Понятие «гендер» в российской социологии. Теоретические основы изучения гендерной социологии

Введение

Существовавший в советский период отечественной истории гендерный порядок, при котором государство активно проводило политику эмансипации женщин и поддержки материнства, сменился свободными рыночными отношениями, обострившими многие социальные проблемы, в том числе и гендерные. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (Становление теории) / Е.В. Бондаревская// Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2014. - Выпуск VI. - С. 35 В первую очередь это коснулось женщин, которые потеряли свои позиции в области занятости и оплаты труда, общественной и политической жизни, снизилась социальная защищенность женщин, имеющих детей. Трансформационные процессы способствовали также и кризису маскулинности, выразившемуся в ограниченности, часто и в невозможности исполнения традиционных мужских ролей в различных сферах, включая семейную. Корякина А. Мальчики становятся мужчинами/ А. Корякина // Воспитание школьников. - 2014. -№2.- С. 24 Современные гендерные процессы в стране характеризуются трансформацией гендерно-дифференцированных моделей и сфер ответственности в производстве, общественной жизни, а также в семье и домашнем хозяйстве.

В свете этих положений актуальность темы данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения гендерной социологии как значимой проблемы для современного общества.

Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания теоретических и практических аспектов гендерной социологии.

Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения следующих задач:

1. Рассмотрение теоретических основ изучения гендерной социологии,в т.ч. процесса становления гендерной социологии;

2. Рассмотрение практики эмпирических исследований в области гендерной социологии

3. Изучение социальных факторов формирования гендерных стереотипов студенческой молодежи.

4. Анализ результатов исследования гендерных стереотипов современной студенческой молодёжи.

Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.

Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования вопроса и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Теоретические основы изучения гендерной социологии

Понятие гендера в современной социологии

гендер социология студенческий молодежь

Понятия гендера и пола в социологии являются одними из фундаментальных. Для того чтобы отличать изучение пола в социологии (то есть в контексте социальных отношений и процессов), принято использовать понятие «гендер», впервые введённое в социологию сексологом Джоном Мани. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

пол - совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога / Г.Г. Силласте // Высшее образование в России. - 2011. - №2. - С. 11

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью и возникают во взаимодействии с другими людьми.

Подтверждается мнение Л.Н. Пушкарева, выделившего два подхода к определению гендер: Котовская М.Г. Анализ феномена мачизма / М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина// Отечественные науки и современность. -2013.- №2.- С. 47

1. гендер как мыслительная конструкция, новая научная дефиниция, определяющая социальные и культурные функции представителя того или иного пола;

2. гендер как исконно присущее человеку качество, в котором половые (женские либо мужские) свойства и особенности теснейшим образом не только связаны, а сплавлены воедино с предписанными обществом нормами, стереотипами, взглядами, суждениями и т.д.

Из второго подхода, описанного Л.Н. Пушкаревым, видно, что термин «гендер» актуализировал проблему соотношения биологического и социального.

Анализ работ, посвященных гендеру, показывает существование биологического и социокультурного подходов в объяснении половых различий.

Т.В.Бендас отмечает, что биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Ярким примером данного подхода является эволюционная концепция дифференциации полов В. А. Геодакяна, которая показывает, что дихотомия мужского и женского - это дихотомия изменчивости и наследственности, оперативной и долговременной памяти вида, качества и количества потомства, эволюции и консервативности, зрелого и ювенильного. Каменская Е.Н. Гендерный подход в социологии / Е.Н. Каменская// Известия ТРТУ. -2013.- Специальный выпуск.- . С. 92

Концепция В.А. Геодакяна заключается в том, что генетическая обусловленность признаков у мужчин и женщин является определяющей в половых различиях и подтверждается множеством фактов. В.И. Кухаренко отмечает, что на 100 зигот женского типа приходится 120-150 зигот мужского типа. К рождению, отмечает Э. Бауст, соотношение полов составляет уже 103-106:100. Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова подчеркивают, что повышенная смертность особей мужского пола характерна для животных и человека. У животных она связывается с более рискованным поведением самца, а у человека - с опасными профессиями. Более высокую смертность представителей мужского пола. В.А. Геодакян рассматривает как выгодную для популяции форму контакта со средой. Он считает, что женский пол реализует преимущественно тенденцию стабилизирующего отбора, а мужской пол - движущую. Иными словами, поток информации от среды к популяции реализует преимущественно мужской пол, а от поколения к поколению - женский. При этом оказывается, что более высокая смертность представителей мужского пола не наносит ущерба численности популяции, так как она лимитируется в первую очередь числом представителей женского пола и их репродуктивной способностью. Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса / М.Г. Горлач.// СОЦИС. - 2012. - №1. - С. 26

Анализ биологических и социокультурных концепций гендера, показывает, что понятие «гендер» синтезирует биологический и социокультурный подходы. Среда образует условия для развития в онтогенезе врожденных программ, которые в свою очередь, являются необходимым условием превращения определяемых средой возможностей в действительность: гендер есть биосоциокультурное единство. Считается, что понятие гендер является многомерным и иерархичным, а формирование его необходимо понимать, как последовательное, преемственное и согласованное действие биологических и социокультурных детерминант.

