Первая часть егэ по обществознанию сколько баллов. Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи

Критерии оценивания заданий по обществознанию ЕГЭ 2019

с развёрнутым ответом

  • Правильно даны ответы на три вопроса - 2 балла.
  • Правильно даны ответы на любые два вопроса - 1 балл.
  • Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 2

по обществознанию оценивается:

  • Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса - 2 балла.
  • Правильно приведены любые два элемента ответа - 1 балл.
  • Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 2

по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы два источника (пути) и приведены по 2 примера (всего 4 примера) - 3 балла.
  • Правильно названы два источника (пути), приведены любые 2-3 примера - 2 балла.
  • Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой 1 пример. ИЛИ Правильно назван 1 источник (путь) и приведены соответствующие ему 2 примера - 1 балл.
  • Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 3

по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы и пояснены три функции - 3 балла.
  • Правильно названы две-три функции, две из них пояснены - 2 балла.
  • Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена. ИЛИ Правильно названы только три функции - 1 балл.
  • Правильно названы только одна-две функции. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 3

по обществознанию оценивается:

25.1 Раскрытие смысла понятия - 2 балла

  • Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) - 2 балла.
  • Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу - 1 балл.
  • В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла - 0 баллов.

Указания по оцениванию:

  1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
  2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов.

25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия - 2 балла

  • Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия - 2 балла.
  • Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания - 1 балл.
  • - 0 баллов.

Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

  • предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
  • предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
  • словосочетания, нераспространённые предложения.

Максимальный балл - 4

по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции - 3 балла.
  • Правильно названы две-три функции, две из них проиллюстрированы примерами - 2 балла.
  • Правильно названы одна–три функции, одна из них проиллюстрирована примером(-ами) - 1 балл.
  • Правильно названы только одна–три функции. ИЛИ Приведено любое количество примеров без указания функций. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 3

по обществознанию оценивается:

  • Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия - 3 балла.
  • Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия - 2 балла.
  • Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия - 1 балл.
  • Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

Максимальный балл - 3

по обществознанию оценивается:

28.1 Раскрытие темы по существу - 3 балла

  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 3 балла.
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 2 балла.
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) - 0 баллов.

Указания по оцениванию:

  1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана - 1 балл

  • Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей - 1
  • Все иные ситуации 0

Максимальный балл - 4

по обществознанию оценивается:

29.1 Раскрытие смысла высказывания - 1 балл.

  • Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования - 1 балл.
  • Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом - 0 баллов.

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения - 2 балла.

(объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения - 2 балла.
  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений - 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания - 0 баллов.

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов - 1 балл.

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод - 1 балл.
  • Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания - 0 баллов.

29.4 Качество приводимых фактов и примеров - 2 балла.

  • Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом - 2 балла.
  • Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом - 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
    0 - 0 баллов.

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

  1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
  2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Максимальный балл - 6

Решай по обществознанию.

Наверное, каждый что-то помнит с уроков обществознания. Про демократию, нигилизм, мораль и нравственность. И это одна из причин, почему выпускники часто выбирают обществознание на ЕГЭ, - потому что просто. Но на деле всё немного сложнее. Рассказываем, как спланировать подготовку к самому популярному ЕГЭ по выбору.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В 2018 году ЕГЭ по обществознанию (его будут сдавать 14 июня) изменится совсем немного. Например, поменялись критерии оценивания в заданиях № 28 и 29 (а в последнем ещё и детализирована формулировка задания). Из-за этого максимальный первичный балл увеличится с 62 до 64 .

Первая часть экзамена по обществознанию состоит из заданий двух уровней сложности - 8 заданий базового и 12 заданий повышенного уровня (это всё тестовая часть). Во второй части 2 задания базового (21 и 22) и 7 заданий высокого уровня сложности (23–29). На выполнение экзаменационной работы даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

На самом деле обществознание - самый объёмный по знаниям экзамен. Он объединяет пять разных наук: право, философию, социологию, экономику и политологию. То есть нужно разбираться и хорошо помнить формулировки терминов каждой. И в этом сложность, в отличие от того же ЕГЭ по математике с чёткой структурой: попробуй быстро переключиться с политеистических религий на историю массовой культуры или экономику.

