Основные понятия, предмет и методы статистики. Введение в статистику Статистическая совокупность - это масса отдельных единиц одного и того же вида, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    • 2.4 Современная организация статистики в казахстане и за рубежом
    • 2.6 Задания для самостоятельной работы
    • 2.6.1 Тестовые задания
    • Тема 3 .Статистическое наблюдение
    • 3.1 Статистическое наблюдение, его задачи и формы
    • 3.2 Программа статистического наблюдения
    • 3.3 Организационные виды и способы статистического наблюдения
    • 3.4 Статистическая отчетность
    • 3.5 Статистические переписи
    • 3.6 Ошибки статистического наблюдения и меры борьбы с ними
    • 3.7 Примеры решения типовых задач
    • 3.8. Задания для самостоятельной работы
    • Тема 4. Статистическая сводка
    • 4.1 Общее понятие о статистической сводке
    • 4.2 Группировка - научная основа статистической сводки
    • 4.3 Сложные и вторичные группировки
    • 4.4 Ряды распределения
    • 4.5 Статистические таблицы
    • 4.6 Примеры решения типовых задач
    • 4.7 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 5. Абсолютные и относительные величины обобщающие показатели в статистике
    • 5.1. Макет статистической таблицы для характеристики предприятий по основным отраслям промышленности
    • 5.2. Абсолютные статистические величины
    • 5.3.1 Относительные величины
    • 5.4 Графическое изображение абсолютных и относительных величин
    • 5.5 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 6. Средние величины
    • 6.1 Сущьность и виды средних величин в статистике
    • 6.2 Средняя арифметическая
    • 6.3 Средняя гармоническая
    • 6.4. Мода и медиана
    • 6.5 Основные правила применения средних в статистике
    • 6.6 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 7. Показатели вариации
    • 7.1 Показатели вариации
    • 7.2. Способы расчета дисперсии
    • 7.3. Приемы анализа вариационного ряда
    • Тема 8. Выборочное наблюдение
    • 8.1. Теоретические основы выборочного наблюдения
    • 8.2. Способы формирования выборочных совокупностей
    • Тема 9. Ряды динамики
    • 9.1. Ряды динамики и их виды
    • 9.2. Аналитические показатели рядов динамики и приема анализов ряда динамики
    • 9.3. Методы выявления тенденции рядов динамики
    • Тема 10 . Индексы
    • 10.1 Общие понятия об индексах
    • 10.2 Принципы и методы исчисления общих индексов
    • 10.3 Преобразование агрегатного индекса в индексы средние
    • Тема 11. использование индексов в анализе
    • 11.1 индексный метод анализа факторов динамики (система взаимосвязанных индексов)
    • 11.2 Изучение влияния структурных сдвигов с помощью индексов (индексы переменного и постоянного состава)
    • 11.3 Изучение влияния структурных сдвигов на макро и микро уровне
    • Тема 12. Статистические методы изучения взаимосвязей
    • 12.1 Виды взаимосвязей. балансовый метод изучения взаимосвязей
    • 12.2 Корреляционные связи, их характер и формы
    • 12.3 Измерение тесноты связи между качественными (атрибутивными) признаками
    • 12.4 Измерение тесноты связи между количественными признаками
    • 12.5 Графический метод выявления корреляционных зависимостей
    • 12.6 Метод аналитических группировок
    • Тема 13. Корреляционно - регрессионный метод изучения взаимосвязей
    • 13.1 Однофакторный корреляционный регрессионный анализ
    • 13.2 Нелинейные зависимости
    • 13.3 Регрессионный анализ

Тема 1. Предмет и метод статистики

1.1 Общее представление о статистике и истории ее развития

В настоящее время термин "статистика" употребляют обычно в трех значениях:

во-первых, это совокупность цифровых сведений, статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы.

во-вторых, статистика - это отрасль практической деятельности, связанная со сбором, обработкой и распространением данных.

в-третьих, статистика - сложная и многогранная наука. Как наука она подразделяется на две части: общая теория статистики и социально-экономическая статистика.

Общая теория статистики по существу является математической дисциплиной, сливаясь с математической статистикой. Базовой основой общей теории статистики служит теория вероятности. В этой части статистика выступает методологической наукой широкого профиля, исследующая и разрабатывающая методы количественного отображения, анализа и моделирования массовых варьирующих явлений в обществе, экономике, производстве, природных явлениях.

Социально-экономическая статистика подразделяется, согласно Основополагающим принципам официальной статистики ООН (1994 г., приложение 1, принцип 1), на четыре основные ветви: экономическую, социальную, демографическую статистику и статистику окружающей среды, базирующихся на Системе национальных счетов ООН (1993 г) (табл.1.1).

Место общей теории статистики в системе отраслей статистики

Более подробная классификация отраслей статистики и видов деятельности статистических организаций приводится в приложении 2.

Возникновение и развитие статистики . Историки статистики обычно указывают как на зачатки статистики собирание некоторых числовых данных, производившиеся еще в глубокой древности. Так, первые дошедшие до нас сведения об учете населения относятся к Китаю, где они проводились более четырех тысяч лет назад. Известно, что один из них состо ялся в эпоху легендарной династии Ся в 2238 г. до н.э. Имеются сведения об учете населения в Древнем Египте, Греции, Риме, Иране, Японии и других древних государствах.

В Италии в XVI в. начинают появляться сборники сведений о различных государствах, интерес к которым был обусловлен развивающейся международной торговлей. Первые попытки систематизации материала, собираемого о состоянии государств, появляются в Германии в конце XVII в. Новая наука получила название государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Комринг (1606-1681 гг.).

Далее в этом направлении работали Г. Ахенваль и А Шлецер. С 1742 г.Г. Ахенваль (1719-1772 гг.) впервые вначале в Магдебурском, а затем в Геттингенском университете стал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены. Собирался в основном информационно-описательный материал.

В России яркими представителями описательной школы статистики являются И.К. Кириллов (1689-1737 гг.), В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), И.И. Голиков (1735-1801 гг.), С.Н. Плещеев (1752-1802 гг.), М.И. Чулков (1740-1793 гг.).

