Направления культурно досуговые и другие. Виды и формы культурно-досугового направления СКД

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха - природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки - тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

4. Музеи - тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

5. Кинотеатры - тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

6. Центры досуга - тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

7. Культурные комплексы - комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

8. Культурно-спортивные комплексы - новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.

Форма собственности:

· учреждения федеральной собственности,

· учреждения субъектов РФ,

· учреждения муниципальной собственности,

· частные учреждения.

Вид учреждения культуры:

1. производящие товары и продукты культурного назначения,

2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

Целевая направленность:

1. культурное просветительство,

2. художественное творчество,

3. развитие эстетических чувств,

5. развлечение.

Способ хозяйствования:

· коммерческий,

· некоммерческий,

· смешанный,

Типы учреждений культуры:

Библиотеки.

Природно-ландшафтные площадки.

Парки культуры и отдыха.

Спортивные площадки.

Игровые площадки.

Разнопрофильные культурные центры.

Учреждения дополнительного профессионального образования: спортивные, музыкальные, художественные школы.

Инфраструктура культуры и досуга - комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.

Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:

1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.

· Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории.

· Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т.п.)

· Развивающие организации, обучающие фирмы.

· Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи).

· Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты).

· Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы)

· Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства.

· Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры.

· Рестораны, кафе.

· Модельный бизнес.

2. Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:

· Развлекательные телепрограммы, радиопередачи.

· Интернет.

· Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры).

· Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет).

· Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования и т.д.).

· Дороги, связь, транспорт.

· Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

Индустрия досуга:

1. индустрия товаров культурного назначения,

2. индустрия туризма,

3. индустрия аудио- и видеопродукции,

4. индустрия развлечения:

· газеты, журналы, книги развлекательного содержания,

· киноиндустрия и производство видеопродукции,

· сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции,

· музыкальная индустрия, производящая и продающая музыкальную продукцию,

· артбизнес (галереи, выставочные залы),

· организации концертов, туров, шоу-бизнес,

· игровой и игорный бизнес,

· театры, концертные организации, цирки,

· досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки,

· модельный бизнес,

· сеть общественного питания.

С 50-х годов прошлого столетия начинается рост мемориальных праздников, праздников профессий, прославляющий труд, фестивали искусств, а так же новые достижения советского государства (покорение космоса, освоение целины и т.п.). Рост этот продолжался в период 60-80 годов, и достиг своей кульминации во время открытия Московской Олимпиады в 1980 году главный режиссер – И.М. Туманов, который в своей работе собрал все достижения сценарной культуры того времени.

Необходимо сказать еще и о том, что в 70-е годы появляются публикации, дающие определение сценарию как сложном образовании, требующее специальных умений и навыков.

В 80-х годах 20 века характеризуются большим количеством богатых. Ярких, талантливых и массовых постановок: 60-летия образования СССР, 40-летия Победы, Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

На смену им в 90-х годах наблюдается повышенный интерес к традиционным, народным гуляниям, к церковным праздникам и фольклорным обрядам. Переходный период, слом советского государственного строя, духовная пустота отразились и на досуговой деятельности.

Известный исследователь Е.Г. Соколов пишет: «Во всех отношениях массовая культура для России ХХ – ХХI вв. – великое благо, может быть, величайшее из всех, когда-либо ниспосланных Богом на эту землю. Культурное напряжение, существующее сейчас в российском обществе, чревато последствиями. Необходимы страхующие системы разрядки, амортизаторы, механизмы снятия или переориентации импульсов противления. Масскульт – один из таких очень эффектных и прекрасно зарекомендовавших себя механизмов «социальной гармонизации». Он – гарант спокойствия и мира, довольства и благополучия, потому что «заботится о населении». И это правда. Приглядывается к человеку, руководит и направляет его каждый шаг, страхуя от неудач и подавленности. За мир приходится платить».

1.2 Виды и типы культурно-досуговой деятельности

Изучая виды и типы культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть основные понятия, которые будут необходимы в дальнейшем.

Свободное время – доля суток, которая остается в распоряжении человека после ночного сна, оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды, трудовые функции, проезда к месту работы и обратно, приготовление пищи и ее употребления, приобретение вещей, воспитательные процессы.

Досуг – время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства и воспроизводства человеком жизненных функций.

Рекреация – восстановление.

Рекреационная активность – активность человека, соответствующая его потребностям, традициям культуры, поведенческим и оценочным стандартам социального окружения.

