Поэма - Мороз, Красный Нос! Николай Некрасов! У дедушки мороза горячая пора. Чудится ли мне

Цели.

Обучающие: обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.

Развивающие:

развитие памяти, мышления, внимания;

речи, творческих способностей;

формирование способности полноценно воспринимать

литературное произведение.

Воспитательные: приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков, воспитание патриотических чувств.

Оздоровительные: предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.

Оборудование. Учебник "Родная речь-2" (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет Н.А. Некрасова; детские книги со стихами Н.А. Некрасова (с иллюстрациями); презентация, музыкальная запись произведений Вивальди “Зима” и П.И. Чайковского “Декабрь”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Н.А.Некрасова.

III. Проверка домашнего задания

IV. Чтение отрывков из стихотворения “Дед Мазай и зайцы”

V. Знакомство с новым материалом

Давайте вспомним, как прошло детство Н.А. Некрасова. Кто и что повлияло на его творчество?

Д. Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне Малые Веши близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.

У. Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь.

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы-могучего богатыря, чародея и написал в поэме “Мороз-красный нос”. Но, посмотрев на обложку книги, вы видите простую русскую женщину, крестьянку. Она рано осталось вдовой с тремя детьми на руках, ей приходилось и в поле работать, и по дому, и прясть, и ткать, и за скотиной ходить, а зимой запрягать в сани лошадь и самой ехать с лес дрова рубить. Вот там то и встретилась она с Морозом.

Целиком это произведение вы будете изучать в старших классах. Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Слайд №2. Работа с толковым словарём

Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.

Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное.

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

Гнет – тяжесть, груз.

Дозор – обход для осмотра.

Казна – имущество, денежные и иные средства.

Обоз – несколько повозок с грузом.

Не скудеет – не беднеет.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Чем вам понравилось это стихотворение?

– В какой сборник вы разместили бы это произведение (сказки-несказки, сказки, стихи о зиме)?

Каким вы представляете себе Мороза?

Д: Строгим, грозным, властным, богатым.

Словесное рисование. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

Какие картины видим?

2. Чтение стихотворения детьми про себя .

Задание перед чтением:

Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам ещё непонятно, потом спросите.

Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

3. Словарная работа.

(Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".)

4. Физкультминутка

Какие сказки о Морозе вы читали?

Как боролся с Морозом крестьянин? (Выколачивал его из полушубка, дрова рубил). Покажите.

А барин? (Покажите)

5. Работа над содержанием стихотворения.

Чтение стихотворения детьми по четверостишиям. Разбор.

1-е четверостишие.

Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза . Прочитайте это место и ответьте на вопросы.

Почему поэт называет Мороза воеводой? (Мороз руководит жизнью природы.)

Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? (Что ему все подчиняются.)

Как вам кажется, удачно ли это сравнение?

Найдите ещё два сравнения.

(Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи ,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)

Зачем они употреблены? (Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.)

Мороз – хозяин.Слайд №3

2-е четверостишие – заботливый . Слайд №4

3-е четверостишие - любит красоту . Слайд №5

4-е четверостишие - внешний вид (пугающий, устрашающий - косматая борода, но его любят и не боятся). Слайды №6-7

5-е четверостишие – озорник . Слайд №8

Найдите песню Мороза , прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

Выслушивают 2–3 учеников.

Как Мороз говорит о своем могуществе? (Хвастливо, гордо)

Найдите, как называет эту песню Некрасов? (Хвастливой)

Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? (Он властный, грозный, удалой, хвастливый)

Прочитаем песню Мороза вслух.

Кто лучше прочитал?

Высказывания детей.

Совпадает ли образ Мороза, сложившийся у нас с образом его песни?

Слайд № 9

Прослушивание музыкальной записи.

Какая музыка подходит к образу нашего Мороза-воеводы?

Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. (Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.)

Олицетворения

Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Какой литературный прием использовал автор? Какие еще литературные приемы использует автор при описании русской природы?

Метафоры (голая земля”, “по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”).

