Россия и будущие войны: слабые и сильные стороны путинской армии. Слабые стороны российской армии

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Одна из проблем - наличие в войсках устаревшей техники

В ходе круглых столов и панельных дискуссий на форуме "Армия-2015" о проблемах говорится меньше, чем о ее достижениях - в том числе и с целью популяризации вооруженных сил среди россиян, а не обсуждению недостатков армии и флота.

Однако в ходе одной из дискуссий - о перспективном облике армии - депутат Госдумы Вячеслав Тетехин привел в пример Пентагон, в котором, по его словам, стараются больше говорить о проблемах армии США с тем, чтобы более четко их обозначать и выявлять, а затем решать.

Тетехин сказал, что России остро не хватает такой же дискуссии в парламентских и военных кругах для развития армии.

Русская служба Би-би-си обратилась к военным экспертам с просьбой назвать те слабые места российской армии, которые, по их мнению, следует исправлять в первую очередь. Эксперты обозначили пять проблем:

  • Производство и разработка современных вооружений страдает от отсутствия кадров и несовершенства материальной базы
  • Численность вооруженных сил недостаточна, а комплектование сопряжено с трудностями из-за нехватки людей
  • Непоследовательность реформ, волюнтаризм в принятии решений
  • Нехватка современных вооружений, включая беспилотные системы, низкая скорость перевооружения армии
  • Необходимость больших затрат на продолжение реформы - ее невозможно остановить, а для доведения до конца необходимы большие средства

Вячеслав Тетехин, член комитета Госдумы по обороне, коммунист (из выступления на круглом столе):

"Я обозначил проблему профессионально-технического образования. Но вы [военные] должны ставить перед политиками, перед нами проблему прикладной науки.

Все эти замечательные системы, кто их будет делать? Я говорю о руках. А где эти умы? [...] Кто будет генерировать все эти вещи?

Например, мой брат работал в Институте радиотехники и электроники Академии наук, которого сейчас не существует. Ему 70 лет. Он говорит, что сейчас уровень тех, кто приходит в исследовательские институты, на порядок ниже нашего".

Константин Сивков, председатель Союза геополитиков:

"Главная проблема российских вооруженных сил заключается в том, что они малочисленны.

Image caption Нехватка личного состава - следствие "демографической ямы"

Для того, чтобы обеспечить нормальное, полноценное решение задач обороны страны, их численность надо увеличить примерно в полтора раза.

Во-вторых, российским войскам надо сейчас закупать как можно больше современной техники.

Современная российская боевая техника по уровню возможностей и тех технологий, которые туда заложены, отвечает всем самым современным требованиям.

Но закупки, на мой взгляд, осуществляются в недостаточном количестве".

Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона" :

"В предшествующий период недостаточное внимание уделялось беспилотникам. Здесь нужно решительно наверстывать отставание.

России нужны беспилотники всех основных классов - начиная от тактического звена и кончая стратегическими воздушными разведчиками.

Необходимы ударные беспилотники, потому что за ними будущее.

Вторая проблема - необходимо исключить волюнтаризм в принятии решений, связанных с закупками вооружений.

Печальная традиция России - приходит новый главком и меняются приоритеты. Нужен институт постоянных заместителей министра обороны, главкомов всех видов вооруженных сил".

Image caption Еще одна проблема - несовершенство промышленности, выпускающей новые образцы техники

Константин Богданов, военный обозреватель Ленты.Ру:

"Первой и главной проблемой является незавершенность военной реформы, запущенной в конце 2000-х годов, и неоднократно изменявшейся в частностях. Причем как при Сердюкове, так и при Шойгу.

Вторая проблема связана с тем, что до сих пор не преодолено то, что называется "закупочными каникулами 90-х годов". То есть значительная часть техники, которая должна была быть выведена из состава уже к началу 2000-х годов и заменена на новые образцы, заменяется только сейчас. Проиграно, минимум, 15 лет.

Это привело, в частности, к тому, что целый ряд предприятий промышленности, выражаясь спортивным языком, "растренировались". Они в течение долгого времени не могли обеспечить подачу нужной техники и вооружений с требуемыми характеристиками и показателями себестоимости.

Эта ситуация частично исправляется, но еще в конце 2000-х она была совершенно вопиющей.

Проблема комплектования, связанная с демографической ямой. Людей приходится затаскивать в армию, не хочу сказать на аркане, но на очень-очень сладком прянике - денежном довольствии.

Еще одна проблема - необходимость огромных инфраструктурных трат.

