Пятилетним мальчиком он впервые увидел. Как описывают творческих личностей различные исследователи

Часовщик назвал свое творение «Каллиграф».

Внешность устройства обманчиво проста. Небольшой босоногий мальчик, ростом с пятилетнего ребёнка, сидит за деревянным столом и держит перо. Его легко принять за игрушечную куклу. Но внутри скрывается настоящее чудо инженерной мысли. 6000 движущихся частей слажено работают приводя в действие пишущий автомат.


Каллиграф не просто выводит слова. Он поворачивает голову к чернильнице макает в неё гусиное перо, встряхивает его, чтобы предотвратить кляксы. Глаза автомата способны двигаться вслед за пишущим текстом.



Пьер Жаке-Дро, известный пионер часового искусства, родился в 1721 году в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон. Он стал искусным создателем анимированных часов с поющими птицами и фонтанами, музыкальных часов, а также гениальным мастером по созданию автоматических механизмов - автоматонов.


«Пишущий мальчик» стал первой автоматической куклой, созданной мастером в 1773 году. Тело «автоматона» было сделано из дерева, голова - из фарфора, на изготовление у часовщика ушло 20 месяцев. Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы (что-то вроде «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жаке Дро - мой изобретатель»), промокал пресс-папье чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать.


Премьеру «Мальчика» Дро устроил в Париже в 1774 году - при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI «живая» кукла произвела сенсацию.


После «Мальчика» Дро вместе с сыном Анри сделал еще две куклы - «Рисовальщика» и «Музыкантшу». «Рисовальщик» почти ничем не отличался от «Пишущего мальчика». Он также сидел за деревянной конторкой, одетый в красный камзол, штанишки и белую рубашку с жабо. Однако «Рисовальщик» писал не фразы, а рисовал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок - «Моя Туту» («Mon Toutou»; собачка Туту была любимицей предыдущего французского короля - Людовика XV).


«Девушка-музыкант» была более сложной заводной фигурой, над ней работали уже три часовщика - отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. «Девушка-музыкант» была крупнее «Мальчика» и «Рисовальщика» - размером с восьмилетнего ребенка. Одета она была в кринолин с корсажем, украшенным бантами. Состоящая из 2 500 деталей девушка сидела за самым настоящим, только очень крохотным, клавесином и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций - перед ней лежали ноты.


Музыка тоже была настоящей – она не была записана и не проигрывалась музыкальной шкатулкой: кукла в самом деле касалась пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб.

Кукла даже «дышала» (было заметно, как двигается грудь) и совершала некоторые движения, как настоящий музыкант, а её глаза следили за тем, куда двигаются пальцы. Она играла пять мелодий, которые были написаны сыном Пьера Жаке-Дро - Анри-Луи Жаке-Дро.

Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году. Все три фигурки находятся в Музее искусства и истории Невшателя, они до сих пор работают с той же точностью, что и два века назад

Как-то раз Альберт Эйнштейн написал своей маленькой племяннице, которую родители не взяли в гости, такую записку: «Дорогая фрейлейн Лей, мне говорили о твоём огорчении из-за того, что ты не повидала своего дядю Эйнштейна. Позволь рассказать тебе, как он выглядит: бледное лицо, длинные волосы, небольшое начинающееся брюшко. Вдобавок неуклюжая походка, сигара во рту - если случается достать сигару – и перо в кармане или в руке. Но у него нет ни кривых ног, ни бородавок, и потому он вполне красив – тем более что руки у него не волосатые, как это часто бывает у уродливых людей. Выходит, в самом деле жаль, что ты не видела меня. Тёплый привет от твоего дяди Эйнштейна».

Великие люди бывают двух типов: те, с которыми хотелось бы подружиться, и все остальные. Эйнштейн как раз из первой категории, ведь он совсем не зазнавался из-за своих талантов и всемирной славы. Поэтому Букник-младший с особенным удовольствием расскажет вам о великом учёном.