Рекреационный эффект – эффект, проявляющийся в чувстве бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия.

Культурно-досуговая деятельность – специфическая активность людей во время досуга, направленная на создание, воспроизведение, приумножение, передачу культурных ценностей.

Культурно-досугоая деятельность – целесообразно организованная и содержательно наполненная активность массы людей или конретной личности в свободное время.

Культура – целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества.

Культура – высокий уровень владения людьми нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики

Культура – активное направление деятельности, аспект государственно практики, объект правого регулирования и т.д.

Досуговая деятельность – деятельность, развивающаяся в рамках культуры данного сообщества, организующаяся на основе общественно значимых норм и представлениях о художественно-эстетической активности и творчества в целом.

Культура досуга – проведение человеком свободного времени, сбалансированного по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполненного социально-значимым смыслом и согласованно с традициями данного общества и его современными требованиями.

Цель досуга – представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях.

Мотив досуга - не осознанная желание участвовать в той или иной досуговой деятельности, синтезирующее в себе потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека.

Функции досуга – целостное предназначение и место в жизни.(компенсаторные, воспитательные, образовательные, рекреационно-оздоровительные, терапевтические

Культурный продукт – завершенная единица культурно-досугового производства (вещественные – книги, компакт-диски, кинофильмы и т.д., невещественные – нематериальные усилия, духовно-ценностные аспекты деятельности творческих работников).

Компоненты КДД:

1. субъекты деятельности:

· основные (самодеятельные, организованные)

· организаторы (руководящий состав профессиональных организаторов, профессионально-творческий состав работников искусства и СМИ, специалисты, исполнители производители услуг, вспомогательный персонал. Представители власти, предприниматели в области КДД)

2. культурно-исторические, художественные, духовные ценности.

3. товары культурного назначения.

4. природно-ландшафтные, биорастительные комплексы.

5. материально-технические средства.

Направления культурно-досуговой деятельности:

1. КДД, реализуемая человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций (участие в праздниках, гуляниях и т.п.)

2. Специально организованная КДД (с помощью организаторов, творческой группы, бизнес-структур, общественных организаций и т.д.)

Главные ценности культурно-досуговой деятельности:

1. воплощенные в прошлой культуре (народое искусство, фольклор, нравственные формы) в произведениях профессионального искусства, представляющие культурное наследие общества. – общенациональный уровень культурных ценностей, принадлежит всему народу, выступает источником духовного обогащения исторических поколений, нередко нуждается в правовой защите государства;

2. тяготеющие к государственным и общественным формам собственности, общественно значимы, часто коммерчески не выгодны, развивают личность, обеспечивают нормы общественного потребления культурных услуг всем слоям населения;

3. объекты негосударственной частной собственности коммерческого типа, выходят за пределы гарантированных культурных стандартов, основаны на коммерции, потребляются как индивидуально, так и массово, интегрируются в безубыточные виды культурно-досугового производства;

4. привлекательные и ценные для отдельных культурных или общественно-политических групп населения, значимы для отдельных этносов, религиозных сообществ, выступают объектами частной общественной собственности (авторское право, предметы личных коллекций и т.п.).

Типы КДД:

· Культурно-художественная.

· Образовательно-развивающая.

· Природно-рекреационная.

· Санаторно-оздоровительная и туристическая.

· Спортивно-зрелищная.

· Самодеятельно-любительская

· Зрелищно-развлекательная.

Все выше перечисленное определяет функции учреждений культуры и особенности их деятельности, определяющие и основную характеристику учреждения.

1.3 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Стабильность и целостность системы досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.

Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: "Отечество на рубеже веков", "Историческое прошлое нашей Родины"; тематика дискуссий: "Какой он - герой нашего времени" и т.д.

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования. Следующее направление культурно-досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель - развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия.

Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты ("мисс-лето", "джентльмен-шоу"), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.

Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной.

В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития, как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования результатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реализации новой концепции человека и нового понимания жизни общества.