Заброшенные военные городки в Арктике, строительство там новых баз. Но это же не только проблема Арктики, просто к ней приковано внимание. [...] Восстанавливаются аэродромы, восстанавливаются военные базы, которые бросались в конце 90-х годов.

Это гигантские деньги, и как это все будет выглядеть в условиях финансовых трудностей, сказать сложно. Армия поглощает много ресурсов, но она уже прошла полдороги и замирать на этом месте было бы неправильно".

Учитывая пристальное внимание, которое весь мир уделял в этом году военному потенциалу России, целесообразно поразмышлять о том, какое влияние могут оказать стремительно меняющиеся условия современной войны на российскую военную мощь в сравнении с ведущими западными странами, пишет УКРОП со ссылкой на nationalinterest.org.

Тенденция к дальнейшей автоматизации, включая использование оружия с дистанционным управлением и создание автономных видов оружия с элементами искусственного интеллекта (AI-driven autonomous warfare) приведет к снижению сравнительных показателей военного потенциала России. Она не обладает технологиями, сравнимыми с западными, в сфере современных автоматизированных систем, а также возможностями создать собственные аналоги таких систем в обозримом будущем. Военная промышленность России сильно отстает от западной в области систем автоматического управления, боевых беспилотных летательных аппаратов, а также всего спектра современной электроники.

Российское правительство осознает это отставание и, до недавнего времени, предпринимало попытки ликвидировать разрыв за счет активного сотрудничества с западной оборонной промышленностью. Однако, замораживание военного сотрудничества между странами НАТО и Россией, ставшее одним из последствий присоединения Крыма и последовавшего за ним введения большинством стран Запада экономических санкций в отношении России, в ближайшие годы будет препятствовать стремительному освоению российскими оборонными компаниями современных военных технологий и технологий двойного назначения. Финансовые ограничения, вызванные бюджетным кризисом, причинами которого стали западные санкции и падение цен на нефть, также станут помехой для разработки и поступления на вооружение армии новых видов оружия на основе современных технологий.

В результате Россия будет вынуждена искать альтернативные пути, чтобы противостоять западным автоматизированным технологиям. Существуют два направления усиления относительной военной мощи России: подавление коммуникаций противника, а также использование электронных вооружений для уничтожения беспилотных летательных аппаратов и других видов автоматизированной военной техники. Именно в этих двух областях российские (а в прошлом - советские) военные обладают значительным опытом. Недавно созданная система радиоэлектронной борьбы класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» «Рычаг-АВ» предназначена для подавления радиолокационных систем в радиусе нескольких сот километров, то есть она способна сделать все радиоуправляемые вооружения противника небоеспособными. Новая система может быть установлена на целом ряде платформ наземного, морского и воздушного базирования, и ее возможности, по данным российских официальных источников, значительно превосходят все существующие западные аналоги.

Российские военные могут также противопоставить западным технологическим преимуществам свою активность в использовании кибернетического оружия против западных стран, как в случае прямого конфликта, так и в иррегулярных и гибридных войнах в периоды обострения отношений. В обеих этих областях Россия обладает преимуществами по сравнению со странами Запада. Отсутствие демократической ответственности в российской политической системе делает применение тактики дезинформации и иррегулярной войны для России более простым, чем для западных правительств, вынужденных соблюдать демократические нормы. Участвуя в гибридных конфликтах против западных стран, Россия может привлекать наемников и другие иррегулярные силы, действующие при поддержке подразделений ГРУ и других спецслужб. Она также может использовать дружественно настроенное население соседних стран в качестве прикрытия для тайных операций на территории противника.

Кроме того, у России имеется большой опыт в области кибернетических войн, и она не испытывает правовых ограничений на использование кибернетического оружия, подобно большинству стран Запада. Основной тактикой кибернетической войны под эгидой российского правительства, по всей вероятности, могли бы стать специальные операции. Китайская атака на Кадровое управление правительства США, которая привела к краже персональных данных на всех сотрудников, получивших от правительства Америки допуск к секретным материалам начиная с 2000 года, свидетельствует о том, что в ближайшем будущем Россия и другие противники США могут применять хакерские атаки и тактику проникновения в базы данных в сочетании с повреждением систем безопасности противника.

Кроме того, российские спецслужбы будут поддерживать тесные связи с независимыми хакерами, которые могут быть мобилизованы для организации мощных сетевых атак. Эта тактика не является новой. Она уже была продемонстрирована российскими хакерами в 2007 году в Эстонии и в 2008 в Грузии, однако подобные приемы могут быть весьма эффективны и в будущем для вывода из строя гражданской инфраструктуры и, возможно, даже правительственных коммуникаций.