Таким образом, можно заключить, что гендер состоит их двух половин: пола биологического и пола социокультурного, в неразрывном единстве и можно дать следующее определение: гендер - система социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.

В научный оборот многих общественных наук вошли прилагательные от понятия «гендер» - гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные идентичности и т.д., которые все в совокупности были названы Е.Гоффман «гендерным дисплеем», т.е. многообразием проявлений пола в общественных нормах и требованиях, в стереотипах и представлениях, в путях социализации и идентификации. Для педагогической науки данные категории также имеют важное значение, так как раскрывают сущность гендерного развития ребенка и являются началом разработки гендерного понятийно-категориального аппарата.

В социологическом словаре, под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» используют термины «фемининный» и «маскулинный», которые обозначают нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Т.В.Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность: Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 2012. - С. 44

Маскулинность (лат. masculinus - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.

Фемининность (лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.

Также представляется плодотворной концепция взаимодополняемости полов Т. Парсонса - Р. Бейлза, согласно которой, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. Экспрессивная роль проявляется в сфере домохозяйства и вменяется исключительно в ведение женщины. Инструментальная роль мужчины заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика и защитника. Т. Парсонс считает, что роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. Т. Парсонс аргументирует такое распределение ролей природной способностью женщины к деторождению, что влечет за собой отстранение мужчины от функции заботы о ребенке и способствует его развитию в инструментальном направлении. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике / Е.В.Бондаревская // Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2011, - выпуск III.- С. 78

В качестве основной и превалирующей женской роли Т. Парсонс видит роль жены, матери, домохозяйки. Занятие мужчины профессиональной деятельностью, оценивается как социально ценная функция мужчины, определяющая его доминирующее положение в семье, а домашний труд женщины, не являющийся занятостью, определяет ее подчиненную роль. Данное разделение способствует снижению внутрисемейной конкуренции за власть, статус, престиж, что является основой функционального разделения семейных ролей. Т. Парсонс утверждал, что замужняя женщина может позволить себе работать, если такая работа не способствует построению карьеры для женщины, не приносит существенный доход. То есть вследствие такого разделения не происходит соревнования с мужем, что не подрывает его экономическую функцию и социальный авторитет. Хотя, с точки зрения Т. Парсонса, любая занятость женщины может вызвать нестабильность брака.

В настоящее время наблюдается противопоставление традиционной теории гендерной социализации теорией конструирования гендера, в которой подчеркивается деятельный характер усвоения опыта и неравенство гендерных отношений мужчины и женщины.

Также выделяется подход социального конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман), согласно которому «гендерная личность» конструируется в межличностных отношениях, «делающих» гендер в практиках обыденной жизни, где гендер становится основой и результатом общественных отношений, средством легитимизации одного из самых фундаментальных разделений в обществе. Разрабатывается теория «социального конструирования гендера», рассматривающая гендер как естественную сторону социального взаимодействия, являющуюся в то же время социально обусловленным достижением.

Теории социального конструктивизма преобразуют теории социализации с точки зрения конструирования гендерной идентичности субъектом, путем идентификации себя с определенным социальным полом. Особенностью данных теорий является социальная обусловленность гендера, выражающаяся в построении определенного типа социальных отношений, имеющих ценностное значение для поддержания конкретного общественного порядка. Можно отметить, что, гендер конструируется на стыке этнических, классовых, культурных характеристик социального взаимодействия, и может быть использован для определения основных сущностных закономерностей и процессов существующей социальной реальности.

Таким образом, конструктивистские теории способствовали углублению научных представлений о гендере и отделению биологически детерминированных качеств от качеств, конструируемых самим субъектом, что является неоспоримым достоинством конструктивистских теорий и в определенной мере подтверждается примерами современного социума.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ - специальная социологическая теория, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни . Объектом исследования С.Г. являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности. Предметом исследования С.Г. является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро- мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, С.Г. является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм (функционалистской, марксистской, субъективистской), с разной степенью радикализма решая проблемы женщин.

