Любовная тема в лирике маяковского. «Любовная лирика В

Владимир Владимирович Маяковский – русский советский поэт, а также драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ». Он родился в селе Багдати, в Грузии, в тысяча восемьсот девяноста третьем году. Его карьера, как писателя, началась в Бутырской тюрьме, куда он был заключён за выполнение пропагандистских заданий.

Стихи В.В. Маяковского своеобразны. Они патриотичны, агрессивны и написаны в духе тех лет, в которые он жил. Все шедевры, рождённые его пером, придают яркую окраску происходившим событиям. Все описано живо, правдиво, сильно, твёрдо, уверенно. Но несмотря на всё это, его любовная лирика настолько красива и глубока, что заслуживает стоять в одном ряду с циклом стихов о "Прекрасной Даме" Блока. Человек, написавший это, умел любить так, как большинству людей и не снилось. Как говорил сам Маяковский: «Писать надо о том, что ты сам пережил в жизни».Именно поэтому темы стихов Владимира Владимировича о любви, так близки по духу большинству читателей. В подтверждение этому, можно привести в пример знаменитую поэму «Облако в штанах». В ней поэт рассказывает о своей безответной любви, причинившей ему ужаснейшую, пронзающую насквозь боль: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца!» На самом деле эта трагическая любовь не выдумана. Первой любовью Маяковского была девушка Мария, с которой они не могли быть вместе из-за социальных условий, основанных на неравенстве людей в обществе.

Год спустя Маяковский влюбляется в Лилю Брик, которой посвящается его самое светлое произведение о любви – поэму «Люблю»: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена.» В этой поэме поэт ярко объясняет сущность любви и противопоставляет продажной любви светлую, чистую, бессмертную и настоящую любовь.

Я считаю, что в любовной лирике Маяковского очень тесно связаны чувства, эмоции поэта с переживаниями и настроением лирического героя. Стихи Владимира Владимировича очень искренние, ритмичные и правдивые. Я считаю. тема любви, выраженная в такой форме придаёт изюминку в существующую литературу и безусловно нравится читателю.

Владимир Владимирович Маяковский – величайший поэт 20-го века, один из основателей такого литературного течения, как футуризм. Он написал множество стихотворений на различные темы. Особое место в его творчестве занимала любовные лирика. Однако у Маяковского она всегда была трагичной. Назревает вопрос: почему? Попробуем разобраться.

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит обратиться к биографии поэта. Его творчество – это отражение его жизни, со всеми обидами, разочарованиями и радостями. За внешней оболочкой грубости скрывалась ранимое сердце и эмоциональная натура. Трагичность его любовной лирики связана с личной жизни поэта и его глубокими переживаниями, которые заставляли его страдать.

Главной музой Маяковского была Лиля Брик. Они познакомились в 1915-м году. Поэта привлёк тот факт, что она являлась женщиной другого круга.

Брик поражала его своей элегантностью, манерами. Она была умная, начитанная и все больше влюбляла в себя Маяковского. Однако Лиля Брик держала его на расстоянии, в то время, как поэт сходил по ней с ума. Их любовь много раз доходила до грани. Лиля считала себя свободной женщиной и продолжала общаться с другими мужчинами, что причиняла поэту сильнейшую боль. В 1916-м году, то есть в самом начале их отношений, Маяковский написал стихотворение "Лиличка! ", посвященное Брик. В нём поэт показал, что он жить не может без этой женщины, что он в глубине души надеется на взаимность. Лиля – это смысл его жизни: "кроме любви твоей, мне нету моря ", "кроме любви твоей мне нету солнца ".

Ещё одной женщиной, которая сыграла важную роль в судьбе поэта, являлась Татьяна Яковлева, с которой он познакомился в 1928-м году в Париже.

В неё Маяковский влюбился с первого взгляда и даже предлагал ей заключить брачный союз, чтобы увезти избранницу в СССР. Однако Яковлева отказала ему, не желая покидать Францию. Этой женщине, которая, так и многие другие, разбила Маяковскому сердце, поэт посвятил два стихотворения. Первое – "письмо товарищу Кострову из Парижа о сущностях любви ". Татьяна Яковлева предстала в нём удивительной женщиной, которая, несмотря на богатый опыт Маяковского, смогла его очаровать: "я навек любовью ранен – еле-еле волочусь ". В любовь поэт погружался с головой, он честно предупреждал об урагане в его душе. За такую пылкость Маяковский расплачивался разочарованием, потому что никто не мог дать ему и сотой доли то любви, которую испытывал он. Татьяне Яковлевой он также посвятил стихотворение "письмо Татьяне Яковлевой ". В нём поэт пытался выплеснуть свою боль из-за невозможности быть вместе с избранницей. Маяковский хотел задеть Яковлеву, он считал её почти что предательницей по отношению к нему и к родине. Однако это обида не затмила его чувств. Маяковский показал, что он готов быть с ней в любую минуту: "я все равно тебя когда-нибудь возьму… "

