Природный фактор влияющий на формирование личности. Формирование личности человека




  • Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отве гают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт.

    Факторы развития личности

    Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - ; целостность социальных свойств человека, продукт общественщ развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" соответствии с этим взглядом личность развивается из биологическ организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врождею способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.


    Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность. Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

    Процесс развития личности

    Чтобы по-настоящему познать себя и быть собой, нужно сознательно выбрать процесс развития личности. Существует множество разнообразных видов и вариантов этого процесса: физическое, умственное, эмоциональное, духовное развитие личности человека. Форма этого не столь важна - гораздо важнее наше намерение развиваться. На самом деле не имеет значения идёт ли процесс формирования личности с помощью книг, консультаций, семинаров, аудиозаписей, религии, йоги, занятий со специалистом, техники медитации, духовности, лекций, молитвы, метафизики, видеоуроков или комбинации всего этого или чего-то ещё. Каждый из перечисленных методов замечателен и может послужить катализатором нашего самопознания, исцеления, изменения и в итоге - формирования и развития личности.


    Мы слишком часто зацикливаемся на форме нашего развития, пытаемся найти правильный способ "расти". На самом же деле метод не так уж и важен. Важно наше стремление к процессу развития, которое будет постоянно изменяться на протяжении всей жизни, как будут меняться и технологии самосовершенствования, которые мы решим использовать. Для формирования и развития личности человека наиболее глубокими и значимыми являются следующие вопросы. Почему я хочу развиваться? На что важно обратить внимание, с чем разобраться, что излечить и изменить в себе и своей жизни? Как создать наилучшие условия, чтобы поддержать, усилить процесс развития личности и достичь в этом максимального эффекта?

    Условия развития личности

    Условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия развития личности - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание.


    Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации). Этапы и закономерности условий развития личности по каждому направлению экспериментально исследуются в соответствующих науках: биологических, психологических и социальных. В учебно-воспитательном процессе все три направления слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано влиянием среды, возможностями ребенка и целенаправленной деятельностью взрослых.


    В педагогике (как науке о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколению) используются данные биологического развития для научной организации труда учителей и учащихся; разрабатываются теоретические модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся - присвоения ими опыта поведения в обществе, культурных ценностей и нравственных норм.


    Биологическое развитие организма, частично влияющее на условия развития личности, учащегося принято называть специальным термином "созревание", в ходе которого преобразуются анатомические структуры и физиологические процессы (нервная, эндокринная, дыхательная, пищеварительная и другие системы). Согласно современным исследованиям биологическое созревание организма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиологические процессы в головном мозге (связанные с мышлением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь.


    Биологические системы организма развиваются неравномерно, что влияет на условия развития личности человека; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Биологическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фактора: состояние центральной нервной системы (ЦЫС) и наследственность.


    Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки, и др. Они формируются прижизненно в процессе образования в семье и школе, трудовом коллективе, неформальных объединениях. Для их описания используют понятие социального наследования, которое не имеет никакого отношения к биологической наследственности и означает прижизненное освоение духовных ценностей и норм поведения. Условия развития личности зависят от многих факторов, которые выявляются в процессе самой жизни человека.

    Особенности развития личности

    Развитие личности – это процесс качественных психологических, личностных изменений и в то же время результат этих изменений. Почему этот процесс так важен и необходим для развития человечества? Для чего? Зачем? Каковы источники и условия развития личности? Личностное развитие имеет внутреннее стремление развивать себя (в т.ч. потребность в самоактуализациии) внешние условия (поддержка и требовательность) и источники. Но многое зависит от того, к чему стремится личность, какова её направленность, т.е. совокупность мотивов, которые и ориентируют деятельность личности.


    Направленность личности и определяется её склонностями, интересами, идеалами, приоритетами. В личностном развитии - разные уровни и разные направления. Развиваться можно в разных направлениях: в стремлении к смирению и поклонению перед Господом; к гармонизации, к успеху в бизнесе или к выполнению необходимой работы; и наконец, в направлении всестороннего и наивысшего развития своих способностей - к самоактуализаци. Личностное развитие невозможно без развития мышления.


    1. Ваш разум, диктует что делать. Вначале рождается образ, мотивация поступка, потом само действие. Подсознание порой корректирует ваши поступки, даже если вы не успели обдумать этот вариант поведения. Ваши чувства и интуиция помогают выбрать те шаги, которые идеальны только для вас.


    2. Ваше мышление устанавливает вершину развития личности. Кто определяет предел развития, вершину вашего совершенства? Люди, интеллектуально более развитые, не идут на поводу у собственных ограничений – они умеют управлять своими чувствами, верой, преодолевая интеллектуальную и духовную «футлярность».


    3. Ваше мышление определяет, чему главному должно быть подчинены все развитие личности. Единого ответа, одного для всех нет. Только сам человек определяет свой путь в зависимости от приоритетов и ценностей в своём развитии. Надо только верно оценить ситуацию и свои силы.


    4. Мышление помогает вам познать свои способности, их пределы и возможные выходы за эти пределы. Но только ваше нестандартное мышление раскрывает для вас новые возможности.

    Личность развивается и она индивидуальна.


    5. Ваша неповторимость и главная ценность – в вашей индивидуальности, в оригинальности вашего мышления, неповторимости идей и действий, рождённых вами. Вы неповторимы и в этом уникальны, как и ваши мысли.


