Роль природных факторов в жизни и развитии общества. В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. На развитие общества влияет множество факторов, среди них принято выделять объективные факторы развития общества те, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп и субъективные факторы развития общества, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп.

Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Однако природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.

Природный фактор дает толчок фактору технологическому - в благоприятных условиях тропиков охота и собирательство удовлетворяют основные потребности человека, однако изменение условий приводит к необходимости поиска новых технологий - способов обеспечения человеческих потребностей. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Некоторые учёные связывают появление государств с необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила.

Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным.

Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.

Все факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.

Если обернуться назад и вспомнить каким было общество 200, 500, 1000 лет назад, то мы однозначно придем к выводу о том, что общественное развитие движется вперед от более простых и примитивных форм к более сложным и совершенным, т.е. общество прогрессирует. Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от более низких и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим формам.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе окончательно оформилось в трудах французских просветителей (Анн Робер Жак Тюрго, Мари Жан Антуан де Кондорсе и др.). В качестве критерия прогресса они выделяли развитие человеческого разума, распространение просвещения. Ряд мыслителей XIX века (например, Анри Сен–Симон, Франсуа Мари Шарль Фурье) в качестве критерия прогресса выделяли развитие общественной нравственности. Георг Вильгельм Фридрих Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм в качестве основного критерия прогресса выделял развитие производительных сил.


В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что основным критерием прогресса является степень свободы, которую общество предоставляет личности для максимального развития ее возможностей.

Однако, движение вперед не исключает возвратных движений, регресса. Так, развитие орудий труда, высокая производительность труда - очевидное свидетельство прогресса, но они породили глобальные экологические и сырьевые проблемы. Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Прогресс противоречив. Противоречивость прогресса в том, что прогресс в одной сфере общественной жизни может сопровождаться или даже быть причиной регресса в другой сфере общественной жизни.

(Дополнительная справка) Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

1. "Широкое" и "узкое" определения природы: природа как материальный мир и как биосфера.

2. Значение "стартовых" природных условий для развития культуры и цивилизации.

3. Основные этапы взаимодействия природы и общества:

а) появление человека разумного и "присваивающей" экономики;

б) переход к "производящей" экономике, активное вмешательство человека в природную среду, возникновение техногенных обществ;

в) промышленная революция, формирование идеи прогрессивного общественного развития;

г) нарастание глобального экологического конфликта, попытки согласования "стратегии природы" и "стратегии человека".

Кроме определения природы в широком и узком смысле слова, в первом вопросе следует проследить эволюцию представлений о природе в мифологической, философской, религиозной и научной картинах мира.

При ответе на второй вопрос рассмотрите влияние географического положения, территории, климата, ландшафта, растительного и животного мира, водных артерий, полезных ископаемых, количества населения на развитие общества. Проследите, каким образом происходило формирование новых, опосредованных природой факторов общественного развития.

Раскрывая третий вопрос, покажите влияние на характер взаимодействия общества и природы как производственных переворотов, так и религиозных и философских идей. Этапы (б, в, г) можно рассматривать также как неолитическую, промышленную и научно-техническую революции.

Тема 53. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Общество как развивающаяся система:

а) понятие "общество" в материалистической концепции;



б) идеалистические теории общественного развития;

в) органицистские и натуралистические подходы к историческому процессу.

2. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.

3. Цивилизационная концепция исторического развития.

4. Прогресс и регресс в общественном развитии.

Отвечая на первый вопрос, подчеркните, что в зависимости от своей мировоззренческой позиции различные философы по-разному понимали общество, поэтому существовали разные концепции общественного развития. Раскройте основную суть, назовите авторов, укажите характерные черты этих концепций.

Рассмотрение второго вопроса начните с того, что, с точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяет способ производства материальных благ. Исходя из этого, он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития.

Раскрывая третий вопрос, укажите, что идея цивилизаций как доминанты исторического процесса была выдвинута Н.Я. Данилевским. Он исходил из того, что развитие общества осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами (цивилизациями) на основе общности культуры. Укажите также авторов других теорий (О. Шпенглер, А. Тойнби, У. Ростоу и др.), выявите черты, наиболее характерные для указанного подхода к развитию истории.