Почти на 100 лет раньше указанной описательной немецкой школы статистики возникла английская школа политических арифметиков, которая наиболее близка к современному пониманию статистики. Ее основоположниками являются Дж. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладало два направления: демографическое и статистико-экономическое. Школа получила свое развитие не только в Англии, но и за рубежом, в частности в Голландии и Франции.

Развитие капитанистического строя привело к бурному оживлению статистической деятельности, что было обусловлено возрастанием роли статистики как одного из средств государственного управления.

Статистика, сформировавшаяся как наука в XVIII столетии, уже в следующем столетии прочно заняла свое место в общей семье наук. Во многих европейских странах в начале XIX в. создаются специальные учреждения, которые начинают систематически заниматься сбором и обработкой различных статистических сведений. Так, во Франции уже в 1801 г. было создано статистическое бюро. Затем органы государственной статистики создаются в Пруссии, Австрии, Бельгии, Англии и России.

В 1853 г. был проведен первый Международный статистический конгресс в Брюсселе, затем в течение примерно двух десятилетий он собирался в разных городах Европы восемь раз. В 1885 г. создается постоянный международный статистический орган - Международный статистический институт, принявший на себя функции Международного конгресса.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки. Оно получило название статистика - математического. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский ученый Адольф Кетле (1796-1874. гг.), называвший статистику "социальной физикой", т.е. наукой, изучающей законы общественной жизни с помощью количественных методов.

Большое влияние на развитие математического направления в статистике произвели труды русских математиков - П.П. Чебышева (1821-1894 гг.), А.А. Маркова (1856-1922 гг.).А.М. Ляпунова (1857-1919 гг.). Наиболее известным ученым XX в. в области математической статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.).

Период конца XIX - начала XX вв. связан с именем российского ученого А.А. Чупрова, который поставил задачу построения на развалинах доктрины Кетле, павшей под ударами немецкой критики, нового здания статистической теории, получившей название академической школы статистики.

В советской школе статистики наиболее яркими представителями этого направления были имена В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В.С. Немчинова (1894-1964 гг.), В.Н. Старовского (1905-1975 гг.), А.Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б.С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л.В. Некраша (1886-1949 гг.). В послевоенный период большой вклад в теорию индексного метода внесли С.М. Югенберг, В.Е. Адамов, Г.И. Бакланов, Л.С. Казинец, И.Г. Венецкий, в теорию статистической связи - Я.И. Лукомский.

1.2 Предмет статистики и ее теоретические основы

Каждый экономист должен понимать статистические данные, уметь пользоваться ими в своей работе, в совершенстве владеть методами экономико-статистического анализа и делать правильные выводы по его результатам.

Иногда статистику рассматривают как универсальную или методологическую науку - как теорию, в которой последовательно излагаются статистические методы, равным образом применимые как к анализу общественных, так и природных явлений. В этом смысле понятие "статистики" сливается с математической статистикой, в основе которой лежит теория вероятностей.

Так, согласно руководству Евростата "Области изучения и сферы подготовки" (1999 г), под изучением статистики (код 462) понимают "изучение сбора, описания, организации и анализа цифровых данных" /1, с.37/.

При этом статистика вместе с математикой (код 461) входит в состав области образования с кодом 46 "математика и статистика" в Международной стандартной классификации образования (МСКО, 13СЕВ-97).

В рамках изучения статистики входят программы по актуарной науке (страховой статистике), математической (теоретической) статистике, теории вероятности, прикладной статистике, плану обследования, выборочным обследованиям. При этом изучение демографических исследований исключено из этой области и включено в область 312 "Социология и изучение культуры".

Мы считаем, что понимание статистики как некоей универсальной науки (в узком смысле слова) больше подходит к общей теории статистики, несмотря на то, что она в первую очередь предназначена для количественного изучения общественных явлений.

В курсе общей теории статистики излагаются основные категории, принципы статистической науки, научные основы методов сбора, обработки и анализа статистических данных. В ходе своей деятельности специально обученный статистический персонал руководствуется определенными положениями и правилами, установленными статистической наукой.

Учитывая, что статистика связана с изучением социально-экономических явлений и процессов, определим статистику как самостоятельную общественную науку (в широком смысле слова). Как и любая наука, она имеет свой предмет исследования и свои специфические методы.

Предмет статистики . Статистика изучает с количественной стороны качественное содержание массовых общественных явлений.

Данное определение раскрывает три особенности статистики:

1) статистика не универсальная наука, сводящаяся к математической статистике, а наука, изучаются общественные явления (тем не менее, мы согласны с теми учеными, которые под статистикой как универсальной наукой имеют в виду только общую теорию статистики, по существу сливающейся с математической статистикой);

2) качественное содержание общественных явлений изучается с количественной стороны;

3) статистика изучает массовые общественные явления, т.е. статистика исследует множества, количественно характеризуя их по разным признакам. Она имеет дело с такими категориями, как статистическая совокупность, вариация, варьирующие признаки, статистические закономерности, закон больших чисел.

Поскольку статистика - это общественная наука, то ее теоретической основой, как и других общественных наук, служит экономическая теория и философия.

Статистика и экономическая теория. Статистик должен быть хорошим экономистом, чтобы правильно понимать сущность явлений, которые он изучает.

Базируясь на передовой экономической теории, статистик осуществляет научное обобщение в статистической сводке совокупности факторов и их целесообразное разграничение и объединение в группы. Именно знание законов общественного развития определяет те показатели, группировки и классификации, с помощью которых статистика будет давать конкретную цифровую характеристику общественных явлений.

И, наоборот, статистика дает новую сумму фактов, обобщенных в виде статистических закономерностей, которые позволяют развивать экономическую теорию.

Следует отметить также, что основой демографической статистики является также демография, или наука, изучающая население.

Статистика и философия . Общие законы диалектического и исторического материализма лежат в основе статистической методологии.

Одно из требований диалектического метода познания - рассмотрение всех явлений не изолированно друг от друга, а во взаимной связи. В метафизике природа и общество рассматриваются как случайное скопление предметов и явлений, оторванных друг от друга. Статистика рассматривает факты, относящиеся к данному явлению, в их целостности, связи и взаимообусловленности, вскрывая причинные связи.