Если говорить о более традиционных военных средствах, особое значение для России будет иметь использование управляемых боеприпасов с высокоточным наведением. Оборонительная стратегия создания бесполетных зон и блокирования районов будет сфокусирована на защите собственной территории с помощью оборонительных сетей. Эти многослойные оборонительные системы в настоящее время установлены в Крыму. В будущем они, по всей вероятности, будут размещены на Курильских островах, в Калининграде, а также, возможно, и в других прибрежных районах. Для противодействия традиционным американским преимуществам в технологиях обеспечения малозаметности, на российских центрах управления подразделениями зенитных ракет установлены радиолокационные установки, работающие в диапазоне низких частот. Эти меры могут надолго сделать американские военные самолеты более уязвимыми для российских систем противовоздушной обороны. Главное ограничение возможностей этой стратегии также будет связано с технологиями: постоянные проблемы, с которыми сталкивается российская космическая программа при запуске спутников, вероятно, ограничат возможности российских военных отслеживать потенциальные атаки противника, вынуждая Россию полагаться на радары наземного базирования для покрытия ключевых стратегически важных регионов.

Боеприпасы высокоточного наведения также могут быть использованы для военных операций. Такие ракеты класса земля-земля как «Искандер», обладающие максимальным радиусом поражения 500 километров, могут применяться для создания угрозы соседним странам. Российские военные в настоящее время оборудуют многочисленные корабли и подводные лодки мощными крылатыми ракетами для поражения наземных целей, которые не подпадают под действие Соглашения о сокращении ракет средней дальности и обладают радиусом действия от 2,5 до 3 тысяч километров. Эти ракеты позволят российским военным угрожать не только непосредственным соседям, но и более удаленным странам с хорошо защищенных позиций в собственных территориальных водах, например, в Черном, Балтийском и Охотском морях. Поскольку эти ракеты могут быть выпущены с относительно небольших военных кораблей, таких как фрегаты и корветы, российский Военно-морской Флот может представлять серьезную угрозу региональной безопасности, несмотря на то, что ему не удалось достичь особых успехов в строительстве крупных боевых судов.

Поскольку способность России соперничать с обычными вооруженными силами США или противостоять западному технологическому превосходству в сфере обычных вооружений является крайне маловероятной, русские будут по-прежнему опираться на свой потенциал ядерного сдерживания как на главную страховку. Российские военные стратеги склонны считать, что ядерные вооружения являются компенсацией относительной слабости России в сфере обычных вооружений. Ядерная доктрина России в определенной степени параллельна аналогичной доктрине НАТО времен холодной войны, хотя российские лидеры гораздо чаще делали публичные заявления, в которых утверждали, что могут пойти на применение тактического ядерного оружия, чтобы остановить атаку обычными вооружениями, угрожающую российской территории или государственному суверенитету.

Российские лидеры ясно осознают, что сегодня отечественный военный потенциал не выдерживает сравнения с мощью Соединенных Штатов, и что по всей вероятности, в ближайшие два десятилетия, вперед в военном отношении выйдет и Китай. Однако они активно планируют тактику использования отдельных областей, в которых Россия обладает относительными преимуществами, для компенсации общей недостаточности своего военного потенциала. Западные стратеги, в свою очередь, должны сфокусироваться на мерах противодействия этим российским преимуществам в таких сферах как кибернетическая война и отражение потенциальной угрозы применения Россией своих крылатых ракет, а также тактического ядерного оружия для достижения политических целей в соседних странах.

Автор, Дмитри Горенбург (Dmitry Gorenburg ), научный сотрудник Центра военно-морских исследований (Center for Naval Analyses ), эксперт Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете.

Эксперт из США проанализировал сильные и слабые стороны российской армии. Выводы, к которым он пришел, оказались весьма интересны и неожиданны для многих.

Россия достаточно сильна, чтобы одолеть армию любого соседнего государства, кроме Китая. Кроме того, российская армия в некоторых видах вооружения располагает возможностями, которых нет у других, считает аналитик Дмитрий Горенбург из Центра военно-морского анализа и Гарвардского университета. Вместе с тем, есть области, где РФ заметно отстает, полагает эксперт.