Критерии оценки

Задания 1–3, 10 и 12 оцениваются в 1 балл. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции к заданию. Задания 4–9, 11, 13–20 оценивается в 2 балла. Если задание выполнено с одной ошибкой или не полностью - ставится 1 балл.

Полное правильное выполнение заданий второй части оценивается по шкале от 2 до 5 баллов. За задания № 21-22 дают по 2 балла, за задания № 23–28 - 3 балла, за задание № 29 - 5 баллов.

Почему задание 29 стоит так дорого? По сути, это мини-сочинение. Оно состоит из трёх частей: раскрытие смысла высказывания (1 балл), отношение к высказыванию и собственная позиция, которые не оцениваются, и третья часть - рассуждения и выводы, где можно получить по 2 балла за каждый критерий. Обобщающий вывод для всех частей эссе, который проверяет корректность использования терминов и теории, оценивают ещё в 1 балл.

Что может помочь. Выбор высказывания нужно сделать на основе понимания его смысла. Иначе говоря, ученик должен понимать, что этой фразой хотел сказать автор. Для второй части теста можно использовать подсказки в тексте их задания № 20 первого теста. В третьей части нужно обратить внимание на раздел обществознания, к которому относится высказывание.

Когда и как готовиться

Перед подготовкой важно оценить свои навыки. В ЕГЭ по обществознанию - пять разделов. Они неодинаковые по объёму, поэтому важно понять, сколько материала вы уже прошли и с какими разделами у вас нет проблем.

Идеально закончить подготовку за два месяца до экзамена - в середине апреля. К этому времени нужно знать всю теорию. И не льстите себе: вы вряд ли освоите такой объём материала, например, за майские праздники. Честно скажите себе: я в это время отдыхаю. И отдыхайте. Не делайте ничего. По факту все начинают усиленно готовиться в феврале. Хотя нужно, конечно, сильно раньше.

Важно спланировать подготовку по месяцам/неделям и распланировать объём материала. В самом начале обязательно зайдите на сайт ФИПИ и посмотрите, какие нормативно-правовые акты вы должны знать, чтобы сдать экзамен. Никаких нормативно-правовых актов в учебниках просто нет, поэтому ФИПИ - единственный источник.

Каждую неделю надо решать задания второй части по теме, которую изучаете. Выделите на это примерно пять часов в неделю. Обязательно пишите эссе. До экзамена вы должны написать их как минимум 20 штук. Так сможете отработать и закрепить материал.

С каких тем лучше начать (а какими закончить)

Всего в ЕГЭ по обществознанию пять блоков: экономика, политика, социальные отношения, право, человек и общество.

Начинайте с человека и общества или социальных отношений - это простые и приятные разделы. Подготовку к ним можно оставить на конец года. Экономика - небольшая по объёму. И с неё можно начать. Времени займёт немного, но разбираться в чём-то точно придётся. Пока у вас ещё есть силы. Главное, ни в коем случае не оставляйте право на весну. Раздел объёмный, скучный и нудный. Все срезаются именно на праве. Поэтому, когда разгонитесь на экономике, идите к праву. Вы должны знать нормативно-правовые акты. Списка актов нет в учебниках, зато они есть в классификации (тот же ФИПИ). Все акты и формулировки из них надо знать наизусть. Без этого, к сожалению, никак.

Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся. Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы. На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика. Далее выпускник выбирает из школьной программы те предметы, результаты по которым нужно предъявить в выбранном вузе. ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.

Кому обязательно сдавать обществознание?

Почему большинство выпускников выбирают именно обществознание?

