Нравственные основы семейной жизни. Основы нравственной жизни

Ф. Р. ВЕЙСС
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

МИНСК
«ЮНАЦТВА
1994

Печатается по изданию:
Вейсс Ф. Р. Нравственные основы жизни.- СПб., 1881
Для старшего школьного возраста
Перевод с французского

Уважаемый читатель!

В твоих руках необычная книга. Ей около двух столетий. Но, появившись в самом начале девятнадцатого века, она и сегодня является актуальной и полезной. Ибо посвящена нравственным основам жизни, ее смыслу, что во все времена непреходяще для человека, а также общества, в котором он живет.

В переводе на русский язык эти популярные философские размышления вышли отдельной книгой в 1881 году в Санкт-Петербурге и не переиздавались.

Предлагая новое издание книги, мы не делаем никаких сокращений и не утверждаем, что с позиций современности в ней все безупречно. Мы только хотим подчеркнуть, что в этой книге немало ответов на многие вопросы, которые ставит жизнь,- от морально-этических, касающихся отдельного человека, до широко государственных.

Написанная в исповедальной, легкодоступной манере, книга, тем не менее, глубока по содержанию, философски заострена и обобщена, а главное, читаемая, как будто она создавалась в наши дни. «Философия обыденной жизни» - так емко можно было бы сказать о книге.

Надеемся, что oна станет не менее популярна работ известного американского исследователя в области человеческих взаимоотношений Д. Карнеги.

Итак, в добрый путь, читатель. И если книга заставит тебя задуматься, побудит душу трудиться, значит, наши старания не напрасны.
Издательство «Юнацтва»

От издателя (Вступительная статья к санкт-петербургскому изданию 1881 года.)

Издавая сочинение писателя, давно умершего, но значение которого лучше всего доказывается тем, что предлагаемая читателям книга выдержала в свое время десять изданий (Последнее было в 1828 году.), необходимо сказать несколько слов как о личности самого автора, так равно и о причинах, по которым издатель считал появление означенного сочинения небесполезным для современной русской читающей публики.

Франциск Родольф Вейсс, родом швейцарец, родился в Ивердёне, в 1751 году. Одаренный от природы замечательными способностями и неудержимой жаждой к приобретению познаний, он большую часть жизни провел в путешествиях. В молодости занимал он должность бальи в Мудоне, затем был начальником городской стражи в Берне, членом городского совета того же города. Сочувствуя идеям, господствовавшим тогда во Франции, он просил и получил место полномочного агента Бернского сената при Парижском конвенте, а затем сделан был в 1797 г. комендантом Ваадского кантона, где и остался до вторжения французов в Швейцарию. После этого события Вейсс оставил политическую карьеру и посвятил остальную жизнь путешествиям и литературе. Прожив довольно долго в Германии, он вернулся после 18-го Брюмера в свое отечество, где нашел все до того изменившимся, что не мог уже рассчитывать на получение какого-либо места или на какие- либо занятия. Сраженный и убитый горем в лучших своих мечтах приносить обществу пользу личной службой, провел он остальную часть жизни добровольным изгнанником и, наконец, не выдержав нападков ужасной нервной болезни, которой подвергался вследствие тех же неудач и горестей, кончил жизнь самоубийством в Нионе в 1818 г.

Вейсс написал довольно большое число нравственно философских сочинений, но истинную авторскую славу доставила ему только предлагаемая ныне в переводе книга, которая в подлиннике озаглавлена: «Principes philosop- hiques, politiques et moraux». Живя в веке, когда идеалистическая философия вступала в период своего высшего развития и когда почти все, занимавшиеся философией, бросились на разрешение высших метафизических задач, Вейсс не увлекся этим общим потоком и вместо паренья в туманных областях метафизики избрал предметом своих исследований человека с его нравственною деятельностью, обнаруживающейся в самых обыкновенных событиях вседневной жизни. Выражение «познай себя» могло бы служить прекрасным эпиграфом к его книге, и она сама всего лучше могла бы быть озаглавлена «Философия обыденной жизни». Действительно, читая его книгу, нельзя не подивиться той искренности и той неумолимой правде, с которой автор вскрывает скальпелем философского исследования и выводит на свет те тайные, основные побуждения, которыми человек руководствуется в поступках своей жизни, начиная с самых важных и кончая самыми обыкновенными. Ничего не остается скрытым перед проницательным взглядом прямодушного исследователя. Читатель при чтении книги как бы исповедуется самому себе и нередко против воли принужден бывает сознаться и сказать: «Да! Таковы люди, таков я сам, таковы мои собственные побуждения и поступки!».

Заключения и выводы автора дышут иногда простотой, доходящей до наивности, особенно когда он говорит о житейских мелочах, но ведь девять десятых нашей жизни состоят именно из мелочей, и потому для того, чтоб узнать хорошо жизнь, нельзя оставить эти мелочи без исследования. Немало придает книге достоинства и интереса еще то обстоятельство, что она написана самым удобопонятным, простым языком, делающим чтение её равно доступным людям всех классов и состояний, на какой бы степени развития они ни стояли, чего, к сожалению, нельзя сказать о большинстве философских и нравственных сочинений. Тон и взгляды автора до того чисты и искренни, что напоминают иной раз почти евангельскую простоту.

Ввиду такого значения книги, издатель полагал, что появление ее в настоящее время на русском языке, во всяком случае, не будет бесполезным. Мы вообще не можем похвастать распространением в нашем обществе сведений, которые имели бы предметом нравственное существо человека и притом в той форме его деятельности, которая относится ко вседневным фактам жизни. В этом случае мы, как в науке, более любим разрешать мировые задачи и считаем ниже своего развития и достоинства заниматься более близкими и простыми вопросами. Что же касается до нравственной самооценки, то в ней (можно быть уверенным, что с этим согласится всякий из прочитавших эти строки) мы очень склонны к самообольщению. Если эта книга откроет хоть до некоторой степени кому-нибудь глаза на самого себя и поможет сделать шаг по пути к верной самооценке и самоулучшению, то издание ее уже можно будет почесть принесшим ожидавшуюся от него пользу.

