Ролевое поведение личности в общении. Ролевое поведение, ролевой конфликт

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

4.2. ПСИХОТЕХНИКА КОНТРИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ

Типология личных затруднений конфликтного общения

4.2.2. Игровые формы позиционных конфликтов

4.2.3. Психотехника контригрового поведения

4.2.4. Анализ ситуаций контригрового поведения

4.1. Ролевое поведение в общении

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .

В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .

Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием. Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;

роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;

поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус, т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕНИИ:

  1. Глава 12. ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КИНЕСИКО-ПРОКСЕМИЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму.

Л . Сент-Экзюпери

Наши жизни связаны тысячей незримых нитей.

Г. Мелвилл

Понятие «роли» в психологии. Характеристика ролевого поведения личности

Мы переходим к рассмотрению еще одной важной составляющей «внешней оболочки» личности - понятию и значению роли в психологической структуре человека.

«Роль» - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению.

От шекспировского сравнения жизни с театром до создания психологической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психологи не устают восхищаться. Отвечая на вопрос «кто я?», люди часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать», «жена», «муж», «руководитель», «преподаватель», «студент» и т.д. Попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.

Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем и для кого ее исполнять.

Невозможно быть сыном без матери, племянником без дяди, начальником без подчиненных, актером без зрителей.

Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил, наконец, человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций: «Прежде всего, я объявил ему, что его имя будет Пятницей, гак как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово “господин” и дал понять, что это мое имя».

Социальная роль состоит из ролевого ожидания (того, чего от нее ждут) и ролевого поведения (того, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа (окружающие) применяют к нему социальные санкции: бойкот, насмешки, угрозы, выговор, неодобрение и др.

Социальный статус определяется множеством ролей, и каждый раз человеку необходимо быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей.

В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.

Выделяют два класса ролей - конвенциональные и неформальные:

  • - конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупателя; роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.);
  • - неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шаблоны, но они зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Например: конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и т.д.

По сути, неформальная (или персональная) роль - это роль самого себя. К человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе - не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смысле мы оказываемся рабами собственного образа.

Очень часто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура и иерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах.

Человек, но сути, всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или молодой девушки, потом роль мужа или жены и т.д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том, и в другом случае могут возникать сложности. Первый типичный вариант - это неосвоение ролей, определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.

В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом «приличном обществе», да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль. I То эту ситуацию можно повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном фильме «Данди по прозвищу Крокодил». Первая половина его построена именно но той схеме, которую мы только что назвали, - простак в светском обществе, не знающий «правила игры», общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них.

Вторая типичная проблема - это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить об антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте.

Если обратить внимание на тонкости внутреннего отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об «игрании» роли, когда человек ее просто изображает. «В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях», - отмечал А. Г. Асмолов.

Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью («роль овладела личностью»), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие во внутреннем отношении.

Но откуда берется и что такое внутреннее отношение - не только к своим ролям, чертам характера и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни?

Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы «человека в футляре» найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности, как самого себя, так и другого человека, с ее содержательной стороны.

Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  1. Модель поведения человека со стороны общества.
  2. Система представления человека как он должен вести себя.
  3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

  • социальное происхождение;
  • этническая принадлежность;
  • уровень образования;
  • должность;
  • проф. принадлежность;
  • власть;
  • доход и богатство;
  • образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

  1. Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.
  2. Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.

Разновидности ролей:

  • психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
  • латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • конвенциональные (официальные);
  • стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение челоека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

Юнг. Персона – роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Андреева. Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Сущность ролевого поведения

Определение 1

Роль – нормативный образец поведения, одобряемый коллективом и выражающий социальную позицию человека.

Ролевое поведение представляет собой определенные социально одобряемые действия индивида в обществе, которые соответствуют занимаемому им положению. Роль человека в социуме зачастую определяет его поведение. При этом роль выполняет две ключевые функции:

  1. Демонстрация необходимого ролевого поведения в общем смысле и по отношению к окружающим;
  2. Ориентир для индивидов, взаимодействующих с исполнителем определенной роли.

Замечание 1

Таким образом, роль является индикатором приемлемости поведения индивида для него самого и окружающих.

Каждый из сотрудников в организации может принимать на себя несколько социальных ролей – он может являться одновременно руководителем и подчиненным, коллегой и товарищем. Социальные роли можно классифицировать по ряду различных признаков:

  • По половому признаку – мужские и женские;
  • По степени формализации – формальные и неформальные;
  • По форме – активные и пассивные;
  • По способу проявления – явные и скрытые;
  • По значимости – доминирующие и второстепенные;
  • По степени стандартности – стандартизированные и свободные.

Для характеристики любой социальной роли обычно используют две базовых характеристики – права и обязанности индивида, который принял на себя данную роль.