Новая социологическая парадигма, признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание. В этом статусе С.Г. рассматривается как рядоположенная с другими парадигмами и ставит своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм. Как утверждает радикальная канадская феминистка Дороти Смит, официальная традиционная социология сделала своим объектом знание об обществе, характерное для доминирующей в обществе группы мужчин, поэтому под видом научной объективности эта социология отражает опыт, перспективу и интересы мужчин. Подчиненные группы общества, включая женщин, не могут в этих условиях выразить себя и нуждаются в новых формах знаний об обществе и социальных отношениях вообще. Это знание еще находится в стадии построения, разработки основных теорий и проблем.

В рамках С.Г. существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, однако их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует тезис о необходимости переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами (т.е. теми проблемами, которые прежде всего релевантны с точки зрения женщин).

Таким образом, в зависимости от того, насколько радикально подходят представители С.Г. к переосмыслению взаимоотношений полов, можно говорить о С.Г. либо как особой, новой специальной теории в сложившейся структуре социологического знания, предметом исследования которой избраны социальные особенности полов и основанные на половом признаке социальные роли, социальные стереотипы поведения, социальное неравенство в целом, либо как о новой парадигме построения социологического знания, требующей полного отказа от "старых" социологических интерпретаций общества и от "устаревшей", "нерелевантной" социологической науки, под видом объективности и нейтральности протаскивающей и закрепляющей идеи полового неравенства и сексистской культуры.

Большой вклад в развитие С.Г. внесли работы М. Мид, Д. Бернард, Б. Фридан, С. де Бовуар, К. Миллет и др. В советской социологии женские проблемы первоначально разрабатывались в рамках социологий семьи, труда, воспитания, однако гендерное звучание они получили относительно недавно. Только после 1991 возникли и первые гендерные исследовательские центры в России, на Украине, в Беларуси.

Несмотря на разнообразие теоретических и эмпирических подходов в рамках С.Г., их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение, а также показать, что оно исторически сложилось в "патриархальном" обществе и закрепилось в "патриархальных" образах общества и науки. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и "подлинно человеческих" качеств с мужчиной и мужскими качествами.

Гендер - это понятие которое обозначает социальный пол человека, в отличие от биологического пола, социально ролевой статус, который относительно социальных возможностей каждой в образовании, проф. . деятельности, доступа к власти, семейной роли и репродуктивному поведению и естьодним из базовых измерений социальной структуры общества.

Пол - это понятие что означает теанатомо-биологические особенностиі людей в основном в репродуктивной системе на основекоторых люди определяются как мужчины или женщины.

Женщины в средние века. Каждая благородная дама могла иметь одного или нескольких поклонников-рыцарей, которых законный супруг обязан был признавать без ревности.

Представление о способностях мужчин и женщин в разных сферах деятельности.

Оценивая социальный статус мужчин и женщин в современном украинском обществе, 43% респондентов определили статус мужчины и женщины как одинаковый, а 35% указали на то, что статус мужчиныесть высшим чем статус женщины. Гендерные стереотипы, которые существуют в обществе, очень часто становятся на помехе и мужчинам, и женщинам в их профессиональной деятельности и в личной жизни. Они существенно влияют на стремление и самооценку женщин и ужнин, предопределяют предубежденную оценку их действий и способностей Гендерная социализация.

Гендерная социализация - это процесс усвоения социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной она родилась Отношение христиан к женщине.

В христианской традиции существует две противоположные тендэнции в отношении к женщине: ей поклоняються, в образе Божей Матери, воздаютженщин - мироносиц, которым первым появилсявоскресший Христос, уважаютженщин святых и великомучениц. С другой стороны женщинусчитают более близкой кпотусторонним силам, она сеть соблазна, она создана изАдамового ребра, нечистая и неполноценная, а самое главное виновная, потому что через нее произошло изгнание из рая.

Сексуальные домогательства на работе.

Сексуальные домогательства на работе стали понятием повсеместным. Отвергнувшигруду исторических подробностей, начнем из того, что различают двавида сексуального домогательства. Первый "работает" по законам бизнеса - услуга за услугу. В Украине нет четкого механизма прописания норм относительно сексуального домогательства (в том числе служебного), как, например, в США, где данной проблемой занимаются психологи, союзы, организации, научно-исследовательские институты и т.д. Но ответственность, хотя и очень коротко, прописанная в Уголовном кодексе Украины, а именно в статье 154 (Принуждениековступлению в половую связь), где в ч.1 говорится, что за принужденияженщины или мужчиныковступлению в половую связь естественным или неестественным образомлицом, от которого женщина или мужчина материально или служебно зависимы, - наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов.

Понятия стать, роль, маскулинность, феминность, идентичность.

Стать – это понятие, что обозначает те анатомо-биологические особенности людей в основном в репродуктивной системе на основании которые люди обозначаются как мужчины и женщины.

Роль – это характеристика поведения человека в условиях, определяемых социальными институтами.