Анализ четвертого вопроса начните с изложения двух вариантов решения вопроса о направленности человеческой истории: пессимистического (человеческая история движется по пути регресса) и оптимистического (в истории господствует прогресс). Назовите авторов указанных взглядов, отличительные черты этих теорий и их прогнозы на будущее.

Тема 54. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

1. Понятие общества в философии и социологии.

2. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Социальные действия и их смысл.

Раскрывая эту тему, покажите, что философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе.

Ответ на первый вопрос предполагает различение понятий "народ", "нация", "государство" от понятия "общество". Кроме этого, необходимо выявить специфику рассмотрения этого понятия в философии и социологии. В первом вопросе предстоит рассмотреть генезис общества и его развитие с различных философских позиций: материализма (исторический материализм К. Маркса), идеализма (абсолютный идеализм Г.Гегеля), теологии (Августин Аврелий). Необходимо также осветить противоположные подходы к пониманию критериев общественного развития – формационный (К.Маркс) и цивилизационный (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.). Подчеркните, что в зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию, но при этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее. Дайте философское определение общества и раскройте его сущность.

При изложении второго вопроса обратите внимание на следующие источники саморазвития общества: противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ; противоречия, связанные с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека.

Раскрывая третий вопрос, исходите из следующего положения: смысл социальных действий людей определяется их ценностями. Люди взаимодействуют во имя чего-то. Выберите наиболее интересные и плодотворные, на Ваш взгляд, философские концепции общества от античности до нашего времени.

Тема 55. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

1. Историософия как область философского знания: предмет и категории.

2. Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.

3. Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепциях.

4. Проблема культуры и цивилизации.

5. Сущность, направленность и критерии исторического развития человечества.

Методические указания

История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии. Термин "философия истории" был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин. Прежде всего, необходимо выяснить, что изучает философия истории. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением времени, основным признаком, отличающим ее от собственно исторических наук, является подход к истории с точки зрения философских принципов и категорий. Далее следует разобраться в том, каковы движущие силы исторического процесса, какие факторы придают направленность историческим изменениям, детерминируют историческое развитие, как этот вопрос решался в истории философии. Постарайтесь критически подойти к односторонности различных видов детерминации исторического процесса. Как решался философами вопрос о смысле и цели исторического процесса? Как Вы сами представляете решение этих вопросов? Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом - об историческом прогрессе. Важно ответить и на вопрос: есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? В заключение выясните, как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества?

В первом вопросе необходимо показать специфику историософии как философской дисциплины, выявить круг ее проблем и определить главные категории, которыми она оперирует (исторический процесс, функционирование, изменение, развитие, прогресс и т.д.).

Во втором вопросе проследите основные этапы становления философских представлений об историческом процессе. Начните с мифологических представлений о "мировом годе", затем перейдите к античной, христианской и исламской средневековой историософии, от них – к принципу обоснования историософских концепций в Новое время и в период классической рациональности.

Многообразие пришедших на смену классическим интерпретациям истории постклассических историософских парадигм (третий вопрос) можно распределить по направлениям в соответствии с каким-либо критерием: линейные и циклические; отстаивающие "принцип всемирной истории" и трактующие мировой процесс как совокупность оригинальных историй отдельных цивилизаций; признающие рациональность истории и утверждающие ведущую роль некоей иррациональной стихии. В соответствии с выбором критерия некоторые концепции могут быть "задействованы" в разных номинациях. Обратите особое внимание на анализ концепций истории, разработанных в "философии жизни", экзистенциализме, марксизме, учениях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса.

В четвертом вопросе главное – выбор критериев различения указанных понятий. Необходимо коснуться истории проблемы, представить наиболее значительные концепции. Понятие "цивилизация" появилось в тесной связи с понятием "культура", поэтому при его анализе неизбежно их сопоставление как парных категорий.

