Общество как сложная система кратко. Общество как сложная динамическая система

Общество как сложная динамическая система 1 страница

Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

· Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д.

· Правовая политика.

· Социальная (классы, социальные группы, нации).

· Духовно – нравственная (религия, наука, искусство).

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Науки, изучающие общество:

1) История (Геродот, Тацит).

2) Философия (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).

3) Политология (Аристотель, Платон): теория о серединном государстве.

4) Правоведение – наука о законах.

5) Политическая экономия (возникла в Англии от Адама Смита и Давида Ренардо).

6) Социология (Макс Вебер (антимаркс), Питирим Сорокин).

7) Лингвистика.

8) Социальная философия – наука о глобальных проблемах, стоящих перед обществом.

9) Этнография.

10) Археология.

11) Психология.

1.3. Развитие взглядов на общество:

Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

В мифах выделяется:

· Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).

· Теогония (происхождение богов).

· Антропогония (происхождение человека).

Развитие взглядов на общество древнегреческих философов:

Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

/См. идеальное гос-во по Платону/

Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).

XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва.

Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.

Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

Социализм – всеобщее равенство людей.

2) Труженики (индустриалы);

при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.

1.4. Общество и природа:

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:



1) Античность:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2) Средневековье:

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Возрождение:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4) Новое время:

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:

1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

1.8. Формация:

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

а) Первобытно – общинная.

б) Рабовладельческая.

в) Феодальная.

г) Капиталистическая.

д) Коммунистическая.

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.

Материалистическое понимание истории:

Общественное сознание

Общественное бытие

Общественное бытие – материальные условия жизни людей.

Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ

Производительные Производственные

силы отношения

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.

Средства производства: – орудия труда;

– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.

Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

Производственные отношения
Производственные отношения

Производственные отношения


1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):


* – политика, право, общественные организации, религия и пр.

Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):

Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

1.9. Цивилизация:

/Происходит от латинского civil – гражданский./

Понятие стало употребляться с XVIII века.

Значения: 1) Синоним «культурный»

2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»

3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

По Вальтеру:

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.

Шпенглер: («Закон Европы»):

Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

– профессиональные солдаты;

– администраторы;

– священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.

Питирим Сорокин:

Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.

Выделяет три типа культур:

1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.

2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.

3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.

Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

Выделяемы цивилизации:

– Западная

– Восточно – Европейская

– Мусульманская

– Индийская

– Китайская

– Латиноамериканская

1.10. Традиционное общество:

Обычно таковым считается восточное общество. Основные черты:

1) Неразделенность собственности и административной власти.

2) Подчинение общества государству.

3) Отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан.

4) Полное поглощение личности коллективом.

5) Деспотическое государство.

Основные модели стран современного Востока:

1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: - в экономике свободный конкурентный рынок

Государственное регулирование хозяйства

Гармоничное использование традиций и новаций

2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):

Западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.

Многопартийность.

Демократические процедуры.

Европейский тип судопроизводства.

3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).

В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию)

1.11. Индустриальное общество:

Характеристика западной цивилизации:

Истоки идут из Древней Греции, давшей миру частнособственнические отношения, полисную культуру, демократические структуры устройства государства. Эти черты развивались и в Новое время с формированием капиталистической системы. В конце XIX века весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.

Характерные признаки:

1) Образование монополий.

2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.

3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.

4) Территориальный раздел мира.

5) Экономический раздел мира.

Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:

1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.

2) Влияние НТР на производство и управление.

3) Радикальные изменения всей общественной структуры.

60 – 70-ые годы XX века:

Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно-технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.

1.12. Информационное общество:

Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.

1.13. НТР и ее социальные последствия:

НТР – составная част НТП.

НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

НТП имеет две формы:

1) Эволюционную

2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР). НТР подразумевает и социально-экономические изменения.

НТР на современном этапе охватывает:

1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.

2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.

3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.

4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.

1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):

Термин появился в 60-е годы ХХ века.

Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.

Три группы проблем:

1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.

3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.

2. Человек:

2.1. Человек:

Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.

Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.

Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.

Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.

Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

Фейербах: человек – венец природы.

Рабле: человек – животное, которое смеется.

Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.

Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;

2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;

3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.

Научные представления о происхождении человека:

1) Биология, анатомия, генетика.

2) Теория естественного отбора.

3) Влияние труда.

/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/

Проблема происхождения человека остается тайной.

2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:

Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.

Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.

Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:

1) Изменение климата.

2) Исчезновение тропических лесов.

Социальные факторы:

1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).

2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).

3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).

4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).

Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.

Отличия человека от животных:

1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.

2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.

3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.

4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

5) Человек обладает самосознанием.

2.3. Личность и социализация личности:

Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер.

Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.

Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

Индивидуальность:

Индивид – один из людей.

Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Основные типы (виды) общественной деятельности

Итак, существуют 4 элемента человеческой деятельности: люди, вещи, символы, связи между ними. Осуществление любого типа совместной деятельности людей без них невозможно.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

    Материальное производство;

    Духовная деятельность (производство)

    Регулятивная деятельность

    Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, аидеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л. Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность(в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

Общество как динамическая система

Основные понятия

Общество есть постоянно изменяющаяся, динамическая система.

Процесс (П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени

(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.

Виды общественных процессов:

Они различаются:

1. По характеру изменений:

А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).

Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см. закон Гегеля).

2. По степени осознанности людьми:

А. Стихийные – не осознанные людьми (бунты).

Б. Осознанные целенаправленная деятельность человека.

3. По масштабности:

А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьтеризация, Интернет).

Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.

В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.

4. По направленности:

А. Прогресс поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности,усложнение системной организации.

Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.

Современный юрист призван быть глубоким знатоком законов, иметь разносторонние навыки в их применении, уметь пропагандировать право, повышать уровень правовой культуры граждан. Наряду с этим он должен обладать знаниями об обществе в целом. Это естественно, поскольку способ существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личности, обрели социальный статус. Вот почему обществознание входит в систему обучения и воспитания будущих юристов.

Понятие «общество» - одно из самых спорных и многозначительных в науке. Что же такое общество?

Понятие «общество » многозначно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому- либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, писателей, любителей животных и т.п.

В общественных науках предлагается много определений понятия «общество». Их непохожесть определяется разными подходами в изучении предмета исследования.

Общество (в широком смысле) - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество (в узком смысле) может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В Российской социологической энциклопедии дается следующее определение.

Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой.

Общество - это, прежде всего, совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного и его поведения, так и стадо последних не может с научной точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются их отношением к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Во-вторых, не может общество быть представленным одиноко живущим человеком (Робинзон Крузо) или незначительным числом людей, изолированных друг от друга и от других людей.

Общество - это не любая механическая совокупность индивидов, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие друг с другом.

В философии, социологии и других науках общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемы - «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

В любом случае общество представляет собой группу людей, составляющую некую целостность. С какими другими целостностями соседствует общество в этом мире?

Окружающий нас мир составляет единое целое. Но при этом состоит из множества различных вещей и явлений. Потребности познания заставляют нас объединять отдельные вещи в большие или маленькие группы, сходные в чертах существования. Такие группы получили название «формы бытия».

Бытие- все существующее, что мы способны ощутить или смогли бы ощутить, если бы эти объекты были для нас досягаемы, т.е. речь идет о бытии мира, Вселенной.

В современном обществознании выделяют следующие формы бытия:

  • Бытие вещей и явлений.
  • Бытие человека.
  • Бытие духовности.
  • Бытие социальности.

Бытие вещей и явлений. Эта форма разделяется на два вида.

Бытие вещей и явлений естественной природы. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, она всегда и везде была, есть и будет в отличие от отдельных вещей и состояний природы. Природа - объективная первичная реальность. К XXI веку наука подошла, имея в своем арсенале достаточно стройную концепцию устройства материального мира. В ее основе лежит принцип системности, требующий рассматривать мир как иерархическую композицию сложноподчиненных объектов, каждый их которых представляет определенную систему. Применение системного подхода к миру в целом позволяет составить достаточно стройную и упорядоченную картину его функционирования.