В заключение необходимо напомнить читателю, что автор книги жил и писал почти сто лет тому назад; потому, отдавая дань справедливости философской и нравственной части его сочинения, следует заметить, что приводимые им собственно исторические и другие факты во многих случаях уже не могут иметь прежнего значения. Естественные науки, на которые автор часто ссылается, ушли далеко вперед; в наше время не существует также ни инквизиции, ни многих других злоупотреблений, и, наконец, немало взглядов на общественные отношения, считавшиеся в то время правильными, ныне изменились вполне, как, например, вопрос о значении женщины в обществе. Тем не менее благоразумный читатель поймет, что всякий автор бывает сыном своего века и может рассуждать только на основании фактов, существовавших в его время, что, однако, не мешает его взглядам и выводам оставаться верными и достойными внимания. Издатель не считал себя вправе делать в сочинении какие-либо выпуски, кроме самых незначительных, относившихся до вопросов, потерявших уже решительно всякое значение, но, во всяком случае, читая книгу, легко отделить в ней устарелое и ошибочное от истинного и хорошего, а этого последнего заключается в ней, по мнению издателя, слишком достаточно для того, чтобы возбудить и заинтересовать внимание читателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В двадцать лет я считал себя мудрецом, в тридцать стал подозревать, что я не более как глупец. Правила мои были шатки, суждения лишены выдержки, страсти противоречили одна другой.

Я много видел, много читал и успел испытать в жизни почти столько же радостей, сколько и горя. Судьбу и людей обвинял я безразлично. Они действительно были виноваты во многом, но не до такой степени, как это мне воображалось.

В один счастливый день я внезапно сделал сам себе смелый вопрос: не имели ли люди столько же причин жаловаться на меня, сколько я на них? Взглянув беспристрастно на свою жизнь, я, как мне показалось, ясно увидел, что большая часть тех событий, которые я называл несчастьями, были вызваны ошибками с моей же стороны, что я был одурачен моими собственными юношескими увлечениями и что будь во мне поменьше самолюбия и глупости и, наоборот, поболее умеренности и такта, я, наверно, избежал бы многих неприятных положений, о которых одно воспоминание до сих пор обдает меня холодом.

Это сделанное мной самому себе тягостное, но вместе утешительное признание повело за собой другие. Мне захотелось узнать, на чем были основаны мои собственные убеждения и мои знания. Я постарался дать себе отчет в моих взглядах и был поражен их непоследовательною слабостью в самых важных вопросах. Я увидел ясно, что умозаключения мои диктовались гораздо более рутиной и случаем, чем рассудком, что остроумие и чужой пример соблазняли меня гораздо более, чем строгие выводы собственного ума, и что, нахватав бездну ни на что ненужных сведений, я упустил из виду самые необходимые. Сделавшись скромнее, я стал искать себе руководителя среди лучших писателей. Мне хотелось заимствовать и выработать себе взгляды равно чуждые как суеверия, так и нечестья, с помощью которых мой ум мог бы привести в полную гармонию мои стремления. Но попытка моя оказалась тщетной: один автор оказывался ханжей, другой атеистом, один поверхностным, другой неясным.

Большинство разрабатывало только отдельные вопросы, и самые лучшие не были чужды наших общих национальных недостатков: преклонялись перед властью, поощряли рабство или, что еще хуже, обнаруживали отсутствие опытности, честности и великодушия.

Недовольный ими, я стал думать о занимавших меня вопросах сам и, припомнив все, что знал, выработал свою систему мировоззрения. Влияние, оказанное этой системой на мое собственное счастье, всего громче убеждает меня в ее истине.

Установив таким образом порядок в своих мыслях, я получил возможность привести в большую гармонию мои чувства, внести более последовательности в мои действия и достичь лучшего успеха в предприятиях. Прежде я вечно волновался - теперь стал спокоен; прежнее ко всему отвращение сменилось во мне чувством довольства. Я сознал, что могу жить с удовольствием в обществе и нимало не тяготиться одиночеством. Если я не мог по-прежнему уважать людей, то научился по крайней мере им прощать, поняв, что и самому мне нередко приходилось нуждаться в снисходительности с их стороны.

Всякое расширение знаний вселяет непременно в каждого же- лание быть более полезным, и вот почему я подумал, что откровенное изложение моих прошлых ошибок может предостеречь от них других людей. Я решил изложить их не как откровение истины, а просто как ряд обыкновенных предположений. Потому приглашаю каждого читателя отнюдь не доверяться им безусловно, но, напротив, подвергнуть их зрелому обсуждению. Предупреждаю, что есть немало людей, считающих себя очень умными, в чьих глазах я не более как экзальтированная голова, зараженная непомерным самолюбием. И, может быть, я именно для того, чтобы скрыть это самолюбие, издаю мою книгу не как самостоятельное хорошее сочинение, но как ряд комментариев и дополнений к сочинению такого рода, которое еще пока никем не написано. Всякий человек обязан дать обществу отчет в своей деятельности и стремиться к тому, чтобы жизнь его не прошла без честного следа.

Стремясь к этой цели, я гораздо менее заботился о славе, чем о простом желании принести пользу. Во мне не было ни малейшей претензии сказать что-либо новое на поприще, где подвизались великие писатели всех веков. К счастью, для человечества принципы, о которых я говорю, также стары, как оно само, и потому современным авторам остается здесь не столько делать новые открытия, сколько выбирать, компилировать и применять к обстоятельствам давно ужо известное.
Людям вообще следовало бы более заботиться об усовершенствовании существующего, чем стремиться к созданию чего-либо нового. Я хотел под обложкою возможно небольшой книги, соединить как можно большее количество истин, относящихся равно как к частной, так и к публичной жизни, но при этом я постоянно стремился избежать сухости и темноты. Цель моя была составить краткий трактат о том, как следует думать, и при этом придать всему сочинению тот характер единства и гармонии, который так трудно достигается при обработке содержания, заимствованного из сочинений крайне разнообразных и к тому же часто проводящих совершенно противоположные взгляды. Я хотел говорить тем посредствующим тоном, который, сближая совершенно противоположные мнения, успевает часто их между собой примирить и подвести под одну общую систему.