Пятый вопрос предполагает выявление сущности понятия "историческое развитие человечества", его направлений (прогресс, регресс, одноуровневое развитие), критериев, по которым мы можем судить об этом.

Развивающаяся система. И на неё оказывает влияние многое. Для упрощения понимания темы наука выделяет объективные и субъективные факторы развития общества. И далее в статье мы постараемся их перечислить и рассмотреть подробнее.

Природа

Это первое, что необходимо отметить вниманием, рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества. Природа относится к первой категории. Ведь, по сути, объективные факторы - это те, которые не зависят напрямую от сознательной деятельности человека и людей, а также от их воли.

Так вот, природа играет важную роль в И тому имеется масса доказательств. Например, древнейшие цивилизации основывались на берегах рек. И это логично, ведь рядом находится вода, необходимая человеку для полноценного существования.

О разрушениях

Правда, природный фактор нередко способствовал и гибели. Вспомнить хотя бы минойскую цивилизацию, существовавшую в период с 2700 до 1400 г. до н.э. Её расцвету поспособствовали именно природные условия. В скалах минойцы высекали жилища, начали практиковать штамповку печатей на глине. Главной их деятельностью была морская торговля, поскольку остров находился на пересечении основных торговых путей. Но потом произошло извержение вулкана Санторин - и этот природный фактор ускорил гибель минойской цивилизации.

Технологии

Итак, природа способствует удовлетворению основных потребностей человека. Но технологии тоже включены в факторы развития общества. Можно даже сказать, что в наше время они находятся на первом месте.

Так считали многие ученые. Например, (американский публицист, социолог и экономист) является основателем идеи технократии. Он утверждал, что прогресс общества - это развитие технологий. И особенно активно эта идея начала распространяться в тот момент, когда возник промышленный переворот. Многие деятели того времени уверяли, что для того, чтобы индустриальное общество развивалось и формировалось достойно и создавало богатство производством, а не войнами и грабежом, нужно передать власть в руки технической интеллигенции.

Человек и техника

Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, необходимо уделить внимание и тому, как именно в наше время технологии влияют на его процветание. Безусловно, немного раньше появление чего-то нового являлось чудом, которое могло улучшить производительность, качество того или иного процесса и т. д. Но сейчас, наверное, около 90% человеческого труда механизировано. И это нехорошо. Поскольку у многих людей отпала потребность развиваться и трудиться. А это уже не прогресс, а деградация. И в жизни тому существует масса наглядных примеров.

Как было раньше? Студенты, чтобы сдать экзамен или зачёт, учили, читали тонны книг, сидели в библиотеках, готовились. Писали подсказки от руки, мелким почерком (попутно запоминая написанное). И благодаря этому из стен вуза они выходили подготовленными специалистами, которые получили образование своим умом и силами. Что происходит в наше время? Есть микронаушники, ручки со встроенными потайными «шпаргалками», телефоны с Интернетом, в конце концов. Конечно, далеко не все «учатся» таким способом и не везде, но то, что качество подготовки специалистов снизилось - факт. И это лишь один из примеров.

О прогрессе

Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, нельзя не обратиться к примерам. А именно: к США, Западной Европе и Японии. Там прогресс проявляется максимально. А развития общества являются пресловутая компьютеризация, автоматизация и И всё - на благо людей.

При помощи современных технологий получается обрабатывать невероятные объемы информации. Благодаря этому увеличивается выпуск продукции, а управление учреждениями различного рода становится более простым. Все это оказывает непосредственное влияние на то, что технический прогресс способствует проявлению субъективных факторов развития. Общество, отдельные социальные группы, индивиды получают возможность проявить себя. Технический прогресс - это толчок к саморазвитию.

И при грамотном подходе информация будет причиной не сокращения традиционных производств, а расширения. Просто то, что существовало ранее в общественных системах, получит дополнительные, новые импульсы для развития. Правда, Россия пока отстаёт от вышеперечисленных стран по компьютеризации управления и промышленности.