  1. Кажущаяся простота и доступность теории.
  2. Отсутствие сложных формул и задач, требующих математической подготовки.
  3. Востребованность сертификата.

Действительно, хорошо подготовившись и получив высокий бал на ЕГЭ по обществознанию, выпускник сможет претендовать в 2019 году на бюджетное место в университетах самой разной направленности. Так, обществознание как экзамен по выбору актуален для тех, кто планирует получить специальность в таких сферах, как:

  • психология и педагогика;
  • социология и политология;
  • экономика и менеджмент;
  • управление персоналом;
  • сфера услуг;
  • товароведение;
  • бизнес-информатика и др.

Важно! В связке и обществоведением зачастую требуется сертификат ЕГЭ по профильной математике, поэтому прежде чем определиться с набором экзаменов в 2018-2019 учебном году, рекомендуем посетить сайт ВУЗа, в котором вы хотели бы продолжить обучение.

Даты проведения

В ноябре 2018 года должен быть утвержден проект расписания ЕГЭ на 2019 года. Как только документ будет доступен, мы первыми сообщим на страницах нашего сайта о датах проведения экзамена.

В прошлом году обществознание сдавали в такие дни:

Основная дата

Резервный день

Досрочный

Основной

28.06.18 и 02.07.18

В досрочном периоде сдать экзамен имеют право выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, заканчивающие школу в 2019 году, но не имеющие возможности принять участие в основной сессии ЕГЭ по уважительным причинам (необходимо документальное подтверждение).

В резервные дни экзамены принимают у тех, кто по уважительным причинам не смог попасть на основную сдачу, либо если результат был аннулирован не по вине экзаменуемого.

Нововведения 2019 года

В в билетах ЕГЭ по обществознанию произойдут несущественные изменения, которые коснуться формулировки и критериев оценивания заданий № 25, 28 и 29 с развернутым ответом.

Ввиду того, что за выполнение задания №25 теперь будет начисляться не 3, а 4 балла, увеличиться и минимальный первичный балл за всю работу. В 2019 году он составит 65 баллов.

Важные документы

Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию должна основываться на нескольких документах, найти которые можно на сайте ФИПИ:

№ п/п Название документа
1 Спецификатор
2 Кодификатор
3 Демонстративный вариант

На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.

Что можно узнать из Спецификации?

Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. 20 из них - в 1 части, 9 - во второй.

В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. А задания второй части -29.

Кодификатор

В Кодификаторе есть краткий перечень нормативно-правовых актов, с которыми необходимо познакомиться:

  1. Конституция.
  2. Гражданский кодекс (отдельные главы).
  3. Семейный кодекс (отдельные главы).
  4. Трудовой кодекс (отдельные главы).
  5. Кодекс об административных правонарушениях.
  6. Федеральный закон о гражданстве.
  7. Закон о воинской службе и другие.

Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.

Демонстративный вариант

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.

Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ. Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.

Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа.

О структуре заданий

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.

7-10 – это «Экономика».

11-12 – «Социальные отношения».

13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).

16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:

  • Философия.
  • Социология.
  • Политология.

Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.

Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:

  • проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
  • привести соответствующий аргумент и др.

24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.

27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.

28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

Изменения в ЕГЭ по обществу

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

  • Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.
  • Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.
  • Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

Оценивание работы

За правильное выполнение всех 29 заданий на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году выпускник может набрать 65 первичных балов, что будет соответствовать максимальному 100-бальному результату.

Ответы 1-го блока, которые экзаменуемые вписывают в специальный бланк, будут оцифрованы и проверены с помощью специальных технических средств, поэтому очень важно соблюдать все нормы и требования по оформлению работы.

Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов. При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей.

Официально результат ЕГЭ не переводят в школьную 5-тибальную оценку. Но, желающие узнать, какому результату соответствует набранное количество тестовых баллов, могут воспользоваться таблицей соответствия:

Это значит, что для получения документа об окончании старшей школы на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году необходимо набрать минимум 42 тестовых балла.