Маскулинность - система свойств личности, которые традиционно полагают мужскими.

Феминность - это свойство личности, котораяпредусматривает соответствие женщины собственному психологическомуполу, соблюдение женских половых ролевых норм, типичного для женщины поведения, ценностей, установок.

Идентичность - собственные чувства и сознательное поведение лица которая редактируется его биологическим полом и обучение, усвоение и воспроизведение гендерных ролей.

Женщина в семейном быту.

В течение XIV - XVIII ст. семья в Украине, как и во всех тогда окружающих соседних странах, оставалась патриархальной. Главой семьи, итак, должен был бытьмужчина, которомуженщина обязанная была быть верной и послушной, во всем покорной. Женщина была будто полуполноправнымлицом, что все время находилась под чьей-то опекой: пока не выйдет замуж - ею охраняли родители, или, если они умирали, ближайшие родственники, a когда девушка выходила замуж, переходила под опеку своего мужчины.

Гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы - это обобщенные и упрощенные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям “мужское” и “женское. - Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность приравнивается к активно-творческому, культурному началу, а фемининность – к пассивно-репродуктивному, природному.

Стереотипы, закрепляющие семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Для женщины главные социальные роли – семейные роли, для мужчин – профессиональные. Женщин принято оценивать по наличию семьи и детей, мужчин – по профессиональному успеху.

Согласно обыденному сознанию, “нормальная” женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям.

Стереотипы, связанные с различиями в содержании труда. Согласно этому стереотипу, удел женщины – экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий труд. Тогда как инструментальная сфера, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд - это область деятельности для мужчин.

Понятие транссексуализма, трансвестизма, гомосексуализма.

Трансвестизм - это более легкая форма нарушения гендерной идентичности, которая проявляется в стремлении играть роль противоположного пола, потребности переодеваться, использовать имя и заимствовать другие ролевые атрибуты противоположного пола, хотя это не сопровождается полным осознанием себя лицом противоположного пола.

Транссексуализм - это полное осознание себя представителем противоположного пола Гомосексуализм (грец. Герц, герц, грек, грен, грець, греця, грецю, греці, грець, греця, грецю, греці homois - подобный и лат. seksus - пол) - психосексуальная ориентация, направленность полового прельщения и форм его реализации к лицам своего пола, половых отношений между лицами своего пола.

Государственная политика поддержки семьи.

Основными задачами Программы есть - усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам семьи для ее надлежащего развития и выполнения социальных функций - всестороннее укрепление правовых, моральных и материальных принципов семейного жизни -внедрение правовой, психолого-педагогической и организационно-методической системы с целью создания оптимальных социально-экономических условий для полноценного воспитания детей всемьи;

повышение уровня экономической активности и самостоятельности семей, оптимизация их социальной защиты, прежде всего тех, что имеют детей - создание системы целенаправленной подготовки будущих родителей к супружескому жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры граждан.

Гомосексуальность.

Гомосексуализм (грец. Герц, герц, грек, грен, грець, греця, грецю, греці, грець, греця, грецю, греці homois - подобный и лат. seksus - пол) - психосексуальная ориентация, направленность полового прельщения и форм его реализации к лицам своего пола, половых отношений между лицами своего пола. Формирование психосексуальной ориентации охватывает пубертатный (12-18 лет) и переходной (16-26 лет) периоды сексуальности. Становление психосексуальной ориентации есть конечным этапом психосексуального развития, на котором происходит формирования платонического, эротического и сексуального либидо. Термин "гомосексуал" впервые предложил венгерский журналист и защитник прав человека Карл - Мария Бенкерт в 1869 году. Этот срокпоявился в двух памфлетах, в которыхБенкерт высказывал протест против прусскогозакона что запрещал содомию. Гомосескуальність открыто в больше чем в 400 видов млекопитающих и птиц. Поэтому практически все ученые склоняются кмысли, которая сексуальная ориентация имеет генетические причины.

Ролевой конфликт работающей женщины.

Этот личностный конфликт между ролями чаще возникает у женщин, ориентированных на свою семью, но вынужденных работать вне дома, то есть половотипизированыхженщин. Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как комплекс субъективных негативных переживаний, которые возникают у женщины, при оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах. Деструктивным показателем ролевого конфликта являются чувства вины, которое рождается из модели восприятия женщин своїх ролей.

Гендерные конфликты.

На макроуровне гендерный конфликт - это конфликт интересов, то есть борьба женщин как социальной группы за высший статус в обществе Гендерные конфликты вызванные разногласиями между нормативными представлениями о чертах личности и особенности поведения женщин и мужчин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей отвечать этим представлениям – требованиям.

Мужская и женская сексуальность.