Весь известный нам мир (Вселенная) представляет собой целостную систему (границы которой, если они вообще есть, пока точно не определены), состоящую из множества взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых сам рассматривается как целостная система, имеющая свой набор элементов. Они представляют собой наиболее крупные звенья, «этажи» в организационной иерархии нашего мира. Выделяются три больших типа систем: 1) системы неживой природы, 2) биосистемы и 3) системы социальные. Внутри каждого из этих типов систем имеются структурные уровни, т.е. большие классы менее крупных систем. Таким образом, материальный мир представляет собой многоярусную конструкцию, образуемую структурными уровнями материи.

Бытие вещей и явлений, произведенных человеком. Человек наполнил мир вещами, которые естественным образом в природе не появляются. Этот мир новых вещей был назван «второй природой» или искусственной природой. Другое название - техника.

Бытие человека. Эту форму бытия необходимо рассматривать с двух точек зрения.

Бытие человека как вещи природы. Человек, как любая другая вещь природы, имеет конечное бытие. Он тесно связан с природой своим телом, вынужден подчиняться всем ее законам. Можно, конечно, свести до минимума свои биологические потребности, но совсем отказаться от них (например, от еды и сна) невозможно, это несовместимо с жизнью.

Специфически человеческое бытие. Человек является частью природы, он - один из физических объектов. Но он при этом еще и биологический объект - животное. Однако в отличие от всех других животных человек - животное мыслящее. Поэтому свою зависимость от природы он способен в некоторых пределах регулировать. Люди способны развивать свои тело и разум собственными усилиями. Таким образом, человек, обладающий естественными способностями, выступает как объект первой природы, а, приобретая искусственно выработанные, натренированные физические и духовные свойства, становится одновременно объектом и «второй природы».

Бытие духовности. Существование духовности имеет два пространственно-временных измерения:

  • 1) бытие индивидуальной духовности. Здесь речь идет о сознании человека. Конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельного человека. Внутренний духовный мир человека проявляется в высказанных идеях и реальных поступках.
  • 2) бытие вне индивидуальной духовности. Личные мысли человека могут стать общим достоянием, если он их передаст кому-то в личном общении или зафиксирует с помощью каких-то материальных средств (дискета, бумага, холст, металл, камень и т.п.). С помощью таких средств достижения человеческой культуры передаются от поколения к поколению. Таким образом, смертные люди порождают бессмертные идеи и образы, которые приобретают собственное бытие. Самые ценные идеи и образы накапливаются, образуя духовное богатство человеческой цивилизации.

Бытие социальности. Социальность как совокупность определенных свойств находит воплощение в двух формах.

  • 1) Бытие личности. Здесь речь идет о человеке как о социальном субъекте, как о носителе социальных качеств, как представителе того или иного общества.
  • 2) Бытие общества. Это как раз та форма бытия, которая и является предметом нашего рассмотрения. Эту целостность мы и будем рассматривать во взаимодействии с природой, отдельными личностями, материальными и духовными достижениями человечества.

Главная черта общества - его органичная целостность, системность. Общество существует и развивается благодаря наличию устойчивых связей между его субъектами. Что же означает эта связь?

Любой предмет (явление) природы, существующий в данный момент, не просто имеет бытие сам по себе, а существует совместно с другими предметами. Это совместное бытие (событие), например людей, можно рассматривать с нескольких точек зрения: времени (современники); пространства (соотечественники); структуры (сотрудники) и т.д.

Такое положение вещей обозначается понятием «отношение».

Отношение- это некоторый вид совместного существования каких-либо форм бытия.

Отношения «самого по себе» не существует, оно возникает только при наличии, по крайней мере, двух объектов. Виды совместимости, в зависимости от силы влияния предметов друг на друга, могут быть самыми разными. Крайние случаи: от полного отсутствия влияния (бабочка и Антарктида) до самой тесной зависимости (человек и кислород). Тесные отношения - это особый вид совместимости объектов. Поэтому он обозначается понятием «связь».