Таким образом, проанализировав биографию и произведения Владимира Владимировича Маяковского, мы можем сделать вывод, что любовь в его лирике трагична не случайно. Его стихотворения -это описание всей его жизни, которая сложилась, к сожалению, не лучшим образом: неудачные отношения, предательства, и, как следствие, самоубийство.

Тема любви в творчестве Маяковского. В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ста­вил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим сло­вом революционному переустройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Но он никогда не чуждался ли­рической темы любви.

Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно трагическое звучание этой темы. В поэме «Человек» - страдания человека, пережившего неразделённую любовь.

«И только боль моя острей - стою,

огней обвит, на несгорающем костре немыслимой любви».

Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, молящее о любви («Лиличка!», «Люблю»), Но уже в поэме «Облако в штанах» вечная тема любви выражается ярос­тно, страстно. «Громада-любовь», «громада-ненависть». В «Обла­ке» крик «долой вашу любовь!» сливается с криками «долой ваше искусство!», «долой ваш строй!», «долой вашу религию!» Идея по­эмы, её пафос - в безоговорочном отрицании буржуазных отно­шений, в чём бы они не проявлялись, и в утверждении величия человека, мечты о всечеловеческом счастье.

«Кому это интересно, что - «Ах, вот бедненький!

Как он любил

и каким он был несчастным»?

Он издевался над теми, кто «выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и Соловьёв какое-то варево». Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошле­ния этой темы, против превращения её в средство только личных переживаний.

Его лирика, в том числе любовная лирика, не предс тавляет чего- то обособленного от всего, что писал поэт. Она гак же, как и его поэтическая публицистика, сатира, насыщена социальным, поли­тическим содержанием. У Маяковского появление той или иной темы всегда было отражением жизненной необходимости, обще­ственной потребности. Именно так возникла у него тема поэмы «Люблю». Революция, в корне изменившая общественные отно­шения между людьми, подсказывала необходимость переустрой­ства и личных отношений. Поэт осуждает отношения любви, ус­тановившиеся в обывательской среде, где «между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва» и где «лю­бовь поцветёт, поцветёт и скукожится». Он противопоставляет ей любовь своего сердца. Его любовь иная: она огромна, сильна, нерушима. Конец поэмы звучит торжественным гимном искрен­ности, глубине и постоянству любовного чувства,ни ссоры, ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

клянусь -

Содержание поэмы, основанное на возвеличивании любви, было продиктовано не только мотивами общественного характе­ра, но и личными мотивами. Эго соединение личного и обществен­ного проявилось и в поэме «Про это». Основной конфликт в по­эме между лирическим героем, борющимся за новые отношения в общественной и личной жизни, и миром лицемерства, окопав­шегося в быту. Происходит столкновение «любви-громады» нового человека с «цыплячьей любовью» мещанина:

«Так что ж?

Любовь заменяется чаем?

Любовь заменяется штопкой носков?»

Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире ме­щанства. Сталкиваются два мира. Переживания поэта носят ин­тимный характер: «В постели она. Она лежит». Единственная связь - телефон. Добела раскалённый аппарат подчёркивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возмож­ность взаимной любви, нужно только укоротить свою «грома- ду-любовь», стать мещанином «пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье». Но это означало бы задушить в себе че­ловека, капитулировать перед карликом-мешанином. Страстно и гневно звучат слова:

«…не приемлю, ненавижу это всё.

что в нас

ушедшим рабьим вбито, всё,

что мелочинным роем оседало и

осело бытом даже в нашем краснофлагом быте».

Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществ­ление цели: «Чтоб вся на первый крик: «Товарищ!» - оборачива­лась земля!» - не мог мириться ни с чем, что грозило возвраще­нием в прошлое.

Два письма - «Татьяне Яковлевой» и «Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и патриота. Любовь - это титаническое напряжение сил, в котором соперником является сам Коперник.

«Любовь - это жизнь» , - говорил Маяковский. Любовь рож­дает поэтическое слово, она активна. Любить - значит уметь не­навидеть всё, что мешает воспринимать мир как счастье.

«Нам любовь не рай да кущи, нам

любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца

выстывший мотор».