Другая черта диалектического метода познания - рассмотрение всех явлений природы и общества в непрерывном развитии. Явления должны рассматриваться не только во взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, изменения, развития, с позиции их возникновения и исчезновения. Статистика рассматривает все общественные явления в их исторической обусловленности, а полученные статистические характеристики - как исторические, присущие данному способу производства. Эта черта диалектического метода имеет очень важное значение для всех разделов статистики и особенно для методов изучения динамики, метода средних величин и метода группировок.

Статистика опирается также на диалектический закон перехода количества в новое качество. Развитие рассматривается как переход от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, качественным. Также диалектически в статистике употребляются такие понятия, как случайное и необходимое, единичное и массовое, индивидуальное и общее.

Закономерность массовых общественных процессов и явлений . Обобщая характеристики массовых общественных явлений, статистика выявляет с их помощью определенные закономерности, проявляющиеся в определенном порядке расположения, соотношения или изменения статистических данных. Они могут быть следующих видов:

I) закономерности развития (динамики) явлений (например, динамика численности населения, объемов производства, уровня жизни населения, себестоимости продукции и т.д.);

2) закономерности изменения структуры явлений (например, доли городского населения в его общей численности; доли отраслей в промышленности, обеспечивающих технический прогресс; удельного веса отельных продуктов в потреблении населения);

3) закономерности распределения единиц внутри совокупности (распределение населения по возрасту, распределение численности покупателей в магазинах по часам и т.д.);

4) закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности (зависимость урожайности от количества внесенных удобрений, уровень квалификации рабочих в зависимости от стажа работы и т.д.).

Обобщающие статистические данные образуются под воздействием сложного комплекса причин, одни из которых являются основными, общими для всех единиц совокупности, а другие носят сугубо индивидуальный (случайный для всей совокупности) характер. В обобщающих статистических показателях, исчисленных на основе массового наблюдения, сглаживаются последствия, порожденные этими индивидуальными причинами, и отчетливо проявляются следствия, обусловленные общими для всей совокупности причинами. В этом проявляется действие закона больших чисел.

Закон больших чисел требует достаточно большого числа наблюдений для того, чтобы статистические характеристики были типичны и свободны от влияния случайных факторов. Например, подмечено, что на 100 девочек рождается 105-107 мальчиков, что является проявлением определенного биологического закона.

1.3 Статистическая методология и статистические показатели

Статистическое исследование подразделяется на три последовательные стадии:

1) статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала;

2) сводка и разработка результатов наблюдений, т.е. их обработка;

3) анализ полученных сводных материалов.

На каждой из этих стадий применяются специфические методы, образующие статистическую методологию и обусловленные спецификой предмета статистики.

Метод массовых наблюдений . Поскольку статистика изучает закономерности, проявляющиеся в массовых явлениях под действием закона

больших чисел, то на первой стадии статистического исследования должно быть обеспечено массовое наблюдение, т.е. сбор большого числа отдельных единичных фактов и индивидуальных значений, присущих ему признаков.

Метод группировок . На второй стадии статистического исследования собранные факты подвергаются систематизации и подсчету или сводке. Их делят по признакам различия и объединяют по признакам сходства, иными словами осуществляют группировки. С помощью метода группировок статистики делят изучаемые явления на важнейшие виды, характерные группы и подгруппы по изучаемым признакам.

Методы анализа с помощью обобщающих показателей . На третьей стадии статистического исследования анализируется сводный материал, проявление закономерностей и связей в изучаемых фактах, характеристика типичных их черт. На этой стадии рассчитываются обобщающие показатели (суммарные, относительные и средние величины, статистические коэффициенты).

Анализ с помощью обобщающих показателей заключается в измерении признаков, агрегировании, расчете относительных и средних величин, в сводной оценке вариации признаков, динамике явлений, в применении индексов, в балансовых построениях, в расчете показателей, характеризующих тесноту связей, а также в других приемах.

Все это дополняется табличным методом наиболее рационального изложения цифрового материала и графическим методом - методом наглядного изображения статистических данных.

Статистическая совокупность - это масса отдельных единиц одного и того же вида, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков.

Например, совокупностью будет население какой-либо страны, которое состоит из отдельных людей, различающихся по полу, возрасту и другим признакам. Однако, она едина в том отношении, что это население одной страны.

Массовые явления всегда представляют собой совокупности единиц, которые в определенном отношении однородны, но в других отношениях различаются между собой.

Статистика характеризует совокупности своими числами-показателями, которые могут быть двоякого рода:

1) показатели, дающие обобщающую характеристику объемов совокупностей. В качестве примера - численность занятых, объемы производства и т.д.

2) показатели, обобщающие характеристики совокупностей по ряду признаков. Например, характеристика населения по результатам переписи: по полу, возрасту, национальности, уровню образования и т.д.

Варьирующие признаки - признаки, принимающие разное значение (качественное или количественное) у отдельных единиц совокупности.

Значение варьирующего признака у отдельных единиц совокупности называется вариантой. Например, рабочие любого предприятия различаются между собой по полу (качественное значение - мужчина или женщина) или по уровню получаемой заработной платы (количественные значения признака).

Статистика - это обобщающий учет . Статистические цифры дают обобщающую характеристику каким-либо совокупностям фактов, выражая их численность, объем, соотношения частей или среднего уровня с помощью своих признаков. Тем самым она является одним из видов учета, а именно учетом обобщающим, имеющим дело с характеристикой совокупностей, а не единичных фактов.

Статистический показатель - это количественная мера общественных явлений, имеющая качественную определенность.

Нужно различать содержание статистического показателя и его конкретные количественные размеры.

Содержание или качественная определенность показателя характеризует социально-экономическую категорию (население, национальное богатство, объем производства, товарооборот и т.д.). Количественные размеры статистических показателей (т.е. статистические данные) зависят от конкретных условий места и времени.

Например, заработная плата - определенная экономическая категория. Статистика измеряет ее общий объем и средний уровень. Поэтому возникают статистические показатели, характеризующие фонд заработной платы и среднюю заработную плату. В различных условиях и в разное время статистические данные по этим показателям различаются.