1

В статье рассмотрено содержание культурно-развлекательной деятельности студентов. Отмечено, что в настоящее время наблюдается многообразие направлений и форм культурно-развлекательной деятельности молодежи. Вместе с тем имеющееся разнообразие культурно-досуговой деятельности не всегда соответствует интересам и потребностям молодежи. С позиции системного подхода проанализировано мнение студентов об их досуге. Рассмотрено отношение молодежи к имеющимся досуговым мероприятиям в мегаполисе. Конкретизировано наличие свободного времени в недельном цикле. Выделены причины непосещения культурно-развлекательных мероприятий. Впервые определены критерии интересного культурно-развлекательного мероприятия с точки зрения молодежи как потребителя этих услуг: соответствие потребностям молодежи, использование информационных технологий, инновации и разнообразие формата проведения, возможность принимать участие в разработке мероприятия, интерактивная форма проведения, использование зарубежных методик разработки и реализации молодежных мероприятий. Конкретизированы наиболее привлекательные для молодежи виды культурно-досуговой деятельности. Рассмотрено мнение молодежи о тех видах и направлениях культурно-развлекательной деятельности, которых не достаточно в городе Омске. Результаты исследования рекомендуется использовать в государственных и частных организациях, занимающихся организацией культурно-досуговой деятельности молодежи, а также при подготовке специалистов по профильным направлениям подготовки в области организации различного вида досуга.

студенческая молодежь

культурно-досуговая деятельность

инновационные формы развлечений.

1. Козин С.В. Досуг современной студенческой молодежи // SCI-ARTICLE. - 2015. - № 28. - С. 1-13.

2. Опарин Г.А. Досуг молодежи // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 195. - С. 56-64.

3. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1. - С. 45-47.

4. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - С. 220-223.

5. Кравчук Т.А. Структурно-функциональная модель процесса организации культурно-досуговых мероприятий для молодежи / Т.А. Кравчук, П.И. Флянку // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. - № 4 (46). – Ч. 3. – Апрель. - С. 61-66.

6. Макарьева Е.А. Досуг и развлечения студентов / Е.А. Макарьева, М.А. Сердюкова, Л.П. Колупанова, О.В. Дробышева // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика. - 2014. - № 3-1 (8-1). - С. 439-442.

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из важнейших особенностей культурного развития молодого поколения является широкое разнообразие направлений культурно-развлекательной деятельности в области свободного времени молодежи . Сфера развлечений является важнейшей составляющей повседневности и необходимой ценностью для молодого поколения, к тому же за годы экономических перемен страна претерпевала в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражалось в существенном расширении у молодежи возможностей заполнения своего досуга, а также в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени .

В связи с изменчивостью макроэкономических условий внешней среды произошли коренные изменения в направлении деятельности культурно-развлекательных учреждений на пути решения задач культурного воспитания молодого поколения . Поэтому разнообразие направлений культурно-развлекательной деятельности для молодежи на сегодняшний день не всегда соответствует ее интересам и потребностям .

Проблема исследования - отсутствие современных данных о предпочтениях в проведении развлечений для молодежи, а также о специфике организации этих развлечений.

Объект исследования - досуг молодежи.

Предмет исследования - содержание досуга молодежи.

Цель исследования - выявить предпочтения молодежи в культурно-развлекательной деятельности.

Для решения поставленной цели использовались следующие задачи исследования.

1. Рассмотреть современные молодежные формы культурно-развлекательной деятельности.

2. Изучить мнение молодежи о предпочтениях в проведении досуга и инновационных форм развлечений.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы; опрос (анкетирование), математическая обработка данных.

Организация исследования: исследование выполнялось на базе кафедры теории и методики туризма и рекреации ФГБОУ ВО «СибГУФК», а также на базе следующих вузов г. Омска: ФГБОУ ВО «ОмГУПС», ФГБОУ ВО «СибАДИ».

Результаты исследования. Контент-анализ в поисковых системах сети Интернет позволил нам выделить в городе Омске наиболее популярные учреждения досуга и развлечений: досуговые центры (163); рестораны, кафе, пиццерии (787); парки культуры и отдыха, пляжи (7); цирки (1); кинотеатры (31); театры, концертные залы (45); музеи, выставки (102), боулинг, бильярд и развлекательные центры (49).

Как правило, весь спектр государственных форм развития развлечений и досуга молодежи сливается в общий массовый досуг всего населения региона, так как молодежный сегмент развлечений в регионе не столь развит для выделения его как отдельной категории. Тем не менее городские государственные объекты занимаются реализацией отдыха молодежи посредством организации экскурсий, проведением туристских мероприятий, спортивных походов, экспедиций и прочего.