План мой слишком обширен, предметы обсуждения слишком разнообразны, границы же, в которых я могу действовать, слишком узки, а потому я не могу претендовать на вполне совершенное выполнение своей задачи. Трудно помирить существенность с предрассудком, нравственность с требованиями политики, силу со слабостью, истинное с сомнительным и в то же время говорить обо всем этом точно, внушительно и приятно. Я, конечно, часто грешил против этой программы в подробностях, но, сравнивая мой труд с попытками в этом роде моих предшественников, мне кажется, я был счастливее их в общем. Впрочем, кто мне укажет автора, который не ценил бы своего труда выше его достоинства? Хотя мне очень бы хотелось услышать суждение о моей книге только от тех лиц, которые прочли ее с начала до конца, но я понимаю, что это значило бы требовать слишком многого.

Говоря о человеке вообще, я, конечно, мог говорить только о слишком уже известных предметах, страстях, причинах и следствиях; но неужели художник должен отказаться рисовать фигуры только потому, что его картины, точно так же, как и картины его собратьев по ремеслу, будут непременно состоять из глаз, ртов, ног и рук? Я пишу так, как многие рисуют, то есть потому, что чувствую в этом потребность, а отнюдь не по профессии (Авторское призвание принадлежит к числу самых неприятных. Жизнь большинства писателей, даже самых гениальных, представляет обыкновенно картину политических преследований, которым они подвергались, литературных распрей и материальных нужд.) , и при этом, говоря искренно, придаю сам своему труду так же мало значения, как, без сомнения, немного уделит ему внимания и публика. Я привык встречать ее порицания с таким же равнодушием, с каким она их высказывает. Я долго изучал эту публику и не раз задавал себе вопрос: много ли в среде ее лиц, чья похвала могла бы доставить мне истинное удовольствие? Ответ на этот вопрос изумил меня самого! Говорить ли?.. Оказалось, что я не знаю ни одного человека, которому мне хотелось бы понравиться безусловно. Есть даже много таких людей, чья похвала была бы для меня равносильна самому унизительному порицанию, потому что, похвалив меня, они этим доказали бы, что мои нравственные принципы похожи на их собственные.

Это недоверие к суждению других не уничтожило, впрочем, во мне того уважения, которое всякий разумный человек должен иметь к своим собственным мнениям. Если меня обвинят, что я написал дурную книгу, я соглашусь с этим без большого горя, утешаясь мыслью, что потерять время на подобный труд отнюдь не хуже, чем истратить его на обыкновенные удовольствия. Глупость за глупость - и притом одна стоит другой. Если я лелеял химеру, то доставленное мне ею удовольствие было действительностью. Забава, доставленная себе без малейшего вмешательства чужого каприза, во всяком случае, приятна. Затея моя мне нравилась, меня забавляла, и часто утренний труд помогал мне весело скоротать вечер, хотя я охотно сознаюсь, что результат моего труда вышел гораздо ниже моих ожиданий. Сказать по правде, я ждал создать что- нибудь большее и даже чувствовал, что на это способен, но для достижения подобной цели надо было потратить более трудов и времени, которое мне не хотелось терять, не будучи уверенным в успехе. Что ни говорить, но мое я в качестве светского человека готово всегда подтрунить над моим я в качестве писателя.

Посмеемтесь же, пожалуй, вместе со мной над его претензией поучать род людской, но все-таки простимте ему ради честности его намерений!

Впрочем, каков бы ни был результат моей попытки, я все-таки не согласен сказать, будто цель моя не достигнута вовсе. Я прежде всего хотел оценить мое нравственное существо. Сочинение подобного рода есть, во всяком случае, верное изображение души, степени познаний и умственного развития. Если результат его ограничится даже только тем, что сам я сделаюсь скромнее, то и тут я буду считать себя вознагражденным. Если мне укажут низшее место против того, которое я хотел занять, я удалюсь на это место без малейшего стыда или дурного расположения духа, вернусь опять в толпу, где, будучи низведен на степень простого зрителя, буду без зависти рукоплескать тем, кому удастся пожать ускользнувшие от меня лавры. Лишенный титула великого человека, я без сожаления удовлетворюсь скромным званием хорошего, которое, может быть, гораздо более подходит к моим требованиям, а сверх того, и гораздо спокойнее. Я откажусь от выполнения слишком трудных для меня задач и, убаюканный беспечностью, мирно вкушу покой и объятия золотой посредственности, утешая себя мыслью, что принадлежу к большинству людей.

Я протестую вперед против тиранического приговора толпы, которая хочет непременно выделить из своей среды всякого, кто отдал ей на суд свои мысли, и поставить его особняком в классе людей, от которых многого требуют и, напротив, очень мало им дают. О таких людях обыкновенно составляют на первых порах очень высокое мнение, а затем низводят их на крайне низкую степень. Их слова и поступки постоянно сравнивают с тем, что они пишут, и изумляются, находя нередко, что одно противоположно другому. Я предупреждаю, что принципы, высказанные в моей книге, далеко лучше тех, которые я применял в практической жизни сам. Принципы моего сочинения принадлежат к лучшим, светлейшим образам, когда-либо являвшимся моему воображению, а, сверх того, до многих истин я додумался только тогда, когда уже было слишком поздно их применять к делу.

Хотя философия в широком смысле обнимает всякую деятельность ума, но выводы ее гораздо удобопонятнее, когда их применяют к практическим целям. Я всегда предпочитал реальное умозрительному и заботился гораздо больше о содержании, чем о форме. Манера мышления философов делала в моих глазах знание подозрительным, и я уверен, что выспренные выводы метафизики породили много педантов, много лицемеров и очень мало честных людей.