Как понять выражение: "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро"? (Мороз украшает все снегом, инеем)

Слайд №10

Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? (Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи, еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям, пение песни.)

Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста. (Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".)

Подготовка к выразительному чтению

Расставьте паузы и поставьте логические ударения. Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.

1 вариант – шествие Мороза.

2 вариант – песня Мороза.

Д. Не ветер | бушует над бором, |
Не с гор побежали | ручьи , |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины , щели, |
И нет ли где голой земли? | |

Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

Слайд № 11

Дети читают "по цепочке".

6. Домашнее задание

Слайд №13

8. Итог урока

Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором...".

С каким произведением вы познакомились на уроке?

Как образ Мороза-воеводы с образом русского человека? С образом России?

Какие стихотворения русских поэтов русских поэтов говорят о силе духа россиян? (Суриков “Встреча зимы”). Выборочное чтение.

7. Творческая мастерская

Презентация раздела “Здравствуй, гостья-зима!” из сборника стихов “Как хорошо на этом свете жить!”, сочинённых и оформленных детьми в разное время.

В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Николай Некрасов.

"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

Конспект занятия в разновозрастной группе (4-7 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Занятие:Чтение художественной литературы.

Тема: « Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» (из поэмы Мороз, Красный нос) » (дети 5-6 лет).

Приоритетное направление: речевое развитие, интегрируется, социально – коммуникативным развитием, познавательным развитием.

Цель : умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста

Задачи:

Образовательные: - Познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»; обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста.

Развивающие: Развивать слуховое внимание, память, внимание, мышление.

Воспитательные: Прививать любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации о снежной зиме, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года»; костюм Мороза-воеводы.

Демонстрационный материал : иллюстрации с изображением зимней природы;

Предварительная работа: наблюдения в природе за явлениями зимы; рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы; чтение стихотворений о зиме (И. Сурикова «Зима», Н. Артюховой «Белый дед», С. Есенин «Поёт зима – аукает»); изготовление с детьми книги о зиме.

Формы работы: подгрупповая, совместная игра со сверстниками, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы :

Наглядные - рассматривание образца;

Словесные – беседа , чтение стихотворения.

Практические: физминутка.

Игровые: игровая ситуация

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, продуктивная.

Индивидуальная работа: привлекать мало активных детей к слушанию стихотворения.

Подходы: создать условия для желания детей слушать.

Мотивация: Почтальон принес письмо, а что в нем узнаем, когда его откроем.

Ход занятия: Мотивационный момент:

1.Вводная часть. Открываем письмо, а там флешка с музыкой.

Включаю музыку, предлагаю детям закрыть глаза и представить, какое время года изобразил композитор в музыкальном произведении. Выслушиваю ответы детей.

Что вы услышали в музыке? (падает снег, шумит метель)

Что вы можете сказать о зиме? Какая она? (пушистая, холодная, белая, морозная, снежная, студёная)

Какие явления природы можно увидеть зимой? (метель, вьюга, пурга, снегопад)

Мы с вами делали вот эту книгу о зиме, в которой поместили ваши рисунки и стихотворения о зиме. (Показываю книгу)

А хотите отправиться в лес и посмотреть, какая зима в лесу? Давайте отправимся в лес на лыжах, чтобы нам было легко идти по сугробам.

2.Основная часть.

В группе полукругом размещены картины снежной зимы (3-4 шт.). Рассматриваем картины.

Что вы видите? Вам нравится красота зимнего леса?

Под музыку П. И. Чаковского «Времена года» (зима), дети плавно кружатся изображая падающих снежинок.

Зимой природа очень красивая, композиторы пишут о зимней природе музыкальные произведения, художники показывают красоту зимней природы в своих картинах, а поэты воспевают красоту зимней природы образными словами.