Альберту Эйнштейну 14 лет Как любой нормальный ребёнок, пятилетний Альберт был заинтригован, впервые увидев компас. И до самой старости чудо науки вызывало у Эйнштейна удивление и трепет.

Альберт был обычным мальчиком из еврейской семьи, так что неудивительно, что с шести лет он учился играть на скрипке. Правда, в отличие от многих, будущий учёный полюбил музыку навсегда. Физика, трубка и скрипка – три вещи, которые сопровождали его всю жизнь.

Эйнштейн ненавидел зубрёжку и строгую дисциплину, а в немецкой гимназии, где он учился, порядки были жёсткие. Поэтому, несмотря на всю его любовь к математике, оценки у Альберта были плохими. Даже очень плохими – настолько, что ему пришлось уйти из школы в 15 лет, так и не получив аттестата. Правда, в отличие от многих других двоечников, Эйнштейн сделал множество открытий, стал доктором двадцати университетов мира и получил Нобелевскую премию.

В течение своей долгой жизни Эйнштейн много раз переезжал с места на место: он родился в Германии в 1879 году, жил в Италии, работал в Швейцарии, потом оказался в Америке, где и умер в 1955 году.

Даже если вы ещё не проходите физику в школе, вы наверняка слышали о теории относительности, которую придумал Эйнштейн. Не пугайтесь, мы не будем пытаться объяснить вам эту теорию прямо здесь. Просто представьте, насколько знаменитым должен быть человек, чтобы о нём знали даже те, кто понятия не имеет о его достижениях.

Эйнштейн изобрёл ещё много всего, помимо теории относительности. Как часто случается с талантливыми учёными, коллеги сначала недоверчиво отнеслись к его открытиям. А на родине Эйнштейна, в Германии, его жестоко критиковали и даже смеялись над ним. Но это было в то время, когда к власти пришли нацисты. Они ненавидели Эйнштейна за то, что он был евреем.

А евреи, естественно, гордились, что такой необыкновенный человек был их соплеменником. Его даже хотели выбрать президентом Израиля.


Изображение Эйнштейна на израильской купюре Эйнштейн принимал участие в сборе средств на открытие Еврейского университета в Иерусалиме. А уже перед самой смертью написал человеку, который когда-то впервые рассказал ему о возрождении еврейского государства: «Благодарю Вас в мой поздний час за то, что Вы помогли мне осознать мою еврейскую душу».

При этом Эйнштейн, как любой умный и здравомыслящий человек, конечно, понимал, что не так уж серьёзно отличаются друг от друга разные расы и национальности: «Каждый из людей – человеческое существо, независимо от того, американец он или немец, еврей или христианин. Если бы можно было руководствоваться этой точкой зрения, единственно достойной, я был бы счастлив».

К сожалению, далеко не все разделяли его взгляды. На долгий век Альберта Эйнштейна пришлось две мировые войны, более того – его открытия помогли создать атомную бомбу. Он очень жалел, что наука служит не только добру.


Кроме напряжённой научной работы и преподавания, Эйнштейну приходилось отвечать на многочисленные письма. Писали ему, кажется, все кому не лень. Кто-то хотел получить фотографию великого физика с автографом. Кто-то рассказывал Эйнштейну о себе, жалуясь на бессмысленность существования. Кто-то мечтал получить ценный совет, который изменит всю его жизнь. Кто-то задавал конкретные вопросы, потому что думал, будто гений должен знать всё.

И Эйнштейн отвечал на эти письма – без малейшего высокомерия, с сочувствием, доброжелательностью и юмором. Хотя ему и казалось странным, что к нему приковано внимание стольких незнакомых людей. Он относился всерьёз к науке, но не к самому себе. Недаром самая знаменитая его фотография изображает встрёпанного седого человека с высунутым языком.

В 1936 году один американский издатель захотел поместить в фундамент своей будущей библиотеки коробку с вещами, которые могли бы представлять интерес для будущих поколений. Он попросил Эйнштейна обратиться к потомкам, и вот что написал великий учёный:

«Дорогие потомки! Если вы не стали справедливее, миролюбивее и вообще разумнее, чем мы, – что ж, в таком случае чёрт бы вас побрал. Это благочестивое пожелание с глубоким уважением изрёк тот, кто был Альбертом Эйнштейном».