Определение 2

Права – совокупность ожиданий индивида от других участников общества, которые побуждают его к определенным действиям.

Определение 3

Обязанности – совокупность ожиданий других участников общества от индивида, которые побуждают его к определенным действиям.

Необходимость ролевого поведения

Каждый сотрудник в организации принимает на себя определенную роль (или несколько ролей). Реализация этой роли определяет поведение каждого сотрудника организации, его взаимодействие с другими сотрудниками и внешней средой. В зависимости от того, насколько успешно реализуется роль и насколько сам сотрудник удовлетворен принятой им ролью, в организации возникают (или не возникают) различные противоречия, связанные с взаимодействием организации и индивидов.

Успешное ролевое поведение индивидов в организации определяется такими условиями, как ясность и приемлемость роли. Каждый индивид должен осознавать требования роли, которую он реализует, и принимать их. Иногда неопределенность ролевой позиции может быть причиной внутреннего или внешнего конфликта, влияние которого на деятельность организации неизбежно.

Замечание 2

Именно ролевые конфликты делают ролевое поведение индивидов в организации значимым социальным феноменом, которому следует уделять внимание в деятельности, например, при распределении задач между сотрудниками.

Ролевые конфликты и их виды

Ролевые конфликты являются результатом ролевого напряжения – феномена, возникающего в результате неприятия роли индивидом или его окружением. Ролевой конфликт представляет собой столкновение различных ролевых требований, которое вызвано множественностью социальных ролей индивида. Каждый человек исполняет несколько социальных ролей, каждую из которых он некоторым образом воспринимает. Принято выделять два основных типа ролевых конфликтов:

  • Межролевой конфликт – возникает при одновременной реализации нескольких ролей. В рамках межролевого конфликта в поведении одного индивида сталкиваются различные, несовместимые друг с другом ролевые ожидания. Во избежание межролевого конфликта каждый индивид должен прилагать специальные усилия для создания оптимальной комбинации своих ролей;
  • Внутриролевой конфликт – возникает при реализации сложных противоречивых ролей. Ярким примером такой роли является роль руководителя в организации, который должен одновременно соответствовать ожиданиям своего начальства и подчиненных, которые противоречат друг другу.

4.1. Ролевое поведение в общении

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .

В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .

Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием . Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

  • роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;
  • роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;
  • поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус , т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

В ролевом общении важно определить позицию партнера, с тем, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения. Выбор конкретной линии поведения зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых от партнеров трудностей.

Применительно к работе с людьми мы исходим из подразделения ситуаций общения на сотрудничество и противоборство. Ролевое поведение конкретизирует такие их особенности, как открытость или скрытность, поведенческие маскировки. Возможность имитации и маскировки партнером своих целей затрудняют оценку ситуации контакта.

Ролевые взаимоотношения оперативного работника с гражданами, должностными и иными лицами часто носят конфликтный характер. В этом случае они принимают форму позиционного противоборства, в котором переплетены формальные, деловые отношения участников и неформальные особенности их ролевого поведения. Причем, как правило, ролевое поведение служит средством достижения деловых целей одного или обоих партнеров.

Техника анализа конкретных ситуаций позиционных конфликтов в общении с лицами, причастными к преступлениям, включает в себя определение следующих характеристик:

1. Понимание (видение) ситуации участвующими в ней лицами.

2. Соотношение подлинных и имитируемых целей и интересов сторон.

3. Общепринятые и индивидуальные правила поведения в данной ситуации.

4. Соотношение явных и скрытых позиций (статусов и ролей) участников контакта.

5. Способ и стиль выражения позиций в ролевом поведении.

6. Затруднения во взаимодействии, а также личные трудности участников, влияющие на их поведение в данной ситуации.

7. Личный опыт участников контакта, отражающийся в их склонности к определенному варианту ролевого поведения.

8. Наборы действий участников и их композиции. Композиции взаимных действий участников и ситуации образуют типичные варианты позиционной борьбы.

9. Тип позиционной борьбы и особенности распределения ролей.

Наиболее распространены следующие типы позиционных конфликтов (по критерию особенностей средств психологической борьбы): позиционное наступление; манипулирование, маневры, игры.

Позиционный анализ конфликтного общения отвечает на вопросы: как кто реально действуют участники контакта, каковы их действительные цели и каковы средства и способы маскировки истинных интересов в позиционной борьбе.

Соответственно, позиционное противоборство можно определить как такую ситуацию, где цели сторон противоположны, а один из участников избирает поведение, при котором его действительные цели маскируются позиционными отношениями. Правила поведения в ситуации конфликтного общения принципиально различно определяют возможные поступки оперативного работника и лиц, причастных к совершению преступлений. Требования законности, нормы профессиональной этики существенно ограничивают допустимые варианты ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов. В этой же ситуации поведение лица, причастного к преступлениям нормируется его противоправными интересами и потребностью сохранить свое положение любой ценой.