Присаживайтесь на стульчики - пенёчки и мы с вами послушаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Мороз-воевода». (Читаю стихотворение)

Не ветер | бушует над бором, |

Не с гор побежали | ручьи , |

Мороз-воевода дозором |

Обходит владенья свои. | |

Глядит | – хорошо ли метели |

Лесные тропы занесли, |

И нет ли где трещины , щели, |

И нет ли где голой земли? | |

Пушисты ли сосен вершины, |

Красив ли узор на дубах? |

И крепко ли скованы льдины |

В великих и малых водах ? | |

Идёт | - по деревьям шагает, |

Трещит по замёрзлой воде, |

И яркое солнце играет |

В косматой его бороде…

Вам понравилось стихотворение? Воевода – это могучий сильный человек (могучий богатырь).

Физминутка.

Зима

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

Надеваю костюм Мороза-воеводы и читаю стихотворение ещё раз.

Как вы думаете, это сказочное стихотворение?

Как в стихотворении назван мороз? (Воевода) Великий русский поэт Николай Некрасов изображает его веселым, могучим чародеем, повелителем снегов и метелей.

Как вы думаете, почему он назван воеводой? (Он самый главный зимой, без него не может быть зимы. Мороз не простой, он воевода, хозяин – «обходит владенья свои». Он идёт, как буря, «дозором», «не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи».)

Что проверяет в лесу Мороз-воевода? («Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли, и не ли трещины, щели, и нет ли где голой земли?»)

Расскажите, кокой Мороз-воевода? Волшебник, великан, им можно залюбоваться «идёт, по деревьям шагает», «идёт – по деревьям шагает», «и яркое солнце играет в косматой его бороде».

Каким ты себе представляешь Мороза - воеводу?

Пора нам возвращаться в группу.

Имитируя ходьбу на лыжах «возвращаемся» в группу

3.Заключительная часть.

Ребята, где мы вами побывали?

Какое стихотворение мы слушали? Какие строчки вам запомнились?

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропЫ занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водАх?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде...

(Н. Некрасов)

Дед Мороз

Он к бровям мои прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький!

(Е. Тараховская)

Дед Мороз

Александр Шибаев
К нам на елку - ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
- Ну и дедушка Мороз!..
Что за щеки!
Что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины...

(А. Шибаев)

Дед Мороз

Здравствуй, Дедушка Мороз!
Ты, наверное, замёрз:
День ходил по городу,
Отморозил бороду…
Нос клади на батарею.
Я сейчас тебя погрею!

(А. Усачев)

Дед Мороз

Ночью в поле снег летучий,

Тишина.

В тёмном небе, в мягкой туче

Спит луна.

Тихо в поле. Тёмный, тёмный

Смотрит лес.

Дед Мороз, старик огромный,

С ёлки слез.

Весь он белый, весь в обновах,

Весь в звездах,

В белой шапке и пуховых

Сапогах.

Вся в серебряных сосульках

Борода.

У него во рту сосулька

Изо льда.

Выше, выше

Вырастает Дед Мороз.

Вот он вышел

Из-за ёлок и берёз.

Вот затопал,

Ухватился за сосну

И похлопал

Снежной варежкой луну.

Зашагал он,

Закачал он головой,

Засвистел он

В свой свисточек ледяной.

Все снежинки

По сугробам улеглись,

Все снежинки

Огонёчками зажглись.



(М. Клокова)

Дед Мороз

Принимайте-ка, ребята,

И меня в свой хоровод!

Я, румяный, бородатый,

К вам пришёл на Новый год!

Очень весело сегодня!

Песня дружная, звени!

Шумный праздник новогодний,

Зажигай свои огни!

Я сегодня весел тоже

И с ребятами дружу.

Никого не заморожу,

Никого не застужу!

Посох Деда Мороза

Гуляя по лесу зимой,
Мороз поднимет посох –
И снег повиснет бахромой
На соснах и берёзах.

Бредёт вдоль речки старый дед.
Тихонько стукнет посохом:
И снова чудо! – по воде
Пройдёт, как будто посуху.

Придёт на праздник Дед Мороз
И посохом взмахнёт –
И миллионы ярких звёзд
Зажгутся в Новый год!

(А. Усачёв)

Сказка на стекле

На стекле Мороз

Начертил узор,

Серебром нанёс

Белый пышный бор.