Образованный читатель поймет с первого взгляда на мою книгу, что я мог бы написать ее гораздо глубже и основательней, но тогда я не был бы так искренен и книга не получила бы большого распространения, а следовательно, не принесла бы такой пользы. Я очень охотно беседую с учеными, но писать для них не люблю. Эти господа и без меня знают все, я же, со своей стороны, посоветовал бы им только более сближать свои теории с практикой. Этому правилу я всеми силами старался следовать сам и им также желаю в том успеха.

Учиться, конечно, должен тот, кто чувствует в этом наиболее потребность. Что до настоящей книги, то, не отрицая пользы учения и в людях зрелого возраста, я должен сказать, что писал ее преимущественно для юношей, только что начинающих жизнь. Пусть будут они предупреждены, что, посвящая себя преследованию великого, истинного и справедливого, они этим приносят себя в жертву общественному благу! Может быть, долгое время придется им страдать и терпеть за то, что их взгляды и чувства будут противоречить взглядам и чувствам толпы. Но да не смутится их сердце! Еще один шаг к самоулучшснию, и они достигнут того мирного и сознательного спокойствия, с которым убежденный человек входит в самого себя и обретает то решительное чувство сознания собственного достоинства, которое удовлетворяет нас даже при отсутствии естественных спутников добродетели: дружбы, доверия и уважения. Они почувствуют в себе довольно силы, чтобы противостоять даже несчастиям и преследованию, и привыкнут видеть руку благой судьбы во всем, что их касается. Они поймут, что принципам жизни нельзя научиться у толпы, что благородство может всегда идти об руку с прямотою и что эта последняя достигает преследуемых ею целей только при помощи смелости, деятельности и настойчивости. Увлечение чужим примером потеряет для них всякую прелесть; они перестанут им удивляться и этим избегнут отвращения как неизбежного последствия подобных учений. Моя цель состоит в том, чтобы заставить их вовремя остановиться на этом скользком пути, где опытность приобретается слишком дорогой ценой и нередко уже тогда, когда пройдет время, чтоб воспользоваться ее указаниями. Мне хочется дать им истинные понятия о добродетели, предостеречь их от увлечения ложными достоинствами и вместе с тем предотвратить опасность, грозящую им от ложных философских умозаключений. Пусть они поймут, что жизнь надо брать такой, какова она есть, а не такой, какой мы желали бы ее сделать. Наконец, я желал бы способствовать образованию их ума и сердца; сделать их счастливыми и полезными!

Таковы нравственные основы, до которых мне искренне хотелось бы дойти еще в моей молодости и которые я непременно постараюсь передать моим собственным детям. Много пришлось мне перенести в жизни вследствие слишком позднего знакомства с этими основами, и от многого дурного избавили они меня, когда я успел до них додуматься. В этом последнем случае успех превзошел мои самые смелые ожидания.

Если высказываемые мною мысли могут показаться иногда резкими, то на это я возражу, что, по моему убеждению, содействовать образованию твердого характера могут только твердо поставленные истины. Обыденные тривиальные правила, достаточные для детского возраста, не произведут никакого впечатления на человека, достигшего зрелых лет. Люди требуют, чтоб даже в умении склоняться перед неизбежной бедой сквозила энергия, способная бороться с бедой низшей степени, презирать опасности и побеждать препятствия. Хоть в книге моей не найдется ни одного факта, не проверенного опытом и не разъясненного в его последствиях, но я, однако, принимаю на себя ответственность только за чистоту моих намерений, а никак не за безусловную непогрешимость моих выводов. Желание быть кратким заставляло меня иногда устранять излишние подробности и вводные пояснения, вследствие чего меня могут справедливо упрекнуть за недостаточность связи в том, что я писал; но я надеюсь, что недостаток этот будет вознагражден точностью и ясностью.

В изложении я старался освободиться от всяких схоластических правил и следовал исключительно порядку, который, как мне казалось, более соответствовал простому здравому умозаключению и естественному вытеканию последствий из их причин. Я взглянул на человека вообще с точки зрения его личного интереса, составляющего, как известно, главнейший стимул всей нашей деятельности.

Отрешившись вначале от всякого религиозного взгляда, я начал с внушения убеждения, что добродетель и честь совершенно одно и то же, и уже потом только подкрепил это убеждение религиозными выводами. Установив идею религии, я доказал существование будущей жизни и Бога, как справедливого судьи и воздавателя за наши грехи и добродетели.

Всего труднее говорить языком, равно понятным для всех состояний. Если полное отрешение от предрассудков очень желательно в образованных высших классах, то чуть ли не полезнее желать, чтоб предрассудки эти до некоторой степени сохранились в классах низших. Отнимать у несчастных их воображаемые утешения было бы так же жестоко, как умышленно воспитывать в сердцах рабов героические чувства.

Различные нации с трудом поймут истину, если она будет излагаться им в одной и той же форме. Будучи неизменна в основе, истина может являться в подробностях под очень разнообразными видами, смотря по времени и месту своего применения к делу. В обществе мало образованном, где ум еще робок, а философия не вышла из колыбели, посредственные сочинения будут непременно иметь более успеха, чем хорошие, в силу того простого обстоятельства, что они менее разногласят с принятыми идеями и порядком. Триста лет назад сочинения, признаваемые ныне образцовыми, были бы непременно отнесены в разряд никуда негодных. Их бы сожгли рукою палача или, по меньшей мере, не стали бы читать, и это в силу той же причины, по которой невежда, зевающий над сочинениями Локка и Монтескье, читает с восторгом какую-нибудь глупейшую сказку о похождениях Фортуната или прекрасной Магелоны, или по тому же самому, почему мысли, свободно высказываемые в Лондоне, Петербурге, Берлине, а с недавнего времени даже в Вене, подлежали бы запрещению в Париже, были бы сочтены опасными в Венеции, безбожными в Риме, проклятыми в Мадриде и достойными костра в Лиссабоне. Одна и та же книга не может удовлетворить своим содержанием всех людей точно так же, как нельзя применять к различным народам один и тот же кодекс законов. Климат, государственное устройство, степень просвеще- ния общества и его терпимости - все должно иметь влияние на манеру изложения автора. Я полагаю, что отдаю должную дань справедливости моей родине, выразив надежду, что не перешел по отношению к ней границ этих последних условий.
Если бы моя главная цель была поправиться, то мне ничего не стоило бы достичь этого, смягчив несколько мой тон и польстив чужому самолюбию, обеспечив таким образом триумф моего собственного. Несколько лишних дней труда были бы достаточны для того, чтоб сгладить те слишком резкие истины, которые не могут понравиться ни серьезным, ни беззаботным людям. Я спрашивал многих благоразумных людей, какой, по их мнению, книга моя произведет эффект. По их словам, я приобрету несколько посредственных друзей и много заклятых врагов.