Связь (зависимость) - отношение, при котором появление и изменение одного объекта влияет (воздействует) на изменение другого объекта.

Обособленность (независимость) - отношение, при котором наличие и изменение одного объекта не влияет (не воздействует) на изменение другого объекта.

Изменение состояния объекта внешне воспринимается как активность. То есть, связь следует понимать как отношение активности, а обособленность - как пассивность. Или, можно сказать по-другому, активность есть проявление связи (зависимости), а пассивность - это проявление отсутствия зависимости (или подавления ее другой, большей зависимостью) в отношениях конкретных объектов. И необходимость активности диктуется наличием зависимости. Эти отношения имеют место и в живой, и в неживой природе.

Как понимать и применять понятия «отношение» и «связь»?

Если кто-то повлиял на ход события, на результат процесса, следовательно, он с этой ситуацией (вещью) связан. Если кто-то был только очевидцем события, следовательно, он к этому событию имеет отношение (существовал с этим событием совместно). Если же не видел, не слышал, существовал с этим событием несовместно, то данный человек к данному событию не имеет никакого отношения.

В соответствие с приведенными определениями можно определить понятие «общественные отношения».

Общественные отношения - это различные виды совместное существование людей и их объединений.

Теперь можно дать и определение понятия «общество». Главное, что необходимо понять - не любая группа людей образует общество. Группа людей, загорающих на пляже, или люди, ожидающие на остановке автобус, еще не составляют общество, хотя и имеют похожие интересы. Общество образуется тогда, когда люди начинают совместно действовать, т.е. обнаруживают взаимную зависимость.

Общество - это совокупность людей, объединенных определенными связями.

Наличие устойчивых связей между компонентами общества, их единство не вызывают сомнений. Поэтому наиболее распространенной сегодня является теория общества как системы.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность.

Под элементом понимают максимально простое образование, которое в рамках какого-то исследования на части далее не делится.

Системы бывают простыми или сложными. Под сложной системой понимают такую систему, в которой взаимосвязанные элементы образуют несколько уровней или ступеней. Совокупность связей в системе называется структурой. В сложной системе структура имеет иерархическое строение , это означает, что одни уровни элементов подчиняются элементам других уровней.

Элементами социальной системы могут выступать отдельные индивиды, группы и организации. Общим названием для элементов социальной системы является термин «социальный субъект». Главной характеристикой социального субъекта выступает способность быть инициатором социальных изменений. Так вот примером простой социальной системой может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными - это уже сложные социальные системы.

Социальную систему в масштабе общества страны часто делят на крупные подсистемы - сферы жизни общества.

Сфера общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества- это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.

Выделяют следующие сферы жизни общества: материальнопроизводственная (экономическая), социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера - сфера отношений людей при создании материальных условий поддержания их жизни.

Социальная сфера - сфера отношений, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Видами социальных отношений являются межличностные, в том числе брачно-семейные, личностно-групповые и межгрупповые (межвозрастные, межрелигиозные, межнациональные и другие).

Духовная сфера - сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения и т.п.).

Политическая сфера - сфера отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.

Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах.

Социальный институт - это организованный процесс отношений индивидов и групп, представленный в системе формальных прав и обязанностей. Более конкретно под социальным институтом понимают исторически сложившуюся устойчивую форму организации и регулирования совместной жизни людей

Понятие «социальный институт» употребляется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих, различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей.

Структура социальных институтов представляет собой сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных элементов. Эти элементы можно объединить в четыре основные группы, каждая из которых выполняет свои определенные функции:

  • 1)Экономические институты (собственность, рынок, деньги, заработная плата и т.д.) призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития;
  • 2) Политические институты (государство, суд, армия, политические партии и т.д.) связаны с установлением определенной власти и управлением обществом;
  • 3)Духовные институты (образование, воспитание, религия, СМИ, нормы морали и т.д.) - связаны с развитием науки, культуры, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей;
  • 4) Институты в сфере семьи (семья, брак, материнство, отцовство, дети и т.д.) являются первичными и ключевыми звеньями всей социальной системы. Семья задает повседневный тон всей общественной жизни. Общества процветают, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир.

