Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Сферы общественной жизни, выступая це­лостными образованиями и представляя соответствующие возможности (потенциалы) общества , находятся в те­сной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаясь и дополняя друг друга, характеризуя цело­стность самого общественного организма.

Экономическая сфера общества выступает главной детерминантой других сфер - социальной, политической, духовной. В свою очередь, например, социальная сфера детерминирует политичес­кую и духовную, политическая - духовную. При этом экономичес­кая сфера, задавая цели и программу различным видам деятель­ности, создает и необходимые условия этой деятельности.

Следует сказать, что внутри общей зависимости от эконо­мики, развитие каждой сферы общества следует и в соответствии со своими законами. Каждая из них оказывает обратное влияние на предшествующие: духовная - на политическую, социальную и экономическую, политическая - на социальную и экономическую, социальная - на экономическую.

Состояние духовной сферы обще­ства даёт информацию политической сфере, выдвигает перед ней исторически важные и новые задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в свете конкретных ус­ловий развития общества. На основе идеи, выработанных в духо­вной сфере общества, усилия людей нацеливаются на решение предстоящих задач и программ. А политическая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализа­ции социальных потребностей и интересов классов, наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов соци­альной справедливости, прав на свободу, человеческое достоин­ство.

Социальная сфера общества, выступая активной силой, вли­яет на все стороны экономической жизни общества. В зависимос­ти от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется отношение к собственности, формам распределения материальных благ, избирается вид производственной деятельно­сти. От степени интеграции классовых, национальных и социаль­ных групп зависит эффективность жизнедеятельности экономичес­кой сферы общества. Поэтому забота о конкретных нуждах, инте­ресах людей должна быть предметом неустанного внимания. Су­меет наша страна добиться решительного поворота к социальной сфере, - тогда многие большие и малые экономические проблемы будут решаться эффективнее и быстрее.



Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм. Четкие представления о необходимых для общества видах деятельности являются важной предпосыл­кой уяснения всей его сложной структуры и его свойств как целостного социального организма.

Таким образом, социально-философский анализ общества включает в себя исследование статики общества и его динамики, рассмотрение составля­ющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.

Статически общество представляет единство четырех сфер (подсистем): материально-производственной (экономической), социальной, политической и духовной (сферы общественного сознания и духовной практики), находящихся в сложном диалектическом взаимодействии. Единство и взаимодействие этих составляющих и представляет общественный процесс, объединяющий в себе прогресс и регресс, реформы и революции, обеспечивает военные возможности общества. Познание причин, источников и движущих сил общественного развития является важной задачей философско-социологического исследования.


Приложенеия


Рис. 2.2. Основные сферы жизни общества


Собственности

Производства

Человек

Распределения

Обмена

(обращения)

  • Что такое сферы общественной жизни?
  • Какие бывают сферы общественной жизни?
  • Как взаимосвязаны разные сферы жизни общества?

Устройство общества всегда интересовало людей. А вы задумывались над этим? На протяжении многих веков учёные пытались создать модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество для изучения. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, уподобляли ветвистому дереву.

Сферы жизни общества

Общество разумно устроено. Каждая его сфера (часть) выполняет свои функции, удовлетворяет определённые потребности людей. Вспомните, какие бывают потребности.

    Сферы общественной жизни - области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.

Учёные выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Экономическая сфера включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей - в пище, жилье, одежде, досуге и т.д.

Основная задача экономической сферы - организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению (покупка и использование купленного в своих собственных целях) и распределению товаров и услуг.

В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене - когда покупают товары в магазине, распределении - когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные блага, но зато активно их потребляете.

Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. В России - это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы - обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д.

Социальная сфера включает повседневные взаимоотношения граждан, а также взаимоотношения больших социальных групп общества: народов, классов и т.д.

К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (жилищные управляющие компании и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы).

Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающимся: пенсионерам, безработным, многодетным семьям, инвалидам, малообеспеченным людям. О том, как оказывается социальная помощь семьям, вы узнали в 5 классе.