Две стороны одной медали

Рассказывая про основные факторы развития общества, нельзя не упомянуть о последствиях пресловутого прогресса. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Взять, к примеру, совершенствование орудий труда. Это прогресс, который способствует росту уровня жизни и удовлетворению людских потребностей. Но в то же время он может спровоцировать безработицу, а ещё - истощение энергии и запасов сырья.

Рост городов - это тоже хорошо, поскольку растёт уровень благосостояния и духовной культуры населения. Но в то же время не исключено появление отчуждения между людьми. А самое печальное - это загрязнение природной среды.

Внедрение компьютерной техники обеспечивает простоту получения и последующей обработки информации. Принимать решения стало намного легче и быстрей. Но компьютеризация может грозить глобальным манипулированием сознанием и появлением профессиональных заболеваний.

К прогрессу относят и открытие возможностей применения ядерной энергии, которое способствует росту экономики и удешевлению энергии. Но последствием может стать гонка ядерных вооружений или даже угроза уничтожения планеты.

Последнее, что хотелось бы отметить вниманием - это распространение массовой культуры. Хорошим последствием этого можно считать легкодоступность культурных достижений. А плохим - упадок нравственности и отсутствие духовности.

Что играет определяющую роль

Выше были рассмотрены некоторые объективные и субъективные факторы - вообще очень интересная наука. И люди, занимающиеся ею, придерживаются определённого мнения о том, что именно играет определяющую роль в нашей жизни, отводя ее объективным факторам. Ведь ими обуславливается всё, что является субъективным - направление деятельности людей и общества.

К ним можно отнести состояние социальных институтов (армии, семьи, образования и суда), размер территории государства, специфику климата. Есть масса примеров. Если, допустим, в том или ином регионе царит сильная жара - люди будут думать над созданием эффективной и малозатратной системы охлаждения, но никак не о проведении отопления. Этот пример показывает, как объективный фактор (климат) способствует развитию общества методом применения того, что является субъективным (технологии).

А вот в историческом идеализме всё наоборот. Там субъективный фактор является определяющим. Потому что он включает в себя определённую деятельность значимых и выдающихся личностей, опирающуюся на церковь и власть. Народная масса здесь - способствующий общественному развитию объективный фактор (или, другими словами, условие).

Критерии прогресса

Существует 4 главных фактора развития общества. Ими характеризуется переход от низшего к высшему, или, иначе говоря, путь к совершенству:

  1. Возрастающее благосостояние и социальная защищенность членов общества.
  2. Спад конфронтации между людьми, совершенствование межличностных отношений. И соответственно, рост духовности и обретение людьми нравственности.
  3. Утверждение демократии.
  4. Обретение людьми свободы. Именно в отсутствии принуждения к чему-либо со стороны заключается счастье каждого человека.

Критериев всего 4. Объективные и субъективные факторы развития общества в них явно переплетаются. Потому что одно не может существовать без другого.

О субъективности

Это последнее, о чем хотелось бы рассказать. Объективные и субъективные факторы развития общества, кратко говоря, представляют собой некую основу всего современного социума. Тема достаточно сложная. Поскольку связана с людьми, от которых зависит всё субъективное. Например, нравственное сознание - мораль, которая направлена на урегулирование общественных отношений и поведения индивидов. Моральным сознанием является совокупность определенных взглядов, мнений и идей о чём-либо. В данном случае - о поведении людей. Соответственно, мораль выступает в роли регулятора последнего.

Включает в себя этические чувства, принципы, суждения, нормы поведения, ценности. Всё это отражается на общественном развитии - на его процветании или деградации. Например, если бы абсолютно каждый человек проявлял должную заботу об окружающей среде, думал о её сохранности, то наша планета была бы действительно зелёной. Отсутствовали бы окурки, бутылки, не вырубались бы леса, не истребляли бы животных. Многие исчезнувшие виды сохранились бы. Так и выглядит проявление соотношения объективного фактора (природы) и субъективного (поведения людей).

