Понятие отражение и его основные признаки. Формы отражения


Итак, сознание - высшая форма отражения действительности. Естественно возникает вопрос: как возникла столь сложная и высокая форма отражения, что ей предшествовало на низших ступенях развития материи? С точки зрения диалектического материализма, сознание - продукт длительного исторического развития самой материи, которая в процессе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения - сознания - следует искать в самой материи, ее эволюции.

К. Циолковский говорил об одном удивительном свойстве материи, свойстве, которое он называл отзывчивостью. «Отзывчивы, - писал он, - все тела космоса», «отзывчива всякая частица Вселенной»1. «Так все тела изменяются в объеме, форме, цвете, крепости, прозрачности и всех других свойствах в зависимости от температуры, давления, освещения и вообще воздействия других тел»2 (например, термометр, барометр, гигроскоп и другие научные приборы гораздо отзывчивее человека). В диалектико-материалистической философии это удивительное всеобщее свойство материи называется отражением.

Что же такое отражение? Прежде всего, важно отметить, что это свойство материи проявляется в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре называется отражением. Это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это всегда результат взаимодействия. Можно предложить несколько определений понятия «отражение», но суть их одна: отражение - это способность материальных систем специфически воспроизводить в своей организации структуру внешнего воздействия, иными словами, «способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе»32.

В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики отражения:

отражение вторично по отношению к отображаемому;

между отображением и отображаемым существуют отношения сходства, адекватности;

носителем (субстратом) отражения является уровень организации материальных систем.

Материя неоднородна по своему строению, по уровню своей организации. Следовательно, мы можем сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Если рассматривать материю с точки зрения уровня ее организации, то можно выделить следующие фазы, ступени, уровни в развитии самого отражения.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

а) механическая - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. Примерами таких результатов могут быть: следы человека, животного на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Химическое взаимодействие и его результаты особенно важны в том отношении, что именно в них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле. Согласно взглядам наших отечественных ученых (школа академика А.И. Опарина) жизнь зародилась в первозданном океане, где различные химические элементы находились (как находятся и сейчас) в растворенном состоянии и свободно перемещались вместе с движением воды. Это создавало условия для их взаимодействия, соединения, благодаря чему в водах океана возникали все более и более сложные углеродистые соединения, приведшие к возникновению аминокислот, нуклеиновых кислот и белка, что означало появление жизни. Жизнь возникает с появлением таких сложных органических соединений, которые способны к саморегулированию, самосохранению, самосовершенствованию и размножению.

Второй уровень - органическая материя. Этот уровень материи чрезвычайно многообразен, и его эволюция шла от низших форм к высшим. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

а) раздражимость как результат воздействия предметов, внешней среды, проявляющийся в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Избирательность - это реакция в соответствии с потребностями организма, это использование благоприятных факторов и «уход» от неблагоприятных. Эта элементарная форма отражения присуща всей живой материи, но у сложных, особенно высших животных она носит подчиненный характер, в то время как у микроорганизмов и растений является доминирующей или подчас единственной формой отражения, направленной на самосохранение.

У растений это проявляется в направленности их роста в результате воздействия односторонних раздражителей (механических, физических, химических и др.), например, в сторону наиболее интенсивного освещения, в сторону земного притяжения. Это проявляется в движении отдельных органов растений (веток, лепестков, листьев) по направлению к благоприятным воздействиям внешних факторов - освещения, тепла, влаги, химических веществ.

В деревьях под воздействием света (солнца) формируются годичные кольца, запечатлевается радиоактивное воздействие. Ряд растений (цветы) отвечают на воздействие насекомых - свертываются и поедают их (например, росянка). У микроорганизмов (вирусы, амебы, бактерии, инфузории, гидры и пр.) это проявляется в их свободном передвижении под влиянием односторонних раздражителей (химических, световых, температурных, электрических, механических и т.д.) по направлению к полезным раздражителям или от раздражителя, если он вреден для их жизнедеятельности, самосохранения. В этом плане показательны многочисленные опыты И.П. Павлова с амебой и росянкой (насекомоядным растением). Павлов наблюдал такую картину: когда амеба была сыта, она спокойно проплывала мимо водорослей. Если же была голодна, то подплывала к водорослям и потребляла их. На чашечку насекомоядного растения росянки ученый воздействовал различными мелкими предметами: кусочками бумаги, спичечного коробка и т.д. Росянка не реагировала. Как только попадало насекомое, растение тут же его захватывало и поедало.

В этом суть избирательной реакции: реагирование на биологически благоприятные и неблагоприятные раздражители в соответствии с потребностями организма;

б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы - развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная нервная система). Эта форма отражения заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения наиболее типично проявляется в безусловных и условных рефлексах.