Для Маяковского любовь -поглощающее все аспекты жизни чувство, состояние экстаза, которое дарит поэту бесценное вдохновение.В то же время она причиняет поэту боль и страдания - никто из возлюбленных не отвечает такой же всепоглощающей страстью на чувства Маяковского.

"Лиличка!"-стихотворение, написанное поэтом в 1916 году и считающееся посвященным музе Маяковского- Лиле Брик.В данном произведении поэт расскрывает всю глубину и всеоблемость своих чувств к Лиличке.Он пишет, что "Надо мною, кроме твоего взгляда не властно лезвие ни одного ножа", сравнивает себя, измучевавшегося от сжигающей его любви, с уморенным от труда быком, с уставшим слоном, с той разницей, что и труд и отдых для Маяковского идет от одного источника - от любви Лилички.Мучения поэта состоят в том, что он уверен, что рано или поздно жестокосердная возлюбленныя его выгонит, может быть изругав.Он не сомневается в том, что его возлюбленная не ощущает тех же чувств, что испытывает он.Она является не субъектом, а объектом любви.Поэт настаивает на сухосердии Лилички - "забудешь, что тебя короновал", в то время как лирический герой стихотворения иступлен, он выжег свою душу огнем своей любви.

Стихотворение полно метафор, как то - "сердце в железе", "сломанная дрожью рука", эпитетов -"крученыховский ад", "цветущая душа", "мутная передня", что придает ему яркость и живость, в нескольких словах поэт сумел передать нам огромную смысловую нагрузку.

Стихотворение "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" было написано Маяковским в 1928 году, во время его служебной поездки во Францию.Поэт обязан был присылать редактору газеты "Комсомольская правда", Тарасу Кострову, заметки о жизни заграницей, но вместо них, спустя некоторое время Костров получает данное письмо о сущности любви.Именно поэтому в начале произведения мы видим извинения поэта за растранжиривание "отпущенных строф на лирику".В отличие от "Лилички", в данном произведение мы видим только народившуюся, но очень страстную и ревнивую любовь поэта.Он упивается овладевшим его сердцем чувством -"Сонм видений и идей полон до крышки.Тут бы и у медведей выросли бы крылышки.".Маяковский описывает свою любовь как экстаз, он видит ее в ревности не "к мужу Марьи Ивановны", а "к Копернику", то есть ко всему, что занимает мысли возлюбленной больше, чем он сам.Для него свадьба не является мерилом любви.Любовь для него - чистый экстаз, для продления которого не требуется никаких колоколов. В последних строках поэт все же сомневается в том, сможет ли его новая возлюбленная совладать с таким ураганом чувств поэта, но он все же предлагает ей попробовать.

В "Письме Татьяне Яковлевой", написанным Маяковским в 1928 году, поэт показывает смешение и борьбу в нем двух чувств- любви и патриотизма.Поэт пишет, что в его любви "красный цвет моих республик тоже должен пламенеть".Этим стихотворением он пытается убедить свою возлюбленную вернуться на Родину.Он пишет как ему противна "парижская любовь", с шелками разукрашенными самочками, и в то же время утверждает, что Татьяна с ним "ростом вровень" призывает ее присоединиться к нему, уйти от опошлившейся Европы.

Маяковскому обидно, что вся российская интеллегенция покинула Отечество, побоявшись бедности, чахотки, тифа, а теперь растрачивающих себя на ужины с нефтяниками вместо того, чтобы помогать подниматься стране.Но поэт обещает, что в конце концов он возьмет Татьяну-"одну или с Парижем", то есть, что он и ему подобные построят такую страну, то она будет способна захватить все мировые державы, в которых скрывается русская аристократия.

Таким образом, любовная лирика Маяковского весьма своеобразна.Ей присуща прямота, даже грубость, страстность, особая ритмовая мелодика.Все это выливается в неподражаемость и гениальность стихов поэта, умевшего по-настоящему любить.