Важнейшей задачей статистической науки является разработка методологии расчета статистических показателей. Эти вопросы решаются в рамках отраслевой статистики.

Система статистических показателей . Статистические показатели должны находиться в определенной взаимосвязи между собой, образуя систему взаимосвязанных показателей. В основе системы статистических показателей лежат современная демография, экономическая теория и другие общественные науки.

На международном уровне статистические показатели систематизированы в отдельных руководствах международных организаций: Руководство по СНС, Руководство по государственным финансам, Руководство по банковской и финансовой статистике, Руководство по платежному балансу и др.

Система статистических показателей не является неизменной. В процессе общественного развития одни явления отмирают, другие возникают, что находит отражение в системе показателей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

1. Что понимается под статистикой?

2. Когда зародилась статистика, каковы цели ее создания?

3. Перечислите основные школы в развитии статистической науки?

4. Что понимается под статистикой в узком смысле слова?

5. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?

6. Что является теоретической основой статистики?

7. Что называется закономерностью массовых процессов и явлений?

8. Каких видов бывают эти закономерности?

9. На какие стадии распадается статистическое исследование, какая работа на них проводится?

10. Какие специфические методы используются на каждой из стадий статистического исследования?

11. Что такое статистическая совокупность?

12. Объясните, в чем отличие вариант от варьирующих признаков?

13. Что называется статистическим показателем? Как он соотносится с определенными социально-экономическими категориями?

1. Андерсон Р, Олссон А. - К. Области изучения и сферы подготовки. Евростат, декабрь 1999. - 108с.

2. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 г. №98-1 "О государственной статистике" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Казахстан от 30.01.01г. №154-11; от 15.01.02г. №280-11; от 20.12.04 г. №13-111; от 21.12.04 г. №14-111).

3. Программа совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 годы / Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1998 г. №1180.

4. Харламов А.И. и др. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика 1995.

5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - 3-е изд. / Под ред. чл. - корр. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 368 с.: ил.

6. Теория статистики: Учебник для вузов / Под ред.Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 1996.

7. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1998. Харченко Л.И. и др. Статистика. - М.: ИНФРА-М, 1997. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. - М.:

8. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

9. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики: Учебник для студ. экон. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 343 с., ил.

10. Общая теория статистики: Учебник / Т.В. Рябушкин, М.Р. Ефимова и др. - М.: Финансы и статистика, 1981.

11. Общая теория статистики: Учебник / Г.С. Кильдишев, В.Е. Освиенко, П.М. Рабинович, Т.В. Рябушкин. - М.: Статистика, 1980.

12. Статистический словарь / Гл. ред. М.А. Королев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1989.

З адания для самостоятельной работы .

1.5.1. Тестовые задания

1 . Что неверно в отношении статистики как науки :

1) изучает общественные явления;

2) изучает качественное содержание общественных явлений;

3) изучает качественное содержание общественных явлений с количественной стороны;

4) изучает массовые явления;

5) статистика является универсальной наукой.

2 . Теоретической основой статистики является :

1) математические науки и философия:

2) математические науки и демография;

3) философия, экономическая теория и демография;

4) философия и демография;

5) все экономические и социальные науки.

3 . К видам статистических закономерностей не относятся :

1) закономерности динамики;

2) закономерности структуры;

3) закономерности распределения единиц внутри совокупности;

4) закономерности больших чисел;

5) закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности.

4 . Чем выше уровень специализации магазинов, тем выше уровень торговых расходов - это закономерность :

1) движения во времени;

2) изменения структуры явлений;

3) распределения единиц внутри совокупности;

4) больших чисел;

5) связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности.

5 . Закономерность, присущая данному явлению, проявляется :

1) в определенных значениях каждого признака;

2) при достаточно большом количестве наблюдений;

3) в отклонении части значений от их среднего значения;

4) при условии стационарности явления;

5) в каждой отдельном случае.

6 . Специфические приемы, применяемые статистикой, образуют :

2) инструментарий статистического наблюдения;

3) закономерность статистического явления;

4) сводку статистических результатов;

5) статистическую методологию.

7 . Множество социально-экономических объектов, объединенных единой качественной основой, но различающихся по ряду признаков, называется :

1) статистической совокупностью;

2) системой статистических показателей;

3) совокупностью признаков;

4) объектом наблюдения;

5) статистической таблицей.

8 . Варьирующие признаки единиц совокупности - это признаки, которые :

1) имеют качественно различное содержание;

2) принимают разное значение;

3) тождественны;

4) количественно и качественно различаются;

5) постоянны или стабильны.

9 . Вариантой называется :

1) количество значений отдельного признака единицы совокупности;

2) номер отдельного значения признака единицы совокупности;

3) значение варьирующего признака у отдельных единиц совокупности;

4) качественное значение количественного содержания единицы совокупности;

5) единицы совокупности.

10 . Количественная мера общественных явлений, имеющая качественную определенность, называется :

1) статистической единицей;

2) вариантой;

3) объектом наблюдения;

4) единицей совокупности;

5) статистическим показателем.

11 . Статистические показатели, находящиеся в определенной взаимосвязи между собой, образуют :

1) систему статистических показателей;

2) статистическую классификацию;

3) статистическую группировку;

4) статистическую таблицу;

5) статистическую закономерность.

Тема 2. Принципы организации статистики

2.1 Роль статистики в плановой и рыночной экономике

Информация как совокупность нужных сведений и данных для успешного проведения анализа, контроля, принятия и организации выполнения управленческого решения является необходимым элементом эффективного управления социально-экономическими процессами. В общей совокупности сведений в системе управления выделяется статистическая информация, которая характеризует массовые явления за длительный период, позволяет выявлять тенденции, связи между аспектами развития, сущность взаимодействия факторов. Статистическая информация призвана обслуживать весь цикл управления.

Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Она выступает одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов и, удовлетворяя потребностям в информации всех лиц и учреждений, вовлеченных в общественно-политические и социально-экономические процессы, позволяет принимать более взвешенные решения.

Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных - очень важная государственная задача, выполнение которой вменяется в обязанность так называемой "официальной статистики".