Меня, впрочем, более интересовал ответ на другой вопрос, а именно: будет ли моя книга полезна? Будет, отвечали мне. А если так, то пускай же ее напечатают.
Если очень развитые люди найдут, что я был слишком сдержан и не договорил многих мыслей более глубоких и серьезных, то таких людей я прошу вспомнить, что слишком большой свет для иных может показаться чересчур ослепительным. Если меня упрекнут в слишком легком отношении к иным вполне серьезным вопросам и, напротив, в излишней строгости к вопросам и обязанностям второстепенным и если, наконец, найдут, что я порой употреблял слишком блестящие слова и метафоры в ущерб простоте, то на это я отвечу, что для того, чтобы научить, надо сначала понравиться, что для проведения мыслей надо добиться, чтоб их прочитали, и что снисходительность к мелочам побуждает серьезнее отнестись к важным предметам.

Вообще же всем строгим критикам ответ мой будет один: напишите лучше! И тогда я первый прочту вас с удовольствием и благодарностью.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа № 9

Итоговая работа слушателя ОРКСЭ на тему:

« Нравственные основы семейной жизни »

(Родительское собрание)

Работу выполнила: Петровичева О.А.

учитель начальных классов

С.п. Мулино2015 год

Родительское собрание

«Нравственные основы семейной жизни»

Цель: Обсуждение с родителями темы « Нравственные основы семейной жизни»и правил нравственного воспитания ребенка в семье.

Задачи:

1 .Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

2. .Расширять область знаний у родителей по теме « Нравственные основы семейной жизни».

3 . Воспитывать положительное отношение к традициям семьи.

Оборудование: Интерактивная доска с презентацией,

на доске вывешиваются семейные плакаты, выставка книг.

Мотивационный этап

I. Организационный момент.

Сегодня на родительском собрании мы будем говорить о нравственных основах семейной жизни, о ценностях, узнаем, что же является высшей ценностью и как эту высшую ценность защитить и сохранить.

Семья – это то, что всегда с тобой.

Семья – это счастье и любовь в доме.

Семья – это то, что очень сложно найти и страшно потерять. Семья – это самое значимое в жизни человека.

Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это самое дорогое, что есть не у каждого из нас.


«Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой,

которая царит в семье»

Д. С. Лихачев.

Основной этап

I. Вступительное слово учителя по теме.

II. Ценность семьи, как одна из основ нравственного воспитания»

III. Работа с ситуациями.

IV. Семейный плакат

VI. Решение и постановление родительского собрания.

Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей».

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

Нравственные основы семейной жизни неразрывно связаны с окружающим миром,то есть миром в котором мы живем.Таких ценностей очень много.Наше внимание мы обратим именно на ценность семьи и что она значит для человека. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки...

Учитель : Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему. А скажите, чем же отличается одна семья от другой?

Родители : Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Учитель: Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение.

Собирать и хранить семейные фотографии – это одна из традиций .

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой фотографии дорогих людей.

Иногда на нас нападает ностальгия и нам хочется открыть семейные альбомы и вспомнить о каких-то важных событиях или традициях для этого мы открываем семейные альбомы и фотографии возвращают нас в прошлое.

Готовясь к данному собранию наши дети для вас выполняли мини-проект на тему: «Семья глазами детей ».Обратите внимание на плакат.

6. Какие пословицы о семье вы знаете и какие подходят к этому проекту?

Объясните смысл пословицы: На что и клад, коли в семье лад. Дружная семья гору сдвинет. Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

II. НРАВСТВЕННОЕ ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

III. СИТУАЦИЯ : Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мамапожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: Всемье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Наш класс - тоже семья . И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, хорошие оценки, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия.

VI. РЕШЕНИЕ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего
ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с
анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Используемая литература:

1. Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

2. Шапошникова Т.Д. Учебник. Основы светской этики. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

3. РГПУ им.Герцена. Религия Санкт-Петербурга. СПб.: Союз.

4. Электронное приложение к учебному пособию.

5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии

7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса. 8. Энциклопедическая и справочная литература, словари.

8. Учебник: Р. Н. Бунеев, Д. Д.Данилов, И. И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;

«Нравственные основы жизни человека».

Урок по обществознанию в 8 классе

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с понятием любовь; рассказать о том, что тема любви в разное время использовалась в музыке, живописи, литературе.

Коррекционно-развивающие: корригировать познавательные способности (речь, мышление, память, внимание); работать над развитием умения приводить свои собственные примеры, участвовать в обсуждении какого-либо вопроса; формировать навык работы с дополнительными материалами.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к классической музыке, живописи, литературе; воспитание мотивации к обучению.

Оборудование и материалы: методические рекомендации по обществознанию для 8-х классов; ТСО (телевизор, DVD-плеер, аудиопроигрыватель); карточки с дополнительным материалом.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя. Объявление новой темы: «Нравственные основы жизни человека».

3. Изучение нового материала.

Вопрос для учащихся перед началом изучения новой темы:

Как вы понимаете слово любовь? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в различных понятиях слова любовь.

Изучение новой темы строится на основе объяснительного чтения.

Стр. 31, 1-й абзац (один ученик читает, остальные следят):

В каких значениях используется понятие любовь?

Задание

Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.

Просмотр отрывка видеофильма о Нике Вуйчиче.

До начала просмотра учитель читает дополнительную информацию:

Ник Вуйчич родился с синдромом Тетра-Амелия, редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырех конечностей.

Вопрос после просмотра:

Какие чувства у вас вызвал просмотр данного видеофильма?

