Описание человека криминалистика. Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия)

Ответьте на такой вопрос: если вы увидели незнакомого человека на улице, сможете ли вы через некоторое время описать его внешность? Или, допустим, вы встретили человека, который произвел на вас впечатление, но позже, когда вас попросили его описать, вы не смогли этого сделать. Скорее всего, у вас плохая память на лица. Не бойтесь, у вас есть шанс все исправить. Если вы будете следовать нашим советам, вы сможете улучшить память, и никто не прочитает ваших мыслей!

Шаги

Первое впечатление

    Воспринимайте человека в целом. Начните с какой-то существенной детали, которую легко описать. Какой этот человек: высокий, низкий, худой, молодой или старый? Быстро взгляните на картинку выше, а затем опишите, что вы видите.

    • Один только силуэт человека говорит о том, что он:
      • молодой;
      • среднего роста;
      • коротковолосый;
      • мужчина;
      • повседневно одет;
      • музыкант;
      • дополнительные очки, если вы заметили, что он играет на электрогитаре.
    • Не нужно слишком много анализировать. Вам нужно только лишь первое впечатление. Процесс восприятия человека может длиться всего лишь несколько секунд. Старайтесь не игнорировать отличительные черты, старайтесь замечать как можно больше. У этого парня огромное тату на предплечье, а у той девушки откровенный наряд - воспринимайте человека мимоходом и принимайте во внимание все детали. Пялиться будете потом!
  1. Начинайте описывать человека, начиная с головы. Посмотрите на волосы вашего любимого человека и дайте им краткую оценку. У него длинные волосы, каре или короткая прическа? Этот человек брюнет, блондин или рыжий? Носит ли он определенную прическу ? Носил ли он ее вообще когда-нибудь? Посмотрите на картинку, а затем опишите все, что вы запомнили о прическе этой девушки.

    • Описать прическу может быть труднее, чем задание с силуэтом, так как в последнем случае встречается большее количество нюансов. Несмотря на эти трудности, с первого взгляда вы должны были запомнить следующие особенности в прическе девушки:
      • она блондинка;
      • у нее длинные волосы;
      • волосы слегка волнистые;
      • может быть, в волосах есть шпильки;
      • дополнительные очки, если вы заметили, что у девушки голубые глаза.
  2. Оцените телосложение человека. Подтвердите свое первое впечатление и выберите несколько аспектов. Является ли человек накачанным, упитанным, толстым, худым или пышногрудым? Какого цвета его блузка или рубашка? Какого цвета его шорты и юбка? Опять же, старайтесь не вдаваться в подробности - просто составьте общее впечатление. Посмотрите на картинку выше на протяжении пяти секунд и определите, сможете ли вы ответить на поставленные вопросы.

    • Это мужчина или женщина? Не подглядывайте! Постарайтесь ответить на этот вопрос, не глядя на рисунок.
    • Какого цвета волосы человека?
    • Каково его телосложение?
    • Какого цвета его рубашка?
    • Какого цвета оправа очков?
    • Дополнительные очки: отвернитесь от монитора, а затем опишите размытую фигуру на переднем плане. Насколько ваши ответы близки к реальности?
  3. Легче всего описывать ноги человека. У парня в шортах ноги могут быть белее снега, а у девушки в мини-юбке ноги могут отвлекать вас от всего остального. Иногда ваше внимание может привлечь что-то необычное: ампутация, непривычно пухлые или худые ноги или татуировки - не все детали касаются ног как таковых. На самом деле, если вы заметили ноги человека, ваше внимание привлекла какая-то особенность. Например, посмотрите на рисунок выше:

    • Опишите увиденное. Скорее всего, вы запомнили не сами ноги, а одежду, которая их покрывает.
    • Дополнительные очки: сколько моделей носят туфли или сапоги? Ответ правильный - всего одна.
  4. Проще всего заметить туфли. Какие они: новые, ухоженные или потрепанные? Эти детали помогут вам не только узнать человека при следующей встрече, но также узнать его немного получше.

    • Какие туфли на невесте? Дополнительные очки даются в том случае, если вы не подглядывали. Извините за подвох: обувь невесты вообще не видна. Самая приметная деталь на этом рисунке - это теннисные туфли, которые жених носит с костюмом. Скорее всего, вы на это и смотрели, и тем самым отвлеклись от всех остальных особенностей. Дополнительные очки вы получите за ответы на следующие вопросы:
      • Какого цвета волосы невесты?
      • Какой длины волосы жениха?
      • Какого цвета галстук жениха?
      • Какого цвета пряжка на ремне?
  5. Попробуйте ответить на вопросы в обратной последовательности. Начните описывать человека с ног до головы. То, что вы делаете, называется первым впечатлением, которое вы пытаетесь укоренить в памяти путем многократного повторения. Если у вас есть время и вы не боитесь показаться медлительным, просмотрите рисунки по второму кругу.