В подавляющем большинстве стран определенные государственные органы занимают особое положение как официальные производители социально-экономических данных. Это связано с тем, что для регулярного проведения статистических обследований требуется предоставление значительных средств. Кроме того, для обеспечения надежности результатов таких обследований государство может при необходимости оказывать давление на респондентов, добиваясь безвозмездного и своевременного предоставления сведений.

Неофициальная статистика представляется организациями, которые, как правило, не имеют законодательно закрепленных специальных прав, позволяющих им добиваться получения от респондентов необходимых сведений. Она занимается, прежде всего, статистическим анализом данных официальной статистики, дополняя их, при необходимости, своими обследованиями и расчетами.

Следует отметить, что роль официальной статистки в экономике рыночного типа коренным образом отличается от ее роли в плановой экономике.

При плановой экономике официальная статистика являлась инструментом контроля выполнения плана. Она была также инструментом агитации и пропаганды. Такое положение вещей приводило к тому, что микроданные (данные об отдельном предприятии или лице) не были анонимны и могли быть использованы не только в статистических целях. В то же время, макроданные (агрегированные результаты обследований), напротив, были нередко секретными.

В странах рыночной экономики роль официальной статистики прямо противоположная. Микроданные, за исключением общедоступных, должны держаться в тайне, а макроданные, наоборот, доступны каждому. Статистика и бухгалтерский учет (для контроля деятельности предприятий), за редким исключением (как в части, например, обеспечения банковского надзора) принципиально разграничены.

История развития государственной статистики Казахстана с момента ее институционального оформления 8 ноября 1920 г. как единого органа образованной в августе того же года Казахской автономной республики в составе РСФСР показывает, что ее функционирование до момента приобретения Казахстаном независимости 16 декабря 1991 г. происходило в соответствии с планом создания централизованно управляемого хозяйства.

Как пишет исследователь истории отечественной статистики К. Байжанова, закономерностью развития государственной статистики Казахстана советского периода является то, что она "развивается не в соответствии с канонами классической статистики, основанной на законе больших чисел и методе выборочных исследований, с необходимостью выполнявшей в этой связи аналитическую и прогностическую функции, а в качестве элемента интегрального планово-централизованного учета. Соответственно статистика претерпевает существенные качественные изменения (по форме, принципам, порядку сбора и отражения информации, отчетности и т.д.) 1".

Если в момент своего зарождения казахстанская статистика еще сохраняет черты и принципы классической статистики, то в последующем после ряда реорганизаций она превратилась по существу в простой орган регистрации данных на основе сплошной отчетности, а состав социально-экономических показателей был ориентирован в основном на контроль выполнения установленных плановых заданий и технико-экономических нормативов. Исходя из этого, статистический учет ориентировался на отражение внутрихозяйственного оборота материальных и трудовых ресурсов, их распределение и использование, в ущерб статистике социальной сферы, кредитно-финансовой системы, денежного обращения, услуг, уровня жизни населения и других важнейших аспектов развития общества. Статистика была оторвана от мировой практики, что осложняло работу в области международных сопоставлений и, тем самым, сдерживала процесс интеграции Казахстана в экономику мирового сообщества.

2.2 Реформирование казахстанской статистики

После провозглашения 16 декабря 1991 г. государственной независимости Казахстана стало очевидным, что основанная на методологии Баланса народного хозяйства (БНХ) система статистической информации принципиально не способна адекватно характеризовать формирующиеся в стране общественно-политические и социально-экономические отношения.

Возникла необходимость в коренном реформировании (а по существу, создании новой) казахстанской статистики, что было обусловлено трансформацией экономического и общественно-политического строя, изменениями в мировой и внутригосударственной обстановке, в частности:

приобретение Казахстаном суверенитета обусловило необходимость в создании и становлении национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства;

вхождение Казахстана в мировое сообщество и осуществление независимой внешнеэкономической деятельности потребовало внедрения классификаций и систем кодирования технико-экономической и социальной информации, соответствующих стандартам мировой практики;

ориентация экономики к рыночным отношениям, развитие негосударственного сектора, появление большого числа новых институциональных единиц обусловили необходимость реформирования методов статистического наблюдения, создания современных статистических регистров, _ пересмотра системы экономических показателей.

Таким образом, реформирование статистики изначально преследует следующие три основные цели:

1) создание и становление национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства;

2) внедрение статистических классификаций и стандартов, принятых на международном уровне;

3) внедрение современного инструментария и методов статистического наблюдения.

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось принятием Казахстаном на государственном уровне трех программ совершенствования статистики.

В первой - Государственной программе по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета (утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1992 г. №1098) основное внимание и ресурсы направлялись на решение наиболее фундаментальных проблем.

Были приняты меры по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах, сопоставимой на международном уровне. Осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен и др. В соответствии с международными требованиями начали реформироваться другие отрасли статистики.

Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса страны, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.

В результате реализации первой Программы реформирования статистики была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. Следует отметить, что, по мнению К.Д. Байжановой - исследователя истории развития государственной статистики республики - Казахстан выполнил эту задачу в период с 1991 по 1994 г. С 1995 г., т.е. еще во время реализации первой Программы, республика приступила ко второму этапу реформирования статистики, начав его с отмены расчетов показателей баланса народного хозяйства.

Во второй программе - Программе совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1996-1998 гг. (утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 1996 г. №1244) главными направлениями являлись: последовательный переход от отраслевого принципа сбора информации к статистике предприятий; внедрение новых экономических классификаций и систем кодирования технико-экономической информации, гармонизированных с международными классификациями; системное реформирование методов статистического наблюдения для создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей общества в статистической информации.

Реализация второй программы позволила:

продолжить создание национальных счетов и начать реформирование отраслевых статистик на методологической основе СНС ООН 1993 г.;

пересмотреть в связи с введением новой системы бухгалтерского учета формы финансовой и денежно-кредитной статистики;

начать формирование статистического регистра и использование международных классификаций видов экономической деятельности и классификаций продукции и услуг при разработке статистической информации;

начать переход к выборочным методам статистического наблюдения на примере статистики сельского хозяйства, а также переход к статистике предприятий на примере малых предприятий;

провести следующий этап технического переоснащения органов статистики современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций и начать работу по автоматизации формирования информационных ресурсов статистических органов республики.