    6. Степень свободы зависит от скорости и глубины вашего мышления. При решении проблем пользуются мышлением все, но с разным успехом: не всегда получается достичь того, что хочется, так же быстро и легко, как у кого-то другого. Чем больше вы будете знать, тем быстрее и легче решите проблемы.


    7. Мышлению можно учиться, приобретая новые знания. Личность может как расти, так и разваливаться, деградировать. Если вы постоянно работаете над своим мышлением, то глубже и разнообразнее ваши познания, а это защита от деградации.


    8. Качество вашей жизни и ваша свобода зависят от степени развития мышления, эрудированности, образованности личности. Чем эффективнее вы сможете применять знания и навыки, тем свободнее и успешнее вы будете.

    Теории и концепции развития личности

    Психодинамическая теория. Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).
    Психоаналитическая теория. Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.

    Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков.

    Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.


    Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности. Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям.


    Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир. Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.


    Индивидуальная теория. Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает: чувство неполноценности и компенсация; стремление к превосходству; стиль жизни; творческое «Я»; общественный интерес; фиктивный финализм.

    Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам: из-за дефекта того или иного органа; чрезмерной опеке родителей; отвержение со стороны родителей. Как реакция на комплекс психологической неполноценности у человека может развиться стремление к превосходству, выражающееся в тенденции преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности. Однако стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни. Великое стремление вперед, по мнению Адлера, по своей природе универсально, оно является общим для всех как в норме, так и в патологии.


    Стиль жизни, с точки зрения Адлера, закрепляется в возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не поддается радикальным изменениям. Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При развитом чувстве общности неуверенные в себе дети меньше ощущают свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи сверстников. Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида, является самой главной конструкцией адлеровской теории личности. Смысл творческого «Я» в том, что каждому человеку предоставляется возможность свободно создавать собственный стиль жизни, быть хозяином своей судьбы. Общественный интерес формируется в социальном окружении, прежде всего в семье. Воспитывать в ребенке чувство сотрудничества и взаимопомощи со своими сверстниками можно лишь на основе личностного опыта.


    Нормальные отношения с мужем, с другими детьми, с соседями и близкими служат образцом подражания для ребенка. Этим самым создаются наилучшие условия для формирования у детей общественного, социального интереса. Фиктивный финализм проявляется в стремлении человека к достижению поставленных жизненных целей. Если они чрезмерны, то человеческая деятельность превращается в фикцию. Фиктивную цель не возможно ни проверить, ни подтвердить, но сам принцип имеет в жизни человека большое значение. Следуя ему, человек стремится достичь высоких результатов в своей деятельности, более эффективно решает какие-то жизненные проблемы.


    Поведенческая теория. В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
    Гуманистическая теория. В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.
    Клиентцентрическое направление. Сторонники клиентцентрического направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом. В результате своих тридцатилетних клинических наблюдений К. Роджерс пришел к выводу, что человек по своей природе ориентирован на движение вперед к конструктивным целям и реализацию своего природного потенциала. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение.
    Мотивационное направление. Маслоу описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояние полного, завершающего удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей – мимолетное явление. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и требует своего удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образую иерархическую систему приоритетов.
    Когнитивная теория. Её основоположником стал американский психолог Джордж Александр Келли (1905-1967). Согласно Келли, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт, отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир. Личностные конструкты – это своеобразные классификаторы нашего восприятия других людей и самого себя. Когнитивная теория личности происходит из положения о том, что познавательные процессы и интеллектуальные способности оказывают решающее значение на поведение человека. Люди воспринимают мир и интерпретируют его при помощи своих личностных конструкторов.
    Деятельностная теория. Она получила наибольшее распространение в отечественной психологии. У истоков этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи. Согласно этой теории главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности. Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.
    Диспозиционная теория. В основе диспозиционной теории (от англ. disposition – предрасположенность) лежат две идеи. Первая состоит в том, что люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях, т.е. демонстрируют определенное постоянство поступков, мыслей и эмоций независимо от времени, событий и жизненного опыта. Вторая идея в том, что существуют индивидуальные различия между людьми, описанные в дифференциальной психологии.

    Эти различия порождаются многочисленными сложными взаимодействиями между наследственностью индивида (биологической подструктурой личности) и внешней средой.


    У истоков дифференциальной психологии среди отечественных ученых стояли такие прославленные физиологи, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и В.М. Теплов. Их трудами было доказано существование тесной взаимосвязи между физиологическими свойствами нервной системы и психологическими (темперамент, способности и др.). Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод факторного анализа, вывел всего лишь 3 независимых друг от друга фактора, имеющих психофизиологическую основу и достаточных, по его мнению, для полного описания личности: экстраверсия - интроверсия, нейтротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

  • Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, психологией, педагогикой, возрастной физиологией и анатомией, социологией, юриспруденцией и т.д.

    В частности, проблема личности - одна из центральных в психологии . Развитие личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования и развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - умение видеть каждого учащегося как человека в его развитии, взрослении, становлении.

    В зависимости от того, какие условия превалировали в той или иной теории развития личности, в психологии и педагогике по данной проблеме имели место три основных направления: биологическое, социологическое (социальное) и биосоциальное .

    Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). При этом человек, подчиняясь требованиям общества, постоянно подавляет естественные потребности, «играя» необходимые социальные роли.

    Представители социологического направления утверждают обратное: хотя человек рождается как существо биологическое, однако основное влияние на его развитие оказывают те социальные группы, с которыми он общается; именно социальные ситуации детерминируют поведение и, соответственно, развитие человека. Причем, чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, инстинкты и т.п.