    Общее впечатление

    1. Отметьте все детали. Вы усвоили основы - теперь пришло время сконцентрироваться на деталях.

      Посмотрите на лицо человека. Даже у близнецов в лице есть различия - именно поэтому все люди на планете уникальны.

      Перейдем к глазам. Посмотрите на брови, какие они - тонкие или кустистые, светлые или темные? У этого человека маленькие или большие глаза? Они глубоко посажены или выпуклые, миндалевидные или круглые? Какие у человека ресницы: длинные, густые и загнутые или, наоборот, редкие, прямые и короткие? Смотрите на рисунок на протяжении трех секунд, а затем отвернитесь и опишите глаза человека.

      • Снова посмотрите на рисунок. Справились ли вы с поставленным заданием?
    2. Нос. Нос человека может быть практически любой формы и размеров. Нос этого человека длинный или короткий, вздернутый или крючковатый? Широкий или узкий? Нос часто определяет общее представление о внешности человека, ведь угол рассмотрения имеет первостепенное значение (профиль или анфас).

      • Вам начисляются дополнительные очки, если вы можете описать глаза и нос человека, взглянув на него только один раз. Мега-бонус - если вы можете описать нос блондинки, изображенной в начале этой статьи.
    3. Рот. Это самая выразительная часть человеческого лица, и этот факт трудно отрицать. Когда человек смеется, злится или кричит, форма его рта меняется в зависимости от эмоций. Не имеет значения, что испытывает человек: есть пара деталей, которые можно выбрать. Какой у него рот: большой или маленький? Какие губы: пухлые или тонкие? А может быть, у человека губы бантиком? Насколько четко выражен этот бантик?

      Старайтесь замечать все отличительные особенности. Такие детали, как родинка или родимое пятно, шрам или тату помогут вам вспомнить человека. Если вы видите такие особенности, отметьте их для себя.

      • Отвернитесь от монитора и схематически набросайте татуировку девушки на бумаге. Когда вы справитесь с заданием, воспользуйтесь возможностью заработать дополнительные очки - опишите все, что вы помните о девушке.
    4. Обратите внимание на движения человека. Спросите себя: быстро или медленно он двигается? Этот человек неуклюжий и двигается шатаясь или уверенно, с высоко поднятой головой?

      Мнемонические приемы

      1. Вам все еще трудно описать внешность человека? Иногда люди используют словесные и зрительные ассоциации, чтобы запомнить внешность человека. Вот несколько примеров такой техники:

        Отличие от общего фона. На рисунке изображена женщина с длинными белокурыми волосами. Если эта черта не бросается вам в глаза, прибавьте к описанию фон: поле золотых колосьев.

        • Подумайте о длинных золотых колосьях. Вы свели две ассоциации в одну, и каждая из них подкрепляет другую.
      2. Крепкий как камень. В этом примере мы не наблюдаем ярких деталей, но рисунка явно достаточно для того, чтобы привязать его к общему фону. На заднем плане мы видим твердую кирпичную стену. На переднем плане изображен молодой человек, который настолько же крепок, уравновешен и тверд, как и эта стена. Воспринимайте прочность как конкретную характеристику этого рисунка, и у вас в уме сформируется определенное представление, которое никуда не денется.

      3. Глаза - такие же глубокие, как воды океана. В этом случае можно применить тот же прием: выберите какую-то деталь на заднем фоне, которая характеризует весь рисунок. Здесь можно применить парочку простых мнемонических приемов:

        • Какого цвета ее глаза? В 1492 году Колумб покорял «лазурные воды океана»! Конечно же, ее глаза цвета морской лазури.
        • Добавьте к первому методу мнемонические приемы, приведенные во второй части статьи.
      4. Придя домой, запишите все, что вы помните о человеке, даже самые очевидные или тривиальные детали. А сейчас посмотрите на фото (если вам удалось его сделать). Правильно ли вы описали человека?
      5. Регулярно повторяйте это упражнения, и вы обнаружите, что способны не только описать внешность конкретного человека, но и характеризовать окружающих его людей.
    • Соблюдайте последовательность, в которой вы запоминаете основные внешние черты, и вам станет легче их запомнить.
    • Не нужно пристально разглядывать человека - это невежливо. «Осмотр» человека с головы до ног может привести к скандалу, особенно если рядом с вами находится любимый человек, который такой же наблюдательный, как и вы.
    • Попытайтесь отметить наиболее заметную черту человека. Отступите на шаг назад и отметьте то, что вы заметили в человеке в первую очередь. Это может быть яркий цвет волос, огромный рост или странная деталь в одежде. Определите эту особенность, и впоследствии будет легче выделить этого человека из толпы.
    • Включите цвета. Цвет одежды, обуви, глаз, волос и кожи помогут освежить память.

    Предупреждения

    • Если длительно и пристально смотреть на человека, это может быть воспринято как признак агрессии. Ловите момент, и вы будете в безопасности и сможете с легкостью запомнить человека.
    • Не добавляйте лишних деталей.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого - функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху - вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые -по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических 4эигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках).

Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета" (рис. 2, 2а), составленного с соблюдением вышеприведенных принципов.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст . Устанавливается:, а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий (для мужчин более 170 см). Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Рис. 2.

1а. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж - антропометрические точки лица (верхнелобная, глабелла, верхненосовая, зрачковые, подносовая, подбородочная, нижнечелюстные).

1 -- высота лба, 2 - ширина лба, 3 - линия положения брови, 4 - линия положения глазной щели, 5 - зрачковая линия, 6 - протяженность глазной щели, 7 - ширина спинки носа, 8 - высота носа (носовой части лица), 9 - ширина носа, 10 - высота верхней губы, 11 - протяженность ротовой щели, 12 - высота подбородка, 13 - оттопыренность ушной раковины, 14 - высота ушной раковины, 15 - осевая (медиальная) линия. 16. 1 - линия роста волос, 2 - области лобных бугров, 3 - области надбровных дуг, 4 - головки бровей, 5 - контуры бровей, б - хвосты бровей, 7 - внутренние углы глаз, 8 - наружные углы глаз, 9 - контуры складок верхних век, 10 - носогубной фильтр, 11 - контур каймы верхней губы, 12 - контур каймы нижней губы, 13 - контур подбородка, 14- контур завитка, 15 - контур противозавитка, 16 - контур козелка.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности - очень худой, очень полный - "тучный").

Описание функциональных признаков

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).


Рис. 2а. Элементы и признаки лица в профиль. На. 1, 2, 3 - лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 - положение (наклон) лба, 5, б - измерение высоты и глубины переносицы, 7 - выступание спинки носа, 8 - выступание носа, 9 - линия основания носа, 10 - ширина ушной раковины, 11 - высота ушной раковины, 12 - вертикальная (фронтальная) линия. 116. 1 - контур лба, 2 - контур спинки носа, 3 - контур нижнего края крыла носа, 4 - контур подбородка, 5 - положение верхней губы, 6 -- положение нижней губы, 7 - наружный угол глаза, 8 - линия основания ушной раковины, 9 - завиток, 10 - козелок, 11 - противозавиток, 12 - противокозелок, 13 - мочка уха.


Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Часть иллюстраций данной главы приводится по работе: Снетков В. А., Величко И. Ф., Житников В. С., Зинин А. М., Овсянникова М. Н. Криминалистическое описание внешности человека. М., 1984.

Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.

Глава 19. Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия)

§ 2. Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)

Первым, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, был Лафатер (1741 — 1801) и его сторонники. Такими признаками, по их мнению, служили: маленькие уши, пышные ресницы, маленькие нос, большие губы (симпатичный вполне портрет).

Конечно, какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Затем, Франц Иосиф Галль (1758—1828) предложил свою теорию френологии, изучавшую внешние особенности черепа, которые, являются показателями личных черт, свойств и склонностей. Одни выступы на черепе считались индикаторами «нижних» функций мозга (агрессивности), а другие представляли «высшие» функции и склонности (мораль). Считалось, что у преступников «нижние» стремления преобладают над «высшими».

Количество складок и серого вещества в мозге животных увеличивается пропорционально их умственным способностям - от рыб и земноводных до копытных, кошачьих, обезьян, на основании этого он предположил, что под выпуклостями черепа находятся скопления нервных клеток соответствующего отдела, отвечающего за то или иное человеческое качество.