Приведенная группировка социальных институтов весьма условна и не означает, что они существуют изолированно друг от друга. Все институты общества тесно взаимосвязаны.

Управление социальными процессами требует установление дополнительных связей в социальных системах, что и отличает их от природных систем. В природных системах все изменения являются следствием соответствующих причин. Эти зависимости следствий от причин и называют причинными связями. По своему существу это - естественные отношения между объектами, при которых свойства одних объектов определяют характер изменения свойств (состояний) других объектов. Причинные связи имеют место и в отношениях между социальными субъектами. Так ребенок естественным образом зависит от родителей и других взрослых в силу недостаточного физического, прежде всего, и духовного развития. Но помимо этих связей в обществе формируются и функциональные связи.

Функция - необходимое, предписанное действие, которое требуется совершить человеку или техническому устройству по замыслу управляющего субъекта.

Поэтому о функциональных связях говорят только применительно к социальным и техническим системам. По своему существу - это искусственные отношения между объектами, при которых форма активности одних определяет форму активности других. Эта связь, например, имеет место в структуре должностного подчинения. Начальник потому так и называется, что он определяет начало и направление активности починенных.

Все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны друг с другом. В истории наук об обществе были попытки выделить какую- либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозной сферы жизни. В Новое время и эпоху Просвещения выделялась роль нравственности и сферы научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений. Но в рамках общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традициях в области религии и морали. Таким образом, на определенных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться, но при этом роль остальных сфер не умаляется.

В данной теме раскрыт сложный характер социальных систем. В следующей теме будет представлен их динамический , т.е. подвижный, изменчивый характер.

Вопросы для повторения:

  • 1. Какие формы бытия существуют?
  • 2. Что такое общество?
  • 3. Что такое общественные отношения?
  • 4. Что собой представляют сферы общества?
  • 5. Как определить понятие «социальный институт»?
  • 6. Какова разница между причинными и функциональными связями?

Инструкция

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.

В соответствии с распространенной среди социологов точкой зрения, общество - это сложная динамичная система. Что означает это определение? Что характеризует общество как динамичную систему?

  • исследование термина «динамичная система»;
  • изучение практических примеров, отражающих правомерность рассматриваемого определения общества.

Изучим, таким образом, их подробнее.

Что означает термин «динамичная система»?

Динамичная, или динамическая система - это изначально математический термин. В соответствии с распространенной теорией в рамках данной точной науки, под ним принято понимать совокупность элементов, положение которых в фазовом пространстве меняется с течением времени.

В переводе на язык социологии это может означать, что общество как динамическая система - это совокупность субъектов (людей, сообществ, институтов), статус которых (вид деятельности) в социальном окружении меняется с течением времени. Насколько правомерно это утверждение?

В целом оно вполне отражает социальную действительность. Каждый человек с течением времени приобретает новые статусы - в ходе получения образования, социализации, в силу достижения правосубъектности, личных успехов в бизнесе и т. д.

Сообщества и институты также меняются, адаптируясь к социальной среде, в которой они развиваются. Так, государственная власть может характеризоваться большим или меньшим уровнем политической конкуренции в зависимости от конкретных условий развития страны.

В термине, о котором идет речь, присутствует слово «система». Он, прежде всего, предполагает, что соответствующие элементы, характеризующиеся динамическими особенностями, играют устойчивую роль. Так, человек в социуме имеет гражданские права и обязанности, а государство отвечает за решение задач «на макроуровне» - таких как защита границ, управление экономикой, разработка и исполнение законов и т. д.

Есть и иные важнейшие признаки системности. В частности, это самодостаточность, некий суверенитет. Касательно социума он способен выражаться в наличии всех необходимых для его функционирования институтов: права, государственной власти, религии, семьи, производства.