Горенбург проанализировал российскую государственную программу вооружений, рассчитанную до 2027 года. По его мнению, Россия будет опережать конкурентов по некоторым видам вооружений - в частности, речь идет о противокорабельных ракетах, системах радиоэлектронной борьбы (РЭБ), противовоздушной обороне.

В других областях российская армия в указанный период сможет сократить отставание - например, что касается беспилотных аппаратов и высокоточных боеприпасов. А в некоторых отставание будет существенным и сохранится - речь прежде всего о надводных кораблях и автоматизированных системах контроля. Говоря об "отставании", подразумевается Запад (прежде всего США) и Китай.

Собственно, самая главная проблема - вопрос финансирования. Разумеется, это отнюдь не особенность нашей страны, с похожими проблемами сталкиваются практически все государства. За исключением разве что США и Китая. И то, в Соединенных Штатах действующие генералы постоянно рассказывают, как сложно им обуздать "российскую угрозу" без принятия необходимых мер, которые в первую очередь подразумевают стабильное и обильное финансирование.

В частности, считает Дмитрий Горенбург, будет активно развиваться ядерная триада. Речь как о новых межконтинентальных баллистических ракетах, так и других проектах - например, боевом железнодорожном ракетном комплексе "Баргузин" и "Сарматах". Кроме того, продолжится модернизация стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95 - по мнению эксперта, это более рациональный вариант на обозримую перспективу, нежели надежда на разработку ПАК ДА.

Что касается Военно-морского флота, то в докладе он назван "главным проигравшим". Во-первых, из-за дороговизны развития, по причине чего, считает американский эксперт, акцент будет сделан на развитии подводного флота и корветов. На строительство более крупных надводных кораблей, считает Горенбург, оказывают влияние западные и украинские санкции. Видимо, подразумевается история с "Мистралями" и прекращение поставок украинских двигателей для нужд ВМФ России (хотя в настоящее время идет активная работа по их замене, серийное производство предполагается начать в 2018 году).

Во-вторых, еще одна проблема, обозначенная в докладе, неспособность судостроительной промышленности освоить уже выделенные средства.

Вместе с тем, в докладе высоко оцениваются ракеты "Калибр", которые, как отмечает Горенбург, представляют большую угрозу для потенциального противника, включая НАТО.

Касательно военно-воздушных сил, в докладе отмечается, что упор будет сделан на Су-30СМ, Су-24 и Су-35С. Возможно, ВКС обзаведутся некоторым количеством МиГ-35. Что же касается истребителей пятого поколения Су-57, то, считает Горенбург, в заметных количествах они появятся к 2027 году, то есть после завершения разработки двигателя нового поколения. А до той поры эти самолеты будут закупаться в небольших количествах для тестирования.

Из-за высокой стоимости, полагает американский аналитик, небольшим будет в российских войсках и число танков Т-14 "Армата" и боевых машин, созданных на этой платформе. Впрочем, здесь автор доклада не демонстрирует полной уверенности в том, что именно так и будет.

Вообще говоря, в докладе речь идет в основном об уже известных разработках. Да и то не обо всех - как уже было сказано, отмечается преимущество в системах РЭБ и ПВО, но о перспективах этих видов вооружений ничего нет. Впрочем и сам доклад не слишком объемный и анализ достаточно общий.

В итоге автор приходит к выводу, российские разработки представляют собой обновленные версии позднего советского дизайна. А перед российской промышленностью стоит задача освоить серийное производство новых видов вооружения, дабы обеспечить их бесперебойные поставки.

В настоящий момент, считает Горенбург, армия России в состоянии справиться с армией любого соседнего государства в обычной войне - за исключением Китая.

Фото: reuters.com

На форуме «Армия-2015» в ходе дискуссии о перспективном облике армии депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин заявил, что России «остро не хватает» дискуссий «в парламентских и военных кругах для развития армии», на которых надо бы выявлять проблемы армии РФ, и привёл в пример Пентагон, где так принято. Да, вот чего не хватает военным для полного счастья - так это квалифицированного (все же специалисты в военной области!) мнения депутатов Госдумы с обсуждением новейших (и, соответственно, не совсем для публики) данных по военным вопросам в среде, где многие не стесняются иметь двойное гражданство.

Но русской службе BBC идея понравилась , и она «обратилась к военным экспертам с просьбой назвать те слабые места российской армии, которые, по их мнению, следует исправлять в первую очередь». «Политическая Россия» недавно про «пять уязвимостей армии США»: каково их значение и с какой целью был опубликован соответствующий материал (скорее всего, Пентагон просто хочет бюджетных денег). Давайте посмотрим и на эти пять пунктов от BBC .