О наиболее сомнительных качествах свидетельствует выпуклая дуга, окружающая ухо:

VI . "Инстинкты хищника, способность к убийству" (черт, это единственные выпуклости на моем черепе, мне кажется у всех так)



Во второй половине XIX века френологию стали именовать "псевдонаукой". И это название вполне оправдывает себя, вроде бы.

Физиогномика и френология стали предшественницами криминальной антропологии , учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо (1835 - 1909) и его учеников.

Ломброзо считал, что преступникам присущи аномалии внутреннего и внешнего анатомического строения, характерные для первобытных людей и человекообразных обезьян .

С первого издания своего сочинения о преступном человеке Ломброзо отчетливо отличает его от душевнобольного. Прирожденный преступник - это особая разновидность рода человеческого. Первоначально Ломброзо признавал один общий тип прирожденного преступника; затем стал признавать их три: тип убийцы, вора и насильника. О тех же трех типах говорят и два других вождя антропологической школы Энрико Ферри и Гарофало :

1.Убийцы отличаются обыкновенно стеклянными, холодными глазами, налитыми кровью, большим, часто орлиным, загнутым вниз носом, развитыми клыками, челюстями и скулами.

2.Про воров Ломброзо говорит, что у них наблюдается особенная подвижность лица и рук, блуждающие маленькие глаза, сдвинутые брови, редкая борода, ушная раковина оттопыренная, поставленная углом, кривые, впалые, иногда курносые носы.

3.Насильники, отличаются блестящими глазами, вздутыми губами, женственными телодвижениями, разбитым или сиплым голосом.

Прирожденные преступники отличаются также относительно большим размером лица, по сравнению с остальной частью черепа, в чем усматривается признак сравнительно низшего органического строения.

В работе о женщинах, он выразил мнение, что преступницы превосходят по жестокости преступников-мужчин, но встречаются реже.



С нравственной черствостью и нечувствительностью у прирожденных преступников соединяются непредусмотрительность, в силу которой они недоступны влиянию угрозы уголовного закона, отсутствие нравственного чувства, раскаяния и угрызений совести, а также сильно развитое тщеславие, превосходящее даже тщеславие артистов и литераторов, мстительность и особая гордость. Страсти прирожденных преступников — любовь, страсть к игре, к лакомой еде отличаются необузданностью, непостоянством и насильственностью. Даже чувства и влечения благородные у многих из них принимают болезненный характер и отличаются неустойчивостью. Кроме того, прирожденным преступникам присуща наклонность татуироваться. «Кроме большой распространенности, — говорит Ломброзо, — поражает и самый характер содержания татуировок: бесстыдство, хвастовство преступлением и странный контраст дурных страстей, наряду с нежными чувствами.


Недостаточная чувствительность и большая острота зрения сближают преступников с дикарями. Обоняние у преступников отличается большой остротой, особенно у преступников против половой нравственности, но вкус несколько притуплён.

Прирожденный преступник обычно левша, и правое полушарие мозга работает у него более, чем левое.

И в походке прирожденного преступника есть особенность: левый шаг у него длиннее правого и, кроме того, левая ступня образует с осевой линией больший угол, чем правая; те же особенности замечаются и у эпилептиков.

Особенное значение придает Ломброзо и его школа нечувствительности прирожденных преступников к боли, и вообще их пониженной чувствительности.

«Я видел», — рассказывает Ломброзо - «как двое убийц, ненавидящих друг друга с давних пор и сделавших друг на друга донос, на прогулке подрались, причем один укусил другому губу, а тот вырвал у противника волосы; оба потом жаловались не на раны, повлекшие за собой тяжелые последствия, а на то, что им не удалось докончить мщения».

Анальгезией, полагает Ломброзо, объясняется то, что преступники сравнительно долговечны. Ею же Ломброзо и Ферри объясняют и недоразвитие у преступников чувства сострадания.



Прирожденный преступник , по учению Ломброзо, есть, прежде всего, анатомо-физиологический тип, т.е. субъект, отмеченный целым рядом своеобразных анатомических и физиологических признаков. Во всех частях его тела Ломброзо и его школа находят ряд характерных аномалий. Они измеряют преступника буквально с головы до пяток и всюду находят особенности. Одни из этих особенностей носят внешний характер и определяются прямо путем измерений соответствующей части тела на живых и мертвых людях, другие — скрыты внутри организма и обнаруживаются при вскрытии трупов.

При этом в перечислении отличительных черт анатомии прирожденного преступника нет определенной системы. В беспорядке излагаются признаки самого разнообразного анатомического и биологического значения.