Тема любви — традиционная, вечная тема русской литературы. Любовь является источником вдохновения, толкающим поэтов на создание стихотворений, многие из которых стали шедеврами мировой литературы. Каждый из великих поэтов видел в этом великом чувстве что-то своё. Например, для любовь — это восторг перед духовной и физической красотой, это выражение безграничного уважения к женщине, это чистое и светлое чувство, возвышающее и облагораживающее человека. Любовь — трагедия его души. Всеохватывающая любовная страсть приносит боль и страдание поэту. Лирического героя , преклоняющегося перед Прекрасной Дамой, привлекает прежде всего тайна любви, непознанность любовных чувств. Любовь в творчестве Маяковского своеобразна и приобретает нетрадиционное художественное выражение.
Любовь у Маяковского — понятие емкое и многозначное, она для него неизмеримо больше, чем тема, это не отдельная часть его поэзии, а ее суть, сочетающая в себе и личное, и общественное начало, переходящая из одного произведения в другое.
Свою первую поэму (1915) назвал «четырьмя криками» — «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Первый из них, вероятно, самый сильный и наиболее пронзительный, только после него возникают остальные три. Это крик человека, обезумевшего от боли и ненависти, несправедливости, человека, задыхающегося в страшном, опустошающем его мире.
Лирический герой охвачен громадой чувств, он предъявляет самые высокие требования к любви: вывернуть себя так, «что были сплошные губы», быть «безукоризненно нежным» — «облаком в штанах». Безответная любовь разбивает его сердце, приводит к трагедии украденного счастья. Поэтому внутри него нарастает поток невиданных страстей, разгорается «пожар сердца». Первая мука — ожидание любимой: «жилистая громадина стонет, корчится». Все больше и больше нарастающие гнев, боль, ужас перед тем, что должно свершиться, подводят к первой кульминации — пляске нервов. Внешнее разрешение кульминации («Вошла ты») оказывается исходной точкой нарастания отчаяния и боли, и это напряжение, выливающееся в образы большой эмоциональной силы («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. / Не выскочишь из сердца»), достигает предела в заключительных строфах первой главы, в последнем крике, рвущемся «в столетия».
Такова тяжесть любви. Любовь-страдание, любовь-мука суждена лирическому герою. Его высокое и прекрасное чувство превращается в боль, отчаяние, горечь и постепенно приобретает характер социальной драмы. Возлюбленная предпочитает поэту другого, у которого есть деньги, и в этом, считает Маяковский, виноват общественный строй.
Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство, породившее мерзкую, продажную, грязную любовь. Лирический герой сходит с ума, не находит себе места от того, что в мире, где все продается и покупается, любовь тоже становится предметом купли-продажи, что за чувства все решают деньги. Это самая болевая точка поэмы.
Любовь поэта — это значительно больше, чем круг личных отношений мужчины и женщины, это чувство всеобъемлющее, не замыкающееся в узких рамках одних лишь интимных переживаний («Я для меня мало»), это все, чем живет и дышит человек, поэтому любовная трагедия для Маяковского — всемирная, вселенская катастрофа. Такое максималистское представление о любви звучит и в позднейших произведениях.
Может быть, именно потому, что поэт предъявляет наивысшие требования к любви, что он до крайности эмоционален и полностью отдается любовным чувствам, личная жизнь его очень трагична. Ощущением глубокого трагизма пронизаны все его ранние произведения.
Например, в стихотворении «Лиличка!» (1916) искреннее признание в любви соединяется с криком обиды, боли и отчаяния оскорбленного, непонятого человека.
Настроению лирического героя соответствует окружающая обстановка, в которой ему душно и больно находиться. Кажется, что «дым табачный» не только «воздух выел», но и «выел» атмосферу теплых отношений, любви и взаимопонимания мужчины и женщины. Поэтому комната, где впервые лирический герой, «исступленный», гладил руки своей возлюбленной, становится похожей на ад. Прошла любовь, охладела Лиличка, она может выгнать, «изругав», любящего ее человека. Но от этого он не перестает любить ее. «Нету моря», «нету солнца» лирическому герою без возлюбленной. Он не променял бы любимую «на деньги и славу», даже после того, как она «так поэта измучила». Взгляд ее страшнее всякой пытки и смерти, потому что «душу цветущую любовью выжег». Лирический герой обезумел, одичал от этой любви, которая, как «тяжкая гиря», сдавливает сердце и душу поэта и у которой «и плачем не вымолишь отдых». Но несмотря на все несчастья и страдания, которые жестокая любимая приносит поэту, она по-прежнему дорога ему, он готов всей своей «последней нежностью выстелить» ее «уходящий шаг».
Любовь по Маяковскому — чувство полной самоотдачи. Он не признает половинчатых чувств. «Громада любовь, громада ненависть» — так определяет отношение к жизни его лирический герой в поэме «Люблю» (1922). Это первое произведение Маяковского о любви, в котором слышится радость, господствует ликующее настроение освобождения от страданий, душевной исцеленности, здесь зазвучала тема дружбы, любви и жизни, радостного соединения начал, находившихся прежде в безнадежной вражде.