    Представители биосоциального направления, на первый взгляд, примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Однако при этом происходит искусственное деление личности, которое никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

    Современная наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие личности, как процесс, детерминируется как психофизическими особенностями индивида, так и социальными ситуациями в единстве, а также мерой его собственной активности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование.

    Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Этапы и закономерности развития по каждому направлению теоретически и экспериментально исследуются в соответствующих науках. В учебно-воспитательном процессе эти результаты слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано возможностями самой личности, влиянием среды и целенаправленной деятельностью взрослых.


    Таким образом, выделяются три генеральных фактора развития личности:

    - наследственность;

    - среда;

    - воспитание.

    Результат развития личности зависит от согласованности действий всех трех факторов (рис. 3).

    Рисунок 3 - Схема взаимодействия факторов развития личности

    На схеме точка С 0 условно обозначает гармоничное развитие личности под влиянием всех трех, согласованно действующих факторов; точки С 1 и С 2 иллюстрируют негармоничное (искаженное) развитие в случае недостаточного влияния одного и чрезмерного действия другого фактора; наконец, точка С 3 характеризует ситуацию недостаточного развития наследственных данных личности как средой, так и воспитанием.

    Итак, развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят как количественные изменения, так и качественные преобразования, рождение нового и отмирание или преобразование старого . Факторами развития личности являются: наследственность, среда и воспитание.

    Наследственность - это передача от поколения в поколение видовых особенностей, заложенных природой, и программы их развития. Носителями наследственности являются гены . При этом следует учитывать, что жестко запрограммированных признаков достаточно для выживания животных, но не человека.

    Человек наследует: особенности телосложения и конституции; цвет волос, глаз, кожи; тип нервной системы; некоторые болезни и т.п.

    С психолого-педагогической точки зрения важно помнить, что наследуются не способности человека, а только задатки. Кроме того, не надо забывать о существовании и неблагоприятной для развития личности наследственности, обусловленной различными причинами (алкоголизм родителей, наркомания, радиационное облучение, неблагоприятная экологическая среда и т.д.). Поэтому при учете наследственных признаков главное - создать равные условия для развития личности .

    Среда - сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека (географическая, социальная, информационная, …).

    Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

    Среди социальных обстоятельств, играющих ведущую роль в формировании личности, можно выделить следующие:

    - макросоциосреда - общественный строй, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, воздействие средств массовой информации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.

    - микросоциосреда - среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив и др. - социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, прежде всего, деятельность и общение с другими людьми.

    - искусственная среда обитания - современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, информационно-техническая среда, создаваемая радио, телевидением, сетью Интернет и др. (Характер и степень такого воздействия на человека на данный момент лишь частично изучен, тем не менее, важность данного обстоятельства при современном развитии общества заставляет выделять его в отдельную категорию).

    Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. Поэтому, изучая воздействие среды, необходимо учитывать два момента: характер воздействия внешних обстоятельств и активность самой личности, реагирующей на них. Необходимо формировать правильное отношение к внутреннему и внешнему конфликту, вырабатывать сопротивляемость личности к внешним негативным влияниям.

    Воспитание - специфический фактор развития личности, способный скорректировать влияние среды и наследственности. В отличие от факторов наследственности и среды, действующих бессознательно, воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, который основывается на сознании человека и требует его участия. В этом заключается как сила, так и слабость процесса воспитания.

    Воспитание - один из важнейших процессов, рассматриваемых в педагогике. Между тем, психология, выделяя факторы развития личности, ограничивается двумя: биологическим и социальным. «Воспитание» включается в социальный фактор как способ социализации личности. Рассмотрим соотношение данных понятий.

    Понятие «социализация » имеет междисциплинарный статус и в широком смысле трактуется как взаимодействие человека с обществом, как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (адаптация).

    Общество формирует социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей, приспосабливаясь к культурным, психологическим и социологическим факторам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

    Поэтому в гуманистической психологии сущность социализации представляется иначе: как процесс самоактуализации «Я-концепции », самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания, способный преобразовать не только себя, но и общество. Эти два подхода иллюстрируют двусторонний характер социализации и не противоречат друг другу.

    Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

    В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

    - дотрудовая стадия, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

    - трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

    - послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

    В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. Имеет значение все формирующее личность пространство, т.е. школа, вуз, семья, дружеское окружение, социальные институты, средства массовой информации и т.п. Эффективно социальные нормы поведения и культурные ценности осваиваются под влиянием авторитетного взрослого.

    Таким образом, социальная среда выступает как двуаспектное пространство влияния на личность: организованное и стихийное. Причем, чем у же сфера организованного влияния, тем шире стихийное пространство формирования личности (в том числе асоциального влияния).

    Это соотношение в значительной степени зависит от воспитания.

    Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Тем самым, воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

    В силу этого можно выделить две основные функции воспитания: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации и даже наследственности.

    Воспитание есть составная часть жизни личности. А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе целенаправленной социализации (воспитания):

    - естественно-культурные задачи, связанные с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Они определяются некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.);

    - социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме;

    - социально-психологические задачи , связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

    Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

    Чтобы жить в обществе, человеку необходимо освоить культурные ценности. Он может делать это тремя путями.

    Во-первых, путем подражания в референтной группе. Это «стихийное воспитание » - освоение культурных ценностей под влиянием других людей, но без принуждения, без педагогической цели. В этом случае личность воспринимает ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе, как свои личные, как эталон для подражания.