Изучение природы и специфики общественной жизни следует начинать с изучения его первичного элемента - человека, человека как личности. Но человек не рождается личностью. В процессе жизнедеятельности, особенно в раннем возрасте, она приобретает все так или иначе необходимые социальные признаки и черты, которые помогают ей жить и действовать в социальной среде, воспринимать его и вносить свои влиятельные коррективы в процессе деятельности.

Индивид не имеет возможности выбирать где, когда и как ему жить. Он застает определенное естественное и социальная среда, вынужден приспосабливаться, адаптироваться к его условиям. Этот процесс «вхождения» в общественную жизнь принято называть социализацией. Сущность его заключается в освоении социальных ролей (сына, брата, друга, студента, покупателя, пассажира и т. П.) И приобретении навыков соответствующей ролевого поведения. Усвоения и корректировки таких навыков стимулируются поощрением или осуждением со стороны окружающих, через систему социального контроля. Социализация начинается с раннего детства и происходит в течение всей жизни, поскольку варианты ролевого поведения бесконечны.

Итак, человек постоянно чувствует свою полную или хотя частичную зависимость от других людей или деперсонализированы внешних обстоятельств. Она видит, что ее желание и стремление каждый раз наталкиваются на определенные препятствия, ее возможности в реализации собственной воли и достижения своей цели, как правило, ограничены. Уже с детского возраста она привыкает воспринимать окружающий мир людей, как жестко нормировано и детерминированный обычаю, законом или чьей-то волей. Поэтому решающее значение в изучении системы действия данных факторов приобретает теория социализации.

Социализацией будем называть процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает определенные качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В более широком определении это понятие понимают как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Теория социализации устанавливает, под влиянием каких социальных факторов создаются определенные особенности личности, и самый механизм процесса вхождения человека от индивидуального к социальному. С этих позиций в систему социализации включаются: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, усвоение определенных норм, позиций, ролей и статусов, выработки ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность. Социализация включает в себя процессы усвоения, адаптации (привыкания к новым условиям), воспитания (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивида), обучение (овладевания новыми знаниями) - одним словом, усвоение «правил жизни». Иногда, как производные, сюда относят и возмужания и взросления (социопсихологические на физиологические процессы формирования человека). Таким образом, социализация - это не только приобретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - это начальная точка этого процесса, а зрелая личность - завершающая.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, в нем выделяют несколько "жизненных" циклов (стадий): к трудовой, трудовой и пислятрудовий. В этом плане социализация имеет деятельный характер.

В зависимости от возраста лица, условно определяют три основных этапа социализации: первичная (социализация ребенка, маргинальная (подростковая), стойка целостная социализация (переход к зрелости). Кроме того, каждый период характеризуется определенными признаками. Так, во взрослом возрасте социализация нацелена на изменение поведения в новой ситуации, а в детском возрасте акцент делается на формировании ценностной ориентации. Взрослые, опираясь на собственный опыт, способны лишь оценивать и воспринимать их критически, а дети в состоянии только усваивать их. На рис. 1 показано соотношение усвоения и приобретения социальных признаков и качеств в процессе социализации и в зависимости от возраста: в раннем возрасте - процесс усвоения качеств проходит наиболее интенсивно, и, как правило, - наиболее важные жизненные, базовые признаки, в более позднем возрасте - наоборот.

Социализация - как целенаправленный конструктивный процесс - должна начинаться в детстве, когда почти на 70% формируется человеческая личность. Если опоздать, могут начаться необратимые процессы. Именно в детстве закладывается фундамент социализации, время - это самый незащищенный ее этап. Процесс приобретения определенных социальных качеств происходит по чьей посторонней помощью - агентов социализации (конкретных людей, которые ответственны за обучение и усвоение культурных норм и социальных ролей институтов социализации (учреждения, учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его). Поскольку социализация делится на два вида - первичная и вторичная, постольку и агенты и институты социализации делятся на первичные (непосредственное и ближайшее окружение человека: родители, семья, близкие, друзья, учителя и др., и вторичные (все те, кто стоит во втором, менее важном эшелоне воздействия на человека: представители администрации школы, института, предприятия, армии, церкви, правоохранительных органов, средств массовой коммуникации, различные формальные организации, официальные учреждения).