1. Производство и разработка современных вооружений страдает от отсутствия кадров и несовершенства материальной базы.

Цитата из выступления на круглом столе Вячеслава Тетёкина:

«Я обозначил проблему профессионально-технического образования. Но вы [военные] должны ставить перед политиками, перед нами, проблему прикладной науки. Все эти замечательные системы, кто их будет делать? Я говорю о руках. А где эти умы? [...] Кто будет генерировать все эти вещи? Например, мой брат работал в Институте радиотехники и электроники Академии наук, которого сейчас не существует. Ему 70 лет. Он говорит, что сейчас уровень тех, кто приходит в исследовательские институты, на порядок ниже нашего».

С тем, что образование необходимо реформировать, освобождая от либеральных реформ и выметая реформаторов с запретом работать в области образования и на государственных должностях, никто не спорит; но это общая проблема, а отнюдь не армейская. Сразу, кстати, видна эффективность предложения ввести дискуссии в Госдуме по военным вопросам: пусть сначала хотя бы научатся строем ходить, а потом, может, и будет понятно, что отвечать надо на поставленный вопрос, а не по-интеллигентски рассуждать «по мотивам».

И, кстати, государственная программа вооружений подразумевает достижение доли современных образцов вооружений и военной техники от 70 до 100% к 2021 году.

2. Численность вооруженных сил недостаточна, а комплектование сопряжено с трудностями из-за нехватки людей.

Константин Сивков , председатель «Союза геополитиков» (первый раз сталкиваюсь):

«Главная проблема российских вооруженных сил заключается в том, что они малочисленны. Для того, чтобы обеспечить нормальное, полноценное решение задач обороны страны, их численность надо увеличить примерно в полтора раза. Во-вторых, российским войскам надо сейчас закупать как можно больше современной техники. Современная российская боевая техника по уровню возможностей и тех технологий, которые туда заложены, отвечает всем самым современным требованиям. Но закупки, на мой взгляд, осуществляются в недостаточном количестве».

Аргументация, кроме слов «на мой взгляд», не обнаружена. Я вот тоже скорее «геополитик», чем военный эксперт - но, по крайней мере, я не даю советы военным, что им делать. Да, сейчас за увеличение численности армии выступает 40% жителей России, но количество и качество - это парадигмально разные категории, и первая во вторую простым экстенсивным возрастанием не переходит. В декабре начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов (думаю, что он должен знать потребности войск лучше, чем различные «геополитики»), заявил :

«При постоянной цифре боевого состава повышение оснащенности новой техникой плюс решение вопросов обеспечения вооруженных сил приводят к повышению боеспособности отдельно взятых подразделений, группировок вооружённых сил на всех стратегических направлениях, а также Вооруженных сил в целом. Таким образом, можно сказать, что боевые возможности наших вооруженных сил повысились в 1,3 раза».

При этом Сергей Шойгу ещё в сентябре прошлого года сказал , что армия выполнила годовой план по набору контрактников и даже «вынуждена принимать меры по сдерживанию желающих» - так что, может, военным всё же виднее, сколько военнослужащих требуется стране?

3. Непоследовательность реформ, волюнтаризм в принятии решений.

Игорь Коротченко , главный редактор журнала «Национальная оборона», отметил:

«Печальная традиция России - приходит новый главком и меняются приоритеты. Нужен институт постоянных заместителей министра обороны, главкомов всех видов вооруженных сил».

«Первой и главной проблемой является незавершенность военной реформы, запущенной в конце 2000-х годов, и неоднократно изменявшейся в частностях. Причем как при Сердюкове, так и при Шойгу».

С первым нельзя не согласиться: постоянная ротация начальства ни к чему хорошему не приводит, будь это хоть командир взвода, хоть президент страны. Освобождение от должности должно зависеть от результатов работы, а не просто «пора и другому тут покомандовать». Так что я бы переформулировал тезис менее деликатно: давайте играть в политику отдельно, а армия пусть работает на уровне заместителей. Впрочем, нынешний главком, в отличие от предыдущего, на мой взгляд, вполне нормально расставляет приоритеты.

А вот второе - стандартное журналистское некомпетентное нытьё. Что, реально надо было принять план реформ и придерживаться его до конца - безотносительно всего происходящего? Ну-ну.