Безусловные рефлексы (в том числе инстинкты) - это врожденные акты поведения неосознанного характера, вызываемые воздействием внутренних и внешних раздражителей. Формируются они исторически и передаются по наследству, а не приобретаются. К ним относятся рефлексы:

пищевые (добыча пищи, ее выслеживание, поимка, собирание и заготовка кормов и др.);

защитные (сохранение особи - замирание, прятание, защита зубами, когтями, рогами и т.д.);

половые (влечение, спаривание, токование птиц, призывы, изменение наряда и т.п.);

родительские (забота о потомстве - строительство гнезд, нор, добыча пищи и кормление детенышей, их охрана).

Условные рефлексы - это приобретенные акты поведения. Они возникают при постоянно или многократно повторяющемся воздействии внешних раздражителей, не связанных с жизнедеятельностью организма, т.е. биологически нейтральных. Например, после звонка собаке дается пища. После многократных повторений у собаки после звонка выделяется желудочный сок и слюна, хотя пища может и не подаваться. В данном случае вырабатывается условный рефлекс на звонок - биологически нейтральный фактор. Но здесь важно подкрепление: нейтральный внешний раздражитель подкрепляется биологически необходимым фактором, в данном примере - пищей, иначе рефлекс не вырабатывается. Если подкрепление прекращается, условный рефлекс угасает и прекращает свое действие. Вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной: на основе образования временных связей многократные сигналы-раздражители выполняют роль предвестников о предстоящем наступлении биологически важного для организма акта;

в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представ- лений.

Особую роль играет то обстоятельство, что нервная система высших животных не только развита, но и дифференцирована, т.е. в ходе длительной эволюции под воздействием внешних факторов сформировались органы чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, а также то, что сформировались большие полушария мозга, кора этих полушарий. В результате высшие животные уже не просто чувствуют воздействие неоформленных и оформленных факторов среды, но под их воздействием в мозгу возникают соответствующие ощущения - зрительные, слуховые, осязательные и др. Более того, высшие животные способны воспринимать предметы в их целостности и даже обладают элементарными представлениями о предметах, которые животное воспринимало ранее (например, где находится корм или дом; собака с удовольствием по команде ищет мяч, с которым она привыкла играть, несет тапки хозяину или другим членам семьи и т.д.). У этих животных возникает и элементарное зачаточное мышление. Действия многих высших животных бывают настолько сложными и целенаправленными, что и человек поражается им. Бобры, например, строят под водой у берега хатки с входами и выходами, сооружают плотины для поддержания необходимого уровня воды у хаток, зубами «срезают» деревья, заготавливают впрок ветки, прокладывают каналы для транспортировки ветвей, строительного материала и т.д. Не случайно бобров называют «лесными инженерами», и вряд ли все это можно объяснить одними лишь инстинктами. Это свидетельство довольно развитой психики животных. А обезьяна способна выполнять и более сложные, более осмысленные операции, например заливать огонь, если он мешает ее доступу к пище. И все же сознания у животных нет. Все их действия носят неосознанный характер, без предварительного целеполагания и проекта.

Сознание появляется лишь на высшем - социальном уровне материи.

Третий уровень - социальная материя. Этой материи свойственны две основные формы отражения:

а) чувственная форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и у животных, но носящих у них неосознанный характер;

б) теоретическая форма отражения в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая у животных.

Учитывая, что физиологическая основа психики животных и сознания человека сходна, но человек обладает сознанием, а животное нет, возникает необходимость выяснить те коренные причины, которые привели к появлению высшей формы отражения - сознанию человека.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