3-4 ученика читают отрывки из дневника польской школьницы Барбары.

К сожалению, нередко человек самому себе становится злейшим врагом, оказываясь в плену пагубных привычек и пристрастий. Курению, употреблению алкоголя, наркотики – вот то, что, разрушая здоровье, неизбежно сокращает человеческую жизнь.

У нас в руках дневник польской школьницы Барбары (Баськи – как она сама себя называла). Начат он 20 декабря 1977 года, а последняя запись сделана 25 июня 1980 года. Всего два с половиной года мучений, отчаяния, страха, одиночества. Барбара Росек погибла, оставив нам историю своей загубленной жизни.

Читаем записи, сделанные Барбарой за несколько дней до смерти.

Баська, возьми себя в руки. Так нельзя. Я знаю, что так нельзя. Но как можно выдержать эту чудовищную боль? Я окончательно развалилась. Надо как-то собрать себя по кусочкам. Приладить их все по очереди. Но я не могу вырваться из этого порочного круга. Наверное, из него уже нет выхода.

Другого пути, похоже, и не было. Даже если бы можно было повернуть все назад, вернуться в детство, то, кажется, все равно было бы все то же самое. Первая порция морфина в 14 лет – и экстаз от того, что входишь в мир наркоманов. Презрение к обыкновенным, заурядным людям. И я, такая важная, надутая говняшка, которая сама себе поклонялась, как идолу.

Наркотики больше не приносят мне никакого удовольствия. Но с ними мне все-таки не так плохо. Да, так-то оно так, если б я еще продолжала существовать, но ведь меня уже нет. Осталось еще кое-что чисто биологическое, с чем пора покончить, потому что это кое-что уже не имеет права на существование. Я увязала не самом дне. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые когда-то так хотели смотреть на мир.

Вопрос:

Какие мысли и чувства вызвали у вас отрывки из этого дневника?

Задание

Сравните просмотренный отрывок видеофильма и прочитанные отрывки из дневника Барбары. В каком случае можно сказать о любви к жизни?

Дальнейшая работа с текстом.

Стр. 31, 3-й абзац:

На что ориентируется мораль? (Вспоминают, что такое идеал)

Почему любовь – это стремление к идеалу?

4-й абзац:

В чем заключается нравственная сила любви?

Словарная работа: Миротворчество – поддержание мира.

Почему любовь является высшей ценностью морали?

Т.е. мы можем сказать, что любовь – это высшая ценность морали.

5-6-й абзац:

Что еще такое любовь?

Без чего не может существовать любовь?

Что обязательно должно быть у влюбленных?

Словарная работа: Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.

Таким образом, любовь – духовный союз влюбленных.

7-й абзац:

Назовите черную тень любви.

Почему возникает ревность?

А теперь давайте узнаем, как тема любви в разное время использовалась в музыке и живописи.

Ученики слушают отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена.

Вопрос:

Как вы думаете, это произведение является грустным или веселым?

Действительно, это музыкальное произведение является грустным. И оно было создано под влиянием любви.

Дополнительная информация:

История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”.
Название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она, воспитанная в аристократической семье, – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа.
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвичарди”.

Просмотр видеофайла «Любовь в живописи».

Кроме того, тема любви очень широко используется в литературе (стихи, поэмы, романы и др.).

Вывод по теме: Сегодня мы узнали о том, что понятие любовь используется в различных значениях, это может быть любовь к …… (Родине, жизни, своему делу и т.д.). Так же мы выяснили, что любовь – это … (высшая ценность морали) и … (духовный союз влюбленных). Тема любви в разное время использовалась … (в музыке, живописи, литературе).

4. Первичное закрепление изученного материала.

Какую тему изучили на уроке?

- Почему любовь – это стремление к идеалу?

Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.

Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?

Как мораль помогает человеку победить ревность?

5. Подведение итогов.

«Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на учеников десятого и 11-го классов и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». Авторы курса - священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина. В ноябре Минобрнауки рассмотрит вопрос о его включении в список обязательных. Однако уже сейчас у курса множество противников, которые указывают на неверную статистику и навязывание православия в учебнике. The Village собрал мнения протодиакона, сексолога и других экспертов, чтобы понять, насколько хорош новый курс.

«На основе исследований, проведенных в США и Европе относительно умственных способностей людей разного пола, был сделан вывод о том, что среди мужчин больше высокоодаренных людей и, вместе с тем, больше умственное отсталых индивидов. То есть диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин». (страница 34)

«Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера»

Жаль, что в учебнике не указан список использованной литературы. Очень интересно ознакомиться с исследованиями, согласно которым, например, «у девочек даже в 13 лет нет специализации полушарий» (страница 34). Авторы весьма своеобразно трактуют и реально существующие работы: например, из информации, что мужчины в целом притязательнее, они делают вывод о глубинных различиях в психологии, записанных на генетическом уровне.

Не самой приятной особенностью учебника также является стремление авторов смешивать в одну кучу неравномощные утверждения. Так, в теме 5.2 «Чудо жизни» есть предельно упрощенный абзац про информацию, закодированную в ДНК. Несколькими строками позже автор раздела переходит к появлению у зиготы души - причем тон повествования не меняется, и все это подается как очередная прописная истина. Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера, что некорректно, так как вопросы веры не соответствуют критерию Поппера (критерий научности эмпирической теории. - Прим. ред.) , а для научного метода он - основа. Мне кажется, что существование души у отдельной клетки не вполне соотносится с официальной позицией Церкви.

Нравственные основы семейной жизни. 11 класс: Методические рекомендации для учителя. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии; 2014 – 290 с.: ил+DVD-ROM.

Глава 4. Семейное воспитание
Урок 16. Тема: «Традиции семьи, рода, народа»

Понятие «традиция». Трансляция традиции в череде поколений. Семейные традиции. Последствия нарушений семейных традиции для народа и Отечества. Изменение семейных ценностей. Факторы дестабилизации семейных отношений как составная часть контр-культуры. Меры противодействия факторам дестабилизации семейных ценностей.
Цель: раскрыть для учащихся важность передачи культурных традиций в череде поколений; показать им значение трансляции культурных традиций для формирования системы ценностей человека, а также стабильности и жизнеспособности государства; способствовать формированию у старшеклассников установки на сохранение и передачу традиционных семейных ценностей.