    Во-вторых, освоение культуры может происходить по плану , в соответствии с целями и содержанием, определенным воспитателем. Это так называемое развивающее воспитание - целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

    В-третьих, личность может осваивать культурные ценности по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития . В процессе самовоспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это внешнее влияние (или стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). Как правило, это характерно для учащихся, находящихся на высокой стадии развития, когда рефлексия достигает существенного уровня.

    При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник может сам задумывать свою игру, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности. В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

    Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. То есть на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем. Тем самым, возникает собственная активность личности, порождаемая противоречиями, потребностями и мотивами человека.

    Противоречие, как известно, является движущей силой любого процесса.

    К противоречиям развития личности относятся :

    · противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

    · противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

    · противоречие между растущими требованиями со стороны общества, окружающих людей и наличным уровнем развития личности.

    Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

    Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно также зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

    Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. Воспитание и самовоспитание тесно взаимодействуют. Искусство воспитания в этой связи состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у человека стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.

    Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

    Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

    - макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

    - микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

    - воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

    - деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

    - социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

    На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

    Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

    На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

    Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

    2.2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы.

    В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

    Социализация личности – э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

    Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

    Развитие человекакак личности - не только сложный, но и противоречивый процесс,происходящий под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, что означает формирование его из просто биологического индивида в сознательное существо - личность.

    Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.

    К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, к внутренним - биологические, наследственные факторы.

    Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: возрастная психология выделяет пять типов формирования: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.Петровский А.В. Возрастная психология. М. Просвещение. 1973 г

    Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов -- и наследственности, и среды.

    Большинство учёных считает, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды. Необходимо отметить, что каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

    Зеньковский В.В. в своей работе «Задачи и средства воспитания», предлагал следующую схему факторов развития личности:

    • 1. Наследственность:
      • а)физическая (таланты, нравственный потенциал родителей, психофизиологические особенности);
      • б) социальная;
      • в) духовная;
    • 2. Среда:
      • а) социальная наследственность (традиции);
      • б) социальная среда (круг общения);
      • в) географическая среда.
    • 3. Воспитание:
      • а) социальное;
      • б) активность (самовоспитание).Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995. С - 90

    В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

    Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей

    Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

    Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без анализа настроений, чувств, психологического климата, без анализа таких феноменов, как подражание, внушение, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений. В тех или иных исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным, от макроанализа к микроанализу.

    Также существуют и психологические факторы, которые конечно, не определяют социальных процессов, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Но эти факторы в зависимости от конкретных условий оказывают либо положительное, либо отрицательное влияние на те или иные события жизни как общества так и личности.ЛомовБ.Ф.. Психология в системе научного знания.Москва: 1985 г. С. 17

    В процессе развития формирующаяся личность вовлекается в различные виды деятельности таких как: игровую, трудовую, учебную, спортивную при этом вступая в общение, с родителями, сверстниками, посторонними людьми, проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению личности человека определенного социального опыта.

    Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, но на процесс формирования личности действует ряд таких факторов: наследственность, физическое окружение, влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт.

    * Первым фактором является наследственность, так как в первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

    Биологическая наследственность определяет, как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

    Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

    Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи - внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983. С - 60

    * Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

    Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, -- без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Природа - это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может.

    Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

    У исследователей этой проблемы часто возникало искушение рассматривать человека в первую очередь как представителя биологического вида, а общество - как совокупность индивидов. Отсюда главное в их действиях - подчинение биологическим законам. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.

    Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности.

    Такие учёные как философ Г.В. Плеханов и историк Л.Н. Гумилев в своих теоритических разработках, формируют хорошую основу для этноцентрического, националистического сознания, однако не могут не отрицать решающего влияния физического фактора на развитие личности.

    * Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социальную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

    Известный социолог Питирим Сорокин в работе, опубликованнойеще в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа ЭллиотаХантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах.Сорокин П. А. Социологические теории современности. Пер. и предисл. С. В. КарпушинойМ.: ИНИОН, 1992. С - 193

    Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

    * Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

    Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

    Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

    Андреева Г.М. и Ломов Б.Ф. считают, что социализация имеет 2-х сторонний характер и сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Андреева Г.М., Социальная психология М.: Наука, 1994 С- 43

    Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

    Выделяют следующие стадии социализации:

    • 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
    • 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
    • 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

    Если не принимаются, возможны следующие исходы:

    • - сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
    • - изменение себя, "стать как все";
    • - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
    • 4. Трудовая стадия социализации, охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
    • 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. СтоляренкоЛ.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001
    • * Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения.

    Совокупность накопленных индивидом результатов познания, добытых в личной практике, личного опыта осуществления ранее выполнявшихся им операций, действий, деятельностей и усвоенных индивидом элементов объективного опыта человечества.

    При этом используются генетически передаваемые врожденные инстинкты и накопленный в процессе своей жизни индивидуальный опыт. Накопление такого опыта происходит под влиянием внешних обстоятельств.