  • 4.Основные направления современной психологии.
  • 5. Актуальные вопросы развития психики в фило- и онтогенезе.
  • 10 Этапов онтогенеза психики человека
  • Филогенез психики
  • 6. Основные направления отечественной психологии. Вклад российских психологов в теорию и практику психологии.
  • 7. Предмет и задачи психологии. Особенности психологии как науки. Многомерность структуры современной психологии. (Течения психологии, отрасли).
  • 8. Классификация методов психологического исследования.
  • 9. Система и уровни основных форм отражения. Специфика психического отражения.
  • 10. Формы проявления психики. Основные понятия, используемые для описания феноменов в психологии.
  • 11. Принципы психологического исследования.
  • 13. Принципы психологического исследования.
  • 15. Функции и свойства сознания. Проблема структуры сознания (в.П. Зинченко, а.В.Петровский).
  • 16. Психологические подходы к проблеме самосознания.
  • 17. Самосознание и самооценка. Взаимосвязь самооценки, уровня притязания и фрустрации.
  • 18. Качественная характеристика уровней сознания.
  • 19. Познавательные психические процессы. Общая характеристика.
  • 20.Общие свойства и классификация ощущений.
  • 21. Пороги чувствительности. Индивидуально-типологические особенности чувствительности.
  • 22. Классификация восприятий. Основные свойства восприятия.
  • 23. Проблема восприятия пространства и времени.
  • 24. Индивидуально типологические особенности и типы восприятия.
  • 25. Проблема внимания в психологии. Функции внимания.
  • 26. Основные свойства внимания. Проблема классификации внимания.
  • 27. Проблема памяти в психологии. Виды памяти. Процессы памяти.
  • 28. Проблема мышления в психологии. Междисциплинарный подход к мышлению.
  • 29. Функции и классификация мышления.
  • 30. Основные мыслительные операции.
  • 31. Индивидуально-типологические особенности мышления. Составляющие продуктивности ума.
  • 33. Механизмы создания образов воображения.
  • 34. Индивидуально- типологические механизмы образов воображения.
  • 35. Функции и свойства эмоций. Виды эмоций. Проблема взаимоотношения понятий «эмоции» и «чувства». Теория эмоций Эмоциональная сфера. Уровни эмоциональной сферы.
  • 36. Проблема классификации чувств. Формы проявления чувст.
  • 37. Общая характеристика и классификация психических состояний.
  • 38. Краткая характеристика различных видов психических состояний.
  • 39. Уровни анализа психических состояний и их показателей.
  • 40. Общее представление о воле в психологии. Теории воли.
  • 41. Структура сложного волевого действия. Этапы волевого действия.
  • 42. Волевые качетсва личности.
  • 43. Проблема личности в психологии. Соотношение понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность, человек.
  • 44. Система признаков человека (индивидуальные, субъективные, личностные, индивидуальные).
  • 45. Проблема структуры личности. Стратегии изучения структуры личности.
  • Личность в гуманистической теории
  • Когнитивная теория личности.
  • 47. Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии. Отечественные концепции теории личности
  • Концепция личности а. Ф. Лазурского
  • Взгляды с. Л. Рубинштейна на структуру личности.
  • Концепция личности а.Н. Леонтьева. Суть ее в том, что, по мнению а. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями».
  • 49. Классификация и виды потребностей.
  • 50. Основные потребности личности. Иерархия человеческих потребностей.
  • 51. Проблема направленности личности. Направленность личности
  • 52. Основные формы направленности личности (мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, склонности, желания, влечения)
  • 53. Основные проблемы изучения темперамента. Различные подходы к определению темперамента. Проблема соотношения темперамента и характера.
  • Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру
  • Точка зрения 3. Темперамент входит в характер
  • Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера
  • 54. Основные учения о темпераменте.
  • Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
  • 56. Проблема характера в психологии. Типология характера.
  • 57. Акцентуация характера.
  • 58. Проблема способностей в психологии.
  • 59. Виды способностей. Уровни развития способностей.
  • 60. Способности и задатки.
  • Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
  • 9. Система и уровни основных форм отражения. Специфика психического отражения.

    Понять сущность человеческой психики помогает рефлекторная теория отражения, составляющая основу теории познания. Существует ряд форм отражения, простейшая из которых - физическое отражение, примером которого является отражение света и звука. Простейшему животному организму свойственна раздражимость, то есть свойство отвечать на непосредственные воздействия внешней среды адаптивными (приспособительными) процессами, уравновешивающими организм с этой средой. Эта, уже более сложная, физиологическая форма отражения является функцией живой материи.

    Примером физиологического отражения являются изменения, происходящие в сетчатке глаза под влиянием света, сокращение мышцы и проведение возбуждения по нерву.

    На основе физиологического отражения на более высоком этапе эволюции и при дифференцированном развитии клеток головного мозга возникает психическое отражение. Оно становится возможным, когда раздражители внешнего мира приобретают сигнальное значение, вследствие того, что головной мозг, развиваясь, получает свойства субъективного переживания и познания внешних воздействий. Вначале возникает та форма отражения, которая называется эмоциями, и предупреждает о возможности гибели организма, подкрепляя эти раздражители отрицательными сигналами, а положительными сигналами - избавляя от опасности.

    Психическое отражение имеет три стадии развития: 1. Сенсорная 2. Перцептивная 3.Интеллектуальная

    Информационная теория эмоций П.В. Симонова, дает возможность приблизиться и к пониманию предчувствий, потребностей и мотивов личности. Если переживание, как элемент сознания, начинается с эмоций, то образное познание, как второй элемент сознания, начинается с ощущений.