Ход урока:

1 этап

В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций....
Эти традиции - драгоценности духа,
«золотой фонд» в нашей культуре духовно-нравственного наследия.
Н. Горнякова-Гительсон,
член Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины

2 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Понятие «традиция»

Каждый народ отличается своеобразием своих традиций. Это своеобразие формировалось веками и происходит из традиции конкретных родов и семей. Слово «традиция» переводится с латинского (traditio) как «передача», «преемственность». В Словаре русского языка дается такое определение: «Традиция - 1. Исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.
2. Спец. Устная передача каких-либо исторических сведений, предание».
Человеку важна принадлежность к определенной традиции и осознание. Культуролог, религиовед О.А. Жукова отмечает: «Сознательное и свободное самоопределение по отношению к культурной традиции говорит о наличии некоего плана жизни человека, имеющего своим содержанием набор целей, средств, смыслов и абсолютных значений.

Культура в высшем своем значении - это духовное пространство жизни человека или идеальный план его жизни, идеальное смысловое бытие. В этом духовном пространстве человек находит себя и осуществляет свой путь к идеалу - желаемому совершенству жизни».

Принадлежность человека к традиции позволяет ему смотреть на себя и на свою жизнь с точки зрения истории своего народа и рода, с точки зрения вечных ценностей.

Русский философ и мыслитель И.А. Ильин писал: «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней.

Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как блеклые листья, нигде не закрепляясь, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верными - как внешне, так и внутренне <...> Отрыв от корней - большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной; лишенная корней душа - безбожной. Затем наступает развязка: человечество разрушается» (Ильин И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний. М.: Альта-Принт, 2006. С.110,115)

3 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Трансляция традиции в череде поколений»

Традиция не существует сама по себе, как некая абстрактная категория. Она живет в реальных людях, которые передают эстафету культуры от одного поколения другому. По мнению архимандрита Рафаила (Карелина), «традиция в большинстве случаев является кристаллизацией духовно-нравственных понятий, а также житейского опыта и передачи их из поколения в поколение. Поэтому каждая традиция носит в себе информацию. Нарушая традицию, мы теряем информацию, заложенную в ней».

От родителей детям, а потом внукам и правнукам передается информация не только на генетическом уровне. Благодаря существованию традиций через культуру передается образ жизни и жизненные навыки, видение мира, отношение к себе и другим членам семьи, в общем - весь комплекс ценностей, знаний и опыта, которые накоплены предыдущими поколениями.

В процессе семейного воспитания у ребенка формируются определенные ценности, которые обычно соответствуют ценностям , принятым в родительской семье.

Ценность - понятие, используемое в разных сферах общественной жизни для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы должного для отдельного человека или совокупности людей. Ценность отражает значимость того или иного явления или предмета. Она формирует представление о пользе человеке деятельности как в материальном, так и в духовном смысле, а также степень того, чем человек мог бы пожертвовать ради сохранения того явления или предмета, который обладает для него ценностью (например, для сохранения ценности свободы отечества, ценности неразрушимости брака, ценности культурной традиции и др.).

Обычно как для каждого конкретного человека, так и для всего общества ценность не выступает отдельно сама по себе, но встраивается в определенную систему ценностей . Именно эта сформировавшаяся устойчивая система ценностей определяет характер и содержание всей жизни человека и общества.

Культура, благодаря существованию в ней традиций, позволяет решать задачу сохранения и передачи системы ценностей из поколения в поколение.

Постоянство культурной традиции, единство культурного пространства как в малой общности - семье, так и в большой общности - народе обеспечивает стабильное и благополучное существование ее членов. Всякий разрыв этой культурной традиции сопряжен с потрясениями и потерями.

Отношение человека к обществу созревает в первую очередь в семье. Именно в ней, как в колыбели, вырастает новая личность, впитывая с молоком матери те ценности и обычаи, которые потом сформируют ее связи с обществом.

4 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Семейные традиции»

В отличие от традиций народных, традиции семьи могут быть мало заметны и не осознаваться даже их носителями. Однако это вовсе не уменьшает их значения. Главной семейной традицией является умение жить всей семьей вместе , как это выражено в поговорке: «семья вместе, так и душа на месте». Эту традицию часто утрачивают даже официально зарегистрированные семьи. В этом случае существует видимость семьи, но члены живут сами по себе, своей собственной жизнью. Для того чтобы семья реально существовала, она должна представлять собой целостный организм, скрепленный едиными для всех ее членов ценностями, одними духовными связями. Эта целостность семьи поддерживается через соблюдение единых правил, обычаев, норм.

Для семьи важно хранить обычай совместно проводить время: обедать, ужинать, праздновать совместные праздники, совместно трудиться отдыхать. Следует бережно хранить семейные реликвии - святыни, через которые особенно явно ощущается живая связь поколений.

Одной из главных сфер семейных традиций является сфера воспитания детей . В разных семьях и народах эта традиция может отличаться. Супругам, выросшим в разных семьях, следует находить взаимопонимание в вопросах воспитания детей, тем самым продолжая традиции своего рода и закладывая собственные семейные традиции по воспитанию достойной смены. Существенной стороной семейных традиций являются вера и религиозная жизнь, которые дети обычно усваивают в семье.

Традиционной в российской семье была взаимная помощь и взаимная моральная поддержка ее членов. К традициям можно отнести и правило, согласно которому в семейных отношениях в русском народе был непререкаемый авторитет мужчины как главы семейства . Традиционным было ухаживание старших детей за младшими в многодетной семье. Тем самым они оказывали помощь своим родителям в воспитании малышей.