«Сплошное сердце», бьющееся в стихах Маяковского, переполнено ощущением жизни. Лирический герой спешит любоваться сердцем, насладиться чувством, как «скупой спускается пушкинский рыцарь подвалом своим любоваться и рыться». В «Люблю» Маяковский славит свою «неизменную и верную» любовь, которую не смоют «ни ссоры, ни версты», любовь, которой не угрожает жизнь.
И опять это чувство для поэта намного больше личного счастья. Все время мы чувствуем за любовью к одному человеку, к женщине, любовь к людям. Ибо без общего счастья человечества поэт не представляет личного счастья, настоящей любви.
Поэма «Люблю» — поэтическая автобиография, где в противовес «очерствению сердечной почвы» «между служб, доходов и прочего» поэт клянется: «Люблю неизменно и верно!» Маяковский поднимает любовь на недосягаемую высоту и признает свое закрепощение в любви.
Такой же всесжигающий огонь любви, не знающий пощады, снисхождения, — любви, на которую обречен человек и от которой нет ему спасения, полностью пронизывает поэму «Про это» (1923). В ней Маяковский с особой силой и страстью утверждает о любви, идущей «всей Вселенной», мечтает о подлинной любви, которая стала бы законом и бытом для всех. Слово о любви произносит Маяковский-романтик, о любви, которая не была бы «служанкой замужеств, похоти, хлебов», о любви, которая заполнила бы собой Вселенную, и «чтоб вся на первый крик — / Товарищ! / — оборачивалась земля». Такой представлял, такой хотел видеть любовь Маяковский. В своем большом письме-дневнике, созданном в связи с работой над поэмой «Про это», поэт писал: «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи и дела…
Любовь — это сердце всего… И если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Поэма «Про это» — завершающий страстный всплеск в любовной поэзии Маяковского. После нее любовная тема надолго исчезла из его поэзии.
Но в последние годы жизни поэт переживает тяжелую любовную драму. У него возникает сильное чувство к женщине, которая оставила родину. Маяковский пишет «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928), не предназначая его для печати. Однако это — нечто неизмеримо более широкое, чем личное письмо. Маяковский был охвачен глубоким, искренним чувством, потому что при всех максималистских требованиях к любви ему недоставало простого человеческого счастья, личная жизнь его была крайне необустроена. Татьяна Яковлева стала для Маяковского человеком, который хорошо понимал его, был близок ему духовно. Поэт сам признается: «Ты одна мне ростом вровень». Это стихотворение пронизывает все та же мысль о подлинной любви как источнике жизненной и творческой энергии человека. Маяковский опять и опять настойчиво утверждает могучую силу любви, которая окрыляет настоящего художника, вдохновляет его на творчество. Поэт не может жить без любви, она для него — «радость неиссыхаемая».
Мечтая о настоящей, чистой любви, Маяковский презирает любовь мещанскую. Рядом с его «люблю» — ненависть, обращенная против «нефтяников», против разукрашенных шелками «самочек», против продажной «парижской любви». В последних строчках стихотворения растет уверенность в том, что эту грязную любовь победит мир, который встает за любовью поэта: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — / одну или вдвоем с Парижем».
«Письмо Татьяне Яковлевой» непосредственно перекликается с «Письмом товарищу Кострову о сущности любви» (1928). В нем Маяковский обращается к журналисту Тарасу Кострову, с которым его связывала личная дружба. В этом стихотворении, как и во всей любовной лирике, поэт стремится прежде всего сказать о каких-то важных чертах большого чувства человека. Маяковский подчеркивает, что любовь — это не «прохожая пара чувств», она не определяется внешними красотами («Мне, товарищ, в высшей мере / наплевать на купола») и одной лишь пылкой страстью («Любовь не в том, чтоб кипеть крутей, / не в том, что жгут угольями»), Любовь для поэта — это источник могучего творческого вдохновения, побуждающий человека к кипучей деятельности: «до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи». Любовь не дает человеку обессилеть, выдохнуться. Это чувство нельзя осквернять ревностью «к мужу какой-то Марьи Иванны». Ревновать — так к Копернику, ко Вселенной. «Сущность любви» прежде всего в расцвете творческих сил человека, в том, «что опять в работу пущен сердца выстывший мотор». И тогда «из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой». Это отвечает максималистским требованиям поэта к жизни, к любви. Такими и были его любовные чувства в действительности.
Любовь для Маяковского была всем, он всегда оставался «сплошным сердцем», «навеки раненным любовью», открытым «болям, обидам, бедам» не в меньшей степени, чем высоким и радостным чувствам. Маяковский воспел любовь как великое, исключительное, всепоглощающее чувство, как самое великолепное приобретение человека.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!