    У человека в результате труда и общения наряду с первой сигнальной системой сформировалась и вторая сигнальная система отражения действительности, характеризующаяся опосредованным понятием отражения ("будучи сигналом первых сигналов" - И.П. Павлов) в виде мышления. Второсигнальную форму отражения принял и комплекс ощущений в виде восприятия. На основе эмоций и восприятий возникла более высокая форма отражения, чем сами эмоции и чувства. Опережающее отражение, очеловечиваясь и перерабатываясь второсигнально, привело к возникновению волевых процессов у человека. Наряду с первосигнальным видом механической памяти у человека развивается логическая, смысловая память. Все формы психического отражения объединены в единую структуру как в целое той единой и самой сложной, высшей в эволюции природы, формой отражения, которой является сознание.

    Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность; - совершается в процессе активной деятельности; - углубляется и совершенствуется; - преломляется через индивидуальность; - носит опережающий характер.

    Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

    Вывод

    Вся материя обладает свойством отражения. Являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики. Будучи специфической формой отражения, психика и возникла в процессе развития материи, переходя от ее форм движения к другим. Возникнув закономерно в ходе биологической эволюции, психика стала важнейшим ее фактором. Благодаря отражению обеспечиваются более широкие многообразные связи организма со средой.

    Внутренняя психическая жизнь не существует без внешней, физической. То есть психика, сознание отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нее, это осознанное бытие. Было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы действительность не существовала. Всякий психический акт - это и кусок реальной действительности: не либо одно, либо другое, а и одно и другое. Своеобразие психического именно в том и заключается, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражения.

    Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный, представлений, вербально-логический.

    Сенсорно-перцептивный уровень. В системе образного отражения этот уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется.

    Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Именно в этих формах, как отмечал В. И. Ленин, осуществляется превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств. Формирующийся сенсорно-перцептивный образ выступает как "навязанный нашему уму извне" (Сеченов). В этом проявляется "непосредственность действительности" сенсорного отражения, на котором основано доверие к показаниям органов чувств.

    В процессе эволюции у человека сформировалась разветвленная система специализированных аппаратов (органов чувств), каждый из которых обеспечивает отражение определенных свойств окружающих предметов (ощущения разных модальностей): зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, кинестетические и т.д. Сенсорно-перцептивная сфера - это действительно богатейшая совокупность разнообразных ощущений. Однако они выступают не как некоторая пестрая мозаика несвязанных элементарных образов.

    В процессе индивидуального развития у человека складывается определенная сенсорно-перцептивная организация (по Ананьеву), объединяющая совокупность органов чувств в целостную систему. Эта сложная система включает многообразные постоянные и переменные связи между сенсорными модальностями. На их основе формируются своеобразные функциональные органы (по Ухтомскому), обеспечивающие различные виды сенсорно-перцептивной ориентировки человека в окружающей среде.

    К числу важнейших принадлежит та система связей между разными органами чувств, которая обеспечивает пространственную ориентировку.

    Второй уровень психического отражения - это уровень представлений. Представление как ощущение и восприятие - феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого-либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета.

    К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых - образная память и воображение. Образная память - это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение - творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ-представление, также как сенсорно-перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, которые "навязаны нашему уму извне" и в силу этого презентируются сознанию как жестко и однозначно отнесенные к объективной реальности, образ-представление имеет как бы самостоятельное существование в качестве феномена "чисто" психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно-перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой.

    Третий уровень когнитивных процессов - это вербально-логическое мышление, речемыслительный процесс. В отличие от первых двух, относящихся к образному отражению, чувственному познанию, этот уровень - уровень понятийного отражения, рационального познания. Решая ту или иную задачу на этом уровне, субъект оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно-историческая практика. В процессе понятийного мышления человек оперирует абстракциями и обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах. Наиболее развитой и всеобщей знаковой системой является язык. Но в процессе понятийного мышления используются и другие исторически сложившиеся знаковые системы: математические, графические и других знаков, а также правил их применения.

    В определенном отношении образная и понятийная формы психического отражения действительности противоположны. Они обычно и противопоставляются как чувственное и рациональное в познании, но в реальном когнитивном процессе органически взаимосвязаны: непрестанно переходят одна в другую.

    Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность человека, включает так или иначе все три уровня психического отражения.

    "
    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Теория отражения
    Рубрика (тематическая категория) Философия

    Основные философские позиции по проблеме сознания.