Социализация проходит этапы, которые совпадают с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важные вехи в биографии каждого человека. Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением образа жизни и тому подобное. На этом базируется один из механизмов социализации - так называемая циклическая теория социализации (согласно стадиям или циклами индивидуального человеческого развития). По этой теории формирования личности проходит соответственно 8 стадий, при каждой из которых происходит характерный механизм восприятия и освоения социальной среды:

Данная теория имеет социально-психологический и возрастной аспекты формирования человека.

Процесс социализации иногда существенно видоизменяется. Это, как правило, связано с переходом человека на новую жизненную ступень, новый жизненный цикл. Человеку приходится многому переучиваться: отходить от предыдущих ценностей, норм, ролей, правил поведения - (десоциализация) обучением и усвоением новых ценностей, норм, ролей, правил поведения взамен старых (ресоциализация). Все эти подпроцессы всего входят в структуру многогранного механизма социализации.

Социология изучает социализацию в разных аспектах: социализация поколений в конкретно-исторических условиях, индивидов в определенных социально-экономических условиях, возрастная социализация в условиях конкретного общества. Но будет полнее, если начнем изучение общественных явлений из условий их формирования: природных, экономических, культурных. Это так называемый эволюционный (комплексный) уровень механизма социализации (рис. 2. Факторы формирования общественных отношений).

Естественны. Начнем с того, что "общественная жизнь" - это комплекс явлений, которые возникают из взаимодействия лиц и групп. "Общественность" проявляется и в растительном, и в животном мире. У растений это естественный процесс эволюции, приспособления к среде, прямая зависимость от условий, и в них нет сознательного действия, намерений. У животного есть связи, пробуждение, которые есть и у людей, на примере некоординированных объединений (тараканы) сплоченности высокого типа (муравьи, пчелы, волки, львы, обезьяны). И поскольку эти связи не определяются больше никакими факторами, а только природными, то можно обнаружить и влияние их на людей.

Начальными основами общественной жизни являются биологические - это особенности человеческого организма, биологические потребности, физиологические процессы. Основные из них, благодаря которым формировалась человеческая культура - это:

■ прямая ходьба;

■ руки, пальцы (до сегодняшнего дня универсальный инструмент человеческой деятельности);

■ зависимость детей от родителей, забота последних;

■ пластичность потребностей, привычек, развитая адаптация;

■ устойчивость и специфичность поведения (в частности, половой "), связи.

Существуют различные антропологические теории, согласно которым природные условия трактуются как основной фактор в развитии общества.

Географические условия - это второй комплекс природных условий. Человек, как "зоологический вид", живет на суше, где существует влияние географических условий на ее деятельность (рельеф, климатические и погодные условия). Специфика этих условий отражает размещения людей, расселение, состояние здоровья. (Пример: сравнение специфики географических и социальных условий жителей тундры, пустыни, лесной зоны). Существует направление в социологической теории - географический детерминизм, который объясняет психику человека как реакцию на природные географические условия. (Пример: сравнение характера испанца и шведа). Но человек - это творческое существо, она меняет, подчиняет, приспосабливает среду. Зависимость от географических условий ощущалась преимущественно только в первобытном обществе. Поэтому географическая среда, хотя и составляет основу, но не определяет хода общественной жизни.

К природным условиям можно отнести и демографические основы: это явления рождаемости, естественного прироста, плотности населения; относительный состав определенного типа населения (молодежь, люди пожилого возраста). Все это влияет на экономические и социальные процессы и явления (производство, уровень жизни). Демографический процесс также определяет определенные рамки общественной жизни. Рационально количественно регулируемое и гигиенично здоровое население является важным фактором социального развития.

Социальные теории, изучающие проблему социального развития, численность и качество народонаселения, определяются как концепции демографического детерминизма. Природные условия являются необходимой основой общественной жизни, но не являются определяющими.