Но, если ваша цель – вступление в ВУЗ, то необходимо стремиться к верхней границе, ведь для многих столичных университетов проходным является результат 95+. В менее престижные учебные заведения России можно попробовать поступить на бюджет, набрав хотя бы 62 тестовых балла по обществознанию.

Секреты подготовки

Опытные педагоги утверждают, что каждый из приведенных ранее 5 блоков, в равной степени важен для получения высокого результата, а это значит, что на этапе подготовки предстоит обработать большой объем информации.

Секрет успешной подготовки в таких базовых блоках, как:

  • своевременность начала подготовки;
  • выбор правильной литературы;
  • эффективная стратегия с учетом пробелов, имеющихся в знаниях;
  • регулярность занятий;
  • практика и еще раз практика.

На этапе теоретической подготовки лучше всего работать с изданиями Боголюбова, Бордовского или Никитина, в которых достаточно хорошо изложен необходимый материал. Ответы на вопросы из курса «право» вы найдете в учебниках Боголюбова и Певцова, а информацию из курса «экономика» - в книгах Липсица или Киреева.

Важным этапом также является подготовка к написанию эссе, ведь мини-сочинение имеет большое значение для каждого, кто стремиться к высокому баллу. Тут важна тренировка. Помните, в работе должны быть выдержаны все основные структурные элементы:

  1. собственно, цитата;
  2. проблема, которую поднимает автор цитаты;
  3. раскрытие смысла данного высказывания;
  4. ваша собственная точка зрения по рассматриваемой проблеме;
  5. аргументация;
  6. примеры из истории, социальной практики либо литературы;
  7. выводы.

Работая над эссе, вы можете использовать готовые фразы-клише:

Также полезными будут советы из видео-уроков по подготовке к ЕГЭ 2019 года по обществознанию:


Критерии оценивания

Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания . Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

2

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления
ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа

Фактическая информация отсутствует
ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

Максимальный балл

Именно в соответствии с указанными критериями будет проверяться и оцениваться ваше эссе.

Структура эссе

1. Цитата.

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

7. Вывод.

1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

чётко понимаете смысл высказывания;

можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания

3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно
согласиться с автором полностью , можно частично , опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1.
Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2.
Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы» .

7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино
в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений , подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Готовые эссе по обществознанию

«Имею право или обязан?»

Конституция РФ предусматривает как соблюдение прав, так и соблюдение обязанностей всех людей, находящихся на территории РФ. Но что же всё-таки первично: права или обязанности?

Возьмём Конституцию. Статья 30 гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». В этом пункте говорится только о правах, но дальше следует пояснение: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Раз «гарантируется», значит, кто-то обязан обеспечить соблюдение этого права. Так можно разобрать любую статью, любой закон, и права одного всегда будут обязанностями другого.

Можно вспомнить, что ни в одной Утопии не было слоя общества начисто лишённого обязанностей. При коммунизме люди пытались построить общество равных возможностей, равных прав, но ни в коем случае не лишить, ради благоденствия это общество обязанностей.

Таким образом, обязанности присутствуют всегда, а вот права нет. Практически бесправными были рабы в Риме и шудры в Индии. Государство видело в них лишь рабочую силу.

Права надо заслужить. Именно труд, как сказал Ф. Энгельс, вывел обезьяну в люди. И, проходя по спиралям эволюционного процесса, человек приобретает всё новые обязанности, выполнять которые всё трудней и трудней. Но, вместе с тем, и новые права.

Я считаю, что обязанности стоят выше прав (и этот вопрос НЕ аналогичен вопросу «Что было раньше - яйцо или курица?»). И, только выполняя свои обязанности по отношению к другим, я имею право требовать от других соблюдения моих прав.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

Человек - это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.

Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой - социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г.Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон .

Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.

Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.

Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.

В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.

Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.

В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению. В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.

Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд.

Двадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – последнее из тестовой части экзамена. В нем приводится текст с пропущенными понятиями; задача экзаменующегося – найти в списке верное понятие для каждого пропуска.