Самыми распространенными в проведении различных форм развлечений для молодежи в г. Омске являются негосударственные учреждения, и, как правило, это горнолыжные базы, спортивные клубы, центры активных развлечений, туристические компании и иные организации, которые занимаются организацией различного рода экскурсий, круизов, культурно-развлекательных мероприятий, осуществляют спортивно-развлекательный отдых, туры выходного дня, а также аренду помещений для отдыха и развлечений потенциальных потребителей. Опять же следует уточнить, что такие формы развлечений применимы как для всего населения, так и для молодежи как отдельной категории с учетом разработки и предоставления продукта, характерного для их досуга и развлечений.

Опрос в виде анкетирования проходил среди студентов 1-5 курсов в возрасте 17-22 лет. Общий объем выборки опроса составил 300 респондентов. Из числа всех респондентов 41% составлял юношей и 59% девушек. Возраст респондентов варьировался следующим образом: 15% - 17-летних, 16% - 18-летних, 23% - 19-летних, 17% - 20-летних, 15% - 21-летних, 14% - 22-летних.

В ходе исследования было выявлено, что большую ценность для молодежи представляют знания (23%), развлечения (22%) и успех (18%). Остальная часть респондентов (12%) предпочитают деньги и получение новых впечатлений. Лишь 6-7% респондентов выделяют ценностью популярность среди сверстников и признание окружающими как специалиста (рис. 1).

Рис. 1. Жизненные ценности современной молодежи, %

Из вышесказанного следует, что студенты большей ценностью на данный период времени видят поиск и усвоение новых знаний. Также респонденты выделяют развлечения как приятное времяпрепровождение в свободное от учебы время.

Исследование показало, что в среднем большим количеством свободного времени студенты располагают, как правило, в выходные дни. Количество свободного времени здесь варьируется от 2 до 4 часов (32%), и более 5 часов выделили 39% студентов. В будние дни студенты располагают меньшим количеством свободного времени. Таким образом, количество отведенного свободного времени, которым располагают студенты, зависит от времени, которое уходит на занятия в учебных заведениях. Менее 1 часа выделяют 39% студентов и от 1 до 2 часов - 29% респондентов.

В процессе анализа ответов студентов мы выделить тенденцию преобладания «реального» досуга, основанного на занятиях спортом и регулярных встречах с друзьями, над «виртуальным», строящимся на общении в интернете. Это может говорить о положительной тенденции в пользу «реального» проведения свободного времени молодежью, характеризующегося как оптимальный здоровый досуг.

Также в ходе исследования мы выявили, что вполне удовлетворены проведением своего свободного времени 75% респондентов. Однако имелись и те, кто затруднился с выбором ответа (14%). И самая незначительная часть респондентов была скорее не удовлетворена проведением этого времени либо вовсе не удовлетворена (8 и 3% соответственно).

Согласно частоте посещения развлекательных заведений г. Омска, 29% студентов крайне редко это делают, возможно, это связано с нехваткой времени. Тем не менее 24% посещают 1-2 раза в неделю. Каждую неделю посещает 21% респондентов, остальные 18% посещают развлекательные заведения с частотой в 1-2 раза в месяц. И вовсе не посещают всего лишь 8% студентов. Из этого следует, что основная часть студентов посещает развлекательные заведения г. Омска. Это говорит о том, что молодежь стремится к организованным развлечениям в зависимости от наличия свободного времени.

По всем культурно-развлекательным мероприятиям, которые проводятся в нашем городе, 54% респондентов стараются их посещать и 46% их вовсе не посещают. Далее было выяснено, что 54% респондентов посещают следующие культурно-развлекательные мероприятия: День города, концерты, спартакиады, фестивали, день молодежи, праздничные мероприятия на 1 мая и 9 мая, фестивали красок, различные выставки, марафоны, ярмарки, концерты звезд, спортивные мероприятия.

Те, кто не посещает такие мероприятия (46%), указали в числе причин нехватку времени (30%). Вместе с тем 27% опрошенных выделили отсутствие таких мероприятий, которые были бы им интересны, также 16% не устраивает сам формат проведения. Всего 12% выделили плохую рекламу и отдаленность места проведения. И лишь малая часть респондентов выделили незаинтересованность в таких мероприятиях, отсутствие денег, лень и прочее. Это все говорит о том, что не только время является ограничением в проведении свободного времени, но также и ряд других не менее важных причин. В их числе респонденты отмечали не достаточное количество свободного времени и отсутствие интересующих мероприятий (рис. 2).