Рано поутру

Подойду к окну,

Буду в том бору

Слушать тишину.

Чудится ли мне?

Или снится сон?

Мчусь я по лыжне,

Слышу сосен звон.

Вьётся на снегу

Свежий лисий след,

Тает на лугу

Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берёз -

Сказку на стекле

Начертил Мороз.

Мороз-художник

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины.
Порезвясь в широком поле
И устав в лесу скитаться,
Дед Мороз от скуки, что ли,
В теплый дом решил забраться.
Но испуганные люди
Дверь держали на запоре,
И Морозко - будь что будет –
Сквозь окно полез к ним вскоре.
Но и там была преграда –
В окнах стекла были всюду,
И Морозко от досады
Навредить решился людям.
Он прикинул хитрым оком,
Кисти взял, белил, эмали –
И к утру все стекла окон
Света в дом не пропускали.

(М. Лесна-Раунио)

Мчится к нам Дед Мороз

Посмотри на детвору –
Веселы и бойки!
Мчится, мчится по двору
Дед Мороз на тройке!

На санях лихой полёт
Сквозь резные арки!
Ребятишкам в Новый год
Он везёт подарки!

Колокольчики звенят:
Бу-дет празд-ник у ре-бят!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
- Здравствуй, Дедушка Мороз!
Нам кататься, веселиться!
Санки легкие - в разбег!
Кто промчится, будто птица
Кто свернется прямо в снег.
Снег пушистый мягче ваты,
Отряхнемся, побежим.
Мы - веселые ребята,
От мороза - не дрожим.

(Л. Воронкова)

Зимний гость

Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.
С Новым годом поздравляя,
Елку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья…
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!

(Н. Найдёнова)

Дед Мороз бумажный

Дед Мороз бумажный?
Он седой и важный,
С бородою и мешком,
С деревянным посошком…
Целый год на антресоли
Он лежал в пыли в неволе.
А теперь стоит на стуле
Он под елкой в карауле?
Поджидает НОВЫЙ ГОД.
- Тихо! Слышите?.. Идет!!!

(С. Пшеничных)

Кладет Дед Мороз всем зайчатам под елку

Кладет Дед Мороз всем зайчатам под елку
По мягкой игрушке – пушистому волку.
Пусть каждый трусишка играет в того,
Кто ужас наводит в лесу на него.

А каждой лисичке – по новой расческе
Для модной, блестящей и рыжей прически.
Чтоб некогда было зайчат обижать -
Прическу ведь надо в порядке держать.

А что же припас Дед Мороз медвежонку?
Корзинку малины? Медку из бочонка?
Оставлен под елью огромной лесной
Будильник, что мишку разбудит весной.

(Н. Стожкова)

Новогодние звонки

Дед Мороз у телефона,
День и ночь ему звонки:

– Приходите, наша Соня
О зиме прочтёт стишки!

– В садике Вас ждут ребята,
Ёлка с бусами огней!

– Просят волки и тигрята:
Приезжайте в лес скорей!

Длинный список приглашений
Составляет Дед Мороз
И подарков, угощений
Собирает целый воз!
(Г. Стеценко)

Тайна деда Мороза

Увидеть хоть раз бы, одним бы глазком,
И как он справляется с нашим замком,
И как он подходит неслышно, тайком,
С огромным и старым, тяжёлым мешком…
И как проверяет: а крепко ли сплю?
А вдруг притворяюсь, а вдруг подсмотрю?
И как наконец достаёт из мешка
Подарок.
Какой? Я не знаю пока,
Там будет записка: "Для мальчика К.".
Потом он под ёлку положит его,
И, может, шепнёт: "Не забыл ли чего?.."
Потом посидит, повздыхает немного:
"Какая тяжёлая нынче дорога!"
Смахнёт с бороды он налипший снежок,
Проверит, завязан ли крепко мешок,
Закинет на плечи и тихо растает...

И тайну Мороза никто не узнает.

(Е. Григорьева)

Деды-близнецы

Раньше с палкой, с посошком,
Дед-Мороз ходил пешком.