Основная сложность заключается в том, что пропусков в тексте обычно 6, а вариантов для выбора приводится 9 – поэтому действовать методом исключения здесь не получится. К тому же варианты часто довольно близки между собой. Задание может относиться абсолютно к любой теме из курса обществознания, поэтому хорошо выполнить его можно лишь в том случае, если есть уверенные знания теории. Однако в качестве подсказок могут выступить относящиеся к пропущенным слова в предложении – нередко с учетом их рода, числа можно хотя бы примерно определить, какое слово должно быть на месте пропуска: существительное или прилагательное, женского рода или мужского.

Уровень сложности 20 задания ЕГЭ по обществознанию оценивается как повышенный, максимально возможный балл – 2; он ставится при полном отсутствии ошибок. Если есть одна ошибка, ставится 1 балл, если допущено две ошибки и больше – 0 баллов.

Алгоритм выполнения задания

  1. Читаем текст и изучаем список приведенных вариантов;
  2. Расставляем пропущенные слова – или по очереди, или, в случае затруднений, начинаем с того, в чем точно уверены, а потом думаем над остальным;
  3. Читаем текст со вставленными словами и проверяем, насколько они подходят по смыслу;
  4. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №20 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется, что ее побуждает. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Варианты ответов:

  1. Природа
  2. Потребность
  3. Деятельность
  4. Естественный
  5. Индивид
  6. Индивидуальность
  7. Духовный
  8. Глобальный
  9. Социальный

Прочитав текст, легко определить, что его основная тема – деятельность. Именно это слово и нужно вставить в первом пропуске; на это указывает как местоимение «она», так и то, что у нее есть мотивы. В следующий пропуск вставляем слово «потребность» — потребности лежат в основе деятельности и их можно удовлетворять. Под буквой В будет слово «индивид»; «индивидуальность» тут не подходит, так как дальше речь идет о социальной группе и обществе в целом. Биологическая природа человека вызывает естественные потребности – под буквой Г ставим «естественный». Дальше речь идет о социальных потребностях, связанных с общественными отношениями. На месте последнего пропуска должно быть «духовный» — духовные потребности связаны с познанием мира.

А Б В Г Д Е
3 2 5 4 9 7

Второй вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов в обеих палатах проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Президент также не имеет права роспуска парламента.»

Варианты ответов:

  1. Власть
  2. Юридическая сила
  3. Государство
  4. Голосование
  5. Законопроект
  6. Форма государственного устройства
  7. Выборный
  8. Отлагательное вето
  9. Политический режим

Под буквой «А» ставим государство – ведь президент является главой государства, другие слова сюда не подходят. Следующее пропущенное слово – «голосование», что нетрудно определить по словам-подсказкам «избирают» и «всенародным». На месте буквы В ставим «власть» — достаточно устойчивое сочетание «источник власти». В следующем предложении описывается право отлагательного вето – это слово и будет находиться под буквой Г. Буква Д – «законопроект»; это следует из контекста как этого, так и следующего предложения, да и другие слова тут не подходят. В последнем пропуске должно быть сочетание «юридическая сила», которую закон приобретает путем обхода парламентом президентского отлагательного вето.

А Б В Г Д Е
3 4 1 8 5 2

Третий вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Формирование _________(А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения ____(В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает______(Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является ___(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется____________(Е) власти».

Варианты ответов:

  1. Безработица
  2. Наемные работники
  3. Безопасность труда
  4. Рыночная цена
  5. Прожиточный минимум
  6. Специальность
  7. Трудовой кодекс
  8. Экономические границы
  9. Законодательные органы

Под буквой А – «рыночная цена»; возможно, это сочетание звучит несколько непривычно, но другие слова тут не походят. Следующее слово – «наемные работники»; ведь именно они входят в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Под буквой В вставляем сочетание «безопасность труда» — больше ничего из оставшихся слов по смыслу не подходит. Далее речь идет об экономических границах занятости. Следующее – «прожиточный минимум»; именно он служит основой для расчета МРОТ. Установкой МРОТ и прожиточного минимума занимаются законодательные органы власти – это сочетание и должно стоять на месте буквы Е.