Сексуальность - урожденная потребность и функция человеческого организма подобно к процессам дыхания, пищеварение и т.п. С биологической точки зрения - это готовность к полноценной сексуальной деятельности: развитыегеніталії, половой поезд, способность к сексуальному возбуждению и его интенсивность, возможность переживать оргазм, вековой и конституционный критерий. Но сексуальность значительно более широкая от нее сугубо генітальногоизмерения и, как говорят, 90% сексуальности - в голове, а не в половых органах.

Проблема гендерной неравности в Украине.

Существующее выраженное доминирование представителей мужского пола во многих сферах социального жизни в Украине базируется на постоянных гендерных стереотипах и устаревшей культурной детерминанте. Стали стереотипы создают значительные трудности в достижении женщинойдействительногоравенства в таких сферах жизни как семени, политика и бизнес. Если оказать в процессе формирования стереотипов тот период, когда возникает доминирование мужского типа в социуме, то можно максимально повлиять на этот процесс и добиться перераспределения мужского доминирования и тем самым значительного роста количества женщин, которые будут занимать ключевые руководящие должности в политике, бизнесе ит.п. И главное, отказ от старых гендерных стереотипов поможет росту демократизации государства и его культуры, созданию социального, открытого общества, в которомженщина, в качестве лидера, ценится также высоко, как и мужчина.

  • 1. Раскройте сущность, предмет, объект, функции социологии труда и занятости.
  • 9.2. Категории социологии политики
  • 9.3. Гражданское общество и правовое государство
  • 9.4. Политическое сознание и политическая культура
  • Тема 10. Социология общественного мнения
  • 10.1. Общественное мнение как социальное явление
  • 10.2. Формирование общественного мнения
  • 10.3. Общественное мнение как фактор социальных изменений
  • 10.4. Основные методы изучения общественного мнения
  • Тема 11. Социология коммуникаций
  • 11.2. Основные подходы к изучению массовой коммуникации
  • 11.3. Особенности функционирования средств массовой информации
  • 11.1. Объект, предмет, история возникновения массовой коммуникации
  • 11.2. Основные подходы к изучению массовой коммуникации
  • 11.3. Особенности функционирования средств массовой информации
  • 2. Охарактеризуйте основные подходы к изучению массовой коммуникации.
  • 3. Проанализируйте особенности функционирования сми.
  • Тема 12. Социально-поселенческая структура общества
  • 12.1. Социология города
  • 12.2. Социология села
  • Тема 13. Этносоциология
  • 13.1. Этносоциология как научная отрасль социологии
  • 13.2. Этнические общности: племя, народ, нация
  • 13.3. Национально-этнические отношения
  • 13.4. Национально-этническое возрождение
  • Тема 14. Социология образования
  • 14.1. Предмет социологии образования. История ее развития
  • 14.2. Образование и общество. Социальная сущность образования
  • 14.3. Система образования: ее структура и функции
  • Тема 15. Социология науки
  • 15.1. Социология науки: история возникновения и предмет
  • 15.1. Социология науки: история возникновения и предмет
  • 15.3. Определение ключевых понятий социологии науки
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тема 16. Социология молодежи
  • 16.1. Сущность, предмет, объект, функции социологии молодежи. Место и роль социологии молодежи в системе гуманитарных наук
  • 16.2. Молодежная проблематика в зарубежной и отечественной социологии
  • 16.3. Субкультура молодежи как социологическое понятие
  • 16.4. Государственная молодежная политика, ее основные направления
  • Тема 17. Социология семьи и брака
  • 17.1. Социальная сущность и функции семьи
  • 17.2. Классификация семейно-брачных отношений
  • 17.3. Кризис семьи и ее будущее
  • Тема 18. Социология конфликта
  • 18.1. Понятие конфликта, его социальные предпосылки
  • 18.2. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 18.3. Механизм социального конфликта и его стадии
  • Тема 19. Поколения как субъекты общественной жизни
  • 19.1. Понятие поколения: сущность и содержание
  • 19.2. Возрастная стратификация общества
  • 19.3. Отношения поколений: преемственность и конфликты
  • Тема 20. Гендерная социология
  • 20.2. Основные положения гендерной социологии
  • 20.3. Проблема гендерных отличий в мировой социологии
  • 20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления
  • 1. Раскройте сущность и содержание основных категорий гендерной социологии.
  • Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы
  • Литература
  • Семинар №11. Социальные конфликты (2 часа) План
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы
  • Литература
  • Типы семей
  • Словарь ключевых социологических понятий и терминов
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения
  • Контроль (определение рейтинга) учебной работы студентов
  • Оценка видов учебной, организационной и научной деятельности студента в рейтинговой системе
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Методические рекомендации к подготовке рефератов (контрольных работ)
  • Темы рефератов для студентов-заочников
  • Вопросы к экзамену (зачету)
  • 49. Сущность и содержание основных категорий гендерной социологии.
  • 50. Феминизм: сущность, этапы, направления.
  • Тема 20. Гендерная социология