    Человек накапливает индивидуальный опыт, однако, в отличие от животных, новый оригинальный индивидуальный опыт конкретного человека может сохраниться и после его смерти в устных рассказах, в созданных человеком объектах, в вербальных и невербальных документах, пользуясь которыми люди следующих поколений избавляются от необходимости повторения познания, осуществленного предшественниками. В отличие от животных, достижения развития вида закрепляются не столько генетически, сколько в форме материальной и духовной культуры. «Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений в развитии возникла в силу того, что в отличие от деятельности животных, деятельность людей является созидательной, продуктивной. Такова прежде всего основная человеческая деятельность - труд». Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин подчеркивали: «Нужно родиться с человеческим мозгом для того, чтобы стать человеком, но для человеческого развития необходимо общение, обучение, воспитание. Это определяется социальной природой развития человека». Выготский Л.С. Психология развития человека Москва 2005 г. С- 71

    Можно выделить следующие этапы развития-саморазвития:

    • - стихийное саморазвитие в процессе овладения навыками самообслуживания в быту под руководством и с помощью близкого взрослого;
    • - стихийное саморазвитие в процессе совместно-разделенной бытовой, игровой, трудовой и другой деятельности как со взрослыми, так и с детьми;
    • - сознательное саморазвитие в ролевой игре и в реализации всевозможных увлечений;
    • - сознательное саморазвитие в зрелом творчестве и самотворчестве; формирование мировоззренческой системы (картины мира) на основе возникших на предыдущих этапах эмоционально-мотивационных предпочтений.

    Остальные общественные отношения становятся возможными и значимыми для индивида только после того, как он усвоит (сделает собственными, своими) те элементы объективного опыта человечества, в которых воплощены эти отношения.

    Последовательность различных ситуаций влияющих на формирование и развитие личности, является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исходя из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

    Лекция 1.

    Тема 1. Личность как предмет воспитания

      Проблемы развития и воспитания лич

      ности.

      Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности.

      Проблемы развития и воспитания лич ности. Понятия: «личность», «развитие», «формирование», «личностный рост».

    Основной целью воспи­тания является формирование личности, ее всестороннее и гар­моничное развитие. Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего уяснение самого понятия личность. В развитии человека наблюдаются две взаимосвя­занные линии - биологическая и социальная.

    Развитие биологического характеризует про­цесс функционального созревания и формирования человека (т.е. физическим развитием, в том числе - морфологические, биохимические, физиологические изменения (развитие скелета, мускулатуры, а также внутренние органов и систем).

    Процесс биологического созревания человека проявляется в возрастных этапах его развития и в специфических биологических чертах этих этапов (детства, отрочества, воз­мужалости и старости).

    Процесс биологического развития человека тесно связан с приобретением социальных свойств и качеств, которые формируются у человека прижизненно и характеризуют его как общественное суще­ство.

    Следовательно, понятие человек синтезирует (объеди­няет) в себе как его биологические, так и социальные (общест­венные) свойства и качества и рассматривается как биосоциальное существо.

    Личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общением с другими людьми.

    С.Л. Рубинштейн писал, что «личность характери­зуется таким уровнем психического развития, который позво­ляет ей сознательно управлять собственным поведением и дея­тельностью».

    В.П. Тугаринов к числу важнейших ха­рактеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответствен­ность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) общественная активность, 6) принципиаль­ность 7) твердость нравственных взглядов и убеждений.

    Личность тем более полноценна, чем больше отражает общественно значимые качества (или в какой мере ею присвоен общественный опыт) и в какой мере ее деятельность носит своеобраз­но-творческий характер).

    Важной дополненой характеристикой личности является индивидуаль­ ность .

    Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

    Личностные качества развиваются и формируются в течение жизни.

    Под развитием следует понимать взаимосвязан­ный процесс количественных и качественных изменений, ко­торые происходят в анатомо-физиологическом созревании че­ловека, в совершенствовании его нервной системы и психики (биологическое созревание), а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения и убеждений (социальное развитие).

    Формирование является результатом развития личности и обозначает ее становление, приобретение сово­купности устойчивых свойств и качеств. (Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь...»; «придавать устойчивость, закон­ченность»).

    Согласно определению личности, ее развитие не равно простому накоплению количественных изменений, поступательному движению от простого к сложному, низшего к высшему. Данный процесс обладает характерной особенностью - диалектическим переходом количественных изменений в качественные преобразования всех сторон личности.

    Постоянным источником преобразований и обновлений личности т.е движущей силой развития является возникновение и разрешения противоречий.

    Различают:

      внешние (универсальные) противоречия;

      индивидуальные (внутренние) противоречия.

    Внешние противоречия носят универсальный характер, они свойственны для большинства людей и возникают под влиянием объективных факторов (изменения в геополитической, экономической обстановке, ситуации изменения социального, трудового статуса и проч.). Эти противоречия нарушают равновесие между организмом и средой, что приводит к новому приспособлению организма, изменению поведения и, следственно, появлению новых личностных свойств и качеств.

    Индивидуальные (внутренние) противоречия характерны для отдельного человека и отражают процесс несогласия его с самим собой («хочу - не могу», «хочу - нельзя», «не хочу - надо» и т.д.). Эти противоречия указывают на несовпадение потребностей, возможностей, способностей с объективной реальностью и возможностью их удовлетворения. Именно преодоление внутренних противоречий обуславливает возможность саморазвития человека и формирования у него устойчивых качеств личности.

    Развитие личности также определяется внутренними и внешними условиями :

      внешние условия – это окружение (семья, круг общения) человека, социокультурная среда и др.

      внутренние условия - резервная совокупность (потенциал) самого индивида, физиологические и психические свойства организма человека.

    В процессе жизни человек непременно сталкивается с внешними условиями и их изменением во времени. В процессе взаимодействия с внешней средой индивид способен преобразовывать свою внутреннюю сущность, формировать новые взаимоотношения и значит – развиваться.

    В образовании внешние условия развития представлены педагогическими процессами (обучение, воспитание), личностью педагога, избранные им содержание, методы и формы педагогического взаимодействия. Результат педагогического взаимодействия – это новые свойства внутренней сферы личности, которые будут являться основанием для создания новых внешних условий. Таким образом, процесс развития личности будет бесконечным при условии адекватного (противоречивого) «сочетания» внутренних и внешних условий развития.

    Спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми характеризуют личностный рост.

    Личностный рост предполагает:

      расширение самоосознания;

      полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;

      выбор решения как жить в настоящем моменте;

      принятие ответственности за свой выбор.

      Личностный рост является сложным диалектическим процессом, который, требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.

    Как противоположный вектор развитию личности выступает деградация.

    Причины проявления деградации личности:

    Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

    Создание дефицита благ (в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости);

    Создание «чистоты» социального окружения (разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя);

    Создание культа «самокритики», признания совершения тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не соверша.

      Основные факторы развития лич ности.

    Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (психологи называют их новообразованиями).

    Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Существует три направления научных рассуждений.

    С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Согласно основной идеи данного направления определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Сторонники данного направления утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой.

    Социологически ориентированное направление рассматривает среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов принято называть социализацией. Социо- биологическое направление рассматривает влияние разных факторов на развитие личности: биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности, они развиваются под воздействием среды и воспитании. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие.

    Таким образом, основными факторами развития личности являются: 1. Н аследственность. Для формирования личности имеет значение природная способ­ность или определенная предрасположенность к развитию. Наследственная программа человека включает детерминированную (обусловленную) и переменную (вариативную) части.

    Детерминированная часть программы обуславливает:

      признаки рода человека: сознание, задатки речи, прямохождения, мышления, труда;

      внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет глаз, волос и кожи;

      особенности нервной системы и протекания психических процессов (темперамент, сила-слабость НС и проч.);

      группа крови, резус-фактор;

      патологии: гемофилия, сахарный диабет, эндокринные расстройства, шизофрения и проч.;

      природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, голосовые данные, феноменальную память, математические задатки, осо­бые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д.)

    Переменная часть наследственной программы предполагает приспособление человека к изменяющимся условиям жизни на основе природной «заданности». Сущность переменной программы – наличие незаполненных «отрезков» всей программы жизни человека, что позволяет человеку самостоятельно дополнить ее содержание, реализовать свое предназначение, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

    2. Окружающая среда. Богатство материальной и духовной культуры, созданное многими поколениями людей является средством развития и формирования лич­ности как члена общества. Личностью становятся только в процессе социализации (процессе присвоения общественных ценностей, норм и правил жизнедеятельности в обществе). Вне человеческого общества процесс развития личности не осуществляется.

    На формирование личности влияют условия всей среды: географические, социальные, культурные, образовательные, и т.д. Решающее значение имеет семья, которая определяет круг интересов, формирует основные потребности, взгляды, ценностные ориентации ребенка. Семья также является источником и условием развития природных задатков детей.

    Значимое влияние на формирование личности оказывает состав референтной группы, на мнение и авторитет которой она опирается. Идеалы и ориентиры референтной группы принимаются личностью полностью. В качестве референтной группы может выступить компания сверстников, класс, старшие («другие») взрослые, семья и т.д. Необходимо, чтобы в качестве референтных лиц у развивающейся личности постоянно присутствовали родители, педагоги, профессионалы в избранном виде деятельности - это и есть одна из основных задач образования.

    3. Воспитание. Воспитание - преднамеренный и специально орга­низованный педагогический процесс. Воспитание отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренные условия для развития и адаптации. Посредством совместной деятельности и общения педагога и ребенка формируются психические функции растущей личности, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.

    Однако воспитательное воздействие должно вызывать у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и вызывать ее собственную актив­ность в работе над собой, что будет оказывать эффективное развивающее и формирующее влияние на личность.

      Спорт и общие закономерности развития человека.

    Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкрет­ной спортивной карьере, зависит от со­вокупности факторов развития спорт­смена. Именно они будут оп­ределять и особенности проявления в ходе спортивной карьеры общие закономерности раз­вития человека - неравномерность, гетерохронность, интеграцию и пластично­сть. В наиболее общем виде можно выделить следующие особен­ности проявления закономерно­стей развития человека в спорте:

      Неравномерность обнаружи­вается в акселерации (ускорении) развития, что обусловлено развертыва­нием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созре­вания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практичес­ки всех психических функций, процес­сов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогичес­кие воздействия дают наибольший эф­фект. Данная особенность зафиксиро­вана в многочисленных исследовани­ях, где сравнивается развитие спорт­сменов и не-спортсменов.

      Гетерохронность развития спортсмена обнаруживается в том, что акселерация является не всеобщей, а избирательной, и касается, прежде всего, тех функций, процессов, свойств и качеств, которые отвечают требова­ниям спортивной деятельности и из­бранного вида спорта. Это выяснено при сравнении спортсменов и не-спорт­сменов, а также представителей раз­личных видов спорта. Важно отметить, что при определенных условиях такая избирательная акселерация ведет к од­ностороннему развитию спортсмена.

      Пластичность проявляется в специализированном характере развития психических функций, про­цессов, свойств и качеств, обеспечивающем приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа, особенностям методики спор­тивной подготовки, а также в формиро­вании компенсаций одних психичес­ких образований другими. Специализированный характер развития спортсменов выясняется при сравнении представителей разных ви­дов спорта и спортивных амплуа, а особенности компенсаций - при изучении индивидуальных различий спортсменов.

      Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте (опыт, свойства и т.д.), при оп­ределенных условиях может быть пере­несено на другие сферы и виды дея­тельности. Спортсмен имеет возможность интегрировать и проявлять разные виды опыта, например, ситуативно-жизненный и соревновательный. Более того, выяснен фено­мен самодетерминации развития, ко­гда, например, развитые в спорте чер­ты характера «требуют» своего прояв­ления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельно­сти, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже прояв­ление пластичности развития, имею­щее особое значение при окончании спортивной и начале другой карьеры спортсмена.

    Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные ли­нии развития человека, то мож­но отметить, что спортивная карьера вносит коррективы в онтогенез и в большей или меньшей степени оп­ределяет жизненный путь личности. Дру­гими словами,влияние спортивной карьеры на развитие личности имеет преимущест­венно корректирующий характер, на жизнен­ный путь в целом - формирующий.

    4. Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности

    Становление человека как личности но­сит название социализации. Это про­цесс, который включает в себя, с од­ной стороны, усвоение общественного и культурного опыта, норм и правил жиз­ни в обществе через выполнение человеком различных социальных функ­ций (ролей) и приобретение жизненно­го опыта, а с другой - формирование психологических свойств личности (направленности, характера, способностей и др.) и ее психического склада в це­лом. Все это находит субъективное от­ражение в самосознании человека в форме «Я-образа» и самооценки.

    Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры поз­воляет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жиз­ненный опыт, лучше узнать самого се­бя и свои возможности, самоутвердить­ся, добиться признания других людей.

    В спорте существует своя «социальная лестница», так как статус спортсмена повы­шается с ростом его спортивной ква­лификации. Подъем на первые ступени мало отражается на общем положении спортсмена в обществе и его социальной репутации. Однако если спортсмен выходит на уровень спорта высших достижений, завоевывает спортивные титулы, звания и становится извест­ным не только в спортивной среде, его высокий спортивный статус генерализуется и начинает определять общее положение человека в обществе. На­пример, статус Олимпийского чемпио­на рассматривается на одном уровне с выдающимися представителями дру­гих профессий.

    Если попытаться максимально об­общенно оценить изменения, происходящие в личности спортсмена на про­тяжении спортивной карьеры (особен­но элитарной карьеры), то следует от­метить рост «масштабности личности» (Г.Д.Горбунов) и формирование ее со­циальной зрелости, что обнаруживает­ся в отношениях спортсмена к спорту, самому себе, другим людям, различным жизненным проблемам и ситуациям.

    Этой проблеме станов­ления психологических свойств лич­ности и ее психического склада посвящено огромное коли­чество как отечественных, так и зару­бежных исследований, среди которых можно выделить четыре основных на­правления:

    1. Исследования, в которых срав­ниваются личностные особенности спортсменов и не-спортсменов. Они на­целены в основном на то, чтобы выяснить свойства или черты личности, которые формируются в спортивной дея­тельности относительно независимо от ее специализации.

    Американский психолог Б.Кретти, обобщая результаты многочислен­ных исследований данного направле­ния, выделяет следующие черты лич­ности, более часто встречающиеся у спортсменов по сравнению с не-спорт­сменами:

      эмоциональная устойчи­вость,

      уверенность,

      агрессивность,

      экс­траверсия,

      твердость характера (развитые волевые качества),

      са­моконтроль.

    Р.М.Загайнов на основе много­летней практической работы в качест­ве психолога со спортсменами высшей квалификации выяснил, что им присущи:

      повышенное чувство ответствен­ности,

      переживание бремени лидерст­ва, публичности деятельности и жизни,

      чувство одиночества,

      психологическая «закрытость»,

      «ритуализм» спортивной деятельности,

      высокий уровень мотивации достижения,

      самостоятельность.

    2. Исследования, в которых срав­ниваются личностные особенности спортсменов - представителей разных видов спорта. Почти все работы данного направления связаны с построе­нием «личностных профилей», которые демонстрируют более или менее суще­ственные различия в выраженности одних и тех же личностных свойств у представителей разных видов спорта.

    Например, построение личностных профилей «идеального гимнаста» и «идеального пловца» (В.Дойль), выявились значимые различия между ними по таким показателям, как:

      креативность (творческое мышление),

      способность к концентрации, устойчи­вость к психическим нагрузкам (все на­званные показатели лучше у гимна­стов),

      «чувство времени» и способность увеличивать активность волевым уси­лием (лучше у пловцов).

    Б.Кретти, обобщая результаты сравнительных исследований спортсме­нов индивидуальных и командных ви­дов спорта, отмечает, что первые более самостоятельны, независимы, помехо­устойчивы и менее тревожны по срав­нению со вторыми.

    3. Исследования половых разли­чий личностных особенностей спортсменов.

    Эти данные весьма противо­речивы: от констатации отсутствия раз­личий до отстаивания специфичности «женской» спортивной карьеры и личностных особенно­стей женщин-спортсменов по сравне­нию с мужчинами.

    Так, Б. Огилви выяснил определенные различия между мужчинами и женщинами, специа­лизирующимися в плавании. У женщин обнаружился более низкий уровень во­левых качеств, большая подозритель­ность, тревожность и зависимость от мнения группы. Однако, в целом, данное направление ис­следований является слабо разработанным.

    4. Исследования психического скла­да личности спортсменов разных спе­циализаций и построение типологий личности спортсменов. Такие типо­логии могут быть построены на разных основаниях и быть как теоретически­ми, так и эмпирическими.