Он теперь совсем не тот,
Нынче мы привыкли:
Дед-Мороз под Новый год
Мчит на мотоцикле.

Или едет он в такси –
Ёлки, ёлки всюду, –
Дед, куда ни пригласи,
Обещает: – Буду!

Целый день звонки, звонки
В штабе новогоднем:
– Восемь дедов в Лужники
Вышлите сегодня!

В голубой тулуп одет,
Рассыпая блёстки,
На машине главный дед
Едет в зал Кремлёвский.

А оттуда главный дед
Едет в зал Колонный.
А за главным дедом вслед
Едет дед районный.

На метро во все концы
Едут деды-близнецы.

В парки, в школы, во дворцы
Входят деды-близнецы.

Блещет улиц белизна,
Снег на солнце розов.
Вся Москва полным-полна
Дедушек-Морозов.
(А. Барто)

Деду Морозу зачем борода?

– Деду Морозу зачем борода?
– Она согревает его в холода.
– Нет, не обмАните! Мне-то видней!
Чтоб трудно узнать было папу под ней!

(В. Сибирцев ■)

Письмо Деду Морозу


За окном сугробы, стужа,
Толстый лёд застыл на лужах.
Злится вьюга, снег метёт…
Скоро праздник – Новый год!

Дед Морозу напишу,
И в письме я попрошу,
Чтобы Дедушка Мороз
Нам в семью сюрприз принёс,

Чтобы добрым, щедрым был
И сестру мне подарил.
Разрешу ей так и быть
Целый день посуду мыть,

Пыль со шкафа вытирать
И бельё в тазу стирать.
От неё я не отстану.
Целый день трудиться стану.

Дел по горло, всех не счесть:
У меня компьютер есть,
Пять машин, подъёмный кран,
Очень мягкий мой диван,

Игры, книги, тренажёр
И ещё щенок Трезор.
Дед Мороз меня не понял
И неточно всё исполнил.

Подарил он мне сестрёнку –
Ляльку в беленьких пелёнках.
Да, сестрёнка всё же есть,
Но весь день лишь спит, да ест.

(Т. Лаврова ■)

Песенка Деда Мороза

Последний лист календаря
Остался на стене.
Весь год трудился я не зря!
Пора в дорогу мне!

Проеду сотни верст подряд,
Чтоб в ночь под Новый год
Надела елочка наряд
И встала в хоровод.

Подарки детям я вручу,
Ведь нет меня добрей!
Награды лучшей не хочу,
Чем радость всех детей!

(Ю. Энтин)

У дедушки мороза горячая пора

У дедушки Мороза
Здоровье – хоть куда.
Его не испугают
Любые холода.
Пускай повсюду стужа,
А вовсе не жара –
У дедушки Мороза
Горячая пора.

Припев:

У дедушки Мороза,
У дедушки Мороза,
У дедушки Мороза
Горячая пора.

У дедушки Мороза
Серьёзные дела:
Нужны для снежной бабы
Морковка и метла,
И новая ушанка
Из старого ведра –
У дедушки Мороза
Горячая пора.

Припев.

У дедушки Мороза
Работа по душе.
Он нужен в каждом доме,
На каждом этаже.
Он дарит нам подарки.
А мы кричим «Ура!» –
У дедушки Мороза
Горячая пора.

Припев.

(П. Синявский, муз. А. Журбин)

Поменялись

Дед Мороз и Санта Клаус
Поменялись адресами,
Дед отправился в Европу,
Санта Клаус – в Оймякон.
В сюртучке на синтепоне
Мерзнет Санта в Оймяконе!
В колпачке и при помпоне
Там дрожит как цуцик он!

А в Европе Деду тяжко;
Ходит в шубе нараспашку,
Воду пьет со льдом, бедняжка,
От жары он изнемог.
Простудился, дышит еле,
Третий день лежит в постели,
Все мечтает о метели
И сугробах вдоль дорог...

И конечно, всем понятно,
Нужно дедушкам обратно!
Где родился,
Там сгодился,
Так и надо, вероятно.
(Р. Алдонина ■)

Не перебивай!