А Б В Г Д Е
4 2 3 8 5 9

Четвертый вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)».

Варианты ответов:

  1. Достигший совершеннолетия
  2. Вина
  3. Попечительство
  4. Правоспособность
  5. Деликтоспособность
  6. Малолетний
  7. Возможность заключения трудового договора
  8. Дееспособность

Вначале речь идет о правоспособности – любой человек с момента рождения становится гражданином и обладает определенным набором прав. А вот на месте буквы Б ставим «дееспособность» — полностью дееспособным человек становится с наступлением совершеннолетия. Следующее слово «вина» — другие сюда просто не подходят. В пропуск под буквой Г исходя из смысла предложений нужно вставить слово «малолетний», а под буквой Д – «суд». Последний пропуск заполняем слово «попечительство» — оно устанавливается в случае ограничения дееспособности.

А Б В Г Д Е
5 9 3 7 1 4

Пятый вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Социальная __________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе ___________(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____________(В), уровня образования, доступа к власти, ___________(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем - сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одной социальной ___________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной __________(Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».

Варианты ответов:

  1. Доход
  2. Расслоение
  3. Престиж
  4. Уровень образования
  5. Страта
  6. Мобильность
  7. Влияние
  8. Обязанности
  9. Стратификация

Первое пропущенное слово – «стратификация»; именно она отражает социальное разделение, неравенство, различие. Почти полное отсутствие стратификации означает незначительное расслоение – на месте буквы Б вставляем «расслоение». Далее идет перечисление критериев стратификации, и один из них – величина дохода; под буквой В ставим «доход». Еще один критерий – престиж профессии; следовательно, буква Г – «престиж». Конкретный социальный слой, в котором находится индивид, называется «страта» — это слово заполняет пропуск под буквой Д. Переход из одной страты в другую – социальная мобильность, о свободе которой говорится в последнем предложении, поэтому это слово должно быть под буквой Е.

А Б В Г Д Е
9 2 1 3 5 6

Шестой вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Учёные выделяют несколько групп глобальных проблем современного общества. Первая группа проблем связана с отношениями между странами. Устранение _______(А) экономического развития, сохранение мира - это одновременно решение и проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка________(Б) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе. Вторая группа включает в себя проблемы непосредственного______(В) природы и общества. Это, например, истощение________(Г) недр Земли и Мирового океана. В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни опосредованных___________(Д). Третья группа проблем отражает взаимодействие человека и общества. К ним относят, например, проблемы __________(Е), здравоохранения, культурного наследия».

Варианты ответов:

  1. Народонаселение
  2. Взаимопомощь
  3. Гонка вооружений
  4. Социум
  5. Взаимодействие
  6. Общественное развитие
  7. Неравномерность
  8. Социальные условия
  9. Природные ресурсы

Этот текст будет достаточно легко проработать, если вы знакомы с тематикой глобальных проблем. В первом случае пропущено слово «неравномерность» — именно ее необходимо устранять. Под буквой Б должна быть «гонка вооружений» — больше ничего сюда не подходит, а гонка вооружений действительно вела за собой загрязнение природной среды в больших масштабах. Дальше речь идет о взаимодействии природы и общества – слово «взаимопомощь» в данном контексте не подходит. Буква Г – «природные ресурсы»; их истощение является одной из наиболее актуальных проблем. Под буквой Д нужно поставить сочетание «социальные условия» — возможно, это звучит не очень привычно, но больше по смыслу ничего не подходит. В последнем пропуске должно быть «народонаселение» — если учесть, что одной из глобальных проблем называют перенаселение планеты.

А Б В Г Д Е
7 3 5 9 8 1


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!