К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования.

Какие сферы общественной жизни изображены на фотографиях? Аргументируйте свой ответ.

Взаимосвязь четырёх сфер жизни общества

Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Но это не значит, что они существуют отдельно друг от друга. Напротив, они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растёт преступность. Таким образом, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной.

Экономика может сильно влиять и на политику, в истории тому есть много примеров.

Дополнительное чтение

    Византийская империя и Иран вели друг с другом многолетние войны за то, кто из них будет собирать пошлины с купцов, водивших караваны по Великому шёлковому пути. В результате они истощили свои силы в этих войнах, и этим воспользовались арабы, которые захватили у византийских императоров большую часть их владений, а Иран завоевали целиком.

    Объясните, как данный пример показывает взаимосвязь экономической и политической сфер.

Социальная сфера напрямую связана с политической жизнью. Изменения в политической сфере, например смепа власти, приход к управлению государством других политиков, могут ухудшить условия жизни людей. Но возможна и обратная связь. Причиной смены власти часто становилось возмущение народных масс ухудшением своего положения. Например, Западная Римская империя перестала существовать ещё и потому, что налоги, которые устанавливал император, были невыносимо большими для его подданных и они предпочли власть варварских королей императорской.

Подведём итоги

Существуют четыре сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Сферы общественной жизни удовлетворяют основные потребности людей и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Основные термины и понятия

Сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Проверьте свои знания

  1. На какие сферы можно разделить общество? Дайте краткую характеристику каждой сфере общества. В чём их значение для общества?
  2. Объясните, каким образом различные сферы общества влияют друг на друга. При ответе используйте схему на с. 20.
  3. Как вы считаете, какая из сфер жизни общества является наиболее важной? Объясните свой ответ.

Практикум

        Тихая моя родина!
        Ивы, река, соловьи...
        Мать моя здесь похоронена
        В детские годы мои...

        Там, где я плавал за рыбами,
        Сено гребут в сеновал:
        Между речными изгибами
        Вырыли люди канал.

        Тина теперь и болотина
        Там, где купаться любил...
        Тихая моя родина,
        Я ничего не забыл.

        Новый забор перед школою,
        Тот же зелёный простор.
        Словно ворона весёлая,
        Сяду опять на забор!

        Школа моя деревянная!..
        Время придёт уезжать -
        Речка за мною туманная
        Будет бежать и бежать...

Общество представляет собой определенную совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Сферы общественной жизни взаимопроникаемы и взаимосвязаны.

Экономические трудности (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера). Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и духовными поисками, интенсивными научными исследованиями.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Выводы

Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.

Несмотря на то, что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества. Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.

Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.