    Теория отражения

    Основные философские позиции по проблеме сознания

    СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ

    Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ лежит в базе всœего существующего. Эта исходная предпосылка фактически снимает вопрос о происхождении сознания.

    Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью. Но при этом, чтобы избежать солипсизма, им в какой-либо мере приходится прибегать к опоре на объективный идеализм.

    Вспомните, как Дж. Беркли решал проблему существования вещей, не воспринимаемых сознанием людей.

    Дуализм признает наличие одновременно двух субстанций – и материи, и сознания. Рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала, дуализм заходит в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. Решая эту проблему, Р. Декарт вводит в свою систему Бога: именно он устроил так, что в человеке пересеклись протяженная и мыслящая субстанции.

    Материализму, в отличие от всœех вышеперечисленных позиций, приходится отвечать на вопрос о происхождении сознания. В истории философии сложились различные варианты решения этой проблемы. В том числе и такие, которые попытались обойти данный вопрос.

    Так, к примеру, Б. Спиноза утверждал, что материя первична, но сознание изначально присуще ей в качестве свойства. Гилозоизм – философское направление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ утверждает, что мышление или хотя бы ощущение присущи всœем видам материи, хотя и в разной степени.

    Вульгарный материализм , возникший в 19 веке в среде ученых-естествоиспытателœей (Бюхнер, Фогт, Молешотт) понимал сознание как сугубо материальный процесс: ʼʼМозг вырабатывает мысль, подобно тому, как печень выделяет желчьʼʼ. Получалось, что содержание сознания определяется прежде всœего химическим составом пищи и ʼʼнеправильныйʼʼ образ мысли можно лечить диетой.

    Что означает слово ʼʼвульгарныйʼʼ? В каком смысле вульгарен вульгарный материализм?

    Есть ли здравое зерно в рассуждениях представителœей этого направления и в чем оно заключается?

    Диалектический материализм, пытаясь понять, как в процессе развития материи появляется сознание, выдвинул предположение: очевидно, вся материя обладает свойством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, развиваясь, приводит к появлению сначала ощущения, а, затем, и сознания. Тем самым, сознание имеет глубокие корни в фундаменте материи.

    Отражение - ϶ᴛᴏ всœеобщее свойство материи, выражающееся в способности тел запечатлевать результаты взаимодействия с другими телами в своей собственной природе. Везде, где имеет место движение и взаимодействие, имеет место и отражение. Оно усложняется и эволюционирует вместе с усложнением и эволюцией материальных систем. Можно выделить три крупные ступени в процессе развития отражения: физическая форма отражения (в неживой природе), биологическая форма отражения (в живой природе) и социальная форма (в человеческом обществе). Между этими ступенями существует тесная взаимосвязь: одни формы отражения возникают исторически на базе других, высшие формы отражения основываются на низших и включают их в себя в качестве основания.

    Физическое отражение – есть свойство природных тел реагировать на внешние воздействия в соответствии со своей предысторией. Эта форма отражения имеет пассивный характер и выступает в виде соответствующих изменений физических или химических свойств и состояний объектов в результате внешних воздействий. Благодаря свойству отражения тела развиваются, изменяются исторически.

    Биологическое отражение – есть свойство живых организмов целœесообразно и непосредственно реагировать на внешние воздействия. Целœесообразно – значит в соответствии с потребностями. Исторически первая форма биологического отражения – раздражимость. Это способность всœего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. К примеру, растения поворачиваются к свету, открываются или закрываются исходя из времени суток, простейшие перемещаются по направлению к пище и т.п. Носителями в данном случае являются обменные процессы.

    Чувствительность - ϶ᴛᴏ способность иметь ощущения, что является начальной формой психики. Ощущение характеризуется непосредственной связью с объектом, в ходе которого отражается какая-либо одна сторона объекта. Чувствительностью обладают более высокие виды живых организмов, у которых есть нервные окончания. Вспомните, к примеру, достаточно сложно организованную жизнь насекомых.

    На уровне биопсихики носителями являются механизмы нервной системы. Биопсихика резко усилила способность животных отражать внешние воздействия. Помимо ощущений добавляются восприятие (синтез ощущений от различных органов чувств) и представление (способность сохранять образ предмета в мозгу, когда его непосредственного воздействия уже нет). Поведение высокоорганизованных животных строится на базе сочетания условных и безусловных рефлексов.

    В живой природе благодаря приспособлению организмов к цикличности процессов (смена времени суток, времен года и т.п.) сформировалось ʼʼопережающее отражениеʼʼ – способность реагировать на те воздействия, которые еще не наступили. Внешний ʼʼтолчокʼʼ (изменение длины светового дня, температуры окружающей среды и т.д.) как бы включает заложенную программу: деревья сбрасывают листья, насекомые и животные впадают в спячку, меняют окраску.