У прирожденных преступников часто наблюдаются: ассиметрия черепа, короткий лоб, выступающий профиль, различные уклонения формы черепных и лицевых костей.

Ломброзо выделил следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам:

  • Необычно маленький или большой рост
  • Маленькая голова и большое лицо
  • Низкий и наклонный лоб
  • Отсутствие чёткой границы роста волос
  • Морщины на лбу и лице
  • Большие ноздри или бугристое лицо
  • Большие, выступающие уши
  • Выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей
  • Высокие скулы
  • Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами
  • Кривой или плоский нос
  • Выдающаяся вперёд челюсть
  • Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа
  • Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы
  • Маленький подбородок
  • Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди
  • Длинные руки, тонкие пальцы

В общем, все кто страшный, по его мнению, то и опасный.

Критики справедливо указывали, что аналогичные особенности существуют и у законопослушных личностей, а какой-либо статистической разницы в частоте их встречаемости нет.

Ввиду этого в более поздних работах самого Ломброзо и его учеников помимо преступников, которые совершают преступления в силу биологической предрасположенности, выделяются также те, кто может пойти на нарушение закона под действием жизненных обстоятельств - случайные преступники или потенциальные.

От теории Ломброзо практически совсем отказались и сделали упор на невменяемость преступников. В итоге в начале 20-го века психушки были переполнены всяческими людьми, как виновными, так и случайными, а методы лечения были, мягко говоря, не мягкими. Как, например, в книге «Над кукушкиным гнездом».



А в качестве мер, которые было необходимо предпринимать только для предотвращения совершения преступлений, сторонники данной теории - немецкий психиатр Эрнст Кречмер, американские криминологи Уильям Шелдон , Элеонора Глюк предлагали гормональную терапию, а также помещение потенциальных преступников в специальные лагеря, где их будут обучать навыкам общественно-полезного поведения…



Наряду с этим. предпринимались попытки поставить преступное поведение в зависимость от конституционального типа человека (типа телосложения), который, в свою очередь, связывался с работой желез внутренней секреции. Выделялось три основных соматических типа:

  • Эндоморфный — тенденция к ожирению , мягкая округлённость тела, короткие и тонкие конечности, тонкие кости, гладкая кожа; расслабленная личность с повышенным уровнем комфортности, любит роскошь, экстраверт .
  • Мезоморфный — преобладание мышц, костей и опорно-двигательной системы, большое туловище, широкая грудь, большие ладони и руки, плотное телосложение; активный, агрессивный и несдержанный тип личности.
  • Эктоморфный — преобладание кожи, хрупкое тело, тонкие кости, покатые плечи, маленькое лицо, острый нос, тонкие волосы; чувствительный тип с расстройствами внимания и бессонницей , проблемами с кожей и аллергиями .

Хотя каждому человеку в определённой степени присущи признаки всех трёх названных типов, считалось, что у преступников в наибольшей степени выражены признаки мезоморфного типа.

С тех пор применялось еще много теорий, но истинной причины и взаимосвязи так и не удалось установить точно.

Собственные элементы

и признаки

Общефизические

Антропологический тип

Анатомические

Телосложение

Голова в целом

Лицо в целом

Волосяной покров

Подбородок

Ушные раковины

Волосы на лице

Функциональные

Жестикуляция

Артикуляция

Привычки

Особые приметы

Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.

Сопутствующие признаки

Головной убор

Аксессуары

Пример описания по методу словесного портрета.


По фотоснимку описываются только те приметы, которые наблюдаются или известны.

Мужчина , около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см, телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый.

Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средней длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым контуром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя, выступающие в профиль.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоугольной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности.

Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см.

Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут.

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Задание № 9.3.

Из полного описания внешнего облика человека выделите признаки, которые следует использовать при розыске, и составите оперативно-розыскную ориентировку.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Фото с сайта cyclowiki.org

Итальянского врача-психиатра, профессора судебной медицины XIX века Чезаре Ломброзо часто называют основоположником криминальной антропологии. Эта наука старается объяснить связь между анатомическими и физиологическими особенностями человека и его склонностью к совершению преступлений. Ломброзо пришел к выводу, что такая связь есть, и она прямая: преступления совершают люди с определенной внешностью и характером*.

Как правило, преступники имеют врожденные физические и психические дефекты, считал Ломброзо. Речь идет об аномалиях внутреннего и внешнего анатомического строения, характерных для первобытных людей и человекообразных обезьян. Таким образом, преступниками не становятся, а рождаются. Будет человек преступником или нет - зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений характерны свои аномалии.