В мае 1997 г. Парламент Республики Казахстан принял новый (второй) Закон "О государственной статистике в Республике Казахстан". (Первый Закон "О государственной статистике в Республике Казахстан" был принят в январе 1992 г. на VII Сессии Верховного Совета Казахстана).

В целом, в 1996-1998 гг. реформирование статистики реализовалось на принципах приоритетности, максимальной концентрации ресурсов на наиболее важных фундаментальных направлениях, что позволило в значительной мере интегрироваться в мировое статистическое сообщество.

Третий этап реформирования осуществлялся в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 гг. (утвержденной постановлением Правительства от 19 ноября 1998 г. №1180). Главной целью данной Программы являлось системное реформирование государственной статистики Казахстана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей органов управления страны, деловых кругов и общественности в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики, сопоставимой на международном уровне с аналогичной информацией других стран.

Программой были предусмотрены следующие приоритетные направления совершенствования государственной статистики Республики Казахстан на 1999-2005 гг.:

внедрение системы национальных статистических классификаций, гармонизированных с классификациями, принятыми на международном уровне;

развитие регистров как основного инструмента организации статистической деятельности;

совершенствование методов статистического наблюдения и переход на статистики предприятий;

совершенствование системы показателей и методологии макроэкономической и отраслевой статистики в реальном, внешнем, государственном, финансовом и социальном секторах;

совершенствование комплексного анализа социально-экономического развития Казахстана и его регионов;

внедрение новых информационных технологий и формирование единых информационных статистических ресурсов, включающих в себя автоматизированный банк классификаций, регистры, интегрированные распределенные базы данных;

совершенствование системы публикаций и распространения статистических данных;

совершенствование системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий;

международное сотрудничество в области статистики.

В 2002 г. специальная миссия МВФ произвела оценку качества данных казахстанской статистики с целью возможности присоединения республики к Специальному стандарту распространения данных (ССРД). Ранее в соответствии с постановлением Правительства от 11 сентября 1998 г. №871 Агентство РК по статистике совместно с Национальным банком и Министерством финансов республики в апреле 1999 г. обеспечило присоединение Казахстана первым из стран СНГ к Общей системе распространения данных (ОСРД).

По итогам миссии МВФ были подготовлены отчеты, в которых даны рекомендации по улучшению качества данных и проведению ряда подготовительных работ с тем, чтобы к июлю 2003 г. Казахстан присоединился к ССРД. После проведения всех работ 24 марта 2003 г., т.е. на три месяца ранее назначенного срока, Казахстан присоединился к указанным стандартам. Согласно требованиям ССРД, на сайте Агентства размещены метаданные, Календарь выпуска данных и Национальная страница с экономическими данными, которая регулярно обновляется в соответствии с Календарем выпуска данных.

Несмотря на высокую оценку качества статистических данных, Агентство РК по статистике определило три проблемы и сформулировало три задачи, решение которых создало бы условия для дальнейшего повышения качества казахстанской статистики:

1) совершенствование организационной структуры Агентства: 2) усиление научно-аналитического характера статистической деятельности;

3) использование административных источников данных.

В части совершенствования организационной структуры системы Агентства уже выполнена оптимизация региональной структуры статистических организаций Агентства путем присоединения подведомственных Агентству региональных информационно-статистических центров (ИСЦ) (с передачей функции по сбору статистических данных) к областям (территориальные подразделения Агентства). Функции ИСЦ по обработке данных при этом были переданы в дочерние государственные предприятия РГП "ИВЦ Агентства по статистике".

По вопросу усиления научно-аналитического характера статистической деятельности предлагается воссоздать Институт статистических исследований и прогнозирования, который существовал в качестве подведомственной организации Госкомстата (Агентства по статистике) в период с 1991 по 1997 г., что позволило бы более интенсивно проводить реформы в сфере методологии статистики и анализа социально-экономической ситуации в стране.

Использование административных источников предполагает внести соответствующие изменения в законодательные акты республики, затрагивающие вопросы предоставления данных из административных источников государственным органам статистики, а также разработки общегосударственных и ведомственных баз данных с учетом интересов государственной статистики.

Общая (глобальная) оценка статистической системы Казахстана была также проведена в 2003 г. экспертами Евростата в рамках проекта ТАСИС. В конце апреля 2004 г. Агентством была получена окончательная редакция отчета экспертов1. В отчете отмечается, что статистика Казахстана достигла большого прогресса, значительно возросло качество статистического учета. Тем не менее, эксперты формулируют рекомендации организационного и тематического характера по дальнейшему совершенствованию статистики республики, в целях реализации которых Агентством РК по статистике в начале 2004 г. разработан План мероприятий. Рекомендации также учтены в очередной (четвертой) Программе совершенствования государственной статистики на 2006-2008 гг.

Качественное информационное обеспечение статистическими данными государственных органов в целях осуществления мониторинга действующих государственных, отраслевых и региональных программ и разработки новых программ в соответствии со Стратегией "Казахстан-2030" предполагает дальнейшее развитие государственной статистики Казахстана, что вызывает необходимость в разработке новых многолетних программ совершенствования государственной статистики.

В рамках этих программ в целях обеспечения международной сопоставимости данных и обеспечения мониторинга обязательств, принятых на международном уровне, в частности Декларации тысячелетия ООН, принятой мировыми лидерами на Саммите тысячелетия1 ООН в 2000 г.2, должен быть обеспечен переход на международные стандарты в области статистики. Примером свода требований по переходу к международным стандартам в области статистики является Резюме (краткое описание) статистических требований Евростата"".

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 г. №903 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства РК на 2003-2006 годы", в конце 2005 г. Агентством внесена на утверждение Правительства очередная (четвертая) Программа совершенствования государственной статистики на 2006-2008 годы.

Целью Программы является повышение качества статистической информации в республике путем внедрения в практику статистической деятельности международных стандартов в области статистики, принятых в Европейском союзе.