    Социальное отражение есть свойство человека целœенаправленно реагировать на внешние воздействия посредством социально выработанного знания, выраженного в слове.

    Сознание возникает при переходе биологической формы движения материи к социальной под воздействием прежде всœего трудовой деятельности. Оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Сознание является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений. В случае если ребенок не проходит стадию социализации, то он не становится полноценным человеком (ʼʼэффект Мауглиʼʼ).

    Не менее важным фактором, чем труд и общение, является формирование языка.

    В широком смысле слова как система средств сигнализации, орудие передачи информации, язык есть и у животных. Οʜᴎ сообщают друг другу об опасности, наличии еды и т.д., тем самым побуждая к каким-либо действиям: спасаться, прятаться, собираться вместе и т.п.

    Но в подлинном смысле слова, как система знаков, язык присущ только человеку. Знак - это материальный заместитель предмета͵ который используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаки и знаковые системы пронизывают всю нашу жизнь: это жесты, азбука Морзе, язык глухонемых, язык танца и т.д., но базой, основой для всœех знаковых систем является слово – произнесенное или написанное. Главное отличие слов языка от сигналов животных – идет не только сигнализация и регуляция поведения, но вкладывается значение. Язык является материальным носителœем человеческого сознания.

    Язык служит для передачи внебиологического, собственно культурного содержания. Человек отрывается от наличной ситуации и приобретает большую свободу, чем в операциях с орудием. Возрастает способность человека сохранять, накапливать и передавать опыт. По этой причине прогресс общества происходит гораздо быстрее, чем биологическая эволюция.

    Качественное отличие сознания от психических форм отражения, присущих животным:

    У животных всœе психические отражательные акты вплетены в приспособительно-рефлекторные действия и не отделяются от самого действия. Понятийное мышление человека не только выделяет его из природы, но и позволяет себя и свою деятельность сделать объектом познания и преобразования.

    Деятельность животных носит инстинктивный характер, даже если внешне она кажется крайне целœесообразной. Эта целœесообразность имеет биологическую природу и не осознается самим животным. Деятельность человека имеет целœеполагающий характер, что выражается в способности формировать цели, идеалы своих действий.

    В случае если эволюция форм отражения в живой природе была направлена в основном на обеспечение приспособительной деятельности животного по отношению к окружающей среде, то сознание лежит в базе преобразовательной деятельности человека, который не только приспосабливается к среде, но и изменяет ее, приспосабливает среду к себе. Человек способен создавать такие предметы и процессы, которые до него в природе не существовали.

    Обладает ли только что родившийся ребенок сознанием?

    В чем заключается ʼʼэффект Мауглиʼʼ?

    Какие доводы против гилозоизма можно выдвинуть с точки зрения теории отражения?

    В последнее время развиваются и другие представления о природе сознания. К примеру, исследуется гипотеза о волновой квантово-механической природе мозга. При этом утверждается, что источником сознания выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида. Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействие информации умерших предков на сознание ныне живущих людей. Возможно объяснение ʼʼпарапсихологическихʼʼ явлений телœекинœеза, ясновидения и т.п. Эти гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения и требуют дальнейшего исследования.

    Теория отражения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория отражения" 2017, 2018.

    Способность человеческого мозга отражать действительность есть результат длительного развития высокоорганизованной материи. Диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение внешнего мира -- это такое свойство материи, которое появляется лишь на высоком уровне развития живого, когда образуется нервная система.

    Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения. Эти изменения выступают в виде определенного "следа", который фиксирует особенности воздействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. А содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят. Отражение присуще материи на всех уровнях ее организации, но высшие формы отражения связаны с живой материей, с жизнью. Что такое жизнь? Это особая, сложная форма движения материи. Ее важными признаками являются раздражимость, рост, размножение, в основе которых лежит обмен веществ. Он-то и составляет сущность жизни. Обмен веществ связан с определенным материальным субстратом (в условиях Земли -- с белками и нуклеиновыми кислотами).

    Элементарной и исходной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость. Она выражается в избирательном реагировании живых тел на внешние воздействия (на свет, изменения температуры и т.д.). На более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство -- чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. сознание психика отражение

    Более высокого уровня отражение достигает у позвоночных животных. У них возникает способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия -- целостного образа ситуации. Ощущения и восприятия, являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и формы отражения действительности.