    20.1. Сущность, основные категории гендерной социологии

    20.2. Основные положения гендерной социологии

    20.3. Проблема гендерных отличий в мировой социологии

    20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления

    Основные понятия : гендерная социология, гендер, гендерные отличия, феминизм

    20.1. Сущность, основные категории гендерной социологии

    На рубеже XX-XXI вв. постсоветская социология стала осваивать новые подходы и направления, среди которых и гендерные исследования, хоть эту проблематику немало исследователей рассматривают как экстравагантную.

    Гендерная тематика вошла в научное обращение в западноевропейских странах, США и Канаде в начале 80-х годов XX в. А еще в 60-ые годы понятие «гендер» в современном понимании - «соотношение людей разного пола», «социальный конструкт пола» - было неизвестно и употреблялось лишь для обозначения грамматической категории, которая дословно переводится как «род». Активное использование во многих европейских странах понятия «гендер» в новом значении свидетельствует, что в последние десятилетия произошло не только переосмысление проблемы отношений полов, но и о том, что их теперь стали рассматривать как форму социальной организации.

    Английским аналогом понятия «пол» является «sex». Традиционно оно использовалось для обозначения морфологических и физиологичных отличий людей. Однако в 70-ые годы XX в. социологи предложили различать понятия «sex» и «gender», поскольку, кроме биологических отличий, между мужчинами и женщинами существует деление на социальные роли, формы деятельности. Они отличаются поведением, ментальностью, эмоциональностью. Внедрение этого понятия было вызвано необходимостью переосмысления взглядов на разные половые черты и роли как проявление «природных» качеств. Следовательно, в конце XX в. гендерную роль рассматривали не только как проявление природой заданных особенностей, но и как систему ожиданий адекватного поведения; не как естественный пол, а как «социально-культурный конструкт». С этой точки зрения, некоторые характеристики женщин (например, эмоциональность, склонность к самопожертвованию, ориентированность на семью и детей) становились не природными качествами, а характеристиками, сформированными определенным типом общества.

    Считается, что впервые понятие «гендер» было внедрено в научное обращение американским психоаналитиком Робертом Столлером в труде «Пол и гендер: о развитии мужества и женственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражает психологические, социальные, культурные особенности, независимые от тех, что характеризуют биологический пол. Поэтому необязательно связывать сущность женщины с «женственностью», а сущность мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, он положил начало новому направлению социальных исследований - гендерных. Теперь это понятие употребляется в разных значениях: как обозначение пола - «социальный пол»; как ожидание того, что должны делать мужчины и женщины. Но понятийное поле этого понятия еще не до конца очерчено, а под гендерным подходом понимают:

    а) отдельную гендерную теорию, которая изучает семью и социальные отношения полов;

    б) универсальную концепцию патриархата как системы господства в обществе;

    в) общеметодологический подход, который рассматривает отношения полов как отношения власти.

    Стержнем научного интереса современной гендерной социологии является проблематика, которая раньше считалась второстепенной: сфера повседневного, интимного (гендерные роли, домашние обязанности, брак и др.). Ее интерес концентрируется на проблеме идентичности (самоопределенности). Гендерные исследования, не игнорируя количественных методов, отдают преимущество качественным: глубинному интервью, методу устных историй, биографическому методу, культурологическому анализу, психологическим и этнографическим техникам, которые передают драматизм субъективного опыта людей. Часто они применяют специфические методики: принцип «партнерства», соучастия, диалог, которые предают исследованию эмоциональную окраску. При этом отношение исследователя к объекту исследования имеет особое социальное проявление: гнев, радость, симпатия, которые возникают в процессе взаимодействия и могут влиять на результат исследования. Это предопределяет повышенное внимание к этике гендерных исследований. Гендерная социология должна учитывать в своих исследованиях отличия в экономическом, семейном и социальном статусах, особенности состояния здоровья, возраста, политических взглядов объектов. Ее интересует не обезличенное большинство, а отдельные специфические социальные группы. Не препятствуют этому немногочисленность и нерепрезентативность этих групп, поскольку лишь учет всех разногласий дает возможность адекватно познать реальность во всем ее разнообразии.

    Гендерная социология – отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей, половые отличия на всех уровнях и их влияние на человеческое существование, сосуществование, на особенности социальной организации, специфику мужского и женского социальных сообществ.

