живыми.

Год выхода : 2013.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : Когда-то тело женщины, которую сейчас называют Брэк, вместе с другими телами было подключено к разумному космическому кораблю Империи Радча. Вместе они образовали сложный коллективный разум.

Но из-за предательства корабль был уничтожен, а Брэк стала единственной частью системы, которую удалось спастись. Теперь она ищет виновных, чтобы отомстить.

Моё личное восприятие:
- Стругацкие -читать всё, начинать с "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Трудно быть богом"
- Гаррисон - циклы "Стальная крыса", "Мир смерти" и роман "Фантастическая сага".Если Вам понравится это, то можете читать остальное. И упаси Боже Вас начать с цикла "Билл - Герой Галактики". Да, к "научной" фантастике (science fiction) отношения практически не имеет.
- Брэдбери - сильно раздутая пиаром псевдофилософия. Все книги - полное отсутствие логики и здравого смысла. Кроме того, книги сильно устарели "технически", да и в "новом" виде были нечитаемы для технарей из-за наличия огромного количества технических ляпов. Для нечитавших - 451 градус по Фаренгейту наиболее интересен для первого знакомства. Антиутопия, ляпы не так видны, ну и классика фантастики уже, как то стыдно не прочесть. Научность книг на нуле, социальная - да, научная - нет.
- Азимов - фантастика, несомненно, научная, но сильно устаревшая. Причём устарела не потому, что мы можем делать описанное в книгах, а потому что доказано-разведано, что так делать нельзя или нерентабельно, или нафиг не надо. Если отвлечься от "технических" подробностей и несуразностей, то почитать можно, но в настоящее время уже не так интересно. Начинать стоит с циклов о роботах, там есть всё ещё интересные рассказы. "Основание" - только для любителей Азимова
- Артур Кларк - очень сильный писатель. Настоящая НФ, классика жанра. Начинать стоит всё же не с Одиссеи, а с романов "Пески Марса" и "Лунная пыль"
- Джон Уиндэм. День триффидов. - отличный роман-катастрофа. Абсолютно не мешает то, что написано о более "старом" времени. В догонку могу посоветовать Джон Кристофер Смерть травы.
- Фрэнк Герберт. Дюна. - Это, конечно, целая эпоха. Но к НФ никакого отношения не имеет. Я бы назвал Фэнтези в НФ антураже. Книга интересная, но сильно на любителя. Либо понравится, либо - нет.
- Цветы для Элджернона. Дэниел Киз - Да, читать обязательно. Скорее социалка, но и к НФ принадлежит.
- Беляева надо читать всего. НФ без сомнений. Подустарела, но даже сейчас весьма актуальна, а идеи весьма интересны. Классика
- Лукьяненко и Бушков - весьма интересные книги,но нифига не НФ. Если Лукьяненко ещё где-то как-то, то Бушков - полная труба в этом плане. Боевики и космические приключенцы (иногда - виртуальные приключенцы). Наиболее удачная у Лукьяненко - циклы "Диптаун" и "Лорд с планеты Земля", а также роман в соавторстве с Перумовым " Не время для драконов "
- Хайнлайн - да. Круто. К НФ отнести можно с большим натягом, но всё же. Начинать стоит с "Пасынки вселенной", "Двойная звезда", "Луна жёстко стелет", "Дверь в лето" (обязательно!), "Звёздный зверь", "Имею скафандр - готов путешествовать", "Космические рейнджеры" (именно в таком переводе), "Марсианка Подкейн". Надо добавить, что все экранизации его книг весьма фиговы и только путают любителей фантастики и злят поклонников Хайнлайна
- Станислав Лем. - отличный писатель. Скорее философия, но НФ всё же есть. Солярис, несомненно, стоит прочесть. Могу добавить в список к прочтению: " Рассказы о пилоте Пирксе" (технически устарело, в остальном - нет), "Эдем", "Непобедимый" . Если понравится это - смело читайте у Лема всё - не пожалеете
- Мартин - весьма средненький писатель, тем не менее весьма популярный. К НФ имеет весьма далёкое отношение. "Короли-пустынники" одна из самых сильных его вещей.
- Саймак - очень сильный автор, но опять же - не НФ ни разу. Хотя и считается отцом-основателем американской НФ. Но читать нужно всё.
- Дэн Симмонс - очень мощно, захватывающе, но на любителя.

Нет в обзоре отличных советских авторов НФ:
- Обручев - ""Плутония, "Земля Санникова"
- Казанцев - циклы Георгий Седов, " Полярное противостояние", "Планета Бурь"
- Снегов "- цикл "Люди как боги"
- Павлов - цикл "Лунная радуга"
- Немцов - фантастика ближнего прицела, многое уже осуществлено, но тем не менее
- Георгий Мартынов - "Звездоплаватели", "Гость из бездны", "Каллисто", "Спираль времени"
- Адамов - "Победители недр", "Тайна двух океанов"
- Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов ("Ур, сын Шама" - одна из любимых книг)
- и многие другие.

И из импортных:
- Жюль Верн вообще где?
- Ларри Нивен "Мир-Кольцо"
- Пол Андерсон. Не могу сказать, что сильно НФ, но гораздо ближе многих из представленных
- и т.д.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!