  • 6.Рациональные идеи и историческое значение философии марксизма
  • Глава 1. Условия возникновения марксизма.
  • Глава 2. Развитие философии марксизма и основные труды Маркса.
  • 1932 Году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года».
  • 1850 Годы”), понятие диктатуры пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), про
  • 7.Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с. Къеркегор, ф. Ницше
  • 8.Основные исторические формы позитивистской философии: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
  • 3. Неопозитивизм (начало хХв.)
  • 9.Феноменология, экзистенциализм и религиозная философия
  • 10.Духовные предпосылки, основные этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси
  • 11.Понятия бытия и материи. Формы, виды и уровни бытия. Современная наука и философия о строении и свойствах материи
  • 12.Атрибутивные свойства материи: системная организация, движение, развитие, пространство и время
  • 13.Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории
  • 14.Современные научные и философские представления о развитии: синергетика и идея глобального эволюционизма
  • 15.Глобальные проблемы современности и пути их решения. Принцип коэволюции во взаимодействии общества и природы.
  • 16.Основные стратегии осмысления природы человека в философии и науке
  • 17.Сознание, его происхождение, структура, функции и основные традиции анализа в классической и постклассической философии
  • 18.Индивидуальное и общественное сознание. Структура и функции общественного сознания
  • 19.Проблема познаваемости мира. Чувственный и рациональный уровни познания и их основные формы
  • 20.Проблема истины в познании. Основные концепции истины (классическая, когерентная, прагматическая, конвенциональная
  • 2. Понятие истины. Объективность истины
  • 4. Критерии истины в познании
  • 21.Научное познание, его особенности, методология, основные методы (эмпирические, теоретические, общелогические) и формы
  • 1. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов
  • 2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания -
  • 3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на
  • 4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный
  • 5. В процессе научного познания применяются такие специфические
  • 6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность
  • 22.Научные революции, их типы и роль в развитии науки
  • 1 Научные революции
  • 23.Понятие общества. Общество как система, основные сферы его жизнедеятельности и их взаимосвязь.
  • 3. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
  • 24.Политическая организация общества. Государство, его важнейшие признаки, исторические типы и формы. Гражданское общество и правовое государство
  • 6) Позитивного права, издаваемого государством;
  • II. Признаки гражданского общества
  • III. Структура гражданского общества
  • 26.Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
  • 2. Формационный подход к исследованию динамика исторического процесса. Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
  • 3. Понятие цивилизации. Цивилизационные модели социальной динамики.
  • 4. Значение цивилизационного и формационного подходов к анализу человеческой истории в современной философии.
  • 27.Понятие культуры и цивилизации, их взаимосвязь. Роль духовной культуры в жизни общества
  • 1. Проблематика культуры самим объективным ходом общественного
  • 2. Не менее актуальной является проблематика цивилизации. Цивилизация
  • 28.Понятие техники и технологии, их роль в развитии общества
  • 2.1 Определения технологии
  • 2.2 Эволюция понятий «технология» и «техника»
  • 1) (Начало XIX в. – третья четверть XIX в.)
  • 2.4 Статус технологии
  • 29.Современное состояние и перспективы стратегии устойчивого развития общества
  • 1.1. Общесистемные условия устойчивого развития
  • 1.2. Геополитические и социально-экономические
  • 1.3. Важнейшие компоненты и принципы устойчивого развития
  • 30.Особенности восточнославянской цивилизации и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
  • 51Структура лесного хозяйства Беларуси.
  • 52 Шкала п.С. Погребняка по требовательности древесных пород к плодородию почвы
  • 3. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь

    Общество -- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.

    Экономическая, или материально-производственная сфера -- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

    Социальная сфера -- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.

    Политическая, или политико-правовая сфера -- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

    Духовная сфера -- это область, общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.

    Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

    Во взаимосвязях между сферами общественной жизни выделяют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их обусловленность экономической сферой, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. При этом марксисты подчеркивают, что экономическая сфера является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного воздействия, других сфер на экономику.

    Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию целедостижения - политическая сфера и т. П

    24.Политическая организация общества. Государство, его важнейшие признаки, исторические типы и формы. Гражданское общество и правовое государство

    На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие

    представители человечества пытались создать модель идеального общественного

    устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.

    Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами

    совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

    Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так,

    например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом

    политического управления. При этом государство (публичная власть)

    доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной

    деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.

    Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего

    существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское

    общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон

    есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом,

    одинаково для всех...». Отождествление гражданского общества с

    государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем

    развития экономических и социально-политических отношений (примитивные

    формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений,

    огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной

    структуры).

    Отделение государства от общества и превращение его и общества в

    относительно самостоятельные феномены произошло только в результате

    буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений

    как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество,

    освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных

    самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно

    играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье -

    сословность.

    В результате развития общественных отношений трансформировались и

    взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в работах Н.

    Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже

    мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь

    прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных

    на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал,

    что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и,

    следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления».

    Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из

    монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать

    и оберегать другие.

    Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие

    идеи:

    а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать

    за созданное;

    б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты

    являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

    в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть

    необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения

    человеческого достоинства.

    Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант,

    перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития

    на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества

    величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является

    достижение всеобщего правового гражданского общества.