4. Нехватка современных вооружений, включая беспилотные системы, низкая скорость перевооружения армии

Ещё раз Игорь Коротченко :

«В предшествующий период недостаточное внимание уделялось беспилотникам. Здесь нужно решительно наверстывать отставание. России нужны беспилотники всех основных классов - начиная от тактического звена и кончая стратегическими воздушными разведчиками. Необходимы ударные беспилотники, потому что за ними будущее. Вторая проблема - необходимо исключить волюнтаризм в принятии решений, связанных с закупками вооружений».

По поводу волюнтаризма в закупках без конкретики ничего не могу сказать, хотя тема важная, и при этом не эксклюзивная для России: так, в Германии бундесвер имеет проблему вида « дефектные истребители и перегревающиеся винтовки », а Счётная палата США обнаружила , что все 33 развернутые ракеты американской системы ПРО имеют дефекты. И это я даже ничего не искал, просто ссылки из открытого в браузере. Так что у них волюнтаризм в плане «что закупать» тоже присутствует.

Про беспилотники - соглашусь, что этот вопрос значим, но «слабое место, которое надо исправлять в первую очередь»? Что-то есть у меня подозрение, что русская служба BBC «на коленке» составила список, попросту скомпилировав мнения по разным поводам. Цитата Тетёкина обозначена как взятая с круглого стола - вряд ли ему задавали конкретно заявленный вопрос.«Государство перестает инвестировать в социальный капитал и вкладывает в оборону и силовые структуры. В первом квартале 2015 года оборонные расходы составили рекордные 9% квартального ВВП. Это значит, что будет меньше школ, меньше больниц…»

Вот и сложилась головоломка: я, конечно, не претендую на телепатию, но тут не «пять главных проблем», а высосанный из пальца инфоповод «депутат предложил обсуждать», затем с бору по сосенке мнения лиц, из которых в теме разбирается лишь Игорь Коротченко, да и ему, судя по всему, вопрос в заявленной формулировке не задавали. И в конце подаётся главная мысль: «Это очень дорого!». Вот ради продвижения этой мысли, думаю, BBC и старалось. И не имеет значения, что тема подана с ремаркой «замирать на этом месте было бы неправильно » - статья (а перепостов и пересказов её много!) предназначена не для убеждения в том, что уже не надо кормить свою армию, а именно для внедрения мысли «кормить свою армию дорого » - очень пригодится в случае каких-либо затруднений, когда будет проталкиваться идея «России не надо мощной современной армии, это очень дорого, колбаса лучше ракет!».

Впрочем, такое ощущение, что у Госдепа закончились профессионалы, и те, кто есть, не понимают, что Россия от внешнего воздействия всегда только сплачивается, а трудностями русских не запугать уже много веков.

В последние недели появились подробные сообщения о российской программе вооружения на 2018-2027 годы. За этот период из государственной казны должно поступить на разработку и производство военной техники около 19 триллионов рублей, что значительно меньше, чем требуется вооруженным силам, хотя, учитывая экономические трудности России, это все же немало. Однако интереснее собственно суммы то, что именно Кремль собирается закупать в этот период.

Напомним, что российские государственные программы вооружения всегда рассчитаны на десять лет, однако принимают их каждые пять лет, чтобы поддерживать их актуальность. Программу на 2011-2020 годы многие оценили как первую успешную программу в истории России, хотя на ее реализации очень негативно сказалось снижение цен на нефть. Программа на 2016-2025 годы была предварительно проработана, однако западные санкции и другие обстоятельства вызвали необходимость отложить эту программу, поэтому актуализация сдвинулась таким образом, что реализация программы начнется только в следующем году.

По официальным заявлениям, в новой программе определены две основные задачи. Первая требует разработки некоторых видов оружия нового поколения, то есть оружия, в котором используются совершенно новые концепции и принципы, основанные на последних технических достижениях. Вторая задача заключается в необходимости поддерживать серийное производство уже существующих и постепенно модернизируемых видов техники. Сам факт того, что вторая, казалось бы, совершенно очевидная, задача еще раз четко проговаривается, означает, что российское руководство осознает проблемы в этой сфере.

Вообще можно сказать, что российский ВПК располагает огромным технологическим потенциалом и в некоторых отношениях является совершенно передовым, однако давно испытывает трудности с производством, вернее — с введением новых типов техники в серийное производство. Остаются проблемы, которые берут начало еще во времена Советского Союза и лихих 90-х. Теперь к ним присовокупились и те проблемы, которые являются последствием нынешней международной ситуации.