Это, между прочим, и к нам с вами относится.

Когда Эйнштейна спросили, какая у него картотека, он показал на лоб. Другой раз поинтересовались лабораторией - он достал авторучку. Его работе мешала популярность. Он возмущался: "Почему за мной гоняется столько людей, хотя они ничего не смыслят в моих теориях и даже не интересуются ими?" Чарли Чаплин объяснил ему так: "Вам люди аплодируют потому, что вас никто не понимает, а мне - потому, что понимает каждый".

Пятилетним мальчиком он впервые увидел компас. Задумался и сказал: "Я думаю, вокруг стрелки есть что-то, что ее толкает".

Все в мире и весь мир в целом с детства представлялись ему огромной загадкой, которую непременно надо решить. Так рассказывал о себе Альберт Эйнштейн. В школе он старался доказывать теоремы и решать задачи по-своему, не так, как советовали учебники. А когда вырос и сам на время стал учителем, то доказал ученикам, какой, оказывается, увлекательный предмет - математика и как может увлечь решение задачи. А сам он решал задачи такой глубины и важности, что они в корне изменили представление ученых о Вселенной.

В ту пору, 70-80 лет назад, многие ученые решили, что они знают о Вселенной почти все. Им казалось, будто все самые главные законы уже открыты, осталось лишь дополнять и уточнять. Но Альберт Эйнштейн создал новую теорию устройства всего мира, которую назвал теорией относительности . И сразу оказалось, что в здании физики до сих пор был построен только один этаж. А оно должно стать небоскребом. Эйнштейн показал, например, что в природе не может быть скорости выше скорости света, показал, что в крупице любого вещества скрыта огромная энергия. С этим многие не могли сразу согласиться. Но тут в защиту нового учения выступило... само Солнце.

Во время солнечного затмения ученые увидели, что луч далекой звезды, проходя вблизи Солнца, искривился. А по теории Эйнштейна так это и должно было произойти. И сам свет Солнца - результат атомных реакций, и атомная электростанция, использующая скрытую энергию вещества, тоже свидетельство в пользу теории Эйнштейна.

Теория относительности зиждется на идее относительности всякого движения. Яхтсмен тянет вымпел вверх вдоль мачты (А). Ему вымпел кажется движущимся вертикально вверх (1). Человек на берегу видит вымпел движущимся вперед и вверх (2). В то же время пассажиру авиалайнера кажется, что вымпел быстро движется прочь от самолета (3). Каждый наблюдатель описывает одно и то же движение по-разному (Б), и ни одного из них нельзя считать истинно "покоящимся", поскольку Земля сама движется. Все это подтверждает факт относительности всякого движения.

Теория относительности оказалась нужна не только астрономам. С ее помощью физики сначала глубже поняли строение вещества, узнали, как устроены атомы. А потом и овладели атомной энергией.

Теперь имя Эйнштейна редко называют, не добавив: "великий", "гениальный". Эйнштейна считают величайшим физиком XX века - века физики.

Альберт Эйнштейн всю жизнь был борцом за мир. Ему было очень горько, что для изготовления атомного оружия использовали его великие открытия.

Теория относительности Эйнштейна была так необычна, так нова, что подавляющее большинство физиков просто не в состоянии были постичь ее. Вчерашние учителя великого физика в Швейцарии чувствовали неловкость. Профессор теоретической физики Гунар объяснил, что теория кажется ему несколько странной. Профессор экспериментальной физики Форстер сказал честно: "Прочел, но ровно ничего не понял!" Знаменитый Конрад Рентген признался, что все это никак не укладывается в голове.

Поль Ланжевен говорил, что теорию относительности понимают 12 человек в мире. Знаменитый французский физик, конечно, шутил.

В детстве даже самые незначительные события могут казаться полными тайного смысла. Иногда так и есть на самом деле. ЧТД вспомнил пятерых ученых, инноваторов и людей искусства, кому детские переживания помогли найти дело всей жизни.