Система, как правило, характеризуется таким свойством, как самоуправляемость. Если говорить о социуме, это могут быть механизмы, обеспечивающие эффективное регулирование тех или иных социальных процессов. Их выработка осуществляется на уровне отмеченных институтов - собственно, это основная их роль.

Следующий показатель системности - взаимодействие одних ее составляющих элементов с другими. Человек, таким образом, осуществляет коммуникации с обществом, институтами, отдельными людьми. Если этого не происходит, то, значит, социум попросту не сформирован.

Можно сделать вывод, что общество как динамическую систему характеризуют следующие основные свойства:

  • наблюдается изменение статуса составляющих его элементов с течением времени;
  • присутствует суверенитет, реализуемый благодаря наличию сформировавшихся ключевых социальных институтов;
  • реализуется самоуправляемость, благодаря активностям социальных институтов;
  • осуществляется постоянное взаимодействие элементов, составляющих общество.

Рассмотрим теперь, каким образом динамизм социума можно проследить на практических примерах.

Динамизм общества: практические примеры

Выше мы отметили, что человек способен меняться, осваивая новые знания и навыки или, например, достигая успехов в бизнесе. Так, мы обозначили один из практических примеров динамизма в обществе. В данном случае соответствующим свойством характеризуется человек как элемент социума. Он становится динамическим субъектом. Аналогично мы привели в пример изменения, которые характеризуют активности государственной власти. Субъекты политического управления - также динамичны.

Меняться могут также и общественные институты. В числе самых показательных сфер, для которых свойственен очень интенсивный динамизм, - право. Законы постоянно корректируются, дополняются, отменяются, возвращаются. Казалось бы, столь консервативный институт, как семья, не должен сильно меняться - но это также происходит. Многоженство, существовавшее веками на Востоке, может испытывать значительное влияние западных моногамных традиций и становиться исключением из правил в тех странах, где оно традиционно воспринимается как часть культурного кода.

Суверенитет общества, как мы отметили выше, формируется по мере образования ключевых социальных институтов. Кроме того, как только они появились - динамизм начинает приобретать системность.

Человек получает возможность меняться, действуя независимо от людей, принадлежащих к другим социумам. Государство может корректировать механизмы организации политического управления, не советуясь, условно говоря, с метрополией и иными субъектами, способными оказать потенциальное влияние на принятие властями тех или иных решений. Правовая система страны может начать регулировать те или иные общественные отношения, исходя из их локальной специфики, а не под влиянием зарубежных трендов.

Одно дело - иметь суверенитет. Другое дело - эффективно им воспользоваться. Государственные, правовые, общественные институты должны корректно функционировать - только так суверенитет будет реальным, а не формальным. И только при этом условии социум как динамичная система приобретет полноценно системный характер.

Критерии качества работы соответствующих элементов общества могут быть самыми разными.

Так, что касается института права, то его должны характеризовать: актуальность (законам не следует отставать от текущих социальных процессов), общеобязательность (равенство граждан перед законодательными положениями), прозрачность (людям нужно понимать, как принимаются те или иные нормы, а по возможности - участвовать в процессе законотворчества).

Институт семьи должен функционировать в интересах, по крайней мере, большинства людей, составляющих общество, а в идеале - всех граждан. При этом если предполагается несхожесть тех или иных ориентиров - например, моногамности и многоженства, то иные социальные институты (право, государство) должны способствовать мирному совместному проживанию людей, считающих себя приверженцами соответствующих принципов.

И в этом прослеживается взаимное влияние элементов, формирующих общество. Многие из субъектов не могут играть свою роль в социуме без взаимодействия с другими. Ключевые общественные институты всегда связаны между собой. Государство и право - элементы, постоянно осуществляющие коммуникации.

Человек также выступает как социальный субъект. Хотя бы потому, что он общается с другими людьми. Даже если ему кажется, что он этого не делает, - будут использоваться некие производные от личных коммуникаций. Например, живя на необитаемом острове и читая книгу, человек, быть может, и не подозревая об этом, «общается» с ее автором, принимая его мысли и идеи - буквально либо через художественные образы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!