Речь идет не только о санкциях со стороны Запада, но и о прекращении поставок комплектующих с Украины, что негативно сказывается, прежде всего, на судостроении и производстве вертолетов. Без украинских двигателей некоторые новые классы кораблей, по всей видимости, так и не будут закончены, а в поставках вертолетов начались большие задержки. Россия хочет компенсировать нехватку самостоятельно или с помощью Китая, однако российское производство двигателей делает первые шаги очень медленно, а китайские образцы зачастую оказываются ненадежными.

Кроме того, несколько парадоксально сказывается тот факт, что некоторые российские вооружения привлекают большой интерес на мировом рынке, в том числе, среди государств, которые раньше делали ставку преимущественно на западную технику. Речь, в том числе, о Египте и Саудовской Аравии. Но производственные мощности российских оборонных заводов имеют свои пределы и просто не могут удовлетворить спрос и на внутреннем, и на зарубежном рынке. Пожалуй, у российских вооруженных сил должно быть преимущество, однако продажа оружия является крайне важным источником денежных средств, которые, кстати, впоследствии идут и на финансирование самой российской армии. Таким образом, получается заколдованный круг.

О том, что Россия действительно нуждается в деньгах, также говорит тот факт, что власть дала добро на экспорт зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» в Турцию и Саудовскую Аравию, а также в Китай. Последний также получил истребители Су-35. А ведь об обоих типах техники принято было говорить как о чем-то, что никогда не должно попасть в руки китайцев и союзников Запада, поскольку существует угроза, что они узнают и скопируют уникальные технологии.

Достаточно парадоксален и тот факт, что самая маленькая часть от этих 19 триллионов рублей предназначается роду войск, которому в России традиционно придают самое большое значение. Речь о ракетных войсках стратегического назначения. Причина в том, что их перевооружение новыми комплексами «Тополь-М» и «Ярс» уже в целом завершено, однако параллельно реализуется еще три крупных проекта. Точнее сказать, они реализовывались до недавнего времени, поскольку, по последним новостям, был остановлен (опять) проект крайне проблематичного мобильного железнодорожного комплекса баллистического ракетного вооружения «Баргузин».

Помимо технических проблем и высокой стоимости, среди причин закрытия проекта называют то, что «Баргузин» мог бы слишком провоцировать американцев, которые очень боялись старого железнодорожного ракетного комплекса РТ-23 «Молодец». Продолжается разработка легкой баллистической ракеты РС-26 «Рубеж», о которой иногда говорят как о попытке обойти Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, и очень тяжелой ракеты РС-28 «Сармат», которая должна сменить Р-36М, называемую «Сатаной».

Контекст

Военные приоритеты России

Chatham House 01.12.2017

Россия эффективно инвестирует в оборону

AldriMer.no 23.11.2017

В приоритете ядерные боеголовки и высокоточное оружие

Al-Ahed News Website 09.11.2017 Войска воздушно-космической обороны получат новые системы С-400 «Триумф», но, вероятно, снова будет отложена постановка на вооружение комплекса нового поколения С-500 «Прометей», который, в том числе, должен уничтожать межконтинентальные ракеты и спутники. Кроме того, ведутся работы над другими системами, эффективными в борьбе с ракетами и спутниками. Также готовится новый зенитный ракетный комплекс малой дальности «Стандарт», который, однако, судя по всему, не поступит на вооружение до 2030 года.

Означенная проблема с серийным производством ярко выражена и в случае наземных сил. Некоторые поклонники этого рода техники, скорее всего, ожидали масштабных поступлений бронетехники нового поколения — такой, как танк Т-14 «Армата», боевая машина пехоты «Курганец-25» и колесная платформа «Бумеранг». Говорилось, что будет произведено около 2,3 тысяч танков «Армата», однако новый проект принес разочарование, поскольку у оборонного завода «Уралвагонзавод» нет мощностей для подобного производства. Кроме того, новый танк не готов до конца и почти наверняка станет очень дорогой «игрушкой».

Поэтому нынешний план на следующее десятилетие предполагает производство максимально сотни или двух сотен танков Т-14, которые получат элитные подразделения российской армии. Основным типом и впредь будет Т-90, который будут дополнять модернизированные Т-72 и Т-80. Подобная ситуация складывается и в случае боевых машин пехоты: российским мотострелкам придется еще несколько лет подождать крупных поставок бронемашин «Курганец-25» и положиться на обновленные БМП-2 и БМП-3.