1. Альберт Эйнштейн, физик. Компас как предчувствие

Однажды Альберт попросил отца показать самую волшебную вещь в магазине, которым тот управлял. И тогда отец достал компас. Альберту было пять лет, и именно тогда дрожащая стрелка компаса определила его судьбу, словно указав ему направление.

Открытия будущего физика начались с вопроса: «Откуда стрелка знает, где полюс?» Рассказ отца Альберт запомнил на всю жизнь. Несмотря на долгий путь к науке, основополагающие вопросы бытия волновали его с самого раннего возраста.

Тогда мальчик не знал, что станет виднейшим советским и грузинским зоологом и всю жизнь посвятит изучению волков. Не предполагал Ясон и того, что он станет первым человеком, которого волки признают своим и возьмут в стаю, где он проживет много месяцев.

Волчья стая однажды спасла Бадридзе жизнь, отбив от медведя. И, по словам ученого, научила искренности.

В благодарность ученый выкормил и воспитал около сотни волков, которые росли вместе с его детьми. Бадридзе также разработал методы выращивания животных для их возвращения в дикую природу.

5. Илон Маск, инженер, предприниматель, основатель Space Х. Принцип невероятности

Однажды, будучи подростком, зачитался книгой «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Она была смешная и хулиганская - но не только. В ней рассказывалось, как суперкомпьютер нашел ответ на вопрос о смысле жизни. И пусть ответ был нелепым - «42»: это тоже было весело. Именно этот сюжет повлиял на образ мышления Маска.

Кстати, в «Автостопом по галактике» был еще космический корабль, который перемещался в пространстве, используя «принцип невероятности». Запустив много лет спустя свой беспилотный автомобиль Tesla в космос, Маск вывел на ее экране надпись Don’t Panic! («Без паники!»). Эта фраза была на обложках раннего издания «Автостопом по галактике».

Маск признавался, что этот роман не только дал направление его жизни, но и помог справиться с подростковым кризисом. В юности основатель Space X поглощал фантастику тоннами: «Герои книг, которые я читал, всегда чувствовали, что должны спасти мир».

Различные исследования и тестирования подводят к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет творческая фантазия, понимаемая как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и, прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды». Процесс творческого (а, по моему мнению, всякое таким является, даже эротическое) фантазирования сводится к уходу от реальной действительности к своему воображаемому «Я» и таким же условиям (разница же между творческой фантазией творческой личности и творческой фантазией нетворческой личности, состоит в том, что у первой идёт непреодолимое стремление к реализации в реальности своих выдумок, а у второй наоборот, возможно даже она боится проявить среди других

личностей свои выдумки; примером здесь может быть серийный маньяк - убийца, который изобрёл - нафантазировал и воплотил в реальность новый способ убийства, и человек, так скажем с такой же нездоровой фантазией, но никогда в реальности не проявляющий её, хотя возможно кое-что зависит и от обстоятельств; или менее кровожадный пример: писатель-фантаст, сказочник и др. (какой угодно) фантазирует и реализовывает свои выдумки в реальность, перенося их на бумагу, очевидно для того, чтобы другие личности и не только могли его выдумки прочесть, окунуться в них, как будто побывать в его писателя голове, и другой, скажем, парень лет 16, который все ночи напролёт бывает в ещё более невероятных приключениях, однако у него не возникает такой потребности, чтобы другие могли узнать о его «ночных сказках», и у него даже в голову не приходит то, что их можно записать, рассказать и т.д.… но опять же это только моё субъективное мнение).

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение неясную тревогу, обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в неудовлетворенности и радости.

Следует признать тот факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическим чертами. Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное «Я» и творческое (воображенное) «Я». Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудаковатым». Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами, и вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм и шуткам. А многие из них даже сравнивают жизнь с игрой, стоит только вспомнить известные фразы: «Что наша жизнь - игра!» (А.С. Пушкин), «Мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. … И каждый не одну играет роль» (В. Шекспир).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!