    Р.М. Загайнов предложил эмпи­рическую типологию спортсменов-чем­пионов, в основу которой положены раз­личные типы спортивной мотивации. Выделено пять типов личности:

      «Человек долга» - спортсмен, чья мотивация по своему содержанию является «положительной» (честь, пат­риотизм, долг и т.п.).

      «Человек-одиночка» - спорт­смен с «отрицательной» мотивацией (ин­дивидуализм, негативизм, злость и не­нависть к сопернику и т.п.).

      «Артистический тип» - тот, кого главным образом мотивируют не спортивные результаты, а внешние ат­рибуты спорта и спортивного соревнова­ния: зрители, публичность жизни и дея­тельности, популярность, творческий ха­рактер активности и т.п.

      «Интеллектуальный тип» - спортсмен, который стремится к осмыслению каждого своего действия и си­туации. Такие спортсмены любят тре­нироваться самостоятельно, а в сорев­нованиях увлечены не только и даже не столько результатом, сколько про­цессом соревновательной борьбы. Обычно представители этого типа заранее готовятся к уходу из спорта и новой карьере.

      «Хрупкий тип» - спортсмен с высокой двигательной одаренностью, но плохо переносящий экстремальные психические нагрузки большого спор­та. Всегда боится поражения. Обычно рано уходит из спорта.

    Н.А. Государев, описывая три ос­новные модели спортивной деятельности, вы­деляет в соответствии с каждой из них типы личности спортсменов

    1. Первую группу образуют типы лич­ности, базирующиеся на спортивной одаренности:

    Первые три типа личности – «акселераты», «спор­тивные машины» и «богатыри» - спортсмены с преимущественно физической одаренностью:

      «Акселераты» - «могучие на вид ребята, но отличающиеся детским умом и характером»;

      «Спортивные машины» добива­ются успеха исключительно благодаря своим феноменальным «телесным» дан­ным, без техники, без спортивного характера, а часто и без любви к спорту;

      «Богатыри» - более гармонич­ный тип, отличающийся природной физической силой, выносливостью, силь­ной нервной системой и духовной мо­щью, волевым характером.

    Следующие пять типов этой груп­пы характеризуются преимущественно психической одаренностью:

      «Артисты», главный инте­рес которых в соревнованиях - не прагмагический (добиться цели), а творческий (чтобы было ново, красиво, увлекательно для зри­телей);

      «Атомные станции» - спорт­смены, поражающие окружающих сво­ей неиссякаемой энергией, жизнера­достностью, жаждой движений и новых ярких впечатлений;

      «Ваньки-встаньки» - оптимис­ты, не унывающие и быстро восстанавливающие уверенность в себе по­сле поражений и неудач;

      «Каскадеры», суть психологии ко­торых составляет потребность в освоении нового, борьбы в условиях неиз­вестности, где они демонстрируют хлад­нокровие и блестящую технику;

      «Вундеркинды» характеризуют­ся необычайно ранним проявлением способностей и ранней спортивной спе­циализацией; долго сохраняют детскую обостренность восприятия дейст­вительности.

    Особенный тип данной группы – «Самородки», которых отли­чает сплав природной одаренности (физической и психической) с развитым трудолюбием, ответст­венностью и самостоятельностью. В большом спорте чаще появляются уже зрелыми людьми, прошедшими трудную школу жизни.

    2. Вторая группа типов личности спортсменов базируется на спортив­ной одержимости, самоотвержен­ности (очень высокой спор­тивной мотивации). Выделяются:

      «Гадкие утята» - спортсмены, которые в детстве отличались слабым здоровьем и физическим развитием. Для них спорт стал важнейшей сферой самоутверждения, где недостаток при­родной одаренности они компенсировали огромной энергией, самоотдачей в тренировках, желанием доказать, что они не хуже, а лучше других;

      «Бойцы» - спортсмены с труд­ным детством, выросшие «на улице», привыкшие постоять за себя. Их отли­чают «бойцовские качества» - волевой напор, агрессивность и др., помогаю­щие побеждать соперников и в спорте;

      «Эмоционально-неустойчивый тип» спортсменов характеризуется огромным желанием побеждать в со­четании с высокой тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неста­бильностью. Для повышения уверенности они проделывают больший объ­ем тренировочной работы, чем их со­перники. Однако это - «люди настроения», и для успешного выступления в соревнованиях им необходим эмоцио­нальный подъем.

    3. Третью группу составляют типы личности, базирующиеся на спортивном рационализме (интеллекте, орга­низованности). Автором выделены следующие типы:

      «Универсалы» - отличные ана­литики и гибкие тактики, очень инициативны, знают и умеют в своем виде спорта практически все;

      «Середняки» отличаются комп­лексом личностных свойств, обеспечивающих надежность и стабильность со­ревновательной деятельности. Благода­ря отлаженной системе стереотипов, у них почти не бывает «срывов» в соревнованиях, но и «взлеты» то же редки;

      «Вечные труженики» характе­ризуются заложенными с детства привычками к труду, порядку, ответствен­ности и дисциплине. Успех в соревнова­ниях они рассматривают как закономер­ный итог своих планомерных усилий;

      «Отличники» - спортсмены, у ко­торых высокая обучаемость сочетает­ся с исключительным прилежанием, добросовестностью, вдумчивостью в тренировках, стремлением к самосо­вершенствованию;

      «Ветераны» - это спорт­смены, для которых главной опорой служит их спортивный и жизненный опыт, доскональное знание своих воз­можностей, что позволяет им грамотно и расчетливо подводить себя к наибо­лее ответственным стартам сезона и побеждать более молодых и сильных, но не столь опытных соперников.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!