    В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных

    примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским

    обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:

    а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими

    индивидами;

    б) естественное и общее право;

    в) человека.

    Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его

    мнению:

    а) из системы государственных институтов;

    Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? а) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б)

    строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек.. Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует(-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13. . Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.

    Выделяя основные элементы

    общества, их взаимосвязь и
    взаимодействие, учёные
    характеризуют общество как
    1) систему 2) часть
    природы 3) материальн
    мир
    К глобальным проблемам
    современного мира относится
    1)
    возникновение новых
    межгосударственных
    объединений
    2) завершение промышленного
    переворота
    3)
    существенный разрыв между
    уровнями развития регионов
    планеты
    4) интенсивное развитие науки
    Всё то, что создано человеком, в
    своей совокупности называется
    1) обществом 2) культурой 3) искусс
    Верны ли следующие суждения о
    различных типах обществ?
    А.
    В индустриальном обществе
    высоко ценятся
    индивидуальные особенности
    человека, поощряются
    инициатива и
    предприимчивость.
    Б.
    Уважение к обычаям, веками
    складывавшимся нормам,
    преобладание коллективного
    начала над частным отличают
    постиндустриальное общество
    от индустриального.
    1)верно только А 2)верно только Б
    3)верны оба суждения 4) оба
    суждения неверны
    Какой из признаков присущ
    традиционному обществу?
    1) развитое фабричное
    производство
    2) создание основного продукта в
    сельском хозяйстве
    3) завершение промышленного
    переворота
    4) высокоразвитая
    инфраструктура
    В отличие от природы, общество
    1) является системой
    2) находится в развитии
    3) выступает в качестве творца
    культуры
    4) развивается по собственным
    законам
    Верны ли следующие суждения о
    взаимосвязи сфер общественной
    жизни?
    А.
    Рост государственных
    ассигнований на производство
    новых видов вооружения
    является примером связи
    политической и экономической
    сфер общества.
    Б.
    Финансирование меценатом
    деятельности музея является
    примером связи экономической
    и духовной сфер общества.
    1)верно только А 2)верно
    только Б 3)верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    Что из нижеприведенного является
    особенностью постиндустриального
    общества?
    религиозный характер культуры
    переход от натурального к товарному
    производству
    завершение промышленного
    переворота
    развитие информационных
    технологий
    9. В целях поддержки отечественного
    производителя правительство
    страны ограничило ввоз
    иностранных молочных продуктов и
    мяса. К каким сферам общественной
    жизни относится данный факт?
    1) экономической и социальной
    2) политической и экономической
    3) социальной и духовной
    4) экономической и духовной
    10 Быстрый скачкообразный переход
    от одного общественно-
    политического строя к другому
    называется
    1) прогрессом 2) революцией 3)
    контрреформой 4) эволюцией
    В1 . Установите соответствие между
    терминами и определениями. Одному
    элементу левого столбика
    соответствует один элемент правого.
    1) эволюция А) радикальное,
    коренное, глубокое качественное
    изменение, скачок в развитии
    природы,
    общества или познания
    2) революция Б) преобразование,
    изменение, переустройство какой-
    либо стороны общественной жизни
    (экономики), порядков (институтов,
    учреждений)
    3) реформа В) процессы изменения
    (преимущественно необратимые) в
    природе и обществе
    Ответ: 1 2 3
    В2. Ниже приведён ряд терминов.
    Все они, за исключением двух,
    характеризуют социальную
    динамику.
    1) прогресс, 2) структура, 3)
    эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6)
    стратификация.
    Найдите два термина,
    «выпадающих» из общего ряда, и
    запишите цифры, под которыми они
    указаны.
    С1 Укажите и проиллюстрируйте
    примерами любые три критерия
    общественного прогресса.
    С2 Вам поручено подготовить
    развернутый ответ по теме
    «Традиционное общество и его
    особенности ». Составьте план, в
    соответствии с которым вы будете
    освещать эту тему. План должен
    содержать не менее трех пунктов, из
    которых два или более
    детализированы в подпунктах.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!