Другая группа условий-факторов общественной жизни - это экономические условия. Как биоистота, человек в определенной степени зависит от природы, но эта зависимость не является определяющей. Человек по своей сути создатель - он приспосабливается, подчиняет элементы природной среды, трудится. Процесс целенаправленного воздействия человека, в ходе которой она превращает элементы природной среды на средства удовлетворения своих потребностей, на необходимые для жизни материальные блага называется трудом. Это постоянный и необходимый процесс, а потому производство материальных благ определяет основные процессы общественной жизни. Для того, чтобы превратить элемент природы на определенную и нужную, достойную форму для пользования, потребления, человек приводит в действие все свои природные силы: руки, пальцы, голову. Действуя на природу, она и социально видоизменяется. Сам процесс производства включает в себя:

■ целенаправленную деятельность человека;

■ предмет, который производится;

■ орудие, которым руководствуется.

Орудия труда в историческом развитии под действием человека видоизменялись; менялись и люди, которые занимались этими орудиями. Но процесс производства - это не только уровень развития, в этом процессе люди взаимодействовали между собой вступали в определенные отношения, взаимосвязи. Так формировались производственно-экономические отношения - система связей и зависимостей, в которой люди заняты в процессе производства, обмена, потребления. Экономические отношения - тот способ, которым люди определенного общества производят средства к жизни и обмениваются продуктами (поскольку существует разделение труда). Люди, занимаясь производством, вступают в определенные общественные и политические отношения.

Производственно-экономические отношения преображались на определенную основу - отношения людей к орудиям производства (форма собственности). В процессе историко-экономического развития одни овладевали средствами, другие - предлагали рабочую силу (физическая сила, умение, знания). Отсюда - шел разделение людей на общественные классы, слои. Удовлетворение природных благ привело к формированию институтов производства, обмена и потребления, определенную систему отношений, которые, в свою очередь, породили различные формы общности людей.

Культурные основы - это третий комплекс факторов, определяющих явления и процессы общественной жизни.

Влияние культуры на общественную жизнь выражается, прежде всего, через социализацию и формирование отдельного лица, а также через формирование и развитие каждой отдельной эпохи в процессе исторического развития общества, которая, в свою очередь, и определяет оттенок и характер социализации. Наиболее полно место и роль феномена культуры реализуется благодаря важным социальным функциям, которые культура выполняла и выполняет в обществе. Каждый индивид становится, членом общества, а главное - личностью только в процессе социализации, благодаря усвоению знаний, умений, навыков, языка, ценностей, норм, традиций, правил поведения своей социальной группы и всего общества в целом. Культура консолидирует, спаивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность общества.

Схематично социализацию можно изобразить как систему "ребенок - семья - человек". Именно в семье ребенок приобретает первых признаков общественной жизни. Человек формируется в процессе воспитания. Ребенок учится, принимает и приобретает определенные черты, знаний и навыков.

Создание и введение системы ценностей - другая форма влияния культуры. Культура устанавливает систему ценностей, определяет критерии. Сюда можно отнести не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но и передачу от родителей детям социальных ценностей, представлений о том, что такое добро и зло, хорошо и плохо тому подобное. Человек прежде всего характеризуется биологическими потребностями, и их она удовлетворяет. В дальнейшем механизме удовлетворения потребностей возникают интересы, ценности, потому что реализуются они разными путями, средствами, методами - формируется выбор в интересах и средствах.

В таких ситуациях вступают в действие ценности, шкала ценностей - те "предметы" (материальные и духовные), которые обеспечивают лицу внутреннее равновесие, или те, которые необходимы для удовлетворения потребностей, поддержания внутреннего равновесия. Это - важный фактор поведения. Благодаря иерархии ценностей человек по-разному проявляет свое отношение, ведет себя, реагирует. Создается комбинация ее действий в различных ситуациях. Ценности создаются и развиваются в ходе развития культуры. Они приобретаются в общественной жизни - в ходе социализации. Развивается человек - формируется ее система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации. Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей, интересов, определяет направления в потребностях. А как модифицируется система ценностей в разных ситуациях, это и признается "образцами" действий, поведения, установленные в рамках определенной культуры.