В структуре позиционного противодействия будем различать явные (демонстрируемые) и скрытые (действительные) цели.

Ролевое поведение граждан, причастных к преступлениям, как средство психологического воздействия на личность конкретного представителя правоохранительных органов, предпринимается со следующими целями:

  • выиграть время с тем, чтобы уничтожить вещественные доказательства;
  • получить информацию об осведомленности правоохранительных органов;
  • избежать взаимодействия в невыгодных для себя условиях;
  • дискредитировать конкретного сотрудника;
  • социальное приучение сотрудника с тем, чтобы обеспечить условия для правонарушений («Не суйся, куда не следует», «Смотри, кого берешь»).

Важно отметить, что ролевое поведение, предпринимаемое с целью социального приучения, имеет сложную психологическую логику. Воздействие на оперативного работника для лидера преступной группы иногда является лишь удобным поводом укрепить веру членов группы в его всесилие или запугать лиц – возможных источников информации о преступлениях.

Психологический анализ позиционных конфликтов показывает, что в них есть наступающий – инициатор конфликта и обороняющийся .

Применительно к ситуациям общения в оперативной работе можно использовать понятие направленности позиционных конфликтов. Возможны 3 вида ситуаций позиционного наступления .

Наступающий стремится увеличить психологическую дистанцию между собой и оперативным работником, полагая, что сотрудник претендует на то, что не является его правом. Средства наступления: информирование о несовпадении в положении, правах и обязанностях, возможностях.

Наступающий стремится сократить психологическую дистанцию в отношениях с оперативным работником. Средства – все, что подчеркивает совпадение, близость положения, возможностей и интересов.

Наступающий стремится выяснить, соответствует ли его желаниям отношение к нему оперативного работника, можно ли рассчитывать на те или иные взаимоотношения.

В любом позиционном конфликте цель его инициатора – либо отдалить от себя партнера, либо сблизиться с ним. Интересно, что отдалять можно как восхваляя себя, так и унижая оперативного работника – «ставить на место».

Таким образом, взаимные отношения участников общения могут служить средством для сокрытия в позиционном конфликте противоречий деловых конкретных целей деятельности. Средством такой маскировки является ролевое поведение.

Если сотрудник поддается на провокацию, цель которой – вывести его из равновесия, придать конфликту личностный характер, и это замечено противником, то деловое общение все больше превращается в позиционное выяснение отношений. С точки зрения служебных целей оперативного работника данная ситуация проиграна, так как противнику раскрыто его слабое место, и он будет использовать полученное преимущество.

«Болевые точки» личности сотрудника в ситуации ролевых форм конфликта могут быть следующими:

  • честь службы. Например: «Работать не хотят, вот и идут в милицию»;
  • статус личности: «Кто вы такой? Кто дал вам право?»;
  • потеря целей деятельности (подмена их целями конфликта, может быть, скрываемая);
  • боязнь потерять лицо, нежелание скандала, внимания посторонних лиц (своеобразный «синдром публичности»).

Позиционный анализ конфликтного общения позволяет уяснить, каковы действительные цели участников и каковы средства и способы маскировки истинных позиций и достижения целей позиционной борьбы.

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

В ситуации общения на взаимные отношения участников контакта влияют личностные установки. Можно выделить два типа установок: позитивные – отношение дружественности, стремление достичь чего-то желаемого; и негативные установки предубеждения, стремление избежать чего-либо, разрушить согласие и пр.

В случаях предубеждения собеседника его понимание регулируется именно негативными установками. Поэтому отрицательное отношение к теме разговора обобщается, переносится на отношение к ситуации общения в целом.

О степени враждебности в конкретном случае общения можно судить лишь тогда по яркости поведенческих признаков, когда собеседники не маскируют подлинных отношений. Поведенческие маскировки значительно осложняют диагностику личности (отношений и намерений) человека.

Знание отношения к себе партнера позволяет оперативному работнику адекватно оценить психологическую атмосферу беседы, открытость или закрытость позиции поведения партнера и дает возможность избрать правильную линию поведения.

Таким образом, поведенческие признаки враждебности и дружественности являются значимыми моментами в самоопределении оперативного работника в ситуации беседы . Поведенческие маскировки враждебного отношения в технологическом описании выражаются в следующих признаках:

1. Дружественность или враждебность собеседника проявляются, прежде всего, в непроизвольных реакциях на речевое поведение оперативного работника, в том, как он (собеседник) воспринимает обращение, в степени поведенческой собранности и мобилизованности. При враждебности собранность поведения выше, и тем выше, чем сильнее враждебное отношение.