Достижение поставленной цели предполагается обеспечить путем решения следующих задач:

1) переход к современному уровню координации статистической системы на основе поэтапного внедрения систем управления качеством по всем аспектам статистической деятельности и создания адекватной организационной и правовой основы;

2) разработка и внедрение методологий и методик статистики с целью адаптации международных рекомендаций и стандартов на национальном уровне;

3) внедрение системного подхода к организации и проведению анализа статистической информации для улучшения информационного обеспечения разработки и реализации государственных и отраслевых программ;

4) создание единой статистической информационной системы "Государственная статистика", отвечающей требованиям международных стандартов по сбору, обработке, хранению и распространению данных;

5) переход от получения технической помощи к активному международному сотрудничеству в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики ООН.

Основным результатом реализации Программы будет формирование современной национальной статистической системы статистики, обеспечивающей производство статистических данных в соответствии со всеми основополагающими международными стандартами и рекомендациями.

2.3 Основополагающие принципы официальной статистики

Важную роль в деле создания и развития надежных национальных статистических систем, которые были бы неподвластны негативному политическому воздействию, играют Основополагающие принципы официальной статистики, единогласно принятые Статистической комиссией ООН на специальной сессии в Нью-Йорке 11-14 апреля 1994 г.1 (приложение 1).

Вкратце их содержание сводится к следующему.

1. Официальность . Официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию. Это связано с тем, что официальная статистика является необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая государственные органы, деловые круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении.

2. Профессионализм . В целях сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления данных в соответствии со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную этику.

3. Научность . Для обеспечения правильной интерпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.

В настоящее время термин «статистика» может употреблять­ся в нескольких значениях.

Во-первых, под статистикой понимается особый вид практи­ческой деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, характеризующих происходящие в обществе социально-экономические явления и процессы и яв­ляющихся отправной точкой для принятия различных управлен­ческих решений.

Во-вторых, статистика может выступать как специальная от­расль научных знаний , которая занимается изучением приемов систематического наблюдения массовых явлений социальной жизни человека, составлением численных их описаний и научной обработкой этих описаний, разработкой методик, используемых в статистической практике, то есть изучает явления в обществен­ной жизни различных стран, территорий, групп людей и т. д. с их количественной стороны.

И, в-третьих , под статистикой понимают конкретные данные информативного характера , представляемые в отчетных доку­ментах предприятиями, организациями, отдельными индивидуу­мами, а также информация, публикуемая в специальных сборни­ках и прессе.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих прин­ципах и методах статистического исследования социально-эконо­мических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и сис­тему категорий статистической науки, рассматривает методы сбо­ра, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. об­щую методологию статистического исследования массовых обще­ственных процессов.

Таким образом, теория статистики - методологическая основа всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика разрабатывает и ана­лизирует синтетические показатели, включая такие макроэкономи­ческие показатели, как валовое национальное богатство (ВНБ), ва­ловой национальный доход (ВНД), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП) и др., отражающие состояние национальной экономики; структуру, пропорции, взаи­мосвязь отраслей и элементов общественного воспроизводства; рас­сматривает особенности размещения производительных сил, состав и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; наконец, осуществляет построение и анализ общей макростатистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов (СНС).

Отрасли экономической статистики - статистика промышленно­сти, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. - разрабаты­вают и изучают статистические показатели развития соответствую­щих отраслей.


Социально-демографическая статистика фор­мирует и анализирует систему показателей, комплексно характери­зующих различные стороны социальных условий и образа жизни на­селения; ее отрасли - статистика населения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Задачей всех отраслевых статистик является разработка статис­тических показателей соответствующих отраслей.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Между наукой статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь: статистика использует данные практики, обобщает и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теорети­ческие положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Знание статистики необходимо современному специалисту для принятия решений в условиях стохастики (когда анализируемые яв­ления подвержены влиянию случайностей), анализа элементов ры­ночной экономики, в сборе информации, в связи с увеличением хозяйственных единиц и их типов, аудите, финансовом менеджмен­те, прогнозировании.

Предметомстатистики выступают количественные характеристики различных социально-экономических явлений и процессов, закономерности их развития и связи между ними.

Не­обходимо эти аспекты воспринимать в единстве, поскольку в каждый отдельный момент времени социальные и экономические яв­ления имеют определенные размеры, уровни, между ними сущест­вуют конкретные количественные соотношения (например, изменение уровня заработной платы, численность населения страны на определенную дату) и взаимосвязи (так, на уровень товаро­оборота влияют уровень и структура доходов населения, в том числе и уровень заработной платы). Следовательно, предметом статистического изучения всегда могут выступать совокупности различных варьирующих явлений, которые обладают общими ка­чествами и включают всевозможные проявления исследуемой за­кономерности. Главная задача статистики заключается в выявле­нии этих закономерностей на основе анализа случайных событий.

Под закономерностью понимают повторяемость, последова­тельность и порядок изменений в рассматриваемых явлениях и процессах. Каждое единичное явление рассматривается стати­стикой как особый, частный случай изучаемой закономерности. Примером статистической закономерности могут служить многие демографические и экономические тенденции, такие как измене­ние уровня продолжительности жизни или рождаемости, рост или падение производства.

Закономерности, характерные для той или иной совокупно­сти, выявляются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел. Закон больших чисел - объективный за­кон, выражающий взаимодействие случайного и необходимого, при котором совместное проявление большого числа случайных факторов приводит к закономерному и однозначному итогу, практически не зависящему от случая.

Таким образом, в качестве определяющих характеристик ста­тистики можно выделить следующие.

1. Изучаются не отдельные факты, а массовые общественные процессы и явления на основе расчета различных статистических показателей (например, численность экономически активного населения, объем произведенной продукции, величина реальных доходов населения и т.д.).

2. Рассматриваются процессы и явления в динамике (к при­меру, изменение уровня жизни населения, уровня безработицы, темпы экономического роста и т. д.).

3. Статистическое исследование изучает количественную
сторону массовых общественных явлений и дает оценку явлени­ям, происходящим в обществе в конкретном месте и на опреде­ленный момент времени.

4. Характеризуется структура (внутренние стороны) общест­венных и массовых явлений.

5. Выявляются причинно-следственные связи между явле­ниями с помощью специальной методологии.