Определяя наиболее приемлемую обстановку в проведении развлечений, выяснилось, что оптимальной является небольшая компания (49%). В обществе большого скопления людей предпочитают проводить 24% респондентов. Всего 16% предпочитают одиночество. Наименьшая часть респондентов (11%) не против провести свободное время у компьютера или телевизора, нежели в обществе людей. Все это подчеркивает тот факт, что и современная молодежь в большей массе все же видит приемлемую обстановку в проведении развлечений в обществе людей, что немаловажно на сегодняшний день с наличием интенсивных интернет-коммуникаций в молодежной среде.

Рис. 2. Причины непосещения культурно-развлекательных мероприятий, %

При выборе места отдыха большинство респондентов ориентируются в первую очередь на наличие уютной атмосферы (24%). Не менее важной является приемлемая стоимость (21%). Также здесь важен контингент посетителей и удобное местоположение. Остальные критерии пользуются меньшей значимостью при выборе места отдыха. Здесь количество респондентов варьируется от 1-10%. В целом основное, на что опираются респонденты при выборе места отдыха, это уют, цена и контингент посетителей (рис. 3).

Рис. 3. Критерии выбора места отдыха, %

Разнообразие культурно-развлекательных заведений, представленных в нашем городе, удовлетворяет 38% респондентов. Основная часть респондентов хотели бы большего разнообразия (45%). И лишь 17% не удовлетворены разнообразием подобных заведений. Это говорит о том, что молодежь в большей степени хотела бы видеть такие культурно-развлекательные заведения, которые бы удовлетворяли их потребности и интересы в развлечениях.

Спортивно-оздоровительные формы в культурно-развлекательной деятельности интересуют 42% респондентов, активные формы и квест-игры привлекают 36% студентов. Анимационные мероприятия актуальны для 15% молодежи. Всего 7% студентов отдают предпочтения пассивным формам досуга.

Для того чтобы культурно-развлекательное мероприятие было популярным среди молодежи, оно должно в первую очередь соответствовать ее потребностям. Также, согласно современным запросам молодежи, здесь должны присутствовать информационные технологии. На сегодняшний день актуальным считается внедрение инноваций в досуг, поэтому они тоже рассматриваются как важный критерий во многих современных мероприятиях. Среди имеющегося разнообразия формата проведения мероприятий молодежь все же хочет видеть что-то новое. Важным критерием для молодежи является возможность принимать участие в разработке мероприятия. Вызывают интерес интерактивные и зарубежных методики разработки и реализации мероприятия. Данная динамика позволяет определить наиболее важные критерии, которыми должно обладать культурно-развлекательное мероприятие.

Согласно частоте выбора наиболее высокой оценки по сравнению с самой низкой по балльной системе, были выделены наиболее приемлемые виды культурно-развлекательной деятельности:

1. Оздоровительные мероприятия.

2. Подвижные игры с участием подготовленных и неподготовленных людей.

3. Досуговые церемонии и общение.

4. Логические игры.

5. Аттракционы, развивающие ловкость.

Далее респонденты выделили такие виды культурно-развлекательной деятельности, которых, на их взгляд, не достаточно в нашем городе (таблица). Согласно полученным результатам ответы были распределены по следующим блокам: пассивная деятельность, спортивная деятельность, активные развлечения. Респондентами было внесено большинство предложений по активным развлечениям, которые представляют наибольший интерес для молодежи. В основе всей культурно-развлекательной деятельности студенты выделили как обязательный критерий доступность и приемлемую цену. Также респондентами было отмечено, что в принципе хватает всего, необходимо только изменить методы проведения и тематику мероприятий.

Мнения молодежи по культурно-развлекательной деятельности,

которой не достаточно в г. Омске, %

Пассивная деятельность

Спортивная деятельность

Активные развлечения

«Ботанические» мероприятия (интеллектуальные игры, дебаты), соревнования по компьютерным играм Dota 2, CS.GO.

Велоразвлечения - квесты,

развлечения по силовым видам спорта - воркаут, кросфит, оздоровительные,

по типу «Мама, папа, я - спортивная семья»

Игры на открытом воздухе, активные развлечения для молодежи, парки аттракционов, развлекательные и с юмором, увлекательные, развлекательные спектакли, флешмобы, концерты современных исполнителей, досуговые церемонии, квесты, большие батутные парки, аквапарки, всё на водную тематику, танцевальные, реконструкции исторических сражений, доспешные интерактивные площадки, турниры, тематические вечера, интеллектуальные игры

Недорогостоящие и доступные.