    Понятие «гендер » (gender) означает социальное ожидание от представителей каждого пола. Но, в отличие от понятия «пол», оно характеризует не биологические особенности, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированные черты. То есть если с полом связанны только физические различия в телосложении, то с гендером - психологические, социальные, культурные различия между мужчинами и женщинами. Соответственно понятие «пол » охватывает комплекс репродуктивных, поведенческих, телесных, социальных характеристик, которые определяют индивида как мужчину или женщину. В мировой социологии биологический пол определяют понятием «sex», а социальный – понятием «гендер».

    Не связанны с биологическим полом понятия «маскулинность » (лат. masculinus - мужской; здесь - мужество, сила) и «феминность » (лат. femina - женщина, самка; здесь - женственность). Они характеризуют различные психологические характеристики, исторически сформированные особенностями культуры определенного общества. Маскулинность ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью, а феминность - с зависимостью, несмелостью, сентиментальностью. Характеристики, объединяющие черты маскулинности и феминности, свойственные для в одного человека, свидетельствуют о его андрогенности (грец. androgynos - двуполый). Маскулинность, феминность и андрогенность являются предпосылками определенной модели социального поведения. Андрогенная личность имеет больший выбор вариантов моделирования поведения, она гибче в отношении социального приспособления. Профессор психологии Сандра Бем (США) объясняла андрогенность как индивидуальную способность индивида в зависимости от конкретных ситуативных условий действовать или по-женски, или по-мужски.

    Понятие «сексизм » (лат. sexus - пол) было внедрено в научный оборот феминистами по аналогии с расизмом и означал систему установок, которая оправдывает социальное неравенство женщины, ссылаясь на существенные недостатки (изъяны) женской природы, якобы неспособной к социальному творчеству. В наше время понятие «сексизм» получило более широкое значение и указывает на дискриминацию по половому признаку как женщин, так и мужчин. Как социальное явление, сексизм близок к патриархату. В начале 90-х годов XX в. профессор социологии Сильвия Волби (США) дала определение понятия «патриархат » как системы взаимоувязанных социальных структур, посредством которых мужчины подавляют и эксплуатируют женщин. В связи с этим категория «патриархат» является одной из самых употребляемых в феминизме, одна из представительниц которого американка К. Миллет считает, что патриархальными были все исторические цивилизации. Ведь под руководством мужчин всегда были армия, индустрия, технология, образование, наука, политика и финансы - все, из чего состоит власть. Современные общества тоже патриархальные, отличаются лишь степенью и особенностями социального неравенства, обусловленного социальным статусом мужчин и женщин, то есть гендерным неравенством. В отличие от патриархата, биархат является по форме общественным строем, при котором мужчины и женщины имеют равное положение в обществе. Он тесно связан с гендерной симметрией (совокупностью представлений об исконном равенстве людей).

    Актуальность современных гендерных исследований обусловлена социальными трансформациями общества, которые знаменуют выход на историческую арену такого феномена как «женская революция». Речь идет не только о новых женских проблемах и осложнении существующих. Женский фактор настойчиво и стремительно врывается в современную картину мира, нуждаясь в переосмыслении многих основ цивилизации, в том числе места и роли женщины в современном мире, без решения которых невозможно поступательное развитие. Осмыслить радикальные изменения положения женщины, укрепления и расширения женского начала в обществе призвана гендерная наука.

    Гендерные исследования не являются сугубо женскими, они сориентированы и на проблемы мужского сообщества, сравнительный анализ женских и мужских особенностей, отличий и проблем (в социальном контексте), но именно женский вопрос привлекает внимание научных работников больше всего. Теория гендера акцентирует внимание не на проблемах женщин, а на отношениях женщин и мужчин в обществе, на невозможности адекватно понять положение женщины в обществе без анализа и понимания гендерных отношений.

    В результате разделения понятий био­логического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер».

    Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

    Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели пове­дения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщи­ной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особен­ностями - это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

    Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положе­ние (статус) и роль в обществе и его институтах - семье, политике, эконо­мике, образовании, СМИ и др. Он выс­тупает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в соци­уме через соотношение власти и подчи­нения.

    Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представи­тели того или иного пола мужчинами или женщинами.

    По мере развития научных исследо­ваний стало ясно, что единственное чет­кое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заклю­чается в их роли в воспроизводстве по­томства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям меж­ду мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

    Гендерная социология - это специаль­ная социологическая теория, которая изу­чает процессы развития и социального вза­имодействия двух гендерных общностей: мужской и Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С маль­чиками и девочками родители обраща­ются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендер­ной системы: в зависимости от пола ре­бенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализа­ции семья (родители и другие родствен­ники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), куль­тура в целом (книги и средства массо­вой информации, театр, кино и пр.) вне­дряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила пове­дения и создают представления о «насто­ящем мужчине» и «настоящей женщи­не». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются куль­турными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.