Для исследования социально-экономических явлений стати­стика использует собственную методологию, то есть систему приемов, способов и методов, направленных на изучение количе­ственных закономерностей, проявляющихся в структуре, дина­мике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Использование конкретных методов обусловливается поставленными задачами и зависит от характера исходной информации. Статистические ме­тоды используются комплексно (системно).

Основные методы статистики:

а) диалектический метод познания заключается в том, что общественные явления и процессы рассматриваются в развитии,
взаимосвязи и причинной обусловленности. Диалектика является частью философии, данный метод применяется для познания ре­ального мира. В соответствии с ним статистика использует диа­лектические категории: количество и качество, необходимость и случайность, причинность и закономерность, единичное и массо­вое, индивидуальное и общее;

б) метод массового статистического наблюдения обеспечи­вает полноту, всеобщность и представительность полученной в результате исследования первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления;

в) метод группировки и сводки материала позволяет выде­лять в изучаемой совокупности социально-экономические типы и обобщать данные статистического наблюдения;

г) табличный и графический методы используются при представлении результатов и итогов статистического исследова­ния явлений и объектов.

Статистика - одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Термин "статистика" происходит от латинского слова Status, - государство, которое вошло в употребление в Германии в середине 18 века. Под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях.

Как наука статистика стала преподаваться в 1749 году немецким ученым Готфридом Ахенвалем.

Развитие статистики шло по двум направлениям:

1) описательная школа возникло в Германии и было связано с описанием достопримечательностей государства: территории, населения, благосостояния государства и граждан и т.п. - без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями. Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Контринг (1606 - 1681).

2) «политическая арифметика» возникло в Англии и было ориентировано на выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязи изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1687).

Термин «статистика» употребляется в нескольких значениях: комплекс учебных дисциплин; отрасль практической деятельности («статистический учет»); совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т. е. общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов.

Теория статистики является методологической основой всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика - изучает явления и процессы в области экономики структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей и «элементов общественного воспроизводства».

Статистика - это наука, которая изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений в неразрывной взаимосвязи их качественной стороной, а так же количественное выражение закономерностей развития процессов в конкретных условиях места и времени.

Предмет статистики - количественная сторона массовых социально-экономических явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.


Задачи статистики - совершенствование статистической информации базы на основе разработки системы статистических показателей и внедрения государственных статистических стандартов с целью обеспечения органов государственного управления и других структур статистическими данными;

Теоретической основой статистики являются положения социально-экономической теории, которые рассматривают законы развития социально-экономических явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знания положений экономической теории, статистика анализирует конкретные формы проявления категорий, оценивает размеры явлений, осуществляет разработку адекватных методов их изучения и анализа.

Изучение статистики основано на системе категорий и понятий, отражающих наиболее существенные свойства, признаки, взаимосвязи явлений и процессов.

Метод статистики

Статистические методы:

- метод массовых наблюдений - сбор первичных данных по единицам совокупности;

Сводка и группировка заключается в классификации, обобщении полученных первичных данных;

Методы анализа обобщающих показателей позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) был преобразован в Федераль-ную службу государственной статистики (Росстат). Область де-ятельности Росстата определяется Положением о Федеральной службе государственной статистики.

Функции Росстата:

Принятие нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;

Обеспечение органов государственного управления официальной статистической информацией о социально-демографи-ческом, экономическом, экологическом состоянии страны;

Осуществление контроля в сфере государственной статис-тической деятельности.

Органы Росстата представляют собой трехуровневую систему с территориальными органами и подведомственными организа-циями Федеральной службы. Росстат руководит работой 75 тер-риториальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответству-ющих территориях республик, краев, областей, автономных ок-ругов и автономной области.

Кроме того, в систему Росстата включены:

ГМЦ (Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики),

Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информа-ционной системы;

Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (колледжи и техникумы, учебные центры).

Сбор и обработку статистической информации могут также осуществлять министерства и ведомства: Минфин Российской Федерации, МВД и т.д. (так называемая ведомственная статисти-ка).

Все органы государственной статистики обеспечивают пре-доставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

До 2003 г. для описания структуры российской экономики использовался Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Вза-мен ОКОНХ Минэкономразвития России был разработан Об-щероссийский классификатор видов экономической деятель-ности (ОКВЭД).

На основе кодов ОКВЭД осуществляется идентификация видов деятельности хозяйствующих субъектов в процессе их го-сударственной регистрации и статистического учета.

Изучение статистических показателей позволяет дать обобщающую характеристику объема и состава явления, выявить и изучить статистические закономерности. Такие закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел.

Закон больших чисел - объективный закон, согласно которому одновременное действие большого числа случайных факторов приводит к результату почти независимо от каждого случая.

Т.е. закономерности проявляются лишь в массе явлений при обобщении данных по достаточно большому числу единиц.

Предмет статистики исследуется с помощью специальных приемов, способов и методов, направленных на количественное изучение массовых общественных и социальных и экономических явлений и процессов.

Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от исходной информации.

В процессе развития науки статистики ее методы не оставались неизменными, а обогащались новыми, все более сложными приемами.

Метод статистики (или статистическая методология) представляет собой совокупность приемов, правил и принципов статистического исследования социально-экономических явлений, т.е. сбора сведений, обработки их, вычисления показателей и анализа (оценки) полученных данных.

Статистические методы:

Метод массовых наблюдений - сбор первичных данных по единицам совокупности.

Сводка и группировка заключается в классификации, обобщении полученных первичных данных.

Методы анализа обобщающих показателей позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.

В процессе статистического исследования статистические методы обычно применяются комплексно.

В статистике, как и в любой другой науке, средством, инструментом исследования служит математика.

Различие между математикой и статистикой заключается в том, что статистика получает количественные характеристики явлений в их неразрывной связи с качественной стороной. Математика исследует количественную сторону явлений безотносительно к качеству.

В высшей математике выделяют раздел математической статистики, который занимается разработкой математических методов, систематизацией обработки и исследования стоимостных данных для научных и практических выводов.

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

1. Предмет и метод статистики

2.Основные понятия теории статистики

Предмет и метод статистики

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. – только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793) и др.

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик – меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А. Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и др.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные понятия теории статистики

1. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!