Разбор по составу местоимения кого то. Разбор по составу (морфемный) слова «местоимения

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого - определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор . Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать - изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова - это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть - это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово - значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, - это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы - «проспал»;
  • два суффикса: «а» - суффикс глагольной основы, «л» - этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» - действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон - проспать - проспала;
  • корень «сп» - в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Схема морфологического разбора местоимения

1. Выделить словоформу из текста. Назвать часть речи.

2. Указать начальную форму - именительный падеж единственного числа.

3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.

4. Определить разряды местоимений :

а). по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное;

б). лексико-грамматический разряд (указать значение);

в). по образованию: производное или непроизводное (назвать способ образования).

5. Охарактеризовать морфологические особенности :

а). лицо (для личных);

б). падеж (указать средства выражения);

в). число (указать средства выражения);

г). род (если есть).

6. Охарактеризовать синтаксические особенности :

а). вид связи с другими словами;

б). роль в предложении.

Образцы анализа

Его всё время томила какая-то тревога, ему всё время слышался голос, звавший куда-то, и он странствовал по жизни, не зная покоя...

(Джек Лондон)

1. Ему - местоимение.

2. Н. ф. - он .

3. Отвечает на вопрос: кому?

4. Разряды местоимений :

б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 3-го лица;

б). в Д. п.: ОПС - окончание -ему ; ДПС выражения категории падежа - супплетивизм основ (он - ему); СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;

ему ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;

6. Синтаксические особенности :

а). слышался (кому?) ему : связь - глагольное управление, глагол управляет местоимением, ставя его в форме Д. п.;

б). в предложении является дополнением.

1. Какая-то - местоимение.

2. Н. ф. - какой-то .

3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак предмета.

4. Разряды местоимений :

б). неопределённое: указывает на неизвестный или неточно известный говорящему предмет;

в). производное: образуется от соответствующего вопросительного (относительного) местоимения с помощью постфикса -то : какой-то ← какой .

Способ образования - морфологический, постфиксальный [Тихонов А. Н.].

5. Морфологические особенности :

ая ; СС - форма сущ. тревога

ая ; СС - форма сущ. тревога (сущ. ж. р. стоит в форме Им. п., ед. ч.);

6. Синтаксические особенности :

а). тревога (какая?) какая-то :

1. Он - местоимение.

2. Н. ф. - он .

3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-существительное;

б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 3-го лица;

Ø ; ДПС - супплетивизм основ (он - ему);

в). в ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;

6. Синтаксические особенности :

а). он странствовал : связь со сказуемым странствовал

После истории, которая произошла со мной на склоне горы, я долго не мог прийти в себя. Признаться, ожидал иной развязки.

1. Которая - местоимение.

2. Н. ф. - который .

3. В контексте отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет.

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-прилагательное в контексте употреблено в значении местоимения-существительного;

б). относительное: связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

б). в И. п.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: произошла (какая?) которая;

в). в ед. ч.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории рода и числа - форма сущ. история в главном предложении;

6. Синтаксические особенности :

а). которая произошла : связь со сказуемым произошла - координация, формальное согласование в роде и числе;

б). в предложении является подлежащим.

1. Я - местоимение.

2. Н. ф. - я .

3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-существительное;

б). личное: указывает на говорящего;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 1-го лица;

б). в И. п.: ОПС - нулевое окончание Ø ; ДПС - супплетивизм (я - мен’-я, мн-ой) , чередование е//ø, н’//н;

в). ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;

6. Синтаксические особенности :

а). Я (не ) мог : связь со сказуемым мог - координация, формальное согласование в лице и числе;

б). в предложении является подлежащим.

1. Иной - местоимение.

2. Н. ф. - иной .

3. Отвечает на вопрос: какой? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак.

4. Разряды местоимений

а). местоимение-прилагательное;

б). определительное: указывает на обобщённый признак предмета;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

б). в Р. п.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки

в). в ед. ч.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п., ед. ч.);

6. Синтаксические особенности :

а). развязки (какой?) иной : связь - согласование, местоимение согласуется с существительным в роде, числе и падеже;

б). в предложении является согласованным определением.

ДПС - дополнительное синтагматическое средство.

ОПС - основное парадигматическое средство.

СС - синтагматическое средство.

При морфологическом разборе местоимений дается полная характеристика его постоянных и непостоянных грамматических признаков, а также синтаксической роли в предложении. В статье приведен подробный план разбора различных видов местоимений с наглядными примерами.

Морфологический разбор местоимения – это разбор местоимения как части речи, включающий его грамматическую и синтаксическую характеристики. В ходе морфологического разбора определяются постоянные и непостоянные грамматические признаки местоимения, а также его роль в предложении.

В школе тема «Морфологический разбор местоимения» изучается в 6 классе.

Особенности морфологического разбора местоимения

Так как в русском языке местоимения могут иметь грамматические признаки существительных, прилагательных и числительных, выделяют три типа разборов для разных групп слов.

План морфологического разбора местоимений-существительных

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

– лицо (только у личных местоимений);

– число (если есть);

– род (если есть);

2. Непостоянные:

План морфологического разбора местоимений-прилагательных

I. Местоимение. Начальная форма

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

2. Непостоянные:

III. Синтаксическая роль в предложении.

Обратите внимание: притяжательные местоимения-прилагательные его, ее, их являются неизменяемыми и не имеют непостоянных признаков.

План морфологического разбора местоимений-числительных

I. Местоимение. Начальная форма

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

2. Непостоянные:

III. Синтаксическая роль в предложении.

Примеры морфологического разбора местоимений

Она попросила меня купить любой арбуз и несколько персиков.

она ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;

2. Непостоянные – именительный падеж.

III. Подлежащее.

Меня

I. Местоимение, начальная форма – я ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – личное местоимение, 1-го лица, единственного числа;

III. Дополнение.

Любой

I. Местоимение, начальная форма – любой ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – определительное;

2. Непостоянные – единственное число, мужской род, винительный падеж.

III. Определение.

Несколько

I. Местоимение, начальная форма – несколько .

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – неопределенное;

2. Непостоянные – винительный падеж.

III. Дополнение.

Морфемный разбор местоимений

План морфемного разбора местоимений:

1. Выделить основу слова и окончание;

2. Выделить корень слова;

3. Выделить формообразующие аффиксы (приставки, суффиксы).

Кто-то пришел.

1. Основа – кто-то , окончание нулевое;

2. Корень слова – кто ;



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!