    Устойчивые представления о долж­ном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном скла­дываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» муж­чин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.


    Идеальные стереотипы мужествен­ности (маскулинности) и женственности (фемининности) существенно отличают­ся друг от друга в зависимости от исто­рически сложившихся стереотипов той или иной культуры. Для аграрных об­ществ характерен идеал женщины-матери, хозяйки в доме, хранительницы очага, богобоязненной и почитающей мужа жены.

    В советский период идеальным ста­новится образ работницы и матери, ак­тивистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во благо стра­ны, а равноправие женщины понимается как обязанность работать вне дома, так как зарплаты мужчины не хватает для нор­мального существования семьи, и одно­временно исполнять обязанности хозяй­ки дома, жены и матери.

    В постсоветский период стала доми­нировать идея «естественного предназна­чения женщины» как матери и жены. Контент-анализ публикаций в газетах за пять лет, проведенный российской ассо­циацией журналисток в 2000 г., показал, что в СМИ доминируют преимуществен­но два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка - под­руга мужчины. Стереотипно представлен и образ мужчины, его ролевая модель - это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем.

    Базовым элементом конструирова­ния являются гендерные установки, они состоят из трех компонентов. Первый - когнитивный компонент - представле­ния молодого человека о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как, для чего и почему он или она должны быть; знания, убеж­дения и суждения о разных полах, сово­купность взглядов на гендерные отно­шения в обществе и определение своего места в этих отношениях. Второй - эмо-тивный (аффективный) компонент - эмоциональная оценка чувств, связан­ных с гендерной принадлежностью, от­ношением к своему и противоположно­му полу, чувства, которые испытываются к условиям и изменениям в гендерных отношениях. Третий - поведенческий (конативный) компонент - последова­тельное гендерное поведение молодого человека, т.е. предрасположенность к ре­альным положительным или отрицатель­ным действиям в отношениях между полами, общая направленность деятель­ности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирова­ние и путь достижения своих жизненных планов, целей.



    Существуют также гендерные стерео­типы как особые социальные установки - простые по форме, примитивные и не­точные по содержанию, сопровождаемые преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Ген­дерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти си­стемы асимметричны. Асимметрия про­является в том, что все мужское (мас­кулинное) - черты характера, модели поведения, профессии - считается зна­чимым, а женщины и все женское (фе-минное) определяется как вторичное, под­чиненное и незначительное.

    Гендерная асимметрия означает дисп­ропорцию удельного веса мужчин и жен­щин в конкретной сфере жизнедеятель­ности общества (экономике, политике, образовании и т.д.) и отражает явное или скрытое неравенство по признаку пола в этой сфере. Понимается как непропор­циональная представленность соци­альных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них, в различ­ных сферах жизни.

    Анализ проблем гендерной социоло­гии тесно связан с рассмотрением тако­го явления, какфеминизм. Что касается феминистских теорий, то все они осно­ваны на утверждении, что путь освобож­дения женщины лежит через изменение ее сознания - освобождение от устарев­ших стереотипов поведения. Феминизм позиционируется как социальное движе­ние с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дис­криминации женщин.

    Первая волна феминизма приходит­ся на XIX - первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредо­точением усилий на достижении юри­дического равноправия полов. В сере­дине XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое ра­венство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие на­правления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На третьей вол­не феминизма происходит усложнение и дробление современного феминист­ского дискурса (И.Н. Тартаковская, 2005). Между различными феминистскими на­правлениями (радикальным, либераль­ным, неофеминизмом и другими) и даже внутри них существуют концептуальные разногласия. Однако можно выделить основные феминистские идеи. Сторон­ники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендер­ные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.

    Феминизм как общественно-полити­ческое течение указывает на важность изменений в современном обществе. Его сторонники критикуют существующее положение вещей и добиваются изме­нений, направленных на достижение реального социального равенства жен­щин и мужчин. Феминистки считают, что культурные гендерные представле­ния делят весь спектр человеческих ка­честв на две противоположные группы: женский мир эмоций и сотрудничества и мужской мир рациональности и со­перничества. В качестве альтернативы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая означает дозволенность прояв­лений всех свойств и качеств личности как мужчинам, так и женщинам.

    Феминизм, выступающий за искоре­нение гендерной стратификации, пред­полагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и ра­боты. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патри­архата в семье и обществе, ибо он иска­жает отношения между мужчиной и жен­щиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование. Современ­ное женское движение ставит своей це­лью сделать невозможным сексуальное насилие. Но одновременно выдвигается лозунг содействия сексуальной свободе. Женщины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость, не позволять мужчинам контролировать их репродуктивные функции.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!