Дед Мороз пришёл к нам в сад.
Дед Мороз позвал ребят.

Борода бела, как вата,
И с подарками мешок.
Дед Мороз сказал: – Ребята!
Ну-ка, кто прочтёт стишок?

Мы в саду стихи учили:
Я учил, и брат учил.
Мы немедленно вскочили –
Я вскочил, и он вскочил.

– Уронили мишку на пол!
– Раз, два, три, четыре, пять...
– Оторвали мишке лапу.
– Вышел зайчик погулять.

– Вдруг охотник выбегает,
– Всё равно его не брошу,
– Прямо в зайчика стреляет,
– Потому что он хороший!

И покуда мы читали
Эти грустные стихи,
Все ребята хохотали:
– Ха-ха-ха и хи-хи-хи.

А у дедушки от смеха
Отвалилась борода.
Так от нас он и уехал.
Вот какая ерунда!
(А. Усачёв)

Сколько у Деда Мороза имён?

Сколько у Деда Мороза имён?
В Польше зовётся Ежишек он.
Самый таинственный, прячется ловко,
Подарки приносит в красивых коробках,
ЗвонИт в колокольчик заливисто, звонко
И вот уж под ёлкой подарки ребёнку.

Во Франции имя его Пер Ноэль,
Пурга ли метёт или злая метель,
Гуляет по крышам в любую погоду,
В дома попадает по дымоходу.
И вот в башмачках у французских детишек
Куклы, машинки и множество книжек.

В Узбекистане, в халате нарядном,
Идёт Карбобо, весёлый и ладный.
Хоть нет там мороза и солнышко светит,
Но ждут с нетерпеньем узбекские дети,
Когда-же придёт этот добрый старик,
И все их желанья исполнятся в миг.

По Бельгии ходит Святой Николай,
Его приютишь, за приют, невзначай,
Получишь ты яблоко, но не простое,
Прекрасное, ценное сплошь золотое.
Вот и не спят бельгийцы всю ночь,
Подарок такой получить ВСЕ не прочь.

Увлин Увгун, в шапке мохнатой,
В Монголии главный пастух, ребята,
По совместительству он Дед Мороз,
В руке его кнут (вот такой курьёз),
Но вы не бойтесь, он добрый дядя,
С людьми и овцами мирно ладит.

Маленький шведский Рождественский Гном
Дружит с весёлым Снеговиком.
Внимательно люди под ноги смотрите,
Крохотных эльфов не раздавите.
В лесу волшебном, под стройной сосною,
Мороз Юль Томтен подарки готовит.

В Японии имя его Одзи-Сан,
Сосновые ветки по всем домам.
Звон колокольный звучит набатом,
Сто восемь ударов! С Новым Годом, ребята!
С каждым ударом тем колокольным
Уходят пороки. Японцы довольны.

Баббэ Натале итальянский Мороз,
В палаццо войти для него не вопрос,
В любую квартиру, этаж любой,
Но только не лифтом печной трубой.
В помощниках добрая фея Бефана
Желанья исполнит все, без обмана.

В Финляндии имя его Йоулупукки,
(Для нас, конечно, смешные звуки)
С гномами дружит, везёт на козле
Подарки любимой своей детворе.
Избушка его на горе КорвантунтурИ,
Живёт не один, а с женой МуорИ.

Якутский Мороз Эхээ Дьыл,
(Мой бедный язык еле выговорил),
Ростит бычка, в нём души не чает,
Растут рога мороз крепчает.
Полгода зима. Сиянием северным
Любуются люди! Снега не меряно.

Голландский коллега, Синтер Клаас
На шхуне привозит огромный запас
Подарков желанных, в резных сундуках.
Весь в красном, в камзоле и башмаках.
Чёрные слуги его охраняют,
Ведь в море опасно пираты бывают.

Ну вот, ребята, у нас остались
Наш Дед Мороз и Санта Клаус.
Они похожи, как два близнеца,
Одеждой, манерой и даже с лица.
Бывают, конечно, различий моменты,
По жизни друг другу они конкуренты.