    Обычно различают два тесно между собой связанных типа поведения животных: инстинктивное -- врожденное, которое передается по наследству, и индивидуально приобретенное. Животным присуща способность отражать биологически значимые (т.е. помогающие удовлетворять потребность в пище, избегать опасностей и т.д.) свойства предметов окружающего мира.

    С совершенствованием этой способности связано формирование различных сложных форм поведения. У высших животных -- обезьян -- они выражаются, например, в отыскании обходных путей при достижении цели, в употреблении различных предметов в качестве орудий, словом, в том, что в обиходе называется "сообразительностью" животных. Высокий уровень развития психики животных показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его животными предками не существует непроходимой пропасти, а имеет место известная преемственность. Однако это ни в коей мере не означает тождества их психики.

    Прежде всего сознание выступает как образ окружающего нас мира. Сознание отражает окружающий нас мир, отражает материю. Поэтому его можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание вторично по отношению к материи в некоторых отношениях.

    Прежде всего по времени своего существования. Материя существует вечно. Сознание же появляется только с появлением человека, с появлением общества.

    Новый тип отражения появляется с возникновением жизни на Земле. Одним из важных свойств живых существ является их способность реагировать на изменения во внешней среде таким образом, чтобы сохранить самих себя. При этом те или другие физические агенты, действующие на организм, приобретают характер сигналов, значение которых задается самим организмом, потребностями его жизни, необходимыми условиями его существования. Так, например, изменение освещенности и изменение атмосферного давления служат сигналом для насекомых и заставляют их искать укрытия в норках в связи с приближением дождя. По мере развития живых организмов вырабатывалась способность тонкого анализа физических агентов и формировались органы чувств. Так сформировались глаза, уши, вкусовые органы, органы, фиксирующие запахи. По мере усложнения самих организмов развивались и анализаторы, фиксирующие изменения во внутренней среде самого организма и отвечающие соответствующими реакциями, например, падением или повышением давления в кровеносной системе, повышением или понижением температуры тела.

    Для анализа и координации сигналов у высших организмов сформировалась нервная система. У высших животных способность к отражению, к анализу сигналов и формированию чувственных образов достигает столь высокого уровня, а поведение становится столь сложным и целесообразным, что исследователи стали говорить о психическом отражении у высших животных. Главные особенности такого отражения – это способность оперировать чувственными представлениями, благодаря чему развивается так называемое опережающее отражение.

    Человек становится человеком, только общаясь с людьми. Человек приобретает сознание только в контакте с другими людьми, с носителями сознания, с носителями языка, с носителями культуры данного конкретного общества. Мозг человека – удивительное создание природы. У него огромные потенциальные возможности, он может воспринять весь мир, он может научиться всему, чему его научат, но в нем от природы, генетически не заложено ничего (или почти ничего), он все должен взять извне, из общества, от другого человека. Сознание отдельного индивида – это не только продукт его собственного развития, но в значительно большей мере продукт развития той культуры, среды, в которой растет, развивается и становится взрослым тот или иной конкретный человек. На вопросы, как протекает развитие сознания, каковы его фазы или ступени, по-разному отвечали философы и психологи. Мы же в качестве одного из вариантов рассмотрим теорию, созданную в первой половине 20 столетия швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896-1980).

    Сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любые другие формы реальности. Однако главные вопросы, на которые нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания.

    Сознание – это одна из тех особенностей человека, которые определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру: это познание (одной из форм существования сознания является знание), это практика, представляющая собою целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека, это ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, определяемое системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Бытие сознания – это важнейшая сторона бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его самоотраженную часть (рефлексию), но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

    Так что сознание, с одной стороны, создает возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно же допускает уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии. Многоликость человека и общества, растущее многообразие форм жизнедеятельности исторически развивающегося человека порождает многообразие форм существования сознания.

    Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи – головного мозга человека. Из известных современной науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной субстратной организацией. Около 11 млрд. нервных клеток образуют весьма сложное системное целое, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохимические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы венчает биологическую эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему целостного организма, контролируя и регулируя его жизнедеятельность. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром. Но как и почему материя, состоящая из тех же атомов и элементарных частиц, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? Логично предположить, что в фундаменте самого знания материи существует способность, сходная с ощущением, но не тождественная ей, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения». Такое предположение было сделано Д. Дидро еще в XVIII веке.

    Материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Усложнение форм отражения связано с развивающейся способностью материальных систем к самоорганизации и саморазвитию. Эволюция форм отражения выступила в качестве предыстории сознания, как связующее звено между материей косной и материей мыслящей. Наиболее близко к идее отражения в истории философии подходили сторонники гилозоизма, но они наделяли всю материю способностью ощущать и мыслить, тогда как эти формы отражения характерны лишь для определенных ее видов, для живой и социально организованной форм бытия.

    Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия.

    Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения. Этимологически понятие информация означает ознакомление, разъяснение, сообщение, однако в философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации сложились три позиции: атрибутивная, коммуникативная и функциональная. С точки зрения атрибутивной концепции информации как отраженного разнообразия предметов по отношению друг к другу, информация носит всеобщий характер, выступает содержанием отражательного процесса как в живой, так и в неживой природе. В ней информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, сопровождающая все протекающие в мире процессы. Коммуникативная концепция информации как передачи сведений, сообщений от одних людей другим была наиболее популярной в связи с обыденно-практическим смыслом термина и сохранялась до середины 20-х годов нашего столетия. В связи с ростом объема передаваемой информации появилась потребность ее количественного измерения. В 1948 году К. Шеннон разработал математическую теорию информации. Под информацией стали понимать те передаваемые людьми друг другу сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя. С появлением кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах оформилась функциональная концепция информации как содержание отражения в саморазвивающихся и самоуправляемых системах. В контексте функционального подхода к природе информации принципиально по-новому ставится и решается проблема информационной природы человеческого сознания.

    Эта возрастающая интенсивность и богатство информационных связей формирует у живого способность к более интенсивному росту и расширенному самовоспроизводству свойств, формированию новых признаков, их кодированию и передаче по наследству. Тем самым усложнение форм отражения выражает не только факт развития и усложнения материи, но и факт ускорения этого развития. Возрастание интенсивности информационных связей с развитием форм отражения приносит новые качественные признаки в пространственно-временные формы бытия материи. Расширяются пространственные параметры бытия материи, ускоряется ее развитие. Наиболее простой уровень отражения, присущий живой материи, проявляется в форме раздражимости. Раздражимость представляет собой способность организма к простейшим ответным реакциям на воздействие среды. Это уже избирательное реагирование живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение. Постепенно появляется раздражимость не только по отношению к биологически важным раздражителям, но и к другим значимым для организма явлениям, сигналам, несущим более опосредованную информацию о среде. Раздражимость уже вполне заметна у многих растений и простейших организмов. Эта достаточно информационно насыщенная форма отражения обуславливает дальнейшее развитие и усложнение организмов, их ускоряющуюся эволюцию. В ходе эволюции возникают востребованные обогащающимся отражением органы чувств. В соответствии с выполняемыми этими органами чувств функциями идет параллельно и процесс формирования специфической материальной ткани (материального субстрата) – нервной системы, концентрирующей в себе функции отражения.

    С возникновением этого специализированного материального инструмента отражения становятся еще более сложными и гибкими связи организма с внешней средой. Возникновение совокупности рецепторов существенно обогащает информационное содержание отражения окружающего мира. Этот уровень развития отражения определяют, как чувственное отражение. Ему присуща способность отражать отдельные свойства внешней среды. Возникновение ощущений связано с появлением элементарных форм психики, что дает новый толчок эволюции живого.

    Уже на уровне относительно простых организмов нервная система существенно расширяет возможности отражения, позволяет фиксировать разнообразие среды в индивидуальной «памяти» организма и использовать это в достаточно сложных приспособительных реакциях на изменения среды. С возникновением особого центра нервной системы – мозга, информационный объем отражения выходит на новый качественный уровень. Уже у позвоночных возникает восприятие – способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих внешних раздражителей, создавать целостный образ ситуации. Появляется индивидуальное поведение, основанное на индивидуальном опыте, на условных рефлексах, в отличие от интуитивного поведения, основанного на безусловных рефлексах. Формируется сложная психическая форма отражения, доступная высокоорганизованным млекопитающим. Психическая форма отражения характеризуется не только значительно большим богатством отражения явлений, но и более активным «присутствием» в процессе отражения отражающего.

    Следует заметить, что усложнение свойств психического отражения непосредственно связано с развитием мозга, его объема и структуры. На этом уровне развития расширяются ресурсы памяти, способность мозга запечатлевать конкретные образы вещей и присущие им связи, воспроизводить эти образы в различных формах ассоциативного мышления. На основе ассоциативности мышления животные (высшие обезьяны, дельфины, собаки) демонстрируют прекрасные способности к опережающему отражению, когда они свои поступки и действия конструируют сначала в идеальной модели, предвосхищающей логику событий. Им присущи и более богатые содержательные каналы информационных связей, более сложные звуковые и двигательные средства сигнализации, выступающие первичными формами замещения самих объектов.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!