Образцы деятельности и образцы поведения также являются элементами механизма формирования и функционирования общественных отношений. Образцы поведения - это определенные схемы поведения, применяемые в определенных ситуациях, то есть: "как надо себя вести и действовать в различных условиях и ситуациях". Образец поведения выражает определенную установленную и принятую в данной культуре регулярность хода явлений. Это - установленная схема общественного поведения. Это - желанная модель, связанная с ценностями, которые необходимо принять. Принятые модели становятся стилем, принципом, определенным образом действуют на организацию человеческих общностей.

Окончательно на формирование личности культура оказывает влиятельную силу через создание и функционирование социальных институтов, социальных систем. В процессе общественного развития исторически сформовувалися формы организации совместной деятельности людей, согласно которым последние в процессе своей жизнедеятельности при взаимных действиях пользуются (и должны) принятыми социальными нормами и социально культурными образцами, определяющих устойчивые формы социального поведения. Эти нормы и образцы человек не выбирает, а закрепляет их и действует согласно им.

Социализация, установление ценностей, образцов и моделей, институциональные факторы - важнейшие способы влияния культуры на ход общественной жизни. Вместе с экономическими основами она дает людям символы, ценности, определяет, а также отвечает на потребности, после удовлетворения основных биологических потребностей. В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятия ценностей), так и активную роль (формирование определенной системы ориентации, установок).

Процесс социализации в социологии рассматривается и как двуединый процесс интернального и экстернального характера действия индивида. Интернальность в поведении человека проявляется в трансформации внешних факторов социальной среды во внутренние процессы сознания и ориентацию человека на внешние воздействующие жизненные факторы как на доминанту. Экстернальность оказывается в объективации внешнего мира человека в его практической деятельности, а система собственных проявлений сознательного действия с внешним миром является доминантным признаком. Таким образом, культура - это то, что усваивается человеком в процессе социализации. А социализация - это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процесс.

Тема 8. Природные факторы развития общества

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема 8. Природные факторы развития общества
Рубрика (тематическая категория) История

Жизнь общества протекает в условиях определœенной природной среды и в связи с этим последняя, несомненно, влияет на развитие общества. В данной теме рассмотрены конкретные природные факторы и условия, воздействующие на общество. Природные факторы одного рода непосредственно влияют на жизнь и здоровье людей и в связи с этим их причисляют к экологическим детерминантам. К природным условиям и факторам, от которых зависит развитие производительных сил общества, относят географические условия его существования (климат, почва, наличие полезных ископаемых, лесов, рек, озер и т.п.).

Воздействие географических факторов на общество отмечали многие историки, географы, политики и государственные деятели. Иногда это воздействие настолько сильно преувеличивалось, что географическая среда выступала в качестве главного детерминанта развития общества; такие взгляды справедливо характеризуют как географический детерминизм. Численность населœения также оказывает воздействие на развитие общества и его производительных сил, но если до начала XIX века рост населœения оценивался положительно, то впоследствии некоторые экономисты и социологи стали видеть в нем негативный фактор.
Размещено на реф.рф
Наиболее яркими выразителями таких негативных взглядов стали Т. Мальтус и его последователи - мальтузианцы. Критикуя их взгляды, следует показать, что демографические процесса детерминируются не столько биологическими, сколько социально-экономическими факторами.

Основные вопросы для обсуждения. Что понимают под географической средой? В чем состоит сущность географического детерминизма? Охарактеризуйте взгляды Ш. Монтескье на роль географической среды. Что нового вносит Г. Бокль в понимание географической среды? Какую роль отводит Л. И. Мечников природной среде и речным цивилизациям? Что представляет собой экологический детерминизм? Какое влияние оказывает народонаселœение на развитие общества? В чем заключается доктрина Т. Мальтуса о народонаселœении? Как оценивается фактор народонаселœения в материалистическом понимании истории?

Тема 8. Природные факторы развития общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 8. Природные факторы развития общества" 2017, 2018.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!