Как много Морозов в огромном мире!
Хвалу им споём на "три-четыре":
Мы любим вас очень!!! Стихи поучили!
Поставили ёлку! Гирлянды включили!
Желаем мира! Добра и участья!
С Новым Годом! И с новым счастьем!

(Г. Грицаченко)

Непонятный Новый Год...

(Взрослым на заметку)

Непонятный Новый Год:
Дед Моpоз пришёл не тот!

С папой за столом сидел,
Водку пил и песни пел!

А пришла с работы мама,
Дед Мороз уже был пьяный...

С ёлки сыплются иголки
Дед Моpоз храпит у ёлки!

Вот такой был Новый Год...
Дед Мороз пришёл не тот.

3 класс

Тема: Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Цели: Обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас. Воспитывающие: прививать любовь к русской природе.
. I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова "Не ветер бушует над бором...".
^ III. Проверка домашнего задания.
У. Прочтите выразительно отрывок из стихотворения Некрасова "Железная дорога" – "Славная осень!..".

У. Какое время года описано в стихотворении?

^ Д. Осень.

– Какими словами описал Н.А. Некрасов осенний воздух?

Дети. Здоровый, ядреный.

У. С чем сравнивает он первый лед на реке?

Д. С тающим сахаром.
^ IV. Знакомство с новым материалом 1. Введение в тему. У. А какое время года у нас сейчас? Д. Зима. У. Вы любите зиму? (Ответы детей). Посмотрите как красива природа зимой. (Показ слайдов). - Сегодня мы с вами увидим, как изобразил красоту зимней природы в стихотворении «Не ветер бушует над бором…» Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.
Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.
Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чуствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь.

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря, чародея.
Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

На доске написаны слова:

воевода – начальник войска

Дозор – обход для осмотра

Палица – старинное оружие- тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Гнёт – тяжесть, груз

обозы – несколько повозок с грузом

казна – имущество, деньги или иные средства

не скудеет – не беднеет

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

^ Учитель читает отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос".

– Чем вам понравилось это стихотворение?

Выслушиваются ответы детей.

– Чем оно вам напоминает сказку?

Д. Мороз показан как живое существо, сравнивается с воеводой.

^ У. Каким вы представляете себе Мороза?

Д. Строгим, грозным, властным, богатым.

У. Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам непонятно, потом спросите. Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

Дети самостоятельно читают стихотворение.

– Какие слова оказались вам непонятны?

^ У. Кто может объяснить смысл этих слов?

У. На какие две большие части можно разделить это стихотворение? Как мы их озаглавим?

Д. Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".
V. Физкультминутка
Встаньте, дети!
Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять!
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели...
А теперь придется встать,
Тихо сесть, читать начать.
^ VI. Работа над содержанием стихотворения
У. Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы.
Почему поэт называет Мороза воеводой?

^ Д. Мороз руководит жизнью природы.

У. Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?

Д. Что ему все подчиняются.

У. Как вам кажется, удачно ли это сравнение?

У. Найдите первые два сравнения.

Д. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

^ У. Зачем они употреблены?

Д. Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.

У. Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.
Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

^ Выслушиваются ответы учащихся.

– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о "заботах" Мороза.

Д. Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

У. Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

^ Дети выполняют задание.

– Как Мороз говорит о своем могуществе?

Д. Хвастливо, гордо.

У. Найдите, как называет эту песню Некрасов?

Д. Хвастливой.

У. Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

Д. Он властный, грозный, удалой, хвастливый.

У. Прочитаем песню Мороза вслух.

^ Выслушивают 2–3 учеников.

– Кто лучше прочитал?

Высказывания детей.

– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.

^ Д. Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

У. Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?

^ Д. Первую часть – неторопливо, веско, бодро.
– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.

У. Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.

^ Дети выполняют задание.

– Как понять выражение: "Я царство мое убираю/В алмазы, жемчуг, серебро"?

Д. Мороз украшает все снегом, инеем.

^ Учащиеся выполняют задание.

– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?

Выслушиваются ответы детей.

– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.

^ Дети выполняют задание.

– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?

Д. Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи...

– И еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.

– Пение песни.

У. Какие картины видим?

^ Дети описывают картины.

– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.

Д. Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".

У. Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

Дети читают "по цепочке".
^ VII. Итог урока
У. Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором..."
Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.
С каким произведением вы познакомились на уроке?

^ Д. С отрывком из поэмы "Мороз, Красный нос".

У. Чему учились на уроке?

Д. Выразительно, с правильной интонацией, паузами читать стихотворение.
^ VIII. Домашнее задание
Вариант 1: выучите наизусть отрывок "Шествие Мороза".

Вариант 2: выучите наизусть отрывок "Песня Мороза".

Нарисуйте иллюстрацию к тексту стихотворения, подпишите ее словами стихотворения.

Принесите книги со стихами Некрасова

Тема: Парные звонкие и глухие согласные (закрепление).

Цели: Систематизировать знания детей по теме; учить применять правило на практике, подбирать проверочные слова, развивать устную речь, анализ, умение обобщать; развивать орфографическую зоркость; воспитывать в детях чувство коллективизма, бережное отношение к природе.

^ I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Взаимопроверка).

Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища, карандашом исправьте найденные ошибки, поставьте оценки.

^ III. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подумайте, какой это текст по типу изложения.

Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. Я понес их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по л…су.

^ IV. Сообщение темы и целей урока

На слайде записаны слова: обе…, наро…, заво…, сне…, лоша…ь.

Как вы думаете, какие буквы пропущены в словах?

(учитель читает стихотворение)

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих.

Прислушайтесь к звучанию согласных.

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Сегодня на уроке мы узнаем, что же нужно делать, когда на конце слова парный согласный.

^ V. Сопоставление согласных букв в проверочном и проверяемом словах.

Я вам буду загадывать загадки, а вы должны их разгадать и записать отгадки.

1. Белые горошины на зеленой

Ножке. (ландыш)

2. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой –

Круглый, гладкий и красивый

С ножкой толстой и прямой. (гриб).

Весь я сделан из железа.

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все тук да тук. (гвоздь)

4. Он длиннющий,

Он большущий.

Он тучи до земли…

Пусть идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли. (дождь)

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь).

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (желудь).

^ VI. Работа с учебником.

1. Работа с правилом.

Откройте учебники на с.98, найдите правило внизу страницы.

2. Закрепление.

Упр.168 – устно.

Упр.169 –письменно.

«Ромашка» - впишите в свободные кружочки буквы так, чтобы получилось восемь слов, все они должны оканчиваться буквой б.

Лоб, клуб, боб, гриб, дуб, хлеб, зуб, герб.

^ 3. Творческая работа.

На доске вы видите пейзаж. Подумайте сюжет какой сказки он вам напоминает?

(Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»).

Попробуйте найти здесь и записать в тетрадь слова, со звонкими и глухими согласными наконце слова.

Проверка.

Какие слова вы записали?

А знаете ли вы,что ландыш и лебедь занесены в Красную книгу?

Кто может сказать, что такое красная книга?

^ VII. Физкультминутка.

V. Подумайте!

Слова спокойно жили в книжке, но книжку вдруг прогрызли мышки, от слова кончик откусили и к себе в норку утащили. Кто придумает конец, тот и будет молодец.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.

Утю…, хле…, моро…, горо…, пиро…, сторо…

Докажите, сделайте вывод (правило).

^ 5. Допишите. Объясните смысл пословицы.

В зимний холо… – всякий моло… .

6. Самостоятельная работа. А теперь внимание, новое испытание.

Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными, которые нужно проверять. Докажите! Устно подберите проверочные слова. Проверка.

Медведь на зиму забрался в берлогу. Еж заснул в норе до весны. С утра в лесу шел белый снег. На снегу хорошо виден лисий след.

Итог урока

Как проверить парный согласный на конце слова? (Нужно изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный)

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лед – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Домашнее задание: упр.171.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!