Хватает всего, только изменить методы проведения и тематику

Разработаны практические рекомендации для учреждений сферы физической культуры и спорта, социально-культурного сервиса и туризма по организации инновационных форм развлечений для молодежи, основаны на мнении потенциальных потребителей и обоснованной необходимости процесса организации культурно-развлекательных мероприятий, направлены на совершенствование деятельности данных предприятий, а также увеличение доли предлагаемых услуг для молодежи.

1. Развлечения входят в число наиболее значимых жизненных ценностей для молодежи. Количество свободного времени, которое могут себе позволить студенты на отдых, как правило, зависит от недельной учебной нагрузки. Также была выделена тенденция преобладания «реального» досуга, основанного на занятиях спортом и регулярных встречах с друзьями, над «виртуальным», строящимся на общении в интернете.

2. Согласно частоте посещения культурно-развлекательных заведений г. Омска большая часть студентов крайне редко это делают из-за не столь большого разнообразия в выборе таких заведений, которые бы полностью удовлетворяли их потребности в развлечениях. Вместе с тем большая часть респондентов посещают культурно-развлекательные мероприятия. Те, кто не посещают их, связывают это в первую очередь с нехваткой времени и отсутствием таких мероприятий, которые были бы им интересны.

3. Наиболее предпочитаемой обстановкой в проведении развлечений, как выяснилось, является небольшая компания. При выборе места отдыха большинство респондентов ориентируются в первую очередь на наличие уютной атмосферы и приемлемой стоимости. Также для студентов в культурно-развлекательной деятельности наиболее привлекательными считаются спортивно-оздоровительные и активные формы, а также квест-игры.

4. По мнению молодежи, культурно-развлекательное мероприятие должно обладать следующими критериями:

Соответствие потребностям молодежи,

Использование информационных технологий,

Инновации и разнообразие формата проведения,

Возможность принимать участие в разработке мероприятия,

Интерактивная форма проведения,

Использование зарубежных методик разработки и реализации молодежных мероприятий.

Библиографическая ссылка

Кравчук Т.А., Савчак Д.А., Кравчук А.И., Петкова И.С. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27655 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Развитие культурно-досуговой деятельности всегда было неразрывно связано с развитием общества. Каждая историческая эпоха приносила свои новые требования, формы, построения в культурно-досуговую деятельность. Современная теория и практика этой деятельности обобщает в себе весь накопленный раннее опыт и анализ сегодняшнего состояния.

Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.

Основы культурно-досуговой деятельности - важнейший из базовых курсов в период обучения специалистов в области социального и культурного сервиса. Владеть ее основами необходимо специалистам-организаторам презентаций, вечеров и приемов.

Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры.

С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

культурная досуговая деятельность свободное время

1. Содержание и сущность досуга

Неотъемлемым компонентом образа жизни является досуг, который в условиях современного российского общества привлекает к себе все больше внимания исследователей, в связи с тем, что социальная значимость этой сферы жизнедеятельности в последнее десятилетие заметно возросла.

Проблемы досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и культурологией, социальной философией и многими другими науками в области социального знания.

Досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых.

Задачи, решаемые сегодня в сфере досуга, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.

Содержание досуга в РФ становятся важнейшим направлением в работе государственных и общественных структур федерального, регионального и муниципального уровня. Об этом свидетельствуют осуществляемые в настоящее время национальные программы в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилья и т.д.

Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом.

В современном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Вместе с тем сфера досуга - значимая часть экономической жизни общества, она приносит существенную прибыль и в ней заняты десятки тысяч людей, заинтересованных в клиентах сферы досуга.

Существовавший на протяжении всего двадцатого столетия упрощенный подход к понятию "досуг", отождествление его с рекреацией, устойчивые представления о том, что досуг - это второстепенный элемент образа жизни, он вторичен по отношению к работе, учебе, что время досуга молодое поколение проводит в асоциальных компаниях, все это привело к тому, что возникла потребность теоретического осмысления проблем досуга и реальная практическая необходимость в социологическом исследовании досуга как значимой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи, значительная часть которой проживает в провинциальных городах нечерноземного центра России.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение.

2. Понятие и важнейшие направления современной досуговой деятельности

Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Стабильность и целостность системы досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.

Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: "Отечество на рубеже веков", "Историческое прошлое нашей Родины"; тематика дискуссий: "Какой он - герой нашего времени" и т.д.

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования. Следующее направление культурно-досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель - развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия.

Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты ("мисс-лето", "джентльмен-шоу"), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.

Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной.

В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития, как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования результатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реализации новой концепции человека и нового понимания жизни общества.

3. Анализ основных компонентов культурно-досуговой деятельности

Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организации. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности подразделяются на:

1) Основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:

самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятельно-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Самодеятельными субъектами выступают многочисленные любители охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;

субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предоставляют им такие возможности;

2) Организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

руководящий состав профессиональных организаторов досуга ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и В целом социокультурного сервиса. Представители этой группы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации - представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией - артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио - и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;

высококвалифицированные работники и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

рядовые исполнители и производители услуг в области досуга - работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

вспомогательный персонал - технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь "в тени", эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незримые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие тепла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещениях, надежную работу техники и др.;

представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.

Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на примере организаций Российской Федерации):

учреждения федеральной собственности;

учреждения субъектов РФ;

учреждения муниципальной собственности;

организации частной собственности физических или юридических лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:

производящие товары и продукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и др.);

оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);

осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;

отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:

коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения.

некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. - общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;

смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации - в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени.

У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды.

Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования.

Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Заключение

Итак, культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в то же время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической.

Досуг рассматривается как особый предмет исследования в общей структуре деятельности личности, который имеет социальные функции, типы, может принимать различные формы. Досуговая деятельность представляет собой процесс создания условий для позитивно-ориентированного мотивационного выбора личности предметной деятельности

В современных динамичных социокультурных условиях изучение культурно-досуговой деятельности показывает, что от какого бы опыта не исходили конкретные понятия, отражающие совокупность политических, национальных и экономических событий, воплотивших в себе думы и чаяния народа, реализуются они в практическом действии - духовно определенном, культурно-исторически подготовленном и мотивированном.

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.);

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Культурно-досуговую деятельность следует рассматривать как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Она функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

Культурно-досуговая деятельность, которая является одним из элементов духовной жизни общества, содержит все признаки культурно-творческой деятельности. Причем в данном случае не имеет значения, результат какого уровня профессионализма и общественной значимости достигается.

Постоянное изменение и внедрение инноваций в индустрии досуга позволит культурно-досуговой деятельности создать условия для раскрытия сущностных сил личности в следующем тысячелетии.

Список использованной литературы

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. // Теория и практика организации. - М., 2011.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: 2009.

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. - М.: "Профиздат". - 2005.

4. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. - М.: 2004.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: 2010.

6. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. - М.: 2006.

7. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. // Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. - М.: "МГУКИ", 2005.

8. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 07.03.2009

    Рассмотрение субъектов культурно-досуговой деятельности и форм государственного регулирования. Изучение особенностей организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Характеристика культурной среды агрогородка Новые Максимовичи.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2015

    Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности, ее основные функции и субъекты. Субъективные цели, мотивы, методы и формы культурной-просветительной деятельности. Формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

    реферат , добавлен 26.08.2010

    Историко-педагогический аспект развития культурно-досуговой деятельности и характеристика ее функционального многообразия. Основные направления и виды деятельности учреждений культуры. Режиссура как основной метод социально-педагогического воздействия.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Особенности развития культуры России в условиях экономико-политической трансформации. Понятие и сущность эксклюзивных культурно-досуговых программ. Функции и значение активного отдыха. Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2010

    Особенности социально-культурной деятельности. Методическое обеспечение СКД – оснащение учреждений культуры методикой и рекомендациями для организации творческого досуга; сущность понятий. Методические принципы организации культурно-досуговой работы.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Задачи и миссия библиотек, занимающихся обслуживанием детей. Подготовка специалистов-организаторов культурно-досуговой деятельности для них. Статус детских библиотек на рынке услуг по организации досуга. Проблема их конкуренции с другими учреждениями КДД.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков. Формирование у молодежи культуры общения. Развитие творческого потенциала подростков. Формирование у молодого поколения осознанной необходимости в здоровом образе жизни.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Изучение теоретической сущности формы культурно-досуговой деятельности в России в XIX - начало XX века. Рассмотрение посиделок и бесед, как форм культурно-досуговой деятельности. Анализ программы посиделок и бесед из истории исследуемого предприятия.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2019

    Изучение сущности культурно-досуговой деятельности. Рассмотрение особенностей культурно-досуговых программ. Анализ роли художественно-документальных произведений в данной системе. Оценка выразительных средств театральной драматургии в сценарии программ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!