Отношение собеседника проявляется в характере присоединения к поведению оперативного работника .

П. М. Ершов отмечает, что признак враждебности в способах речевого воздействия – «предупреждать», признак дружественности – «удивлять» . Первый проявляется в закрытых, второй – в открытых способах речевого воздействия и соответствующего поведения.

2. Враждебно настроенный человек, считающий себя сильным, – многословен и настойчив в выяснении отношений, претендует на многое, именно в изменении взаимоотношений.

Считающий себя слабым избегает выяснения отношений, позиционной борьбы и стремится держаться содержания дела.

Сильный противник чаще маскирует деловые цели и интересы позиционными (выяснением отношений), слабый позиционный конфликт маскирует разногласиями по поводу содержания деятельности.

3. Враждебность ведет не к владению, а к распоряжению инициативой в беседе. Установка враждебности побуждает собеседника скрывать не только цели и интересы, но и качества личности, познание которых может ослабить его позицию.

Во всех случаях общения враждебная установка (даже маскируемая) закрепощает, сковывает общение.

4. В информационном обмене враждебно настроенный собеседник часто прибегает к провокации: малозначимая информация выдается за существенную, а значительная – за несущественную.

Следует помнить, что в обмене информацией поведенческие признаки враждебности не отражают глубину взаимных отношений.

5. Психологические маскировки в игровых формах конфликтов часто определяются желанием скрыть подлинную цель инициатора . В этом случае одна из сторон ведет позиционную борьбу, выяснение отношений умышленно.

Реализуя игру замкнутый, повторяющийся цикл действий, стремящийся к предсказуемому исходу , инициатор демонстрирует интерес к определенным отношениям, а на самом деле преследует деловую цель. В установлении демонстративно требуемых отношений противник может быть активен и убедителен. Однако, если он в действительности преследует какую-либо иную цель, то, получив требуемое к себе отношение, он будет требовать его новых доказательств до тех пор, пока не получит то предметное, чего он в действительности добивается . Позиционный конфликт в этом случае есть лишь поведенческая, игровая маскировка делового интереса.

6. Соответственно возможна маскировка деловым конфликтом позиционного противоборства. Особенно характерно в отношениях «Начальник-подчиненный». Это то, что называют «придирками». Придирающийся говорит о конкретном, но в действительности его цель состоит в изменении взаимоотношений.

Диагностическим признаком таких маскировок является наличие технологии достижения позиционной цели. Несовместимость интересов обнаруживается именно в том, как подлинный мотив инициатора такой игры реализуется в целях ситуаций «здесь и теперь».

7. Главным в диагностике скрываемой враждебности является определение субъективных ресурсов человека . В каждом случае для распознавания враждебности важно установить: в каких ситуациях данный человек представляется самому себе сильным? В каких ситуациях он оценивает свои ресурсы борьбы как недостаточные для выражения враждебности? В чем он видит свою силу?

8. В диагностике собственно конфликтного поведения человека мотивы его поступков более или менее проявляются. Но в действиях по накоплению ресурсов (средств борьбы) подготовки к конфликту мотивы специально маскируются, скрываются для того, чтобы истинная цель оставалась как можно дольше неизвестной противнику .

9. Видя отношение оперативного работника к ситуации общения, его партнер определяет возможную степень совпадения их интересов (дружественности) и различия (враждебности). Однако, вероятность враждебного отношения зависит от того, насколько интересы партнера расходятся с его пониманием данной ситуации контакта в целом . Следует учитывать, что мера предрасположенности к враждебности определяется также субъективным опытом и личными установками человека.

10. Для того, чтобы оперативному работнику узнать отношение к себе партнера, надо знать особенности его самопринятия. Что считает человек ценным в своих качествах, интересах, опыте жизни? Только тогда можно определить подлинное отношение партнера к содержанию общения.

Учет ценностей личности собеседника и их соотнесение со своими позволяет различить области их совпадения или расхождения. Тем самым можно определить направление установления поля доверия, не затрагивая при этом исходные предубеждения собеседника.

Скрываемое противодействие оперативному работнику выражается, главным образом, в расхождениях значимых признаков ситуации конкретного общения с типичным случаем.

1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 44.

2 Бакеев В. А. Проблема ролевого поведения в решении правоохранительных задач // Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Тарту, 1986. Ч. 1. С. 27–28.

3 См.: Бакеев В. А. Указ. работа; Филонов Л. Б. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения: Автореф. дис... доктора психологических наук М., 1985.

4 Ершов П. М. Технология актерского искусства. М., 1959.

5 Типичные варианты манипулятивного присоединения и характеристики типов манипуляторов см.: Шостром Э. Человек-манипулятор. Минск, 1992.

6 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 140.

7 О игровых формах общения см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

8 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 99.

9 О технологии психологической борьбы см.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!