В совершенно таком же положении будет авиация, где и в будущем десятилетии будут доминировать уже эксплуатируемые истребители Су-27, Су-30СМ и Су-35С, а также истребители-бомбардировщики Су-34 и штурмовики Су-25. «В запасе» у России есть еще истребитель пятого поколения Су-57 ПАК ФА, но, судя по нынешнему плану, будет произведено всего несколько штук для испытаний и обучения. Серийное производство начнется только тогда, как завершится работа над новым двигателем, а это может занять несколько лет. Вероятно, задержки будут и в реализации проекта футуристического стратегического бомбардировщика ПАК ДА.

Запланировано, что авиация получит и модернизированные бомбардировщики Туполев Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, возможности которых значительно расширятся, прежде всего, в области традиционных авиаударов. Кстати, это можно назвать одной из «красных нитей», пронизывающих всю программу вооружения. Основой вооруженных сил России по-прежнему остаются стратегические ядерные силы, и, тем не менее, все большее значение приобретают традиционные виды оборонительных и наступательных вооружений.

Это можно связать непосредственно с использованием дальних бомбардировщиков и морских судов в Сирии, где Россия с успехом воспользовалась крылатыми ракетами, запускаемыми с воздуха и с кораблей. Это закономерно находит отражение и в разделе новой программы о морском флоте, где максимальный акцент делается на подводные лодки и небольшие надводные корабли, способные нести крылатые ракеты «Калибр». Это оружие, способное нанести удар на расстоянии 2,5 тысяч километров, обеспечивает России наступательную мощь, по уровню сопоставимую с прославленными американскими ракетами «Томагавк».

Но, кроме дозвуковых «Калибров», Россия производит и разрабатывает намного более быстрые ракеты. Прошла информация о якобы успешных испытаниях гиперзвуковой ракеты «Циркон», скорость которой в восемь раз превышает скорость звука, то есть достигает более девяти тысяч километров в час. Нужно подчеркнуть, что сегодня ни у одной страны мира нет эффективной защиты от такого оружия, и именно поэтому над разработками подобных наступательных средств сейчас активно работают американцы и китайцы.

Так или иначе, Россия хочет сделать ставку на небольшие, но очень хорошо вооруженные надводные корабли. И почти наверняка в рамках новой программы не будет построен ни один надводный корабль больше фрегата. Новая программа предполагает выделение средств на разработку новых авианосцев и десантных вертолетных кораблей, строительство которых реально ожидать после 2025 года. Так что России и в будущем придется положиться на устаревающего «Адмирала Кузнецова», хотя его ожидает масштабная модернизация и поставки новых истребителей МиГ-29К.

В рамках новой программы вооружения также планируется разработка подводных лодок нового поколения, хотя на службу они поступят не ранее 2030 года. Россия собирается создать и новую баллистическую ракету для подлодок, а также интересную систему «Скиф», предполагающую ракеты донного базирования. О существовании этого проекта известно уже несколько лет, и хотя информации о нем мало, он вызывает оживленные споры. Возможно, проект нарушает договор Seabed Arms Control Treaty (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ЯО и других видов оружия массового уничтожения) от 1974 года.

Ведомство Виктора Бондарева, бывшего главнокомандующего российскими ВКС, который сегодня является членом Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности, даже сделало заявление, из которого следовало, что ракеты «Сармат», «Циркон» и «Скиф» уже находятся на вооружении. Вскоре после публикации материал был отозван с объяснением, что данные типы вооружений еще разрабатываются, однако российские (и пророссийские) СМИ уже успели опубликовать несколько сенсационных новостей на основании первоначального заявления.

Не стоит сомневаться в технологическом потенциале российской промышленности, но при этом не стоит забывать и о ее постоянных проблемах. Пример танка «Армата», самолета Су-57, а также крупных кораблей говорит о том, что от амбициозного проекта или впечатляющего образца нужно пройти длинный, сложный и затратный путь к серийному производству и практической применимости. Разумеется, все это касается и нового поколения ракет.

В конце также напрашивается вопрос, было ли заявление ведомства Виктора Бондарева действительно всего лишь ошибкой, или материал в первоначальном (неточном) виде был опубликован намеренно. Ведь не стоит забывать и тот факт, что в стратегической обороне крайне важную роль играет фактор психологии. Заявление о постановке на службу новых и в целом загадочных ракет, за которое тут же уцепились СМИ, кажется простым инструментом, способным устрашить и внести замешательство в ряды противника. Подобное, кстати, прекрасно вписывается в российскую (дез)информационную стратегию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!