Разработке этой теории Ломброзо посвятил всю свою жизнь. Он исследовал 383 черепов умерших и 3839 черепов живых преступников. Кроме того, ученый изучил особенности организма (пульс, температуру, телесную чувствительность, интеллект, привычки, болезни, почерк) 26 886 преступников и 25 447 добропорядочных граждан.

Внешность преступников

Ломброзо выделил ряд физических признаков ("стигматов"), которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Это неправильная форма черепа, узкий и скошенный лоб (или раздвоенная лобная кость), асимметрия лица и глазных впадин, чрезмерно развитые челюсти. Рыжие преступники встречаются крайне редко. Чаще всего преступления совершают брюнеты и шатены. Брюнеты предпочитают воровать или заниматься поджогами, а шатены склонны к убийствам. Блондины иногда встречаются среди насильников и мошенников.

Внешность типичного насильника

Большие навыкате глаза, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый и кривой нос. Чаще всего сухопарые и рахитичные блондины, иногда горбатые.

Внешность типичного вора

Неправильный маленький череп, удлинненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода.

Внешность типичного убийцы

Большой череп, короткая голова (ширина больше высоты), резкая лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнутый вниз), квадратные челюсти, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки.

Наиболее опасные убийцы чаще всего имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Внешность типичного мошенника

Лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом внешность мошенников достаточно добродушная.

Особенности преступников

"Я сам наблюдал, что во время грозы, когда у эпилептиков учащаются приступы, заключенные в тюрьме тоже становятся более опасными: разрывают на себе одежду, ломают мебель, бьют служителей", - писал Ломброзо. У преступников, по его мнению, снижена чувствительность органов чувств и болевая чувствительность. Они не способны осознавать безнравственность своих поступков, поэтому для них неведомо раскаяние.

Ломброзо удалось выявить и особенности почерка различных типов преступников. Почерк убийц, разбойников и грабителей отличается удлиненными буквами, криволинейностью и определенностью черт в окончаниях букв. Для почерка воров характерны буквы расширенные, без острых очертаний и криволинейных окончаний.

Характер и образ жизни преступников

По теории Ломброзо, преступникам свойственны стремление к бродяжничеству, бесстыдство, леность. Многие из них имеют татуировки. Для лиц, склонных к преступлениям, характерно хвастовство, притворство, слабохарактерность, раздражительность, сильно развитое тщеславие, граничащее с манией величия, быстрая смена настроения, трусость и болезненная раздражительность. Эти люди агрессивны, мстительны, они не способны на раскаяние и не мучаются угрызениями совести. Графомания тоже может свидетельствовать о преступных наклонностях.

Ломброзо считал, что люди из низшего класса становятся убийцами, грабителями и насильниками. Представители среднего и высшего класса чаще бывают профессиональными мошенниками.

Критика теории Ломброзо

Еще при жизне Ломброзо его теория подвергалась критике. Не удивительно - немало высших государственных чиновников имели внешность, которая полностью совпадала с описанием прирожденных преступников. Многие уверены, что ученый преувеличивал биологическую и совершенно не учитывал социальную составляющую в причине возникновения преступности. Возможно, именно это заставило Ломброзо к концу жизни пересмотреть некоторые свои взгляды. В частности, он начал утверждать, что наличие преступной внешности не обязательно означает, что человек совершил преступление - она говорит скорее о его склонности к противоправным поступкам. Если человек преступной внешности благополучен, он попадает в разряд скрытых преступников, у которых нет внешнего повода нарушать закон.

Репутация Ломброзо сильно пострадала, когда его идеи начали использовать нацисты - они проводили замеры черепов узников концлагерей перед их отправкой в печи. В советский период учение о прирожденном преступнике также подверглось критике за его противоречие принципу законности, антинародность и реакционность.

Насколько нам удалось выяснить, в судебных процессах теория Ломброзо никогда не применялась - даже сам ученый не видел в ней практической ценности, так как заявил на одном научном диспуте: "Я тружусь не ради того, чтобы дать своим исследованиям прикладное применение в области юриспруденции; в качестве ученого я служу науке только ради науки". Тем не менее предложенное им понятие преступного человека вошло в обиход, а его разработки до сих пор используются в физиогномике, криминальной антропологии, социологии и психологии.

* Информация взята в том числе из следующих книг: Чезаре Ломброзо. "Преступный человек". Милгард. 2005; Михаил Штереншис. "Чезаре Ломброзо". ИсраДон. 2010



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!