В народных обычаях было выбирать жениха или невесту , присматриваясь к будущей родне: нет ли среди нее пьяниц, развратников, психически больных людей, тунеядцев. Традицией являлось соблюдение девической чистоты, целомудрия . В некоторых местах после первой брачной ночи вывешивали простыню в знак того, что невеста, выданная замуж в другую семью, действительно была девственницей.

Е.А. Морозова пишет: «К сожалению, сегодня оказались утраченными многовековые традиции воспитания девиц. <...> В прежние времена девушек воспитывали очень строго, вплоть до XVIII века для дочек бояр и купцов строили особые помещения - светелки или горницы, терема, в которых будущие невесты проводили время в молитвах, чтении, рукоделии. По «Домострою» девиц учили, как жить в семье, любить мужа, воспитывать детей, вести хозяйство. Женихам разрешалось только ухаживать, чинно, деликатно, без грубых прикосновений. И создаваемые семьи в итоге были крепкими, разводов практически не было. <...>

В прошедшие века на Руси даже княжеских дочек с детства обучали рукоделию : шитью, вышиванию, плетению кружев. Этот труд требовал особых навыков и, прежде всего, смирения и терпения, надежды на радость близких, так как рукоделие всегда кому-то адресовалось. Сегодня девочек, девушек в семьях практически этому не обучают; замечательный школьный курс «Домоводство» заменен другими дисциплинами. В итоге вместо трудолюбия у девушек формируется праздность, которая является источником многих бед в дальнейшем: депрессия, уныние, скука становятся спутниками на многие годы».

Традиция семейного чтения . На Руси был накоплен богатый опыт проведения семейного досуга. Помимо активных форм досуга: прогулок, игр и др. - в русском народе была распространена традиция семейного чтения. Радио и телевидение в старину с успехом заменяла книга. Великие Четьи Минеи святителя Макария Московского, Жития святых святителя Дмитрия Ростовского были излюбленным чтением в семейном кругу.

В отличие от просмотра телевизора, в котором кадры мелькают друг за другом, чтение книги позволяет всем членам семьи лучше осмыслить отдельные эпизоды, вернуться к какому-то моменту произведения эмоционально сопереживать героям прочитанных книг. Для семейного чтения взрослые специально отбирали книги, которые воспринимались ими как важное средство духовно-нравственного воспитания детей. Применительно к телевизионным передачам такой отбор сделать крайне трудно.
За семейным чтением дети имели порой редкую возможность слышать живой голос отца, читающего книгу. Такое проведение досуга за чтением создавало чувство семейного единения, чувство «мы».

5 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Последствия нарушений семейных традиции для народа и Отечества. Изменение семейных ценностей»

Начиная с 1917 года, в России насильственным образом были изменены смысложизенные ориентиры у большинства населения страны. Если раньше на уровне государственной идеологии предлагалось жить в системе православных ценностей, то после Октябрьской революции эта духовная устремленность ввысь стала старательно блокироваться и заземляться. Человек в советском государстве должен был жить в другой системе координат: не осмысливая жизнь духовно, не представляя ее в перспективе вечности, а воспринимая ее как короткий отрезок существования от момента рождения до физической смерти. Людей стали приучать смотреть не в вглубь своего сердца, не прислушиваться к голосу совести, а обращать внимание лишь на социальную и техническую стороны жизни этого мира.

Однако и в советский период ценности социального порядка, ценности душевных качеств человека все еще имели высокую значимость. Человека ориентировали на то, чтобы он не замыкался на своих эгоистических интересах, а жил интересами коллектива. Это стадия перехода от ценностей духовно-нравственных к ценностям идеологическим .

Следующий этап изменения ценностных ориентаций, приводящии к дальнейшей духовной деградации личности, - переход со стадии идеологии на стадию утилитарных материальных ценностей , который стал осуществляться в нашей стране, начиная с 90-х годов XX века. Для него характерно внедрение эгоистических, гедонистических установок, разрушение ценностей социального порядка, включая семейные, насаждение ценностей «общества потребления» и «контр-культуры».

Главный редактор журнала «Фома» Владимир Романович Легоида одной из статей заметил, что в потребительском обществе семья как ценность отсутствует. Вселенная в обществе потребления должна вращаться вокруг индивида, повинуясь любым его прихотям и желаниям. В такой ценностной среде нет места жертвенности, потому что клиент не должен жертвовать. А где нет места жертвенности, там нет места и любви. Но без любви семьи не было, нет и быть не может.

Высмеивание через СМИ традиционных для нашей культуры семейных ценностей, таких как многодетность, супружеская верность, целомудрие, послушание старшим и др., является формой информационной диверсии, цель которой - разрушение института семьи и нашего Отечества.

Ерничение над положительными ценностными ориентирами самым негативным образом сказывается на выборе подрастающими поколениями конструктивных жизненных стратегий, снижает вероятность создания ими в будущем гармоничных семей.

Факторы дестабилизации семейных отношений являются составной частью контр-культуры . К ним относятся и деструктивная музыка, и сексуальная распущенность, и алкоголизм, и наркомания. Одним из важных разрушительных элементов контр-культуры является непочтительное отношение к старшим. Человек, оторванный от родовых корней, не ценит в должной мере свою жизнь, к которой он относится безответственно.

В контр-культуре происходит подмена вечных и духовных ценностей сиюминутными и прагматичными. Для нее очень характерен гедонизм - образ жизни, направленный на достижение исключительно собственных удовольствий.

6 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Противодействие факторам дестабилизации семейных ценностей»

К мерам противодействия факторам дестабилизации семейных ценностей можно отнести укрепление института семьи силами государства, традиционных религиозных конфессий, общественных организаций и бизнес-сообщества; пропаганду семейных ценностей и семейного образа жизни; борьбу с социальными явлениями, растлевающими молодежь.

Задача сохранения семейных традиций от разрушения в первую очередь лежит на родителях. От них зависит, сумеют ли они создать духовную атмосферу в доме , возродить испытанные временем обычаи, восстановить утраченные корни - вспомнить своих предков, исправить допущенные ошибки. Путь выхода из современного кризиса семьи лежит через возрождение семейных традиций. Как сказано в Библии, «дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет» (Притч. 14, 11).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!